II. Как Гай Юлий первым из римлян прибыл в Британию К предыдущей главе Британия была недоступна для римлян и неизвестна им до Гая Юлия Цезаря, который в 693 году от основания Рима, за шестьдесят лет до воплощения Господа, был консулом вместе с Луцием Во время войны с германцами и галлами, граница между которыми проходила по Рейну, он пришел в область моринов, откуда открывается ближайший и скорейший путь в Британию. Там он собрал около восьмидесяти грузовых и легких и переправился в Британию, где сперва понес значительный урон, а потом из-за бури потерял большую часть флота и немало воинов, включая почти всю кавалерию. По возвращении в Галлию он разместил легионы в а сам отдал приказ построить шестьсот кораблей обоих видов. С ними весной он вновь приплыл в Британию, но едва он с войском двинулся на врагов, как корабли, стоявшие на якорях, попали в бурю и разбились друг о друга либо были выброшены на берег. Сорок из них погибло, а прочие лишь с большим трудом удалось починить. В первом бою конница Цезаря была разбита бриттами, причем был убит трибун Во втором сражении Цезарь, хоть и с немалыми потерями, одолел бриттов и обратил их в бегство, подойдя к реке На другом ее берегу собралось бесчисленное множество врагов под предводительством Берег реки и брод под водой были утыканы заостренными кольями, остатки которых можно увидеть даже сейчас; каждый из них толщиной с бедро взрослого мужчины и обит свинцом, и они неподвижно укреплены в речном Но римляне, заметив колья, обошли их; варвары же, не в силах противиться легионам, укрылись в лесах и беспрестанно тревожили римлян нападениями, нанося им значительный урон. Тем временем сильнейший город триновантов и их вождь выдали Цезарю сорок заложников; их пример побудил и другие города заключить мир с римлянами. С их помощью Цезарь подчинил наконец город Кассобеллауна, расположенный меж двух болот, окруженный лесом и в изобилии снабженный всяческими После этого Цезарь вернулся из Британии в Галлию, но не успел он разместить легионы на зимних квартирах, как его со всех сторон окружили внезапно вспыхнувшие войны и Продолжение Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/440484/

К Павле и Евстохии Глава 1 2 Пролог Во второй год царствования Дария, царя Персидского, сына Гистаспа, исполнился семидесятый год от разрушения храма, о котором пророчествовал Иеремия ( Иер.25:12 ); свидетелем служит также и пророк Захария, который, предпослав видению своему заглавие, [говорящее] о втором годе того же царя, одиннадцатом месяце Сабат, двадцать четвертом дне, прибавил: Господи воинств, доколе ты не умилосердишься над Иерусалимом и городами, на которых Ты разгневался вот уже семидесятый год ( Зах.1:7,12 ) С своей стороны и Эздра, отстроив только алтарь и положив основания для храма, относит запрещение работ к письменному повелению царя Артаксеркса: Тогда прерваны были работы по устроению дома Божия и остановились до второго года царствования Дария царя Персов ( 1Езд.4:24 ). И непосредственно затем прибавляет: А пророчествовали тогда пророк Аггей и Захария, сын Аддо, пророчествовавшие во имя Господа Израилева иудеям, бывшим в Иудее и Иерусалиме. Тогда встали Зоровавель сын Салафииля и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить храм Божий в Иерусалиме и с ними пророки Божии, поддерживавшие их ( 1Езд.5:1,2 ). В это время у Римлян уже двадцать седьмой год царствовал седьмой после Ромула царь Тарквиний Гордый, который спустя восемь лет был изгнан из Рима Брутом; а потом в течение четырёхсот шестидесяти четырёх лет до времени Юлия Цезаря республикою управляли консулы. Павла и Евстохия! мы сказали это для того, чтобы вы уже из самого вступления узнали, когда пророчествовал Аггей пророк. Между прочим, должно обратить внимание на то, что, – согласно буквальному смыслу, – пророки Аггей и Захария были мужи столь великого духа, что вопреки указу царя Артаксеркса, вопреки Самаритянам и окрестным племенам, препятствовавшим постройке, приказали строить храм; а Зоровавель и Иисус, сын Иоседека, и народ, бывший с ними, имели не меньшую веру, так что предпочитали повиноваться повелениям пророков больше, чем запрещению царской власти. Читать далее Источник: Творения блаженного Иеронима Стридонского. - 1880-1903. (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных...)/Ч. 14. - Киев : Тип. Корчак-Новицкого, 1898.– 360 с./Одна книга толкований на пророка Аггея. 316-360 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Прошел концерт в поддержку Свято-Владимирской школы ноября 2019 Проект поддержали народные и заслуженные артисты РФ, лауреаты международных конкурсов, звезды мирового уровня Юлия Махалина, Данила Корсунцев, прима-балерины, премьеры и солисты Мариинского и Михайловского театров Андрей Ермаков, Олеся Новикова, Рената Шакирова, Екатерина Борченко, Иван Зайцев, Александра Иосифиди, Иван Оскорбин, Иван Ситников-Коганов, Анастасия Колегова, Алексей Насадович, Маргарита Рудина, Виктория Кутепова и другие. В концерте приняли участие коллективы студентов муниципальной консерватории танца Хосе Уруниела (Виктория-Гастейс, Испания) и школы танца Андреаз Бераза (Эстелья, Испания). Были исполнены отрывки из балетов на музыку Петра Чайковского, Людвига Минкуса, Жоржа Бизе, Адольфа Адана, Цезаря Пуни, хореографические миниатюры, народно-сценические танцы в исполнении звезд балета Санкт-Петербурга и молодых гостей из Испании. Гостей приветствовал духовник Свято-Владимирской школы иерей Алексий Красавин . Организатор концерта - Центр поддержки социально-культурных инициатив. Полученные средства будут перечислены на оснащение материально-технической базы Свято-Владимирской школы. Школа при Новодевичьем монастыре была открыта 31 октября 1889 года. Она получила имя святого равноапостольного князя Владимира, поскольку открылась в год празднования 900-летия Крещения Руси. Попечителем школы стал обер-прокурора Святейшего Синода Константин Победоносцев. После 1917 года школа была закрыта. В 2015 году Новодевичьему монастырю было полностью передано историческое здание школы, а в 2017 году школа получила лицензию и аккредитацию на образовательную деятельность. Сегодня в общеобразовательных классах (с 1-го по 9-й) школы обучается более 90 воспитанников. Значительная часть из них - из многодетных и социально незащищенных семей. Успешно развиваются дошкольное отделение и отделение дополнительного образования.  ИА " Вода живая " , 14.11.19 Поделиться Упоминания в новостях 6 марта 2024 3 марта 2024 1 марта 2024 4 февраля 2024 1 сентября 2023 29 марта 2024 28 марта 2024 27 марта 2024 21 марта 2024 10 апреля 2024 3 апреля 2024 21 марта 2024 16 марта 2024 4 апреля 2024 26 марта 2024 6 марта 2024 1 марта 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 11 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Разделы портала «Азбука веры» 28 Мар 2024 Фото: izdat-spbda.ru Издательство Санкт-Петербургской духовной академии представляет курс лекций «История Древнего Рима. Республика» доктора исторических наук, профессора кафедры церковной истории СПбДА Алексея Борисовича Егорова. Курс лекций является второй книгой из серии «История Древнего мира», в которой излагаются основные события античной истории. Она посвящена политической и культурной истории Древнего Рима царского периода и эпохи Республики (753–31 г. до Р. Х.) — от основания Рима и до окончания гражданских войн и начала принципата Октавиана Августа. Это было время, когда маленькая община на Тибре постепенно превращалась в могущественную сверхдержаву, подчинившую себе обширные территории и ставшую наследницей цивилизаций Переднего Востока, Греции и эллинистических государств. В книге последовательно рассматриваются этапы эволюции Римского государства: эпоха римских царей (VIII–VI вв. до Р. Х.), время формирования Римской республики и завоевания Италии (V–III вв. до Р. Х.), период великих завоеваний и превращение Рима в гегемона Средиземноморья (265–133 гг. до Р. Х.), и самая, вероятно, драматичная в римской истории эпоха — гражданских войн (133–31 гг. до Р. Х.), завершившаяся созданием империи Юлия Цезаря и Октавиана Августа, спасших державу от распада и гибели. Помимо социально-политических и экономических проблем римской истории, в книге рассматриваются римская культура, наука и искусство и подчеркивается их оригинальный и творческий характер. Как и в книге «История Древней Греции», в настоящем издании особое внимание уделено источникам и исторической литературе республиканского Рима. Рецензентами книги выступили Александр Валентинович Махлаюк — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Древнего мира и Средних веков Института международных отношений и мировой истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, а также Виктор Николаевич Парфёнов — доктор исторических наук, профессор кафедры церковной истории Саратовской православной духовной семинарии. Курс лекций «История Древнего Рима. Республика» получил рекомендации Учебного комитета и Издательского совета Русской Православной Церкви, и предназначен для преподавателей и студентов богословских учебных заведений, теологических факультетов светских вузов, а также для всех читателей, интересующихся историей Древнего Рима. Оглавление и ознакомительный фрагмент здесь . Источник: Издательство Санкт-Петербургской Духовной Академии Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/kurs-lekcij-istori...

Август кесарь Август кесарь (величественный, благородный) ( Лk. II, 1 ) – племянник и преемник Юлия Цезаря, бывший римским императором во время Рождества Господа нашего Иисуса Христа; царствовал 41 год, и ему наследовал Тиверий кесарь. После убиения Юлия Цезаря он некоторое время разделял административную власть с Антонием и Лепидом, но наконец сделался один императором, получивши около 27 г. до Р. X. от сената титул Августа. После его блестящих побед наступил всеобщий мир, и врата языческого храма Януса закрылись. Умер в 14 г. по Р. X. на 76-м году своей жизни в г. Ноле, в Кампании, в месяце августе, названном так по его имени. Слово кесарь было царским титулом римских императоров; по сему-то этим именем называются и последующие императоры Тиверий и Нерон ( Mф. XXII, 21 , Дeяh. XXV, 11 ). Титул же Август было личное отличие, впрочем, и по смерти царя, получившего оный, означенный титул считался и употреблялся как прибавление к императорскому титулу. Из поэтов Августова века, названного золотым веком римской литературы, особенно известны: Виргилий, Гораций и Овидий. Для нас же царствование Августа особенно замечательно в другом отношении. Август издал повеление произвести народную перепись по всему своему государству ( Лk. II, 1 ). Вследствие сего Св. Дева Мария должна была отправиться для записи со старцем Иосифом из Назарета Галилейского в Иудею, в Вифлеем, город Давидов, так как они были из рода и дома Давидова, и в это время родился здесь Спаситель мира Христос Господь. Так исполнилось пророчество Михея о рождении Спасителя в Вифлееме Иудейском ( Mux. V, 2 ). Здесь нельзя не заметить, что означенное время между самыми язычниками было временем некоторых особенных чаяний и ожиданий. Светоний и Тацит пишут, что в то время по всему Востоку ходила молва, что около этих дней должен явиться Властитель мира. Нельзя не видеть также премудрого устроения Божия и во введенном порядке управления со времен Августа. Единство владычества римского и введенный при этом твердый порядок управления, естественно, сближал и соединял между собою различные народы, облегчал сообщение между самыми отдаленными народами, смягчал нравы диких народов. Все это немало могло содействовать и способствовать апостолам в распространении Евангелия и христианской веры. Вот почему в одной из стихир на праздник Рождества Христова св. церковь воспевает: Августу единоначальствующу на земли... многобожие идолов упразднися и пр. (Мин. мес. дек. 25 д.). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Август Август («удостоенный почтения»). В 27 г. до Р.Х. рим. сенат присвоил родившемуся в 63 г. до Р.Х. Гаю Юлию Цезарю Октавиану почетный титул А. [греч. себастос, «его величество» ]. Титул А. был сохранен и за его преемниками, однако когда речь идет об А. без дальнейших уточнений, то подразумевается именно Октавиан. Супруги, матери, дочери и сестры императоров носили титул «Августа» (ф-ма ж. р. от Август) как выражение божеств. освящения. Октавиан А. был внучатым племянником Гая Юлия Цезаря, который усыновил его и в своем завещании назначил наследником. Из развернувшейся после смерти Цезаря борьбы за власть А. вышел победителем и стал повелителем всей империи – первым рим. императором (31 г. до Р.Х. – 14 г. по Р.Х.). Его родным отцом был Гай Октавий. Ожидание рождения спасителя мира, которое должно было знаменовать наступление новой, счастливой эры, предсказ. Вергилием в его четвертой эклоге («пастушеской поэме»), напис. ок. 40 г. до Р.Х., связывалось с молодым императором Октавианом, мировое господство которого обещало принести долгожданный мир; ему оказывались божеств. почести. Вергилий в «Энеиде» (6:791/2) признал исполнение своего пророчества: кесарь А. и есть Обетованный! В Лионе был освящен жертвенник рим. богам и А., в Риме сооружен алтарь августейшего мира, а в 8 г. до Р.Х. офиц. закрывается храм бога Януса, покровительствовавшего войне, – в рим. империи наступил мир. А. поддерживает хорошие отношения с иудеями. Он приказывает дважды в день приносить в храме жертвы за его счет и приветливо встречает Ирода. Тот стремится не отстать с введением офиц. культа императора, переименовывает г. Самарию в Себастию (такое название города является греч. соответствием титулу А.) и возводит там храм А. Другой храм в честь Рима и А. был построен в средиземноморском порту Кесарии (также названном в честь императора). Третий храм А. строится в Кесарии Филипповой, названной так позднее в честь Тиберия. В Иерусалимском храме отныне ежедневно приносилась жертва за кесаря, как ранее – за перс. царя ( 1Езд. 6:10 ). Таков фон, на котором звучит сообщение евангелиста Луки ( Лк. 2:1 ) о переписи населения, проводимой по приказу имп. А. для исчисления налогов. Это событие заставило Иосифа и Марию отправиться в Вифлеем, где в городе Своего предка Давида и родился Иисус. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕСАРЬ один из самых высоких титулов в Византийской империи. Происходит от прозвища (лат. cognomen) Гая Юлия Цезаря (Caesar), которое впосл. стало частью имп. титулатуры. При имп. Диоклетиане (284-305) титул К. присваивался т. н. младшим императорам, в системе тетрархии (четверовластия) являвшимся заместителями более высоких по положению августов. После распада тетрархии (1-я четв. IV в.) К. до XI в. оставался одним из высших титулов, который носили сыновья-наследники императора. В качестве исключения он использовался как знак высшего отличия, присваивался близким родственникам императора: напр., К. были Варда, дядя имп. Михаила III (842-867), Варда Фока, отец имп. Никифора II (963-969). Возведение в ранг К. описано имп. Константином VII Багрянородным (912-959) в его труде «De Ceremoniis Aulae Byzantinae» (О церемониях Византийского двора) ( Const. Porphyr. De cerem. I 43). Отличительным знаком К. была корона без изображения креста. Имп. Алексей I Комнин (1081-1118) понизил ранг К., поместив его после титула «севастократор». В более позднее время К. в придворной титулатуре занимал место между севастократором и великим доместиком. С XIV в. титул «кесарь» относится преимущественно к иностранным правителям: напр., его носили правители Валахии, Фессалии, Сербии. На Руси К. называли императоров Свящ. Римской империи (см. ст. Римско-Германская империя ). Слав. слово «царь», хотя и является однокоренным с К., по мнению венг. исследователя Д. Моравчика, заимствовано в VI-VII вв. не от визант. титула, а от лат. обозначения императора (цезарь). Лит.: Bury J. B. Тне Imperial Administrative System in the 9th Century. L., 1911. P. 36; Morav ik G. Zur Geschichte des Herrchertitles «caesar > царь»//ЗРВИ. 1963. 8. Св. 1. С. 229-236; Guilland R. Recherches sur les institutions byzantines. B.; Amst., 1967. Vol. 2. P. 25-43; Б. Севастократори и кесари у српском царству//ЗбФФУ. 1970. 11. C. 255-269; Kazhdan A. Caesar//ODB. 1991. Vol. 1. P. 363. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в.

http://pravenc.ru/text/1684281.html

священник Александр Союзов Ж Жертва – дар, приношение Богу. В ветхозаветном храмовом богослужении жертвами обычно были животные: крупный и мелкий рогатый скот, мелкие птицы ( Мк. 12, 33 ). Жертвенник – специальное возвышение, на котором сжигались тела животных, приносимых в жертву Богу. Перед сожжением животное убивали ( Мф. 23, 35 ). Жертвенник кадильный – стол в ветхозаветном Иерусалимском храме, на котором, в качестве жертвы Богу, сжигались благовонные смолы ( Лк. 1, 11 ). Житница – помещение для хранения зерна ( Мф. 3, 12 ). 3 Закваска – хлебные дрожжи (слав.). В дни праздника ветхозаветной Пасхи иудеи должны были очистить свои дома от дрожжевого хлеба и дрожжей в память исхода из Египта и вкушать только пресный хлеб – опресноки ( Мф. 16, 6 ). Законник – знаток Моисеева Закона ( Мф. 22, 35 ). Законоучитель – знаток и учитель иудейского Закона ( Лк. 5, 17 ). Заповедь – повеление Божие ( Мф. 15, 6 ). Заушать – бить по лицу (слав.) ( Мф. 26, 67 ). Зилоты – букв, «ревнители» (греч:). Название религиозно-политического движения в иудаизме времен Иисуса Христа. Зилоты стремились, прежде всего, к свержению вооруженными методами языческого (римского) господства над Палестиной ( Лк. 6, 15 ). К Каждение – сжигание благовонной смолы в качестве жертвы Богу ( Лк. 1, 9 ). Кесарь (в более принятом, но более позднем произношении – «цезарь») – фамильное имя Гаия Юлия Цезаря (100–44 гг. до н. э.), ставшее впоследствии титулом римских императоров ( Мф. 22, 17 ). Книжники – знатоки Моисеева Закона ( Ин. 8, 3 ). Кольми паче – насколько больше (слав.) ( Мф. 6, 30 ). Корван – «приношение, дар Богу» (евр.). Вещь, посвященная Богу как «корван», не подлежала уже никакому использованию в «мирских» целях ( Мк. 7, 11 ). Крат – раз (слав.) ( Мф. 13, 8 ). Крестить – в греческом подлиннике употреблено слово, означающее букв. «окунать, погружать в воду». Крещение, практиковавшееся Иоанном Крестителем и его учениками, восходит к иудейскому обычаю ритуального омовения ( Ин. 1, 25 ). Кущи – шалаши из ветвей (слав.). Один из важнейших праздников Ветхого Завета назывался «Праздником кущей». Во время этого праздника израильтянам предписывалось жить в шалашах в воспоминание жизни в синайской пустыни после выхода из Египта ( Лев. 23, 33–43 ) ( Мф. 17, 4 ). Ф Фарисеи – последователи одного из религиозных течений в Иудее времен Иисуса Христа. Его приверженцы настаивали на необходимости тщательного соблюдения не только Моисеева Закона, но и устных «преданий старцев», среди которых особо важное место занимали предписания о ритуальной чистоте. Фарисеи верили в существование ангелов, демонов, в грядущее воскресение мертвых, бессмертие души, загробное воздаяние ( Мф. 5, 20 ). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Филипп Шафф (протестант) Глава I. Распространение христианства §3. Список литературы Источники Статистики или точных сведений нет, есть только отдельные намеки у следующих авторов: Плиний (107): Ер. х. 96 sq. (Послание к Траяну). Игнатий (около ПО): Ad Magnes., с. 10. Ер. ad Diogn. (около 120) с. 6. Иустин Мученик (около 140): Dial. 117; Apol. I. 53. Ириней (около 170): Adv. Haer. I. 10; III. 3, 4; v. 20, etc. Тертуллиан (около 200): Apol. I. 21, 37, 41, 42; Ad Nat. I. 7; Ad Scap., c. 2, 5; Adv. Jud. 7, 12, 13. Ориген (умер в 254): Contr. Cels. I. 7, 27; II. 13, 46; III. 10, 30; De Princ. 1. IV, с. 1, §2; Com. in Matth., p. 857, ed. Delarue. Евсевий (умер в 340): Hist. Eccl. III. 1; v. 1; vii, 1; viii. 1, также книги ix. и x. Руфин: Hist. Eccles. ix. 6. Августин (умер в 430): De Civitate Dei. Английский перевод: M. Dods, Edinburgh 1871; new ed. (Schaffs «Nicene and Post–Nicene Library»), N. York 1887. Труды Mich. Le Quien (ученый доминиканец, умер в 1783): Orlens Christianus. Par. 1740. 3 vols. fol. Полная церковная география Востока, поделенного на четыре патриархата – Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Mosheim: Historical Commentaries, etc. (ed. Murdock) I. 259–290. Gibbon: The Decline and Fall of the Roman Empire. Chap. xv. A. Reugnot: Histoire de la destruction du paganisms en Occident. Paris 1835, 2 vols. Удостоен награды Académie des inscriptions et belles–letters. Etienne Chastel: Histoire de la destruction du paganisme dans L " empire d " Orient. Paris 1850. Эссе, награжденное Академией. Neander: History of the Christian Relig. and Church (tr. Torrey), I. 68–79. Wiltsch: Handbuch der kirchl. Geographie и. Statistik. Berlin 1846.1, p. 32 sqq. Chs. Merivale: Conversion of the Roman Empire (Boyle Lectures for 1864), republ. N. York 1865. См. также его History of the Romans under the Empire, Lond. & N. York, 7 vols, (от Юлия Цезаря до Марка Аврелия). Edward A. Freeman: The Historical Geography of Europe. Lond. & N. York 1881. 2 vols. (vol. I, chs. II. & III, p. 18–71.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Но помимо великих идей romanitas, в Риме эпохи ранней Церкви была другая важная особенность. Здесь, как на Востоке и в Греции, возникает обожествление правителей. Парадоксально то, что культ исходил не от благородных «верхов», открытых к внешним культурным влияниям, но от праздных, зависимых низов, требующих «хлеба и зрелищ» — «человек ищет, кому поклониться», но зачастую в наиболее простой форме. Императорский культ становится политическим культом власти принцепсов, влиявшей на жизнь людей, как влияют на них силы природы, однако в нем было и нечто большее . В июле 44 г. до Рождества Христова, во время игр, посвященных обожествлению Цезаря, Октавиан Август по-своему воспринял появление на небе кометы, считавшейся вознесенной на небеса душой Юлия Цезаря, «Звездой Юлия», и истолковал это как адресованное ему самому и спасительное для мира знамение . Вероятно, это истолкование распространилось по Риму настолько, что было письменно зафиксировано, и в такой интерпретации «Звезда Юлия» может напоминать «Звезду Мессии» в Евангелии от Матфея 2:2-12, указавшую волхвам время и место рождения Царя Иудейского . Другая схожесть — евангельская сцена избиения вифлеемских младенцев по приказу царя Ирода (Мф.2:13-18), которая находит параллель в сообщении Юлия Марата, передаваемом Светонием: получив знамение о том, что природа готовит римскому народу царя, сенат запретил выкармливать детей (D.Aug., 94,3). Возможно, царь Ирод мог действовать в таком случае по принятому в то время жуткому обыкновению. Есть и другие параллели, способные помочь римлянам увидеть в новой христианской вере свои религиозные представления (о влиянии же на евангелистов схожих историй со стороны римских оккупантов говорить не приходится). Римский писатель эпохи Тиберия Валерий Максим (Valerius Maximus) без каких-либо колебаний употребляет по отношению к императору слово «божественный» (divinitas), также Скрибоний Ларг (Scribonius Largus), врач времен императоров Тиберия и Клавдия, минимум трижды обращается к императору «боже наш Цезарь» (deus noster Caesar), в то время как Сенека насмехается над почитанием «нашего бога Цезаря» (Caesari deo nostro), тем самым свидетельствуя о распространенности верований в божественность римского правителя .

http://bogoslov.ru/article/3219067

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010