Н.А. Рубан Статья посвящена духовно-просветительской и научно-исследовательской деятельности православного историка Восточной ветви русской эмиграции Е.Н. Сумарокова в период его жизни в Харбине и его трудам, опубликованным в 1940-е гг. Имя Евгения Николаевича Сумарокова, историка православной церкви восточной ветви русской эмиграции, не является широко известным, его труды мало изучены и не достаточно оценены. Вместе с тем, в кругах русской харбинской православной общины Е.Н. Сумароков обладал известным авторитетом и оказывал влияние на формирование общественного мнения, связанного с церковной жизнью русской эмиграции на Востоке. Будущий историк родился в Симбирске в 1884 г. В 1905 г. окончил Уфимскую духовную семинарию, а в 1912 г. – юридический факультет СанктПетербургского университета. Выказывая интерес к исторической науке, молодой Евгений Сумароков , параллельно с учебой в университете посещал занятия в Археологическом институте. Более пяти лет (с 1912 по 1918 гг.) Евгений Николаевич служил в Казанской судебной палате, а в 1918–1919 гг. управлял уездами в Пермской губернии в правительстве генерала Колчака. Весной 1919 г. он был вынужден эвакуироваться в Омск с. 110]. В 1920 г. Сумароков вместе с женой Анной Николаевной прибыл из Читы в Маньчжурию и начал службу в Церковном отделе Китайско-Восточной железной дороги. Заполняя учетный листок в личном деле БРЭМ (Бюро по делам российской эмиграции в Маньчжурской Империи), Евгений Николаевич уточнял, что наряду с юридической работой в Епархиальном Совете в области церковного права и законодательства, он служил псаломщиком в храмах КВЖД, а также преподавал Закон Божий в церковноприходских школах л. 12]. Главным делом его жизни стало изучение церковной истории и распространение этих знаний среди эмигрантов Харбина. Будучи с 1934 г. преподавателем кафедры Общецерковной истории Института св. кн. Владимира (позднее деканом Богословского факультета), он не только читал лекции по истории и церковному праву, но и вел активную просветительскую работу путем публичных выступлений в обществе и публиковал статьи в местной печати. В Харбине были изданы также отдельные книги историка, среди которых наиболее известны «Лекции по истории Русской Церкви» в 2-х томах.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Примечательно, что хранился весь этот арсенал на базе 8-го полка спецназначения ВСУ, постоянным местом дислокации которого является город Хмельницкий на Западной Украине. Отметим также, что 8-й полк сил специальных операций Украины неоднократно принимал участие в диверсионных акциях на территории ДНР и ЛНР. В частности, убийство командиров ополчения Моторолы, Гиви и Олега Анащенко было организовано и осуществлено именно представителями этого подразделения. Военные эксперты, а также знакомые с Рубаном представители ополчения ДНР выявили некоторые несостыковки в его деле. Так, бывший командир горловского ополчения Игорь Безлер ( " Бес " ), с которым в 2014 году неоднократно встречался и договаривался об освобождении пленных Рубан, обратил внимание на ряд интересных деталей. Так, на представленных СБУ фотографиях на мины неестественно привязан дополнительный, так называемый " переменный заряд " , что делается только непосредственно перед выстрелом, а также на то, что на фото калибр мин не соответствует калибру миномета. Рубана " подставил " убийца Моторолы и Гиви Сам Рубан на суде отрицал выдвинутые против него обвинения. Переговорщик уверен, что его подставили, и сделал это некий украинский офицер с позывным " Кедр " , который собирался с какими-то целями пересечь линию соприкосновения, а затем вернуться обратно. Интересно, что офицер с позывным " Кедр " служит (служил?) в упомянутом 8-м полку сил специальных операций Украины, где занимает должность начальника разведки. Зовут его Павел Александрович Балов. По состоянию на 2017 год он имел звание майора и... упоминался в числе организаторов покушений, жертвами которых стали выдающиеся командиры ополчения, на территории народных республик. Согласно показаниям задержанного МГБ ЛНР в марте 2017 года украинского диверсанта Ивана Деева, Балов, он же " Кедр " , якобы лично убил героя ДНР Арсена Павлова ( " Моторолу " ). По словам бывшего тогда министром государственной безопасности ЛНР Леонида Пасечника, майор Балов является одним из организаторов диверсионных акций как в народных республиках, так и на территории Российской Федерации.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/12/delo...

Аналогичные греческому Евхологию собственно русские богослужебные сборники XIII–XIV веков (более древние не сохранились) представляют собой сокращенные византийские Евхологии студийской послеиконоборческой редакции VIII–X веков (смотрите далее Служебник ). Некоторые кодексы XIV века имеют и самоназвание: «Молитвенник» (буквальный перевод слова «Евхологион»)! Постепенно Евхологий распался у нас три книги: 1) Служебник, 2) Требник (до реформ патриарха Никона – Потребник) и 3) Чин о вник (Архиерейский Служебник); но это окончательное разделение – п о зднее, лишь с печатных изданий XVII века (см.: Рубан Ю. Служебники Софийской библиотеки//«Где Святая София, там и Новгород». СПб., 1997. С. 55–56). Первые печатные греческие Евхологии появились в Венеции в XVI веке (1526 год и позднейшие издания); их текст лежит в основе принятых в греческих Церквах богослужебных изданий иеромонаха Спиридона (Зервоса) (Великий Евхологий. Венеция, 1862) и Н. Пападопулоса (Великий Евхологий. Афины, 1927). Используются и новые издания, сделанные с учётом научных исследований (4томное издание под редакцией Иоанниса Фундулиса (Фессалоники, 2000–2003). Первое научное издание греческого Евхология под названием «Евхологий, то есть Греческий ритуал» (Париж, 1647) осуществил доминиканец Жак (Яков) Го а р, и эта знаменитая книга отчасти сохраняет своё исследовательское значение и до сего дня. Учёные обычно пользуются венецианским переизданием 1730 года (в фототипическом воспроизведении 1960 года). Евхологий Гоара и венецианские богослужебные издания XVI века активно использовались сотрудниками Московского печатного двора в период нашей «книжной справы» середины – 2й половины XVII века. Знаменитая публикация византийских рукописных Евхологиев была предпринята Алексеем Афанасьевичем Дмитриевским († 10.VIII.1929), считавшим свою работу продолжением труда Гоара (см.: Рубан Ю. «Русский Гоар» и его время. К 80-летию со дня кончины А. А. Дмитриевского//Вода живая: Санкт-Петербургский церковный вестник. 2009. (115). С. 50–51). За это он удостоился почётного имени «Русский Гоар». Попытку осуществить критическое издание текстов Евхология на материале афинских рукописей предпринял в 30е годы XX века Панайот Трембелас: «Малый Евхологий», в 2х тт. (переиздание: Афины, 1998); «Три Литургии по афинским кодексам» (переизд.: Афины, 1982). В том же веке были выполнены критические издания некоторых важнейших рукописей византийского Евхология. Работа проводилась в первую очередь профессором иеромонахом Михаилом (Мигелем) Арранцем (S. J.) и его студентами-докторантами в Восточном Папском институте (Рим).

http://azbyka.ru/evhologij-evhologion

3.12.41. Альфонс (его фамилия Нибелунги) убил палкой 5 человек, а вчера 2-х. Когда меня везли в Могилев , по дороге из тех, что везли меня – убили 1-го за подкручивание обмотки, 1-го за отдых, 3-х за картошку. Всего меня везли 14 [человек] . Очень тяжело писать. Устаю ходить. Работаю на кухне. Надо уходить из лагеря. Сегодня зарыли в одну яму 410 [человек]. Скоро умрут все. Наступит и наша очередь. Альфонс убил 4. Парикмахер – тоже. Унтер насмерть не бьёт. В лагере полиция из украинцев – очень жестоки. Шеф кухни В. Рубан грабит и делает подарки немцам. Рубан жил в Саратове и Энгельсе . Если найдет ценное, забьет насмерть. У еврейки двое [детей] умерло, не хоронили – бросили собакам. Получил пропуск – пакуем и в лагерь – надо бежать. Продукты пленных немцы через Рубана меняют на яйца и молоко. Снимают сапоги, одежду и меняют. Мучают головные боли – левая половина. Сегодня умерло от голода 410 человек – зарыли в одну яму. Нет курева. 4.12.41. Нашли возможность пускать людей на волю. Мишка водит за дровами на аэродром и отпускает. Мог бы и сам уйти, но мы с Лешкой не можем. Хорошо бы за фронт. 5.12.41. Нашел. Страшно, но другого пути нет. Немцы продажны и продают старостам деревень их людей. У мертвых буду вырывать золотые зубы и откупимся. Сегодня уже достал 2 коронки. Альфонс убил 3, парикмахер 5. От голода [умерло] только 213 [человек] – теплый день. Еврейка умерла, мальчик еще открывает глаза. Переговоры поручили П. Кузьмину. Он будет действовать через одного старосту, кот[орого] купит за одежду. В начале пребывания в лагере по больш[ой] нужде ходили раз в 5 – 10 дней, помалу и так круто, иногда приходилось выковыривать палочкой. В уборной наступить негде, подержаться не за что. Хромым очень трудно. Замечательны промежуточные пункты для раненых: 1) сарай с земляным полом и 2) сарай с нарами в 3–4 ряда, по нужде ходят под себя. Каково нижним? Понемногу привыкаю писать. Надо следить за почерком, да рука еще не слушается. Миша бросил свой костыль-палку и теперь ходит своими ногами, но как-то боком. У Лешки под коленом шишка и одна нога толще другой.

http://religare.ru/2_94278.html

2) К вопросу о западном влиянии на древнерусское право. Ярославль. 1893; Павлов А.С. Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями. Опыт научного разрешения вопросов об этом сборнике, возникавших в прошлом столетии в Святейшем Правительствующем Синоде. М., 1897; Никольский Н.К К вопросу о западном влиянии на древнерусское церковное право//Библиографическая летопись 1917 Т. 3. 16 Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М. 1913 Т. 1; Харьков. 1916. Т. 2. 17 Рубан Ю.И. Как молились в Древней Руси? II Россия в X–XVIII вв.; Проблемы истории и источниковедения. М., 1995; Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М. 1996; Пушкарёва Н.Л. 1) Женщины Древней Руси М., 1989; 2) Сексуальная этика в частной жизни древних русов и московитов (X–XII вв.)//Секс и эротика в русской традиционной культуре/Сост. А.Л. Топорков. М., 1996. С. 44–91; 3) Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X – начало XIX в.) М.. 1997; 4) «Како грешила еси вси дни и вси ночи жизни твоей…» (Русская женщина на исповеди в XIV–XVII вв.)//Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова: Материалы Международной конференции (С.-Петербург, 26–27 мая 1997 г ). СПб., 1997 С. 60, Найдёнова Л.П. Мир русского человека XVI–XII вв.: По Домострою и памятникам права М., 2003 (рецензия: Вдовина Л.Н. 1) Отечественная история 2004. М., 2004. 6. С. 156–158). Алексеева Н.В. Комплекс источников по изучению покаянной практики русских крестьян XIII–XIX вв.//Материалы XIII Всероссийского научно-практического совещания по вопросам изучения и издания писцовых книг и других историко-географических источников по истории России XVI–XIX вв. Вологда, 2003. С 185–189. 18 Флоря Б. Н. Исповедные формулы о взаимоотношениях церкви и государства в России XVI–XII вв.//Одиссей. Человек в истории. Историк и время. 1992. М., 1994 С. 204–214. 19 Мангилев П.И. Вопросные статьи на исповеди в рукописном сборнике в.//Проблемы истории России. Вып. 2: Опыт государственного строительства XV–XX вв. Екатеринбург, 1998. С. 325–338.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Итак, что же депутаты в зале узнали из пленок Луценко? Там фигурировал снятый скрытой камерой разговор Савченко и генерала Владимира Рубана с одним из офицеров СБУ, которого они якобы пытались втянуть в свой заговор. Беседа, предположительно, состоялась в одной из воинских частей в Хмельницкой области. Во-первых, утверждается, что представители народных республик «готовы мириться с Украиной, но не с этой властью». Также подчеркивается и якобы пожелание лидера ДНР: «Турчинова им отдать». Во-вторых, выяснилось, что у заговорщиков поначалу были разные взгляды на то, как должна пройти смена власти на Украине. Владимир Рубан предлагал, чтобы для начала «все киевляне вышли на улицу», а затем «или выгоняем товарищей, или загоняем». Савченко же с ним не согласилась: «То, что предлагает Володя, - это революция. Я предлагаю переворот. Их надо убрать физически. Надо, чтобы они бежали. Чтобы начался хаос». Далее они пришли к выводу, что Украиной управляют три человека в лице Порошенко, Авакова и Турчинова, и придумали план ликвидации верхушки. По словам Савченко, для успеха операции достаточно собрать их в президиуме Рады, «завалить люстру и купол» и «человек 200-300 дерзких» для завершения начатого. Сама же летчица-наводчица добавила, что сможет бросить шесть гранат. По окончании видео Луценко под насмешки Савченко повторно обвинил ее в сговоре с ДНР и в подготовке массовых убийств. По словам прокурора, «злоумышленники планировали установить гранатометы или на Трухановом острове, или на барже из Днепра и обстрелять центр Киева». Далее к трибуне вышла сама подозреваемая, риторика которой отличалась уверенностью и энергичностью. Начала свое выступление она с фразы «Сейчас В какой-то момент даже было заметно, что Савченко сама от себя «кайфует», то и дело поглядывая на экран видеотрансляции своего выступления. В выступлении Савченко, которая демонстрировала залу свою звезду героя и депутатскую корочку, можно выделить следующие тезисы. Во-первых, «украинская власть и российская власть не хочет окончания войны»; во-вторых, «украинцы хотят мира и с той стороны, и с этой»; в-третьих, для решения проблем Украины необходимо переписать конституцию, принять новый закон о выборах и об импичменте президента. В завершение своей пламенной речи Савченко обвинила депутатов в том, что они ничего не сделали для того, чтобы Украина была сильной и независимой, и добавила: «Теракты, которые вы делаете коммунальными платежами, отразятся потом на вас».

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/23/kiev...

М. С. 147–173. Пичхадзе Α. Α., 1996: Из истории четьего текста славянского Восьмикнижия//ТОДРЛ. Т. 49. С. 10–21. Погорелов В. Α., 1901: Псалтыри: Библиотека московской синодальной типографии. Ч. 1: Рукописи. Вып. 3. М. Погорелов В. Α., 1910а: Чудовская псалтырь XI века: Отрывок толкования Феодорита Киррского на Псалтырь в древнеболгарском переводе. СПб. Погорелов В. Α., 19106: Словарь к толкованию Феодорита Киррского на Псалтырь. Варшава. Погорелов В. Α., 1910в: Толкования Феодорита Киррского на Псалтырь в древнеболгарском переводе. Варшава. Погорелов В. Α., 1925: Из наблюдений в области древнеславянской литературы//Sborník filosofické fakulty university Komenského v Bratislavè. R. 3, 32 (6). S. 209–224. Погорелов В. Α., 1927: Из наблюдений в области древнеславянской литературы. 3//Sborník filosofické fakulty university Komenského v Bratislavo. R. 5, (1). S. 1–116. Погорелов В. Α., 1932: На каком языке были написаны так называемые Паннонскис жития?//Byzantinoslavica. T. 4. С. 13–21. Понырко Н. В,, 1992: Эпистолярное наследие Древней Руси: XI-XIII века (исследования, тексты, переводы). СПб. Попов Г., 1978: Новооткрито сведение за преводаческатадейност на българските книжовни-ци от Света Гора през первата половина на XIV век//Български език. 5. С. 3–14. Поппэ Α., 1986: «Ис курилоць» и «ис куриловиць»//International Journal of Slavic Linguistics and Poetics. Vol. 31/32. P. 319–350. Попруженко M. Г., 1894: Из истории литературной деятельности в Сербии XV века: Книги Царств в собрании рукописей Новороссийского университета. Одесса. Прохоров Г. М, 1992: Глаголица среди миссионерских азбук//ТОДРЛ. Т. 44. С. 178–199. Ркп. Погодина: Рукописные книги собрания М. П. Погодина: Каталог. Л., 1988. Рождественский И. Α., 1885: Книга Есфирь в текстах еврейском масоретском, греческом, древнем латинском и славянском. СПб. Розов Н. Н., 1961: Рукописная традиция «Слова о законе и благодати»//ТОДРЛ. Т. 17. С. 17–41. Рубан Ю., 1994: Сретение Господне: Опытисторико-литургического исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Как паломник писатель о. Леонтий неизмеримо ниже своего «старшего брата». По складу характера живого впечатлительного и по направлению критической мысли, воспитанной на свободомыслящей французской литературе XVIII в., по природной склонности к малороссийскому юмору и легкомысленной шутке, во многом он является как бы предшественником ученому «соглядатаю» Православного Востока нашего времени – епископу Порфирию (Успенскому) . Его критика иногда становится беспощадна, насмешка язвительна и проникнута такой желчью, что кажется неуместной и даже неприличной, так как все это направляется на предметы священные и дорогие русскому православному читателю. «Церковная славенщизна» и «глубокие страннословия» старшего Григоровича Барского «не по вкусу» о. Леонтию, а посему в своих писаниях он пытается избегать недостатков знаменитого своего предшественника «Верная история, какова ни есть, в моих руках, – пишет о. Леонтий, – не уповательно, однакож, чтобы сделалась хуже, если попадется в лучшие руки, как-то случилось с историею Григоровича, которой не видать бы света, если б не возродил ее г. Рубан. И кому да и к чему ее улучшать, ежели она и так лучше худых книг, по крайней мере, не хуже константинопольских писем». И действительно, язык ее чище, хотя и не без слов малорусских и польских, также не всем читателям понятных, но описания его иногда не лишены неподдельной красоты и поэтической художественности. Вне всякого сомнения, издание в свет всех писаний «Младшего Григоровича» весьма желательно, а более обстоятельное изучение его путешествий по Востоку – неотложный долг наших палестиноведов. 3 Житье и хоженье Даниила русьскыя земли игумена 1106–1107 г.//Православный Палестинский Сборник. Вып. III и IX СПб 1885 С 128. 5 О содействии православным в Св. Земле. Речь в годичном собрании Смоленского отдела ИППО. Воспоминания о святых местах Востока. Константинополь – Афон – Палестина – Египет – Италия. Изд. 2-е СПб 1906. С. 210. 8 Россия в Святой Земле. Документы и материалы Под ред. Н. Н. Лисового М 2000 Т 1 С 339–367; Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке. в XIX начале XX в. М. 2007 С. 209–214.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Делегация от игумени и поселници на египетски манастири пристигна в Русия На 23 август 2021 г. по покана на Светейшия Патриарх Московски и на цяла Русия Кирил делегация от игумени и поселници на манастирите на Коптската Църква пристигна в Москва с цел да направи поклонение в православните манастири на Русия. Настоящата визита се провежда в контекста на развитието на диалога между Руската Православна Църква и Коптската Църква в рамките на дейностите на съответната Комисия за междуцърковен диалог и е част от програмата за взаимни посещения на представители на руското и коптското монашество, което се прилага през последните години. Гостуващата делегация включва: предстоятеля на манастира Ел-Мухарак в името на Пресвета Богородица Дева Мария (провинция Асют), епископ Вукол, ръководител на делегацията; игуменът на манастира в името на свети Тома и Виктор в Хадаба (провинция Южен Синай), епископ Саверий; предстоятеля на манастира на Пресвета Богородица в Ахмим (провинция Сохаг), епископ Матей; игуменът на манастира Свети Паисий Велики в Нитрийската пустиня, епископ Агатий; Епископ Михаил, първият Патриаршески викарий в Кайро; Йеромонах Кирил Анба Бишей, Патриаршески секретар, поселник на манастира „Свети Паисий Велики“ в Нитрийската пустиня; монах Тавадрос Ел Мохараки, монах от манастира Ел-Мухарак в името на Пресвета Богородица (провинция Асют); монах Макарий ел-Томаси, поселник на манастира в името на свети Тома и Виктор в Хадаба (провинция Южен Синай); монах Юсеф ел-Ахмими, поселник на манастира на Пресвета Богородица в Ахмим (провинция Сохаг); монах Петър ел-Макари, монах Зевс ел-Макари, монах Меркурий ел-Макари и монах Марк ел-Макари; Специален представител на Коптската Патриаршия д -р Антон Милад. На международното летище Домодедово гостите бяха посрещнати от председателя на Синодалния отдел за манастирите и монашеството на Руската Православна Църква, митрополит Каширски Теогност, секретаря на ОВЦС по междухристиянските отношения, иеромонах Стефан (Игумнов), представителя на Коптската Църква в Русия, Йеромонах Дауд ел-Антоний, служители на ОВЦС йеродякон Петър (Ахматханов) ,С.Г. Алферов, Д. Е. Аракелян и Р.Д. Рубан.

http://mospat.ru/bg/news/87907/

Вместо этого какие-то идиотические обрывки замыслов, выдаваемые в режиме импровизации: Рубан, рассказывающий, что парламент, построенный в " проклятом месте " , должен быть разрушен, как символ действующей власти. Его же безумная и едва ли реализуемая идея обрушить купол здания из миномётов - его бы пришлось обстреливать для этого очень и очень долгое время. Планы Савченко стать Жанной д " Арк - забросать гранатами руководителей государства и погибнуть в результате - тоже выглядят горячечным бредом больного и фантастически глупого человека. Понятно, что двух тщеславных придурковатых авантюристов без царя в голове поймали на элементарной слабости вести завиральные разговоры, цель которых - внушить собеседникам мысль о собственном невероятном могуществе. Нет, я совсем не исключаю, что Савченко вовсе не прочь была бы укокошить Порошенко и компанию, но между её смутно выраженными чаяниями и дурацкими предложениями о том, как всё это устроить, до реального и представляющего опасность заговора непреодолимая пропасть. То, что Киев в преддверии выборов будет разогревать эту тему до предельных значений - так, чтобы фиктивный переворот набухал, приобретая черты чуть было не охватившего всю страну мятежа - по-моему, очевидно. И совершенно понятно, почему это делается. Уже довольно давно из проводящихся на Украине социологических опросов следует, что следующего срока Порошенко не видать как своих ушей. По последним данным, деятельность президента негативно оценивает 78,8 процента избирателей. Единственный путь для него остаться у руля - ввести военное положение в связи с угрозой насильственного захвата власти заговорщиками. Мне непонятно только одно: почему замыслам Савченко и Рубана не дали " созреть " , почему им не подкинули деньжат на вербовку сторонников, почему не разрешили завести из ДНР достаточно серьёзные объёмы оружия? Потерпели бы пару месяцев - и, глядишь, образовалось бы куда более солидное предприятие, которое можно было бы представить как действительно масштабную и реальную угрозу.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/24/chet...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010