8 февраля 2008 г. Эта империя давно уже не существует на политической карте мира, но для России они имела и будет иметь огромное значение. У нас неоднократно выдвигались проекты возрождения этого государства. Чего стоит один «Греческий проект» Екатерины Великой! А выдающийся русский консерватор Константин Леонтьев предлагал отвоевать Царьград и передать его, вместе с другими византийскими землями, в личное владение русского императора. Из них он предлагал создать самостоятельное государство – центр «вселенского византизма», который должен «вылечить» излишне эмансипированную Россию. Леонтьев предсказывал, что это приведет к важным геополитическим подвижкам – центр России переместится в древний Киев, а Петербург станет чем-то вроде «балтийского Севастополя». О стремлении отвоевать Царьград и установить крест над Святой Софией даже и говорить нечего – оно был общим и для консерваторов, и для либералов. Сталин и тот, в конце своего правления, всерьез хотел заполучить проливы в Средиземное море. Отдельная тема – Третий Рим, предполагающий преемство России от Византии. Она поднимается и сегодня, причем не только в писаниях традиционалистов. Имя «Третий Рим» в наши дни дается даже и казино. Некоторые строгие ригористы сильно возмущаются этим – и, во многом, оправданно. Однако, в то же время, совершенно очевидно, что такая вот популярность свидетельствует об актуальности самого «третьеримства». Положение о том, что Москва, точнее Россия, есть Третий Рим, является предметом весьма напряженное дискуссии – историософской и политической. Апелляцию к двум Римам критикуют с разных позиций. Некоторые радикальные националисты считают, что она принижает значение собственно России и русского народа, заставляя их равняться на какие-то внешние образцы. Свои претензии к «Третьему Риму» есть и у некоторых православных фундаменталистов. Так, П. Паламарчук возражал против того, чтобы обращаться к Риму, который был языческим государством. И по этому поводу с ним полемизировал В. Кожинов: «А ведь в сочинениях старца Филофея, во-первых, с полной ясностью утверждается, что речь идет именно и только о христианском Риме – о Риме апостола Петра, а не Юлия Цезаря или Августа Октавиана. Это неоспоримо явствует уже из датировки начала того Первого Рима, о котором говорит Филофей. Одно из его первых посланий было написано в 1527 году, и в нем утверждалось, что Первый Рим начал свою историю 1505 лет назад, то есть тогда, когда, по мысли Филофея, была создана христианская Церковь, а ведь возникновение «языческого Рима» произошло почти на 800 лет ранее!»

http://pravoslavie.ru/36403.html

Лет десять назад ко мне подошел мужчина и сказал, что он убил человека. Произошло это давно, в середине пятидесятых годов, в городе Магнитогорске. Этот мужчина, тогда еще молодой человек, шел поздно вечером по улице и увидел группу парней, которые волокли куда-то девушку. Инфантильность — незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Инфантильные люди не самостоятельны в решениях и действиях, у них пониженная критичность по отношению к себе и повышенная требовательность к заботе других о себе. Им присущи разнообразные компенсаторные реакции, к ним относятся фантазии, заменяющие реалии, эгоцентризм, эгоизм. Об инфантилизме мы беседуем с протоиереем Александром Ильяшенко — Психологи считают, что одним из наиболее важных факторов развития инфантилизма являются родители, которые недостаточно серьезно относятся к человеку в детстве. — Возьмем пример, пусть сильно удаленной от нас во времени, но яркой личности — Юлия Цезаря. Он был совсем еще юношей, когда его преследовали, как человека, представляющего опасность для диктатора Суллы, стремившегося установить в Риме свою единоличную власть. Когда Цезарь скрывался, он был схвачен пиратами. За него потребовали огромный выкуп, двадцать талантов серебра ( талант-мера веса у древних греков и римлян, равная примерно 26 кг ). Юлий Цезарь возмутился, посчитав размер выкупа слишком маленьким, и сказал, чтобы требовали за него не менее пятидесяти талантов. Пока, в течение пяти-шести недель, собирали необходимые деньги, Цезарь, чтобы зря времени не терять, упражнялся в ораторском искусстве, произносил перед пиратами речи. Когда его невнимательно слушали, он приходил в ярость и обещал всех повесить. Он вел себя с ними так, словно они были его телохранителями, а не он их пленником и не выказывал перед ними никакого страха. Выкуп состоялся, его отпустили. Цезарь тут же собрал целый флот, настиг этих пиратов, захватил огромную добычу и исполнил свое обещание, казнив тех, кто попал ему в руки. Другой пример. Князь Александр Ярославич стал Невским, когда одержал блестящую победу над шведским крестоносным войском. Ему тогда было двадцать лет. Это тот возраст, когда современный молодой человек просто еще, можно сказать, «маменькин сынок».

http://pravmir.ru/pochemu-infantilen-sov...

«Новому стилю» в России — 100 лет А Эфиопия до сих пор живет по «старому» 14 февраля, 2018 А Эфиопия до сих пор живет по «старому» Ровно сто лет назад, 14 февраля 1918 года в молодой Российской республике был необычный день. Дело в том, что перед ним не было 13 февраля. И это – не из-за суеверий, 12 февраля не было тоже. Как и 11, 10 – никаких февральских дней не было. Второй месяц зимы 1918 года от Рождества Христова состоял всего из двух недель с хвостиком. Согласно декрету от 26 января 1918 года за подписью председателя Совета народных комиссаров В. Ульянова (Ленина), помощника народного комиссара по иностранным делам Чичерина, народных комиссаров Шляпникова, Петровского, Амосова и Оболенского и секретаря Совета народных комиссаров Горбунова, по истечении 31 января, которое отсчитывалось еще по юлианскому календарю, страна переходила на «западноевропейский», григорианский календарь. Всем надлежало после 31 января считать наступившим 14 февраля, а до 1 июля писать даты по старому стилю в скобках. Так в нашей стране появились старый и новый стили. Кстати, мало кто знает, но Церковь тоже планировала совершить этот переход. Патриарх Тихон ввел григорианский календарь (точнее, совпадающий до 2800 года модифицированный новоюлианский) для всеобщего употребления в Русской Православной Церкви с 15 октября 1923 года, однако это вызвало недовольство в приходах, особенно за пределами Москвы, и в новом распоряжении 8 ноября Тихон повелел временно отложить повсеместное введение католического стиля. Консенсуса достигли только четверть века спустя, когда на Московском совещании Православных Церквей решили, что православные все переходящие праздники, включая Пасху, празднуют по юлианскому календарю, а непереходящие – по тому, по которому ныне живет Поместная Церковь. Впрочем, началась история с новым и старым стилем отнюдь не в 1918 году и отнюдь не в России (в общем, не в России она и завершилась). Историю со старым и новым стилем надо начинать тогда, когда на свет появился «старый» стиль. Так что давайте с вами перенесемся в 46 год до нашей эры, во время правления Юлия Цезаря. Тогда в Древнем Риме с календарем творился настоящий бардак. То есть 12 месяцев тогда уже было, но они делились суммарно на 355 дней. Но как бы вы ни считали год, а Земля совершает оборот вокруг Солнца на 10 дней дольше.

http://pravmir.ru/novomu-stilyu-v-rossii...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Звездам служащие» 08.01.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Рождество Христово Кто такие были волхвы, пришедшие с Востока? Мы не можем точно сказать, из какой страны они прибыли в Иерусалим, из Персии, как сказано в богослужебном тексте, из Египта или, может быть, из Вавилона, или из далекой Индии, как предполагают некоторые святые отцы. Есть даже предание, что они вышли из разных восточных стран и, встретившись друг с другом, продолжили вместе путь к Вифлеему. Но, в конце концов, из какой страны они пришли — второстепенный вопрос. Самое важное — они шли от имени «служащих звездам», чтобы поклониться Солнцу правды, воссиявшему в человеческой истории, «с высоты Востока». Каково происхождение астрологии? Утратив веру в единого живого и всемогущего Бога Творца, люди попали под власть темных сил и сотворенной Богом природы. Как говорит апостол Павел в Послании к Римлянам, они стали поклоняться твари вместо Творца. «Славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся». Небесные светила представлялись им верхом творения. С течением времени «наука о звездах» — астрология — отошла от грубого идолопоклонства, обрела систематичность и внутреннюю логическую стройность. Астрологи утверждают, что, в отличие от веры в Бога, они обладают чисто научным знанием таинственных законов мироздания. И это не может не импонировать современному рационалистическому сознанию. Нам говорят, что во все времена самые выдающиеся люди не пренебрегали этой высшей мудростью — от Юлия Цезаря и Александра Македонского до Бориса Годунова и Адольфа Гитлера, которые не предпринимали ни одного шага, не «посоветовавшись со звездами». И в свое время в печати мелькали сообщения об «астрологической службе» генерала Рогозина при Ельцине. Как в древности, большинство людей хотят приучить к тому, что вся их жизнь определяется звездами. Как прогноз погоды, газеты печатают гороскопы. Коммерсанты отдают огромные деньги, чтобы рассчитать наиболее благоприятные дни для «бизнеса», блуда, походов в казино и прочих отправлений.

http://moral.ru/poklonenie_volhvov/

Пий VIII в соборе Святого Петра на Sedia Gestatoria (1829). Художник: Фрэнк Бернард Дикси Кризис во взаимоотношениях между Поместными Церквями, спровоцированный вторжением Константинопольской патриархии на каноническую территорию самоупраляемой Украинской Православной Церкви, состоящей в каноническом единстве с Московским Патриархатом, обнажил проблему глобального для Православия масштаба — усвоение Фанаром экклезиологии, сложившейся в Римской курии в эпоху Средневековья, но с переносом папских полномочий, прав и привилегий из Рима Ветхого в Новый Рим — Стамбул. Обращаясь к обстоятельствам, в которых совершился «великий раскол» 1054 г., и к его предыстории, нельзя не прийти к заключению, что его главной причиной были претензии епископов Рима на господство над Церковью, а не спор о Filioque: евхаристическое общение между Церквями Запада и Востока сохранялось в течение нескольких столетий после изобретения этой неуклюжей формулы, получившей неотразимую критику со стороны великого богослова святителя Фотия, и почти два века после того, как это неуместное дополнение было официально включено в римский Символ веры. И вот, история повторяется, как в кошмарном сне. Паролем претензий Фанара на господство над Вселенским Православием стала формула «первый без равных» — primus sine paribus. Так, один из авторов, писавших на тему статуса Константинопольского Патриарха, иеромонах Никита Пантократорский, настаивает на том, что Патриарх Нового Рима — «первый без равных» ему епископов. Своеобразную находку подхватили и некоторые из видных греческих богословов. Primus inter pares Чтобы полнее и точнее понять смысл, влагаемый в это замечательное выражение, обратимся к истокам, к тому, в каком смысле употреблялась в прошлом формула primus inter pares (первый среди равных), которой противопоставляется ныне основополагающая идея новейшей константинопольской экклезиологии. В Древнем Риме, в I столетии до Р. Х., «первым среди равных» ему граждан называли Гая Юлия Цезаря, когда он осуществлял реально диктаторские полномочия, но в юридических рамках республики. А затем эту формулу применяли и по отношению к Октавиану Августу, когда он усвоил себе должность принцепса, что значило функционально «первый сенатор», но, расширительно и фигурально, также и «первый гражданин». И вот, ныне для Патриарха Константинополя подобная модель взаимоотношений с епископатом и с главами Поместных Церквей оказалась стеснительна и узка. Ему удобнее радикально другая позиция в церковной иерархии — и если приводить аналогии из политического устройства древних государств, то, вероятно, эта идеальная, с новейшей константинопольской точки зрения, модель действовала в Египте фараонов, в Персии Дария и Ксеркса, в эллинистических монархиях, когда цари правили не равными им гражданами, но подданными.

http://pravoslavie.ru/128702.html

Райские сады равеннских мозаик Путешествие в Равенну может стать одним из самых незабываемых в жизни. Маленькому сонному городу на севере Италии выпала честь сохранить так много памятников христианского искусства, — от его первых образов до византийского апофеоза, — как мало какой столице мира. Недаром говорят, что — город более византийский, чем сама Византия. Интерьер базилики Сан-Витале. VI век Мозаика, возможно, более других видов искусства нуждается в воздухе, свете, движении наблюдающего. Её красоты не передают самые качественные фотоальбомы, её нужно видеть воочию. Однако встреча с мозаиками Равенны — особенная. Созданные более полутора тысяч лет назад, они уводят к началу начал христианской иконографии. Первое изображение святого Петра с ключами от рая; первые попытки запечатлеть евангельские сюжеты и портреты апостолов — их узнаваемые отныне черты останутся в христианском искусстве на тысячелетия. Даже спустя пятнадцать веков под сводами базилик Равенны веет свежестью, новизной и совершенной свободой. У истории, говорят, есть некий вкус к симметрии. К своеобразным рифмам, рефренам, перекличкам — судеб, мест, имён. Не оттого ли основатель Рима, легендарный Ромул, и его последний правитель Ромул Август — тёзки. Не оттого ли Римская империя, владевшая половиной мира, пришла умирать в то самое место, в ту болотистую глушь, где родилась. В Равенну. По дороге из курортного города Римини в Равенну путники минуют неприметную реку, почти ручей. Едва ли многие из них догадываются, что переходят Рубикон. По этой реке в I веке до нашей эры проходила граница между Цизальпинской Галлией и Римом. 10 января 49 года до Р. Х. здесь была пройдена точка невозврата — и для проконсула Юлия Цезаря, инспектировавшего в то время гладиаторскую школу в Равенне, и для римского государства. По закону проконсул мог возглавлять войско только за пределами Италии: полководец, переходивший Рубикон со своим войском без приказания римского сената, становился мятежником. Цезарю стало известно, что враги в столице готовят против него заговор. Риск был огромен, но и выбор невелик: восстать — либо погибнуть. Пресловутый жребий был брошен здесь: из Равенны Цезарь повёл войско на Рим, где под его началом агонизирующая республика стала неуклонно превращаться в Римскую империю.

http://pravoslavie.ru/76383.html

Распинают и сегодня Как наша жизнь связана с Голгофой? 3 апреля, 2018 Как наша жизнь связана с Голгофой? Страстная седмица… О чем стоит задуматься нам, живущим в XXI веке, вспоминая случившееся в Иерусалиме более 2000 лет назад? Размышляет протоиерей Александр Балыбердин, благочинный церквей Кирова. Протоиерей Александр Балыбердин Страстная седмица – особенная, и прожить ее нужно также особенно. Да, у каждого свои возможности, своя степень воцерковления, разные жизненные обстоятельства, и кто-то сможет посетить не все богослужения Страстной, а кто-то не попадет ни на одно. Но если мы считаем себя православными христианами, то в любом случае эта неделя должна для нас стать особенной. Есть люди, которые относятся к тому, что произошло на Голгофе, лишь как к некоему далекому историческому событию. К тому, что было давно и далеко от России, которой тогда не было и в помине, где-то на Востоке, в старинном Иерусалиме. Одним словом – «не с нами», хотя, говорят они, вспоминать об этом поучительно и важно. Словно они отвели в своем сознании для этого события «полочку» в далеком углу, где-то рядом с падением Римской империи, убийством Юлия Цезаря, и вспоминают о нем также только один раз в году, когда эта дата приближается. На мой взгляд, важно понять: то, что тогда проявилось на Голгофе в Иерусалиме, – происходит постоянно и повсеместно. Все это время – как до Голгофы, так и после нее – уже много веков книжники распинают Любовь. Как? Очень просто – люди распинают любовь, когда для них становится не важен, не ценен человек – причем как в глобальном смысле, так и в повседневной, обычной жизни. Это бывает в семье, когда для супруга или супруги вдруг становятся неважны дети, их «половинка», родители, а главным становится что-то другое: деньги, квадратные метры, положение в обществе и так далее. Супруги, которые когда-то друг другу говорили «люблю», теперь отказываются от этого и неизбежно распинают любовь, а в итоге – распинают друг друга. Семьи рушатся, дети остаются без отца или матери, родители – без ухода и без внимания.

http://pravmir.ru/raspinayut-segonya/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Нерон. Бюст. I в. (Капитолийские музеи, Рим) Клавдий Цезарь Август Германик [лат. Nero   Claudius Caesar Augustus Germanicus; греч. Νρων] (15.12.37, Анций, близ Рима - 9.06.68, вилла близ Рима), рим. император (с 13 окт. 54), последний представитель династии Юлиев-Клавдиев, традиционно считается 1-м правителем Римской империи, организовавшим офиц. преследование христиан. Полный титул в 68 г.: император Нерон Клавдий Цезарь Август Германик, великий понтифик, наделен властью трибуна 14 раз, властью императора 13 раз, 5-кратный консул, Отец отечества (Imperator Nero Claudius Caesar Augustus Germanicus Pontifex Maximus Tribuniciae Potestatis XIV Imperator XIII Consul V Pater Patriae). Имя при рождении - Луций Домиций Агенобарб. Н. род. в семье Гнея Домиция Агенобарба и Юлии Агриппины Младшей. Отец принадлежал к древнему плебейскому роду, неск. поколений к-рого со II в. до Р. Х. все более успешно проявляли себя в военном деле. Прадед Н. был выдающимся полководцем и консулом в 16 г. до Р. Х., в том же году получил сан патриция; отец стал консулом в 32 г. по Р. Х. Мать Н. (дочь цезаря Германика и Агриппины Старшей, сестра имп. Калигулы ) приходилась правнучкой имп. Августу . Родители заключили брак в 28 г. по приказу имп. Тиберия. С 37 г., когда императором стал Калигула, Агриппина Младшая проводила большую часть времени при имп. дворе; Калигула был в очень близких отношениях со своими сестрами. Первые годы жизни Н. провел вместе с отцом на вилле в Анции (ныне Анцио) близ Рима. Имп. Нерон и его мать Агриппина. Скульптура. 15 г. (Музей Афродисиады, Турция) Имп. Нерон и его мать Агриппина. Скульптура. 15 г. (Музей Афродисиады, Турция) В 39 г. Агриппина Младшая и ее сестра Юлия Ливилла вместе с их фаворитом Марком Эмилием Лепидом были обвинены в заговоре против Калигулы. Участие Агриппины в заговоре, вероятно, было связано с ее планами относительно судьбы Н., к-рого она уже тогда рассматривала как законного преемника Калигулы. Заговор был раскрыт, Лепид казнен, сестры Агриппина и Юлия Ливилла сосланы на Понцианские о-ва (в Тирренском м.), их имущество было конфисковано. По уверению рим. историков, чтобы выжить в ссылке, сестры были вынуждены нырять за губками в море и потом продавать их.

http://pravenc.ru/text/Нерон.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕСАРИАНИ [греч. Ιερ Μον Καισαριανς], мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, недействующий, принадлежит Кесарианийской, Виронской и Имитской митрополии Элладской Православной Церкви; расположен на юго-зап. склоне горы Имитос в пригороде Афин (Греция). История монастыря Одно из местных преданий связывает название К. с именем Юлия Цезаря, который покровительствовал строительству в Афинах, другое - с привезенной из Кесарии иконой, существуют и иные версии столь же легендарного характера. Др. название мон-ря - Сириани (лат. Sancta Syriani) - упоминается в письме папы Римского Иннокентия III (1208). Мон-рь Кесариани. Рис. Григоровича-Барского. 1745 г. Мон-рь Кесариани. Рис. Григоровича-Барского. 1745 г. На месте К. существовал языческий храм, видимо посвященный богине Деметре. В монастырском дворе найдена мраморная стела с именами языческих жрецов позднерим. периода (IV в. по Р. Х.), осколки керамики (VIII в. до Р. Х.), фрагменты колонн и капителей. Античный мраморный рельеф с изображением сидящей богини (Реи или Кибелы) вмонтирован в стену визант. здания монастырских бань; отверстие источника в ограде монастыря слева от вост. входа оформлено в виде скульптурной головы барана рим. периода. Немного выше по склону к юго-западу от К., на вершине, называемой «кладбищем отцов» (Κοιμητριον τν Πατρων), в результате раскопок найдены фундаменты раннехристианской базилики VI в. и большой 3-нефной базилики Х в. Соборный храм (кафоликон) построен во 2-й пол. или в кон. XI в. (по мнению Х. Бураса, в XII в.). К. впервые упоминается в 1208 и 1209 гг. в письмах папы Римского Иннокентия III и Афинского митр. Михаила Хониата Акомината. По решению Иннокентия III К. был передан католикам, к-рые пристроили к 3-нефной базилике Х в. ц. ап. Марка (сохр. руины). В XVII в. рядом была построена ц. св. Таксиархов (т. е. Чиноначальников, архангелов Михаила и Гавриила). В 1458 г. игумен К. вручил ключи от Афин турецкому султану Мехмеду II. После османского завоевания монастырь был передан православным. В 1678 г. К. был возвращен статус ставропигиального патриаршего монастыря, утраченный в период латинского господства. После осады Афин венецианцами в 1687 г. начался упадок монастыря, в 1716 г. сигиллием К-польского патриарха Иеремии III К. был лишен своих привилегий. Однако в 1778 г. монастырь снова упоминается как ставропигиальный. В 1792 г. по решению К-польского патриарха Неофита VII К. был снова подчинен Афинскому митрополиту.

http://pravenc.ru/text/1684251.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Бюст Цезаря из Национального археологического музея в Неаполе. Создан приблизительно в правление Траяна (начало II века н. э.)[ Кто такой кесарь в Библии? 2 мин., 06.11.2015 Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов  «Кто есть кто в Библии» . Сегодня мы говорим о том, кто такой кесарь. «Кесарь» - греческая форма латинского «Caesar». Это имя основателя Римской монархии, императора Гаия Юлия Цезаря. Оно было присвоено его преемникам и стало титулом, который имел то же значение, что и «император». Слова Иисуса Христа «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» содержатся в трех Евангелиях (Мф 22:22, Мк 12:17, Лк 20:26). Однажды фарисеи послали ко Христу людей спросить, позволительно ли платить подати кесарю. Иудея входила в состав Римской империи и ее жители были обязаны платить подати Римском правителю - кесарю. Нежелание платить подати соответствовало стремлению многих иудеев добиться независимости от Римской империи. В Христе иудеи видели в том числе возможного лидера национально-освободительного движения. Вопрос о податях фактически можно истолковать как вопрос о том, готов ли он возглавить восстание против римлян. Согласие с уплатой податей означало, что Христос лоялен по отношению к Риму и против идеи освобождения иудеи, и это могла восстановить против Него народ. Отказ от уплаты податей мог быть истолкован как открытый протест против Рима и грозил тюремным заключением и наказанием. Ответ Христа: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» лишил фарисеев возможности уловить Его и расставил приоритеты. В Новом Завете значении титула императора слово «кесарь» употребляется при упоминании правителей Августа (Лк 2:1), Тиверия (Лк 3:1), Клавдия (Деян 18:2), Нерона (Деян 25:12, 21; 26:32). Словосочетание " друг кесаря " (Amicus Caesaris) было официальным почетным титулом, который предоставлял существенные привилегии, его лишение влекло за собой немилость (Ин 19:12). На анонсе  фрагмент Бюст Цезаря из Национального археологического музея в Неаполе. Источник фото wikipedia.org   Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kto-takoy-kesar-v-biblii....

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010