Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Помещаемые здесь четыре проповеди – на Неделю пред Рождеством, на Рождество, Богоявление (Крещение Господне) и Сретение – должны были составлять часть Приложения к находящейся сейчас в печати книге: Рубан Ю. От Рождества до Сретения (Праздники Рождественского цикла)/Науч. ред. архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). СПб., 2014. Как и предыдущая книга – о празднике Пасхи – она издаётся петербургским храмом иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице. По техническим соображениям этот раздел Приложения было решено сделать «виртуальным», поместив тексты на известный миссионерский сайт. Думаю, что у желающих распечатать эти проповеди и неспешно перечитать их при чтении самой книги проблем не возникнет. За предоставленную возможность дополнить таким способом «бумажную» книгу выражаю искреннюю благодарность создателю сайта Кириллу Борисовичу Танциреву. Юрий Рубан Протоиерей Александр Мень Неделя перед Рождеством Христовым Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Многие из вас, впервые открывая Евангелие от Матфея, наверное, смущались и удивлялись: для чего в нем дается этот перечень старинных странных имён, который мы сегодня читали? Зачем нужно перечисление четырнадцати родов, ещё четырнадцати родов и ещё четырнадцати? А дело в том, что евангелист хотел в этих кратких строках, в этом перечне имён напомнить нам всю историю Ветхого Завета, когда люди ждали Спасителя мира. И за каждым именем стоит история жизни: здесь и праведный Авраам, который ничего не жалел для Бога и пошёл за Господом; здесь и праведная Руфь, моавитянка, которая оставила отечество и приняла веру в Единого Бога; тут и грешники, и праведники, – все они были предками Господа Иисуса по плоти. Но вы скажете: откуда же мы знаем, кто были эти люди? Трудно это всё понять. Почему нам сразу не говорится о том, что нужно для нашего сердца? А вот тут самое главное – трудное начало Евангелия, которое требует от всех нас некоторых усилий, обозначает всю духовную жизнь. Это не газета, которую прочитал и тут же оставил. Это – Слово Божие, и оно требует от нас сосредоточенности, работы ума, сердца! И тот, кто преодолеет, совершит труд, читая первые строки, – потом пойдёт дальше, и ему будет легче. А тот, кто скажет, открыв Святую Книгу: «Какие-то непонятные тут слова, дальше читать не буду», – тот так и останется без Слова Божия.

http://azbyka.ru/propovedi/prazdniki-roz...

Разделы портала «Азбука веры» Юрий Рубан, канд. ист. наук, канд. богословия Вопрос: Почему в конце вечерней службы перед воскресеньем и праздниками возглашают: «Исполним утреннюю молитву…». А на часах еще около 9 часов вечера? На какой часовой пояс они ориентируются? Быть может, по серости своей, я чего-то не понимаю. Простите. (Анастасия) Дорогая Анастасия! Самоуничижение здесь неуместно. Вы не должны разбираться в тонкостях православного богослужения (это — весьма специальная область знаний), но стремление уяснить логику происходящего во время богослужения — похвально. Думаю, мало кто из прихожан задумывается над древними богослужебными традициями, изначальный смысл которых давно уже противоречит их месту в современном суточном цикле богослужений. Вы имеете в виду происходящее во время богослужения, именуемого у греков Агрипния (букв. «бессонное», «бодрствование»), а у нас Всенощное бдение, или, в народе, — Всенощная. Его история интересна и поучительна. В 485 году святой Савва Освященный основал на западном склоне реки Кедрон — в Иудейской пустыне — монастырь, ставший впоследствии знаменитой Лаврой Святого Саввы. Монахи жили поодиночке в пещерах, лепившихся по крутым берегам как ласточкины гнезда. Под воскресенье они собирались в монастырском храме и проводили там всю ночь, потому что расходиться по кельям после вечернего богослужения было смертельно опасно. Они подкреплялись хлебом и вином (в память этого у нас раздают кусочки хлеба, пропитанные вином), а затем в чтении Псалтири и духовных беседах, именовавшихся кафизмата («седальные»; ныне смысл этого термина иной) дожидались утра; во время бесед можно было немного подремать. Так вечерняя служба перетекала у них в утреннюю. Когда же над горами начинал алеть Восток, возглавляющий богослужение торжественно возглашал «Хваление Зари» («Слава Тебе, показавшему нам свет!»). Монахи благодарили Бога за то, что Он даровал им возможность встретить еще один новый день земной жизни. Через какое-то время служилась Литургия, все причащались и расходились по своим кельям-пещерам до следующего воскресенья или праздника. Понятно, что такое продолжительное богослужение было вызвано местными специфическими жизненными условиями.

http://azbyka.ru/o-vremeni-sovershenija-...

Роберт Тафт (католик, архимандрит) Русская литургия: зеркало русской души Предисловие переводчика Без преувеличения можно сказать, что название статьи при влечет внимание многих, внушив одним, быть может, неоправданные надежды и возмутив других своей безапелляционностью. В самом деле, можно ли всерьез рассчитывать на то, что статья – пусть самая блестящая – станет как бы вторым зеркалом, без искажения отражающим свет литургии и способным, хоть в малой степени, высветлить тайники «загадочной русской души»? Разумеется, цель статьи не в этом, и не следует сердиться на автора за его будто бы неумеренный оптимизм и даже самонадеянность. Он попытался взглянуть на православное русское богослужение со стороны, увидеть то, к чему мы сами привыкли и попросту не замечаем, что представляется рядовым (да и не только рядовым) прихожанам само собой разумеющимся и как бы изначально данным. В целом в статье речь идет о характерных особенностях византийского богослужения на русской почве – особенностях, выявляющих то, что теперь называют «религиозным менталитетом», в котором и заключена «тайна души» не только русского, но и любого другого народа. Да, это взгляд «со стороны», но отнюдь не постороннего: Роберт Тафт принадлежит к блестящей плеяде западных ученых, таких, как М. Арранц, А. Жакоб, Х. Матеос, X. Папроцки, X. Шульц, продолжающих традиции историко-источниковедческого изучения православного, в том числе и славяно-русского богослужения. В самой России эта традиция представлена прежде всего именами великих И. Мансветова , Н. Красносельцева , А. Дмитриевского и других. В начале XX в. она была прервана и пока еще не восстановлена. Поэтому попытка своего рода историко-литургического эссе, принадлежащая перу автора фундаментальных исследований (а не писателя-культуролога, черпающего материал из вторых рук), представляется нам как нельзя более уместной. Юрий Рубан Литургия Русской церкви является одним из самых замечательных в христианстве способов выражения веры, религиозной идиомой. Я употребляю слово «идиома» умышленно, поскольку литургия, являясь обрядовым языком, представляет собой своеобразное, особенное выражение веры, идиому веры. Как и в случае с каким-либо языком, мы можем описать ее структуру и состав, проследить ее происхождение и становление. Но подлинная сущность литургии скрыта внутри ее самой, поскольку литургия является молитвенной историей народа, богослужением, в котором народ выразил единственным в своем роде способом то, как он постигает и славит христианскую жизнь. Если литургия и в самом деле – религиозное выражение духа, в котором живет предание, то ее подлинное понимание должно повлечь за собой и объяснение причины ее появления. Эту задачу я и поставил перед собой: проникнуть сквозь внешнюю оболочку литургических обрядов к пониманию внутренней жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 7, 2007 год Адам Юрий Рубан кандидат исторических наук, кандидат богословия Буквально «человек», от евр. адамб - «земля». Согласно Библии - первый на земле человек, непосредственно сотворенный Богом. Автор «Шестоднева» представляет Адама «венцом творения» и «царем» мира. Он появляется в шестой день для хранения и «обладания» ради него ранее сотворенной земли. При этом слово «Адам» понимается и как личное имя первого человека, и как нарицательное обозначение всего человечества («… плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею», - Быт. 1, 28). Согласно Григорию Нисскому, Адам - наименование «Всечеловека», потенциально содержавшего в себе всех людей. (Отсюда богословский параллелизм: Адам «Книги Бытия» - Первый Адам, или Ветхий Адам, а Иисус Христос, восприявший в Себя полноту человеческой природы, - Второй Адам, или Новый Адам) Человек в его духовной субстанции сотворен «по образу и подобию» Бога (Быт. 1, 27). В этом - сущность библейской антропологии. Образ Божий в человеке понимается реалистически - как повторение (но не тождество!) Первообраза, благодаря которому он воистину является «сыном Божиим» (см.: Лк. 3, 23-38). Образ Божий вложен в него как неустранимая основа его бытия; подобие (сходство) - то, что осуществляется человеком на основе этого образа, как задача его жизни. Второе библейское повествование об Адаме (Быт. 2) подчеркивает исключительную роль человека в мироздании тем, что говорит о «пустоте» земли. Отсутствие растений означает, что мир не завершен и пуст без своего владыки. Человек появляется на «пустынной» земле, чтобы стать тружеником на ее просторах. В первую очередь Адам нарекает имена уже сотворенному, тем самым довершая дело самого Бога! (Согласно древневосточным представлениям, то, что не имеет имени, - реально не существует).

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/17...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 9, 2007 год Ветхий Завет (греч. Παλια διαθκη, лат. Vetus Testamentum) - один из ключевых терминов христианского богословия, употребляющийся в двух основных значениях. Юрий Рубан кандидат исторических наук, кандидат богословия 1 «Завет» как особая религиозная реальность. В своей основе данное понятие восходит к области социально-юридического опыта. (В этом значении славянский термин «завет» не вполне точно передает смысл евр. бери " т - «союз», «договор», «контракт»). Древневосточный обряд заключения договора между двумя сторонами включал в себя принесение жертвы и произнесение проклятия на его нарушителей. При этом договаривающиеся проходят между двумя половинами рассеченной жертвы, навеки скрепляя договор пролитой кровью (см. описания заключения завета Бога с людьми в Библии, - Быт. 15, 9-10, 17-18; Иер. 34, 18). В память о заключенном союзе ставят камень или сажают дерево, призывая их перед небом быть его свидетелями. В отличие от вассальных пактов, подразумевающих вынужденное принятие покровительства, подлинный союз - это союз между равными. Он предполагает взаимоуважение и добровольное согласие вступающих в него сторон, что обуславливает нравственную свободу и возможность его расторжения без боязни ответных карательных санкций. Данными условиями определяется и особый характер взаимоотношений Бога и человека в Библии, не имеющий прямых аналогий в других древневосточных религиях, где боги изначально определяют человеку роль раба (слуги), навсегда удерживая за собой важнейшие привилегии, главная из которых - бессмертие. В силу этого союза-завета, являющегося исходной точкой и движущим нервом библейской (и христианской) религии, человек принимает заповеди Бога и творит на земле Его волю, а Бог покровительствует человеку и его «спасает». Начало такому (не высказанному прямо) завету было положено еще в раю (Сирах.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/9/24...

С другой стороны, такому отношению к празднику Сретения способствует и то, что он отодвигается на второй план темами подготовительных недель Великого поста (на которые чаще всего приходится), а многими людьми и вовсе воспринимается в качестве сезонного ориентира. У нас верят, что «в Сретенье зима с летом встретилась»; аналогично и на Западе («День сурка», 2 февраля по н. ст.). И вряд ли кто-то сейчас переживает Сретение как «отдание» великого торжества Рождества-Богоявления, сопоставимое с Пасхой, о чем некогда с восторгом писала Этерия...   Юрий Рубан, канд. ист. наук, канд. богословия   Литература   Рубан Ю. Сретение Господне (Опыт историко-литургического исследования)/Отв. ред. О. П. Лихачева; вступ. слово прот. В. Ф. Федорова; со статьей отв. ред. «Вехи христианского календаря». СПб., 1994.   Рубан Ю. Христианский литургический календарь: История и источниковедение (На примере праздника Сретения): автореф. дисс. … канд. ист. наук/Науч. рук. д-р ист. наук проф. С. М. Каштанов. М.: РГГУ, 1997.   Рубан Ю. Паримии праздника Сретения в аспекте литургического богословия//Библия и европейская литературная традиция. Bыn. I: Материалы XXXIV международной филологической конференции. СПб., 2006. С. 54–58.   Рубан Ю. От Рождества до Сретения. Праздники рождественского цикла/Науч. ред. проф. архим. Ианнуарий (Ивлиев). 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2019. (Работы содержат подробные библиографические указания.)  ПРИМЕЧАНИЯ 1 «...in Anastase», букв. «в Воскресение». Так греки называют Храм Гроба Господня — Воскресение. 2 Éthérie. Journal de voyage. Texte Latin, introduction et traduction de Hélène Pétré. Paris, 1971. (Sources Chrétiennes, 21). P. 206. В обычно цитируемом рус. переводе И. Помяловского (ППС. Т. VII. Вып. 20. С. 146) в этом фрагменте допущена серьезная неточность (см.: Рубан Ю. Сретение Господне. СПб., 1994. С. 26, примеч. 3). 3 Древнейший источник — вышеприведенное свидетельство Этерии. Другие источники — восточнохристианские лекционары, среди которых выделяется армянский Иерусалимский Лекционар, содержащий уставные заметки о праздниках годового цикла, соверша­вшихся в Иерусалиме в нач. V в. См.: [ Renoux A. ] Le Codex arménien Jérusalem 121. — Graffin P. Patrologia Orientalis. T. XXXVI. Fasc. 2. Turnhout, 1971. P. 91; Болотов В.   В. Следы древних месяцесловов поместных Церквей//ХЧ. 1893. Вып. 1. Янв. — февр. С. 177–210. См. также кандидатскую работу прот. В. Федорова «Иерусалимский Месяцеслов по Лекционарам V-ro века» (Л., 1977. Машинопись, библиотека СПбДА, — 524).

http://e-vestnik.ru/history/sretenie_gos...

Поэтому было решено дополнить книгу славяно-русскими текстами и комментариями, сделав более доступной для самостоятельного чтения. Работа была включена в план выпуска учебно-методических пособий по кафедре повышения квалификации по филологии (специализация «Библия и литургическая письменность»). Принципы редактирования и переработки книги обсуждались вместе с о. Михаилом Арранцем в период чтений им лекций по истории византино-славянской литургической письменности в СПбГУ (1999–2001 гг.). Для удобства было решено разделить первое издание книги на две части, а затем, собрав отзывы, замечания и пожелания специалистов и заинтересованных читателей, выпустить второе, переработанное и дополненное издание (главным образом это коснется второй части). Пишите нам по адресу: E-mail: arranz@unigre.it ; fralorenzo@hotmail.com ; rubanj@yandex.ru ; ruban@ed.spb.ru . Почтовый адрес: Miguel Arranz, S.J. Via dei Penitenzieri 20. I–00193 Roma; Кафедра повышения квалификации по филологии, комн. 230. Филологический факультет СПбГУ. Университетская наб., 11. С.-Петербург. 199034. Юрий Рубан, доц. СПбГУ 1/14.IV.2003, преп. Марии Египетской Введение 1. Что такое «типикон»? Этимология, общее понятие Греческое слово «типикон» может обозначать разные понятия: а) Типикон как книга, содержащая указания литургического характера. Существуют разные «Типиконы» или редакции Типикона в Церквах византийской традиции. В древности у византийцев и славян употреблялись соборно-приходской «Типикон Святой Орфии Константинопольской», монастырские типиконы – «Студийский», «Студийско-Алексиевский» и др. В настоящее время все Славянские Церкви византийской традиции (в том числе и Русская Православная Церковь ) на приходах и в монастырях используют так называемый Иерусалимский типикон, или Типикон Святого Саввы (иначе – Савваитский типикон), происходящий из знаменитой лавры близ Иерусалима. Напротив, греческие Церкви, сохраняя Савваитский типикон в монастырях, с XIX в. служат по так называемому Типикону Великой Христовой Церкви протопсалта Георгия Виолакиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Необходимость предмета Аскетики в духовных школах вытекает из существа пастырского дела – опытно самому переживать религиозную истину и истину спасения во Христе и глубоко изучить религиозный опыт духовной жизни. Без личного подвига (аскетизма) невозможно истинное пастырское служение, ибо оно превращается в простое требоисполнение и чиновничество. Истина не может быть абстрактной идеей, созданной умом человека, истина должна быть конкретной, личностной, должна быть Личностью». С.М. Зарин. Православная аскетика «Греческое слово аскесис (аскеза) переводится как «подготовка», «упражнения». В Античной Греции аскетами называли атлетов, готовящихся к Олимпийским состязаниям и потому подвергающих себя определенным ограничениям. Метафорически же – на языке древних философов – аскет есть упражняющийся в добродетели, особенно в обуздании неразумных порывов своей воли. Смысл аскезы – как физической, так и духовной – состоит в разумном отказе от второстепенного ради достижения главного, в преодолении физических и нравственных препятствий. Награда атлету – венок лавровый, награда христианину – венец спасения. И потому христианский пост-аскеза направлен не на «умерщвление», но на восстановление внутренней свободы и изначальной цельности духовно-телесной сущности человека. Христианский аскетизм исходит не из противопоставления плоти и духа (которое особенно сильно в буддизме), а из необходимости привести их в состояние гармонии. Подвиги аскетические – это не цель, а средство, средство для борьбы за «венец нетленный», свершающейся на «ристалище» всей нашей жизни. Поэтому «аскетом» может быть назван каждый разумный христианин – монашествующий и женатый, клирик и мирянин. Конкретная же форма и степень его аскезы определяется данными им обетами, жизненным призванием и советами духовного отца». Юрий Рубан. Из журнала «София» (Новгород), 1997, «Во всех случаях, когда в христианской аскетической литературе говорится о вражде между плотью и духом (начиная с апостола Павла: “плоть желает противного духу, а дух – противного плоти”; Гал.5:17 ), речь идет о греховной плоти как совокупности страстей и пороков, а не о теле вообще. И когда говорится об “умерщвлении плоти”, имеется в виду умерщвление греховных склонностей и “плотских похотей”, а не презрение к телу как таковому. Христианский идеал не в том, чтобы унизить плоть, а в том, чтобы очистить её и освободить от последствий грехопадения, вернуть к первоначальной чистоте и сделать достойной уподобления Богу».

http://azbyka.ru/asketika

Но вернемся к делу Савченко - Рубана. Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко, комментируя тот факт, что Надежда Савченко и Владимир Рубан оказались на свободе, написал, что судебная система глубоко больна. Но неужели генпрокурор это понял только сегодня? Или когда судьи были полностью подконтрольны АП Порошенко, система была здорова? Также он написал, что отдельные судьи не желают выполнять свою работу. Оно и понятно, ведь в период междуцарствия судья, принявшая «соломоново решение», не захотела подставляться и отпустила на волю Савченко и Рубана, так как срок их меры пресечения закончился. Ну, а если вдруг победит на выборах Порошенко, 7 мая она их снова посадит под арест. Просто судья по факту тоже является чиновником и думает прежде всего о спасении своей шкуры, а не об интересах Порошенко и Луценко, тем более что дело Савченко - Рубана шито белыми нитками. Это еще год назад было понятно почти каждому юристу Украины. Но что означает освобождение Савченко и Рубана? Прежде всего это звонок, и очень громкий, что выстроенная за последние 5 лет «вертикаль власти» Порошенко перестает функционировать. Ведь «вертикаль власти», по сути, - это пирамидальная система, по которой импульсы (приказы) идут от вершины к основанию. Но состоит она не из кирпичей и кабелей, а из живых людей, и пока находящиеся внизу будут ассоциировать благосостояние и будущее свое и своих семей с теми, кто находится выше, система будет функционировать. Но как только те, кто внизу, придут к выводу, что время тех, кто наверху, прошло, а исполнять их приказы вредно и даже опасно, «вертикали» придет конец. Именно этот процесс и происходит сейчас на Украине. Главным результатом такого «сдвига» в сознании топ-менеджеров и клерков разного уровня станет то, что Порошенко, если и сможет воспользоваться административным ресурсом во втором туре, то очень локально. Работники местного самоуправления и государственные служащие просто не будут подставлять свою голову ради того, чтобы приписать Порошенко лишние голоса. Ведь это уголовная ответственность. А зачем рисковать ради того, кто, скорей всего, проиграет? Разумеется, незачем. А значит, большинство «схем», «сеток» будут нивелированы бездействием людей. Это означает, что Порошенко потеряет последний даже призрачный шанс выиграть выборы. Ведь разрыв между ним и Зеленским увеличивается. Так, по последним опросам КМИС, за Зеленского готовы проголосовать 72,2%, а за Порошенко только 25,4% граждан.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/17/sav...

Почему община? Да потому что казаки, по большому счету, жили общиной, потому что наш путь объединения людей соответствует богатейшему историческому опыту русских крестьянских общин, объединению артельщиков и ремесленников русских городов. Наконец, почему «Спас»? Да потому что всё Его, и всё от Него, и мы служим с именем Его! В 2010 году нас посетил Митрополит Калужский и Боровский Климент. После молебна в нашем общинном храме, который мы сами построили, Владыка ознакомился с деятельностью Центра и благословил наши труды на благо Отечества. Кто же эти люди, которые собрались осенью 1996 года? Рубан Сергей Михайлович, Роскин Юрий Вилорович, Лапкин Александр Владимирович, Цыганков Вадим Валентинович, Рукавичкин Дмитрий Викторович, Лизунов Игорь Константинович. Вот уже 20 лет мы занимаемся практическим применением русской воинской традиции служения Отечеству, стремимся придать этой практике системный характер. В результате мы разработали коллективную игровую методику «Котел», которую опробовали в нашем центре, что называется, в тестовом режиме. Она оказалась весьма действенной и в воспитании детей, и в сплочении общинников, и в реабилитации молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Мы «варим» одну кашу для всех, этой методикой расширяем наш круг. Чтобы овладеть методикой, нужно сначала осознать русскую традицию, приобщиться к православию, настроиться на творческий лад. Занятия ратоборством, работа по охране и обустройству части усадьбы в деревне Белкино Боровского района Калужской области, памятника XVIII века, воспитание детей, реабилитация и профилактика правонарушений выработали свой ритм и образ жизни, создали устойчивую среду. На базе «Спаса» стала действовать Автономная некоммерческая организация «Общинный центр педагогики «Спас», где могут пройти подготовку педагоги-организаторы по созда­нию будущих общин, будь то атаманы казачьих формирований, церков­ные старосты или командиры детских дружин и военно-патриотических клубов. Наконец Центр взял на себя миссию реабилитации наркозависимых.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/01/dv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010