Далее идем к Римскому Форуму, слушаем его многовековую историю. Древние римляне обосновались на холмах Палантин, Капитолий, Виминал, Эсквилин, Квиринал, Велиа. А между холмами была огромная болотистая территория, которую до VIII века до н.э. использовали как место для погребений. Потом были проведены глобальные работы по ее осушению, устройству сточных канав и Большой клоаки, и началось строительство Форума – на одной части разместили рынок, вторую планировалось использовать для проведения церемоний, дебатов, выборов и т.д. Постепенно Форум стал приобретать важнейшее политическое и религиозное значение. Строились новые здания и дороги. Во II веке до н.э. вокруг площади появились три большие базилики, в которых проводились судебные разбирательства (от них остались только руины и осколки колонн). В храме Сатурна устроили сокровищницу, в храме Юпитера изготавливали монеты. В I веке до н.э. были построены курии Корнелия и Юлия. В период правления Августа Форум приобрел статус центра Древнего Рима. Появились арка Августа и храм Цезаря. При правлении Константина и Максенция построили базилику Константина и базилику Ромула. А в I веке нашей эры Форум сильно пострадал от нашествия готов и вандалов. Не так много сохранилось от величественных храмов. Мраморный храм Пуп города утрачен. Несколько белоснежных колонн осталось от храма Весты (весталки поддерживали огонь в храме и проводили обряды в честь богини домашнего очага). Храм Цезаря был построен на месте, где сожгли тело Юлия Цезаря. Недалеко от храма располагается триумфальная арка Августа в честь императора Октавиана Августа. В величественном храме Сатурна, который строили в память победы над этрусским правителем, некоторое время находились казначейство и налоговая служба. Храм диоскуров (детей бога Юпитера) можно опознать по трем колоннам, называемым «Три сестры». С появлением христиан на Форуме строилось множество церквей, многие здания были устроены под храмы: церковь Св. Адриана в помещении курии; церковь Санта-Мария-ин-Каннапара в базилике Юлии; Санта-Мария-ин-Миранда в храме Антонина и Фаустины; Сан-Сальваторе-де-Статера в бывшем храме Сатурна.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/17/...

Если всё сводится к слепому, случайному эволюционизму – даже если где-то наверху есть Бог, – тогда исчезает проблема первородного греха, греха, который так гнетет нас, конечно. Исчезает и потребность в спасении, исчезает необходимость Спасителя, а значит, исчезают Воскресение и феномен святости. Согласно атеистической науке, греха не существует, есть только слепой прогресс без реального смысла, который разбивается о стену смерти. Братья, только Христос предлагает нам спасение, преодоление смерти. Братья, у нас имеется больше свидетельств о Воскресении Христовом, чем о существовании Юлия Цезаря. Изучите, братья, Новый Завет чуточку шире его богословского аспекта, исследуйте историко-филологическое качество корпуса Нового Завета – и увидите, что если мы не принимаем фактов, записанных там, то не следует принимать вообще ничего из эпохи античности. Из всех книг, написанных в античности, с историко-филологической точки зрения, ничто не сравнится с филолого-историческим качеством корпуса Нового Завета. По этой причине я и говорю, что у нас больше доказательств Воскресения Христа, чем существования Юлия Цезаря. Что же касается чудес святых, то написаны целые вагоны книг, исходящих из слишком многих источников, совершенно независимых друг от друга, чтобы всё это было манипуляцией. И это не считая тех чудес, о которых я знаю от людей, еще живых и здравствующих, или которые произошли со мной лично. Два случая, касающихся вечности Конечно, эти чудеса говорят также о вечности души, о возвращении с того света. Я уже рассказывал о таких чудесах в нескольких клипах. Сейчас напомню только случай с одним монахом, который умер, и когда через какое-то время его хотели опустить в могилу, он вдруг поднялся и сказал окружающим, что с того света его прислал Христос, чтобы он исповедал один грех, и ему нужен священник. Все, конечно, лишились дара речи. Тут же подошел священник, воскресший мертвец что-то сказал ему на ухо кратко, после чего лег в гроб и снова уснул вечным сном. Он снова умер! И всё это произошло в течение пяти минут. Такие чудеса случаются не только с монахами, они происходят и с мирянами.

http://pravoslavie.ru/158505.html

— Как там загонщики? — спросил Эдуард. — Мы устали ждать. Король кинул на траву обглоданную кость и взобрался в седло. Затем он обернулся к королеве спросить: как она себя чувствует, не замерзла ли на утреннем ветру, не кашляет ли? И поэтому Эдуард не видел, что происходило почти рядом с ним. А герцог Глостер сделал несколько шагов к кустам, раздвинул ветки и исчез с глаз. Если кто и заметил исчезновение герцога, то и виду не подал. Солнце уже поднялось высоко и начало пригревать. Но у земли в густом подлеске было прохладно. Ричард пробрался сквозь кусты и замер под громадным дубом, который рос здесь, может быть, с времен Юлия Цезаря и древних римлян, когда-то завоевавших Британию. Герцог тихо свистнул. Человек, не ожидавший этого, принял бы его свист за трель какой-то птицы. Могучие ветви стоявшей рядом с дубом ели тут же раздвинулись, и показалась женщина высокого роста в длинном платье странного цвета. Оно было светлым, но при этом сливалось с темной хвоей. Если бы вы сказали, что оно зеленое, то жестоко ошиблись бы. Это платье было цвета лесного полумрака. Горящие, как угольки, глаза женщины прятались в глубоких глазницах под густыми черными бровями, и поэтому она не казалась красивой, тем более что ее кожа была странного голубоватого цвета, а волосы отливали синевой. — Ты готова? — громким шепотом спросил Ричард. — Я без тебя знаю, когда начинать, — тоже шепотом ответила женщина. Она говорила так тихо, что даже птицы, пролетавшие рядом, слышали лишь шелест. Но герцог Глостер различал каждое слово. — Ты не будешь раскаиваться? — спросила женщина. — Я никогда ни в чем не раскаиваюсь, — ответил брат короля. — Потому что забочусь не о себе, а о благе державы. Мне же ничего не надо. Я даже подумываю, не уйти ли мне в монастырь. Там тихо, там можно завершить свои дни в покое и молитвах: Я ведь грешил. Да, грешил! Я убивал врагов в бою! Вдруг Ричард широко улыбнулся. Словно рассказал забавную сказку, а потом поставил точку. — Друг мой, — почти беззвучно произнесла женщина, — ты намерен тратить время на пустую похвальбу?

http://azbyka.ru/fiction/alisa-i-ee-druz...

Внимание Георгия главным образом сосредоточено на хронологических расчетах; при этом он, по его собственным словам, опирается в первую очередь на Анниана Александрийского, а также Ипполита Римского и Максима Исповедника , критически относясь к альтернативным системам ( Юлия Африкана , Евсевия и Панодора; ни Иоанна Малалу, ни «Пасхальную хронику» Георгий не упоминает). В то же время хронологическая система Георгия далека от строгости: в ней нередко не согласуются указываемые в разных местах длительности царствований, имеются внутренние сбои в хронологии. 8 Отступив от громоздкой системы региональных столбцов (filae regnorum), принятой в хронике Евсевия (и оказавшейся фатальной для судьбы его сочинения в греческой рукописной традиции), Георгий в то же время отказывается и от единой канвы олимпиад, царств и консульств, применяемой в «Пасхальной хронике». Его повествование, носящее ярко выраженный компилятивный характер, имеет двоякую «пространственно-временную» структуру: регионально-сюжетные блоки выстроены в относительном хронологическом порядке. При всех недостатках подобной схемы она позволила автору собрать большое количество разнородного материала, что делает его сочинение подлинной сокровищницей для позднейших историков. «Хронография» Георгия Синкелла делится на 2 части, имеющих разную рукописную традицию. Вторая часть, относящаяся к имперской эпохе и непосредственно примыкающая к сочинению Феофана, носит особое заглавие «Синтаксис, или краткая хронография от Цезаря до Диоклетиана». В ней применяются следующие хронологические рубрики: а) начало правления императоров (которых Георгий, в отличие от Феофана, снабжает порядковыми номерами); б) промежуточные вехи в длительных правлениях (с подзаголовком «остаток царствования»); в) случайные датировки отдельных событий; г) «пустые» круглые даты. Епископы 4 важнейших «апостольских кафедр» (Рим, Антиохия, Александрия, Иерусалим) и персидские цари (шахиншахи из династии Сасанидов) также пронумерованы. Сроки их правления указываются в особых хронологических гнездах, причем в случае продолжительного правления упоминания о епископах могут повторяться. Определить по этим данным точный год начала и конца правления невозможно: ясно, что источником этой информации служили перечни, снабженные указаниями лишь на длительность правления. Георгий не задавался целью установить их строгую хронологическую привязку, довольствуясь лишь приблизительным соотнесением с царствованием того или иного императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Время, как одна из категорий материальности, через годичный, седмичный и дневной богослужебные круги входит в область вневременного и внематериального горнего мира. А вместе со временем к высотам нетварного бытия восходит Вселенная 28 . Вот почему так важна для церковного календаря ориентация на реальное астрономическое время, ибо астрономический год – это единственные «часы», заведённые Самим Богом, и задача любого календаря – по возможности услышать этот ритм и вычислить его 29 . Реализация принципа освящения творения через соприкосновение с духовным уровнем бытия требует календарной точности, что и явилось предпосылкой календарных реформ, известных в истории Церкви. Нужно также добавить, что принципиально недопустима весьма часто используемая современными раскольниками дифференциация календарей на «светский» и «церковный» (имеется в виду астрономический аспект, а не эортологический). История свидетельствует, что Церковь изначально приняла в свой обиход уже имевшийся календарь римского императора и языческого Верховного Жреца (Pontificus Maximus) Гая Юлия Цезаря, не клеймя эту астрономическую систему громкими оскорблениями, подчёркивающими её происхождение. Отсюда естественным образом возникает вопрос, почему для современных раскольников «языческий» юлианский календарь является символом православности, а «христианский» новоюлианский – символом отступления и падения? Нонсенс раскольнического мировоззрения происходит из их неспособности правильно расставить акценты и определить задачи Церкви, ибо «смысл церковного календаря [...] не в создании новой системы исчислений – это дело математиков и астрономов, а в том, чтобы церковные праздники приспособить к действующему гражданскому календарю» 30 . 1.4. Календарь и православная Пасхалия 1.4.1. Зависимость православной Пасхалии от иудейской Для точного определения дня празднования христианской Пасхи желательным является знание точной даты воскресения Господа. Однако дата эта, по мнению профессора В.В. Болотова , «осталась и вероятно навсегда останется для истории неизвестной» 31 , поскольку документально подтверждённых данных о времени голгофских событий не сохранилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем начались еще более страшные провокационные дела с «живой церковью», изъятием церковных ценностей и т.д., и т.п. Появление в 1927 г. «Декларации» митрополита Сергия, стремившегося примирить церковь с государством и государство с церковью, было всеми, и русскими и нерусскими, воспринято именно в этом окружении фактов гонений. Государство было «богоборческим». Богослужения в остававшихся православными церквах шли с особой истовостью. Церковные хоры пели особенно хорошо, ибо к ним примыкало много профессиональных певцов (в частности, из оперной труппы Мариинского театра). Священники и весь причт служили с особым чувством. Мой педагог Пантелеймон Юрьевич Германович особенно часто ходил в церковь . Там же бывал и мой школьный друг Миша Шапиро из сугубо традиционной еврейской семьи. Тогда же крестилась Мария Вениаминовна Юдина, мой школьный товарищ Володя Раков стал прислуживать в церкви на Петровском острове у отца Викторина Добронравова и т. д. Чем шире развивались гонения на церковь и чем многочисленнее становились расстрелы на «Гороховой, два», в Петропавловке, на Крестовском острове, в Стрельне и т.д., тем острее и острее ощущалась всеми нами жалость к погибающей России. Наша любовь к Родине меньше всего походила на гордость Родиной, ее победами и завоеваниями. Сейчас это многим трудно понять. Мы не пели патриотических песен – мы плакали и молились. И с этим чувством жалости и печали я стал заниматься в университете с 1923 г. древней русской литературой и древнерусским искусством. Я хотел удержать в памяти Россию, как хотят удержать в памяти образ умирающей матери сидящие у ее постели дети, собрать ее изображения, показать их друзьям, рассказать о величии ее мученической жизни. Мои книги – это, в сущности, поминальные записочки, которые подают «за упокой»: всех не упомнишь, когда пишешь их, – записываешь наиболее дорогие имена, и такие находились для меня именно в древней Руси. Выработка мировоззрения Именно мировоззрения, а не «идеологии». К этому разделу моих воспоминаний я бы взял эпиграфом диалог из «Юлия Цезаря» Шекспира. Мысль, в нем выраженная, стала и моим убеждением в течение всей жизни: только правильная философия, правильное мировоззрение способны сохранить человека – и телесно, и духовно. Вот этот диалог.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одиночные изображения Петра в восточной иконографии почти не встречаются, зато постоянны на Западе. Западное средневековье, видящее в Петре основоположника западной церкви, изображает его в папском облачении, а позже в тиаре… Древний атрибут Петра –пастырский посох с крестом – с начала 5-го века вытесняется ключами, обычно двумя ( от райских и адских врат)… В отличие от византийской и древнерусской иконографии, в основном ограничивающей себя при изображении деяний Петра и Павла пределами новозаветных эпизодов, западное искусство широко использует апокрифические мотивы, такие, как борьда Петра с Симоном магом, встреча с Христом в момент бегства из Рима…, распятие… Используются и новозаветные сюжеты: сон учеников и слезы раскаявшегося в отступничестве Петра…, освобождение Петра ангелом из темницы…, воскрешение Тавифы и др.» (Мифы народов мира, Энциклопедия. Т. 2. М., 1988. С. 308–309). 7 Висфаида (Дом рыбной ловли) ( Мф. 9, 21 ; Мр. 6, 45 ; Лк. 9, 10 ; Ин.1:44 ). Под этим именем в Священном Писании упоминаются два города в Иудее: • а) Один из них был расположен на восточном берегу Иордана, около места его впадения в Тивериадское озеро. За городом тянулась степь, или пустыня Вифсаидская, где пятью хлебами и двумя рыбами Господь напитал 5. 000 тысяч мужей, кроме же и детей ( мф. 15, 17–21); здесь же Он исцелил слепого ( Мр. 8, 22 ). Город этот иначе назывался Вифсаида –Юлия, в честь Юлии, дочери Августа Цезаря (+14 по Р. Хр.). Следы его находятся в развалинах местности Эт-тель, при впадении Иордана в Геннисаретское озеро. • б) другой город назывался Вифсаидою Галилейской и был расположен на северо-западе Галииейского озера около Капернаума и Хоразина ( Мф. 9, 21 ). Этот городок и был родиной апостолов Андрея, Петра и Филиппа ( Мр. 14, 70 ; ИН. 1, 44; 12, 21). Господь часто посещал этот город и сотворил здесь много чудес. В настоящее время на месте города – одни развалины (Никифор, архимандрит. Библейская энцилопедия. Труд и издание. М., 1891. Репринт. С. 128; См. также: Jerusalemer Bibel-Lexikon, herausgegeben von Kurt Hennig. Neuhausen –Stuttgart, 1990. S. 130).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Сократ указывает, что оскорбленные язычники «устремились на христиан и стали совершать убийства всякого рода». Христиане оказали вооруженное сопротивление, кровь пролилась с обеих сторон, но христиан погибло больше. Отмечу, что Сократ Схоластик вовсе не оправдывает христиан — напротив, он говорит, что в ходе этого конфликта «одно зло увеличивалось другим». В результате христиане начали теснить язычников, и те заперлись в храме Сераписа. Храм этот фактически представлял собою крепость, в нем можно было выдержать долгую осаду. В фильме, кстати, эта осада показана, но не показано другое — в плену у укрывшихся в Серапеуме язычников находились некоторые христиане, которых те заставляли приносить жертвы богам, а отказавшихся подвергали всяческим мучениям. Рассказ об этом сохранился у христианских историков, Евнапий же, естественно, об этом умалчивает. Когда известие о событиях в Александрии дошло до императора Феодосия, он объявил погибших христиан мучениками, но из милосердия решил не казнить виновников (об этом сообщают Руфин и Созомен). Впрочем, чтобы ликвидировать «причину злодеяний и корень разлада», он распорядился закрыть все языческие храмы в Александрии. Тогда-то, видимо, и был разрушен храм Сераписа. Загадка гибели Александрийской библиотеки Гораздо более сложный вопрос — что же произошло с Александрийской библиотекой? Судя по всему, большая часть рукописей погибла еще во времена так называемой Александрийской войны Юлия Цезаря в 48 году до Рождества Христова. Во время военных действий возник пожар, и сгорело, по свидетельствам античных историков, от 400 до 700 тысяч томов. В 70-е годы III века император Аврелиан взял Александрию штурмом, в ходе боевых действий библиотека могла серьезно пострадать. Вообще, неизвестно даже, сохранилась ли какая-то ее часть до 391 года и где именно она находилась. Историк IV века Аммиан Марцеллин свидетельствует, что она хранилась в Серапеуме, но говорит о ней в прошедшем времени. Следует отметить, что не только христианские историки, но и язычник Евнапий, рассказывая о разрушении храма Сераписа, ни словом не упоминают о том, что были уничтожены какие-либо книги. Замечу, что молчание на этот счет Евнапия можно считать решающим свидетельством в пользу того, что никакой библиотеки в 391 году христиане не уничтожали. Этот антихристиански настроенный автор не упустил бы возможности обвинить христиан в столь вопиющем варварстве.

http://pravmir.ru/pravda-i-lozh-agory/

Стремление к соположению в области сакрального и образа Nempa I, и начавшегося царствования Ekamepuhы II npoяbuлocь и в задуманном уже при подготовке закладки Исаакиевского собора посвящении одного из его приделов свв. мчч. Киру и Иоанну. В церемонии закладки была использована «доска вызолоченая», надпись на которой содержала основные сведения о строящемся храме и, в частности, сообщала следующее: «Положено храма сего основание соборныя святого Исакия Долматского церкви с приделы От северной страны: во имя святого Николая Архиепископа Мирликийских чудотворца; от южной: святых безсребреник Кира и Иоанна» . Как известно, на день дворцового переворота, в результате которого на российский престол взошла Ekamepuha II, пришелся церковный праздник перенесения мощей свв. Кира и Иоанна (28 июня), что привело к развитию их российского культа . Любопытно, что в названии стихотворения Василия Григорьевича Рубана, посвященного «великолепному зданию соборной Исакиевской церкви», упомянут только один придел строящегося храма, посвященный свв. Киру и Иоанну. Поэт уверенно соединяет в этом тексте «святых патронов» Nempa I u Ekamepuhы II, которым последняя посвящает собор: «Монархов сих дела обеих равно громки: /Дивится будут им все будущи потомки. /В воспоминание грядущим временам, /На вечну память сим великим именам, /Екатерина здесь сей храм сооружает, /Которой их святым Патронам посвящает, /Чтоб вечно празднован в России день тот был, /Когда Творец Петру родиться в свет судил; /И тот, чтоб вечно день Россия вспоминала, /Екатерина в кой на троне воссияла…» . Представляется уместным предположить, что Ekamepuha II, приступая к возведению Исаакиевского собора, реализует древнеримскую модель автосакрализации правителя, в рамках которой последний сооружает храм, посвященный уже сакрализированному его предшественнику. (Здесь следует отметить не только близкое знакомство отечественной элиты той поры с религиозной жизнью императорского Рима, но и нарочитое уподобление царствующей Ekamepuhы II Okmabuahy Августу .) Именно эта модель была реализована в результате строительства храма Гая Юлия Цезаря (aedes Divi Iuli) на римском форуме в 42–29 гг.

http://bogoslov.ru/article/6191976

– То есть оба существующие сегодня календаря: и тот, по которому живет Церковь, и светский – церковные? – Да, один древний, который возник еще в эпоху Константина Великого, первых отцов Церкви, то есть в IV веке, – это так называемый юлианский календарь. По нему живет наша Церковь. Он основан на календаре Юлия Цезаря, но с некоторыми своими особенностями. В частности, в отличие от римского календаря, дни считаются последовательно: 1 января, 2 января, 3 января... Это ранний имперский календарь. А есть поздний календарь – григорианский. Тоже церковный, изобретенный по указу папы Григория XIII в конце XVI века. И он стал господствующим в католической Европе. Потом, в силу того что экономически им было удобнее пользоваться, на него с неохотой перешли протестанты. Перешли постепенно. Англичане, например, только в XVIII веке. Почему Петр I не принял григорианский календарь? Потому что, когда он ездил в Англию, англичане жили по юлианскому календарю. И шведы тоже только в XVIII веке перешли на григорианский календарь. А Восточная Европа лавинообразно приняла этот календарь в Первую мировую войну. И Россия была далеко не первой православной страной, которая отошла от календаря юлианского, – до нас от него отказались в Болгарии. Но именно потому, что переходило на другой календарь светское правительство, не спрашивая Церковь, и возникло это разделение, которое сейчас существует: на как бы церковный и светский календари. Но они оба церковные, просто один из них римско-католический, а другой – православный. Именно в этом и заключается сейчас основная календарная проблема в православном мире, потому что Пасхалия базируется на юлианском календаре, григорианский календарь к ней не может быть приспособлен. – Почему? – Потому что в нем отсутствует цикличность. В нем поправка сбивает цикл, и Пасхалия разрушается. Именно поэтому те православные страны, которые перешли на " новый стиль " – Греция, Константинополь, – вынуждены пользоваться Пасхалией, подстроенной под юлианский календарь. Получается некая литургическая нестыковка. Это, знаете, такой синкретизм. Если принимать " новый стиль " , нужно делать и новую Пасхалию. Но это задача очень непростая.

http://religare.ru/2_107452.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010