В письме Бенедикта XVI кардиналу Любомиру Гузару Римский понтифик называет Львовский собор 1946 года «печальным фактом» 16 марта 2006 г. 18:02 Такая оценка исторических событий дана в письме Папы Римского Бенедикта XVI кардиналу Любомиру Гузару , архиепископу Львовскому (Украинская Греко-католическая Церковь). Тогда в соборе святого Юра (Георгия) состоялся собор украинского духовенства в составе 216 священнослужителей, на котором была осуждена уния с Ватиканом и принято решение о воссоединении с Русской Православной Церковью. В своем письме, датированном 22 февраля, Бенедикт XVI отметил, что в марте 1946 года «группа священников, организовавших псевдо-синод, присвоила себе право представлять Церковь, совершив тяжкое преступление против церковного единства. После этого усугубилось насилие против тех, кто остались верными единству с Епископом Рима, что и обусловило дальнейшие страдания и вынудило Церковь уйти в подполье». В письме Папа Бенедикт благодарит Бога за то, что «Греко-католическая Церковь не прекратила свое существование, но продолжала свидетельствовать о единстве, святом многообразии и апостоличности Христовой Церкви». Папа выразил надежду на то, что юбилей сможет стимулировать Греко-католическое сообщество в Украине «усилить свою преданность и близость Преемнику Петра. В терпеливом ежедневном пути веры, в общении с преемниками Апостолов украинское католическое сообщество сумело сохранить Святую Традицию в чистоте». Он также заявил: «Для того чтобы это драгоценное сокровище Предания сохранило все свое богатство, важным является заверить присутствие двух больших составляющих единой традиции — латинской и восточной — поскольку каждую из них смогла представить Украина в многообразии их исторических проявлений». Завершается письмо Бенедикта XVI hanoмuhahueм о «двойной миссии Греко-Католической Церкви в полном общении со св. Петром. С одной стороны, ее заданием является видимым образом хранить в католической Церкви восточную традицию; с другой стороны — способствовать встрече разных традиций, удостоверяя при этом не только их сосуществование, но и глубокое единство в разнообразии». Таким образом, в очередной раз Ватикан подтверждает неизменность своей политики прозелитизма в Украине; тем самым дезавуируются призывы к межхристианскому единству, звучащие время от времени из уст высокопоставленных католических иерархов и самого Папы Бенедикта. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/97813.html

Царевну можно встретить и на византийских, и на русских иконах (вспомним хотя бы росписи Георгиевского собора в Старой Ладоге). Царевна изображена, как это характерно для данной иконографии, у городских ворот, которые художник нашёл нужным снабдить барочным фронтоном. Над воротами - фигуры царя и царицы. Кроме описанной выше иконы, в храме святого Юра есть ещё два его образа. Один, где святой Георгий изображён в рост, - письма довольно грубого. По всей видимости, он относится к XIX веку, то есть был написан во время одного из поновлений храма. Другой образ " Чудо Георгия о змие " - более интересен. Он более западный, даже по одним только художественным признакам. Легко заметить, что поза святого Георгия (вполоборота на коне) восходит к картине Рафаэля " Битва св. Георгия с драконом " . Ещё один интересный образ в храме Святого Юра - " Оплакивание Христа " (XVIII век). Он принадлежит кисти священника дрогобычской Крестовоздвиженской церкви Василия Глебковича. В этом образе соединены две традиции - католическая и православная. Композиционно он восходит к распространённому в западноевропейской религиозной живописи типа " Пьета " (сострадание, жалость, милосердие), когда Христос, снятый с Креста, изображается на коленях Девы Марии. В основе своей храм относится к бойковской группе деревянных церквей, для которого именно характерна трёхчастность композиции, когда срубы алтаря, нефа и бабинца поставлены в одну линию, причём средний сруб, является доминантой композиции. Но бойковские храмы перекрывались конусообразными кровлями, а у церкви святого Юра мы видим главы, заимствованные у барочной каменной архитектуры. Вполне возможно, что в то время, когда храм стоял в селе Надиеве, он как раз имел четырёхскатные гонтовые крыши над каждым из срубов, но впоследствии, при перестройке в XVII веке, приобрёл нынешнее завершение. Храм окружает " опасанье " - крытая галерея на столбах или кронштейнах. Опасанье выполняет двойную функцию - сруб предохраняет от воздействия осадков, а прихожан защищает от дождя и солнца. Второй ярус бабинца (западного сруба) окружён галереей, повторяющей очертание галереи первого яруса. Как раз здесь, вот в этой " окружённой " части сруба, находится придел Введения во храм Пресвятой Богородицы. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Интересный факт: в 1996 году в Украине была выпущена почтовая марка с изображением церкви св. Юра. 21 июня 2013 года дрогобычскую церковь Святого Юра приняли в список мирового наследия ЮНЕСКО. (Информация с сайта drohobyczer-zeitung.com ) --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=20934

В самом соборе Св. Юра находятся две очень ценные иконы: образ Киево-Печёрской Богоматери (XVII в.) и чудотворная икона Божией Матери Теребовлянская (нач. XVII в.), перевезённая епископом Львовским Иосифом Шумлянским (1643-1708) с Тернопольщины в собор Св. Юра за её чудотворные деяния: при осаде города Теребовли турками с 29 сентября по 6 октября 1673 года образ Пречистой Девы отводил пули от защитников города, а турецкие ядра взрывались перед городскими стенами, не нанося ущерба. Вдруг произошло великое, неслыханное чудо: не нанеся вреда замковым мурам огромной силы взрывная волна ударила по турецким войскам, в результате чего они понесли очень большие потери. В момент взрыва по свидетельству очевидцев на стенах замка защитники города видели в ослепительно белой одежде Пречистую Деву Марию. С 1673 года эта чудотворная икона Божией Матери находилась в теребовлянской городской церкви Св. Николая. В 1674 году по решению епископа Иосифа Шумлянского её торжественно перенесли во Львов. В Крипте под собором расположена усыпальница предстоятелей Украинской Греко-Католической церкви: митрополита Андрея Шептицкого, кардинала Сильвестра Сембратовича, Мирослава Иоанна Любачивского, а также останки перевезённого из Рима и перезахороненного в 1992 году после передачи собора Святого Юра греко-католикам Украины, кардинала Иосифа Слипого (1892-1984). Кроме того, в Крипте хранится прах князя Галицкого Ярослава Осмомысла, который изначально был похоронен в Успенском соборе Галича и обнаружен там в 1937 году при археологических раскопках под руководством археолога Ярослава Пастернака, который и сделал тайное перезахоронение останков прямо перед Великой Отечественной войной, 31 августа 1939 года. Величественный собор Святого Юра, расположенный на вершине холма на высоте 321 м, гармонично вписывается в архитектуру и ландшафт города Львова. Здание наглядно демонстрирует, как должно выглядеть европейское барокко. Стоит сказать, что собор Св. Юра можно увидеть в кадрах советского трёхсерийного приключенческого фильма " Д " Артаньян и три мушкетёра " , снимавшегося в 1978 году во Львове.

http://sobory.ru/article/?object=29365

Нет никаких сомнений в том, что дрогобычский храм святого Юра оставался вплоть до конца XVII века православным. Хотя после 1596 года, с введением Брестской унии, православие оказалось здесь вне закона, верующие Галиции более ста лет вполне успешно противостояли насаждению латинства, создавая так называемые " братства " . Юрский храм действовал до 1961 года. В 1961 году церковь, на волне хрущёвских гонений, закрыли. Но ценность её как художественно-исторического памятника была уже столь неоспорима, что о разрушении речи, конечно, не шло. Храм передали Дрогобычскому музею, и, как музейный объект, он существует поныне. Реставрация ансамбля церкви святого Юра проведена в 1974-1975 годах (архитекторы И.Р. Моготыч, Б.Я. Киндэельский). Следующая реставрация храма назревала уже давно, однако в 1990-2000-е годы осуществить её не было возможности. Началась она только в 2011 году. Храм скрылся в клетке лесов, стала проводиться полномасштабная реставрация. В 2013 году церковь святого Юра была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе группы " Деревянные церкви Карпатского региона в Польше и Украине " . Вскоре после этого США выделили грант в размере 85000 долларов на проект " Сохранение и реставрация росписей церкви святого Юра в Дрогобыче " . Поскольку дрогобычский храм посвящён святому Георгию (его почитание распространилось в Галиции ещё во времена Киевской Руси), то естественно, в храме много икон посвящённых этому великомученику. Наиболее заметная из икон святого Георгия расположена, как и положено, в местном ряду иконостаса. Она датируется второй половиной XVII века и принадлежит, как полагают искусствоведы, кисти Стефана Медицкого. Она так и называется - " Чудо Юрия Змееборца " . Святой Георгий изображён здесь юношей в стилизованных доспехах и развевающемся красном плаще. Под ним белый конь, попирающий задними копытами змея, которого св. Георгий пронзает мечом. Чуть поодаль живописец поместил принцессу. Кстати, неверно думать, что присутствие царевны есть признак исключительно западной, католической традиции.

http://sobory.ru/article/?object=20934

Хотя, разумеется, спорил со старым учителем он очень почтительно. Помню, еще в 542-й школе на волне «перестройки», когда какая-то свобода точно пьянила всех нас, мы, несколько молодых преподавателей, посчитали: мол, директор у нас какая-то ретроградная, всего еще точно при советской власти боится, никаких нововведений, – решили накатать на нее жалобу, сгоряча подписались. А Юра не стал подписывать. Он почитал старших, их опыт. Потом, со временем, я как всегда понял, что он – прав… В университете После уже была наша учеба на тогда еще Богословских курсах, преобразованных впоследствии в Православный богословский институт, а затем в Свято-Тихоновский университет (ПСТГУ). Там уже Юра во всей полноте раскрылся – стал священником, ученым, педагогом – отцом Георгием. Опыт пастырства – это прежде всего опыт отцовства Протоиерей Константин Польсков , проректор по научной работе ПСТГУ: – Ужасно трудно и умом непостижимо, как это можно об отце Георгии, таком живом, деятельном, полном сил и идей, говорить в прошедшем времени. Но Господь призвал дорогого батюшку к Себе, поэтому приходится это делать. Познакомились мы с отцом Георгием в алтаре храма святителя Николая в Кузнецах. Это было в далеком теперь 1998 году. Он тогда уже был диаконом. У нас как-то сразу сложились теплые и братские отношения, которые с годами только укреплялись. Все эти годы отец Георгий был для меня Другом с большой буквы. Мы с ним дружили не только сами, но дружили и наши матушки. С ним всегда всё было просто, ясно и глубоко. Дружбу он оберегал и вкладывал в нее сердце. Истинным и самым глубоким призванием отца Георгия было священническое служение. К священству он шел большую часть своей жизни, а, получив этот священный дар, служил Богу и людям чуть больше 20 лет. Помню, когда отец Георгий осенью 1999 года был рукоположен во священника, он должен был, как и все новые батюшки, проходить священнический сорокоуст в Елоховском кафедральном соборе. Но у ПСТБИ тогда было 13 филиалов, расположенных от Вильнюса и Львова до Петропавловска-Камчатского и Сахалина.

http://pravoslavie.ru/127274.html

XVII в. совпадало с предыдущим делением правосл. епархии на наместничества. В 1564-1589 гг. в П. е. насчитывалось 565 сельских и 42 городских прихода, из них в Перемышльской земле - 380 сельских и 24 городские общины, в Саноцкой земле - 185 сельских и 18 городских приходов. В 1694 г. епархия имела 1120 приходов с населением 100 тыс. чел., в т. ч. 3 тыс. шляхтичей ( Bendza. 1982. S. 102). Наибольшее количество действовавших церквей было в Перемышле. В древнейший период в городе были построены церковь-ротонда во имя свт. Николая и собор св. Иоанна Крестителя. В XVI - нач. XVII в. действовало ок. 20 храмов: собор в честь Рождества св. Иоанна Крестителя (построен в 1543 вместо сгоревшей церкви, сведения о к-рой относятся к 1500-1535), св. Иоанна Крестителя во Владыче (известен по неск. привилеям XVI в.), Спаса-Преображения, св. Илии на Гарбарах над р. Сан, Рождества Господня над Саном, Пречистой Богородицы, монастырская в честь Собора Пречистой Богородицы (известна с 1543), св. Лаврентия, Богоявленская, Св. Троицы (все - в Засанье), свт. Николая Чудотворца (возможно, в предместье Подгорье), кладбищенская ц. Благовещения Пресв. Богородицы, монастырская ц. Св. Троицы по ул. Добромильской (известна с 1611), св. Петра (позднее костел иезуитов), св. Георгия (Юра) на Гарбарах, Рождества Пресв. Богородицы на Болони, арх. Михаила на Подзамче, Кучиновская (Начановская) на левой стороне дороги к Ярославу за Саном, неизвестного посвящения на Подзамче, монастырская на Вильче ( Никоровыч. 1879. С. 28-49). В краю имелись церковные школы для обучения чтению и письму. О нехватке образованных людей среди духовенства, в т. ч. высшего, писали полемисты в кон. XVI - нач. XVII в. В XVI в. на Перемышльской кафедре сменилось 8 епископов. Еп. Антоний (упом. в 1506-1519) отстаивал интересы православных; собирал епархиальные съезды с участием духовенства, шляхтичей и горожан; игнорировал запрет на колокольный звон в правосл. храмах; несмотря на запрещения, совершал крестные ходы; боролся против латинизации паствы, подсудности правосл. духовенства католич. епископу. Еп. Антоний присутствовал на Соборе Киевской митрополии в Вильно (25 дек. 1509 - 18 янв. 1510), созванном митр. Иосифом II (Солтаном) . В номинационной королевской грамоте 1528 г. на Перемышльскую кафедру Лаврентию (Терлецкому) говорится о поддержке его кандидатуры перемышльской шляхтой «русского обряда». В 1535 г. еп. Лаврентий получил королевское распоряжение ввести в должность наместника Галицкой епархии львовского мещанина Макария Тучапского , получившего благословение Киевского митрополита . Еп. Лаврентий присутствовал на Соборе во Львове в 1539 г., созванном Львовским еп. Макарием. При еп. Лаврентии, пользовавшемся уважением паствы, в 1543 г. в Перемышле было построено каменное здание кафедрального Иоанно-Предтеченского собора взамен сгоревшей церкви.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

Были мы знакомы и с отцом Николаем Гурьяновым, Царство Небесное, бывали у него на острове. Знали старицу Любушку, батюшка Иоанн часто ездил ее причащать, она любила нашего батюшку. Всегда говорила: «Это мой батюшка». Отец Иоанн: — Она помолится, вся немощь с души как рукой снимается. Да и служить во всеволожской церкви я стал благодаря Любушкиному благословению. В свое время по ее совету мы купили здесь дачу. Это было учтено, когда владыка Владимир решал вопрос о назначении настоятеля Троицкой церкви г.Всеволожска, а Александро-Невская Лавра, где я прослужил четверть века, стала монастырем. Пути Господни неисповедимы, вот так повернулось Любушкино благословение. Думаю, что если бы мы не поселились во Всеволожске, то давно бы уже и не жили. Здесь и воздух, и вода другие, есть где прогуляться. Здоровьем не блещем, но, слава Тебе, Господи, на ногах. Матушка Валентина: — Храм у нас хороший, приход дружный. Господь дает батюшке сил служит. Слава Богу за все. А вспоминая Любушку, можно сказать, что она была для нашей семьи духовной «скорой помощью». Однажды заболела наша дочка, врачи подозревали гепатит, ее должны были положить в Боткинские бараки. Я понеслась к Любушке. Говорю: «Любушка, Ира заболела, вся желтая стала. В больницу хотят класть…» Она помолилась и говорит: «Все будет хорошо». Я вернулась домой, дочка уже побледнела, желтизна сошла. Когда «скорая помощь» приехала, говорю врачу: «Посмотрите, какой же у нее гепатит — белки глаз белые, кожа светлая. Ничего нет». Врач пожала плечами и согласилась. Сделали анализ, диагноз не подтвердился. И внука нашего младшего вымолила Любушка. Четырех месяцев от роду у него обнаружили стафилококк, болезнь протекала в очень тяжелой форме. Когда мы привезли Георгия в больницу, врач сказал: поздно привезли, мы его уже не спасем. Опять поехала я к Любушке, прошу: «Любушка, помолитесь, внук умирает». Она, знаете, по руке молилась, пальчиком водила по ладошке и повторяла имена. Так вот, стоит, молится. Потом говорит: «Будет жить, будет». — «Как же будет жить, врачи сказали, что он не жилец…» — «Будет жить». А врачи еще предупредили, что лучше бы он умер, потому что, если выживет, то не будет ходить и станет психически больным человеком… Но по молитвам старицы эти страшные предсказания не сбылись. Развивался мальчик нормально, действительно, чуть с задержкой. Пошел попозже, чем его ровесники. А однажды к его старшему брату вызвали участкового врача. А надо сказать, что Юрочку мы в поликлинику не водили, несмотря на требования врачей. Так вот, приходит врач, а Юрочка, младший, идет в это время по коридору. Тихонечко, за стеночку держится, но идет. Доктор спрашивает: «А это кто?» — «Юра». Она сказала тогда: «Ну, значит, есть Бог».

http://pravmir.ru/matushka-valentina/

На праздник святой равноапостольной Марии Магдалины 4 августа мы собирались на родине Олега в городе Белая Церковь. После Литургии была трапеза в доме протоиерея Михаила Тарасова, отца нашего друга Васи Тарасова. За трапезой друг и собрат отца Михаила, другой отец Михаил — Макеев, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в селе Селище Барышевского района Киевской области, изумлял нас своим познанием славянского языка. Он говорил длинную приветственную речь отцу Михаилу Тарасову на блестящем церковнославянском языке с различными византийскими оборотами. Это было что-то необыкновенное. Рассказывали, что отец Михаил Макеев по какому-то поводу написал письмо в Ученый совет Московской духовной академии на изысканном церковнославянском языке, и это письмо зачитывали как образец церковнославянской письменности на Ученом совете МДА. Олег очень любил отца Михаила Макеева и мы с ним ездили к нему на приход. Олег любил общаться с маститым духовенством. Наш друг Юра Латушко одним из первых из нас женился. Его избранницей стала Емилия, дочь известного в Ленинграде протоиерея Василия Лесняка. Нас часто приглашали в загородный дом отца Василия в Парголово, где мы, помимо белорусских колбасок, насыщались духовными беседами с отцом Василием. Он был необычным для того времени священником. Вопреки запретам уполномоченного, он активно вел просветительскую деятельность среди молодежи. Это был, пожалуй, единственный священник в городе, который не боялся властей и открыто проповедовал Слово Божие интеллигенции и молодежи города. Нам очень нравилось с ним беседовать и размышлять на темы будущего трудного пастырского служения. Вечная память протоиерею Василию! Я часто упоминал о необыкновенной эрудиции владыки. Вот один из таких примеров. Как-то у нас зашел разговор, о том, как правильно называть борцов с пожарами: «пожарный» или «пожарник». Владыка со всей своей интеллектуальной мощью, ссылаясь на В. Гиляровского «Москва и москвичи» и другие источники, доказал нам правильность слова «пожарный».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5032758...

Наложение анафемы сильно повлияло на настроения укр. населения. Образ предателя правосл. веры и Российского гос-ва был центральным в т. н. войне манифестов, начатой Петром I и во многом лишившей М. социальной поддержки. В манифестах царь обличал его как предателя украинского народа, стремившегося отдать Украину под власть поляков. После того как Петр провозгласил Мазепу «вторым Иудой», его власть, а следов., и действия в качестве гетмана стали считаться незаконными. Это послужило дополнительным фактором, повлиявшим на настроения населения укр. земель. М. хотел оправдаться, обвиняя рус. правительство в нарушении «вольностей», однако не был поддержан населением. Впосл. М. попытался получить прощение царя, обещая при условиях гарантий со стороны европ. держав захватить в плен и передать Петру I Карла XII или кого-то из его маршалов. Швед. командование, чтобы пресечь переход М., ограничило свободу его передвижения. Во время Полтавской битвы 1709 г. Карл XII оставил М. и казаков охранять обоз. После поражения швед. армии из страха попасть в руки царя гетман бежал из-под Полтавы через Дикое Поле. Это подорвало здоровье М., он заболел и вскоре умер. Похоронен в монастыре св. Георгия (Юра) в г. Галац (ныне Румыния), могила не сохранилась. Награжден орденом Андрея Первозванного (1700; 2-й кавалер ордена, лишен его заочно в 1708: вместо него Петр I распорядился отлить для М. «монету» из серебра весом в 30 рим. серебреников - т. н. орден Иуды), польск. орденом Белого Орла (1707). Предательство М. и его любовные авантюры вызывали интерес писателей, поэтов, художников, композиторов. Его образ нашел отражение в произведениях Вольтера («История Карла XII…», 1731), Дж. Г. Байрона («Мазепа», 1818), В. Гюго («Мазепа», 1829), Ф. В. Булгарина («Мазепа», ч. 1-2, 1833-1834), Ю. Словацкого («Мазепа», 1839), Й. В. Фрича («Иван Мазепа», 1865) и др. А. С. Пушкин сделал М. одним из главных героев поэмы «Полтава» (1828), на ее сюжет П. И. Чайковским была написана опера «Мазепа» (1883). Симфоническую поэму «Мазепа» в 1854 г. создал Ф. Лист. М. изображен на картинах Л. Буланже, Э. Делакруа, Т. Жерико, Т. Шассерио и др. В честь М. в 1940 г., во время нацистской оккупации Польши, был учрежден орден «Мазепинский крест» для награждения укр. частей Галицийской армии, а 26 марта 2009 г.- знак отличия Президента Украины «Крест Ивана Мазепы». Памятники М. установлены в с. Мазепинцы (1994; скульптор Е. Е. Горбань), Чернигове (2009; скульптор Г. Ершов), Киеве (2009; скульптор Ф. Майслер), Бендерах (2009; скульптор П. Герман), Полтаве (2016; скульптор Н. Билык) и др.

http://pravenc.ru/text/2561228.html

— Понимаешь, мужик-то он хороший, головастый и мастеровой, а вот комплексует, наверное, что жена — большая начальница, а он — всего лишь шофер… Может, это им мешало, а может, что другое. Я и сам не знаю, да и тебе не сказал бы, если б знал. А так в любом случае, коль люди они верующие, то союз их свят и вечен, и они равны перед Богом, а значит, и равны друг другу. Между прочим, — добавил отец Георгий, — ты бы, дядя Юра, вот о чем подумал: почему женатые люди стали венчаться? Я вот только здесь, в Теребенях, не менее десяти таких пар обвенчал. Я и думал об этом, когда с директором Пушкинского заповедника Георгием Василевичем мы возвращались в тот вечер из Теребеней в Пушкинские горы. В лобовое стекло машины застучала мелкая и злая снежная крупа, завыл ветерок, закрутил поземку в свете наших фар. — А знаете, что мы сейчас проезжаем? — неожиданно прервал наше молчание Георгий Василевич. — Вон там, смотрите, деревенька Жадрицы. — И что? — А «Метель» помните у Александра Сергеевича? Там ведь Марья Гавриловна с возлюбленным своим Владимиром наметили тайно повенчаться в церкви села Жадрино. Так Жадрицы — не исключено — прототип того сельца. Только вот церкви там никогда не было. А ближайший-то храм в Теребенях, пожалуй. Я вот сейчас подумал, — продолжал Василевич, — что Марья Гавриловна с Бурминым и те двое в церкви сегодня — чем-то они похожи: и тех, и других дважды Господь сводил. Сначала на одном уровне понимания бытия, позднее — уже на другом. — От судьбы не уйдешь, — сморозил я. — Какая там судьба, — хитро улыбнулся Василевич, — это все метель, да храм в Теребенях, да отец Георгий, да матушка Валентина… Кстати, однажды матушка Валентина, законная жена отца Георгия, поднялась на церковную колокольню, звонить по покойнику: умер кто-то в Теребенях. Звонила она, конечно же, не в первый раз, но никогда раньше не обращала внимания на грифельную надпись на стене колокольни. А тут вдруг обратила и ахнула — написано было на немецком языке: «Bitte, antwort nach Kriegsende» (Ответьте, пожалуйста, после войны). Ниже стояли две подписи: Эрнст Шмуль и Йозеф Грюне-фельд. Далее следовали подробные адреса, по которым следовало ответить. Один — в Гамбурге, другой — в Мюнстере. Надпись была сделана в 1942 году. Стало быть, Эрнст Шмуль и Йозеф Грюнефельд были оккупантами, гитлеровскими солдатами или офицерами.

http://azbyka.ru/fiction/zachem-ty-est-s...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010