«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 7, 2007 год Адам Юрий Рубан кандидат исторических наук, кандидат богословия Буквально «человек», от евр. адамб - «земля». Согласно Библии - первый на земле человек, непосредственно сотворенный Богом. Автор «Шестоднева» представляет Адама «венцом творения» и «царем» мира. Он появляется в шестой день для хранения и «обладания» ради него ранее сотворенной земли. При этом слово «Адам» понимается и как личное имя первого человека, и как нарицательное обозначение всего человечества («… плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею», - Быт. 1, 28). Согласно Григорию Нисскому, Адам - наименование «Всечеловека», потенциально содержавшего в себе всех людей. (Отсюда богословский параллелизм: Адам «Книги Бытия» - Первый Адам, или Ветхий Адам, а Иисус Христос, восприявший в Себя полноту человеческой природы, - Второй Адам, или Новый Адам) Человек в его духовной субстанции сотворен «по образу и подобию» Бога (Быт. 1, 27). В этом - сущность библейской антропологии. Образ Божий в человеке понимается реалистически - как повторение (но не тождество!) Первообраза, благодаря которому он воистину является «сыном Божиим» (см.: Лк. 3, 23-38). Образ Божий вложен в него как неустранимая основа его бытия; подобие (сходство) - то, что осуществляется человеком на основе этого образа, как задача его жизни. Второе библейское повествование об Адаме (Быт. 2) подчеркивает исключительную роль человека в мироздании тем, что говорит о «пустоте» земли. Отсутствие растений означает, что мир не завершен и пуст без своего владыки. Человек появляется на «пустынной» земле, чтобы стать тружеником на ее просторах. В первую очередь Адам нарекает имена уже сотворенному, тем самым довершая дело самого Бога! (Согласно древневосточным представлениям, то, что не имеет имени, - реально не существует).

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/17...

Разделы портала «Азбука веры» Юрий Рубан, канд. ист. наук, канд. богословия Вопрос: Почему в конце вечерней службы перед воскресеньем и праздниками возглашают: «Исполним утреннюю молитву…». А на часах еще около 9 часов вечера? На какой часовой пояс они ориентируются? Быть может, по серости своей, я чего-то не понимаю. Простите. (Анастасия) Дорогая Анастасия! Самоуничижение здесь неуместно. Вы не должны разбираться в тонкостях православного богослужения (это — весьма специальная область знаний), но стремление уяснить логику происходящего во время богослужения — похвально. Думаю, мало кто из прихожан задумывается над древними богослужебными традициями, изначальный смысл которых давно уже противоречит их месту в современном суточном цикле богослужений. Вы имеете в виду происходящее во время богослужения, именуемого у греков Агрипния (букв. «бессонное», «бодрствование»), а у нас Всенощное бдение, или, в народе, — Всенощная. Его история интересна и поучительна. В 485 году святой Савва Освященный основал на западном склоне реки Кедрон — в Иудейской пустыне — монастырь, ставший впоследствии знаменитой Лаврой Святого Саввы. Монахи жили поодиночке в пещерах, лепившихся по крутым берегам как ласточкины гнезда. Под воскресенье они собирались в монастырском храме и проводили там всю ночь, потому что расходиться по кельям после вечернего богослужения было смертельно опасно. Они подкреплялись хлебом и вином (в память этого у нас раздают кусочки хлеба, пропитанные вином), а затем в чтении Псалтири и духовных беседах, именовавшихся кафизмата («седальные»; ныне смысл этого термина иной) дожидались утра; во время бесед можно было немного подремать. Так вечерняя служба перетекала у них в утреннюю. Когда же над горами начинал алеть Восток, возглавляющий богослужение торжественно возглашал «Хваление Зари» («Слава Тебе, показавшему нам свет!»). Монахи благодарили Бога за то, что Он даровал им возможность встретить еще один новый день земной жизни. Через какое-то время служилась Литургия, все причащались и расходились по своим кельям-пещерам до следующего воскресенья или праздника. Понятно, что такое продолжительное богослужение было вызвано местными специфическими жизненными условиями.

http://azbyka.ru/o-vremeni-sovershenija-...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 9, 2007 год Ветхий Завет (греч. Παλια διαθκη, лат. Vetus Testamentum) - один из ключевых терминов христианского богословия, употребляющийся в двух основных значениях. Юрий Рубан кандидат исторических наук, кандидат богословия 1 «Завет» как особая религиозная реальность. В своей основе данное понятие восходит к области социально-юридического опыта. (В этом значении славянский термин «завет» не вполне точно передает смысл евр. бери " т - «союз», «договор», «контракт»). Древневосточный обряд заключения договора между двумя сторонами включал в себя принесение жертвы и произнесение проклятия на его нарушителей. При этом договаривающиеся проходят между двумя половинами рассеченной жертвы, навеки скрепляя договор пролитой кровью (см. описания заключения завета Бога с людьми в Библии, - Быт. 15, 9-10, 17-18; Иер. 34, 18). В память о заключенном союзе ставят камень или сажают дерево, призывая их перед небом быть его свидетелями. В отличие от вассальных пактов, подразумевающих вынужденное принятие покровительства, подлинный союз - это союз между равными. Он предполагает взаимоуважение и добровольное согласие вступающих в него сторон, что обуславливает нравственную свободу и возможность его расторжения без боязни ответных карательных санкций. Данными условиями определяется и особый характер взаимоотношений Бога и человека в Библии, не имеющий прямых аналогий в других древневосточных религиях, где боги изначально определяют человеку роль раба (слуги), навсегда удерживая за собой важнейшие привилегии, главная из которых - бессмертие. В силу этого союза-завета, являющегося исходной точкой и движущим нервом библейской (и христианской) религии, человек принимает заповеди Бога и творит на земле Его волю, а Бог покровительствует человеку и его «спасает». Начало такому (не высказанному прямо) завету было положено еще в раю (Сирах.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/9/24...

Юрий Рубан 3/21/2013 Теодор Тирон: верни регрут и цар одступник Рубан 1 Теодор Тирон: верни регрут и цар одступник Рубан Ове суботе Православна Црква благодарно на светог великомученика Теодора Тирона, погинуо почетком IV века, за време прогона По имену прва поста се у називала «Теодорова Предыдущий Следующий © 1999-2020 Приликом поновног потребно упутити се на . webmaster@pravoslavie.ru Налазимо се на друштвеним мрежама ×

http://srpska.pravoslavie.ru/85332.html

Афиша - КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «ЛЕСТВИЦА» марта 2006 Культурно-просветительский Центр «Лествица» при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» приглашает на мероприятия в марте 2006 г. Культурно-просветительский Центр " Лествица " при храме иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " приглашает на мероприятия в марте 2006 г. Адрес: Воскресенский пр. (Чернышевского), д.3 (вход под аркой) ст. метро " Чернышевская " . Тел.: 273-5469, 273-5429, 719-6823 03.03 п я т н и ц а Начало в 19 час. Лекция из цикла: " Историческая судьба III Рима " . Ст. преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета культуры и института богословия и философии, канд. исторических наук Юрий Алексеевич Соколов. 04.03 с у б б о т а Начало в 15 час Встреча с настоятелем храма, священником Вячеславом Хариновым. Начало в 16 час. Лекция " Путешествие по " поднебесной империи " (Южный Китай), Архимандрит Августин (Никитин) 05.03 в о с к р е с е н ь е Прощеное воскресенье 11.03 с у б б о т а Начало в 15 час. Встреча с настоятелем храма, священником Вячеславом Хариновым. Начало в 16 час. " Апостол любви - 2 " . Премьера фильма о митрополите Антонии Сурожском, встреча с автором и режиссером фильма Валентиной Ивановной Матвеевой 12.03 в о с к р е с е н ь е Начало в 17 час. Лекция из цикла: " Священная история: текст, смысл, символика " . Канд. исторических наук, доцент СПбГУ Юрий Иванович Рубан. 17.03 п я т н и ц а Начало в 19 час. Лекция: " Храмы учебных заведений Петербурга " , преподаватель Российской Гуманитарной Академии Александр Владимирович Крамер 18.03 с у б б о т а Начало в 15 час Встреча с настоятелем храма, священником Вячеславом Хариновым. Начало в 16 час. Лекция из цикла: " Храмы Невского проспекта " . Архимандрит Августин (Никитин) 19.03 в о с к р е с е н ь е Начало в 17 час Беседы об Апокалипсисе. Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрит Ианнуарий (Ивлев). 24.03 п я т н и ц а Начало в 19 час. " Церковнославянский язык. Прошлое и современность " . Кандидат филологических наук Валентина Борисовна Дорогая.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=177...

На собрании в Богословском институте на сороковой день по кончине Б.А. Тураева 31 августа присутствовали епископы Олонецкий и Петрозаводский Евфимий (Лапин) и Кронштадтский Венедикт (Плотников), духовенство, академики. Большую речь, посвященную Б.А. Тураеву , произнес проф. Н.Н. Глубо-ковский. Выступали также проф. И.Ю. Крачковский, И.А. Карабинов и А.В. Королев 162 . Вдова Бориса Александровича Елена Филимоновна принесла в дар университетскому «малому» храму несколько икон, написанных по шелку. После Бориса Александровича она была избрана старостой университетской церкви. Однако после того, как отец Николай Чуков был переведен настоятелем в Казанский собор, а место настоятеля в университетском храме занял отец Владимир Лозино-Лозинский 163 , Елена Филимоновна ушла от должности старосты прихода летом 1921 г. и вскоре, словно выполняя задумки своего супруга, приняла монашеский постриг с именем Иулиания. И что примечательно – гонения не коснулись ее 164 . Анализируя жизненный путь Б.А. Тураева , Юрий Рубан пишет: «Думается, наш долг не только устранить несправедливость, но и выступить с инициативой канонизации «исповедника чтеца Бориса», которая станет общим признанием его уникального служения Русской Церкви в критический момент ее бытия, оцененного уже его великими современниками» 165 . Источники и литература 1 . Архив ГЭ. Ф. 10. О. 1. Д. 1. Л. 1; Д. 3. Л. 1; Д. 4. Л. 1; Д. 1. Л. 14; Д. 8. Л. 1, 108, 312; Д. 12. Л. 1–8; Д. 15. Л. 1–15; Д. 11. Л. 1–12; Д. 18. Л. 3–5, 10. 10 об., 11; Д. 22. Л. 1–3, 5; Д. 26. Л. 1; Д. 54. Л. 1–8; Д. 11. Л. 1; Д. 91. Л. 1; Д. 93. Л. 1 об. ; Д. 94. Л. 1; Д. 95. Л. 1; Д. 105. Л. 12; Д. 120. Л. 1–21; Д. 122. Л. 1–2; Д. 153. Л. 1–2; Д. 156. Л. 1; Д. 118. Л. 1 об., 2 об., 3; Д. 180. Л. 1; Д. 190. Л. 1; Д. 204. 1–5; Д. 245. Л. 1; Д. 261. Л. 1; Д. 265. Л. 1; Д. 269. Л. 1; Д. 212. Л. 1; Д. 216. Л. 1; Д. 311. Л. 1; Д. 295. Л. 1; Д. 319. Л. 1–2; Д. 320. Л. 1–3; Д. 332. Л. 1, 1 об. ; Д. 328. Л. 1–2; Д. 340. Л. 1; Д. 343. Л. 1. 2 . Архив РАН. Ф. IV. О. 91. Д. 2. Л. 1–24; Д. 18. Л. 1; Д. 19. Л. 1–6; Д. 39, 41.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/b...

«Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику. Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда, так как и псу живому лучше, нежели мёртвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чём, что делается под солнцем» (Экк. 9:2–6). Жуткий пессимизм; но так говорит Священное Писание (если только мы понимаем эту Книгу в контексте христианской Бого-человеческой перспективы, а не как в иудаизме или исламе)!!! Интересно, что эти представители богооткровенного библейского монотеизма вполне согласны в оценке смысла человеческой жизни с благородным язычником Феогнидом Мегарским ( VI век до н. э.), чьими элегическими дистихами в оригинале я наслаждался в своё время на семинаре известного ученого-классика Александра Гаврилова: «Вовсе на свет не родиться – для смертного лучшая доля, Жгучего солнца лучей слаще не видеть совсем. Если ж родился – спеши к вожделенным воротам Аида: Сладко в могиле лежать, чёрной укрывшись землей». (перевод Адриана Пиотровского) Как видите, радоваться появлению человека на свет не приходится: его ждут скорби, а если и будет он благополучен в краткой земной жизни, то, как говорит Экклезиаст (традиционно – это премудрый Соломон), – «одна участь праведнику и нечестивому». Зачем же тогда добиваться праведности, если «нечестивость» приносит б о льшие барыши в земной жизни, – а другой жизни, как можно понять из этих строк, не существует (во всяком случае, в том виде, как её понимает христианское богословие), а значит – нет и «компенсации» за страдания. Остаётся признать правоту язычника Горация: «Carpe diem, лови момент»! Увы! Иная перспектива открылась для людей с Днём Рождения Девы Марии и Днём Рождения Её Сына. Именно от этого Дня всё человечество (даже нехристианское, вольно или невольно, во всяком случае, в документах ООН) отсчитывает Новую Эру.

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-dne-roz...

Разделы портала «Азбука веры» Аминь (евр. ‎, «истинно, верно, да будет», греч. μν) – слово, выражающее утверждение истинности и верности. В еврейском языке это слово имеет тот же корень, что и слова, обозначающие «твердый», «надежный», «постоянный», а также «верить», «доверять». Слово «аминь» используется в нескольких случаях. Во-первых, оно произносится в завершении молитвы , проповеди, текста Священного Писания (Евангелий или Посланий), чтения Символа веры и является неотъемлемой частью богослужебной практики , то есть литургической формулой. Во-вторых, оно встречается в Священном Писании как форма, призванная усилить верность истин Божественного Откровения . В таком значении это слово использовал апостол Павел: «Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да», ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь»» ( 2Кор.1:20 ). В таком значении это слово использовал Сам Господь Иисус Христос. При этом слово «аминь» часто переводится словом «истинно»: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф.5:18 ). Слово Аминь также выступает как одно из имен Божьих в книге пророка Исайи ( Ис.65:16 – в Синод. пер. – «Бог истины»), подчеркивающее верность Бога. Как имя Божье оно выступает и в Откровении св. Иоанна Богослова: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» ( Отк.3:14 ). Слова «аминь» и «аллилуйя» – еврейские слова, оставшиеся не переведенными, попавшие в русский язык практически в неизменном виде. Аминь Ю.И. Рубан Аминь – («воистину», «бесспорно», «да будет так») – еврейское слово, употребляемое при заключении молитвы, а также для выражения утверждения, одобрения или желания. Заимствованное из Ветхого Завета, слово аминь является, вероятно, самым распространенным («знаковым») религиозным термином, в равной мере близким иудаизму, христианству и исламу. В масоретской еврейской Библии оно встречается тринадцать раз (и еще три раза в добавочных местах Септуагинты – греческого перевода Библии).

http://azbyka.ru/amin

Паломн. Этерии – К источнику воды живой: Письма паломницы IV века/Пер. с лат. и комм. Н. С. Марковой-Помазанской//Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV века. М., 1994. (Страницы указываются по этому – не всегда точному переводу. См.: Etheria. Journal de Voyage. Texte Latin, introduction et traduction de Helene Petre. Paris, 1971 (SC, 21). Полибий. Ист. – Полибий. Всеобщая история в сорока книгах. Т. П. СПб., 1995. Пост. Апостольские – Постановления Апостольские. (В русском переводе). Казань, 1864. Прокошев. Didascalia – Прокошев А. П. Didascalia Apostolorum и первые шесть книг Апостольских Постановлений. Историко-критическийкое исследование в области источников церковного права. II. Приложение: Didascalia Apostolorum (текст памятника в русском переводе). Томск, 1913. Роберсон. ВХЦ – Роберсон Р. Восточные Христианские Церкви: Церковно-исторический справочник. СПб., 1999. Рубан. КМ, 2002 – Рубан Ю. Как молились в Святой Софии Новгородской? Λитургия и Панихида XIII столетия. СПб., 2002. Рубан. Проблемы – Рубан Ю. Проблемы и задачи российской литургики//Богословская конференция Русской Православной Церкви. Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Москва, 7–9 февраля 2000 г. Материалы. М., 2009 с. 333–341. Рубан. С берегов – Рубан Ю. С берегов Энареса на берегах Невы//Studio: Журнал для изучающих иностранные языки. СПб.: СПбГУ, 2001, 1, с. 30–33; с. 27–32; 3, 27–34. Рубан. СВХ – Рубан Ю. Служебник Варлаама Хутынского (ГИМ, Син. 604/343, конец XII – начало XIIIb.): (Описание, тексты, комментарии)//УЗ РПУ. М., 1996. Вып. 2, с. 99–129. Рубан. Сретение – Рубан Ю. Сретение Господне/Отв. ред. О. П. Лихачева. СПб., 1994. Руфин. Жизнь – Руфин. Жизнь пустынных отцев. С-ТСЛ, 1898. Санчурский – Санчурский Н. В. Римские древности. М., 1995. Скабалл. I, II, III – Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1910, 1913, 1915. Вып. I-III (Репринт: М.: Паломник, 1995). CK XI-XIII – Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI-XIII вв. М., 1984.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Расстрелять Киев из минометов 10.03.2018 1098 Время на чтение 3 минуты На брифинге СБУ было предсказуемо заявлено, что Рубан совместно с Захарченко и Тимофеевым планировали обстрелять Киев из минометов. Руководителя Центра освобождения пленных " Офицерский корпус " Владимира Рубана задержали на КПП «Майорское» с целым арсеналом оружия российского производства. Об этом сказал сегодня на брифинге глава СБУ Василий Грицак. А внутри ящиков сотрудники СБУ нашли документ с военной части " ДНР " , датированный 11.06.2016. Грицак продемонстрировал на брифинге аудиозапись, где человек с голосом похожим на Рубана, перечисляет все, что находилось в ящиках. Это гранаты, автоматы, гранатометы, мины, патроны и т.д. " Рубан с террористами Александром Захарченко и Александром Тимофеевым (кличка " Ташкент " ) собирались устроить теракты в Киеве " , - сказал Грицак. Далее, на видео показано, как Рубан садится в " Мерседес " . " Он едет в Горловку к своим кураторам. Автомобиль загружают средствами поражения, а не мебелью. В машине флаг " ДНР " . Заехал на подконтрольную территорию " , - объяснил Грицак, что показывалось на видео. " Они с минометов собирались расстрелять жителей Киева, тысячи трупов и много крови " , - добавил Грицак. Напомним, руководителя Центра освобождения пленных " Офицерский корпус " Владимира Рубана в ночь с 8 на 9 марта задержали на блокпосту на линии разграничения с арсеналом оружия. Об этом сообщил заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий Георгий Тука у себя в фейсбуке. " На КПВВ задержан Рубан. Под видом переселенца, этот " генерал " пытался провезти целый арсенал оружия, который был скрыт в мебели " , - написал он. На суде Рубан заявил, из него делают " террориста " . Он отрицал все обвинения. По словам Рубана, " операция была спланирована офицером с позывным " Кедр " . " Авто принадлежит " Кедру " . Я только использовал его для переезда КПП. Пропуска для перехода туда у меня нет. Я должен был перевезти товар туда и назад перевезти мебель. Я подъехал в назначенный час, вышел офицер " Кедр " , сказал чтобы меня пропустли. Через 220 м на авто прикрепили черные номера. Должны были они сесть за руль, но отказались. Я повел и меня окружили. Черный номер исчез, его срезали. Про оружие я не знал " , - заявил на суде Рубан. Позже стало известно, что Владимир Рубан пробудет под стражей 60 дней без возможности внесения залога. Таким образом он пробудет в СИЗО до 6 мая. Соответствующий вердикт был зачитан судьей в Шевченковском райсуде столицы.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/10/rass...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010