ПЕТР ВЕЛИКИЙ. I   I. Детство и юность Петра, до начала шведской войны II. Внутренние и политические события от начала Северной войны до Альтранштадтского мира III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией IV. Внутренние дела после Прутского договора до Ништадтского мира со Швецией V. Политические события от Прутского до Ништадтского мира VI. Внутренние события после Ништадтского мира VII. Политические события после Ништадтского мира до кончины Петра Великого   I. Детство и юность Петра, до начала шведской войны Петр Великий родился в Москве 30-го мая 1672 года, ночью, и был крещен 29-го июня того же года в Чудовом монастыре. Его появление на свет было приветствуемо родителем с особенною радостью. Три дня сряду служили благодарственные молебны, стреляли из пушек. Благодушный царь, по своему обычаю, жаловал своих ближних людей, прощал казенные долги, отменял и смягчал наказание преступникам, а после крестин угощал дважды в своем дворце сановников и выборных людей из Москвы и других городов, приезжавших с дарами. Даже в народных великорусских песнях осталось воспоминание о всеобщей радости и торжестве при рождении царевича, которому впоследствии суждено было стать первым русским императором. Быть может, царь Алексей Михайлович придавал такое значение рождению младшего сына потому, что из оставшихся у него двух сыновей от первой жены один был больной, другой малоумный, и сам царь, будучи еще не стар, мог дождаться, что новорожденный сын от второй жены, возрастая, покажет большие способности, чем другие его сыновья. Первое воспитание царевича началось по обычному придворному чину, но как только дитя вступило в тот возраст, когда его стали занимать игры, в нем начала проявляться редкая восприимчивость, живость и склонность к забавам, носившим военный характер. Любимые игрушки, на которые он бросался, были: знамена, топоры, пистолеты, карабины, сабли, барабаны. Царевича, по обычаю, окружили так называемыми " робятками " из ровесников, набранных из детей знатных родов; они составляли около него полк. Петр, будучи трех лет от роду, играл с ними в " воинское дело " , а обучением и дисциплиной этого детского полка, по царскому поручению, назначен был иноземец Павел Гаврилович Менезиус. Родом он был шотландец, искатель приключений; в молодости шатался он по Европе, убил в Польше на дуэли мужа одной пани, с которой был в связи, был взят в плен русскими, обласкан царем Алексеем Михайловичем и женился на вдове известного Марселиса, основателя железных заводов в России. Царь Алексей Михайлович любил Менезиуса, человека ловкого, бывалого, говорившего на многих языках, и посылал его по важным дипломатическим сношениям послом к папе. Менезиус получил свое место при царевиче по возвращении из Рима. Мы не знаем подробностей обращения Менезиуса с царевичем, но ему принадлежит зародыш той горячей любви к иноземщине, которая начала проявляться у восприимчивого Петра еще с детских лет.

http://sedmitza.ru/text/435687.html

 Он родился в окрестностях Низибии 333 от бедных родителей. «От предков я получил наставление о Христе, говорит сам Ефрем: родившие меня по плоти внушили мне страх Господень.... Предки мои исповедали Христа пред Судиею; я родственник мученикам» 334 . Лета юности не прошли для Ефрема без некоторых преткновений. От природы пламенный, он был, как говорит сам, раздражителен; «за маловажные дела вступал в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям.... Юность моя едва не уверила меня, что совершающееся с нами в жизни происходит случайно. Но Промысл Божий вразумил пылкую молодость». Ефрема обвинили в покраже овец и бросили в темницу; вслед за ним посажены были два других и также невинно как Ефрем. «Проведя семь дней, в восьмой вижу во сне, говорит Ефрем, что кто-то говорит мне: будь благочестив и уразумеешь Промысл; перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал, и по себе дознаешь, что эти люди страждут не несправедливо, но не избегут наказания и виновные». Все это и увидел Ефрем, как рассказывает он подробно 335 . Эти события так поразили Ефрема, что он скоро оставил мир и удалился в горы к отшельникам, где стал учеником св. Иакова, впоследствии великого святителя Низибийского 336 . Св. Иаков брал его с собою на Вселенский Никейский Собор 337 . Под руководством Иакова Ефрем упражнялся подвигах благочестия, изучал слово Божие и учил других в училище 338 . Очищенный молитвою и трудами дух Ефрема участвовал в чудесной защите Низибии от Шапура 339 . Когда по смерти св. Иакова Низибия в 363 г. предана была во власть Персов, разрушивших в ней училище, и многие из христиан оставили Низибию: св. Ефрем удалился в Эдессу; в городе, который, как говорит он, «благословен был живыми устами Спасите чрез ученика Его»; первым делом его было здесь поклониться мощам апостола Фаддея 340 и Нерукотворному лику Спасителя 341 . Для пропитания своего он нанялся трудиться у содержателя бани и употреблял свободное время для проповеди слова Божия язычникам; потом по совету св. старца Иулиана, удалился в пустынную эдесскую гору для подвигов: вскоре видение открыло старцу в Ефреме мужа, которому одному из современных соотечественников вручена была книга для вразумления людей 342 . Ефрем начал писать толкование на Пятикнижие 343 . Этот первый опыт толкования Писания на сирском языке привлек к Ефрему многих эдессян, и Ефрем хотел убежать от людей. «Ефрем! куда бежишь ты?» спросил явившийся Ангел. «Хочу жить в безмолвии и бегу от молвы и обольщений света», отвечал Ефрем. Ангел сказал: «Убойся, чтобы не исполнилось на тебе слово Писания: Ефрем подобен молодой корове, которая хочет освободить шею от ярма». Ефрем возвратился к званию, к которому призван 344 . С сего времени он начал устно и на письме поучать вере и благочестию. Для успеха в своем благочестивом деле он открыл училище в Эдессе, из которого в последствии вышли знаменитые учители Сирской Церкви 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Глава 1. Жизненный путь св. Григория Жизнь Григория хорошо документирована – прежде всего благодаря тому, что он много писал о себе самом. 1 Среди его автобиографических произведений основное место занимает книга под общим названием «О себе» (Peri heautou). Она содержит девяносто девять стихотворных произведений, в том числе монументальную поэму «О своей жизни» (Peri tou heautou Bion; De vita sua). Кроме того, автобиографическими являются некоторые Слова Григория – как те, что посвящены отдельным событиям его собственной жизни (иерейской хиротонии, удалению в пустыню, удалению с епископского престола), так и те, что посвящены его ближайшим родственникам и друзьям (отцу, брату Кесарию, сестре Горгонии, Василию Великому ). Обширная переписка Григория тоже проливает свет на некоторые детали его биографии. Начиная жизнеописание св. Григория, мы обращаемся к самому святителю словами, написанными в его честь столетия назад: От богословныя и высокия мудрости твоея исполни мой ум убогий и страстный, яко да воспою житие твое, отче. Не могу бо слово принести тебе, аще не ты подаси ми крепость слова, и разум и мудрость, яко да от твоих твоя принесу тебе, и от богатства добродетелей твоих, оттуду обрящу вину, и увенчаю честную и святую главу твою, с верными взывая: Радуйся, отче, богословия уме краснейший! 2 Ранний период Детство и юность Будущий святитель родился недалеко от города Назианз на юго-западе Каппадокии в фамильном имении своего отца, тоже Григория, епископа местной церкви. Григорий Назианзен -старший, богатый и влиятельный аристократ, в молодости принадлежал к малоизвестной секте ипсистариев, в которой элементы язычества были перемешаны с иудаизмом: последователи этого учения отвергали идолопоклонство и жертвоприношения, но поклонялись огню и светильникам, почитали субботу, но отвергали обрезание. 3 Позже, главным образом под влиянием жены, он принял христианскую веру, обратился к отцам Никейского Собора 325 г. с просьбой о Крещении и был крещен архиепископом Каппадокийским Леонтием. 4 Вскоре он был избран пресвитером и затем епископом Назианза, преемником Леонтия. Он управлял епархией в течение весьма долгого времени, сочетая кротость пастыря со строгостью администратора. 5

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

епископ Лукиан ЦВ 21 (465) ноябрь 2011 /  21 ноября 2011 г. 12:14 Епископ Лукиан: С раннего детства я имел искреннее стремление стать монахом 16 октября за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Лукиана (Куценко) во епископа Благовещенского и Тындинского.   Слово архимандрита Лукиана (Куценко) при наречении во епископа Благовещенского и Тындинского Ваше Святейшество, Святейший владыка и всемилостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри! Решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви я призываюсь к епископскому служению в дальневосточных землях нашего Отечества. Со страхом и трепетом я преклоняю свою голову пред великим Промыслом Божиим, осознавая свое недостоинство и большую ответственность предстоящего служения. С раннего детства я имел искреннее стремление стать монахом и священником. Не помню ни одного момента в своей жизни, когда бы я усомнился в выбранном мною жизненном пути. Я просто любил Бога и Церковь, это было сильным целеустремлением, которое помогло мне пережить сложные времена атеистического прошлого, когда передо мной закрывались двери учебных заведений, где учащихся и студентов принимали по комсомольским и профсоюзным характеристикам; когда отворачивались и испытывали ложный стыд родные и друзья. С двенадцати лет меня прозвали «батюшкой», им я остался до настоящего времени. Я безгранично благодарен Богу за то, что родился и вырос на Одесской земле, в солнечном крае, земле, омытой потом и кровью знаменитых и святых людей Церкви и Отечества. Несмотря на трудные годы советского безбожного времени, юность и молодость моя прошли у священных гробниц великих праведников нашей Церкви — святителя Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского, святого праведного Ионы Атаманского, священномученика Павла Гайдая, жизнь и труды которых воодушевляют меня до настоящего времени. Имея искреннее желание служить Богу, я никогда не думал быть епископом и не стремился к достижению церковной власти и особых положений, имел и имею единственное желание: как можно больше сделать добрых дел для Церкви и людей, видя, как быстро проходит наша земная человеческая жизнь. Веруя, что благодать Всесвятого Духа есть немощная врачующая и оскудевающая восполняющая и что от Господа стопы человеку исправляются (Пс. 36, 23), я послушно принимаю свой жизненный жребий в надежде на милость Божию, помощь и заступничество Божией Матери, Царицы Небесной.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_lukian_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Верный в малом и во многом верен Настоятелю храма свт. Иоанна Милостивого в Отрадном митрофорному протоирею Василию Стойкову исполнилось 90 лет 22.04.2019 1230 Время на чтение 12 минут Писать о другом человеке сложно. Окружающих мы видим своими глазами, зачастую не обладающими достаточно ясным зрением. И наши умопостроения и определения могут оказаться неверными. Писать о человеке высокой духовной жизни, несоразмерной собственной - тем более опасно. Не просто говорить о том, с кем видишься достаточно часто, почти обыденно. Но всё же, рискнём. Большое видится на расстоянии. Будем считать расстоянием - духовную дистанцию. И в меру наших возможностей отважимся рассказать о настоятеле храма Святителя Иоанна Милостивого в Отрадном - митрофорном протоирее, заслуженном профессоре Василии Ивановиче Стойкове. В дни его девяностолетия! Детство. Юность. Жизнь человека во многом определяется истоком - традицией семьи, её духовным настроем. Мы являемся звеном в родовой цепи. И своей жизнью как бы продолжаем разговор со смыслом жизни рода. Воплощая или, напротив, не оправдывая чаяний своих предшественников. Роль семьи обычно является определяющей в формировании личности. Влияние домашнего воспитания особо отчётливо видно, когда жизненное служение, выбранное молодым человеком, не вполне соответствует социальному стереотипу эпохи. Родился Василий Стойков 22 апреля 1929 года в селе Ольшанка Одесской области в крестьянской семье. Родители имели глубокую веру. Иван Стойков в молодости до 1914 года был послушником на Афоне. Родом он происходил из болгар, поселения которых появились в Новороссии при Екатерине II. Мама, Ольга Стойкова, выросла в многодетной семье. Главным состоянием деда Саввы Григорьевича Костюка было двенадцать человек детей, которых надо было одеть, накормить. Жили бедно, по очереди носили одну пару сапог. Вместе с детьми дед Савва насадил и вырастил прекрасный фруктовый сад. За это был «раскулачен» большевистской властью и вынужден уехать из родного села. Он купил небольшой домик в Ольшанке.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/22/ve...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин; греч. Γρηγριος Θεολγος, Ναζιανζηνς] (325-330, поместье Арианз (ныне Сиврихисар, Турция) близ Карвали (ныне Гюзельюрт), к югу от г. Назианза, Каппадокия - 389-390, там же), свт. (пам. 25 янв., 30 янв.- в Соборе Трех святителей ; пам. зап. 2 янв., 9 мая), архиеп. К-польский, отец и учитель Церкви. Жизнь Главным источником жизнеописания Г. Б. являются его собственные сочинения (основные научные работы о биографии Г. Б.: Gallay. 1943; Bernardi. 1995; McGuckin. 2001). По обилию автобиографических сведений в ряду древних христ. авторов Г. Б. может сравниться лишь с блж. Августином . Среди автобиографических произведений Г. Б. основное место занимает кн. «О себе самом», содержащая 99 стихотворных произведений, в т. ч. поэму «О своей жизни». Автобиографическими являются отдельные слова, посвященные событиям жизни святителя (пресвитерской хиротонии, удалению в пустыню, удалению с епископского престола), его ближайшим родственникам и друзьям (отцу, младшему брату Кесарию, сестре - св. Горгонии , свт. Василию Великому ). Обширная переписка Г. Б. также проливает свет на нек-рые детали его биографии. Среди свидетельств современников выделяются письма к Г. Б. свт. Василия Великого ( Basil. Magn. Ep. 2, 7, 14, 19, 47, 71, 169, 171), к-рый говорит о своем друге как о «сосуде избранном» (ср.: Деян 9. 15), «глубоком кладезе», «устах Христовых» (Ep. 8). Детство и юность В поэме «О своей жизни» Г. Б. пишет, что ему было ок. 30 лет, когда он вернулся (ок. 356-357 гг.) домой по окончании обучения - на этом основана общепринятая датировка его рождения (De vita sua//PG. 37. Col. 1046). Согласно лексикону «Суда», Г. Б. дожил до 90 лет, однако эта информация вряд ли верна (Suda. Lex. 450). Буд. святитель род. в имении отца, свт. Григория , еп. Назианзского (старшего). Свт. Григорий, богатый и влиятельный аристократ, в молодости принадлежал к секте ипсистариан ( Greg. Nazianz. Or. 18. 5). В возрасте 45 лет, гл. обр. под влиянием жены, он принял христ. веру, обратившись с просьбой о крещении к епископам, отправлявшимся на Вселенский I Собор , и был крещен архиеп. Каппадокийским Леонтием (Ibid. 12). В 328 или 329 г. он был избран пресвитером и затем епископом Назианза; управлял епископией до смерти, сочетая кротость пастыря со строгостью администратора (Ibid. 27)

http://pravenc.ru/text/166811.html

Над древним Ростовом Великим, над его озером, над Успенским собором, над Кремлем и кремлевскими стенами, над монастырями и среброглавыми приходскими церквами лежит холодная октябрьская, лунная ночь. И невольно думы переносятся за два века назад, к такой же холодной октябрьской ночи над Ростовом – ночи с 27 на 28 октября 1709 года... Мирно было в низких, маленьких комнатах митрополичьих покоев. Тихо, тепло, темно... Лишь лампады перед образами да жарко разгоревшаяся печь разгоняли жуткую темноту осенней, таинственной ночи. У печи в глубоком кресле сидел владыка ростовский Димитрий, а кругом него стояли дети, ученики его школы, и пели кантаты. Как серебряные колокольчики, звенели чистые детские голоса в ночной тишине. И пели они: «Иисусе мой прелюбезный, надежду мою в Бозе полагаю... Ты мой Бог , Иисусе, Ты моя радость...» И под звуки любимых кантат, написанных им когда-то, в дни его молодости, глубоко задумался святитель Димитрий, устало опустив голову на руки. II вся жизнь пронеслась перед ним в те минуты... Пронеслось светлое, беззаботное детство, озаренное животворящим солнцем родимой Украины. Синее безоблачное небо... теплые материнские ласки... веселые детские игры в тени старых отцовских тополей... а там златоверхий Киев... синий Днепр... Киевское Братское училище... и первое томление духа... и первое страстное стремление в небесное отечество... Вот и юность. Ему семнадцать лет. Но знает он уже, что не здесь, на земле, наш удел. И вот он инок Димитрий... Пронеслись перед ним его первые иноческие подвиги, ночная молитва , пост, борения, победы. И так семь лет в безвестности, в тиши и уединении бедной монашеской келии... Вот он иеромонахом в Чернигове. Там «отверзлись уста его», и громко заговорил он о том, чем с юности была полна его душа. А потом служение Богу во святых Его: предпринят великий труд: он стал составлять Четьи – Минеи... Благодарною слезою блеснул при этом воспоминании взор святителя Димитрия. И благословил он те часы вдохновения, что летели, как миг, когда, отрешившись от земли, он беседовал со святыми и ангелы Божии помогали ему...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Николай Афанасьев родился в Одессе, городе столь красивом, столь причудливом, где смешаны народы и культуры, столь средиземноморском и столь западном, в целом же столь глубоко русском, но, конечно, как это характерно для юга России. Не отсюда ли чрезвычайная сложность натуры Николая Афанасьева , человека очень средиземноморского по облику и характеру, очень западного по мышлению и так глубоко, так очевидно русского сердцем? Рано лишившись отца, присяжного поверенного в Одессе, он был воспитан тремя женщинами – своей матерью, бабушкой и няней – и провел детство и юность со своей младшей сестрой в уютной, озаренной теплым, традиционным благочестием атмосфере патриархальной русской семьи. Его жизнь проходила между Одессой, гимназией, каникулами на даче (propridti familiale) или иногда на берегу моря. Всю жизнь у него сохранялась ностальгия по деревне, но по деревне именно украинской – богатой, плодородной, залитой солнцем, – и по милому Черному морю, столь странно голубому под палящими лучами солнца. Ребенком он заявил о своем желании стать епископом – без сомнения, из-за красоты епископских одежд. Конечно, это было по-детски; но с ранней юности он размышлял о трех путях, трех служениях, действительно подобающих христианину: служениях священника, ученого и врача. Так, скорее из принципа, чем из интереса, он начал изучать медицину. Но его здоровье, уже тогда слабое, и чрезвычайная впечатлительность помешали ему продолжить учебу, и он оставил медицину ради чистой математики. То была отличная школа для его интеллекта; не нужно, однако, преувеличивать математическую сторону ума и метода Николая Афанасьева, который скрывал, для некоторых, за своим методом то, что было его интуицией. Предлагали назвать его метод онтологическим. По моему же мнению, мнению его жены, истинным источником его вдохновения, и в молодости, и в старости, было пламенное сердце, любовь, я бы сказала, почти нежность, столь русская, к нашему Господу, Солнцу Любви и Истины, и к Его Церкви, стрательно спрятанная за внешностью строгого и отвлеченного ученого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Архимандрит Христодул, игумен афонского монастыря Кутлумуш. Каков наш истинный возраст? Архимандрит Христодул, в стасидии       Архимандрит Христодул, игумен афонского монастыря Кутлумуш. Каков наш истинный возраст? Архимандрит Христодул, игумен афонского монастыря Кутлумуш, является одним из уважаемых старцев Святой Горы. Он многие годы знал Паисия Сятогорца, некоторые его поучения переведены на русский язык. Это поучение мы публикуем впервые - ( Святая Гора Афон ).  Возраст зависит не столько от биологических, сколько от духовных и психических факторов.  Часы времени, которое воздействует на функционирование наших телесных органов и постепенно их разрушает, идут параллельно с другими часами - измеряющими иное, бытийное время.  Оно не подчиняется законам объективного времени, но отражает динамику и опыт души и духа. В этом времени не действует та закономерность, согласно которой старость естественным образом приходит на смену юности. Здесь существуют одновременно и закон тления, и закон обновления. Обновится яко орля юность твоя " , - говорит псалмопевец.  Есть люди, которые, несмотря на свой преклонный возраст, молоды. А есть и молодёжь с характерными чертами стариков. Следует также указать, что относящееся к отдельным лицам может характеризовать и сообщество людей, и народы, и ту или иную поместную Церковь. Определённные свойства социума или поместной Церкви позволяют говорить об их старости. В устремлённости человека к детскости проявляется не что иное как жажда Вечности. Условием вхождения в Вечную жизнь, в Царство Божие Христос ставит простоту и незлобие нерастленного детства. Но, увы, современный человек, вместо того чтобы выбрать для себя ориентиром простоту и незлобие и с их помощью пытаться достичь вечной молодости, взыскует вечности для своего биологического существования, возлагая надежды на научные методы омоложения клеток тела и забывая, что молодость - это, прежде всего, духовное состояние.  Рассмотрим теперь некоторые общие характеристики юного  возраста, известные нам из нашего повседневного житейского опыта. Каковы характерные особенности устроения души молодого человека?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=114...

От Ардова до Улицкой или как немцы взяли Тулу РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_102903.html 20 ноября 2013 Максим Сидельников От Ардова до Улицкой или как немцы взяли Тулу Мертвый хватает за пятку живого... Советские годы, казалось, навеки зафиксировали одну, единственно правильную для России интерпретацию этого древнего изречения. Воспитанные сталинской эпохой люди не дают нам развернуться во всю ширь – нам, молодым, незашоренным и незамутненным. Много лет это так и было. Того нельзя, это нежелательно... Мало у кого, кстати, доставало ума понять, что пресловутый застой был – не столько рецидив сталинизма, сколько плод усталости и, простите за оксюморон, трусливой мудрости тогдашней правящей элиты. Ведь элита эта состояла из людей, чье детство пришлось на революцию, а молодость выпала на настоящие сталинские " бури и настиски " . Старцы из Политбюро могли воочию убедиться, к чему приводит неуемная активность прочитавших несколько запрещенных книг недоучек (революция 1917 года и гражданская война), а также дурацкий пыл схематически мыслящих неучей, делающих одни поколения навозом для других (сталинское переустройство, по своему презрению к прошлому схожее с деятельностью нынешних " эффективных менеджеров " ). Большевики-бис В общем, та старческая " подморозка " многим подпортила детство и юность, но при этом она дала нам, вопреки ожиданиям, довольно яркое " рассерженное " литературное поколение, по какой-то ошибке названное в восьмидесятые годы задержанным. " Рассерженными " оказались на самом деле даже несколько поколений российских писателей и общественных фигур. Вот старшие – от Аксенова до Лимонова, люди-легенды, на самом деле настолько полно высказавшиеся, что на своем закате они стали вдруг замечать и " светлую изнанку " своего вроде как свинцового детства: Лимонов заделался чуть ли не сталинистом, написав повесть " У нас была великая эпоха " , а Аксенов на исходе дней вдруг вспомнил, что среди общавшихся с ним писателей-чекистов военного поколения были настоящие герои войны. А вот не забыли и не простили как раз менее яркие, хоть и получившие свою долю известности: от Дины Рубиной до Людмилы Улицкой в литературе, от пламенного " митингового отца " восьмидесятых Глеба Якунина до язвительного " протоиерея " некой Автономной православной церкви Михаила Ардова – в религии.

http://religare.ru/2_102903_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010