Джош Макдауэлл (протестант, евангелик) Скачать epub pdf Часть II. Если не Сын Божий, то кто? Этот раздел исключительно важен, поскольку он связан с личностью Иисуса Христа. Кто Он? Действительно ли Он – Сын Божий? Без ответа на эти вопросы не обойтись. Если Он, – действительно Тот, кем называл Себя, то есть Мессия и Сын Божий, то вечное отношение человека к Богу будет связано с его отношением к Иисусу в мире. Эти заметки покажут вам, что Иисус был Спасителем, а не просто знаменитостью. Глава 5. Иисус – историческая личность На диспуте, организованном студенческим объединением одного из университетов на Среднем Западе США, моим оппонентом была кандидатка на выборах в Конгресс от отделения Прогрессивной рабочей партии (Марксистской) в Нью-Йорке. В своём вступительном слове она сказала: «Современные учёные практически полностью разоблачили миф об историчности Христа...» Я не поверил своим ушам, хотя, правда, и был ей благодарен за эти слова, потому что вскоре 2500 студентов убедились, что своих домашних заданий по истории эта дама явно не готовила. Случилось так, что при мне были нижеследующие заметки, которые я и использовал для своего ответа. Если кто и проповедует теорию о том, что Христос был мифом, то уж точно не историки – может быть, горсточка экономистов. Как справедливо замечал Ф.Ф.Брюс, профессор библиоведения в Манчестерском университете: «никому не возбраняется играть в теорию мифичности Христа, но занимающиеся этим противоречат историческим свидетельствам. Для непредубеждённого специалиста существование Христа столь же несомненно, как Юлия Цезаря. Теории «мифа о Христе» распространяются людьми, от истории далёкими». Отто Бетц заключает, что «ни один серьёзный исследователь не отваживается утверждать, что Христа не существовало в истории». Христианские источники, подтверждающие историчность Иисуса Двадцать семь различных новозаветных документов Джон Монтгомери задаёт следующий вопрос: «Что же, таким образом, известно историкам об Иисусе Христе? Прежде всего то, что для получения Его точного портрета можно целиком полагаться на документы Нового Завета. Известно и то, что этого портрета нельзя уничтожить никакими умственными построениями, включая направленный против Христа образ мыслей, философствование или литературные ухищрения».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Закрыть itemscope itemtype="" > Культурный детокс Режиссер Юрий Грымов - о том, что и как может изменить качество жизни общества 11.05.2018 873 Время на чтение 3 минуты Культурная жизнь в последние годы стала заметно активнее. Я могу судить в основном по Москве и немного знаю ситуацию в Орле, где с недавнего времени работаю. Да, действительно, люди всё чаще ходят в театры, музеи, кино. И многим - подозреваю, к их собственному удивлению - понравилось то, с чем они встретились. В той же Москве сегодня есть много прекрасных театров, очень разных, отвечающих любому вкусу и темпераменту. Похожая картина с музеями. Сегодня в крупных городах (не только в Москве - и это прекрасно!) можно увидеть выставки не только признанных мастеров - старую добрую классику, но и работы молодых авторов, российских и зарубежных - малоизвестных, но не менее интересных. Это очень здорово. Я вижу, как все больше зрителей приходит в театр «Модерн», которым я руковожу больше года. Недавно мы поставили «Юлия Цезаря» по Шекспиру. Вроде бы эта постановка - из разряда «памятники культуры», но чуткий зритель уловил в спектакле то главное, что делает классику - классикой: эти произведения актуальны всегда. Настоящая классика - это всегда про сегодняшний день, про тебя. Поэтому я уверен, что скорая наша премьера - горьковская «На дне» (та самая очень непростая пьеса из школьной программы) - будет так же интересна нашему зрителю. В том, что появились условия для возникновения большого количества новых культурных центров - галерей, театров, выставочных залов и музеев, конечно, большая заслуга Министерства культуры. Один из самых ярких примеров - федеральная программа «Большие гастроли», которая действует вот уже пятый год и позволяет театральным коллективам показывать лучшие свои работы на творческих площадках по всей стране. Это прекрасно: фактически любой театр может подать заявку на грант, в случае успеха Минкультуры оплачивает транспортные и другие сопутствующие расходы, и вы едете в любой уголок России или за рубеж и показываете там свои спектакли.

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/12/kultu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Печальная планида предателей О национальном предательстве украинской элиты 09.06.2022 3710 Время на чтение 7 минут Фото: Предоставлено автором Во все века и у всех народов предательство считалось позорным, низким и недостойным честного и порядочного человека делом, чем бы оно не мотивировалось – деньгами, борьбой за власть, идеологией, или даже сохранением своей жизни. И что примечательно – обычно все предатели плохо оканчивали свои жизни. Здесь достаточно вспомнить евангельское повествование об Иуде Искариоте, или классическую историю Марка Юния Брута предавшего облагодетельствовавшего его Юлия Цезаря. По какой-то странной издёвке судьбы именно предательство стало в нынешней Украине синонимом доблести, а предатели возведены в ранг национальных героев. Взять хотя бы каноничный пример – гетмана Ивана Мазепу, предавшего Петра Великого в самый ответственный момент и переметнувшегося к шведам. После разгрома шведской армии под Полтавой Мазепа бежал под крыло турецкого султана в Бендеры и конец его был бесславен – его буквально заели вши. Зато вскоре после обретения независимости Украиной изображение гетмана-изменника появилось на украинских банкнотах номиналом десять гривен, а по стране стали устанавливать памятники «герою». Теперь обратимся уже к более близкому для нас времени – к XX веку. Здесь изменники и предатели пошли просто длинной чередой... Мы не будем сейчас подробно писать о достаточно известных фигурах – Симоне Петлюре и Дмитрии Донцове. Первый, будучи подданным Российской Империи, затем перешёл на радикально антирусские позиции и превратился в злейшего врага России, как красной, так и белой. Был убит в Париже в 1926 году евреем Шварцбардом в отместку за массовые еврейские погромы на Украине в 1918-1920 годах. Второй, будучи сам русским по происхождению, превратился в идеолога украинского «интегрального национализма» и отъявленного русофоба, то есть предал свой собственный народ. Умер он правда своей смертью – в полной нищете в Канаде, в 1973 году.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/09/pe...

Кааба и обряды хаджа у древних арабов «Поистине поражаешься – говорит Э. Реклю 380 – когда приходится констатировать, что ни одна из старинных религий не исчезла совершенно: все они продолжают более или менее активную жизнедеятельность и следуют тем же ритуалам, как и тысячелетия тому назад». – Так и мусульман­ский «хадж». Его не установил основатель монотеистического ислама, а целиком узаконил в той форме, в какой его совершали арабы-многобожники, с теми изменениями, каких требовала новая форма богопочитания, указанная в Коране. Основатель ислама в этом случае дозволил себе более, чем требовало от него его положение – обличителя старых (языческих) верований арабов и проповедника строгого единобожия: Мухаммед не только не отменил древних обрядов языческого хаджа, совершавшегося вокруг Каабы и в окрестностях Мекки, но укрепил в сознании арабов религиозную неприкосновенность древне-языческого святилища, приписав построение его праотцам Аврааму и Измаилу, которые, по словам Корана (гл. 2, ст. 118–123), научили древних арабов обрядам хаджа… Можно сомневаться, даже прямо не согла­шаться с указанием Корана на такую древность Каабы, но нельзя отрицать, что существование ее восходит к первому веку до Р. Хр., так как современник Юлия Цезаря и Августа, греческий путешественник-писатель Диодор Сицилийский упоминает об этом храме древних арабов 381 . Особенностью Каабы служил так называемый «черный камень», вставленный в угол северо-восточной стены ее, в которой находится дверь. По отношению к входящему в эту дверь богомольцу камень находится с левой стороны и составляет самую главную святыню Каабы. По единогласному преданию мусульман, камень этот небесного происхождения, а по мнению европ. ученых – аеролит, упавший на землю (см. рисунок). Мусульманские предания уверяют, что «черный камень» имеет чудесное райское происхождение, что он упал на землю с неба в то время, когда Авраам строил Каабу, а по более наивно-благочестивой легенде это был ангел, сброшенный с неба, в виде светлого камня, который потом постепенно утратил свой первоначальный блеск от прикосновения к нему бесчисленных грешников-арабов, обязанных целовать его своими греховными устами во время совершения обрядов хаджа. Один писатель (Аль-Азраки), отрешив­шись от мусульманской легенды, высказывает предположение, что темный цвет этого камня получился от действия на него огня; но вернее думать, что его шоколадный цвет присущ ему, как аеролиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Календарная проблема несоизмеримо серьезней, чем вопрос о том, за каким столом мы будем сидеть один раз в год в новогоднюю ночь: за скоромным или постным. Календарь касается священных времен народа, его праздников. Календарь определяет порядок и ритм религиозной жизни. Поэтому вопрос об изменениях календаря серьезно затрагивает духовные основы общества. По Божественному Промыслу календарем христианской эры стал Юлианский календарь, разработанный в 46 г. и пришедший с 1-го января 45 года до Р.Х. на смену несовершенному лунному римскому календарю. Разработал его александрийский астроном Созиген по поручению Юлия Цезаря, который соединял тогда власть диктатора и консула с титулом pontifex maximus (верховный жрец). Поэтому календарь стал называться юлианским. В качестве астрономического года был взят период полного обращения Земли вокруг Солнца, а год календарный был определен протяженностью в 365 суток. Существовала разница с астрономическим годом, который был немного больше – 365,2425 суток (5 часов 48 минут 47 секунд). Для устранения этого расхождения был введен високосный год (annus bissextilis): каждые четыре года в феврале добавлялся один день. Отцы I Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Никее, определили отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия. В то время по юлианскому календарю весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Святые отцы Собора, исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха, сохраняя свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая всегда празднуется 14 нисана), была бы независима от нее и всегда праздновалась позже. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Это было настолько значимо для отцов Собора, что они пошли на то, чтобы этот главный христианский праздник был передвижным. При этом солнечный календарь был соединен с календарем лунным: в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз. Для вычисления фаз Луны употреблялись так называемые циклы Луны, т. е. периоды, по прошествии которых фазы Луны возвращались приблизительно на те же дни юлианского года.

http://pravoslavie.ru/58571.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОДЕКС ФЕОДОСИЯ (лат. Codex Theodosianus), один из важнейших памятников постклассического рим. права, первый офиц. сборник конституций рим. императоров; составлен по распоряжению имп. Феодосия II , был обнародован в вост. части Римской империи 15 февр. 438 г. и вступил в силу 1 янв. 439 г. Издание К. Ф. было одним из значительных этапов систематизации рим. права, к-рая началась с создания Законов XII таблиц (451-449 до Р. Х.), продолжилась затем в неосуществленных планах кодификации Юлия Цезаря ; в Вечном Эдикте Сальвия Юлиана, который осуществил в нач. II в. по поручению имп. Адриана окончательную систематизацию преторского права; в кодексах имп. конституций (в Грегориановом и Гермогениановом кодексах) и завершилась созданием Институций Юстиниана , «Дигест» Юстиниана и Кодекса Юстиниана в 528-534 гг. Некоторые исследователи выражают мнение (см., напр.: Falchi. 1989. P. 242; Barone Adesi. 1998. P. 77. N 64; Сильвестрова. 2007. С. 8-15), что завершением процесса систематизации рим. права можно считать и создание «Василик» или же всю работу по «очищению древних законов», предпринятую императорами Македонской династии Василием I Македонянином и Львом VI Мудрым во 2-й пол. IX - нач. X в. Язык К. Ф.- латынь (единственное исключение - написанное на греческом постановление CTh. IX 5. 4; см.: Stolte. 2008). Создание К. Ф. Предпосылки систематизации Непосредственными предшественниками К. Ф. считают составленные в кон. III в. в правление имп. Диоклетиана Грегорианов и Гермогенианов кодексы, к-рые также представляли собой сборники имп. постановлений, однако не получили офиц. признания. Оригинальный текст кодексов не сохранился, за исключением недавно обнаруженных фрагментов Грегорианова кодекса ( Corcoran, Salway. 2010. S. 677-678). О составе кодексов можно судить по их фрагментам, включенным в более поздние своды, в основном в Кодекс Юстиниана. Грегорианов кодекс состоял по меньшей мере из 13 книг. В него вошли преимущественно частные имп. рескрипты, а также эдикты и письма, начиная с правления имп. Адриана и заканчивая правлением имп. Диоклетиана. Затем в Гермогенианов кодекс были добавлены имп. постановления нач. IV в.

http://pravenc.ru/text/1841632.html

Метеоры. 17 июня 1865. Четверток. Форма имени: τ Μετωρα – во множественном числе говорит ясно, что изобретший это название имел перед глазами висевший в воздухе или выдавшийся в него от земли или еще иначе как соседствующий с небом предмет в нескольких экземплярах. Проверить такое подсказываемое филологией предположение легче здесь, чем в Водене, в Гревено, в Янине и многих других местах варваро-греческих. Странно, что подобно всем приведенным именам, и Метеоры тоже не есть именование древнее из языческой эпохи места, но еще страннее, что его не знают и византийцы, более всех пригодные к фабрикации его. Таким образом, тому, кто хотел бы отыскать такую, замечательную по физическим свойствам местность у древних историков или географов, остается руководиться одними догадками. Перебирая имена городов Фессалии, занесенных древними в свои писания и отыскивая в них какие-нибудь признаки позднейших Метеоров, необходимо, кроме прямых указаний на их положение, если таковые имеются, прибегать к пособию и грамматики, и именно к множественной форме того или другого имени. Имена в такой форме 214 действительно есть. Кроме упомянутых нами Фер приводятся еще населенные местности: Гонны и Гомфы. Первая лежала при входе в Темпейскую долину и, следовательно, была далеко от нашего места. О второй у Юлия Цезаря прямо сказано: „Пришел в Гомфы – первый город, когда идешь из Эпира в Фессалию“. Такое выражение писателя самовидца и самодетеля весьма подходит к положению Метеор. Если мы присовокупим к сему, что γμφος значит деревянный гвоздь, клин, стержень, то вероятность тождества Гомфов с Метеорами может перейти в прямую достоверность. Но в промежуточный между Гомфами и Метеорами период тут являются еще не менее подходящиее к делу Стаги ( Σταγο), тоже форма имени во множественном числе. Правда, что имя это придавалось нынешнему городку Калабаке, которого епископ доселе титулуется Стагским, а по неумелому переводу Стагонским ( Σταγν), но и самый город, видимо, есть только как-бы приставок к Метеорам, без них, вероятно, и не появился бы; из них вышел и ради их живет, сам в себе не имея положительно ничего жизненного и привлекающего.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Отец Порфирий завещал будущим настоятелям храма Преображения продолжать его летописный труд, для чего вплел чистые листы в свой журнал. Не все откликнулись на этот призыв, но большинство настоятелей оставили свой след в летописи храма. У одних летописи скупые и лаконичные, у других — более пространные. Одни дают лишь перечень пожертвований и осуществленных хозяйственно-восстановительных работ, другие рассказывают о важнейших событиях, нередко драматических, в жизни прихожан и всего города, третьи делятся своими сокровенными размышлениями, порою наивными, а иногда поразительными по глубине понимания жизни, человеческих судеб и происходивших событий. Но как бы то ни было, каждая запись важна как историческое свидетельство, даже вот эта, самая короткая, состоящая всего из четырех слов: «Служил, крестил, венчал, отпевал». Разве не ощущается здесь аромат екатерининской эпохи, века Просвещения? Сделал эту запись отец Николай Платонов. Платонов! Это уже о многом говорит. Митрополит Московский Платон, директор и проректор Московской Духовной академии, оказывал щедрую помощь наиболее талантливым студентам, составлявшим своеобразный платоновский кружок, интеллектуальное и духовное братство, члены которого получали фамилию Платонов. Сколько людей с этой фамилией оставили свой след в истории нашей духовной жизни и культуры! К их числу принадлежал и отец Николай Платонов, оказавшийся в силу каких-то неведомых нам причин в Сарске, в Тмутаракани. Высокообразованный и талантливый человек — иначе он не был бы Платоновым, — он оставил после себя только четыре глагола, которые звучат едким сарказмом, особенно если сопоставить их с известным изречением Юлия Цезаря: «Пришел, увидел, победил», а ведь именно это изречение, нужно полагать, пародировал отец Николай. В самом деле! Не пришел он в Сарск, а сослали его сюда, то, что увидел, произвело на него гнетущее впечатление, и ни о какой победе тут, конечно, не могло быть и речи. Но, вероятно, не только о своей судьбе думал он, тщательно выписывая эти четыре слова, он думал о бренности человеческой жизни, замыкаясь в броню стоической иронии. Вот в чем его драма. Он больше мыслитель, чем священник. Если бы было наоборот, он увидел бы, что такой итог жизни совсем неплох. И если в презираемом им Сарске отец Николай Платонов не стал свидетелем ни одного события, достойного упоминания, то и слава Богу! Нам, пережившим жуткие катастрофы, его бы муки!

http://azbyka.ru/fiction/svet-preobrazhe...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 44. «Хроника императоров» 1002 (около 1150 г.) «Хроника императоров» – пространное стихотворное сочинение (свыше 17 тысяч стихов) на средневерхненемецком языке на грани между хроникой и занимательным чтением на историческую тему с морализаторским оттенком – элементами «княжеского зерцала». Ее автором, по данным языка, был, вероятно, клирик регенсбургского происхождения, возможно, близкий ко двору баварского герцога Генриха Гордого (из рода Вельфов), работавший примерно между 1140 и 1150 гг. (повествование доведено до 1147 г.). Рассказ построен по правлениям римских, франкских и германских императоров (отсюда – название), начиная от Юлия Цезаря и кончая Конрадом III; до Карла Великого эта последовательность правлений страдает лакунами и хронологическими несообразностями, а о восточноримских (византийских) императорах после Зинона в ней вообще не упоминается. «Хроника императоров» была чрезвычайно популярна и сохранилась в 40 с лишним списках XII–XVI вв. разных редакций. Текст четко распадается на две части – не равных по объему и различающихся по характеру изложения: на римскую историю, поданную в сказочно-эпическом преломлении, приходится более 14 тысяч стихов, и лишь остаток – на историю франко-немецкую, описанную сухо и трезво. Уникальное сообщение о венгерско-русских связях при короле Шамуэле в этой последней части и побудило составителя включить выдержки из «Хроники» в Хрестоматию. Хотя эпос как таковой остается за ее рамками, в данном случае учтены все фрагменты, содержащие упоминания о Руси, которые, тем самым, могут дать общее представление о том, как выглядит опущенный в Хрестоматии эпический материал. Издания: Kaiserchr. 1892; Kaiserchr. 1953 (факсимиле). Литература: Crossley 1939; Ohly 1940; Urbanek 1959. S. 113–152; Stengel I960. S. 360–383; Nellmann 1983. Sp. 949–964; RFHMAe 6. P. 586–587. 1. [Конфликт Алариха с Римом 1003 . Аларих собирает войска: мидян, сарацинов и мавров, парфян, яковитов 1004 .] Король греков (kunic von Crîchen)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть I-aя. Введение Чадца моя, имиже паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас. Гал. 4:19 . §1 История Галатии и её положение в апостольскую эпоху Послание к Галатам есть наиважнейший памятник первенствующей церкви Христовой по историческому значению в самые решающие моменты её жизни и по догматической авторитетности на все времена. Оно положило окончательный предел опасным колебаниям во взаимоотношениях с иудейством и теоретически незыблемо обеспечило абсолютную, истинно божественную независимость и вечную спасительную жизненность христианства во всем мире. Все это нагляднее всего рисуется и постигается в известных конкретных условиях, но вот в данном отношении нет у нас полной фактической ясности и еще больше ученых споров, особенно обострившихся в новое время. Несомненно лишь одно, что послание первоначально было предназначено Галатийским христианам. Местонахождение этой страны ясно, а объем её не совсем определенный, и отсюда происходят весьма существенные затруднения насчёт происхождения и даже истолкования послания к Галатам. Галатия находилась как бы в центре Малой Азии и получила свое название от осевшего здесь пришлого, чужеземного элемента. Это был народ кельтического племени (γλτες,γαλται, κλται, κελτο), но – специально – в его галльской ветви. Этот твердый историко-филологический вывод иногда наклоняется немецкими богословами в пользу тевтонской генеологии Галатов, однако подобное националистическое пристрастие (позднее других, напр., у Wieseler’a, Fillippi, частию у Holsten’a) не находит достаточного научного оправдания 1 . И если для этих целей можно использовать «галлов» Юлия Цезаря, то не нужно забывать, что о последних он прямо говорит (De bello gallico I, 1): «Вся Галлия разделяется на три части, из коих одну населяют бельги, другую аквитаны, третью же те, кто на их языке называются кельты, а на нашем – галлы» (qui ipsorum lingua Celtes, nostra – Galli appelantur). Значит, это было кельтическое племя. Не опровергает этого заключения и заметка блаж. Иеронима, что язык Галатийцев приближается к речи Тревиров 2 – жителей местности (в Gallia Belgica) около Трира (Augusta Trevirorum), бывшего их главным городом до времен Диоклетиана, когда он стал митрополией в Gallia prima; но при впадении Саары в Мозель держалось бельгийско-галльское население, а – по свидетельству римского историка Иустина (М. Justinianus Justinus или Justinus Frontinus) эпохи Антонинов (около 160 г.) 3 – галатийские Толистовогии обитали раньше по берегам Гаронны, имея своею столицею Тулузу (Toulouse, испан. Tolosa), почему некоторые даже (напрасно) считают первоначальным именем Tolosatobogii. Во всяком случае разумные галлы предполагаются не к северу, а к югу от Рейна и больше сближаются с теперешнею (– особенно после «великой войны» –) Францией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010