Важнейшими дошедшими до наст. времени лит. памятниками III-II вв. до Р. Х. являются произведения комедиографов Плавта и Теренция; хуже сохранились поэтические сочинения Энния, Невия, Пакувия, Акция, Луцилия, Цецилия Стация и прозаика Катона Старшего. Произведения авторов II в. до Р. Х., а также деятельность кружка Публия Корнелия Сципиона Африканского (184/5-129 гг. до Р. Х.), культивировавшего идеал лат. языковой нормы (latinitas), свидетельствуют о процессах нормализации фонетики, морфологии и синтаксиса Л. я. к концу этого периода. Классический Л. я. Началом периода классической латыни (ок. 83-81 гг. до Р. Х.) считается время лит. деятельности Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до Р. Х.), произведения к-рого наряду с сочинениями Гая Юлия Цезаря (100-44 гг. до Р. Х.) стали основным образцом классической литературы на Л. я. Термин «классическая латынь» основан не на лингвистической, а на литературоведческой классификации, в рамках к-рой выделялись т. н. классические авторы (scriptores classici), служащие образцом языка и стиля. С т. зр. лингвистики в данный период окончательно сформировалась структура Л. я., к-рая в значительной степени оставалась неизменной вплоть до падения Зап. Римской империи, став образцом для последующих эпох. Подобная нормализация была возможна благодаря сознательной работе Цицерона и др. рим. писателей, к-рые отличали лит. язык образованной части общества (sermo urbanus, bona consuetudo, viri eloquentis oratio, bona latinitas) как от простонародного языка (vox rustica et agrestis, sermo plebeius, vulgaris, cotidianus), так и от архаической латыни. Ограничение возможностей изменения лит. языка в этот период некоторые исследователи называют «смертью живого языка» ( Leonhardt. 2009), хотя данный термин является условным. Триумфальная арка имп. Тита в Риме с посвятительной надписью на аттике. 81 г. по Р. Х. Триумфальная арка имп. Тита в Риме с посвятительной надписью на аттике. 81 г. по Р. Х. Постепенно изменилось отношение к заимствованиям (verba peregrina): несмотря на рост влияния греч.

http://pravenc.ru/text/2463178.html

Впоследствии в сборнике «Писатели византийской истории после Феофана» 5 тот же Комбефис опубликовал две другие редакции хроники Симеона. Первая была взята из рукописи хроники Георгия Монаха (с продолжением) и издана как «Жизнеописание новых императоров Георгия Монаха», а вторая вошла в состав так называемого «Продолжателя Феофана» (1-я часть его 6-й книги представляет собой не что иное, как один из вариантов хроники Симеона). Наконец, окончательно запутывая ситуацию, в том же сборнике Комбефис издал под именем Симеона Магистра заключительную часть всемирной хроники из рукописи Paris. gr. 1712. Впоследствии выяснилось, однако, что это сочинение представляет собой самостоятельную компиляцию, сильно отличающуюся от оригинального труда Симеона, и ныне оно известно как хроника Псевдо-Симеона 6 . Что же касается начальной части сочинения Симеона Логофета (до 813 г.), то она была впервые опубликована Джоном Крамером по парижской рукописи 854 7 . Указав, что в каталоге парижских рукописей автором данного сочинения указан Лев Грамматик, Крамер усомнился в правильности этой атрибуции и издал его как анонимные «Выборки из историй» (κλογα στοριν). Вскоре оказалось, что до эпохи Цезаря изданный Крамером текст очень близок к начальной части хроники от Адама до Валента, изданной в XVIII в. по миланской рукописи Ambrosianus gr. D 34 sup. под ложным именем Юлия Поллукса, или Полидевка 8 . Некоторые исследователи предполагали, что и эта анонимная (т.н. Амброзианская) хроника является одной из редакций хроники Симеона, однако С. Вальгрен считает ее отражением одного из источников Логофета 9 . Наконец, Иммануил Беккер в издании, подготовленном для «Боннского корпуса», соединил текст, изданный Крамером, с текстом, изданным Комбефисом под именем Льва Грамматика 10 . В результате появилась т.н. Хроника Льва – странный гибрид, скомпонованный по двум совершенно разным рукописям, восходящим к различным протографам, – которая, тем не менее, могла дать более или менее адекватное представление об аутентичном сочинении Симеона Логофета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Говоря о гонении на христиан в первые три века, нельзя не отметить внушительную роль в гонениях «третьей силы», стоявшей между римской властью и христианской Церковью . «Божественный Искупитель свидетельствует, что смерть за Истину Христову ведет к жизни, вопреки всем человеческим расчетам. Решительно утверждается, что вышеописанные дела ради и во имя Христа создают скорбь внешних мучений... и физическую и материальную нищету – по злословию иудейского происхождения, причем измышляются всякие темные и грязные хулы на Христиан, не только нимало не обоснованные, но намеренно позорные, ехидно возбуждающие к ним ненависть во всех слоях общества. Эти темные клеветники называют себя иудеями, ратующими за библейские идеалы, однако извращенное раввинистическое понимание последних сделало их антихристианскими борцами чисто сатанинского характера... В Пергаме находился «престол сатаны», который живет там, являясь организующим и заправляющим агентом... там выковывались и повелительно проводились повсюду иудаистические противохристианские интриги, там находился царственный трон антихристианского владычества... Тогдашние фанатичные иудеи способны были и на всякие языческие подделки и, например, всегда усердствовали в возбуждении языческих масс против христиан и доводили дело до кровавых катастроф», – говорил исследователь Апокалипсиса проф. Н. Глубоковский . Неподдельный страх перед этой «третьей силой» проявлял и выдающийся государственный муж времен Юлия Цезаря – Цицерон. В труде Г.С.Чамберлена «Евреи. Их происхождение и причины влияния в Европе» мы читаем: «Когда судебные прения касались интересов евреев, Цицерон говорил так тихо, что лишь одни судьи могли расслышать его речь: он знал, как солидарны между собой евреи и как они умеют губить тех, кто становится им поперек дороги; из уст Цицерона гремят беспощадные обвинения против греков и римлян, против могущественных людей того времени, но по отношению к евреям он советует соблюдать осторожность; они в его глазах – таинственная, недобрая сила».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Д. первым из художников Германии обратился к изучению идеальных пропорций человеческого тела, интересовался новейшими сведениями по анатомии, перспективе и пропорциям. Так, гравюра на меди «Адам и Ева» (1504) демонстрирует стремление автора найти математическую формулу для определения идеальных форм человеческого тела. Итогом поисков Д. в области построения человеческой фигуры классических пропорций стали созданные по возвращении в Нюрнберг парные картины «Адам» и «Ева» (1507, Прадо, Мадрид). Д. изучал пропорции тела животных («Большой конь», 1505, Кунстхалле, Карлсруэ), занимался архитектурным перспективным рисунком (гравюра «Рождество», рисунок в Кунстхалле, Гамбург). Вероятно, во время 2-го путешествия в Италию Д. посетил Болонью, Милан и Рим, где, возможно, написал «Христа среди книжников» (1506), а также, согласно предположениям исследователей, познакомился с Тицианом и Л. Пачоли. По возвращении на родину Д. получил заказы на большие алтарные картины - «Мученичество десяти тысяч христиан, на горе Араратской пострадавших» (1508, Музей истории искусств, Вена), «Геллеровский алтарь» (1508-1509, погиб при пожаре в 1729, известен в копии), «Поклонение Св. Троице» («Ландауэровский алтарь», 1511, Музей истории искусств, Вена). В 1509 г. Д. был избран в Нюрнбергский Большой совет, в 1512-1513 гг. исполнил исторические портреты императоров Карла Великого и Сигизмунда для городской «камеры реликвий» (1512, Германский национальный музей, Нюрнберг). Во время работы над «Геллеровским алтарем» Д. уделял внимание гравюре на дереве и офорту, издав в 1511 г. серии «Жизнь Марии», «Большие Страсти» (11 гравюр), более подробные «Малые Страсти» (37 гравюр), переиздал «Апокалипсис», расширенный титульной гравюрой, в 1512 г. выгравировал на меди «Медные Страсти». В 1512-1519 гг. Д. участвовал в создании гравюры на дереве, состоящей из 92 досок (в собранном виде 3,2×2,9 м; не завершена; 3-е изд., 1559, Альбертина, Вена), к-рая была заказана имп. Максимилианом I. На гравюре изображена Триумфальная арка (1515-1517) с родословием императора, со 102 гербами земель, «входящих» в его империю, с портретами его предшественников, начиная с Юлия Цезаря, со сценами войн и деяний имп. Максимилиана, со стихами и с геральдическими символами. Разработка программы и отдельных сюжетов принадлежит историографу императора, поэту И. Стебию и отчасти Пиркгеймеру. За работу Д. был назначен ежегодный пенсион в размере 100 гульденов. Д. создал в технике сухой иглы 6 офортов «Похищение Прозерпины» (1516), в ксилографии гравюру «Носорог» (1515).

http://pravenc.ru/text/180832.html

Деятельность «Красных бригад» для многих остается тайной, а ведь они присутствовали на политической сцене всего лишь 30 лет тому назад. Я родился в 1932 году, через 10 лет после прихода фашистов к власти, но я знал, кто был премьер-министром во времена марша на Рим. Может быть, в фашистской школе мне рассказали о нем, чтобы объяснить, каким глупым и плохим был этот министр («трусливый Факта»), смещенный фашистами. Пусть так, но я знал об этом. Но оставим в стороне школу. Сегодняшняя молодежь не знает артисток кино двадцатилетней давности, а я знал, кто такая Франческа Бертини, снимавшаяся в немом кино за 20 лет до моего рождения. Может быть, так было, потому что я листал старые журналы, сваленные в кладовке нашего дома. Я и тебе предлагаю перелистывать старые журналы, потому что это помогает понять то, что происходило до твоего рождения. Но почему так важно знать о событиях далекого прошлого? Потому что часто подобные знания помогают понять ход сегодняшних событий и в любом случае, как знание состава футбольных команд, помогают обогатить нашу память. Учти, что ты можешь тренировать свою память не только с помощью книг и журналов, но и с помощью интернета. Он пригоден не только для того, чтобы болтать с твоими друзьями, но и для изучения мировой истории. Кто такие хетты и камизары? Как назывались три корабля Колумба? Когда вымерли динозавры? Был ли штурвал на Ноевом ковчеге? Как назывался предок быка? Сто лет тому назад водилось больше тигров, чем сейчас? Что ты знаешь об империи Мали? Кто рассказал о ней? Кто был вторым папой в истории? Когда был создан Микки Маус? Я мог бы продолжать задавать вопросы до бесконечности, и они стали бы прекрасными темами для исследования. Все это надо помнить. Наступит день, и ты состаришься, но ты будешь чувствовать, что прожил тысячу жизней, как если бы ты участвовал в битве при Ватерлоо, присутствовал при убийстве Юлия Цезаря, побывал в том месте, где Бертольд Шварц, смешивая в ступке различные вещества в попытке получить золото, случайно изобрел порох и взлетел на воздух (и так ему и надо!). А другие твои друзья, не стремящиеся обогатить свою память, проживут только одну собственную жизнь, монотонную и лишенную больших эмоций.

http://pravmir.ru/dva-soveta-umberto-eko...

Достаточно знать об их ритуалах, чтобы понять, что они из себя представляют. - Что за ритуалы? - Например, «заместительные крещения», когда мормон креститься за кого-то, уже умершего, чтобы таким образом спасти его душу. Один мормон таким образом «спас» Александра Македонского, Навуходоносора, Юлия Цезаря, и еще много различных исторических знаменитостей. Или «целестиальные браки»: мормоны-мужчины выписывают имена умерших женщин и «женятся» на них, чтобы на том свете их поджидали многочисленные гаремы… Но кроме всего прочего, мормоны тесно связаны со спецслужбами США. Это установленный факт. Мормоны составляют костяк американских спецслужб, военных структур, Минфина США. У них очень крепкие связи с группой Ротшильдов. Кстати, политические противники Трампа называют его «президентом секты мормонов». Почему? По данным результатов опроса, проведенного Институтом Гэллапа, самая большая поддержка президента Трампа среди конфессий и религиозных сект США – у мормонов (61%). В годы перестройки мормоны, естественно, всерьез заинтересовались Россией. Они успели создать в нашей стране сеть из российских адептов, которые, полагаю, прекрасно решают поставленные перед ними заокеанской штаб-квартирой задачи. И до сегодняшнего дня то и дело вспыхивают скандалы с задержанием мормонов вблизи российских военных объектов. Их туда как магнитом тянет. - Одно время говорили, что секта сайентологов (организация, запрещенная на территтории РФ - Прим. РНЛ) тоже связана со спецслужбой США? - И говорили, и говорят. И не без оснований. Двадцать пять лет назад бывший глава Лос-Анджелесского бюро ФБР заявил, что сайентология (организация, запрещенная на территтории РФ - Прим. РНЛ) «имеет одну из самых эффективных разведслужб, которая может соперничать даже с ФБР». Одной из главных целей является сбор и хранение большого массива информации для того, чтобы с ее помощью можно было бы скомпрометировать человека, установить над ним контроль. С тех пор капитал секты увеличился в разы, если не на порядки.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/28/vse_do...

И, во-первых, желая укорить и обличить пред народом жестокость Констанция к подданным, он повелел вызвать из ссылки изгнанных епископов и отдал им взятое в казну имущество их; потом приказал своим приверженцам в наискорейшем времени отворить капища язычников, а обиженным евнухами определил возвратить все, что было несправедливо у них отнято, начальника же царской постельной Евсевия предал смертной казни – не только за то, что он многим нанес обиды, но и за то, что брат царя Галл был лишен жизни, как стало известно, по его наветам. Тело Констанция Юлиан почтил погребением царским, а евнухов, цирюльников и поваров изгнал из дворца: евнухов потому, что отвергнув свою супругу, не намеревался вступить в брак с другой; поваров потому, что употреблял самую простую пищу; а цирюльников потому, что и одного, говорил, будет достаточно для многих. По этим-то причинам он изгнал из дворца всех их. Из писцов весьма многих обратил он в прежнее состояние, а прочим приказал выдавать следующее писцу жалованье. Уничтожил почту на мулах, быках и ослах, и для общественных надобностей оставил почту только конную. За все это хвалят его немногие, а весьма многие порицают, потому что, уничтожив царское великолепие, поражавшее взоры простого народа, он унизил понятие и о царской власти. Кроме того, Юлиан проводил ночи без сна, занимаясь сочинением речей, которые потом читал в сенате. Из всех царей, начиная с Юлия Цезаря, он первый и один только произносил речи в сенате. Уважал он также ученых, а особенно философов. Влекомые молвою об этом, носители философских плащей, нередко отличавшиеся более одеждою, чем ученостию, стекались во дворец со всех сторон и все вообще были тяжки для христиан, как люди обманчивые и приспособлявшиеся к вере государя. Возрастая более и более тщеславием, Юлиан в своем сочинении, под заглавием «Кесари» осмеял всех бывших до него царей и, движимый той же страстью, писал сочинения против христиан. Изгнать поваров и цирюльников свойственно было, по крайней мере, философу, если не царю; но порицать и осмеивать других не прилично ни философу, ни царю, потому что тот и другой – выше всякой брани и клеветы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Например, ещё основатель Рима Ромул Великий (753 –716 гг. до н. э.) учредил сенат из ста человек, которых стали называть «отцами» по оказанной им чести, а потомство их получило имя «патрициев» . Впоследствии Юлий Цезарь (48–44 гг. до Р.Х.) ста л первым императором,объявленным после своей смерти «божественным». В конце своего предсмертного завещания Юлий усыновлялплемянника Гая Октавия и передавал ему свое имя. А после насильственной смерти Юлия Цезаря народ воздвиг в его память колонну из цельного мрамора с надписью «Отцу отечества». Сопричтение его к богам оказалось не только словами из указов, но и убеждением толпы . Его приёмный сын и преемник Октавиан (30 г. до Р.Х. – 14 г. по Р.Х.) начал сам называть себя титулом «сын божественного » (( divifilius) от dvus насоотношении к deus (бог) –божественный и flius – сын)) . Как  отмечает свящ. Д. Юревич, это не было равнозначно выражению «сын божий», однако обе фразы (греч. θεο υς и лат. divifilius ) переводились на греческий язык одинаково – «сын божий», и в этом случае латинское различие пропадало. Многие из провинциалов, читавшие документы с такой фразой по-гречески, могли заключить, что Октавиан почитается в Риме как «сын божий» . Таким образом, метафора сыновства Богу в языческих обществах Древнего Ближнего Востока и греко-римского мира ассоциировалась с идеей власти и жесткого управления. Земные владыки наделялись в народном религиозном сознании божественными свойствами в силу страха перед ними, веры во всемогущество их как «сынов» Божиих. Сыновство Богу воспринималось как избранность и право власти над народом. Р ассмотренные основные религиозные и культурологические мотивы сыновства древнего Ближнего Востока и греко-римского мира показывают, что на содержание метафоры сыновства Богу повлияло языческое мировоззрение, использовавшеекультурологическое понимание сыновства для описания взаимоотношений с божеством (как близкое и понятное людям того времени). Известно, что культурологические мотивы сыновства в древнем мире имели довольно высокую нравственную оценку. Даже сам тот факт, что семьи были традиционными, и в них царил патриархальный порядок, что никогда никем не оспаривалось, говорит в настоящее время о многом.

http://bogoslov.ru/article/4000791

Наш долг в лице великанов сокрушать гордыню, зависть побеждать великодушием и добросердечием, гнев — невозмутимостью и спокойствием душевным, чревоугодие и сонливость — малоядением и многободрствованием, любострастие и похотливость — верностью, которую мы храним по отношению к тем, кого мы избрали владычицами наших помыслов, леность же — скитаниями по всем странам света в поисках случаев, благодаря которым мы можем стать и подлинно становимся не только христианами, но и славными рыцарями. Вот каковы, Санчо, средства заслужить наивысшие похвалы, которые всегда несет с собой добрая слава. — Все, что ваша милость мне сейчас растолковала, я очень даже хорошо понял, — объявил Санчо, — однако ж, со всем тем, я бы хотел, чтобы вы, ваша милость, посеяли во мне одно сомнение. — Ты хочешь сказать рассеял, Санчо, — поправил его Дон Кихот. — Пожалуй, говори, я тебе отвечу, как сумею. — Скажите мне, сеньор — продолжал Санчо, — все эти Июлии, — или как их там: Августы, что ли? — и все эти смельчаки рыцари, которых вы называли и которые уже давно померли, где они сейчас? — Язычники, без сомнения, в аду, — отвечал Дон Кихот, — христиане же, если только они были добрыми христианами, или в чистилище, или в раю. — Хорошо, — сказал Санчо, — а теперь мне вот что еще любопытно знать: горят ли перед гробницами, где покоятся останки этих распресеньоров, серебряные лампады и украшены ли стены их часовен костылями, саванами, прядями волос, восковыми ногами и глазами? А если нет, так чем же они украшены? На это Дон Кихот ответил так: — Усыпальницы язычников большею частью представляли собою великолепные храмы: прах Юлия Цезаря был замурован в невероятной величины каменной пирамиде, которую теперь называют в Риме Иглой святого Петра ; императору Адриану служит гробницею целый замок величиною с добрую деревню, — прежде он назывался Moles Hadriani , а теперь это замок святого Ангела в Риме; царица Артемисия похоронила своего супруга Мавзола в усыпальнице, почитавшейся за одно из семи чудес света, но ни одна из этих гробниц, равно как и все прочие, воздвигнутые язычниками, не была украшена ни саванами, ни какими-либо другими дарами и эмблемами, которые показывали бы, что здесь покоятся святые. — Я к тому и вел, — молвил Санчо. — А теперь скажите, что доблестнее: воскресить мертвого или же убить великана? — Ответ напрашивается сам собой, — отвечал Дон Кихот, — доблестнее воскресить мертвого. — Вот я вас и поймал, — подхватил Санчо. — Стало быть, тот, кто воскрешает мертвых, возвращает зрение слепым, выпрямляет хромых и исцеляет недужных, тот, перед чьей гробницей горят лампады и у кого в часовне полно молящихся, которые поклоняются его мощам, тот, стало быть, заслужил и в этом и в будущем веке получше славу, нежели какую оставили и оставляют по себе все языческие императоры и странствующие рыцари, сколько их ни было на свете.

http://azbyka.ru/fiction/hitroumnyj-idal...

Под твоим, Поллион, предводительством 13 сделаются невозможными все, какие только остаются еще, следы нашего злодейства, избавив землю от постоянного страха (междоусобицы) 14 . Его (Августа) 15 уделом будет жизнь, свойственная богам; он увидит героев, вошедших в среду богов, и сам явится среди них. Он будет управлять с отцовскою доблестью (с доблестью Юлия Цезаря, который его усыновил) миром, доставив ему спокойствие. А тебе 16 , малютка, земля сама собою, без всякого ухода в изобилии принесть первые 17 подарочки: повсюду расползающийся плющ (как будущему поэту) с наперсточною травою 18 и индийскую водяную розу вперемежку с улыбающимся акантом 19 . Козоньки сами будут возвращаться домой, неся с собой раздувшееся от молока вымя, и скотинка не будет бояться огромных львов. Твоя колыбелька будет осыпана ласкающими взор цветами. И змея исчезнет, исчезнет и обманчивая ядовитая трава; ассирийский имбирь 20 будет расти повсюду. И как только ты в состоянии будешь (вступивши в возраст отроческий и юношеский) читать о славных деяниях героев, о делах своего отца и понимать, что значит доблесть, – поля мало по малу начнут желтеть спелыми колосьями, на диком терновнике повиснут румяные ягоды, из твердого дуба выступит, как пот или роса, мед. Впрочем останутся еще немногие следы и от прежней неправды, которые будут побуждать людей к тому, чтобы знакомиться с Фетидою 21 на плотах (или на судах), окружать города стенами и прорезывать на земле борозды. Тогда будет и другой Тифис 22 , и другой корабль Арго, который повезет отборных героев, будут даже и другие войны и снова отправится под Трою великий Ахиллес. Но после этого, – после того, как 23 укрепившийся возраст сделает из тебя мужа, пловец оставит море, корабельная сосна не будет употребляться для обмена товаров; всякая земля будет приносить все. Земля не будет подвергаться действию грабель 24 , а виноградная лоза – действию ножа 25 , и сильный пахарь освободит от ярма волов. Шерсть не будет учиться принимать на себя разные поддельные цвета; барашек (гуляя) в лугах сам перекрасит свою шерсть и придаст ей то прелестный 26 красный цвет пурпура, то цвет шафранной краски, и сурик 27 сам собою будет одевать пасущихся ягнят.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Gloria...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010