Львов. Собор Георгия Победоносца. Собор Святого Юра Карта и ближайшие объекты В настоящее время - Архикафедральный собор УГКЦ. Строительство было начато в 1744 году по проекту Бернарда Меретина, после смерти которого работами руководил С. Фесингер (до 1764). Отделочные работы закончены в 1772 году. На фасаде находятся скульптуры работы Иоганна Пинзеля; интерьер украсили скульпторы С. Фесингер и М. Филевич, художники Л. Долинский и Ю. Радивиловский. Со времени постройки храм принадлежал униатскому ордену василиан, а в 1816 году здесь разместился грекокатолический архиепископ. В 1946 году собор был передан Русской Православной Церкви; в 1990 году возвращён УГКЦ. Ещё до постройки собора Святого Юра, на заре расцвета христианства на землях Западной Украины, на Святоюрьевской горе жили монахи. На самой вершине, где сейчас возвышается здание собора, находились пещеры отшельников. Одним из таких отшельников был родной брат короля Даниила Галицкого - волынский князь Василько Романович. Со временем на этой горе появился и первый деревянный храм (ок. 1280 г.), выстроенный по совету затворника Василия князем Даниилом Галицким. После захвата Львова польским королём Казимиром III (1340) храм и монастырь были уничтожены. В 1363-1437 гг. на месте разобранного храма решено было воздвигнуть каменный. Известно, что это была трёхапсидная базилика в византийском стиле, построенная по проекту зодчего Доринга. На протяжении веков церковь на святой горе служила яблоком раздора православия и католицизма. К началу 40-х гг. XVIII столетия храм окончательно пришёл в упадок, вынудив местные власти разобрать его в виду аварийного состояния. Однако святое место не долго пустовало - 1 октября 1744 года был заложен первый камень в фундамент греко-католического собора по инициативе митрополита Атанасия Шептицкого (1715-1746). Закончено же строительство собора было уже при митрополите Льве Шептицком. Возведение нового храма велось под руководством архитектора Бернарда Меретина, а после смерти - Мартина Урбанека, которое растянулось на без малого двадцать лет, а отделка внутренних интерьеров и того дольше - до 1780 года. С момента своего сооружения собор святого Юра использовался для служб монахов Василианского ордена, но после восстановления Галицкой униатской митрополии в пределах Австрийской империи в 1807 году в его помещениях обосновался греко-католический епископат, а братья-василиане перебрались в покои Свято-Онуфриевского монастыря, что на улице Жолкевской (теперь Б. Хмельницкого).

http://sobory.ru/article/?object=29365

«Он ценил дар свободы – другому всегда позволял быть другим» Памяти протоиерея Георгия Ореханова Сегодня отпевание протоиерея Георгия Ореханова – церковного историка, профессора ПСТГУ, клирика Николо-Кузнецкого храма Москвы. Святки отец Георгий провел в своей любимой Оптиной пустыни, служил Литургию в скиту святого Иоанна Предтечи. И умер в день Собора Предтечи. Новопреставленного вспоминают друзья. Протоиерей Георгий Ореханов Как в один день может решиться вся жизнь Дмитрий Владимирович Ушаков , друг юности: – Мы вместе учились в школе, заканчивали выпускной специальный математический класс. Юра был очень основателен, усидчив; штудировал, помню, матанализ по трехтомнику Г.М. Фихтенгольца, а это вообще-то учебник для вузов. Про себя он всю жизнь говорил: «Люблю учиться». Вместе мы потом поступили в МГУ – на мехмат. Это-то понятно, но он же еще следом и гуманитарное образование получил: после, уже работая в школе, закончил психологический факультет МГУ. Меня еще в школе удивляло: он вместе с тем, что глубоко погружается в математику, оказывается, и романами Диккенса увлекается. Вообще тянулся к крупной литературной форме (что среднестатистического школьника обычно тяготит), потом взахлеб читал Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. В нем было какое-то стремление к широте, всеохватности. Но и просто знаний ему было мало, искал смысл. А это уже сфера религиозного поиска, иначе всё с этой жизнью и заканчивается. Но это же глупо?.. В нем было стремление к широте, всеохватности. Но просто знаний было мало – он искал смысл Так мы познакомились с философом Генрихом Степановичем Батищевым. Он еще при советской власти умел общаться с молодежью на «эзоповом языке», будить пытливость. А тех, кто подходил к нему после открытых лекций уже с прямыми вопросами, мог пригласить к себе домой на чай. Сразу вспомнился комичный случай. Юра в некотором роде был «ботаником», не очень цепко связанным с бытовой стороной жизни. А у Генриха Степановича чай всегда был на скорую руку: в глиняную кружку опускался кипятильник.

http://pravoslavie.ru/127274.html

Седнев. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь, Церковь Святого Юра Карта и ближайшие объекты Георгиевская церковь, не позднее 1747 г. Значительно перестроена в 1852 г., в том числе, как показали исследования М.М. Говденко, разобраны до половины башни-мслупы. Сооружение в традиционных формах деревянной народной архитектуры, имеет стилевые признаки барокко. Трехсрубное, трехверхое. Бабинец — квадратный в плане, неф — восьмигранный, алтарь — пятигранный, стены центрального и восточного срубов наклонены внутрь, ошалеваны. Венцы сруба бабинца и центрального объема соединены в «замок» без остатка. В северной части — следы лестницы, ведущей на хоры. Верх центрального сруба с двумя заломами, увенчан световым фонарем, перекрытым плоским плафоном. Перекрытия четверика бабинца и восточного сруба плоское на своло-ках, они завершаются скатной крышей. В интерьере доминирующим является центральный объем, хорошо освещенный благодаря окнам в северной и южной гранях, четырем окнам барабана и светового фонаря. Ригели, размещенные в узких гранях на границе переходов стен в заломы, обработаны резьбой. Резьба наличников окон и дверей одинакова в экстерьере и интерьере. Центральная часть многоярусная, высота боковых срубов вдвое превышает ширину, западный фасад фланкирован двумя башнями. Памятник представляет редкий тип монументальных деревянных сооружений на Левобережье Украины периода барокко. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.332-333, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 г. Церковь Георгия Победоносца - деревянная казацкая церковь, выстроенная без единого гвоздя в 1747 году. Храм посвящен святому великомученику Георгию. По некоторым источникам, на месте, где находится современное здание церкви, храм существовал еще до монголо-татарского нашествия. Церковь расположена на территории древнего городища Сновск. Нынешний храм строили с 1745 по 1747 год на средства местного жителя Римши. В 1852 году к церкви пристроили колокольню и притвор, подвели каменный фундамент. В советское время церковь закрыли, она постепенно стала разрушаться .В годы Великой Отечественной войны значительно пострадала: были разрушены колокольня, купол, части стен и пол.

http://sobory.ru/article/?object=29085

Разделы портала «Азбука веры» Матушка Наталия Бреева " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Я поняла, что если я ему сейчас откажу, потом уже никогда не буду счастлива Матушка Наталия Бреева В Избранное ( 14  голосов:  4.8 из  5) 8 января исполняется 85 лет со дня рождения замечательного человека и пастыря протоиерея Георгия Бреева (1937–2020). С матушкой Наталией они прожили 53 года. – Матушка Наталия, отец Георгий был из простой семьи советских рабочих, крестился в восемнадцать лет, а вы, если я не ошибаюсь, росли в верующей семье? – Да, моя мама стала верующей с моим рождением и с тех пор воспитывала нас с братьями в вере. Она прекрасно знала Писание. А отец Георгий, тогда просто Юра, был наш сосед и дружил с моим братом Вячеславом, ныне игуменом Питиримом. Они вместе ходили в музыкальную школу на народные инструменты, вместе учились играть в шахматы – у нас во дворе жил мастер спорта по шахматам, он их учил. Помню, приходила во двор, видела, что они сидят, и удивлялась: сколько можно сидеть? А они играли в шахматы. Брат мой летом в жаркие дни ходил без майки, мальчишки видели у него на груди крестик и смеялись над ним, он терпел, не расстраивался, но если кто-то начинал смеяться над Богом, он сразу лез в драку и задавал всем трепака. Батюшка Георгий, вспоминая это, говорил: «Я был поражен: он всех их мог разметать за то, что они плохо говорят о Боге». Брат сильный был, гимнастикой занимался. Я родилась маленькая и слабая. Мама работала поваром, у них на работе, как и везде после войны, мужчин было мало, поэтому женщинам приходилось и туши разделывать, и чаны таскать. И 13 января, вернувшись с работы, мама родила меня раньше срока. Я была такая маленькая и слабая, что в первый момент акушерка даже не знала, выживу ли. А братец мой своему другу Юрочке сказал, что у него родилась сестра, и Юра попросил показать. Брат вытащил меня на улицу. Я, когда батюшка мне это рассказывал, не могла поверить: неужели на улицу? Зима же, я могла замерзнуть. И еще отец Георгий вспоминал: «Я, когда тебя увидел, сказал: “Какая же ты маленькая, худенькая, но не переживай: когда вырастешь, я на тебе женюсь”». Он с детства отличался необыкновенной добротой, всегда всех жалел.

http://azbyka.ru/semya/ja-ponjala-chto-e...

Иеромонах Феоктист (Петров) Долго я не решался говорить о моем самом дорогом и удивительном друге, так как сокровище сердца нельзя выставлять напоказ не верующим в благодать Божию. Но уже прошло двадцать лет после смерти Юрия – Георгия, и долг памяти заставляет меня предать гласности некоторые подробности нашей дружбы. Душа Юры была настолько легка и чиста, что вспоминаются слова Христовы о том, что если не уподобимся младенцам в их лучших качествах, то не войдем в Его Царство любви, в Царство совершенной искренности и светлой радости, в которой пребывала добрая душа Юры. Общаться с Юрой было несказанно приятно, он воистину обладал природным незлобием и добротой. Слова его всегда содержали чистый благодушный юмор, полный умных замечаний, от которых жизнь становилась веселее, а в сердце появлялось светлое жизнелюбие. Своими шутками, в которых не было и доли злой иронии, так как доброе слово выносилось из доброго сердца, он создавал среди друзей атмосферу теплой душевности. Мы с Юрой учились в одной школе искусств, я на художественном, а он на музыкальном отделении. Он был старше на год, нас объединило одно обстоятельство – занятия боевыми искусствами. В одной из таких тренировочных групп через некоторое время меня поставили младшим инструктором и старшим по обучению рукопашному бою, и я начал приглашать на занятия друзей и приятелей из школы. Так в группу попал Юра. Он прошел все испытания и вскоре стал душой компании. Бывало, в самый трудный, критический момент раздавалась его шутка, за что Юре часто попадало от руководителя, а «братья по оружию», наоборот, радовались каждому его слову. Так случилось, что после операции я уже не мог лично руководить ребятами, и меня заменили другим, физически очень крепким юношей. Спустя некоторое время я создал школу железного духа (ШЖД) «Славяне», в основе которой лежала в первую очередь нравственная составляющая, без которой невозможно послужить Родине ни в каком звании, даже имея бесчисленные таланты. Ребята из прежней группы постепенно перешли ко мне, и первым из них – Юра. В группе он был фотографом, благодаря ему и сохранились страницы нашей «той» жизни. В лесу мы сделали тайник и площадку для тренировок. Занимались каждый день по пять-шесть часов, прыгали с песчаного обрыва между Комсомольским районом и Портпоселком (г. Тольятти), делали марш-броски, сближаясь при этом всё больше и больше. Наступил нелегкий момент разлуки, так как я поступил в Абрамцевское художественное училище им. В. Васнецова в Подмосковье. Там продолжились мои занятия по системе ШЖД «Славяне», а Юра с друзьями тренировались в Тольятти, присылая мне иногда свои черно-белые фоторепортажи.

http://pravoslavie.ru/70283.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Десять лет спустя Кочетковцы: как это было 27.03.2010 5517 Время на чтение 6 минут Искушенные в компьютерных технологиях друзья принесли мне распечатки материалов из блогов и форумов, посвященных десятилетию снятия прещений со священника Георгия Кочеткова. Сегодня много говорят о фальсификации истории, имея в виду отдаленные времена. Но то, что я прочел, говорит о беспардонной фальсификации хроники нашей совсем еще недавней церковной жизни. Кочетковская община и ее главные фигуранты предстают в виртуальном пространстве как героические и невиннейшие жертвы мракобесов и церковного произвола. Поэтому я и решил описать в этих коротких заметках то, чему сам был свидетель, когда в первые годы становления Сретенской обители был прихожанином монастыря. Юра и Саша Юру Кочеткова и Сашу Капировского я знал, когда они были еще студентами и учениками известного историка и моего близкого товарища ныне покойного Александра Ивановича Рогова. Мы часто встречали этих интеллигентных и благочестивых юношей на праздничных богослужениях то в Киеве, то в Печорах, то в бывшем Ленинг раде, то в московских храмах. Потом дошли сведения, что Юра стал отцом Георгием. Поговаривали, что они с Сашей Капировским пошли на какие-то высокие духовные подвиги. Их пристанищем тогда был Владимирский храм Сретенского монастыря. А подвиг, как потом выяснилось, замышлялся нешуточный - произвести реформу богослужения Русской Православной Церкви. Ну а чего мелочиться-то? Но так как наша Церковь тогда еще явно не поднялась до интеллектуально уровня реформаторов, то их попросили освободить храм Сретенского монастыря. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял решение возобновить монашескую жизнь в Сретенском монастыре. Но что такое указ патриарха в сравнении с вселенским масштабом юных революционеров? Указ о передаче монастыря был воспринят как борьба реакционной косности с весенним ветром духовного обновления. А в то время на дворе стояла лютая зима, и немногочисленной сретенской братии, и нам, их прихожанам, пришлось совершать всенощное бдение под Сретенье на свежем воздухе, на двадцатиградусном морозе, так как реформаторы нас в храм не впустили. Вот так все начиналось.

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/27/...

«Счастье – в служении Богу, Церкви и людям» Памяти митрополита Ионы (Карпухина; † 4.05.2020) Митрополит Иона (Карпухин) , без малого четверть века управлявший Астраханской епархией, умер скоропостижно от сердечного приступа. Но отпевания сподобился на память своего Небесного покровителя по Крещению – великомученика Георгия Победоносца . И в этом залог той Победы, в которую еще маленький Юра уверовал, посвятив ей всю свою жизнь, что теперь и смертью непреодолима. Главная Победа Митрополит Иона (Карпухин) Владыка Иона происходил из простой семьи. Родители – отец Алексей Филиппович Карпухин и мать Евдокия Ильинична Карпухина (в девичестве Никитина) – были крестьянами Тульской губернии. Отец работал старшим буровым мастером, много ездил по стране и в том числе трудился в Подмосковье. Именно туда и решила переехать семья – в деревню Алтуфьево, которая славилась своим Крестовоздвиженским храмом. По стране-то церкви массово закрывались, и там, где все друг у друга на виду, посещать храм уже не было возможности, а в столице – иначе. На момент переезда семья Карпухиных была уже многодетной. Старшему сыну исполнилось 10 лет. Затем были две девочки, Нина и Валя, а перед самой войной, 13 июня 1941 года, родился будущий владыка. Через 9 дней началась Великая Отечественная война. Отец сразу же ушел на фронт… Мама уже в войну покрестила сына в Покровском храме в Медведково. Небесным покровителем избрали Георгия Победоносца – так все чаяли Победы. Мама учила сызмальства детей горячо молиться Господу – и благодаря молитве, как были уверены, отец потом и вернулся с фронта живым. Маму владыка Иона всегда вспоминал с большой теплотой. Это была очень добрая, глубоко верующая женщина. Она и сама в храм постоянно стремилась, и детей вместе с собою брала. Часто храм был переполнен, так что и на улице порою стоять приходилось. Но это никого – как сейчас, к сожалению, при карантинных мерах – не смущало. Люди были рады хоть как-то, но присутствовать за богослужением. Ценили службу. Возможно, так будущий владыка Иона, который около 20 лет потом преподавал Литургику в Московских духовных школах, и проникся любовью к церковному Уставу.

http://pravoslavie.ru/130887.html

Дрогобыч. Церковь Георгия Победоносца. Церковь св. Юра Почтовая карточка. Издательство Леон Розеншейн, 1903, с многочисленными перепечатками других издателей, в том числе раскрасками, вплоть до 1939 гг.; из мест хранения: Польская народная библиотека Алексей Кротов 1 июня 1903 Карта и ближайшие объекты ЮРЬЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, конец XV — начало XVI вв., И КОЛОКОЛЬНЯ, 1670. В 1657 г. церковь перевезена из с. Надиево и поставлена на месте сгоревшей во время татарского набега в 1499 г. В 1678 г. перестроены восьмерик и глава центрального сруба, а также пристроены клиросы. В 1692 и 1708 гг. в восточном срубе заменена часть венцов. В 1711 г. надстроена эмпора. В 1823, 1825 и 1833 гг. памятник ремонтировался. В XIX в. разобрано перекрытие между бабинцем и эмпорой. Деревянная, трехсрубная, трехглавая. Состоит из квадратного центрального сруба с маленькими гранеными конхами по обеим его сторонам; с востока и запада расположены почти равные по размерам граненые пятистенные срубы. Все срубы имеют наклон стен внутрь и перекрыты барочными главами на восьмериках. Сооружение окружено до клиросов опасением в виде аркады-галереи, такая же аркада опоясывает второй ярус бабинца. Над бабинцем расположена Введенская часовня. Сохранились следы наружных росписей — орнаментальных композиций на карнизах и стенах второго яруса бабинца на галерее. Внутреннее высотно раскрытое прост-ранстю объединено арками-вырезами трапециевидной формы в цельную композицию. В интерьере сохранились росписи, представляющие большую художественную ценность. Стены центрального сруба расписаны в 1657 - 1659 гг., его глава - в 1678 г., хоры - в 1691 г., часовня - в 1711 г., бабинец - в 1714 г. Деревянная, квадратная в плане, четырехъярусная, завершенная барочной главой колокольня расположена к юго-западу от церкви. Перестроена в 1678-1711 гг. В формах колокольни объединены черты оборонных деревянных башен и культовой архитектуры. Реставрация ансамбля проведена в 1974-1975 гг. (архитекторы И.Р. Могытыч, Б.Я. Киндэельский). В настоящее время здесь размещается историко-краеведческий музей. Живописная композиция объемов, пропорциональный строй, мягкие, пластичные линии барочных глав и аркады ставят памятник в ряд наиболее ярких произведений галицкой школы народной архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=20934

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Шумлянский Иван; ок. 1643 - 16.07.1708, Львов), еп. Львовский, Галицкий и Каменецкий ( Западнорусская митрополия ), в 1700 г. открыто принявший Брестскую унию 1596 г. Биография Происходил из древнего правосл. среднепоместного боярского рода герба Корчак, предположительно валашского происхождения (впервые Шумлянские упом. в Галицкой Руси в XV в.). Род. в семье Евстафия (Евстахия) Станислава, королевского ротмистра, и Анны из дома Гошовских герба Сас. Правосл. шляхтич Евстафий Шумлянский был известен как фундатор Успенского муж. мон-ря в урочище Чёрный Дилок близ с. Гошев (совр. Ивано-Франковская обл., Украина); он пожертвовал этому мон-рю рукописный Пролог. В 1661 г. упоминается еще один представитель рода - игум. Евгений (Шумлянский), настоятель Сварычевского Рождество-Богородицкого монастыря (Kupuлuчhi pykonuchi книги у фондах ЛНБ: Кат. Льbib, 2007. Т. 1: XI-XVI ст. С. 242-243, 197). У И. было 5 братьев: Афанасий , еп. Луцкий и Острожский, Константин, войский жидачевский, Самуил, чашник подольский, Михаил и Иван - и 2 сестры: Анна и Кристина. Два племянника И. стали архиереями: Кирилл - православным епископом Луцко-Острожским (позднее епископ Переяславский), Гедеон - униатским архиепископом Смоленским. Сын еп. Афанасия (Шумлянского) Даниил был монахом львовского мон-ря доминиканцев. В синодике львовского Юра (Георгия) вмч. собора в редакции 50-70-х гг. XVIII в. упоминается более 40 представителей рода Шумлянских. Иосиф (Шумлянский), еп. Львовский. Портрет. Нач. XVIII в. (НМ(Л)) Иосиф (Шумлянский), еп. Львовский. Портрет. Нач. XVIII в. (НМ(Л)) От отца И. Шумлянский унаследовал родовое имение Боков в окрестностях с. Вел. Шумляны Подгаецкого повета. По-видимому, буд. архиерей не получил систематического образования. Впервые он упоминается в источниках в 17-летнем возрасте как участник военных походов в составе панцерной королевской хоругви. В битве под Чудновом в 1660 г. был ранен, в 1663-1664 гг. принимал участие в боевых действиях польск. армии на Левобережной Украине. По воспоминаниям современников, И. Шумлянский отличался незаурядными военными способностями, к-рые особенно ярко проявились во время битв под Журавно (1676), под Веной (1683), в ходе осады Львова турками и татарами (1695), в битве под Калишем (1706); во всех этих сражениях он принимал участие, уже будучи епископом. В юности И. Шумлянский женился на католичке Елене (Гелене) Яблонской, развелся в июне 1667 г., накануне своего пострижения в монашество.

http://pravenc.ru/text/578563.html

В письме Бенедикта XVI кардиналу Любомиру Гузару Римский понтифик называет Львовский собор 1946 года «печальным фактом» 16 марта 2006 г. 18:02 Такая оценка исторических событий дана в письме Папы Римского Бенедикта XVI кардиналу Любомиру Гузару , архиепископу Львовскому (Украинская Греко-католическая Церковь). Тогда в соборе святого Юра (Георгия) состоялся собор украинского духовенства в составе 216 священнослужителей, на котором была осуждена уния с Ватиканом и принято решение о воссоединении с Русской Православной Церковью. В своем письме, датированном 22 февраля, Бенедикт XVI отметил, что в марте 1946 года «группа священников, организовавших псевдо-синод, присвоила себе право представлять Церковь, совершив тяжкое преступление против церковного единства. После этого усугубилось насилие против тех, кто остались верными единству с Епископом Рима, что и обусловило дальнейшие страдания и вынудило Церковь уйти в подполье». В письме Папа Бенедикт благодарит Бога за то, что «Греко-католическая Церковь не прекратила свое существование, но продолжала свидетельствовать о единстве, святом многообразии и апостоличности Христовой Церкви». Папа выразил надежду на то, что юбилей сможет стимулировать Греко-католическое сообщество в Украине «усилить свою преданность и близость Преемнику Петра. В терпеливом ежедневном пути веры, в общении с преемниками Апостолов украинское католическое сообщество сумело сохранить Святую Традицию в чистоте». Он также заявил: «Для того чтобы это драгоценное сокровище Предания сохранило все свое богатство, важным является заверить присутствие двух больших составляющих единой традиции — латинской и восточной — поскольку каждую из них смогла представить Украина в многообразии их исторических проявлений». Завершается письмо Бенедикта XVI hanoмuhahueм о «двойной миссии Греко-Католической Церкви в полном общении со св. Петром. С одной стороны, ее заданием является видимым образом хранить в католической Церкви восточную традицию; с другой стороны — способствовать встрече разных традиций, удостоверяя при этом не только их сосуществование, но и глубокое единство в разнообразии». Таким образом, в очередной раз Ватикан подтверждает неизменность своей политики прозелитизма в Украине; тем самым дезавуируются призывы к межхристианскому единству, звучащие время от времени из уст высокопоставленных католических иерархов и самого Папы Бенедикта. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/97813.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010