Именно под пером Киприана родилось знаменитое пророчество Петра о грядущем величии Москвы. Кип-риан искусно вложил в уста Петра свою собственную мысль: князь обязан повиноваться «святителю»; только в этом случае он сможет добиться успехов и победы над врагом. «Кто хочет знания, пусть ищет его там, где оно находится»,— говорил французский философ Монтень. Обратимся же к свидетельствам подлинных исторических документов. Будущий митрополит Петр родился где-то в середине XIII в. на Волыни. С детства он имел склонность к затворничеству и уже в 12 лет поселился в монастыре. Со временем он сам становится основателем и игуменом монастыря на реке Рате близ Львова. Однажды края, где находился монастырь, посетил митрополит Максим. Игумен Петр пришел поклониться иерарху и получить от него благословение. Он преподнес Максиму икону Богоматери собственного письма. Эта икона под именем «Максимовской Богоматери» со временем стала одной из главных святынь московского Успенского собора. После смерти митрополита Максима тверской князь Михаил Ярославич направил в Константинополь к патриарху своего кандидата на митрополию игумена Геронтия. Узнав об этом, галицкий князь Юрий Львович решил помешать замыслу Михаила и добиться создания самостоятельной галицкой митрополии. Для переговоров по этим вопросам он направляет к патриарху игумена Петра. Патриарх Афанасий с чисто византийской ловкостью решил дело: на русскую митрополию был возведен посланец галицкого князя, однако в открытии особой галицкой митрополии Юрию Львовичу было отказано. «Двоение» митрополии противоречило интересам византийской дипломатии. Патриарх справедливо опасался, что такой раздел приведет к падению авторитета митрополичьего сана, к усилению вмешательства князей в церковные дела и в конечном счете — к ослаблению влияния Византии на церковную и политическую жизнь Руси. Получив от патриарха сан митрополита Киевского, Петр прямо из Константинополя отправился в Орду. Там 12 апреля 1308 г. ему был выдан ярлык ханом Тохтой (1290—1312). В нем, в частности, говорилось: «А как ты во Владимире сядешь, то будешь богу молиться за нас и за потомков наших» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   Таким образом, в КПль явились два русских избранника на митрополию: от Галицкого князя — Петр, и от Владимирского — Геронтий. Прямее всего следовало ожидать, что каждый из них будет поставлен митрополитом в свой удел, но вышло так, что те же — импер. Андроник II и патриарх Афанасий, которые незадолго до того устроили разделение русской митрополии, теперь это разделение упразднили, и митрополитом Киевским и всея Руси поставили Петра, т. е. опять не так, как следовало бы ожидать, потому что в преемники киевского митрополита предназначался Геронтий, а Петра Юрий Львович представлял только для своей Галицкой митрополии. Видимо не сразу пришли к такому решению. В КПле длился Арсенитский раскол, и борьба мнений и партий была особенно трудной. Поставление митр. Петра состоялось только в 1308 году. Благодаря неясности свидетельств на этот счет единственных источников — житий митр. Петра, ход дела представляется для нас темным. В утешение остаются одни предположения. Может быть, на необходимости соединения митрополии настаивал в КПле, по поручению своего князя, даже сам Геронтий, а патриарх и царь воспользовались его аргументами только не в его личную пользу. Во всяком случае, в КПле состоялось решение — снова объединить митрополию, для чего необходимо было пожертвовать одним из представленных кандидатов. Но так как терпеть от такого решения приходилось Юрию Львовичу, у которого отнималась дорогая ему церковная независимость, то, в виде некоторого удовлетворения галицкому князю, и поставили киевским митрополитом его кандидата, конечно с указанием на то, что к своему родному княжеству он обязательно будет дружественным и внимательным. Однако, в качестве политического поборника, митр. Петр, как архипастырь всей Руси, уже по необходимости ускользал из рук южного князя и должен был явиться в той же роли при вел. князе северно-русском, потому что резиденция его была теперь уже не в Киеве, а во Владимире. Но и здесь обстоятельства сложились несколько иначе. Св. Петр явился во Владимир в 1309 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

431 …великаго князя Ингоря Святославича. – Кто такой Ингварь (Игорь) Святославич – неясно. Рязанские князья – потомки Игоря Ольговича (умер в 1194 г.). Возможно, Игорь Ольгович эпически переосмыслен здесь как Игорь Святославич, герой «Слова о полку Игореве»; художественные традиции этого произведения легко могли перейти в Рязанскую землю через соседнюю Черниговщину. 432 …сродником своим Борису и Глбу. – Борис и Глеб, сыновья Киевского князя Владимира I Святославича, от которого пошел род всех русских князей. См. также прим. на стр. 740. 433 Стр. 348. …град Прънескъ… – Пронск – город на реке Прони. В летописях впервые упоминается под 1186 г. 436 …страстоположник Стефан – святой Стефан, мученик первого века н. э., был побит камнями за отстаивание христианской веры. 437 Стр. 350. …богатство резанское и сродник их киевское и черъниговское… – Старинные связи Рязани с Черниговом и Киевом подтверждаются и археологическим материалом. 438 …поиде на град Суздаль и Владимеръ… – От Рязани войска Батыя двинулись на Владимир окружным путем через Коломну в Москву, чтобы отрезать Юрию Всеволодовичу Владимирскому пути к отступлению. Под Коломной Батый разбил войска Юрия Всеволодовича. Захватив Москву, Батый направился на Владимир. Одновременно особый отряд, посланный Батыем, занял Суздаль. 7 февраля Владимир пал. Татары подвергли Владимир страшному опустошению. 439 Евпатий Коловрат – нигде, кроме «Повести о разорении Рязани Батыем», не упоминается. В некоторых других редакциях «Повести» он наделен отчеством: Львович. 440 Ингваръ Ингоревич – брат Юрия (Георгия) Ингваревича; это видно из того, что Ингварь находит «матерь свою» Агриппину Ростиславовну – она же по повести и мать Юрия. Однако по летописи Ингварь Ингваревич умер уже в начале 20-х гг., и Юрий Ингваревич наследовал ему на рязанском княжении. 442 Санчакбй – знаменосец, военачальник; слово тюркского происхождения (санчак в тюркских языках – знамя). 444 Стр. 356. …на агаряне… – Восточные мусульманские народы в средние века признавались потомками легендарных библейских персонажей – Авраама и его рабыни Агари (отсюда и их название «агаряне») через сына Измаила (отсюда другое их наименование в средние века – «измаилтяне»). Сами мусульмане считали себя потомками Авраама и его жены Сарры (отсюда их наименование «сарацины»).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Доподлинно известно, что императором Андроником II Палеологом и патриархом Афанасием была открыта митрополия в Галиче с подчинением ей всех епископий Галицко-Волынской Руси (Владимиро-Волынской, Перемышльской, Луцкой, Холмской), к которым присовокуплялась и епископия Туровской земли, политически зависевшей от Галича. 48 Инициативу этого шага следует приписать галицко-волынскому князю Юрию Львовичу (ок. 1301–1308/16). История Галицкой митрополии в XIV – первой половине XV в. являет собой череду закрытий и возобновлений, далеко не всегда понятную. Только что открытая митрополия была тут же упразднена при поставлении митрополита Петра на всю нераздельную Киевскую митрополию в 1308 г. В 1330-е гг., при митрополите свт. Феогносте, митрополия в Галиче бывала восстанавливаема по меньшей мере дважды; несколько ранее апреля 1331 г. (вероятно, после смерти Петра) и при патриархе Иоанне XIV Калеке (1334–1347) – следовательно, по требованию последнего галицко-волынского князя Болеслава-Юрия Тройденовича (ок. 1325–1340). Однако в 1347 г., когда гражданская смута в Византии завершилась приходом к власти императора Иоанна VI Кантакузина , она оказалась решительно упразднена, как неуместная новизна, в результате усилий митрополита Феогноста и московского князя и великого князя владимирского Симеона Ивановича Гордого, которым некому было противостоять в Галицко-Волынской Руси, потерявшей в 1340-е гг. независимость и раздиравшейся между Польшей и Великим княжеством Литовским. Немного спустя после учреждения Галицкой митрополии тот же Андроник II при патриархе Иоанне XIII Глике (1315–1319) открыл еще и Литовскую митрополию. Безусловно, это случилось вскоре по вокняжении в Литве великого князя Гедимина (1315–1340/1), но не позднее августа 1317 г., когда архиерей «Литвы» (ο Λιτβαδων) упомянут среди митрополитов – участников Собора в Константинополе. 49 В последний раз (до восстановления кафедры в середине XIV в.) литовский митрополит (ο Λιτβων) обретается в источниках под 1329 г. 50 Итак, положение дел было таково, что требования об отдельной митрополии для западнорусских земель должны были возбуждаться едва ли не всякий раз при замещении кафедры митрополии Киевской и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С беспощадною смелостию и с немалою язвительностию обличает Акиндин наших епископов, взимавших плату за поставления. Одни из епископов, не умея что отвечать обличавшим их, изъявляли желание заградить уста обличителей посредством насильственного принуждения. Акиндин говорит о них: „сребролюбия страстию помрачившеся, хотящих по истине рещи что, злобою воспрещают, кривым изветом глаго- люще: сами вемы, не требе ны ваше исповедание“. Другие епископы говорили, что они взимают плату ради поганского, т. е. татарского, насилия. Акиндин отвечает им: „поганый, подобно тому как разбойник и тать, всяко тщание творит пограбити, где видит богатство (как это-подразумевет он – имеет место у вас – епископов); а идеже нищета Христова смирения, ту не надеется ничтоже приобрести, то и не насилит и не томит“... „Апостоли-спрашивает Акиндин архиереев-ди богатством от конца и до конца вселеныя проповедию слова протекоша?“ Обращаясь к великому князю с убеждением, показать тщание в исправлении архиереев, Акиндин говорит: „со удобрение есть всецерковному исполнению, еже святителей чистота и к Богу дерзновение, аще право и подобно имут житие, добр имуще разум божественных писаний, могуще еретиком заградити уста и священные каноны ведети и творити; а не еже зватися именем точию святителей и чистительскими ризами украшатися и множеством предстоящих кичитися, многонародным воследованием чтити себе, и запрещати без правды, мучительски, а не святительски, и злобою покрыватися от обличающих“... Св. Петр, быв послан в Константинополь Галичским великим князем Юрием Львовичем для поставления в отдельные митрополиты Галичские, был поставлен там в митрополиты всея России. Патриарх Афанасий, давший было Галиции отдельного митрополита в 1303 г., потом почему-то переменил свои мысли и после смерти этого отдельного митрополита, последовавшей одновременно со смертию митрополита всея России Максима, отказал Юрию Львовичу в его просьбе дать Галиции нового отдельного митрополита. Но в правление самого Петра при втором преемнике патриарха Афанасия Иоанне Глике южная Русь снова получила отдельного митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Не имеем мы положительных сведений, но судя по последующему нужно думать, что великий князь Владимирский Михайло Ярославич употребил в Константинополе немалые усилия, чтобы воспрепятствовать поставлению в митрополиты всея России Петра и чтобы отстоять своего кандидата: отчасти это дается знать и тем, что Петр поставлен был в митрополиты спустя не мало времени после Максима. Если усилия воликого князя не увенчались успехом, то необходимо принимать, что патриарх, решив отказать Юрию Львовичу в особом митрополите, непременно хотел удовлетворить его тем, чтобы поставить в митрополиты всея России его кандидата 8 . В сейчас переданной нами истории замещения кафедры митрополичьей после смерти Максима замечательным является то, что вел. кн. Михайло Ярославич, вопреки существовавшему порядку ставления наших митрополитов не из природных Русских, а из Греков, обратился в Константинополь с просьбою о посвящении в митрополиты кандидата, избранного им самим из числа природных Русских. Очевидно, что князь пришел к мысли или напал на мысль о своей просьбе, основываясь на исключении, только что перед тем допущенном самими Греками, которые предоставили Русским избрать своего собствонного кандидата в митрополиты непосредственно после нашествия Монголов. Мысль обращаться в Кон- стантинополь с просьбою о посвящении в митрополиты кандидатов, избранных в самой России, после Михайла Ярославича – была усвоена Русскими. А таким образом, исключение, допущенное самими Греками в начале нашего периода из страха перед Монголами, послужило к тому, чтобы проложить путь новому порядку избрания наших митрополитов. Св. Петр был поставлен в митрополиты всея Руси в 1308 г., на третий год после смерти митр. Максима. В том же самом году он возвратился из Константинополя в Россию и прибыл к своему старейшему столу в Киев, из которого, как необходимо думать, ходил для посещения своей родины Галиции и своего великого князя Юрия Львовича, если только не сделал этого посещения по пути из Константинополя в Киев. В следующем 1309 г. он явился на свой новый и действительный стол во Владимир Кляземский.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Не имеем мы положительных сведений, но судя по последующему нужно думать, что великий князь Владимирский Михайло Ярославич употребил в Константинополе немалые усилия, чтобы воспрепятствовать поставлению в митрополиты всея России Петра и чтобы отстоять своего кандидата: отчасти это дается знать и тем, что Петр поставлен был в митрополиты спустя не мало времени после Максима. Если усилия великого князя не увенчались успехом, то необходимо принимать, что патриарх, решив отказать Юрию Львовичу в особом митрополите, непременно хотел удовлетворить его тем, чтобы поставить в митрополиты всея России его кандидата 35 . В сейчас переданной нами истории замещения кафедры митрополичьей после смерти Максима замечательным —26— является то, что вел. кн. Михайло Ярославич, вопреки существовавшему порядку ставления наших митрополитов не из природных Русских, а из Греков, обратился в Константинополь с просьбою о посвящении в митрополиты кандидата, избранного им самим из числа природных Русских. Очевидно, что князь пришел к мысли или напал на мысль о своей просьбе, основываясь на исключении, только что перед тем допущенном самими Греками, которые предоставили Русским избрать своего собственного кандидата в митрополиты непосредственно после нашествия Монголов. Мысль обращаться в Константинополь с просьбою о посвящении в митрополиты кандидатов, избранных в самой России, после Михайла Ярославича была усвоена Русскими. А таким образом, исключение, допущенное самими Греками в начале нашего периода из страха перед Монголами, послужило к тому, чтобы проложить путь новому порядку избрания наших митрополитов. Св. Петр был поставлен в митрополиты всея Руси в 1308 г., на третий год после смерти митр. Максима. В том же самом году он возвратился из Константинополя в Россию и прибыл к своему старейшем столу в Киев, из которого, как необходимо думать, ходил для посещения своей родины Галиции и своего великого князя Юрия Львовича, если только не сделал этого посещения по пути из Константинополя в Киев. В следующем 1309 г. он явился на свой новый и действительный стол во Владимир Кляземский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

История разделения Русской митрополии. – СПб, 1900. – Стр. 25). Во всяком случае, в Константинополе состоялось решение – снова объединить митрополию, для чего необходимо было пожертвовать одним из представленных кандидатов. Но так как терпеть от такого решения приходилось Юрию Львовичу, у которого отнималась дорогая ему церковная независимость, то, в виде некоторого удовлетворения галицкому князю, и поставили киевским митрополитом его кандидата, конечно с указанием на то, что к своему родному княжеству он обязательно будет дружественным и внимательным. Однако, в качестве политического поборника, митрополит Петр, как архипастырь всей Руси, уже по необходимости ускользал из рук южного князя и должен был явиться в той же роли при великом князе северно-русском, потому что резиденция его была теперь уже не в Киеве, а во Владимире. Но и здесь обстоятельства сложились несколько иначе. Святитель Петр явился во Владимир в 1309 г. нежеланным гостем для великого князя Михаила Ярославича Тверского. Последний не мог примириться с провалом своего кандидата и принял Петра только после колебаний и против своей воли. На самом деле искреннего примирения не произошло. Михаил Ярославич не подавил в себе вражды к митрополиту и начал стремиться к тому, чтобы во что бы то ни стало свергнуть его с кафедры (А.В. Карташев " Очерки по истории Русской Церкви " . Том I, стр 299. – М. 1993г.) . Не повредив, в конце концов, ничем митрополиту Петру, князь Михаил Ярославич весьма и весьма повредил этой враждой себе самому. B его политике борьбы с московскими князьями, это был самый крупный и непоправимый промах, давший неожиданный и решительный перевес маленькой Москве по сравнению с великокняжеской Тверью. Примирись с самого начала Михаил Ярославич с митрополитом Петром, и последний, по прямым расчетам своей собственной пользы, прочно засел бы в своем новом кафедральном городе Владимире, а князю помогал бы силой церковного авторитета перенести центр великого княжения в его наследственную Тверь, куда впоследствии переселился бы и сам.

http://religare.ru/2_50121.html

Св. Пётр, быв послан в Константинополь галичским великим князем Юрием Львовичем для поставления в отдельные митрополиты галичские, был поставлен там в митрополиты всея России. Патриарх Афанасий, давший было Галиции отдельного митрополита в 1303 году, потом почему-то переменил свои мысли и после смерти этого отдельного митрополита, последовавшей одновременно со смертью митрополита всея России Максима, отказал Юрию Львовичу в его просьбе дать Галиции нового отдельного митрополита. Но в правление самого Петра при втором преемнике патриарха Афанасии Иоанне Глике мы снова видим у нас подле митрополита всея России ещё другого или отдельного митрополита. Этот отдельный митрополит, по имени Феофил, называется не галичским, а литовским, чем даётся знать, что он был истребован у императора и патриарха не великим князем галичским, а великим князем литовским. Что касается до его области, то мнения относительно этого несогласны: мы со своей стороны, заключая из того, что после видим при митрополите Феогносте, признаем за вероятнейшее думать, что отдельная митрополия обнимала не только Русь литовскую, но и галичско-волынскую или вообще всю Русь юго-западную; другие находят вероятнейшим думать, что митрополия обнимала именно только литовскую Русь или в точном смысле слова была литовской 208 . Литовцы, особый народ в индоевропейском семействе народов, ближайший между другими народами семейства к нашему славянскому, жили по южному и восточному берегам Балтийского моря в нынешней северо-восточной Пруссии (начиная на западе от реки Вислы) и в наших губерниях курляндской и частью лифляндской и потом внутрь от моря – в наших губерниях ковенской и частью виленской, сувалкской (царства польского), минской и гродненской. Западная половина Литовцев, носившая особое название Пруссов, была покорена в XIII веке (с 1230 по 1283 год) немецким орденом; восточная же половина (наша теперешняя русская) образовала из себя великое княжество литовское, которое простёрло свою власть на весьма значительную часть и нашей Руси. До сороковых годов XIII века восточные Литовцы не составляли из себя одного государства, но распадались на мелкие и весьма мелкие владения. Около 1238 года у них явился князь – собиратель земли, который соединил все мелкие владения в одно государство; этот князь, «самодержец всей земли литовской» 209 , был Миндовг, правивший до 1263 года. С этого Миндовга и начинается покорение Руси Литовцами. Мы не знаем истории завоеваний Миндовга, но в конце своего правления он владел более или менее значительной частью княжества полоцкого 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Не имеем мы положительных сведений, но судя по последующему нужно думать, что великий князь владимирский Михайло Ярославич употребил в Константинополе все возможные усилия, чтобы воспрепятствовать поставлению в митрополиты всея России Петра и чтобы отстоять своего кандидата: отчасти это даётся знать и тем, что Пётр поставлен был в митрополиты спустя немало времени после Максима. Если усилия великого князя не увенчались успехом, то необходимо принимать, что патриарх, решив отказать Юрию Львовичу в особом митрополите, непременно хотел удовлетворить его тем, чтобы поставить в митрополиты всея России его кандидата 177 . В сейчас переданной нами истории замещения кафедры митрополичьей после смерти Максима замечательным является то, что великий князь Михайло Ярославич, вопреки существовавшему порядку ставления наших митрополитов не из природных Русских, а из Греков, обратился в Константинополь с просьбой о посвящении в митрополиты кандидата, избранного им самим из числа природных Русских. Очевидно, что князь пришёл к мысли или напал на мысль о своей просьбе, основываясь на исключении, только что перед тем, допущенном самими Греками, которые предоставили Русским избрать своего собственного кандидата в митрополиты непосредственно после нашествия Монголов. Мысль обращаться в Константинополь с просьбой о посвящении в митрополиты кандидатов, избранных в самой России, после Михаила Ярославича была усвоена Русскими. А таким образом, исключение, допущенное самими Греками в начале нашего периода из страха перед Монголами, послужило к тому, чтобы проложить путь новому порядку избрания наших митрополитов. Св. Пётр был поставлен в митрополиты всея Руси в Мае – Июне месяце 1308 года, на третий год после смерти митрополита Максима 178 . В том же самом году он возвратился из Константинополя в Россию и прибыл к своему старейшему столу в Киев, из которого, как необходимо думать, ходил для посещения своей родины Галиции и своего великого князя Юрия Львовича, если только не сделал этого посещения по пути из Константинополя в Киев. В следующем 1309 году он явился на свой новый и действительный стол во Владимир Кляземский.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010