Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИМПЕРАТОРОВ КУЛЬТ одна из форм гос. религии в Др. Риме. В Риме И. к. оформился в правление имп. Августа Октавиана (63 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.). Традиционно И. к. связывают с учрежденным сенатом в республиканскую эпоху культом удачи (лат. felicitas) полководца; в то же время нек-рые рим. политические деятели, такие как Марк Фурий Камилл, Публий Корнелий Сципион Африканский, Луций Корнелий Сулла, Квинт Серторий, Гай Юлий Цезарь и Марк Антоний, приветствовались народом как богоизбранные; в вост. провинциях Рима обожествляли эллинистических царей и местных династов, иногда там почитались рим. полководцы и наместники как спасители и благодетели (напр., культы Тита Квинкция Фламинина, Марка Клавдия Марцелла, Луция Лициния Лукулла и Гнея Помпея Магна); на западе Римской державы обожествлялись «друзья и союзники римского народа» (напр., цари Масинисса, Миципса, Бокх II, Юба I и Юба II в Нумидии и Мавритании). В I в. до Р. Х. культы «харизматических» политиков (Лукулла, Помпея, Цезаря) в Риме стали повсеместными. Гая Юлия Цезаря (100-44 гг. до Р. Х.) еще при жизни почитали на Востоке (SIG3. 760; SEG. XIV 474), а затем и в Риме. После того как Цезарь стал диктатором (49 г. до Р. Х.), его статуя была установлена в святилище Квирина. Цезарь получил собственного жреца (фламина Юлия) ( Suet. Iulius. 76. 1), именем императора был назван месяц квинтилий (июль). После гибели Цезаря в его честь в Риме был построен храм, к к-рому был приписан особый жрец, а именно Марк Антоний ( Cicero. Phil. 2. 110). Однако офиц. культ Цезаря был установлен Августом Октавианом в нач. янв. 42 г. до Р. Х., а храм «божественному Юлию» был освящен лишь в 29 г. до Р. Х. Исследователи различают прижизненную дивинизацию Цезаря и посмертную деификацию. Процедура деификации Цезаря стала образцом обожествления императоров Рима: акт обожествления (consecratio) требовал свидетельства того, что душа почившего императора покинула погребальный костер в виде возносящегося в небо орла. После смерти Цезаря произошло еще одно событие, к-рое убедило армию и народ в том, что он - божество. Во время первых игр, учрежденных Августом Октавианом в его честь, в течение 7 дней в небе была видна комета.

http://pravenc.ru/text/императоров ...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации На аукцион выставлена редчайшая монета, отчеканенная Брутом в честь убийства Цезаря Ранее неопубликованный золотой ауреус «EID MAR» был отчеканен Брутом в 42 г. до н.э.   ЛОНДОН. Ранее неопубликованный золотой ауреус «EID MAR», отчеканенный Брутом в 42 г. до н.э. в ознаменование убийства Юлия Цезаря, — одна из самых редчайших монет в мире — выставляется на аукцион, сообщил Тне Hismory Blog. До сих пор были известны всего лишь два других экземпляра этой невероятно редкой монеты, имеющей астрономическую стоимость. Ожидается, что третий экземпляр монеты будет продан с аукцион по цене, которая превзойдет его предварительную оценку в 500 тыс. фунтов стерлингов (644 150 долларов США). При этом монета сохранилась до нашего времени в отличном состоянии. Почти все сохранившиеся монеты «EID MAR» — их сохранилось около 85, по последним подсчетам, — представляют собой серебряные денарии (эта монета была равна дневной заработной плате римского пехотинца). Считается, что их чеканили для раздачи солдатам и офицерам армий Брута и Кассия в Греции до их окончательного поражения от войск Марка Антония в битве при Филиппах в октябре 42 г. до н.э. Золотые монеты чеканились в очень малых количествах для раздачи представителям высшего эшелона сторонников Брута. Позже Антоний приказал их собрать и переплавить, поэтому сегодня их так мало в коллекциях нумизматов. На аверсе изображен профиль Марка Юния Брута, который идентифицируется по круговой легенде «BRVT IMP» (Brutus Imperator). Надпись слева от портрета, «L PLAET CEST», относится к денежному мастеру мобильного монетного двора Брута — Луцию Плеториусу Цестиану, чеканившему монеты. Со стороны Брута было бессовестным лицемерием изобразить свое лицо на монете, чтобы отпраздновать убийство человека, обвиненного в стремлении к абсолютному правлению, когда одно из обвинений против Цезаря заключалось в том, что он нарушил древнее табу и позволил изображать свое лицо на монетах.

http://sedmitza.ru/text/9932129.html

Сортировать по Исключить новости Юлианский и Григорианский календари: сходства и различия Юлианский и Григорианский календари — в чем разница? 2 ноября, 2016 Юлианский и Григорианский календари — в чем разница? 31 января 1918 года Россия начала жить по Григорианскому календарю, и многое изменилось. Юлианский и Григорианский календари, отличие которых породило много споров о правильности каждого из них, на самом деле, имеют не такую уж большую разницу. Попробуем разобраться, почему сейчас мы живем по Григорианскому календарю? Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан — Пасхи. Юлианский календарь Когда-то, еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем , поэтому Юлианский календарь был «солнечным» календарем. Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии. Григорианский календарь Однако в конце XVI века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет. Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по Юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о Григорианском календаре.

http://pravmir.ru/yulianskiy-i-grigorian...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В итальянской Брешии древнеримская Крылатая Победа возвращается на свое исконное место в Капитолийский храм Скульптура датируется I веком н.э., она была создана в эпоху правления императора Веспасиана БРЕШИА. Древняя бронзовая статуя Крылатой Победы, ставшая символом города Брешиа в Ломбардии на севере Италии, вернулась в свой первоначальный дом — городской Капитолийский храм I века. Она была установлена в восточной камере Капитолия в новой планировке, которая включает в себя культовую бронзу, сообщает Тне Hismory blog. Самые ранние предшественники Брешии восходят к 1200 г. до н.э., которым датируется поселение древнего италийского племени лигуров. В 7 веке до н.э. кельты сеноманы пересекли Альпы и сделали город в предгорьях своей столицей. В отличие от соседних племен, сеноманы были союзниками Рима и неизменно выступали на его стороне против всех врагов внешних (Карфаген) и внутренних (инсубры). Когда инсубры и другие галльские народы северной Италии объединились для похода на Рим в 225 г. до н.э., сеноманы сражались на стороне Римской республики и ее центрально-итальянских союзников против своих кельтских сородичей. Город сеноманов сохранил свою верность Риму в социальных войнах 1 века до нашей эры, когда италийские народы восстали против Римской республики. В награду Брешиа, тогда известная как Бриксия, в 89 г. до н.э. получила статус civitas («город»), а 50 лет спустя ее жители получили полное римское гражданство от Юлия Цезаря. Чтобы отпраздновать предоставление латинских прав, на главной улице города было построено святилище. Четыре больших прямоугольных зала, каждый с отдельным входом через пронаос (портик с колоннами), были построены и украшены яркими фресками и инкрустацией стен. Изысканное мастерство характерно для высококлассных мастеров из центральной Италии. Бриксия хотела только лучшего, чтобы продемонстрировать свое официальное признание в правовом и культурном лоне Рима.

http://sedmitza.ru/text/10214119.html

Великому князю Николаю Александровичу непосредственно до Гончарова русский язык преподавал талантливый педагог, автор многих учебников Владимир Игнатьевич Классовский (1815-1877). Его перу принадлежали весьма популярные в то время книги: «Версификация» (СПб., 1863), «Краткая история русской словесности» (СПб., 1865), «Русская грамматика» (СПб., 1865), «Латинская просодия» (СПб., 1867), «Основание словесности» (СПб., 1866), «Грамматика славяно-церковного языка» (СПб., 1867), «На досуге детям» (СПб., 1868), «Нерешенные вопросы в грамматике» (СПб., 1870), «Основания педагогики» (СПб., 1871 и 1872), «Знаки препинания в пяти новейших языках» (СПб., 1869), «Поэзия в самой себе и в музыкальных своих построениях» (СПб., 1871), «Заметки о женщине и ее воспитании» (СПб., 1874), «Состав, формы и разряды словесных произведений применительно к практическому преподаванию словесности» (СПб., 1876) и др. Его учебник «Грамматика славяно-церковного языка нового периода» выдержал семь изданий, причем последнее вышло уже в наше время - в 2005 году. Классовский, как и Гончаров, имел большую любовь к античности и издал со своими комментариями латинских классиков: Вергилия, Юлия Цезаря, Федра, Овидия, Тацита. Он преподавал в Пажеском корпусе. О его педагогической деятельности ходили легенды. Будущий анархист Петр Кропоткин, учившийся у Классовского в Пажеском корпусе, вспоминал: «Первая лекция В.И. Классовского явилась для нас откровением. Было ему под 50; роста небольшого, стремителен в движениях, сверкающие умом и сарказмом глаза и высокий лоб поэта... Он должен был преподавать нам грамматику, но вместо скучного предмета мы услыхали нечто совсем другое... Одни из нас наваливались на плечи товарищей, другие стояли возле Классовского. У всех блестели глаза. Мы жадно ловили его слова... В сердцах большинства кипело что-то хорошее и возвышенное, как будто пред нами раскрывался новый мир, о существовании которого мы до сих пор не подозревали. На меня Классовский имел громадное влияние, которое с годами лишь усиливалось... Западная Европа и, по всей вероятности, Америка не знают этого типа учителя, хорошо известного в России. У нас же нет сколько-нибудь выдающихся деятелей... в области литературы или общественной жизни, которые первым толчком к развитию не обязаны были преподавателю словесности. Во всякой школе, всюду должен был быть такой учитель. Каждый преподаватель имеет свой предмет, и между различными предметами нет связи. Один только преподаватель литературы, руководствующийся лишь в общих чертах программой и которому предоставлена свобода - выполнять ее по своему усмотрению, имеет возможность связать в одно все гуманитарные науки, обобщить их широким философским мировоззрением и пробудить, таким образом, в сердцах молодых слушателей стремление к возвышенному идеалу. В России эта задача, естественно, выпадает на долю преподавателя русской

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Великому князю Николаю Александровичу непосредственно до Гончарова русский язык преподавал талантливый педагог, автор многих учебников Владимир Игнатьевич Классовский (1815–1877). Его перу принадлежали весьма популярные в то время книги: «Версификация» (СПб., 1863), «Краткая история русской словесности» (СПб., 1865), «Русская грамматика» (СПб., 1865), «Латинская просодия» (СПб., 1867), «Основание словесности» (СПб., 1866), «Грамматика славяно-церковного языка» (СПб., 1867), «На досуге детям» (СПб., 1868), «Нерешенные вопросы в грамматике» (СПб., 1870), «Основания педагогики» (СПб., 1871 и 1872), «Знаки препинания в пяти новейших языках» (СПб., 1869), «Поэзия в самой себе и в музыкальных своих построениях» (СПб., 1871), «Заметки о женщине и ее воспитании» (СПб., 1874), «Состав, формы и разряды словесных произведений применительно к практическому преподаванию словесности» (СПб., 1876) и др. Его учебник «Грамматика славяно-церковного языка нового периода» выдержал семь изданий, причем последнее вышло уже в наше время – в 2005 году. Классовский, как и Гончаров, имел большую любовь к античности и издал со своими комментариями латинских классиков: Вергилия, Юлия Цезаря, Федра, Овидия, Тацита. Он преподавал в Пажеском корпусе. О его педагогической деятельности ходили легенды. Будущий анархист Петр Кропоткин, учившийся у Классовского в Пажеском корпусе, вспоминал: «Первая лекция В.И. Классовского явилась для нас откровением. Было ему под 50; роста небольшого, стремителен в движениях, сверкающие умом и сарказмом глаза и высокий лоб поэта… Он должен был преподавать нам грамматику, но вместо скучного предмета мы услыхали нечто совсем другое… Одни из нас наваливались на плечи товарищей, другие стояли возле Классовского. У всех блестели глаза. Мы жадно ловили его слова… В сердцах большинства кипело что-то хорошее и возвышенное, как будто пред нами раскрывался новый мир, о существовании которого мы до сих пор не подозревали. На меня Классовский имел громадное влияние, которое с годами лишь усиливалось… Западная Европа и, по всей вероятности, Америка не знают этого типа учителя, хорошо известного в России. У нас же нет сколько-нибудь выдающихся деятелей… в области литературы или общественной жизни, которые первым толчком к развитию не обязаны были преподавателю словесности. Во всякой школе, всюду должен был быть такой учитель. Каждый преподаватель имеет свой предмет, и между различными предметами нет связи. Один только преподаватель литературы, руководствующийся лишь в общих чертах программой и которому предоставлена свобода – выполнять ее по своему усмотрению, имеет возможность связать в одно все гуманитарные науки, обобщить их широким философским мировоззрением и пробудить, таким образом, в сердцах молодых слушателей стремление к возвышенному идеалу. В России эта задача, естественно, выпадает на долю преподавателя русской словесности» .

http://pravoslavie.ru/34206.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Кёльнский собор Кёльн является четвёртым по населению и третьим по площади городом Германии, а также одним из крупнейших экономических и культурных центров страны. «Метрополия на Рейне», как часто называют Кёльн, — это ещё и один из старейших городов Германии, который играл значительную роль в истории Европы на протяжении всего своего существования начиная с Римской эпохи. Кёльн со своим главным храмом, Кёльнским собором , представляет собой один из мировых центров католицизма и образно называется столицей католицизма в Германии; архиепископ кёльнский входит в число кардиналов . История Римский период История Кёльна уходит корнями в глубину веков. Ещё 5000 лет назад древние кельты имели тут свои укрепления, как подтверждают археологические находки в районе Линденталь. Однако история Кёльна как постоянного поселения начинается в 38 г. до н.э. с основания Оппидум Убиорум. Это укрепленное поселение было основано Маркусом Виспанием Агриппой, полководцем императора Августа после переселения на левый берег Рейна дружественного римлянам германского племени убиев . Жившие здесь ранее эбуроны были разбиты войсками Гая Юлия Цезаря . В 15 г. до н.э. в этом посёлке, окружённом дремучими германскими лесами, в семье полководца Германика рождается Агриппина, которая и считается матерью-основательницей города Кёльна. Став женой императора Клавдия и вместе с тем императрицей (а позже матерью императора Нерона ) она склоняет мужа дать её родному городу статус колонии, официально ставящий его в ранг имперских городов и вводящий римское право. В 50 году н.э. Оппидум Убиорум получает этот статус и называется с тех пор Colonia Claudia Ara Agrippinensium (латинская Колония Клавдия алтаря Агриппины). Сокращённо город называли Колония Агриппина, а к средневековью осталось только «Колония», на местном простонародном наречии — Кёльн.

http://drevo-info.ru/articles/3684.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Ещё об одной путанице Сегодня самым заметным, а потому самым вредным видом нигилизма является «антисталинизм» 13.02.2024 2113 Фото: Из интернет-источников «…клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал» (А.С. Пушкин, из письма к Чаадаеву от 19 октября 1836 года) Сталинисты… Антисталинисты… Шум стоит невероятный, а в чём дело? Что бы это значило? Кто это такие? Антисталинисты, вероятнее всего – не личные враги Сталина (хотя и это есть), но личные враги всего сталинского, а то и всего Советского периода нашей истории. При этом они могут быть «белыми», «красными» (троцкистами), «коричневыми», да хоть серо-буро-малиновыми. Это отдельная песня. А вот со сталинистами – менее понятно. Один забавник здесь объявил, что настоящие сталинисты – суть только те, кто полностью разделяют все идеи и взгляды Сталина. Этакие современные «клоны». Значит, если ты как историк, публицист, просто гражданин, в целом положительно оцениваешь роль Петра Великого, или, скажем. Юлия Цезаря, ты должен тогда полностью разделять их идеи, иметь такие же точно взгляды «на все вопросы» и т.д., и т.п. Такая вот глупость. Историк ты, или кто? Нельзя не понимать, что Сталин, как и любой исторический деятель, принадлежал своему времени. Чтобы «возродить», например, тот же сталинизм или ленинизм, нужно «целиком и полностью» возродить соответствующую историческую эпоху, что, как известно, невозможно, да и не нужно. И если кто-то неспособен на объективную оценку какого-то деятеля или периода – это оттого, что он выступает не как историк, философ, просто думающий человек, а как участник идейно-психологической драки. А кому это нужно кроме врагов России? При этом к тому же Сталину, как и к прочим, высоко оценивая их роль в нашей истории, вполне возможно относиться и отстраненно (в хорошем смысле) и критически, без поклонения и тем более – без злопыхательства.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/13/ew...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Культурный детокс Режиссер Юрий Грымов - о том, что и как может изменить качество жизни общества 11.05.2018 873 Время на чтение 3 минуты Культурная жизнь в последние годы стала заметно активнее. Я могу судить в основном по Москве и немного знаю ситуацию в Орле, где с недавнего времени работаю. Да, действительно, люди всё чаще ходят в театры, музеи, кино. И многим - подозреваю, к их собственному удивлению - понравилось то, с чем они встретились. В той же Москве сегодня есть много прекрасных театров, очень разных, отвечающих любому вкусу и темпераменту. Похожая картина с музеями. Сегодня в крупных городах (не только в Москве - и это прекрасно!) можно увидеть выставки не только признанных мастеров - старую добрую классику, но и работы молодых авторов, российских и зарубежных - малоизвестных, но не менее интересных. Это очень здорово. Я вижу, как все больше зрителей приходит в театр «Модерн», которым я руковожу больше года. Недавно мы поставили «Юлия Цезаря» по Шекспиру. Вроде бы эта постановка - из разряда «памятники культуры», но чуткий зритель уловил в спектакле то главное, что делает классику - классикой: эти произведения актуальны всегда. Настоящая классика - это всегда про сегодняшний день, про тебя. Поэтому я уверен, что скорая наша премьера - горьковская «На дне» (та самая очень непростая пьеса из школьной программы) - будет так же интересна нашему зрителю. В том, что появились условия для возникновения большого количества новых культурных центров - галерей, театров, выставочных залов и музеев, конечно, большая заслуга Министерства культуры. Один из самых ярких примеров - федеральная программа «Большие гастроли», которая действует вот уже пятый год и позволяет театральным коллективам показывать лучшие свои работы на творческих площадках по всей стране. Это прекрасно: фактически любой театр может подать заявку на грант, в случае успеха Минкультуры оплачивает транспортные и другие сопутствующие расходы, и вы едете в любой уголок России или за рубеж и показываете там свои спектакли.

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/12/kultu...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Печальная планида предателей О национальном предательстве украинской элиты 09.06.2022 3708 Время на чтение 7 минут Фото: Предоставлено автором Во все века и у всех народов предательство считалось позорным, низким и недостойным честного и порядочного человека делом, чем бы оно не мотивировалось – деньгами, борьбой за власть, идеологией, или даже сохранением своей жизни. И что примечательно – обычно все предатели плохо оканчивали свои жизни. Здесь достаточно вспомнить евангельское повествование об Иуде Искариоте, или классическую историю Марка Юния Брута предавшего облагодетельствовавшего его Юлия Цезаря. По какой-то странной издёвке судьбы именно предательство стало в нынешней Украине синонимом доблести, а предатели возведены в ранг национальных героев. Взять хотя бы каноничный пример – гетмана Ивана Мазепу, предавшего Петра Великого в самый ответственный момент и переметнувшегося к шведам. После разгрома шведской армии под Полтавой Мазепа бежал под крыло турецкого султана в Бендеры и конец его был бесславен – его буквально заели вши. Зато вскоре после обретения независимости Украиной изображение гетмана-изменника появилось на украинских банкнотах номиналом десять гривен, а по стране стали устанавливать памятники «герою». Теперь обратимся уже к более близкому для нас времени – к XX веку. Здесь изменники и предатели пошли просто длинной чередой... Мы не будем сейчас подробно писать о достаточно известных фигурах – Симоне Петлюре и Дмитрии Донцове. Первый, будучи подданным Российской Империи, затем перешёл на радикально антирусские позиции и превратился в злейшего врага России, как красной, так и белой. Был убит в Париже в 1926 году евреем Шварцбардом в отместку за массовые еврейские погромы на Украине в 1918-1920 годах. Второй, будучи сам русским по происхождению, превратился в идеолога украинского «интегрального национализма» и отъявленного русофоба, то есть предал свой собственный народ. Умер он правда своей смертью – в полной нищете в Канаде, в 1973 году.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/09/pe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010