В «Повести временных лет» упоминается о поединке князя Мстислава Храброго с касожским князем Редедей около Тмутаракани. От потомков Редеди вели свою родословную многие русские боярские роды, в том числе, в четвёртом поколении, – и род Ушаковых. – В молодости слова отца о нашем генеалогическом древе не произвели на меня особого впечатления. Но потом было настоящее открытие: я родился в день преставления адмирала Ушакова. Это обстоятельство поразило меня. Сейчас (в 2017-м году В.Л. ) мне 80 лет, и мы отмечаем 200 лет со дня преставления святого Фёдора Ушакова. Я понимаю, что такие вещи не случайны. Говоря эти слова, отец Георгий, конечно, не знал, что в самый день его рождения, когда ему должно было исполниться 84 года, состоится его отпевание. Святой праведный воин Фёдор Ушаков будет встречать его в горнем мире, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». В древней псковской церкви Архангела Михаила с. Городца 15 октября 2021 года соберутся все, кто знал и любил отца Георгия, чтобы воздать ему последнее целование: Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), священники Псковской епархии, духовные чада и множество людей из Пскова, Москвы, Санкт-Петербурга, Старой Руссы. Летом 1941 года четырёхлетний Юра вместе с мамой, Ниной Павловной, был на отдыхе в Виннице под Киевом. С объявлением войны они заторопились домой и прорывались в Ленинград в товарном вагоне. На станции Орша пассажиры попали под воздушный налёт. Отец Георгий описывает его ярко и образно, будто это произошло вчера: – Помню бой наших самолётов и немецких ястребов. Вот один из ястребов сбит, он лавирует вниз, распространяя вокруг себя клубы чёрного зловещего дыма. Все пассажиры лежат на насыпях вдоль железнодорожных путей. Какая-то девчонка пытается выпихнуть меня из-под живота матери и занять моё место. Маленький Юра вместе с мамой, не пожелавшей разлучаться со своими родителями, остался в блокадном городе осенью 1941 года. – Тогда мы ещё не знали, что нас ожидает. Во время блокады к нам прорвался мой отец, он был контужен. Один из друзей отца, архитектор, притащил большой бумажный мешок, наполненный спрессованным столярным клеем. И в эту страшную первую зиму мы им питались. Это помогло нам выжить.

http://pravoslavie.ru/143022.html

Главным украшением архитектурного комплекса на Свято-Юрьевской горе является конечно же собор Святого Юра архитекторов Бернарда Меретина, Мартина Урбанека и Себастьяна Фесингера. Планировка основания храма представляет собой форму греческого равностороннего креста с правильной подкупольной окружностью по центру. Купол держится на высоких арках. Особенностью храма считают расположение алтарной части на запад, а не на восток, как в большинстве православных храмах. Высота собора - 56 м, длина - 42 м. К величественному зданию собора ведёт двухмаршевая лестница с баллюстрадой, на которой находятся фигурки путти (не ангелы, а т.н. младенцы, которые сплошь встрчаются в католических храмах, построенных в стиле барокко). Кроме того, вдоль лестницы очень много красивых фонарей. Под лестницей есть пещера, в ней - Св. Онуфрий, символизирующий отшельников, некогда живших здесь. Главный фасад украшен пилястрами ионического ордера, пилонную арку которого венчает конная статуя Юрия (Георгия) Змееборца, визуально поддерживаемая святыми Афанасием и Львом (дань фундаторам Атанасию и Льву Шептицким) - произведение величайшего скульптора той эпохи - Иоганна Георга Пинзеля (1707-1761). Доминантой богатого внутреннего убранства собора является алтарная часть, где композиции " Христос Архиерей " , " Распятие " , " Тайная вечеря " , кисти Юрия Радивиловского, обрамляют статуи первосвятителей Аарона и Мелхиседека, созданные скульптором Клеменсом Ксаверием Фесингером. В монастырском ансамбле Святоюрской горы выделяется также колокольня 1828 года, построенная архитектором И. Гаеком. Она была сооружена после сноса деревянной колокольни, украшавшей тогда всё монастырское подворье с момента строительства храма, которая представляла четырёхколонную каркасную конструкцию с шестью колоколами. Единственным уцелевшим напоминанием о старой деревянной церкви стал сохранившийся медный колокол " Дмитрий " , отлитый Яковом Скоры в 1341 году. Он находится в рабочем состоянии и до сих пор является древнейшим на Украине. Новая колокольная башня, расположившаяся с северо-запада от Святоюрского собора, была выстроена на средства Галицкого религиозного фонда в виде четырёхъярусного строения, которое венчал кардинальский крест (в честь первого кардинала, митрополита Михаила Левицкого (1816-1858). А свой нынешний вид квадратная в плане колокольня приобрела уже после реконструкции 1865 года, уменьшившая количество ярусов до трёх и максимально приблизив стиль её архитектуры к остальным зданиям ансамбля.

http://sobory.ru/article/?object=29365

Как и все члены ее семьи, Валентина была лютеранкой В гимназии Валя Зорге познакомилась с Юрой Тревогиным, и он часто провожал ее домой. Дорогой они много разговаривали. Юра вырос в православной семье, близкой купеческим традициям. Он рассказывал юной Вале о святых, об истории Церкви, об иконах и православном богослужении. Он же познакомил ее со святым праведным Алексием Мечевым – известным московским старцем, настоятелем храма святителя Николая на Маросейке. Родители не возражали против дружбы дочери с Юрой Тревогиным и перехода в Православие. Но в стране все так стремительно менялось, что в 1922 году семья Зорге приняла решение уехать за границу, в Латвию. Отец Алексий, ставший к этому времени духовником Валентины Зорге, благословил не огорчать родителей, а поехать с ними и там выхлопотать себе паспорт. Потом родители убеждали дочь остаться в мирной и благополучной Латвии, пугали голодом и другими испытаниями, но сердце Валентины рвалось обратно в Россию. Около года она прожила в Риге, и все же уговорила родителей отпустить ее к будущему мужу. В день ее отъезда отец Валентины Карловны был так расстроен, что даже не пошел ее провожать. Потом, к самому отправлению поезда, он все же приехал на велосипеде и долго ехал вслед за вагоном, пока совсем не скрылся из виду… Больше они не виделись. В воспоминаниях отца Георгия сохранилась запись о возвращении Валентины Карловны. «В 1923 году из-за границы (из Риги) по благословению отца Алексея приехала к нам в дом моя невеста. Переговорив с родителями, мы решили на мои именины, 19 февраля ст. ст., или 6 марта нов. ст., позвать в гости отца Алексея… Зная, что о. Алексей постоянно занят приемом у себя на дому сотен посетителей, я не очень надеялся, вернее, очень мало надеялся на успех своего дела. Однако, к моему большому счастью, отец Алексей согласился…» Для Валентины Карловны, как и для отца Георгия, имя отца Алексия Мечева было свято. У нее хранилось подписанное им Евангелие, фотография, с которой смотрели на нас внимательные и добрые глаза незнакомого священника… Для него Валентина Карловна была Валюшкой – как Манюшкой, например, была Мария Николаевна Соколова (в постриге монахиня Иулиания), чей небольшой этюд висел на стене у матушки. Мы чувствовали, что Валентине Карловне батюшка очень и очень дорог, но рассказывала она о нем кратко. Он принял ее переход в Православие, причем никогда не торопил ее с этим, но, узнав, что она решилась, радостно сказал, что очень этому рад.

http://pravoslavie.ru/150842.html

В 1911 году начались реставрационные работы монастырского комплекса, разработанные Адамом Топольницким шестью годами ранее, закончившиеся спустя двадцать два года (в 1933 году)(свои коррективы внесла Первая Мировая война). Вторая Мировая война (1939-1945) также внесла свои коррективы в судьбу храма: после смерти униатского митрополита Андрея Шептицкого (1865-1944) был созван Собор, передавший в 1946 году Юрьевский монастырский комплекс в руки Русской Православной церкви Московского патриархата. Большинство священников и значительная часть мирян были репрессированы. Собор Св. Юрия и имущество униатской церкви передали другим хозяевам. Среди нововведений на территории сада установили три специальные антенны, " глушившие " " вражеские голоса " с Запада. Лишь в 1989 году была восстановлена историческая справедливость. Много усилий потребовалось на то, чтобы вывести здание собора и соседние сооружения из состояния запустения (в советское время собор был закрыт для богослужений). Август 1990 года ознаменовался для собора возвращением в лоно Греко-Католической церкви. А годом позже на территорию монастырского комплекса возвращается глава Греко-Католиков Украины кардинал Мирослав Иоанн Любачивский (1914-2000), который возглавил первый Синод епископов Украинской ГКЦ. В предверии празднования 400-летия Брестской унии, согласно которой к римско-католической церкви примкнул ряд православных епархий, в 1996 году проводится масштабная реконструкция внутренних интерьеров храма согласно канонам стилей барокко и рококо. Вместе с историческим центром Львова комплекс собора Св. Юрия вместе с окружающими постройками в 1998 году был включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Начало нового тысячелетия (2001) ознаменовалось посещением стен архикафедрального собора Святого Юра предстоятелем Римско-Католической церкви папой Иоанном Павлом II (1920-2005) во время его визита в Украину, который благословил сотни тысяч верующих под его стенами, короновав чудотворный образ Теребовльской Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=29365

Дай Бог, чтобы это приблизило всех нас к возрождению русского народа, духовности и святости в России и идеалов Святой Руси, о чем Русская зарубежная церковь молится вот уже более 80 лет. далее...   Опыт существования Русской церкви вне России подошел к концу Интервью профессора Санкт-Петербургской Духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова порталу " Интерфакс-Религия "   Расколы в Церкви возникали и преодолевались испокон веков. Но раскола, подобного имевшему место в Русской церкви ХХ века, не было. Потому что в церковной истории не было еще такого богоборческого режима, который бы на протяжении столь длительного времени столь последовательно, опираясь на мощь тоталитарного государства, осуществлял бы гонения на Церковь. далее... Преодоление Сергей Владимиров У Русской Православной Церкви появился реальный шанс воссоединиться с Церковью Зарубежной (РПЦЗ). В начале мая 2006 года в Сан-Франциско должен состояться IV Всезарубежный Собор РПЦЗ, который и должен дать ответ на главный вопрос – объединится или нет Русская Православная Церковь? далее...   Патриарх Московский и всея Руси Алексий ответил на вопросы официального Интернет-сайта Русской Зарубежной Церкви Мы воспринимали Русскую Церковь за границей как плоть от плоти нашего народа, как неотъемлемую часть Русской Церкви, трагически отделенную от нас вследствие страшных событий ХХ века: революции, гражданской войны, насилия богоборцев, повлекшего страдания и гибель миллионов людей. Мы всегда верили, что это разделение — временное, потому что вера у нас одна, святыни общие, и одно Отечество, где бы ни жили его чада. далее...   Я горжусь обвинениями в том, что ввел Юрия Гагарина в православие   Когда мы возвращались в тот раз из лавры, на нас такое впечатление произвело все увиденное, что мы ехали как под гипнозом. Юра мне неожиданно сказал: " Валентин, вдумайся в слова: " иже еси на небеси " " . Я распахнул глаза: " Юрий Алексеевич, Вы что, молитвы знаете?! " Он говорит: " А ты думаешь, один ты их знаешь? Ну, молчать-то ты умеешь " .

http://pravoslavie.ru/press/glagol/07/pa...

Когда советская власть жителей села Ольшаница выселила, церковь начала приходить в упадок. В 1993 году часть бывших вильшаничан, которые проживают сейчас в городе Новояворовске, решила перенести деревянную церковь в этот город, на что получили согласие от городской власти и начали работы по переносу святыни (по случаю данного события на церковном дворе установили деревянный крест с надписью: " ПАМЯТНИК ПЕРЕНОСА ЦЕРКВИ СВ. ЮРА 1993 г. " ), завершены в 1996 году. Церковь в пользовании общины УГКЦ. Стоит на ровном просторном участке юго-западной окраины города, возле соснового леса, недалеко от  трассы. Тризрубна, одноэтажная, поставленная на бетонный фундамент. Ее срубы (нави - шире) расположены по оси восток-запад. К алтарю с обеих сторон пристроены ризницы, а вход в Бабинец покрыт большой двускатной крышей на деревянных столбах. Это накрытие разрывает крыльцо, которое окружает церковь и преимущественно опирается на приставные кронштейны. Боковой вход в церковь устроен в южной стене нави. Под галереей стены из открытого сруба, над галереей - шалеваны вертикально деревянной вагонкой. Маковка венчает приплюснутую баню, которая укрывает световой восьмерик нави. К югу от церкви расположена большая деревянная трехъярусная квадратная колокольня, покрытая баней с фонарем и макушкой. Литература: В. Слободян " Церкви Украины. Перемышльская епархия " . Львов-1998. - 864 с.  Р. Кураш, В. Слободян, И. Чорновол " Каталог памятников истории и культуры Яворивского района Львовской обл. " . Дрогобыч-2003. Источник: " Деревянные церкви Западной Украины " ; http://decerkva.org.ua/novoyavorivsk.html Деревянная церковь Покрова 1715 г. (?) построена в с. Вилька-Росновская (ныне – село Росновка Яворовского района). В 1801 году продана в село Ольшаница и освящена как церковь Св. Юрия (Георгия). Отремонтирована в 1938 году. В 1960-х годах село Ольшаница, которое находилось к востоку от г. Новояворовск, было переселено, а его территория занята карьерами по добыче серы. В 1993-1996 годах церковь перенесли в Новояворовск.

http://sobory.ru/article/?object=59200

— Мне и раньше было трудно. Я ведь еще в школе училась, когда Юра строительный техникум бросил и в семинарию поступил. Ко мне все стали относиться как-то так… подозрительно. Я очень тяжело это переживала. В советские годы я в церковь не ходила, только потом стала ходить и, когда исповедовалась первый раз, сказала, что меня заставляли писать это письмо о брате. Священник спросил: «Надеюсь, вы его не написали?» — «Нет, конечно нет. Но переживала очень тяжело». (В чем каялся человек, не совершивший предательского шага? Не в той ли слабости, которая живет в каждом из нас и делает предательство возможным — «теоретически»?) Юра Лысенко стал одним из 120 пастырей, выученных в Саратовской духовной семинарии за тринадцать лет ее жизни — с 1947-го, когда ее после долгого перерыва открыли вновь, до хрущевского 1960-го, когда власть сказала: «Хватит». Будучи семинаристом, он обвенчался с «девицей Кедровой», как пишется в личном деле. Галина Владимировна Кедрова, супруга и мать двоих сыновей отца Георгия — родная племянница священника Вячеслава Кедрова, расстрелянного в 1937 году; отец ее, Владимир Кедров, также нес священническое служение. Галина Владимировна была медсестрой, а супругу своему — верной и твердой подругой, опорой в самые трудные годы. Пережив супруга на десять лет, она умерла в январе текущего года. Каюсь, именно известие о ее смерти заставило меня задуматься об отце Георгии и начать собирать о нем материал. Все, что могла рассказать супруга, мною упущено уже безвозвратно. «Народ его сразу полюбил» Первым местом служения 22-летнего батюшки стал город Пугачев, а потом его перевели в Саратов в один из двух действовавших тогда в нашем городе храмов — Духосошественский собор. Там-то и увидел его впервые нынешний митрофорный протоиерей Василий Стрелков — тогда еще просто Вася, и даже не семинарист: — Он был молодой, красивый, и очень большой труженик. Народ его сразу полюбил. Люди почувствовали его благодатное отношение — и к богослужению, и к людям. Он удивительно служил, благоговейно. После службы народ толпами стоял, чтоб только получить благословение у отца Георгия…

http://pravoslavie.ru/56189.html

В тех же публикациях сообщалось о баснословных доходах церковников: называемые цифры должны были поразить воображение советских тружеников. Это была ложь, ложь подлая и продуманная — всегда ведь много людей, чувствительных к информации подобного рода, мы и сегодня прекрасно это видим. Впрочем, 31-летнему (на момент цитируемой публикации) отцу Георгию было уже не привыкать. Он уже хорошо знал, что жизнь священника в СССР — это дорога под обстрелом. «Он у нас какой-то другой был — с детства» Будущий протоиерей родился и вырос и впрямь «среди трудовых людей»: в селе Киево-Николаевка Екатериновского района Саратовской области; это одно из наших многочисленных украинских переселенческих сел. Его отец был пасечником, мама трудилась по хозяйству, детей в семье было трое. После того как в селе разрушили храм, главным источником знаний и традиции стала бабушка — Пелагея Трофимовна. Она наизусть знала службу, она читала Псалтирь по усопшим. Благодаря ей дом пасечника стал домом молитвенных собраний; именно в нем весь колхоз встречал Пасху и другие церковные праздники. «Как нам, детям, это нравилось!» — вспоминает сестра отца Георгия Зинаида Васильевна. И показывает мне толстенную бабушкину Библию — дореволюционное издание, с гравюрами Доре, — бережно переплетенную и обшитую. Какие воспоминания связаны у нее с братом? Пуховый платок, с которым он приходил забирать ее, первоклассницу, из школы в лютый мороз: «Всю меня закутал, идем мы с ним, и он со мной беседует…». Доброта, участливость, открытость характера. Привязанность к родному дому, к родителям: когда уехал учиться в Саратов, страшно тосковал. А еще… — Юра — он у нас какой-то другой был — с детства. Не такой, как все… «Не секрет, что я, имея 18 лет от роду, оставил второй курс в техникуме (строительном.— Авт.) и перешел учиться в Саратовскую духовную семинарию с целью послужить тому Голосу, который увлекал меня, чуть-чуть тлея в душе с самого малого возраста, и который затем, разгоревшись, увлек меня на духовное поприще» — это из отчаянного письма 26-летнего (1957 год) настоятеля Покровского молитвенного дома в Энгельсе Георгия Лысенко Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I. Трудности, впрочем, начались задолго до этого письма. Сестра, Зинаида Васильевна, вспоминает, как ее вызывали в райком комсомола и настойчиво предлагали написать письмо в газету «Заря молодежи» — о том, как стыдно ей, комсомолке, за брата, ставшего попом:

http://pravoslavie.ru/56189.html

Когда мы пересматриваем запись какого-нибудь спектакля или концерта семидесятых или восьмидесятых годов – в зале почти всегда можно заметить Георгия Михайловича. Внимательно и лукаво он всматривается в мир. Давно можно было заподозрить, что это взгляд талантливого мемуариста. И вот перед нами книга, в которой – черты эпохи, ворох сенсаций, несколько выразительных портретов великих современников: Королёва, Гагарина, Раушенбаха, Высоцкого… И не только рассказ о собственных космических подвигах, но и боль за будущее российской космонавтики, о котором Георгий Михайлович судит честно и беспощадно. Он из эпохи созидателей, для которых и невозможное было возможным. Дважды Герой Советского Союза, забытый наградными комиссиями последнего двадцатилетия. Человек, с которым интересно жить на одной планете, а тем более – в одной стране. Я задал ему вопросы про Гагарина, про тот победный полёт. И записал ответы Георгия Михайловича… Королёв не ошибся в выборе Юрий Гагарин. Фото РИА Новости – Первый раз я увидел Гагарина ещё до полёта, на космодроме Байконур, где я в то время работал испытателем ракет. Привезли космонавтов, нас от них отгородили. Мы могли смотреть на этих небожителей только издалека. Им показывали ракету, которую мы делали. Нам было, конечно, интересно, ведь мы гордились ракетой, на которой им предстояло летать. Ракета сначала летать не хотела, но она была очень красивая. И, как показало время, она остаётся самой надёжной ракетой всех времён и народов. – Вы подружились? – Тогда ещё нет… Ровней с ними мы себя не считали. Смотрели с восхищением. Среди небожителей был Гагарин, ещё не отобранный как первый космонавт. Слухи о нём уже ходили, и по некоторым словам Королёва было ясно, что ему нравится Гагарин. Мы, зная, что какой-то Гагарин Королёву нравится, выглядывали издалека и присматривались: что это за Гагарин? Какой он есть? Наше КБ занималось подготовкой первого полёта, поэтому у нас проходила прямая трансляция. Все собрались в зале и переживали весь полёт буквально по минутам, пока Юра благополучно не приземлился.

http://pravmir.ru/chto-takoe-den-kosmona...

Во время воздушных налётов семья спасалась в служившем бомбоубежищем подвале публичной библиотеки. Нина Павловна, родом волжанка, спокойная и рассудительная, устроилась работать в пожарную инспекцию и руководила целым звеном девушек. Вместе они инспектировали чердаки и подвалы. – Женщины переносили невзгоды лучше, чем мужчины, вспоминает батюшка. Скоро папу, в состоянии дистрофии, эвакуировали из Ленинграда. Мама устроила маленького Юру в детский садик. Все подворотни в Ленинграде, по воспоминаниям батюшки, были тогда огорожены большими железными листами и колючей проволокой, так что через дверь пройти внутрь здания было невозможно. Мама подсаживала Юру, он карабкался вверх и пролезал между прутьями кованой металлической ограды. Затем обязательно следовал прощальный поцелуй. Однажды Нина Павловна заторопилась и быстро ушла. Подойдя к трамвайной остановке, она услышала истошный детский плач. «Ребятёнок мой кричит», мама забыла поцеловать. Садик находился напротив Казанского собора, и в памяти Юры навсегда запечатлелись фигуры Кутузова и Барклая-де-Толли, которые были видны из заколоченных крест-накрест окон. Воспитатели застилали для детей чистые белые кроватки, но от голода не спасало ничто из-за боли в животе и постоянных потуг у малышей вылезали сизые геморрои. – Детское восприятие несчастий лишено той остроты, которую испытывают взрослые. Ребёнку легче переживать бедствия, ведь он не понимает смысла происходящего и не знает, как должно быть по-другому, размышляет батюшка. Школьные годы Юры Ушакова прошли в стенах знаменитой Петершуле. – Школа находилась за протестантским храмом. На храме была фигура ангела, но руки его были подняты как-то странно. После мне объяснили, что в руках у ангела раньше был крест. Внимание Юры привлекали тогда и две мраморные фигуры апостолов Петра и Павла у входа в церковь. – Сама постановка, жесты поражали меня – и тогда, и сейчас. Терийоки, 1948 г. Юре Ушакову 11 лет. Фото из архива о. Георгия Затем Юра познакомился с художниками, папиными друзьями. Среди них была скульптор Анна Александровна Лепорская, ученица художника Каземира Малевича. Она поддерживала Юру, частенько звала его обедать.

http://pravoslavie.ru/143022.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010