— удобнейшее практическое пособие, не очень похожее на рукописные Типиконы XVI b., но сочетавшее в себе Типикон, к которому было добавлено нечто вроде современных «Богослужебных указаний» и еще множество других материалов. Согласно Дмитриевскому, тип «больших Типиконов» много позаимствовал из монастырских и соборных Обиходников ( Дмитриевский, 554 ).  В Приходно-расходных книгах Печатного Двора сохранились имена справщиков, правивших Типикон. Они составляли некую корпорацию, обособленную от остальных справщиков: «Кроме того упоминаются как справщики Устава 1641 г. Черниговский (собора Черниговских чудотворцев в Москве) протопоп Михаил Рогов, ключарь Успенского собора Иван Наседка, князе-Александровский протопоп Иоаким, и Захар Афанасьев…» ( Мансветов II, 536–538 ). Отметим, что правили Устав самые опытные и уважаемые справщики. Корректурного экземпляра от этого печатного издания не сохранилось. Скажем немного об Оке церковном 1651 г. Это библиографический фантом, появившийся в каталогах Сопикова и Ундольского. Его описывает (!) Мансветов, ссылаясь на несуществующие Приходно-расходные книги Печатного Двора (одна не сохранилась, в другой вырван лист — согласно Е.В. Лукьяновой). Эту ошибку повторяют вслед за Мансветовым многие литургисты (А.А. Дмитриевский, Н.Д. Успенский , из современных исследователей Т.В. Суздальцева). См. по этому поводу: Рубан II . Типикон 1682 г. Далее мы переходим к никоновской справе Типикона. Это условное название — справу точнее можно назвать послениконовской, поскольку осуществлялась она при Патр. Иоакиме, который по своем поставлении (1674) дал указ править Типикон. Однако принципы справы оставались прежними и определялись новым нетрадиционным отношением к символу и символике. Характер справы стал принципиально иным, впрочем, об этом подробно сказано в моей недавно вышедшей книге о справе Миней 7 . Патриархом Иоакимом был издан ряд указов в целях усиления контроля над справщиками. Вводилась вторая (патриаршья) цензура: новоправленую книгу прочитывали в Крестовой палате в присутствии патриарха.

http://azbyka.ru/knizhnaya-sprava-tipiko...

В Статуте ордена изначально определялось, что орденом могут награждаться лишь командиры воинских частей от взвода до полка включительно. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1942 г. возможность награждения орденом установлена и для командиров дивизий и бригад. Орденом Александра Невского 1 был награжден командир батальона морской пехоты 154-й морской стрелковой бригады старший лейтенант (впоследствии подполковник) Иван Назарович Рубан за отражение атаки целого фашистского полка, поддержанной танками, в районе излучины Дона в августе 1942 г. (Указ от 5 ноября 1942 г.). За подвиги и заслуги, совершенные в период Великой Отечественной войны, было произведено более 42 тысяч награждений орденом Александра Невского. В числе награжденных этим орденом более 1470 воинских частей и соединений Советской Армии и Военно-Морского Флота. Более 150 офицеров были отмечены двумя орденами и 3 офицера — тремя орденами Александра Невского. Около 70 офицеров союзников было награждено орденом Александра Невского. Первоначально орден Александра Невского носился на прямоугольной колодке, обтянутой красной муаровой лентой. В июне 1943 г. колодки были отменены, и орден стал изготавливаться с нарезным штифтом с гайкой для прикрепления ордена к одежде. Лента ордена для ношения на орденской планке вместо ордена — шелковая муаровая голубого цвета с продольной красной полосой посередине. Орден Александра Невского в Российской Федерации После распада Советского Союза орден Александра Невского был сохранен в системе государственных наград Российской Федерации Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 2 марта 1992 г. 2424-1 «О государственных наградах Российской Федерации» и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 марта 1992 г. 2557-I «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета Российской Федерации “О государственных наградах Российской Федерации”». Однако как государственная награда Российской Федерации орден не имел официального Статута и описания, награждение орденом государством не производилось.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/08/...

157 Метафизика нравов, пер. с нем. Рубан, 1803, ст. 3. 4. – Для примера можно указать на Деву Марию, матерь Господа, которая хотя в жизни своей не производила громких внешних дел, но тем не менее по доброте своей души поставлена выше не только людей, но и ангелов. 158 Хотя эвдемонизм и утилитаризм суть два различные принципа жизни, но они могут быть отнесены к одной категории и совмещены в одном принципе, именно в принципе счастья, доставления себе приятностей, наслаждений. Различие между ними только в том, что эвдемонисты стремятся к наслаждению более или менее непосредственным образом, а утилитаристы – более или менее посредственным , т.е. через посредство рефлексии, рассуждения, благоразумия. Но благоразумие, по замечанию одного моралиста, есть здесь не что иное, как «искусство безнаказанно удовлетворять свои страсти». В древнее время преобладал принцип эвдемонический (киренаики, Эпикур), а в новое время преобладает принцип утилитаристический (Бентам, Милль и др.). 159 Сенсуалисты производят все высшие духовные процессы из низших душевных отправлений, из чувственных ощущений. 160 Потому что все и всегда ищут и имеют право искать счастья. Быть счастливым – есть общее и неотъемлемое желание и право каждого человека и каждого живого существа. 161 Потому-то наша современная цивилизация характеризуется, так сказать, половинчатостью; а отсюда недостаток полной гармонии жизни и недовольство многих жизнью, даже среди полного наслаждения земным счастьем. 162 Что счастье само по себе, т.е. в какой бы то ни было форме, не может быть признано конечной целью жизни, и что надобно различать два сорта счастья, это один моралист показал наглядным образом. Представим себе человека сумасшедшего, воображающего себя самым счастливым человеком в мире; согласится ли кто из нас переменить свое состояние, даже несчастное. На счастливое состояние сумасшедшего? Никто не согласится, так как в счастливом состоянии сумасшедшего мы видим отсутствие разума. Или представим себе человека находящегося в рабстве, но с которым прекрасно обращаются господа, который испытывает такие же наслаждения со стороны чувствительности, какие испытывает домашняя кошка, хорошо кормимая, приласканная и сладостно засыпающая на хозяйском ковре, и который потому полюбил рабство и хочет оставаться в рабстве; кто из нас согласится предпочесть скорбные самодеятельные опыты жизни сладостной праздности любимого раба, и не будем ли мы считать свое состояние более счастливым, хотя наша чувствительность будет при этом более страдать? Будем, так как в нашем состоянии есть свобода, которой недостает в состоянии счастливого раба.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Поставлен страшный диагноз. Как дальше жить? – Этот вопрос в мой адрес. Дело в том, что шесть лет тому назад у меня обнаружили карциному простаты, то есть рак предстательной железы. Мне пришлось пройти курс лечения – радиотерапию, облучение и даже имплантировать радиоактивные изотопы. Это было одно, это было в 2005 году. Но этого показалось мало, Господь попустил большее – через год у меня приключился инфаркт, и мне пришлось шунтировать сердце. После этого я как бы потерял тот мотор, который был рассчитан именно на меня, а получил мотор намного меньшей мощности. Но, тем не менее, до сих пор я жив и считаю, что все было весьма и весьма знаменательно для меня. Когда я услышал, что у меня рак , карцинома простаты, я не поверил своим ушам. Мне тут же предложили три варианта лечения, но я не мог воспринять это во всей полноте. И, ожидая операцию, в течение 2-3 недель, я потерял 10-15 кг только потому, что я не мог избавиться от навязчивой мысли: почему? Кто виноват? Зачем попустил Господь такое испытание? После операции я старался об этом не думать. И когда через год мне пришлось пойти на шунтирование, и давление у меня стало колебаться от 200 до 60, и с падением давления я сам часто падал в коллапсе даже во время службы, что иногда происходит и сейчас, я старался не думать об этом. Просто не замечать. Жизнь жительствует. Если человек доверяет себя Богу, то Господь Сам вершит и ведет человека по пути его жизни. Сам Господь знает тот момент, тот час, когда нам перейти порог Вечности, сам Господь вводит нас в уклад жизни, соответствующий нашей болезни. Если мы воспримем это как должное, не будем отчаиваться, не будем заострять внимание, мусолить сознание, наши болячки, поменьше думать об этом, то, видимо, в этом найдем большое утешение. photosight.ru. Фото: Евгений Рубан Если мы постоянно будем думать о болезни, о том, как нам жить, как нам лечиться, какие средства и медикаменты нам использовать, это только обострит состояние, и мы долго не протянем. Тут просто надо довериться Богу.

http://pravmir.ru/diagnoz/

Главный труд Г.-Б. – путевые записки, в которых он называет себя то Барским, то Беляевым-Плаки-Альбовым, то Василием Киевским. После смерти записки Г.-Б. хранились вместе с многочисленными рисунками в доме его матери (до 1774), которая давала переписывать рукопись всем желающим. «В Малой России и в окружающих оную губерниях, – писал В. Г. Рубан, – нет ни одного места и дома, где бы не было ее списка. Почти во всех российских семинариях для епархиальных архиереев по нескольку раз ее переписывали, благочестивые же люди из духовных и мирских состояний за великие деньги доставали оную». Симон Тодоровский хотел, разобрав рисунки и вклеив их в подлинник, издать записки отдельной книгой, но в 17547 умер, не успев совершить задуманное. Отрывок из книги Г.-Б. – «Описание города Солуня» – впервые появился в печати на страницах журнала «Парнасский щепетильник» (1770, июль). Первое полное издание текста книги было осуществлено В. Г. Рубаном по указанию Г. А. Потемкина в 1778 с некоторыми поправками и дополнениями под загл. «Пешеходца Василия  Григоровича – Барского Плаки Албова, уроженца киевского, монаха антиохийского, путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 г., им самим писанное» (переизд.: СПб., 1785; Клинцы, 1788; СПб., 1793, 1800, 1819; М., 1847). Первое научное издание записок по автографу Г.-Б. (ТИМ, собр. А. С. Уварова, 1760–1762) с учетом мн. др. списков подготовил Н. П. Барсуков (1885); в это издание вошли подлинные рисунки Г.-Б. (в количестве 137) – виды, планы, фасады замечательных зданий Востока, сохранившиеся в Уваровской рукописи; 11 рисунков, известных В. Г. Рубану, в настоящее время утрачены; кроме того, существует альбом рисунков Г.-Б. в рукописи из фонда Одесского о-ва истории и древностей рос., который включает рисунки, не вошедшие в издание Барсукова (ЦНБ АН УССР). Путевые записки Г.-Б. продолжают известный в рус. литературе с XII в. жанр паломнических хождений ко «святым местам». В записках Г.-Б. содержится богатый и разнообразный географический, историко-археологический и искусствоведческий материал по странам юго-вост. Средиземноморья и Ближнего Востока. Особенно подробно описана гора Афон с ее монастырями и книжными сокровищами. В «Записках» отразилась яркая личность их автора, пытливого исследователя, внимательного наблюдателя, знатока языков и истории культур балканских и ближневост. народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Grigor...

Септуагинтой называют греческую версию Ветхого Завета, возникшую в III в. до Р. X. и со временем ставшую священным текстом христиан. Согласно письму Аристея, египетский царь Птолемей II Филадельф (285–247 до Р. X.) захотел иметь перевод еврейского Закона в своей знаменитой Александрийской библиотеке. С этой целью в Палестину к первосвященнику Елеазару было отправлено посольство, в ответ на которое в Египет прибыло 72 переводчика – по шести от каждого из 12 колен Израиля. В течение 72 дней они сделали перевод. С количеством переводчиков связано название версии из лат. septuaginta «семьдесят» и ее сокращенное обозначение LXX. По древнему преданию, одним из них был Симеон Богоприимец ( Лк. 2:25–34 ; см. Рубан 1994, с 74–118). Письмо Аристея не могло быть написано в эпоху царя Птолемея II, поскольку содержит несколько анахронизмов. Исследователи датируют письмо различно, их оценки колеблются между 200 и 50 г. до Р. X. Не вызывает сомнений, что перевод, о котором идет речь в этом письме, был действительно совершен в Египте в середине III в. до Р. X. и одобрен иудейским руководством. Переведен тогда был не весь Ветхий Завет , а лишь Пятикнижие – Тора (Jellicoe 1968, р. 29–58). В дальнейшем LXX была дополнена переводом других ветхозаветных книг. Христиане первые изменили древней традиции и перешли от кожаного или папирусного свитка к пергаменному (кожаному) кодексу (Roberts, Skeat 1983). Кодекс более вместителен по своему объему, чем свиток, поскольку для письма могут быть использованы обе стороны пергамена, а это позволило заняться объединением нескольких текстов под одним переплетом, создавая те или иные их группировки. Объединение текстов основывалось прежде всего на функциональном или содержательном принципе (подробнее об этом см. в Главе 1, § 13). Однако уже от IV-V вв. до нас дошло несколько кодексов, содержащих весь состав христианских книг Ветхого и Нового Заветов. Как видно и сейчас, это весьма дорогие рукописи, которые предназначались не для церковно-литургического применения, а для библиотек. Не исключено, что своим существованием они обязаны известному распоряжению императора Константина об изготовлении 50 кодексов Библии, с которым он обратился к знаменитому церковному ученому Евсевию Памфилу ; свидетельство об этом Евсевий оставил в написанном им Житии имп. Константина (см. Иннокентий 1990, с. 31). Представляется, что создание полных кодексов Библии в ту эпоху могло отражать секуляризованное или языческое отношение к Св. Писанию как к своего рода юридическому кодексу вне конкретных условий церковно-литургического применения текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Textes nouveaux d " Hésychius de Jérusalem: Bilan et méthodes//StPatr. 1982. Vol. 17/2. P. 345-351; Esbroeck M., van. Les plus anciens homéliaires géorgiens. Louvain-La-Neuve, 1975; Perrone L. Vie religieuse et théologie en Palestine durant la première phase des controverses christologiques//Proche-Orient Chrétien. Jerusalem, 1977. Vol. 27. P. 212-249; Savon H. Les «Homélies festales» d " Hésychius de Jérusalem//RHR. 1980. Vol. 197. N 4. P. 429-450; Hannick Chr. Maximos Holobolos in der kirchenslavischen homiletischen Literatur. W., 1981; Hevia Ballina A. Una Homilética Festal recuperada: Hesiquio de Jerusalén, predicador y teólogo del siclo V//Studium Ovetense: Revista del Instituto Superior de Estudios Teológicos del Seminario Metropolitano de Oviedo. 1982. N 10. P. 221-228; Rondeau M.-J. Les commentaires patristiques du Psautier (IIIe-Ve siècles). R., 1982. Vol. 1: Les travaux des Pères grecs et latins sur le Psautier: Recherches et bilan. (OCA; 219); Χρστου Π. Ελληνικ πατρολογα. Θεσσαλονκη, 1987. Τ. 3. Σ. 274-283; G adyszewski L. Kaznodziejskie nauczanie Hezychiusza z Jerozolimy//Studia Gnesnensia. Gniezno, 1990. T. 9. S. 143-156; idem. Die Marienhomilien des Hesychius von Jerusalem//StPatr. 1982. Vol. 17/1. P. 93-96; Leanza S. Uno scoliaste del V secolo: Esichio di Gerusalemme//Annali di Storia dell " Esegesi. Bologna, 1991. Vol. 8/2. P. 519-533; idem. L " esegesi del «Levitico» nella tradizione catenaria//Ibid. 1996. Vol. 13/1. P. 211-227; Рубан Ю. И. Сретение Господне: Опыт ист.-литург. исслед. СПб., 1994; Hagedorn U., Hagedorn D. Die alteren griechischen Katenen zum Buch Hiob. B.; N. Y., 1994. Bd. 1: Einleitung, Prologe, Fragmente zu Hiob 1. 1-8. 22. (PTS; 40); Schwemer A. M. Studien zu den frühjüdischen Prophetenlegenden: Vitae Prophetarum. Tüb., 1995. Bd. 1. P. 18; Tampellini S. L " esegesi del Levitico di Esichio di Gerusalemme: Osservazioni introduttive e sondaggi preliminari//Annali di Storia dell " Esegesi. 1996. Vol. 13. N 1. P. 201-209; idem. Introduzione allo studio del Commentarius in Leviticum di Esichio di Gerusalemme: Diss./Università di Bologna.

http://pravenc.ru/text/674956.html

Кончак (гг. рождения и смерти неизвестны), половецкий хан. Во 2-й половине 12 в. объединил половцев и создал сильную военную организацию. Совершил ряд походов в Киевскую и Переяславскую земли. В 1185 нанёс поражение князю Игорю Святославичу и пленил его. Описание похода Игоря Святославича и других русских князей против Кончака легли в основу «Слова о полку Игореве» . «История Российской Иерархии», т. IV, стр. 55, год 1262. Полное Собрание Летописей, т. IV, стр.98. Занимал кафедру с 1454 по1466 гг. Тохта (г. рожд. неизвестен – умер около 1312), хан Золотой Орды . Сын Менгу-Тимура , правнук Батыя . Рубан В. Г., «Московский любопытный месяцеслов на 1776 год». Москва. Наиболее крупными городами Золотой Орды на территории современного Южного Казахстана были: Сыгнак (находился на правом берегу Сырдарьи у города Яныкургана Кзыл-Ординской облости); Яссы (в XVI b. город получил название Туркестан и играл видную роль в истории Казахских ханств); Сауран (находился в 30 км к северо-западу от города Туркестана); Отрар (находился в 15 км западнее железнодорожной станции Тимур в Южном Казахстане); Дженд (находился на правом берегу Жаны-дарьи, в 115 км к западу от Кзыл-Орды), а так же иные города, располагавшиеся на территории Северного и Западного Казахстана. Ибн Баттута Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах аль-Лавати ат-Танджи (24.2.1304, Танжер,—1377, Фес), арабский путешественник, странствующий купец. Оставил заметки о своем пребывании в Золотой Орде при дворе хана Узбека , изобилующие сведениями экономического, этнографического и культурно-бытового характера. Об этом свидетельствует, в частности, Водянское городище, где был раскопан заселенный русскими участок. Городище находилось на правом берегу Волги, в 2 км севернее г. Дубовка Волгоградской обл. Память в день празднования собора Тверских святых (воскресенье после 29 июня). В. Л. Егоров сопоставляет Бездеж (Бельджамен) с Водянским городищем. Гедимин – великий князь литовский с 1316 г. Подчинил себе все русские княжества от Полоцка до Киева и подготовил присоединение Волыни. Гедимин препятствовал объединительной политике Московского княжества, стремясь оторвать Псков и Новгород от Руси. В этой борьбе Гедимин опирался на союз с Тверью, скрепленный браком дочери Гедимина Марии с князем Дмитрием Михайловичем (1320). Гедимин первым стал титуловать себя «королём литовцев и русских». [СМИЗО, т. 1, с. 306.] В то же времпя Гедимин не мешал переселенцам жить по своим обычаям, позволял литовцам креститься, и даже некоторые из его сыновей приняли православие и женились на русских княжнах; но сам он умер язычником.

http://pravoslavie.ru/38349.html

Жертвы По данным прокуратуры, в результате взрыва в Харькове погибли три человека. Раненых — не менее 15. Как сообщила заместитель городского головы Харькова Светлана Горбунова-Рубан, большинство пострадавших доставлены в городскую больницу 17. Один из погибших — лидер харьковского евромайдана Игорь Толмачев. Об этом депутат Верховной рады Украины и советник министра внутренних дел Антон Геращенко написал в Facebook. «В результате теракта погиб известный харьковский активист Игорь Толмачев и подполковник милиции Рыбальченко, приехавший из города Первомайска по заданию УВД организовывать сопровождение митинга », — сообщил он. Громкие заявления Комментируя взрыв, президент Украины Петр Порошенко заявил, что его организаторы получат жесткий отпор. «Сегодня прощеное воскресенье, но и в этот день террористическая нечисть проявила свое хищное нутро. Выражаю глубокие соболезнования родственникам и близким погибших », — написал Порошенко на своей странице в Facebook. «Взрывы, которые устроили нелюди во время мирного шествия в Харькове, — это дерзкая попытка расширить территорию терроризма. Те, кто к этому причастен, получат жесткий отпор! Виновные будут привлечены к ответственности », — добавил он. В свою очередь спикер Верховной рады Украины Александр Турчинов объявил о начале в городе антитеррористической операции. «В связи с терактом, который состоялся в Харькове, во время которого, по предварительным данным, погиб один милиционер, а также пострадали пять милиционеров и гражданских, в городе введен наивысший уровень террористической угрозы и начато проведение антитеррористической операции », — слова Турчинова приводит РИА «Новости ». Он добавил, что уже задержаны четверо подозреваемых в совершении теракта. И у этих людей изъят гранатомет. При этом в Службе безопасности Украины сообщили, что в Харькове предотвращена целая серия терактов. Советник главы СБУ Маркиян Лубкивский заявил, что департаменту контрразведки вместе с управление СБУ по Харьковской области «удалось предотвратить террористические акты, за которыми стоит террористическая организация «Харьковские партизаны ».

http://ruskline.ru/politnews/2015/02/23/...

Phillips D. A. The Temple of Divus Iulus and the Restoration of Legislative Assemblies under Augustus//Phoenix. Journal of the Classical Association of Canada. 2011. Vol. LXV, No. 3–4, Fall–Winter. P. 372, 376. White P. Julius Caesar in Augustan Rome//Phoenix. The Journal of the Classical Association of Canada. 1988. Vol. XLII: 4, Winter. P. 337, 355, 354. Gradel I. Emperor Worship and Roman Religion. Oxford, 2002. P. 336–337 («a particularly splendid building, with no expense spared…»). См. также: Fishwick D. On the Temple of Divus Augustus//Phoenix. The Journal of the Classical Association of Canada. 1992. Vol. XLVI, No. 3, Autumn. P. 232. Косолапов Б. А. О проектах монумента Петру I в Петропавловском соборе и работе над мозаичной картиной «Полтавская баталия»//Советское искусствознание. 1983 (1984). Вып. 1 (18). С. 274. Дело о препоручении в ведомство Канцелярии от строений, мозаического дела и команды//РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. Д. 255. Л. 38 (9 февраля 1766 г.). Кассий Дион Коккейан. Римская история. СПб., 2014. Кн. LI–LXIII. С. 332–333 (LVI.46.4). Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. XVIII (1767–1769). С. 539 13115). Камер-фурьерский церемониальный, банкетный и походный журнал 1772 года. СПб., 1858. С. 366–368. См. также: Санкт-Петербургские ведомости. 1772. 4 сентября 71). С. 1–2. Рубан В. Г. Надпись На положение Екатериною Великою пред надгробие Петра I флага, взятого у Турок на Архипелаге. Августа 29 дня, 1772 года. Б. м., 1772. Снегирев И. М. Жизнь Московского Митрополита Платона. 4-е изд. М., 1890. Ч. 1. С. 25. И. М. Снегирев приводит также указание на то, что слова «Твоя от Твоих…» прозвучали в упомянутом выступлении архиепископа Платона (Левшина), содержавшем призыв к Петру I восстать из гроба. Сведения о дате данной проповеди противоречивы: Вольтер пишет, надо полагать, именно о ней в письме Екатерине II от 15 мая 1771 г.; сам И. М. Снегирев в другой части своего труда относит ее к 1770 г. (Снегирев И. М. Жизнь… С. 111–113 (прил. В в разделе ч. I «Приложения объяснительные и дополнительные»); 191, прим. (прил. З в разделе ч. II «Приложения и дополнительные статьи»); см. также: Платон (Левшин), митр. Полное собрание сочинений. СПб., 1913. Т. I, кн. 2. С. 303 Судя по всему, эта проповедь действительно была произнесена в Петропавловском соборе в 1770 г. (Церемониальный камер-фурьерский журнал 1770 года. СПб., 1856. С. 211 (15 сентября). Впоследствии же известие о ней присоединилось к нарративу, описывавшему возложение Екатериной II турецкого знамени 29 августа 1772 г.

http://bogoslov.ru/article/6191976

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010