Другой вопрос, который часто ставят, – почему в Евангелиях мы не находим прямого утверждения самого Иисуса: «Я Бог , поклоняйтесь мне»? Почему, напротив, мы находим высказывания, в которых Иисус говорит о Боге, как о Ком-то отличном от Него? Например, «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» ( Ин.17:3–4 ). «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ). Почему, в конце концов, Иисус в Евангелии не говорит формулировками Святых Отцов и Вселенских соборов – «Я совершенный Бог и совершенный человек, предвечно пребывающий в Троице»? Ответ достаточно прост – потому что, если бы Иисус использовал такой язык, Его современники были бы не в состоянии Его понять. Но если мы поставим вопрос чуть иначе – претендовал ли Иисус на божественность, равенство с Отцом, на то, что Он пребывает вечно и есть высший Законодатель и Судия – то ответ, который мы находим в Евангелиях, это однозначное «да». Его слова невозможно интерпретировать иначе. Он принимает исповедание Фомы, который обращается к Нему со словами: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ). Возможно, нам бы хотелось, чтобы Иисус чаще называл себя словом «Бог». Но это привело бы к недоразумению. Слово «Бог» для современников Иисуса означало только Бога-Отца, и прямое утверждение «Я Бог» было бы воспринято как «во мне воплотился Бог-Отец», что было бы совершенно неверно. Сын – не Отец, это разные Лица Божественной Троицы. Поэтому Иисус говорит о Своих уникальных отношениях с Отцом – но избегает создавать ложное впечатление, что Он и есть Отец. Вместо этого Он говорит о том, что пребывал с Отцом прежде бытия мира, например: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин.17:5 ). Или: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» ( Ин.17:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Духовные чада апостола – всегда «в сердце» апостола ( 2Кор.7:3 ), и о них он «ревнует ревностью Божьею» ( 2Кор.11:2 ), боясь, чтобы они не соблазнились от преподанного им пути жизни ( 2Кор.11:3 ). Всю душу свою апостол отдает своим духовным детям ( 1Фес.2:8 ): «кто изнемогает, – говорит он, – с кем бы, и я не изнемог? Кто соблазняет, за кого бы я не воспламенялся» ( 2Кор.11:29 )? Входя в духовный мир каждого и принимая участие в духовных нуждах его, апостол был «для всех всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» ( 1Кор.9:22 ): и это – вовсе не угодливость и слабость, ибо не для своей пользы апостол служил всем, а «для пользы многих, чтобы они спаслись» ( 1Кор. 10:33 ). Такого же самоотвержения и любви к своим пасуемым ради их спасения апостол требует от пастырей и прямо, когда обращается к тому или другому из них с наставлениями о пастырском деле. Обращаясь к ефесским пресвитерам, апостол заповедует им быть внимательными, «к стаду, в котором Дух Святой поставил их блюстителями», и «пасти Церковь Господа», храня ее от заблуждений ( Деян.20:28–31 ) и «уча каждого день и ночь» ( Деян.20:31 ), в учении же этом он заповедует «ничего не пропускать полезного», «возвещая покаяние и вру в Господа нашего Исуса Христа» ( Деян.20:20–21 ) и поддерживать преимущественно «слабых» ( Деян.20:35 ). В пастырском своем послании к Тимофею, епископу Ефесскому, апостол прежде других наставлений говорит о том, что пастырю нужно делать свое дело, не отступая ни пред какими трудностями и опасностями, будучи готовым и пострадать ради спасения своих пасуемых ( 2Тим.2:3–13 ). В своей жизни пастырь должен быть «образцом для верных в слов, в житии, в любви, в дух, в вере, в чистоте» ( 1Тим.4:12, 3:1–13 ). Ревнуя о спасении своей паствы ( 1Тим.4:16 ), пастырь должен «проповедовать и учить» и тот только пастырь достойнее других, который «трудится в слов и учении» ( 1Тим.5:17 ). Все меры и средства должен испытывать пастырь в «проповеди и учении», ради главной и высшей цели – спасти вверенных ему духовных чад: «проповедуй слово», говорит апостол всякому пастырю в лице епископа Тимофея, «настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим.4:2 ), «старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» ( 2Тим.2:15 ), «будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» ( 2Тим.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

Евангелие говорит о том, что любовь Бога проявилась в жертве – нас ради человек и нашего ради спасения Он стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха. Бог , по природе Своей бессмертный, благой и абсолютно, безмерно счастливый («блаженный» как мы говорим в Церкви) сошел с небес и стал человеком – уязвимым, нуждающимся, открытым к усталости, голоду, жажде, страху, и, наконец, мучительной боли и смерти. Творец мироздания принял самую мучительную и позорную смерть от рук своих творений. Ничто не вынуждало Его это делать; Он поступил так совершенно свободно ради того, чтобы вернуть свои падшие и мятежные создания к той вечной и блаженной жизни, для которой они были созданы. в Иисусе Христе возвещение о том, что Бог есть любовь, обретает плоть и историю. Если мы ищем любящего Бога, мы находим Его в Иисусе Христе. Преображенные жизни Еще один довод связан с тем, что Христос спасает – конкретных людей, здесь и сейчас. Иногда люди думают, что спасение – это что-то, относящееся лишь к загробной жизни и поэтому в принципе недоступное наблюдению. Это не совсем так. Спасение – это реальность, в которую человек входит (или отказывается войти) уже в этой жизни. Как святой апостол Павел пишет в послании к Коринфянам, «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:9–11 ). Члены коринфской общины (или, по крайней мере, некоторые из них) жили явно безнравственной, а то и преступной жизнью – но потом в их жизни произошли глубокие перемены: они больше не блудники, идолослужители и т.д, но «омылись, освятились и оправдались». Такие перемены происходят в жизни людей, уверовавших во Христа, и сейчас – пьяницы и наркоманы оставляют свой порок, преступники, отбывавшие свои срок в тюрьмах, становится законопослушными гражданами, блудники – верными и заботливыми отцами семейств. Этому есть примеры и в древних житиях святых, и прямо вокруг нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Евангелие говорит об Иоанне: и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный ( Лк. 1:17 ). Приведу пример. В Церкви Иисус часто называется «новым Моисеем». Значит ли это, что христиане верят в то, что Иисус есть реинкарнировавшийся Моисей? Нет. Это значит, что Иисус выводит Церковь из рабства греху подобно тому, как Моисей выводит Израиль из египетского рабства. Можно привести еще примеры. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? ( Быт. 49:9 ). Вряд ли даже кто-нибудь станет утверждать, что в прошлой жизни Иуда был львом. Здесь он просто сравнивается со львом. Правда ли, что ранние христиане верили в реинкарнацию? Я читал, что концепция реинкарнации была отвергнута не ранее, чем на V Вселенском (II Константинопольском) соборе, то есть в VI веке. Правда ли, что в это же время из Библии были устранены те места, где говорилось о реинкарнации? Во что верили ранние христиане и как развивалась церковная история – вопрос, на который можно ответить, опираясь на данные исторической науки; это даже не вопрос веры. И ответ, который можно дать на этот вопрос исходя из чисто научных данных: нет, неправда, христиане никогда не верили в реинкарнацию, никакой собор им этого никогда не запрещал, никакой собор не подвергал текст Библии редактуре. Вообще для учений, которые отвергают проповедь Иисуса, но в то же время хотели бы сослаться на Его имя, характерно стремление убедить людей в том, что « Церковь исказила учение Иисуса». Рассмотрим, насколько правдоподобно такое предположение. Первый вопрос, с которым сталкивается версия об искажении, это вопрос: когда именно исказила? Учение Иисуса – в том числе о Его притязаниях на роль Бога, единственного Спасителя и Судии мира, о вечной жизни спасенных и вечной гибели осужденных – содержится в новозаветных документах, записанных первым, максимум вторым поколением учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Евангелие прямо говорит об установлении двух Таинств – Крещения и Евхаристии, которые, даже в самой простой форме, предполагали определенный обряд, то есть, как говорит словарь, «совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение». Более того, Иисус сказал, что участие в этих Таинствах необходимо для спасения. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк 16:16 ). «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин 6:53,54 ). Наша принадлежность Христу проявляется – и это установил Он сам – в Таинствах Крещения и Евхаристии. Конечно, многие обряды, которые сейчас совершаются в Церкви, формировались уже позже, в ходе ее истории. Но «безобрядового христианства» никогда не существовало. Бог, чтобы спасти людей, обращается к человеческой природе. А для людей язык, на котором они говорят о самом важном – это язык обряда. Молодые люди вступают в брак, младенец приходит в мир, государи подписывают договор, правитель вступает в должность, близкие погребают умершего – во всех человеческих культурах эти события сопровождаются обрядами. Эти обряды могут быть разными, но они всегда есть, потому что события такой важности их требуют. Тем более самое важное, что может быть в жизни – встреча с Богом, заключение Завета с Ним, требует обряда. Разве нельзя любить Бога и без хождения в Церковь? Нет. Есть несколько причин, почему это так, и мы начнем с самой маловажной. Когда людей что-то сильно и искреннее интересует – спорт, наука, искусство, реконструкция исторических событий, книги Толкина, что-то еще – они общаются между собой. Вы вряд ли найдете человека, страстно увлеченного альпинизмом, который ни разу не был в горах, не общается с другими альпинистами и не знает, где находятся магазины альпинистского снаряжения. Для человека, которого всерьез интересует Бог , было бы очень странно – вернее, просто невозможно – избегать общения с другими людьми, которые тоже ищут Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Елей, подобно воде, избран был Богом как средство сообщения болящим особенной благодати Божией, вероятно, во внимание к широкому распространению его употребления в качестве врачебного средства не только в иудейском, но и языческом мире 1 . Что елей, как врачебное средство, употреблялся у иудеев с древнейших времен, это видно из св. Писания Ветхого Завета. Пророк Исаия, изображая состояние народа Божия в его время, говорил: от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Исаия I, 6). Подобные места находятся и у пророка Иеремии. Разве нет бальзама в Галааде, спрашивает пророк, разве нет там врача? От чего же нет исцеления дщери народа моего? (Иерем. VIII, 22). Внезапно пал Вавилон, рыдайте о нем, возьмите бальзама для раны его может быть он исцелеет (Uepeм.LI, 8). Западные ученые многими местами талмуда доказывают, что помазанье больных елеем было у евреев в большом употреблении и даже было дозволено в субботу 2 . Точно также они доказывают, что греки и римляне придавали особенное значение φαρμαх ος γχριστος (Theocrit. Idill. XI, 7), balsamo, oleo, oleis spirituosis и натираниям этими мастями, что можно видеть из Цельса, Галена и других 3 . О таком же обычном в древности врачебном употреблении елея свидетельствует и притча Спасителя о впадшем в разбойники. О сострадательном самарянине говорится в этой притче: подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино ( Лук. Х, 34 ). Излагая божественное свое учение в притчах, Христос Спаситель всегда брал оболочку для него из окружавшей его жизни; так и в данном случае. Во внимание вероятно к такой распространенности среди иудеев употребления елея, как врачебного средства, и апостолы, – не без соизволения, конечно, на то самого Господа 4 , – употребляли елей, при своих чудесных исцелениях больных, во время первого своего выступления на проповедь покаяния, еще при жизни Господа. По этому случаю говорится об апостолах: изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли ( Mapk. VI, 13 ). Такое действие апостолов еще не было таинством, но оно было предуказанием будущего таинства, подобно тому, как крещение учеников Христовых наряду с крещением Иоанновым ( Uoah. IV, 1–2 ) не было еще таинством, но действием предуготовительным к таинству крещеная. В качестве христианского таинства елеопомазание установлено Спасителем по воскресении, когда Он в продолжение сорока дней являлся апостолам и говорил им о царствии Божием, т. е. об устройстве своей церкви ( Дeяh. I, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Если Бог говорит: Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя ( Мал. 2:14 ), – то это не значит, что Он против человеческой сексуальности (Он ее создал). Это значит, что Он против вероломства. Библейское отношение к человеческой сексуальности выражено в такой ярко чувственной поэме, как «Песнь песней», – она есть в любом издании Библии, небольшая по объему, и любой читатель может обратиться к ней. Христианская мораль не требует отказа от половой жизни – она требует верности, верности своим супругам, которую проявляют и многие вполне неверующие люди. Человека, который счастлив в браке, запрет изменять жене не печалит – ему это просто и не нужно. Множество неверующих стихийно следует христианской этике в этом вопросе – просто потому, что они любят свои семьи. Верно и обратное – если человек твердо положил в сердце своем хранить верность, вероятность того, что он будет счастлив в браке, гораздо выше. Собственно, христианская этика в этом вопросе не вносит ничего принципиально нового. Надо быть честным и верным, надо придерживаться взятых на себя обязательств – это было известно всегда и всем людям. Христианство вносит другое – а именно прощение, то, что Бог дает возможность начать с чистого листа тем, кто уже согрешил, уже поломал свою и чужую жизнь. Люди женятся и выходят замуж в молодом возрасте, когда трудно сделать квалифицированный выбор. Почему Церковь плохо относится к пробным бракам, к тому, что люди получают возможность проверить друг друга? С причастием проще – если тебе религия действительно не подходит, ты можешь уйти. А вот с браком все далеко не так просто. Да и развод не одобряется… Неужели вас бы устроило, чтобы вас «взяли на пробу», вкусно-невкусно, поносить, как ботинки, – не жмут ли, потом либо выбросили, либо оставили еще на какое-то время – до появления более подходящего «предмета»? Почему, согласно христианской вере, удовлетворение сексуальных потребностей возможно только в рамках брака?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Если взять отдельную страну – как внутри нее вероисповедание соотносится с достатком? Подробные статистические данные есть по США – они приводятся на сайте Pew Research Center. Самые богатые американцы – иудеи, за ними следуют индуисты и прихожане Епископальной церкви. Православные находятся на седьмом месте – они беднее атеистов и агностиков, но богаче католиков и таких протестантских деноминаций, как лютеране, методисты и пресвитериане. Таким образом, тезис о том, что православные обязательно беднее протестантов не подтверждается ни на уровне стран, ни на уровне последователей различных исповеданий внутри страны. Внятной корреляции между исповеданием и достатком просто не просматривается. Но перейдем к другому тезису: Православие якобы враждебно относится к богатству. Правда ли, что Православие порицает богатство? Христианское отношение к богатству не следует путать с совершенно другим, хотя и, увы, хорошо знакомым нам явлением, – классовой ненавистью, которая полагает, что богатые – непременно негодяи и эксплуататоры, а в материальном достатке есть что-то само по себе порочное. Завистливая ненависть по отношению к тем, кто, как нам кажется, лучше устроился в этой жизни, – грех . Богатство не является плохой вещью само по себе; оно может быть Божьим благословением. Как сказано в книге Притчей, «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих. Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином» ( Притч.3:7–10 ). Однако, как и другие, сами по себе хорошие вещи, такие как отменное здоровье или физическая привлекательность, богатство сопряжено с определенными духовными опасностями. Богатому легко впасть в надменную самоуверенность – «всё куплю, сказало злато», в несправедливость к ближним, которая растет из уверенности, что он в них не нуждается. Желание обогатиться может превратиться в больную, разрушительную страсть, из-за которой распадаются семьи и совершаются преступления.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Если вы попробуете ставить эксперименты над своими друзьями или манипулировать ими, вы их просто потеряете. Тем более невозможны эксперименты с Богом – как сказано в Писании, не искушай Господа Бога твоего ( Мф.4:7 ) Бог хочет дать нам жизнь вечную и блаженную – а чтобы обрести её, мы должны глубоко измениться. Эгоистичный манипулятор, чтобы стать счастливым в личной жизни, должен не овладеть «работающей» техникой, а перестать быть эгоистичным манипулятором. Чтобы обрести подлинное счастье, он должен глубоко измениться, пересмотреть свои цели и ценности, своё отношение к жизни и людям. Иначе говоря, он должен покаяться – признать неправоту своих путей и изменить их. Чтобы обрести вечное блаженство, для которого мы созданы, мы должны измениться еще более глубоко – вернее, дать Богу нас изменить. Таким образом, молитва – это общение с Богом, которое нас меняет, а не технология приобретения сверхъестественных плюшек. Молитва признает в Том, к Кому обращается, Личность. Она исходит из того, что Бог существует, Бог премудр, Бог благ и хочет блага лично мне. Как мудрый Отец, Он может дать совсем не то, что я хочу – но то, что мне нужно. И Он знает лучше, что это. Просительные молитвы тут возможны – и прямо заповеданы, – но ответ всегда остается за Богом. Поэтому команда, за которую усердно молились, не обязательно выиграет, и даже больной не обязательно поправится. В Библии есть многочисленные примеры чудесных исцелений; немало подобных чудес было и в истории Церкви. Однако исцеление приходит не всегда. Святой Апостол Павел, в жизни которого были и ответы на молитвы, и явные чудотворения, молился об избавлении от «жала в плоть». Мы не знаем точно, что это было: мучительные приступы какой-то болезни или тяжелые искушения. Так или иначе, Апостол не был избавлен от этой тяготы, но получил нечто иное: И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова ( 2Кор.12:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Если мы имеем какой-то независимый критерий того, какие стихи в Библии считать хорошими, а какие – плохими, то зачем нам вообще Библия ?» То есть Докинз как считал в 2006 году, так и продолжил считать в 2019, что Библия – это такой цитатник председателя Мао, в котором все фрагменты имеют одинаковое значение и ценность, и что христиане не следуют ветхозаветному законодательству исключительно под влиянием эпохи Просвещения. Ну и, видимо, боятся Гаагского трибунала, под который, по мнению Докинза, обязательно бы попали многие герои Ветхого Завета. Он не один такой, для воинствующих атеистов это общее место. У меня самого в ходе одной из сетевых дискуссий спрашивали, почему я не побиваю камнями людей, работающих в субботу – подразумевая, что я воздерживаюсь от этого исключительно из страха перед полицией и судом. Ведь в Библии же сказано: «Соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит её, тот да будет предан смерти» ( Исх.31:14 ), вы сами утверждаете, что Библия есть слово Божье – что же вы саботируете Божье повеление? Конечно, любой грамотный христианин мог бы объяснить Докинзу за десять минут, что критерий интерпретации для христиан находится внутри Библии – это её свидетельство об Иисусе Христе, в Котором мы встречаем Бога. Как говорит Апостол Иоанн, «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Иоан.20:31 ). Библия имеет сюжет, развивающийся во времени, отдельные стихи и книги читаются внутри этого сюжета, история Откровения проходит через разные этапы, достигая вершины в Иисусе Христе. Юридические и обрядовые нормы Ветхого Завета не распространяются на нас, потому что мы не являемся подданными древнеизраильского царства. Как и вообще Ветхозаветный Закон, в его юридической и обрядовой стороне, выполнял приуготовительную и прообразовательную роль к главным событиям библейской истории – приходу и искупительному служению Христа. Как пишет святой Апостол Павел, «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя» ( Гал.3:24,25 ). Мы не игнорируем те или иные стихи Библии – мы просто помещаем их в общий контекст Писания, где они и становятся понятными. Эта простая мысль, однако, годами – а если говорить об атеистическом движении в целом, то десятилетиями и столетиями – ускользает от понимания критиков Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010