Меню Закрыть Викторина Культура Древнего Рима Для многих первые ассоциации с Древним Римом – это картинка Колизея и гладиаторских боев. Но культура этой цивилизации гораздо шире и разнообразнее. Цицерон, Сенека, Вергилий, Квинтилиан – сможете ли Вы вспомнить известных римских авторов и не запутаться в их текстах? Начать викторину 1. Начнем с самого простого. В каком месяце родился Гай Юлий Цезарь: в августе в декабре Правильный ответ: Месяц июль был переименован в честь Гая Юлия Цезаря, который родился в этом месяце. Этот факт указывает на величие фигуры Цезаря. Правильный ответ: Месяц июль был переименован в честь Гая Юлия Цезаря, который родился в этом месяце. Этот факт указывает на величие фигуры Цезаря. Правильный ответ: Месяц июль был переименован в честь Гая Юлия Цезаря, который родился в этом месяце. Этот факт указывает на величие фигуры Цезаря. 2. Цицерона много критиковали за то, что он был политически непоследователен, метался между разными партиями, но мы уже знаем, что это было стремление к неизменному идеалу в меняющихся обстоятельствах. «Идеал» в понятии Цицерона: республика унитарное государство монархия Правильный ответ: Идеал для Цицерона —это республика и согласие сословий, в его трактате «Республика» есть представление об идеальном правителе, который мог бы обеспечить это согласие. Правильный ответ: Идеал для Цицерона —это республика и согласие сословий, в его трактате «Республика» есть представление об идеальном правителе, который мог бы обеспечить это согласие. Правильный ответ: Идеал для Цицерона —это республика и согласие сословий, в его трактате «Республика» есть представление об идеальном правителе, который мог бы обеспечить это согласие. 3. Какую функцию выполняет поэт эпоса: развлекает своих читателей знакомит людей с новыми законами передает божественные откровения-знания людям в бессмертной форме Правильный ответ: Считалось, что именно боги открывали поэту эпоса те знания, которыми он должен был поделиться с людьми. Правильный ответ: Считалось, что именно боги открывали поэту эпоса те знания, которыми он должен был поделиться с людьми.

http://europe.foma.ru/ds_quiz/kultura-dr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУПЕРКАЛИИ [Лат. Lupercaliae], в Др. Риме празднества в честь бога Луперка, когда происходило ритуальное очищение от злых духов; праздник плодородия. Самое раннее упоминание о Л. принадлежит Эратосфену, греч. ученому и писателю из Кирены, подробно описано Овидием ( Ovid. Fast. 2. 267-452), Марком Теренцием Варроном ( M. Terenti Varronis. De lingua Latina libri. VI 3-4. B., 1885), упоминают Плутарх в жизнеописаниях Ромула и Юлия Цезаря ( Plut. Vitae. 21. 3-8, 61. 3-4), Цицерон, Дионисий Галикарнасский, блж. Августин и др. авторы. Л. проводились ежегодно 15 февр. Учреждение Л. в Риме приписывается Евандру из аркадского г. Паллантия, где таким же образом, вероятно, праздновали Пана Ликейского. Одна из древнейших рим. жреческих коллегий, коллегия луперков, собиралась на ритуальные празднества в гроте Луперкал (по преданию, так назван Евандром) у подножия Палатинского холма. В качестве учредителей коллегии луперков предание называет легендарных основателей Рима - Ромула и Рема. Священнодействия проводились только раз в год - во время празднеств Л. Коллегия делилась на 2 части, к-рые по традиции были связаны с 2 патрицианскими родами - Фабиев (Luperci Fabiani) и Квинтилиев (Luperci Quintiliani). Во главе каждой стоял магистр. Количество людей, входивших в эти коллегии, и срок их службы неизвестны. В 45/44 г. до Р. Х. появилась 3-я коллегия - в честь Юлия Цезаря (Luperci Iuliani/Julii; предположительно, была распущена уже в 43 г. до Р. Х.). Ее первым магистром был Марк Антоний. Впосл. патрицианская коллегия луперков была передана сословию всадников. В начале празднеств жрецы приносили в жертву козла (или козу, или коз) и, согласно Плутарху, собак. Далее Плутарх писал, что к алтарю подводили 2 знатных юношей, жрецы прикасались к их лбам окровавленным ножом, а затем стирали кровь шерстью, смоченной в молоке. Юноши должны были улыбаться или смеяться, выражая т. о. радость, что явились добровольной жертвой во время ритуала. Человеческая жертва была символической, но не исключено, что в период зарождения Л. она была реальной. Новый этап ритуала начинался с того, что жрецы, обнажив себя и сделав набедренные повязки из козлиных шкур, согласно сообщениям Дионисия и Плутарха, обегали границы Палатина (символическое окружение поселения магическим кругом, чтобы не допустить вреда извне). Из описаний Варрона и блж. Августина следует, что жрецы поднимались и спускались по Свящ. дороге (via Sacra). Луперки стегали ремнями из козьей шкуры встречавшихся им по пути людей, гл. обр. женщин. Считалось, что такой удар обладает магическим действием и представляет собой своего рода ритуал изгнания злого духа, избавляет женщин от бесплодия, облегчает процесс родов (коза известна своей плодовитостью, козел - символ похоти).

http://pravenc.ru/text/2110900.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Август Октавиан (Goltzius H. Vivae imperatorium. 1557) [Гай Юлий Цезарь Октавиан; лат. Gaius Iulius Caesar Octavianus, imp. Caesar Augustus, греч. Σεβαστς] (63 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.), рим. император (princeps), единоличный правитель с 31 г. до Р. Х., фактический создатель могущества Римской империи . Сын сестры Гая Юлия Цезаря ; был усыновлен Цезарем по завещанию (44 г. до Р. Х.). С 43 г. до Р. Х. консул; вместе с Марком Антонием и Эмилием Лепидом создал второй триумвират. В качестве триумвира одобрил введение «проскрипций» и политические репрессии в Риме. Участвовал в гражданской войне против Брута и Кассия, сторонников рим. сената; вместе с Антонием одержал над ними победу в битве при Филиппах (42 г. до Р. Х.). В 36 г. до Р. Х. совместно с Лепидом одержал победу над консулом Секстом Помпеем, владевшим Сицилией, после чего отстранил от власти и Лепида. В 31 г. до Р. Х. в морской битве у мыса Акций разгромил флот Антония и егип. царицы Клеопатры VII и тем самым устранил всех своих соперников в борьбе за власть. В 27 г. до Р. Х. принял титул Август (Augustus - тот, кто проводит augurium augustum - гадание по полету птиц, подобное гаданию Ромула при основании Рима; А. О., т. о., сопоставлял себя с Ромулом и провозглашал эпоху обновления и процветания Рима). А. О. проводил реформы во всех сферах общественной жизни, создал постоянную оплачиваемую армию и гос. бюрократический аппарат управления, подчиненные только императору. Полномочия сената были сокращены, но формально этот орган сохранил свое прежнее значение, т. к. все важнейшие гос. чиновники, в т. ч. и сам А. О., утверждались сенатом. При А. О. Рим постепенно прекратил завоевания в Средиземноморье и перешел к обороне уже существовавших границ с помощью строительства укрепленных поселений на Рейне и Дунае и поддержания ряда небольших вассальных гос-в на Востоке, в т. ч. царства Ирода Великого и его наследников в Иудее.

http://pravenc.ru/text/62596.html

Скачать epub pdf См. также « Из области таинственного » Как следует относиться к призракам, привидениям, знамениям из «зазеркалья», сверхчувственным видениям, вещим снам, явлениям двойников? Администрация Православного портала «Азбука веры» обратилась ко мне с предложением дать краткий комментарий к недавно представленной (ею на названном сайте) книге протоиерея Григория Дьяченко «Из области таинственного» . Комментарий: Работа принадлежит авторству известного Православного проповедника, писателя, учёного, публициста. По сути она представляет собой фундаментальный апологетический труд. Содержание книги включает внушительный перечень всевозможных таинственных случаев и происшествий из жизни влиятельных исторических деятелей (Юлия Цезаря, Наполеона I и Жозефины, Генриха IV, Карла XI, Павла I, Екатерины II, А. С. Пушкина и пр.), а также обычных людей (частных лиц). Большинство использованных автором примеров заимствованы из печатных изданий (научных, исторических, публицистических) и снабжены соответствующими информационными ссылками. Явления умерших, функционирование тела по отсечении головы, воскрешения мертвых, слух и видение на расстоянии (дальновидение), чтение мыслей, спиритизм, галлюцинации и иллюзии, гипнотизм, предзнаменования смерти, пророческие сновидения, раздвоение сознания во сне, стигматы, встречи с привидениями – вот лишь некоторые темы, затронутые в книге . Все они расположены по разделам – в строгом систематическом порядке. В разделы включены надлежащие замечания и выводные суждения. Подавляющее большинство приведённых в произведении фактов свидетельствуют о невозможности их объяснения средствами материализма. Собственно, этому, как представляется, и была посвящена одна из главных задач. Таким образом автор удостоверяет читателя (а его книга предназначалась для самой широкой аудитории) в наличии как в естестве человека, так и в его жизни, и в жизни окружающего его мира таинственной, духовной составляющей. Особый акцент выставлен на доказательстве субстанционального существования души. В этой связи автор опровергает мнение философов-атеистов, вступает в спор с физиологами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

51. Г. Гауптман. Праздник мира. Перевод с немецкого Л. М. Василевского. 52–53. Г. Ибсен. Кесарь и Галилеянин. I. Отступничество Цезаря. Перевод с норвежского В. М. Спасской. 54–55. К. Гамсун. Пан. Второе издание. Перевод с норвеж. М. П. Благовещенской. 56 Б. Шоу. Промысел госпожи Варрен. Перевод с английского А. Готвальт. 57 Ф. Гоббол. Юдифь. Перевод с немецкого В. Гофмана. 58–59. Г. д’Аннунцио. Корабль. Перевод с итал. И. И. Бронштейна. 60. Э. Верхарн. Монастырь. Перевод (в стихах) с французского Эллиса, с предисловием Андрея Белаго. 61. А. Страндберг. Отец. Пер. со шведского Ю. Балтрушайтиса. 62. М. Метерланк. Слепые. Там внутри. Непрошеная. Перевод с французского П. Соболевского. 63. Б. Шоу. Фарисеи. Перевод с английского В. А. Готвальт. 64. К. Гансун. Виктория. Перевод с норвежского М. Коваленской. 65. С. Лагерлёф. Легенда одной усадьбы. Перевод со шведского М. П. Благовещенской. 66. Г. Ибсен. Столпы общества. Перевод с норвежского А. Гретман, под редакцией Ю. Балтрушайтиса. 67. М. Дрейер. Семнадцатилетие (Молодежь). Перевод с немецкого Р. М. Маркович. 68. Г. Гофмансталь. Женщина в окне. Глупец и смерть. Пер. (в стихах) с немецкого Л. М. Василевского и Г. А. Галиной. 69. Э. Верхарн. Зори. Перевод с французского А. Воротникова и С. Шамбиного. 70. А. Шняцлер. Смерть. Перевод с немецкого Н. И. Бронштейна. 71–72. А. Франс. Источник Святой Клары. Перевод с французского Е. Т. и М. П. Коваленских. 73. С. Пшибышевский. Пляска любви и смерти: I. Золотое руно. Гости. Перевод с польского Е. и И. Леонтьевых. 74. А. Страндберг. Товарищи. Перевод со швед. Л. Б. Хавкиной. 75–76. Т. Гедберг. Иуда. Перевод со шведского В. М. Спасской. 77. Г. Зудериан. Иоанн. Перевод с немецкого П. Д. Городецкой, под редакщей Л. М. Василевского. 78. К. Тетмайер. Бездна. Перевод с польского В. Высоцкого. 79. А. Страндберг. Графиня Юлия. Перевод со шведского Л. Б. Хавкиной. 80. Г. Ибсен. Дикая утка. Перев. с норвежского К. Д. Бальмонта. 81. И. Фрапан. Спасители нравственности. Перевод с немецкого В. Величкиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИХИЙ МИЛЕТСКИЙ [греч. Ησχιος Μιλσιος; Исихий Иллюстрий, Ησχιος Ιλλοστριος] (VI в.), византийский историк. Биографические сведения об И. М. содержатся в «Библиотеке» патриарха К-польского свт. Фотия I ( Phot. Bibl. T. 1. P. 101-102), а также в визант. словаре «Суда» (ок. 1000) (Suda. H. 611). Ссылки на труды И. М. имеются также в соч. «О фемах» имп. Константина VII Багрянородного ( Constantino Porfirogenito. De thematibus/A cura di A. Pertusi. Vat., 1952. P. 92. (ST; 160)). И. М. происходил из г. Милет, род. в семье юриста Исихия и Философии (Софии). Известно, что И. М. был современником императоров Анастасия I (491-518), Юстина I (518-527) и Юстиниана I (527-565). Наименование «Иллюстрий», вероятно, указывает на титул «сиятельного мужа» (vir illustris), однако сведений о том, какую должность занимал И. М., нет. Свт. Фотий сообщает, что И. М. прекратил занятия историей из-за преждевременной кончины своего сына Иоанна. Основное соч. И. М. «Римская и всемирная история» (Ιστορα Ρωμακ κα παντοδαπ), или «Историческая хроника» (Χρονικ στορα), известно только по описанию Фотия. «История» состояла из 6 разделов (τμμα): 1-й охватывал период от легендарного основателя Ассирийского царства Бела до Троянской войны; 2-й доводил повествование до основания Рима; 3-й - до учреждения Республики; 4-й - до установления единоличного правления Гая Юлия Цезаря ; 5-й - до возвышения К-поля; 6-й - до смерти имп. Анастасия I. Весь этот период охватывал по подсчетам И. М. 1190 лет. Свт. Фотий дает стилю И. М. весьма лестную характеристику, отмечая умение использовать фигуры речи так, чтобы они не препятствовали ясности изложения. Часть «Истории» И. М. известна в переработке X в. под названием «Древности Константинополя по Исихию Иллюстрию» (Πτρια Κωνσταντινουπλεως κατ Ησχιον Ιλλοστριον; древнейший список: Palat. gr. 398. Fol. 209-215). Она составляет 1-й раздел свода полулегендарных сведений о древней истории К-поля, опубликованного Т. Прегером и, вероятно, восходит к 5-му или началу 6-го раздела «Истории» И. М.

http://pravenc.ru/text/674958.html

Разделы портала «Азбука веры» Календарь церковный – утвержденный Церковью календарь, имеющий церковно-богосужебно-практическое (литургическое) назначение, содержащий указания о датах переходящих и непереходящих церковных  праздников  и  постов , исчисляемых на основе седмичных циклов, лунных месяцев, и солнечного годичного цикла. См.  Календарные циклы . В Православной Церкви (как совокупности Православных Поместных Церквей) на сегодняшний день используются три богослужебных календаря: Юлианский календарь  — т.н. “старый стиль”, используется в Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Польской и Македонской Православных Поместных Церквах. Новоюлианский календарь  — в большинстве Поместных Церквей (совпадает и будет совпадать в ближайшие несколько веков с григорианским; при этом дни (даты) неподвижных праздников, определяемые по новоюлианскому календарю, соответствует дням (датам), определяемым по григорианскому календарю, но Пасха определяется по “старому стилю”). Григорианский календарь  — Финляндская Автономная Православная Церковь (в составе Константинопольского патриархата). Юлианский календарь самый древний из перечисленных выше. Он был введен в действие в 46 ⁄ 45 году до Р. Х. и назван в честь римского императора Юлия Цезаря, правившего в это время. Какое-то время первым месяцем, согласно юлианскому календарю, был март. Затем новый год стал отмечаться 1 сентября. Сейчас этот день отмечается в церквях, живущих по юлианскому календарю, как церковное новолетие. Григорианский календарь был введен в западных странах и церквях в XVI веке для преодоления расхождений между астрономическим и календарным временем и назван по имени папы Римского Григория XIII, который и провел эту календарную реформу. Сегодня григорианский календарь опережает юлианский на 13 дней. В 1923 году по инициативе вселенского патриарха был созван «Всеправославный конгресс» для обсуждения возможности перехода Православных Церквей на новый календарь. Многие Православные Церкви, в том числе Русская, не участвовали в работе этого собрания. Церкви, представленные на нем, также не смогли прийти к согласию по главному вопросу. Тем не менее, в разное время многие Православные Церкви стали переходить на новоюлианский календарь, в том числе Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Греческая, Кипрская, Румынская, Польская. Одной из последних на новый календарь перешла Болгарская Церковь (в 1968 году). В Русской и Грузинской Церквах был очень короткий период, когда официально действовал новый календарь (это решение было вскоре отменено церковными властями). Старый, юлианский календарь, сохранили Русская, Грузинская, Иерусалимская и Сербская Церкви, а также почти все монастыри Афона. В 2014 году Польская Православная Церковь вернулась к использованию старого календаря.

http://azbyka.ru/kalendar-cerkovnyj

Скачать epub pdf Cod. 69. Гесихий Иллюстрий. История Переводчик: Болгов Н. Н. Переводчик: Зайцева И. В. Классическая и византийская традиция. 2011. Читана «История» Гесихия Иллюстрия 121 , сына Гесихия и Софии, родившегося в Милете. Это – своего рода синопсис Всемирной истории, как показано в названии – «История римлян и Всеобщая история». Она начинается с правления Бела, царя Ассирии, и заканчивается смертью Анастасия, императора Рима 122 . Его стиль краток и изящен, язык, ясный, но немного риторичен, а состав сложен в пропорции. Он особенно осторожен в выборе слов. Его способ выражения отличен и решителен, и он очаровывает 123 читателя фигурами речи, которые, однако, не препятствуют тому, чтобы события были описаны так ясно, словно он не видит смысла в числах, или даже еще более ясно. Он также высказывает свое намерение придерживаться строгой правды. Работа разделена на шесть частей. Первая часть содержит рассказ о событиях, предшествующих Троянской войне; вторая – события от захвата Трои до основания Рима; третья – события от основания Рима ко времени, когда назначение консулов положило конец монархии, во время 68-й Олимпиады 124 ; четвертая – события от правления консулов до 182-й Олимпиады, когда Юлий Цезарь стал единственным императором, и консулы были отменены 125 ; пятая – от событий, которые имели место в правление Юлия Цезаря до времени, когда слава Византии достигла своей высоты, в начале 277-й Олимпиады 126 . Шестая начинается со времени, когда Византия к ее удаче имела Константина своим императором, и заканчивается смертью Анастасия, которого автор (я не знаю, почему) хвалит выше других из его предшественников, выделяя его милосердие и мягкость. Его смерть упоминается в 11-м индикте 127 , когда Магн был единственным консулом. Промежуток времени, охваченный его историей, составляет 190 лет 128 . Также прочитана другая книга того же самого автора, которая содержит события правления императора Юстина. Это имеет важное отношение, поскольку после смерти Анастасия Юстин был выбран преемником, как затем за самим Юстином последовал Юстиниан. Различные события произошли в течение первых лет господства последнего. Автору помешала писать далее смерть его сына Иоанна, к которому он был так глубоко привязан, что он был неспособен посвятить себя дальнейшим занятиям литературной работой.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Юлий Цезарь, императоры-спасители и культ императора в Риме Нам понятно и близко негативное отношение к культу императора в Иудее. Но зададимся вопросом – какое же отношение было к этому культу у язычников? 13 июля, 2012 Нам понятно и близко негативное отношение к культу императора в Иудее. Но зададимся вопросом – какое же отношение было к этому культу у язычников? Имя Юлия Цезаря, рожденного 12 (или 13) июля на рубеже двух последних веков до Рождества Христова, связано с началом обожествления римских императоров. Гай Юлий Цезарь Хотя так называемые «божественные почести» люди оказывали военачальникам и правителям в эллинистических государствах Малой Азии, а также и в самой Римской республике, тем не менее, именно Юлий Цезарь был первым, кого провозгласили «божественным Юлием» — «Divus Julius». Его также называли и «спасителем», по-гречески – «сотер». Усыновленный племянник Юлия Цезаря — и не менее, чем Цезарь, знаменитый — император Октавиан Август был… «сыном божиим», то есть «сыном божественного Юлия». «Сыновьями божиими» продолжали называть императоров и в дальнейшем. Именно о динарии кесаря с надписью «Тиберий Цезарь, сын божественного Августа» спрашивали «некоторые из фарисеев и иродиан» (Мк 12,13-17) Иисуса Христа, Сына Божия. Но, поставив Спасителю вопрос-ловушку, они сами попадают в нее. «Достаточно взглянуть на всю ситуацию, учитывая реалии того времени. Противники Иисуса Христа задают Ему хитрый вопрос-ловушку: Должно платить подать языческому властителю или нет? Сказав «Да», Он окажется другом римлян, антипатриотом и даже беззаконником. Сказав «Нет», Он рискует быть обвиненным как мятежник-зилот, «разбойник». Первое слово Иисуса – «Принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его». Можно подумать, что Иисус никогда не видел римского динария, что Его глаза не осквернялись видом «иконы» кесаря, изображенного на монете. Вот теперь, мол, Он желает видеть те деньги, о которых его спрашивают. Благочестивый иудей не имел права вносить в храм римские деньги с изображениями кесаря. В храме действовала иная, храмовая валюта. Однако, «благочестивые» фарисеи, не уловив подвоха, достают динарий (в храме!) и предъявляют его Иисусу. Следует знаменитое слово: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (архим. Ианнуарий (Ивлиев) .

http://pravmir.ru/yulij-cezar-imperatory...

Художник: Василий Садовников В текущем году исполняется 300 лет Российской империи. После заключения Ништадтского мирного договора, которым завершилась победоносная для России Северная война, 22 октября (4 ноября) 1721 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, в Троицком соборе Санкт-Петербурга от имени Правительствующего Сената, Святейшего Синода и российского народа царю Петру Алексеевичу было преподнесено именование Великий, Император и Отец Отечества (калька древнеримского pater patriae). Царский титул и сам по себе возвышался над королевским. Представляя трансформацию имени Гая Юлия Цезаря, он стал употребляться римскими принцепсами наряду с именем Августа основателя системы принципата, как титул. Продолжал он применяться и по отношению к христианским правителям Римской империи – василевсам и автократорам ромеев и в разных случаях – к их близким родственникам, которые призывались к соправительству; был заимствован затем балканскими славянами и, наконец, пришел на Русь. Петр I Усвоение царю императорского титула было актом провозглашения лидирующего места России в иерархии европейских государств Впервые у нас им был удостоен внук великого князя Московского Ивана III Дмитрий, что обозначало признание его наследником деда. Венчанием на царство великого князя Московского Ивана IV, совершенным святителем Макарием, было обозначено вступление Руси – Третьего Рима – в преемство и наследство поверженного османами Нового Рима – Византии. Но на Западе царский титул, хотя его германский вариант «Kaiser» (тоже от имени Цезаря) применялся по отношению к правителям Священной Римской империи германской нации, воспринимался все же как экзотический. Поэтому усвоение царю императорского титула было актом провозглашения лидирующего места России в иерархии европейских государств, где до тех пор в течение многих веков был один император – Германский и Римский с резиденцией в Вене. Империи Наполеона I и Наполеона III, а также Гогенцоллернов, существование которых продолжалось десятилетия и которые не имели за собой имперского преемства, представляли собой своего рода бастардов в сравнении с Российской империей или той, которой столетиями правили Габсбурги. В XVIII веке учение о Третьем Риме в его оригинальном виде, как оно сформулировано было старцем Филофеем, казалось почти забытым, но само усвоение царю императорского титула свидетельствовало о том, что суть этой доктрины (преемство от Византии и через нее – от Рима) осталась краеугольным камнем государственной идеологии.

http://pravoslavie.ru/142703.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010