Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИМПЕРАТОРОВ КУЛЬТ одна из форм гос. религии в Др. Риме. В Риме И. к. оформился в правление имп. Августа Октавиана (63 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.). Традиционно И. к. связывают с учрежденным сенатом в республиканскую эпоху культом удачи (лат. felicitas) полководца; в то же время нек-рые рим. политические деятели, такие как Марк Фурий Камилл, Публий Корнелий Сципион Африканский, Луций Корнелий Сулла, Квинт Серторий, Гай Юлий Цезарь и Марк Антоний, приветствовались народом как богоизбранные; в вост. провинциях Рима обожествляли эллинистических царей и местных династов, иногда там почитались рим. полководцы и наместники как спасители и благодетели (напр., культы Тита Квинкция Фламинина, Марка Клавдия Марцелла, Луция Лициния Лукулла и Гнея Помпея Магна); на западе Римской державы обожествлялись «друзья и союзники римского народа» (напр., цари Масинисса, Миципса, Бокх II, Юба I и Юба II в Нумидии и Мавритании). В I в. до Р. Х. культы «харизматических» политиков (Лукулла, Помпея, Цезаря) в Риме стали повсеместными. Гая Юлия Цезаря (100-44 гг. до Р. Х.) еще при жизни почитали на Востоке (SIG3. 760; SEG. XIV 474), а затем и в Риме. После того как Цезарь стал диктатором (49 г. до Р. Х.), его статуя была установлена в святилище Квирина. Цезарь получил собственного жреца (фламина Юлия) ( Suet. Iulius. 76. 1), именем императора был назван месяц квинтилий (июль). После гибели Цезаря в его честь в Риме был построен храм, к к-рому был приписан особый жрец, а именно Марк Антоний ( Cicero. Phil. 2. 110). Однако офиц. культ Цезаря был установлен Августом Октавианом в нач. янв. 42 г. до Р. Х., а храм «божественному Юлию» был освящен лишь в 29 г. до Р. Х. Исследователи различают прижизненную дивинизацию Цезаря и посмертную деификацию. Процедура деификации Цезаря стала образцом обожествления императоров Рима: акт обожествления (consecratio) требовал свидетельства того, что душа почившего императора покинула погребальный костер в виде возносящегося в небо орла. После смерти Цезаря произошло еще одно событие, к-рое убедило армию и народ в том, что он - божество. Во время первых игр, учрежденных Августом Октавианом в его честь, в течение 7 дней в небе была видна комета.

http://pravenc.ru/text/389513.html

Содержание хронографии и мн. особенности ее композиции связаны с происхождением И. М. из Антиохии и его жизнью в Антиохии. Взгляды И. М., антиохийца, жителя Сирии, патриота своей страны и ее столицы, определяют характерные черты произведения. Уже начальные разделы хронографии, посвященные изложению древних мифов о происхождении народов, очевидно, отражают именно антиохийскую традицию мифографии, к-рая, вероятно, восходит к идеологии эллинистического царства Селевкидов. Большая часть мифов и их героев так или иначе связывается в хронографии с памятными местами Антиохии и Сирии. И. М. очень хорошо осведомлен о городской жизни Антиохии своего времени: о постройках, праздниках, городских ритуалах. Он также уделяет повышенное внимание истории города, отмечает визиты императоров в Антиохию, начиная с Юлия Цезаря в 49 г. до Р. Х. Для него большое значение имеют провозглашение автономии Антиохии Августом ( Ioan. Malal. Chron. P. 222) и ее подтверждение позднейшими императорами - от Тиберия до Феодосия II (Ibid. P. 232, 260, 271, 278, 339, 360). И. М. подробно освещает строительную деятельность в Антиохии и в др. сир. городах в имперскую эпоху, связывает ее с участием императоров в развитии Антиохии; описывает ряд знаменитых городских статуй, объясняет их происхождение, приводит надписи под ними. Большая часть материалов хронографии сосредоточена на истории Ближ. Востока. При этом И. М. уделяет сравнительно мало внимания даже истории Египта, к-рая была хорошо известна в его время по трудам Секста Юлия Африкана и Евсевия. В истории Рима и Византии также преимущественное внимание уделяется вост. провинциям, войнам с Персией, землетрясениям и народным восстаниям в разных регионах Востока. На этом фоне все события истории зап. части Средиземноморья, как правило, лишь кратко упомянуты, без связи событий друг с другом. Текст хронографии не дает оснований говорить определенно о политических и религ. взглядах автора. И. М.- христианин, скорее всего сторонник офиц. в его время правосл. халкидонского вероисповедания. Однако все дальнейшие попытки уточнить отношение хрониста к вере гипотетичны.

http://pravenc.ru/text/471366.html

Это ставит нас в необходимость несколько внимательнее рассмотреть основания, на которых Манефо дал свои показания. Мы имеем, во-первых, показание о династии, состоящей из шести Царей-пастырей: имена их в Фл. Иосифе суть: Салатис, Беон, Апахнас, Апофис, Ианнес, Ассир. Общая правдивость этого списка может быть допущена, с перестановкою только одного имени, а именно Апофиса, который, как известно, был последним из Царей-пастырей. Последние открытия г. Мариетта в Танисе дали нам современные документы для первого имени. Имя это семитическое, но всей вероятности, древне-Арабское. (Салатис евр. Шаллит, могущественный, правящий), но Египтяне делают правильную транскрипцию и дают ему полный титул с неизменяемыми прибавлениями Египетского этикета: «Доброе божество, звезда обоих миров, сын солнца, Сет-Шалти 770 , любимый Сутехом, господин Авариса». Из этого видно, что Салатис, первый царь пастырской династии, с самого начала принял титул Фараонов и придворные их обычаи, и если не владел, то по крайней мере считал себя властелином всего Египта. Второе имя Беон или Бенон, по более правильному чтению Юлия Африканск ого, также найдено 771 . Как многие другие слова, имя это, вероятно, имеет тоже самое значение в языках семитическом и Египетском 772 , а именно «сын ока», т. а возлюбленный. Последовательность трех последних имен доказана Туринским папирусом и хорошо определенным положением Апофиса. До этого пункта мы имеем прочное основание: шесть иноземных царей, из которых двое с семитическими именами, записаны в древних Египетских документах. Продолжительность царствования династии можно предположить от двух до трех столетий. Но в добавок к этим царям, Манефо, согласно Иосифу, утвержает, что одна или несколько династий пастырей правили Египтом более пятисот лет. Юлий Африканск ий говорит о двух династиях, из которых одна царствовала 284 года, другая 518 лет. Но он не приводит никаких доказательств в подтверждение своего мнения. Иосифом не дается ни одного имени. В Туринском папирусе не имеется никакого указания этой династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

345]. В кодексе 33 Фотий пишет о сочинении Юста из Тивериады «Хроника царей иудейских в виде генеалогии Юста из Тивериады». Свою историю автор начинает от Моисея и доводит до смерти последнего из царя евреев седьмого Агриппы из рода Ирода. Стиль Юста сжатый, и он опускает много фактов, имеющих первостепенное значение. Фотий отмечает, что Юст в своем труде даже не упоминает о пришествии Христа, об исполненных им чудесах или о событиях его жизни: «Отцом его был еврей Пист; сам Юст, по отзывам Иосифа Флавия, был рабом алчности и порока и распутным человеком. Он являлся политическим противником Иосифа, против которого составил, по слухам, несколько заговоров; но Иосиф, хотя он не раз имел в своей власти врага, только словесно отчитал его и отпустил на свободу». Также Фотий писал, что говорят, что написанная Юстом история по большей части является выдуманной, особенно в части описания иудейско-римской войны и взятия Иерусалима. Таким образом, в целом оценка Фотием работы Юста, как и его личности, дана отрицательная. Так-же в этой работе не содержится никаких упоминаний о Христе. Сочинения Юста в целом не дошли до нашего времени [Габелко, 2013, с. 200–205]. В кодексе 34 Фотий пишет о прочтении истории Юлия Африкана , бывшего также автором сочинения «Cesti» в 14 книгах: «Стиль его хотя и краток, но он ничего не пропускает, что достойно записи. Начинает он с космогонии Моисея и доходит до пришествия Христа. Также у него дается беглое описание событий, произошедших с того времени до правления Макрина. На этой дате хроника была закончена. Состоит работа из пяти книг. Также Африканом было написано письмо Оригену , где он опровергал подлинность истории Сусанны, приводя среди прочих то основание, что эта история не включена в еврейские книги. Оригеном был дан ответ, где он эти возражения опроверг. Также Африкан написал письмо к Аристиду, где показал, что между генеалогиями Спасителя у Луки и Матфея на самом деле нет никакой разницы». Юлий Африкан является одним из первых христианских историков.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Апостольская практика с одной стороны, еще довольно тесная связь с иудейскими кружками на первых порах христианства с другой – в достаточной степени объясняют нам то явление, что мужи Апостольские и первые апологеты в своей цитации ветхозаветных писаний держались границ палестинского канона. Но время шло, изолированность в отношениях между христианами и иудеями возрастала, незнакомство с еврейским языком сделалось общим явлением и среди представителей христианства, Апостольская практика терялась вдали, и александрийский перевод все более и более делался для христиан единственно доступным источником знакомства и изучения ветхозаветных книг. С более и более возрастающим значением греческого перевода сознание христиан естественно останавливалось на том объеме и порядке книг канона, который имели греческие кодексы, содержащие в себе вместе с каноническими и неканонические книги. Палестина, нужно думать, и в третьем веке держалась твердо Апостольской практики, признавая книги лишь палестинского же канона. Влияние александрийского перевода здесь должно было парализоваться окружающею средою современного строго-правоверного иудейства. Равным образом и в Малой Азии после деятельности Мелитона Сардийского , специально исследовавшего вопрос о каноне и решившего его в духе Иерусалимско-палестинской церкви, не могло быть сильно влияние греческих кодексов на понятие о точном объеме канона. Факты оправдывают наше предположение. Сошлемся на Юлия Африкана , представителя раннейшей Малоазийской школы, прожившего в Палестине, в первой половине III-ro века († 232 г.). Он был пресвитером в Никополе, или Еммаусе, и его свидетельство особенно важно, как ревностного исследователя христианской древности 350 . В дошедшем до нас его письме к Оригену об истории Сусанны он доказывает ее подложность. Особенный вес имеет его решительная ссылка на палестинский канон, как безусловно обязательный для христиан. Видна настойчивость Африкана в этой ссылке: в сжатом и кратком письме он дважды приводит, как неподлежащую сомнению, мысль об обязательности палестинского канона: «В речи к Агномону ты упомянул о пророчестве Даниила в юности...

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Непосредственными источниками И. М. были несколько работ позднеантичных хронистов, большинство к-рых известны только по имени. В связи с этим определение происхождения тех или иных материалов в хронографии И. М. представляет сложную задачу ( Bourier. 1899-1900. Bd. 2. S. 58-59; Die römische Kaisergeschichte. 1931. S. 509-510; H ö rling. 1980; каталог использованных И. М. материалов см.: Jefferys E. M. Malalas " Sources//Studies in John Malalas. 1990. P. 167-210). Во введении И. М. называет имена Моисея, Африкана, Евсевия Памфила, Сисиния, Феофила, Климента, Диодора, Евстафия и Домнина - тех, чьи сочинения он считал важными источниками для написания хронографии ( Истрин. 1994. С. 5). Из этих сочинений в относительной сохранности до нас дошли лишь первые 2, однако в тексте И. М. иногда удается найти указания на использование разных источников (по особенностям информации, по ссылке хрониста). Установлено, что, за исключением сочинений группы упомянутых авторов, хронист крайне редко пользовался источниками более раннего происхождения. В тексте И. М. содержатся упоминания неск. десятков имен античных авторов разных эпох, но во мн. случаях удается определить, что И. М. заимствовал материал уже в виде компиляции. Упоминания хронистом имен тех или иных авторов не означают его знакомства с их трудами. Скорее всего И. М. напрямую не использовал произведения Диодора Сицилийского (I в. до Р. Х.), Феофила Антиохийского (II в.), Климента Александрийского , Секста Юлия Африкана (оба нач. III в.), Евсевия Кесарийского (нач. IV в.), хотя упоминает их много раз; ссылки на них могли быть заимствованы из более ранних хроник. Отсылки к Моисею у И. М. означают использование хронистом книг ВЗ ( Истрин. 1994. С. 5, 7-8; Ioan. Malal. Chron. P. 34, 67, 75, 228). И. М. был знаком с ВЗ, но часто смешивал канонические книги с апокрифами, такими как «Книга Юбилеев», а также с текстами гностического или герметического происхождения. Одними из главных источников хронографии И. М., вероятно, стали хроники неких Домнина ( Истрин. 1994. С. 5; Ioan. Malal. Chron. P. 88, 142, 208, 235, 266, 273, 297, 310) и Тимофея ( Ioan. Malal. Chron. P. 76, 158-159, 228, 232, 428), содержавшие богатый материал по истории античных гос-в, в т. ч. Антиохии, рассказы об оракулах, пророчества о Христе и т. д. История Римской империи воспроизведена И. М. с использованием некой хроники Несториана (Ibid. P. 324, 376). Об этих хрониках, к-рые были написаны на востоке Римской империи в кон. IV-V в., помимо упоминаний И. М. почти ничего не известно. Для истории византийско-персид. отношений на рубеже V и VI вв. И. М. использовал материал своего современника Евстафия Епифанийского, хотя степень зависимости хронографии И. М. от этого источника определить не удается.

http://pravenc.ru/text/471366.html

Таковы твердые данные. Для Юлия Африкана 752 annus ab urbe condita есть 5500-й от Адама. Серьезной критике эту хронологию подверг Евсевии кесарийский . Евсевий взялся за свой труд с объективными историческими понятиями. Он решил не служить никаким теориям, хотя бы в них и было много красивого. Так, апологеты, опровергая языческих ученых, смотревших на христианство как на религию варварскую, поскольку она идет от иудеев, не внесших ничего в общую культуру, говорили, что ветхозаветная культура древнее всех культур, получивших свое начало уже после Моисея. Подобная теория казалась Евсевию не вполне состоятельной. На основании объективного вычисления дат греческой Библии он счел нужным сократить библейскую хронологию. Традиционная цифра лет от поселения евреев в Египте до исхода, 430 лет, не вяжется, по его мнению, с генеалогией Моисея и тогдашней долговечностью человека. В конце концов он сократил хронологию Африкана на 300 лет. Своею эпохою Евсевий избирает годы от Авраама. До Авраама он не находит возможным писать историю всеобщую. Но он сосчитал твердо, что до Авраама от сотворения мира прошло 3184 года. Затем, по его вычислениям, 2015 лет прошло от Авраама до Р.Х., следовательно, Христос родился в 5199 году. При таких суммарных вычислениях ошибка в одном годе была весьма возможна, и круглая цифра 5200 лет от сотворения мира до Р.Х., вероятно, предносилась его взору. Вот какому потрясению подвергалась общепринятая традиционная цифра 5500 лет. Но в ходячих воззрениях прежняя цифра 5500 лет стояла твердо. Дата 5508, по счислению византийскому или κατ ωμαους, была лишь простой, хотя и очень употребительной, ее модификацией. Изменение цифры 5500 в 5508 произошло не вследствие каких-либо глубоких изысканий, а в интересах летосчисления: благодаря этой прибавке 8-ми лет год от сотворения мира κατ Ρωμαους, разделенный на 15, дает в остатке индикт, столь важный в византийском летосчислении. Например, 1899-й год=7407 от сотворения мира, R (7407/15)=12 индикту. Сами византийские ученые в своих трудах счислению κατ ωμαους предпочитали счисление κατ’ λεξανδρες («александрийской эры»), считая это последнее особенно точным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

694 Так названа автором «Пасхальной хроники» самая южная точка ойкумены. У Птолемея такой точкой является земля Агисимба (Ptol. Geogr. I. 8. 1.); у Страбона – страна Корицы (II. 5. 35). 695 Возможно, Ниграс была той метрополией, о которой М. И. Ростовцев писал: «На протяжении греческого и римского периода метрополии оставались большими грязными египетскими деревнями с более или менее эллинизированным и цивилизованным центром» (Ростовцев М. И. Общество и хозяйство в Римской империи: В 2-х т. СПб., 2001. Т. 2. С. 18). 696 Мероэ – город и царство в долине Верхнего Нила между пятым и шестым порогом, с 300 г. до н. э. – столица Нубии. Страбон неоднократно упоминает это географическое название. 697 Птолемаида Терон – город на африканском берегу Красного моря напротив Аравии Счастливой (Ptol. Geogr. 4. 7). 698 На птолемеевской карте встречается название Arabia Emporium (Аравийский рынок) (См.: Томсон Дж. О. История древней географии. С. 413). В «Космографии» Юлия Гонория также упоминается Arabia как город на африканском материке (Hon. VI. 44). 699 Муза находится на юго-западе Аравийского полуострова. Возможны два объяснения этого места: или автор «Пасхальной хроники» допустил ошибку, спутав Аравию и Эфиопию, или же место испорчено, и следует читать: «1. Мероэ, 2. Птолемаида, 3. Муза в Аравии», так как легко перепутать греческую цифру «4» (δ») с сигмой на конце слова ραβας. 700 Диосполь – второе название столицы Фиваиды Фив, расположенного севернее первого порога Нила (Strabo XVII. 1. 46). 701 Конъектура Ducangii (Nota 41). Сиена – город находится на границе Египта и Эфиопии (Нубии). Древние полагали, что Сиена находится на параллели тропика (Strabo XVII. 1. 48). 704 Мавритания (Мавретания) – область в Северной Африке от реки Мулухи до западной оконечности материка. Территория с 40 г. н. э. была разделена на две провинции: на западную Тингитанскую Мавританию (совр. Марокко) и восточную Цезарийскую (Цезарея) (совр. западный Алжир). 705 Возможно, греческое название Οππιδνεον (Оппиданеон) является неполным переводом латинского названия Oppidum novum, так как оба названия переводятся как «Новый город». Oppidum novum лежал на реке Хилемаф (Chylemath).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Если Юлий Африкан по его умственной физиономии представляет Януса, одна сторона лица которого прекрасна, а другая безобразна, то спрашивается: к категории каких произведений Африкана относится его хронография – к превосходным ли, рекомендующим ум автора с научной стороны, или же к некрасивым, роняющим репутацию автора? Ни то, ни другое. Хронография Африкана по достоинствам много ниже его писем, но значительно выше, чем κεστο. Хронография средних научных достоинств 49 . Этот труд христианского хрониста до нас не сохранился. Благодаря трудолюбию немецкого историка Гельцера, произведение Юлия Африкана восстановляется в настоящее время – по его содержанию. Но работа Гельцера еще не кончена. Он выдал два тома, служащих к ориентированию в вопросе, но еще не довел дела до конца 50 . Хронография Африкана состояла из пяти частей. Пятая часть заключала самые интересные для нас сведения, так как она описывала времена после появления христианства до эпохи, когда писал автор. К сожалению, об этой части произведения Африкана менее всего дошло известий, преемники Африкана, которые с замечательным усердием списывали весьма многое из хронографии его, почти не делали выдержек из пятой части его труда. Изо всей пятой части хронографии сохранилось до нас два-три места или цитата, но на основании этих отрывков трудно что-либо сказать о характере хроники, поскольку она касается христианского периода истории 51 . Да и ожидать, по-видимому, каких-либо открытий в этой сфере мало оснований. До нас дошла заметка одного серьезного знатока древнехристианской литературы – патриарха Фотия, из которой видно, что Африкан очень бегло обозревал христианский период истории 52 . Притом же хотя позднейшие византийские составители хронографий, – а их весьма много, – и очень усердно пользовались трудом Африкана, но естественно оставляли без внимания пятую часть древнего хрониста, так как христианский период истории был гораздо подробнее описан в церковной истории Евсевия, которая и вытеснила из употребления ту часть хронографии Африкановой, которая касалась времен после Христа 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Таковы: . Бероз (Βηρωσσς) – один из наиболее часто цитируемых им историков 116 , вавилонский жрец, обработавший (на греческом яз.) около 265 г. до Хр. древнейшую историю Вавилонян, Ассириян и Мидян, (Βαβυλωνιακ или χαλδακ, в 3 книгах) по памятникам и сказаниям, но с крайними преувеличениями в летосчислении и росписях царских династий. Собрание его фрагментов (25), находящееся в высшей степени полезном труде Carolus Müllerus " a (Fragmenta historicorum Graecorum, I, II, III и IV, Paris. MDCCC XLVIII. Berosus Chaldeus II, 495–510), сделано отчасти из сочинений Иосифа, отчасти из Климента Александрийского , Евсевия, Юлия Африкана и Синкелла (более важные и обширные), из коих ни один, по мнению Müllerus‘a, не пользовался Берозом из первых рук 117 , что, конечно, не может не затруднять при суждении о достоинстве и достоверности фрагментов столь древнего автора. В частностях эти фрагменты, но только не лишены интереса, но и могут служить к весьма полезным применениям для историка. Несколько лучше Бероза, уцелел современник его Манефон 118 , египетский жрец 1 / 2 III в. до P. X., (в правление Птолемеев Лага и Филадельфа) автор истории Египта 119 , в объеме 30 фараоновских династий, – труда, составленного главным образом по храмовым записям, неточно и без большого знания. Фрагменты его (85), собранные у Müllerus‘a (II, 511–616), извлечены преимущественно – из Иосифа, Африкана, Евсевия, Синкелла и др., и, не отличаясь согласием и определенностью 120 , не мало теряют и в своем авторитете; тем не менее, они имеют свою важность (особенно у Иосифа) сколько для хронологии, так и для обстоятельнейшего проникновения в исторический ход происшествий в Египте за время пребывания там Израильтян. Слепец- Гомер (ок. 950 г.), глаголемый творец известных поэм о героях Трои (Илиада и Одиссея), не имеющих никакого отношения к Библейской истории, и упоминаемый Иосифом лишь как ручатель давности наименования города Иевусеев Салимою (ρχ. VII, 3, 2 λγεται…), и в доказательство не совсем удачной мысли, что древним Грекам самое имя закона не было известно», почему Гомер нигде его и не у потребляет (Κατ. πιν. ΙΙ, 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010