КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «ЛЕСТВИЦА» февраля 2006 Культурно-просветительский Центр «Лествица» при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» приглашает на мероприятия в феврале 2006 г. Культурно-просветительский Центр " Лествица " при храме иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " приглашает на мероприятия в январе 2006 г. Адрес: Воскресенский пр. (Чернышевского), д.3 (вход под аркой) ст. метро " Чернышевская " . Тел.: 273-5469, 273-5429, 719-6823 3 февраля пятница 19:00 - лекция из цикла " Историческая судьба третьего Рима " . Кандидат исторических наук Юрий Алексеевич Соколов. 4 февраля суббота 15:00 - встреча с настоятелем храма, священником Вячеславом Хариновым. 16:00 - беседа на тему " Православный интернет " . Священник Скорбященнского храма, иерей Игорь Катаев. 5 февраля воскресенье 17:00 - лекция из цикла " Священная история: текст, смысл, символик " . Канд. Истор. Наук, доцент СПГУ Юрий Иванович Рубан. 10 февраля пятница 19:00 - лекция " Военные храмы Петербурга " . Преподаватель Российской Христианской Гуманитарной Академии, Александр Владимирович Крамер. 11 февраля суббота 15:00 - встреча с настоятелем храма, священником Вячеславом Хариновым. 16:00 - " Символизм православных икон " . Преподаватель иконографии, член союза художников России, Сергей Владимирович Алексеев. 12 февраля воскресенье 17:00 - КОНЦЕРТ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ. В программе: Сонаты Баха для клавесина и виолы да гамба. Исполняют: Ирина Шнеерова и Анатолий Гринденко. 17 февраля пятница. О мероприятии будет объявлено дополнительно. 18 февраля суббота 15:00 - встреча с настоятелем храма, священником Вячеславом Хариновым. 16:00 - лекция " Жизнь и царствование Александра III " . Доктор исторических наук - Валентина Григорьевна Чернуха. 19 февраля воскресенье 17:00 - " Беседы об Апокалипсисе " . Проф. СПб. Духовной Академии - Архимандрит Ианнуарий (Ивлев) Вход свободный В программе возможны изменения В часы работы Центра " Лествица " открыт Музей новомученников: сщмч. протоиерея Григория Сербаринова - настоятеля храма иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " с 1912 по 1922 гг., репрессированного и расстрелянного 8 января 1938 года, и мц. Екатерины (Арской) дочери ктитора Скорбященского храма (+ 1937г.)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=177...

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «ЛЕСТВИЦА» ноября 2005 Культурно-просветительский Центр «Лествица» при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» приглашает на мероприятия в ноябре 2005 г. Культурно-просветительский Центр " Лествица " при храме иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " приглашает на мероприятия в ноябре 2005 г. Адрес: Воскресенский пр. (Чернышевского), д.3 (вход под аркой) ст. метро " Чернышевская " . Тел.: 273-5469, 273-5429, 719-6823 11.11 пятница Начало в 19 час. " Иконописный канон и иконописный подлинник " . Преподаватель иконописи Сергей Владимирович Алексеев. 12.11 суббота Начало в 15 час. Встреча с настоятелем храма, священником Вячеславом Хариновым. Начало в 16 час. Презентация цикла фильмов " Православная столица " . Авторы и ведущие - нар. артист России, ведущий актер БДТ им. Г. Товстоногова Валерий Михайлович Ивченко и православный журналист и продюсер Наталья Олеговна Родоманова. 13.11 воскресенье Начало в 17 час. " Священная история: текст, смысл, символика " . Канд. истор. наук Юрий Иванович Рубан. 18.11 пятница Начало в 19 час. Лекция из цикла: " Историческая судьба III Рима " . Ст. преподаватель С.-Петербургского государственного университета культуры и института богословия и философии канд. истор. наук Юрий Алексеевич Соколов 19.11 суббота Начало в 15 час Встреча с настоятелем храма, священником Вячеславом Хариновым. Начало в 16 час. Лекция из цикла: " Храмы Невского проспекта " . Литературно - исторический обзор. Архимандрит Августин (Никитин). 20.11 воскресенье Начало в 17 час. Беседы об Апокалипсисе. Доцент С.-Петербургской Духовной Академии, архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). 25.11 пятница Начало в 19 час. " Духовная старинная и современная музыка Петербургских композиторов " . Выступление хора " Орфос " . Регент Мария Акджигитова. 26.11 суббота Начало в 15 час. Встреча с настоятелем храма, священником Вячеславом Хариновым. Начало в 16 час. Лекция из цикла: " Герменевтика Богородичных икон " . Доцент С.-Петербургского госуниверситета, магистр богословия, инокиня Ксения (Вернер).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=175...

Афиша - КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «ЛЕСТВИЦА» декабря 2005 Культурно-просветительский Центр «Лествица» при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» приглашает на мероприятия в декабре 2005 г. Культурно-просветительский Центр " Лествица " при храме иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " приглашает на мероприятия в декабре 2005 г. Адрес: Воскресенский пр. (Чернышевского), д.3 (вход под аркой) ст. метро " Чернышевская " . Тел.: 273-5469, 273-5429, 719-6823 02.12 п я т н и ц а Начало в 19 час. Вечер христианской поэзии. Встреча с современными петербургскими поэтами. Поэт, член союза писателей России, Елена Витальевна Шустрякова. 03.12 с у б б о т а Начало в 15 час. Встреча с настоятелем храма, священником Вячеславом Хариновым. Начало в 16 час. Лекция из цикла: " Храмы Невского проспекта " . Литературно - исторический обзор. Архимандрит Августин (Никитин). 04.12 в о с к р е с е н ь е Начало в 17 час. " Священная история: текст, смысл, символика " . Канд. истор. наук Юрий Иванович Рубан. 09.12 п я т н и ц а Начало в 19 час. Рассказ об этнографической экспедиции. Презентация фильма " Лица России " . Зам. директора Этнографического института АНРФ, доктор исторических наук, профессор Ефим Анатольевич Резван. 10.12 с у б б о т а Начало в 15 час. Встреча с настоятелем храма, священником Вячеславом Хариновым. Начало в 16 час. " Россия и православный Восток " . Доцент Санкт.-Петербургского государственного университета, канд. исторических наук Лора Александровна Герд. 11.12 в о с к р е с е н ь е Начало в 17 час. " История Одиссея в античности и в ХХ веке " . Канд. философских наук Марина Валентиновна Михайлова. 16.12 п я т н и ц а Начало в 19 час. Лекция из цикла: " Историческая судьба III Рима " . Ст. преподаватель Санкт.-Петербургского государственного университета культуры и института богословия и философии, канд. исторических наук Юрий Алексеевич Соколов. 17.12 с у б б о т а Начало в 15 час. Встреча с настоятелем храма, священником Вячеславом Хариновым.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=175...

Всего этого владыка Никодим не знал; он не мог также предположить, что в начале XXI столетия Чехия вступит в НАТО. И что «чехов» (чеченских боевиков) «федералы» будут «мочить» не в Праге, а в Грозном, как до этого «воины-интернационалисты» «гасили» «духов» (душманов) в Афганистане. А как же с десятками статей и докладов по «текущему моменту», прочитанных владыкой на заседаниях ХМК и разом утративших свою актуальность? Утешает лишь одно: эти тексты готовили сотрудники ОВЦС, и владыка мог сберегать свои силы для более важных дел. Конец 1970-х годов. Беседуют два пожилых актёра. – Да! Сколько мы с тобой дерьма переиграли! – Не дерьма, а нужного в своё время драматургического материала! Как-то, вернувшись из очередной миротворческой поездки, владыка служил всенощную в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Маститые протоиереи, стоявшие в алтаре, о чём-то оживлённо переговаривались. Начинается шестопсалмие; раскрываю архиерейский молитвослов, а святитель, подойдя к беседующим, назидательно изрекает: «Отцы! Здесь вам не британский парламент!» А потом, вынув очечник из кармана подрясника, подбрасывает застрявшую в нём чешскую крону: «Всё, что осталось от Праги!». По словам архиепископа Брюссельского Василия, митрополит Никодим никогда не навязывал просоветской линии зарубежным архипастырям Московского патриархата. «Раз только он мне сказал: «Вот Вы всё критикуете Пражскую христианскую конференцию (ХМК, или ХМЫК, как он иронически её сам называл в последние годы своей жизни. Но когда я её так ему назвал, он встревожился: «Откуда Вы это знаете? Кто Вам это сказал?»). Вы бы вошли в неё и действовали в ней, как считаете правильным. А то Вы критикуете извне». «Владыко, – ответил я, – боюсь, что если бы я так сделал, это не пошло бы на благо Русской Церкви». Митрополит Никодим промолчал» 300 . Любопытный эпизод содержится в «воспоминаниях семинариста», каким в середине 1970-х годов был Юрий Рубан: «Помнится, мне пришлось сетовать на «неразумное» использование людей, выказывающих явные способности к научным занятиям. Часто бывало, что человек, оставленный по окончании Духовной Академии «профессорским стипендиатом» для подготовки к преподавательской деятельности, очень скоро начинал надолго исчезать, а то и исчезал навсегда. Он ездил по всему миру и выступал с докладами на бесконечных тогда конференциях по проблемам «миротворчества», «разоружения» или чего-то аналогичного, явно не имеющего отношения к церковной науке, или же назначался представителем во Всемирный Совет Церквей. Это означало начало карьеры «церковного политика», но полный крах так и не начавшейся карьеры преподавателя и учёного богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

ПАМЯТЬ СВЯТЫХ МУЧЕНИЦ ЕКАТЕРИНЫ И КИРЫ ПЕТРОГРАДСКИХ декабря 2005 17 декабря 2005 года в храме Всех скорбящих Радость на Шпалерной улице состоялась Божественная Литургия в память святых мучениц Екатерины и Киры Петроградских. 17 декабря 2005 года в храме Всех скорбящих Радость на Шпалерной улице состоялась Божественная Литургия в память святых мучениц Екатерины и Киры Петроградских. Святая мученица Екатерина в течение своей земной жизни была тесно связана со Скорбященским храмом, а её отец был ктитором храма. В праздничном богослужении приняли участие настоятель храма священник Вячеслав Харинов , священник Игорь Катаев, диакон Павел Вишнев, иподиакон Юрий Рубан, потомки святой мученицы Екатерины, прихожане храма. Накануне праздника в храм была доставлена недавно написанная для Скорбященского храма икона святой мученицы Екатерины. После Божественной Литургии перед иконой был отслужен праздничный молебен. В проповеди после Божественной Литургии отец Вячеслав рассказал о житии святой мученицы, о ее связи со Скорбященской церковью, подчеркнул значимость подвига новомучеников и исповедников ХХ века. Отец Вячеслав отметил, что нам важно помнить, что гонения - это всегда нравственная борьба, в которой есть 2 силы: одна - от Бога, а другая - от диавола. И такое нравственное противостояние делает страдания за Христа самой высшей ценностью. После богослужения родственники святой Екатерины - Дмитрий Евгеньевич Вюнш-Арский с мамой и сыном - посетили музей новомучеников и исповедников Российских, который действует при храме Всех скорбящих Радость. Дмитрий Евгеньевич - правнук Марии Андреевны Арской - родной сестры святой мученицы Екатерины. С 16-ти лет он занимается историей своей семьи, и в настоящее время принимает активное участие в создании церковного музея, предоставляя фотографии и документы из семейного архива. Клирики храма с родественниками святой мученицы Екатерины Соб.инф. Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=174...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Протоиерей Александр Глебов Анатолий Разумов Лет 10 назад о ней совсем ничего не знали. Сегодня ей посвящают экспозиции музеев, у ее икон молятся. Определением Священного Синода от 7 мая 2003 года Екатерина Арская прославлена как священномученица по представлению Санкт-Петербургской епархии. Юрий Рубан В 1929 году протоиерей Константин Быстриевский прощался со своим храмом. В притворе он остановился, закрыл глаза и представил себе «голгофский путь» на сибирский лесоповал вместе с женой и детьми. Казалось, жизнь кончена, надеяться не на что. Вдруг он ощутил, как непонятная радость наполняет его сердце… «Чему ж тут радоваться?! — подумал он. — Должно быть, от переживаний схожу с ума»… Иерей Виктор Пантин 15 сентября на  89-м году жизни скончалась старейшая сотрудница СПбПДАиС Алла Васильевна Решетникова — человек неисчерпаемой духовной глубины, имеющая право именоваться верной духовной соратницей подвижников Русской Церкви второй половины ХХ века. Редакция Жизнь одного рыбака изменилась в одночасье: он сделался ловцом людей. Глубины бушующего мира, в которых, кажется порой, нет и не может быть Бога, оказались подчинены ему по слову Господа. И по сей день Божии сети в преданных руках обнимают все творение: от Неба до преисподней. А рукотворная мировая сеть интернет — возможно ли в ней уловить что-либо , кроме грязи и пустоты, и  кого-то , кроме не умеющих общаться в реальном мире людей? Может быть, стоит сторониться этих сетей? Денис Маханько Если верить статистике, число интернет-пользователей в нашей стране перевалило за 30 миллионов, а всего в мире интернетом регулярно пользуются полтора миллиарда человек, и эта цифра постоянно увеличивается. Однако интересы людей, заходящих в интернет, не блещут оригинальностью: секс, тр3 (формат электронной музыки) и фото. Для некоторых пользователей интернет — это работа: деловая переписка, изучение общественного мнения, но для большинства «юзеров» сеть — источник развлечений, зачастую не самых безобидных. Однако среди этого изобилия во всемирной паутине существует немало православных сайтов. Что представляет собой православный интернет и каковы его перспективы?

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/11

Поэтому было решено дополнить книгу славяно-русскими текстами и комментариями, сделав более доступной для самостоятельного чтения. Работа была включена в план выпуска учебно-методических пособий по кафедре повышения квалификации по филологии (специализация «Библия и литургическая письменность»). Принципы редактирования и переработки книги обсуждались вместе с о. Михаилом Арранцем в период чтений им лекций по истории византино-славянской литургической письменности в СПбГУ (1999–2001 гг.). Для удобства было решено разделить первое издание книги на две части, а затем, собрав отзывы, замечания и пожелания специалистов и заинтересованных читателей, выпустить второе, переработанное и дополненное издание (главным образом это коснется второй части). Пишите нам по адресу: E-mail: arranz@unigre.it ; fralorenzo@hotmail.com ; rubanj@yandex.ru ; ruban@ed.spb.ru . Почтовый адрес: Miguel Arranz, S.J. Via dei Penitenzieri 20. I–00193 Roma; Кафедра повышения квалификации по филологии, комн. 230. Филологический факультет СПбГУ. Университетская наб., 11. С.-Петербург. 199034. Юрий Рубан, доц. СПбГУ 1/14.IV.2003, преп. Марии Египетской Введение 1. Что такое «типикон»? Этимология, общее понятие Греческое слово «типикон» может обозначать разные понятия: а) Типикон как книга, содержащая указания литургического характера. Существуют разные «Типиконы» или редакции Типикона в Церквах византийской традиции. В древности у византийцев и славян употреблялись соборно-приходской «Типикон Святой Орфии Константинопольской», монастырские типиконы – «Студийский», «Студийско-Алексиевский» и др. В настоящее время все Славянские Церкви византийской традиции (в том числе и Русская Православная Церковь ) на приходах и в монастырях используют так называемый Иерусалимский типикон, или Типикон Святого Саввы (иначе – Савваитский типикон), происходящий из знаменитой лавры близ Иерусалима. Напротив, греческие Церкви, сохраняя Савваитский типикон в монастырях, с XIX в. служат по так называемому Типикону Великой Христовой Церкви протопсалта Георгия Виолакиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Протоиерей Александр Глебов Ксения Крутикова-Кедрова, Анатолий Разумов Надпись на кресте на Левашовском мемориальном кладбище: «Протоиерей Кедров Фёдор Андреевич. Родился 21 июня 1887 г., арестован 23 ноября 1937 г., расстрелян 14 декабря 1937 г. Помяни Господи в царстве Твоем»... Юрий Рубан «Я помню горькое слово Бориса Александровича, сказанное мне недели за две до смерти: „Мое тело пережило дух. Скорей бы конец...“ Желанный конец наступил, и не физическая болезнь была его причиной. Дух, освободившись из оков пережившего его тела, теперь воспрянет к жизни во всей своей мощи и красе. Для нас же, его товарищей и учеников, остается одно утешение: западная наука гордится двумя великими абиссиноведами — Лудольфом и Дилльманом; русская наука может назвать два таких же великих имени — Болотова и Тураева», — так сказал академик Игнатий Крачковский в сороковой день по кончине своего учителя. Редакция Ирина Левина Взрослые люди, бабушки, дети и молодежь — таков привычный состав церковной общины. Куда исчезают подростки? Воскресные школы они обычно заканчивают к  12-13 годам, а досуговых программ для этого возраста при храмах весьма мало. Складывается впечатление, что подростки никому не нужны. Так в один из самых сложных периодов жизни они остаются одни. Что может Церковь им предложить? Подготовили Ирина Левина и Сергей Морозов Наш журнал провел интернет-опрос среди подростков 13-18 лет. Наиболее интересные ответы мы предлагаем вниманию читателей. Подготовила Ольга Сергеева Существует ли проблема воцерковления детей верующих родителей? Почему подростки перестают ходить в храм и можно ли избежать этого? Как родителям построить диалог с собственным ребенком и чем им может помочь священник и прихожане? Ответы на эти вопросы искали участники круглого стола, прошедшего под эгидой нашего журнала в Просветительском центре при Феодоровском соборе.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/6

Отдельно отметим, что так как сам праздник имеет два канона, то в попразднство эти каноны чередуются: 1-й канон поется 9 и 11 сентября, а 2-й канон – 10 сентября. Отдание Рождества Богородицы в уставном отношении ничем не примечательно, так что служба совершается по общей схеме отдания двунадесятого праздника. Разве что стоит отметить, что если 12 сентября случится в неделю, то на литургии читаются три Апостола и Евангелия: Недели пред Воздвижением, рядовое воскресное «под зачало» и Богородице (точно так же, как и в случае самого праздника в неделю). Конец ознакомительного фрагмента. Купить книгу в интернет-магазине 1 Здесь и далее в квадратные скобки заключены библиографические ссылки: номер издания в Списке литературы и страница. Список использованной литературы и источников см. в конце книги.– Ред. 3 Дореволюционный исследователь проф. Михаил Николаевич Скабалланович составил эортологические этюды по шести праздникам: Рождество Богородице, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Богородицы, Рождество Христово, Пятидесятница, Успение Богородицы. Современный исследователь Юрий Иванович Рубан дополнил это собрание исследованиями по двум праздникам: Сретение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Впрочем, из этих двух работ Ю. Рубана исчерпывающей является только книга «Сретение Господне», тогда как брошюра о празднике Благовещения содержит лишь часть необходимой по этому празднику информации. 4 Евергетидский Типикон – один из важнейших литургических памятников, и мы на него часто будем ссылаться. Сразу отметим, что этот Типикон отражает практику 2-й пол. XI в.; это один из вариантов (малоазийская редакция) Студийского Устава, который был принят в монастыре в честь Богородицы Евергетиды («Благодетельницы») в Константинополе. Данный Устав сохранился в рукописи XII в. В связи с этим иногда имеет место путаница в литургических трудах: одни датируют этот Типикон временем формирования самого устава, т.е. XI в., другие – временем его сохранившейся рукописи – XII или даже XIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В эти же годы возник и интерес к литургике, особенно к истории богослужения. Во второй половине XIX в. в русских духовных академиях возникает историческая школа. Становление литургики как науки, а не как вспомогательной и практической дисциплины, связывают с именем Ивана Даниловича Мансветова , доктора церковной истории, профессора Московской Духовной Академии (+1885), который обратился к историческому восстановлению богослужебных чинов, историческому объяснению обрядов Церкви. В Казани и Одессе изучением источников и исторических документов по литургике занимался Николай Фомич Красносельцев , доктор церковной истории Казанской Духовной Академии, профессор Новороссийского университета (в Одессе) († 1898). Учеником Н. Ф. Красносельцева был А. А. Дмитриевский , профессор Киевской Духовной Академии, которого называли русским Гоаром. Большую известность имеет доктор церковной истории, профессор Киевской Духовной Академии М. Н. Скабалланович . Его докторской диссертацией стала книга «Толковый Типикон» (Киев, 1915). С 1905 по 1916 г. в качестве приложения к «Проповедническому листку» им были напечатаны 6 выпусков, посвященных двунадесятым праздникам (Рождество Богородицы, Крестовоздвижение, Введение во храм, Рождество Христово, Пятидесятница, Успение). В каждом из них излагался библейский факт, географические и археологические подробности, имеющие отношение к празднику, богословское значение праздника и святоотеческое объяснение праздника. Вместе с этим давался подробный разбор текстов, историко-музыкальный разбор гласов, сравнение с богослужением католиков, коптов, армян. После 1917 г. русская литургическая традиция нашла свое продолжение в трудах профессора Ленинградской Духовной Академии Николая Дмитриевича Успенского , которые публиковались в журнале «Богословские труды». В Ленинградской Духовной Академии трудился и иезуит Михаил Арранц, который опубликовал там несколько своих книг по истории богослужения, включая магистерскую диссертацию «Как молились Богу древние византийцы». В настоящее время в Санкт-Петербурге изучением истории славяно-русской литургики занимается Юрий Иванович Рубан. Он опубликовал несколько работ, посвященным праздникам Пасхи, Благовещения и Сретения.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010