—————   Нас в детстве учили бороться С болезнью, с судьбой и с собой! И годы летели, как птицы, Сгорая в борьбе роковой… Вот юность мелькнула… И молодость ушла уж в небытиё… Что же пребудет со мною во веки? Лишь вера в Святое Добро!  Картонажная фабрика (надомный цех) – сюда я устроилась, и то с трудом. Первая победа – по­ступила в обычный техникум (на «статистика общего профиля»), хотя и на заочный, но всё же! Итог – красный диплом и никаких перспектив работать по специальности… К 30-ти годам начали болеть суставы. Пришлось со второй группы инвалидности перейти на первую. Очень просила ВТЭК дать рабочую группу, обещали, но написали: нетрудоспособна. С фабрики уволили тут же… Начало 90-х – сокращали рабочие места, много позакрывали, много разорили… Хотелось ли быть здоровой или, по крайней мере, хотя бы что-то поправить? Конечно! А в стране начался культ гадателей, прорицателей, целителей. И понеслось: экстрасенсы, гороскопы, восточная медицина и философия. Казалось, ещё чуть-чуть и вот оно – здоро­вье, счастье!.. Горько сейчас об этом вспоминать. Но… это мой опыт, мои искания, мой путь к Богу, в Православие. Как скажет потом подруга-одноклассница: «Ты пришла к вере через чёрный ход». Пусть так; главное – пришла!   У себя в квартире. Никак не попасть в ванную комнату.   Объявление   «Я ищу учителя В жизни непростой! Я ищу учителя С трезвой головой! С верой непорочной, С правдой на устах! Я ищу учителя!..»   «Да не в тех краях …» ——   Нет мира в этом мире … Нет мира и в душе моей … Куда деваться мне — не знаю! — От суеты земных теней … —   Даль голубая — Небесное Отечество! Земля — гостиный двор … Прими — о, Мати Божия! — Меня под свой Покров.   А стихи? Сама не знаю, как вышло. Жила-была девочка, очень любила с папой бродить по старинной Москве, любила читать книжки и слушать песни — самые разные. 70-е годы ХХ века сейчас называют ренессансом песенного жанра (и эстрадного, и бардовского), ко­гда были не тексты к музыке, а СТИХИ, которые писали ПОЭТЫ. Среди них — Андрей Де­ментьев, а это, значит, появился интерес и к журналу «Юность», печатавшему много сти­хов современных авторов. Через песню к поэзии! А ещё рст «Юность» – там молодость, романтика, БАМ… Из желания всего этого и понимания, что из-за болезни, ну, никак, ро­дились первые строчки: «Мне бы с вами, ребята, в дальние края!..» Тогда же мне подарили чеканку «Девушка у моря», и опять вдруг пришли романтические строчки. Конечно, наивно… А потом 10-ие исканий, метаний, забылись юношеские пробы пера… Шло накопление жизненного опыта и знаний, внутренних сил. Могу сказать, что я из тех людей, которых трудности только закаляют, заставляя искать и анализировать, смотреть на вещи реально. Спасибо за это отцу, который так меня воспитал и настроил.

http://pravmir.ru/ne-osobennaya-zhizn/

Движутся отряды На вечерний сбор.   Заслоняют свет они (Даль черным-черна), Пионеры Кунцева, Пионеры Сетуни, Пионеры фабрики Ногина.   Чёрная тьма, застилающая свет под вой труб,— можно ли выразиться откровеннее? Явный инфернальный символ. И рядом иная параллель: рука в пионерском салюте, отталкивающая крест под громовые раскаты:   «Я всегда готова!»— Слышится окрест. На плетёный коврик Упадает крест. И потом бессильная Валится рука— В пухлые подушки, В мякоть тюфяка.   Если мать пионерки ещё привержена старым «предрассудкам», то молодость движима уже иными стремлениями.   Пусть звучат постылые, Скудные слова— Не погибла молодость, Молодость жива!   Нас водила молодость В сабельный поход, Нас бросала молодость На кронштадтский лёд.   Боевые лошади Уносили нас, На широкой площади Убивали нас.   И автор «религиозно» переживает событие: пионерский салют умирающей девочки есть сакральный жест, знаменующий непременное Воскресение:   Но в крови горячечной Подымались мы. Но глаза незрячие Открывали мы.   Возникай содружество Ворона с бойцом,— Укрепляйся мужество Сталью и свинцом.   Чтоб земля суровая Кровью истекла, Чтобы юность новая Из костей взошла.   Чтобы в этом крохотном Теле— навсегда Пела наша молодость, Как весной вода.   Сразу вспоминается паремия на утрени Великой Субботы, видение Пророка Иезекииля о восстании жизни из мёртвых костей (Иез. 37, 1-14). Поэт изрекает новое пророчество, как бы продолжая то, что было сказано в ветхозаветные времена («Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот , Я открою гробы ваши и выведу вас , народ Мой из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву»). Предвозвестием этого становится отказ пионерки от креста. Под «землёю Израилевой» в новых обстоятельствах, верно, может подразумеваться светлое будущее. Важно: стихотворение основано на реальном жизненном событии, Багрицкий лишь романтизировал и сакрализовал то, чему стал свидетелем. Обезвоживание совершалось весьма успешно— среди молодёжи прежде всего.   Одним из творцов «религиозно-безбожного» сознания стал Маяковский. Он же— среди первых жертв «работы адовой».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Опыт первой любви – это выход за пределы своего собственного привычного пространства и впервые встреча с другим человеком на каком-то новом и серьезном уровне. Это период романтизма, с его безграничностью и противоречивостью чувств. Юность – это период искания самодостаточной основы жизни. Есть прекрасное место из «Братьев Карамазовых» Достоевского, где рассказывается об Алеше. На общем фоне он был просто молодым человеком, который пытливо искал, чему посвятить свою жизнь – молодость полна горений и жертвенности. Как говорит Достоевский, если бы Алеша посчитал, что правда состоит в социализме, он, наверное, стал бы социалистом. Но он встретил старца Зосиму, и этот человек явил ему образ жизни осмысленной, которой Алеша всю оставшуюся жизнь старался следовать. Вопрос о жизни, об идеалах, которым стоит свою жизнь посвятить – это стержень юности. Свой возраст можно прожить по-разному. Можно детский возраст или юность беззаботно прощебетать, а можно ориентироваться на встречу с Реальностью. У владыки Антония Сурожского уже в четырнадцать лет произошла встреча с Богом. Это большая редкость. Господь дал ему большую глубину проживания своего возраста. Период молодости. Это время, когда более или менее нащупываешь себя и можешь взаимодействовать с большим миром не просто, чтобы возрастать, набивать шишки или ударять других, а чтобы творить, взаимодействовать с миром творчески, созидательно, продуктивно. Где-то в молодости (может быть, это переход от молодости к зрелости) есть момент выбора между не просто добром и злом, а между добром и добром. Тебе дано много, каждому по-разному, но всегда есть выбор, и нужно на чем-то сосредоточиться, на чем-то сконцентрироваться. Этот момент тяжелый. Здесь важен вопрос, как для молодого человека меняются авторитеты. Сначала – безусловное доверие родителям, затем – недоверие никому, а только себе, потом – сознательное какое-то служение, совпадающее со сделанным выбором между добром и злом, когда человек узнает в себе меру и учится с этой мерой жить и отдавать себя Богу и ближнему, нащупывая себя и строя, таким образом, свои отношения с миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamonto...

В пользу чуткого отношения к возрастным цензам говорят, в том числе, и данные современной возрастной психологии, подтверждающие, что предпочтительнее поставлять лиц, приближающихся к 30-летнему возрасту. Согласно возрастной периодизации жизненного цикла человека по древней китайской классификации молодость заканчивается к 20-ти годам, до 30 лет - возраст вступления в брак, от 30 до 40 - возраст выполнения общественных обязанностей. По классификации Пифагора (VI в. до Р.Х.) молодым человек является от 20 до 40 лет, по периодизации Дж. Биррена (1964 г.) с 17 до 25 лет человек проходит раннюю зрелость, а с 25 до 50-ти наступает его полноценная зрелость [xxxiv] . Главный вопрос - это границы периодов человеческого бытия: когда заканчивается юность и начинается молодость, в каком возрасте молодой человек становится полноценной взрослой личностью? Нас более всего интересует переход от молодости к зрелости. «Учитывая специфику характеристик взрослых возрастов, совсем непросто определить границы молодости. Ряд авторов определяет границы этого возраста в среднем до 30 лет. Г. С. Абрамова - 23-30 лет, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев - 19-28 лет, Б. Ливехуд - 24-28, 30 лет, вместе с тем выделяя отдельно время наступления кризиса: 30-35 - «переходный возраст» (Абрамова), 27-33 года - кризис молодости (Слободчиков, Исаев), «середина тридцатых годов» у Б. Ливехуда. Все эти авторы подчеркивают, что наступление кризиса не всегда строго связано с возрастом, а по большей части зависит от характеристик личности» [xxxv] . Учитывая то, что обусловленные комплексом социальных и биологических причин границы эти весьма индивидуальны и условны, необходимо констатировать, что до 25 лет человек, так или иначе, остается в фазе молодости: большинство исследователей заключают, что взрослый период может начаться в промежуток между 25 и 30 годами, у всех по-разному. Рассмотрим, что же собственно представляет собой период молодости и взрослости и что заключает в себе переход от одного этапа к другому.

http://bogoslov.ru/article/314677

Цифровое бессмертие — предположительная технология компьютерной расшифровки и моделирования личности. Мозг видится вместилищем человеческой индивидуальности, работа его уподобляется машинным или математическим алгоритмам. Расшифровка таких алгоритмов, по мнению некоторых, даст карту индивидуальности конкретного человека. «Оцифрованная личность» получит способность копироваться, передаваться на расстояния и оживать, будучи помещенной в искусственную телесную оболочку-аватар. По оптимистичным прогнозам, уже к 2045 году человек сможет вселяться в новое рукотворное тело. Но остаются сомнения, что личность может быть подвергнута «оцифровке», и вся неповторимость человека сводится к специфическому набору мозговых алгоритмов. Ряд исследований опровергает подобную локализацию, также и православная антропология называет вместилищем души не один мозг, но всё тело, средоточием же ее — сердце человека.  Куда ведет погоня за бессмертием? Бессмертие — мечта, которой, по всей вероятности, не суждено сбыться. Но, даже оставаясь утопией, она продолжает влиять на умонастроение и жизнь современного общества. Исторически разные возрастные этапы было принято считать по-своему ценными. Старости не стыдились, и она не имела значения бесполезного времени, но венца земного пути. Становясь зрелым, человек приобретал опыт и уважение. Дела его жизни, личные способности проходили экзамен десятилетиями и приносили плод. Молодость стояла под сомнением и часто терпела упреки в неосновательности, ветрености. «Юность есть как бы опьянение, — утверждал Ларошфуко, — нечто вроде ра­зума, охваченного лихорадкой».  В каждом возрасте отмечались свои слабости и свои преимущества. Старость «знает», она ровней и спокойней, свободна от того, чтобы платить дань страстям. Молодость «может» — наделена энергией и силами, еще не растраченными. В соединении одного со вторым, в символической перекличке поколений: «если бы молодость знала, если бы старость могла», — виделся гармонический образ.  Что произошло бы, если бы молодость никогда не кончалась, а смерть исчезла? Представим себе на минуту этот вечный праздник, буйство желаний, без малейшей тревоги и опасения не успеть, зря потратить время. В короткий срок они произвели бы множество противоречий, доходящих до столкновения и насилия. Способы прожигания времени становились бы всё более крайними, что неминуемо привело бы к упадку сил и психологической подавленности. Так вечная молодость и бессмертие обернулись бы проклятием для человечества, а смерть и страдания, происходящие пускай не от медицинских и возрастных причин, повторно вернулись бы в мир.

http://foma.ru/vse-umrut-a-ya-ostanus.ht...

2. Возрастной и социальный факторы: К категории молодежи обычно относят возрастную группу от 18 до 30 лет, хотя существует и более широкое деление по возрастным подгруппам, которое включает: детство от рождения, отрочество, юность и собственно молодость. Приемлема может быть любая классификация при работе с молодежью, все зависит от того, какие цели ставит педагог, социолог или любой другой классификатор. Но определенная возрастная расстановка необходима, так как нельзя одни и те же методы и формы работы предлагать для детей 10–14 лет и для молодых людей 2024 лет, потому как каждый возраст имеет свои специфические особенности, которых просто нельзя не замечать. В целом, возрастное деление молодежи можно представить следующим образом (хронологическая классификация приблизительна): – детство (до 5–7 лет): обуславливается становлением самосознания личности, отсутствием причинно-следственной оценки действий ребенком; – отрочество (от 5–7 до 12–14 лет): осмысление окружающей действительности с позиции самоощущения; первичное освоение социализации (построение отношений со сверстниками на равных условиях) в учебных и досуговых заведениях; – юность (от 12–14 до 16–18 лет): активное развитие физиологических функций организма, влекущее обострение мироощущения и влечения к противоположному полу (т. н. «переходный возраст»); становление личности ребенка в окружающем мире, приводящее к критике авторитетов (родителей, старших, Церкви); – молодость (от 16–18 лет): проявления самостоятельности человека, приводящие к таковой лишь с достижением самообеспечения и полной независимости от родителей; формирование четкого и убежденного мировоззрения и религиозного самоопределения. Достаточно трудно бывает определить верхнюю границу молодежного возраста, возможно, она исчисляется не количеством лет, а способностью человека к изменению, к тому самому главному изменению, что предполагает вера во Христа. «Молодость – это когда человек способен впитывать новое, даже если возраст у него почтенный» (из Слова Святейшего Патриарха Кирилла на III Сретенских встречах, 14 февраля 2009 г.). Впитывать новое, а значит самому ежечасно становиться обновленным. И это как раз может предложить молодежи православный миссионер, у которого в арсенале весь опыт Православной Церкви, которая обновляется Духом Святым. И это – то важное в Церкви, что действительно может заинтересовать молодых людей и вдохновить на решимость навсегда посвятить Богу свои юные сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Употребим земную жизнь на приготовление себя к вечности; приготовим себе блаженную вечность. Вечная судьба наша в наших руках, потому что Бог воздает каждому по делам его» (373). VIII. ОПАСНОСТИ НА ПУТИ СПАСЕНИЯ «Вы нисколько не ошибётесь... если всю жизнь уподобите продолжительной войне. Каждому из нас предназначено взять у иноплеменников свой Иерусалим и свой Царьград. Слава на Небе ожидает победителя и завоевателя, – бесчестие вечное ожидает решительно побеждённого, допустившего себе падение, из которого нет восстания. Не желайте, прежде решительной победы, ни мира, ни отдыха. Сражайтесь!» (563) Много путей ведёт в Царствие Божие, но немало на этих путях встречается и опасностей, могущих увести путника с прямой дороги. И что же? При встрече с опасностью не надо падать духом или страшиться её, а смело идти вперёд и, с Божией помощью, преодолевать препятствие. По мере побед духовные враги будут отступать, а дорога становиться чище, светлее... I. Соблазны Самой распространённой опасностью, с которой встречаются почти все люди в подвиге духовной жизни – это соблазны. Сам Господь наш Иисус Христос сказал: “Горе миру от соблазнов” ( Мф. 18, 7 ). “Надобно придти соблазнам” ( Мф. 18, 7 ). Надобно , ибо соблазны есть следствие злоупотребления свободой воли (112). И действительно, мир наполнен греховными соблазнами. И более того: соблазны множатся, возрастают, «делают спасение более и более затруднительным» (462). Вспоминая свою юность и юность духовного чада, к которому обращается, Святитель пишет: «В молодость мою и Вашу было много соблазнов для юности, а ныне соблазны до бесконечности умножились, увлечение ими сделалось почти всеобще, а сопротивления им почти не видно; по этой причине современная юность меньше подвержена осуждению, и заслуживает большее сожаление и снисхождение. Весь мир как бы единодушно устремился на встречу какого-то особенного лица... Это очевидно. Лицо так будет замаскировано, что масса признает его Мессиею: что же дивного, если пророки его явились в образах пророков Мессии. Предуготовляется путь, путь мысленный для входа действу льсти (см. 2 Con . 2, 11) в умы и сердца» (105). При всех обстоятельствах не должно терять надежды на милость Божию и изнемогать. «Старайтесь, – советует Святитель, – не быть побеждёнными на самом деле и обучиться со временем к победе» (563). II. Опасности в духовном подвиге инока Инок – это особый служитель Божий, ставший на путь спасающихся. А там, где обретается спасение, собираются и силы зла, чтобы разрушить его. Потому от инока требуется постоянная бдительность (хотя в скобках, но надо отметить: не только от инока). «Точно! – восклицает Святитель. – Нужны нам большая осторожность, большая осмотрительность, более благоразумия: примеры святости, средства к достижению святости уменьшились, – примеры соблазнительные, средства расстроить себя грехом умножились. Беда и в пустынях, беда и в городах! Но есть ещё спасающиеся и спастись ещё возможно по неизреченной милости Божией» (333).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Сердцем сокрушенным и смиренным, терпением и молитвою надо приникать к судьбам Божиим, не откроет ли Господь воли Своей? И молиться, молиться с верою… Господи, Ты изгонял бесов и исцелял страждущих, когда жил с ними на земле, помилуй и ныне рабу Твою страждущую. Ты все можешь, если хочешь, и посему да будет воля Твоя! И дай мне, грешному, преискреннее покаяние и молитву о ней. Пусть каждый из нас не превозносится, но знает, что всегда он может стать жертвою насилия демонского, и только ангел-хранитель своим щитом ограждает от сего. 18.XI/1.XII.1924 Стяжи мирный дух, и тысячи около тебя спа-суются. Так рек блаженный старец Серафим. И воистину так: тщетен ум, ученость, сила, если нет пребывающего мира в душе, если гладь ее непрестанно бороздится волнами страстей и волнений, если душа непрестанно утомляется от них и изнемогает. Обновится, яко орля, юность твоя. И действительно обновляется юность наша, но лишь когда вкушает мир. Молодость не юность; она всегда бороздится страстями и волнениями, и эта молодость, как тяжкое наследие, может сопровождать нас и в более поздние возрасты. Ей могут даже радоваться люди века сего и стремиться к ней, но надо от нее освобождаться ради юности, ради вкушения мира. Мир послал Господь ученикам своим, вместе с Духом Своим, мир Свой оставил Он как высший дар Своим ученикам. И если немирен, если мятешься в душе своей, значит — не с Ним, значит, «легион» тебя обуревает. И потеря мира всегда кажется достаточно оправдана: то та или другая вина людей против тебя, то какое-нибудь событие возмутило душу твою, но ты знаешь, что она не должна была возмутиться, что это тяжкий грех твой, который отдалил тебя от Спасителя. Камень на сердце, темная рука сжимает его, ты мечешься днем и в нощи, и демон все нашептывает и повторяет злые слова обиды, раздражения, и ты в  плену,  не хочешь этого и не можешь от этого освободиться. О несчастный, одержимый бесом! Как бы ни был ты прав маленькой своей правдой, но эта одержимость, эта злоба тебя обличают. Ты отвергнул, утерял мир Христов, Христа отвергнулся.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-duhovny...

В последний день декабря месяца 1856 г., т. е. в ночь под новый 1857 г., мы устроили традиционную жженку по желанию и на средства одного из богатеньких студентов, перешедшего в Москву из Дерпта и вступившего в “Наш кружок”. В темной комнате, при голубоватом свете от горящего спирта, мы запели Gaudeamus. Когда дошли до слов “Uivat academia! Uivant professores”, то один из студентов-юристов опротестовал: “Не стану прославлять Орнатскаго! Pereat Орнатскнй!” Поднялся шум и спор. Одни говорили, что кроме Орнатского в университете есть и другие, хорошие профессора. Кончился спор на том, чтобы на собраниях петь, кроме Gaudeamusa еще какую нибудь русскую песню, в которой говорилось бы про молодость и хорошие ее свойства. Но какую? У меня был сборник в прозе и стихах “Раут” за 1852 г. Издание Н. Сушкова, в Москве. Там было напечатано одно подходящее стихотворение, из которого у меня остались в памяти нижеследующие строчки: Юность. В тебе, о юность, все мне свято! Но не за то мне ты мила, Что ты весельем так богата, Что ты в надеждах так смела. За свойства лучшия, иныя Тебя, я, молодость, люблю; За чувства рыцарства прямыя И за доверчивость твою! За то, что опытом холодным Не связан добрый твой порыв Что не молчит в тебе призыв К делам и целям благородным. Из воспоминаний о Московском университете И. А. Митропольского (1857–1862) Наше студенчество редко, к сожалению, имеет возможность вести правильно и систематически свое университетское ученье. В массе своей бедное, вынужденное добывать средства к существованию уроками и другим трудом, отвлекающими не только от посещения лекций, но и вообще от занятий наукою, оно в лучшем случае пробавляется литографированными лекциями профессоров своих и редко может пользоваться другими научными пособиями. От этого-то и происходит обычный невысокий уровень нашего университетского образования. Помеха бедности в этом образовании сознавалась в мое время и людьми, руководившими у нас просвещением, и ставилась ими, как аргумент против допущения бедных людей в университеты. “К чему бедному человеку высшее образование?” говорит граф Строганов. Но эти, дошедшие до нас по преданию, слова попечителя, нас, бедняков, вооружали против него и оскорбляли. К сожалению, однако, немногие из нас чувствовали и понимали, насколько бедность мешает именно ученью, а не жизнерадостному студенческому существованию. Состоятельные и обезпеченные товарищи в общем не более заняты были ученьем, чем те, кто жил своим трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в) Развлечения не должны быть часты. Опасно учащать развлечения, потому что легко можно пристраститься к ним, и, так сказать, выворотить порядок жизни, то есть, серьезную деятельность обратить во что-то не необходимое, случайное, терпимое только в качестве средства к забавам, а забавы и удовольствия сделать главною целью своих желаний и существенным занятием в жизни. С этим вместе все получает не естественное направление и размещение. Праздник обращается в будни и будни в праздник, ночь заменяет день, день обращается в ночь; о мелочах рассуждают как о важном, а о важном скучают и говорить и думать; средства вполне достаточные для довольной жизни считают слишком недостаточными и бедностью называют то, что могло бы быть настоящим достатком, а действительную бедность хотят часто выставить как богатство; доходит до того, что образуется какой то условный кодекс нравственности, иногда диаметрально противоположенный правилам и требованиям подлинной нравственности. Так с малого, безразличного восходят, или лучше, нисходят до большого и решительно превратного в направлении жизни. Невинность дорога для нас как физическое, гражданское и духовное благо. Благо физическое: она есть сбережение целости телесной жизни, залог крепости сил и здоровья и вместе украшение тела. Свежесть, бодрость, оживленность, энергия и подобные качества составляют прекрасный удел целомудренной молодости (разумеется, если она не страждет какими-нибудь случайными или наследственными болезнями души и тела). Пока юность невинна, до тех только пор она и есть в собственном смысле юность, со всеми ее прекрасными принадлежностями. С потерею невинности сокращается срок молодости и скоро утрачивается характер юности. Если силы физические не вдруг утрачиваются при этом, то быстро исчезает в человеке свежесть, отличительный и прекрасный признак всего молодого. Благо гражданское. Благоустройство общественное имеет корень свой в благоустройстве семейственном. Что вырастает в обществе или гражданстве не из семейства и не имеет опоры в семействе, то непрочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010