Мысль, что Мессия должен произойти только от них, как избранного народа, и притом от известного племени, побуждала их постоянно обращаться к своим родословным и поверять их. Так, по выходе из Египта у них тотчас же происходит перепись родов; по переселении в Вавилон и из Вавилона прежде всего делается то же. Кто не мог бы доказать когда-либо родства своего в известном племени, тот лишался прав племени. Значительные части Библии , например, книги Чисел, Царств, Паралипоменон, Ездры, даже целые книги, например, книга Руфи, состоят из таких перечислений. С какою заботливостью иудеи старались исправить свои родословные после плена, ясно можно видеть из 1Езд.2:62 и Неем.7:64–65 . Еще один факт. Когда Август накануне, так сказать, рождения Спасителя повелел сделать перепись по всей земле ( Лк.2:4 и далее) и когда все пошли записываться, каждый в свой город, то пошел и Иосиф с Марией в отечественный свой город Вифлеем, неся с собою свои древние записи, без чего их, ни того, ни другую, не записали бы в славном роде Давида. Не обличают ли эти факты противников евангельских родословий в совершенном незнании общественного быта иудеев в ту эпоху, когда родословные Иисуса записаны были евангелистами? Кажется, так. Но они стараются оправдать свое мнение сказанием Юлия Африканск ого об Ироде, который, будучи сам незнатного рода, из зависти к семействам знаменитых родов велел истребить все хранившиеся в архивах родословные записи иудеев. Между тем сам Юлий непосредственно после этого известия о распоряжении Ирода замечает, что, несмотря на такое повеление со стороны Ирода, некоторые роды, и в том числе сродники Спасителя по плоти, «деспосины», как их тогда называли, сохранили свои родословные записи. С другой стороны, Иосиф Флавий, писатель очень близкий ко времени, о котором говорит Юлий Африканск ий, и более знакомый с бытом иудейского народа, не только не упоминает об истреблении родословных, но и прямо свидетельствует о существовании их в его время. Правда, что во времена Юлия Африканского были многие иудейские фамилии без полных родословных записей; но это уже было следствием разрушения Иудейского царства и рассеяния иудеев, а не следствием истребления записей при Ироде.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Первая, самая древняя, которая объясняет все разногласия так называемым законом ужичества ( Втор.25:5, 6 ), известна была уже Юлию Африканск ому (писателю 3-го века), который и воспользовался ею в данном случае. Вот подлинные слова Юлия, взятые Евсевием из письма его к Аристиду: «Имена родов у Израиля, – говорит он, – исчислялись или по природе, или по закону, когда во имя брата, умершего бездетным, другой брат рождал от жены его детей. Поскольку же из лиц в родословии Иисуса Христа некоторые подлинно преемствовали отцам, как сыновья, а другие, родившись от одних отцов, прозвались по иным: то в Евангелиях упоминается о тех и других, – и о родившихся от своего отца, и как будто родившихся (от своего отца). Роды, произшедшие от Соломона и Нафана, так переплелись между собою чрез старание обессмертить бездетных, чрез вторые браки и чрез восстановление семени, что одни и те же лица справедливо могли считаться детьми разных отцов – то мнимых, то подлинных» 69 . Основываясь на этом предположении, легко действительно объяснить, почему напр. Салафииль считается у Матфея сыном Иехонии, а у Луки сыном Нирия. Когда Иехония умер бездетным ( 4Цар.24:17 ; Иер.22:30 ), то жена его, говорят, по закону ужичества, сделалась женою потомка Давидова чрез Нафана, именно Нирия, и родила от него сына, Салафииля, который по природе был сыном Нирия, а по закону сыном Иехонии 70 . Этот способ соглашения разностей в родословиях евангельских Юлий Африканск ий выдаёт не за свою догадку или чьё либо предположение, но за свидетельство самих сродников Спасителя по плоти. А так как этот способ основан на законе, следовательно, взят из живой действительности (примеров много в Ветхом Завете) и отличается простотою и наглядностью, то его держались, по замечанию Калмета, почти все древние толковники 71 . При всем этом нельзя, однако, не заметить, что сам Юлий Африканск ий не считал приведённого им способа примирения неоспоримым во всех отношениях. «Так ли оно было, или иначе, говорит в заключение Юлий, но достоверно, что не легко было бы приискать объяснение родословных более удовлетворительное, нежели то, какое они мне сообщили».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

119 Так же как и Климент Александрийский , Секст Юлий Африкан создавал хронологическую систему, объединившую священную историю, начинающуюся с Адама, с языческим прошлым. Уже Юлий Африкан предложил не только опыт по синхронизации священной и языческой истории, доказывавшей временное превосходство христианства над язычеством, не только попытался облечь христианский универсализм в историографическую форму, закладывая тем самым фундамент для создания универсальной христианской истории, но и определил хронологическую логику мировой истории. Отталкиваясь от аллегорического толкования библейского рассказа о шести днях творения, 120 Юлий показал в своей «Хронике», что мировая история, которая должна продлиться шесть тысячелетий, прошла уже 5500-летний рубеж. 121 Именно эта «хронология» всеобщей истории стала основой для исчисления времен в раннесредневековых латинских мировых хрониках. 122 Вслед за Юлием Африканом в 234/235 г. собственную «Хронику» завершает Ипполит Римский , также писавший на греческом языке. «Хроника» Ипполита была направлена на решение вполне конкретной задачи, а именно на опровержение распространенной еще в III в. веры в близящийся конец света. С помощью хронологических подсчетов Ипполит, так же, как Юлий Африкан , использовавший идею шести тысячелетий, стремился доказать, что его современники не станут свидетелями окончания шестого тысячелетия и, вместе с тем, конца света. 123 Сочинения Секста Юлия Африкана и Ипполита Римского подготовили появление в 278 г. знаменитой «Хроники» Евсевия Кесарийского . «Хроника» Евсевия состояла из двух частей. Первая включала в себя очерк мировой истории, начиная с истории восточных царств (Халдейского, Ассирийского, Мидийского, Персидского, Лидийского) и заканчивая историей Римского государства. Вторая ее часть, «Каноны», представляла собой сборник синхронистических таблиц основных событий политической истории от Авраама до Константина Великого . 124 Как и для его предшественников, для Евсевия было важно представить языческое и иудейское прошлое в рамках единой хронологической системы, что, в свою очередь, подготавливало новое понимание мировой истории, интерпретацию основных фактов прошлого разных народов с провиденциалистской точки зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как обогащены Искусством все места вокруг Парижа! Часто хожу на гору Валериянскую и там, сидя подле уединенной часовни, смотрю на великолепные окрестности великолепного города. Я не забыл Эрмитажа, сельского дома г-жи д " Епине, в котором жил Руссо и где сочинена «Новая Элоиза»; где автор читал ее своей простодушной Терезе, которая, не умев счесть до ста, умела чувствовать красоты бессмертного романа и плакать. Дом маленький, на пригорке; вокруг сельские равнины. Был и в Монморанси, где написан «Эмиль»; был и в Пасси, где жил Франклин; был и в Бельвю, достойном своего имени; 237 и в Сен-Клу, где бьет славнейший искусственный каскад в Европе; был я и в разных других городках, деревеньках, замках, почему-нибудь достойных любопытства. Париж, июня... Наемный слуга мой Бидер, который (за 24 су в день) всюду меня провожает, зная (по словам его) Париж, как свой чердак, давно уже приступал ко мне, чтобы я шел смотреть Царскую кладовую, Garde-meuble du Roi. «Стыдно, государь мой, стыдно! Быть три месяца в Париже и не видать еще самой любопытнейшей вещи! Что вы здесь делаете? Бегаете по улицам, по театрам, по лесам, вокруг города! Вот вам шляпа, трость; надобно непременно идти в кладовую!» – Я надел шляпу, взял трость и пошел на место Лудовика XV в Garde-meuble, большое здание с колоннами. В самом деле, я видел там множество редких вещей, серебра и золота, драгоценных камней, ваз и всякого роду оружия. Любопытнее всего: 1) круглый серебряный щит, около трех футов в диаметре, найденный в Роне, близ, Лиона, представляющий (en bas-relief) 238 сражение конницы и подаренный, как думают, гишпанским народом Сципиону Африканскому; 2) стальные латы Франциска I с резною работою по рисунку Юлия Романа, такие легкие, что их можно поднять одною рукою (он в них сражался при Павии, где французы всё потеряли, кроме чести. «Tout est perdu hormis l " honneur», – писал Франциск к матери, будучи в плену у неприятеля со всеми своими генералами); 3) латы Генриха II (в которых он был смертельно ранен на турнире графом Монгомерри) и Лудовика XIV, подарок Венецианской республики; 4) два меча Генриха IV; 5) две пушки с серебряными лафетами, присланные сиамским царем Лудовику XIV, в доказательство, что у него есть артиллерия; 239 6) длинное вызолоченное копье папы Павла V, которым он хотел заколоть Венецианскую республику; 7) золотая корзинка, осыпанная бриллиантами и рубинами; 8) золотая церковная утварь кардинала Ришельё, также осыпанная драгоценными каменьями; 9) богатое седло, подаренное султаном Лудовику XV, – и, наконец, шелковые картинные обои, за которые Франциск I заплатил около 100 000 талеров фламандским художникам и на которых вытканы сражения Сципионовы, деяния апостольские и басни Псиши, по рисунку Юлия Романа и Рафаэля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Наиболее самостоятельности проявляется, кажется, в известиях „Пасхальной Хроники», но и она не чужда ошибок. Заметим еще, что ни один после-евсевианский писатель не говорит о всех, упоминаемых Евсевием, греческих апологетах второго века. Исключение представляет только блаж. Иероним. – Из всего сказанного очевидно, что изучение сведений Евсевия о греческих апологетах христианства второго века есть главная задача для изучающего историю предания об этих апологетах. Главные источники сведений Евсевия об апологетах следующие: 1) Сочинения самих апологетов, откуда Евсевий почерпал биографические данные об апологетах, интересные для него исторические факты и указания, а также известия о ересях. 2) Сочинение св. Иринея. Лионского „против Ересей», которое было для Евсевия источником знакомства с ересью Татиана и анти-еретической деятельностью св. Иустина Мученика . Так с соч. св. Иустина „Против Маркиона» Евсевий знаком был только чрез св. Иринея. 3) Хронологические указания Евсевий почерпал, по всей вероятности, из „Хроники» Юлия Африканск ого, добавляя их из своего запаса сведений. Из „Хроники» же Юлия, может быть, Евсевий заимствовал сведения об апологетической деятельности св. Кодрата и, Аристида. – Кроме этих главных источников, Евсевий почерпал свои сведения о греческих апологетах из писем и сочинений Поликрата, епископа Ефесского, Серапиона, епископа Антиохийского, неизвестного автора „Малого Лабиринта», Климента пресвитера Александрийского, и малоазийского анонимного антиеретического писателя. Вообще в своих сведениях об апологетах автор „Церковной Истории» остался верен своему золотому правилу „извлекать нужные показания из древних писателей, как бы собирая цветы с мысленных лугов и объединяя их в органическое целое посредством исторического рассказа». („Цер-ковная История», I, 1). Следование этому правилу было легко для Евсевия, благодаря его замечательно хорошему знакомству с сочинениями греческих церковных писателей 370 . Таким знакомством с греческой отеческой письменностью не обладал блаж. Иероним. Самый беглый просмотр его „Каталога» достаточно убеждает, что блаж. Иероним хорошо был знаком только с западной, латинской отеческой письменностью. Вот причина, почему он в сведениях о греческих апологетах рабски следует за Евсевием. Плохо зная греческую христианскую литературу, блаж. Иероним имел в руках очень немногие из сочинений греческих апологетов христианства второго века. Поэтому сведения блаженного Иеронима об апологетах представляют очень часто почти буквальный перевод сведений Евсевия. Это можно, без ограничения, сказать относительно тех глав „Каталога», где блаженный Иероним трактует о св. Кодрате, св. Иустине Мученике , Аполлинарии Иерапольском и Мильтиаде. К сведениям Евсевия о Мелитоне Сардийском автор „Каталога» прибавляет только отзыв Тертуллиана об этом апологете-антимонтанисте.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Мысль, что Мессия должен произойти только от них, как избранного народа, и при­том от известного племени, побуждала их постоянно обращаться к сво­им родословным и поверять их. Так, по выходе из Египта у них тотчас же происходит перепись родов; по переселении в Вавилон и из Вавилона прежде всего делается то же. Кто не мог бы доказать когда-либо родства своего в известном племени, тот лишался прав племени. Значительные части Библии, например, книги Чисел, Царств, Паралипоменон, Ездры, даже целые книги, например, книга Руфи, состоят из таких перечисле­ний. С какою заботливостью иудеи старались исправить свои родослов­ные после плена, ясно можно видеть из 1кн.Ездры 2и Неем.7:64—65. Еще один факт. Когда Август накануне, так сказать, рождения Спасителя повелел сделать перепись по всей земле (Лк.2и далее) и когда все по­шли записываться, каждый в свой город, то пошел и Иосиф с Марией в отечественный свой город Вифлеем, неся с собою свои древние записи, без чего их, ни того, ни другую, не записали бы в славном роде Давида. Не обличают ли эти факты противников евангельских родословий в со­вершенном незнании общественного быта иудеев в ту эпоху, когда родос­ловные Иисуса записаны были евангелистами? Кажется, так. Но они ста­раются оправдать свое мнение сказанием Юлия Африканского об Иро­де, который, будучи сам незнатного рода, из зависти к семействам знаме­нитых родов велел истребить все хранившиеся в архивах родословные записи иудеев. Между тем сам Юлий непосредственно после этого известия о распоряжении Ирода замечает, что, несмотря на такое повеление со стороны Ирода, некоторые роды, и в том числе сродники Спасителя по плоти, «деспосины», как их тогда называли, сохранили свои родослов­ные записи. С другой стороны, Иосиф Флавий, писатель очень близкий ко времени, о котором говорит Юлий Африканский, и более знакомый с бытом иудейского народа, не только не упоминает об истреблении ро­дословных, но и прямо свидетельствует о существовании их в его время. Правда, что во времена Юлия Африканского были многие иудейские фамилии без полных родословных записей; но это уже было следствием разрушения Иудейского царства и рассеяния иудеев, а не следствием ис­требления записей при Ироде.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Особенностью этой хроники является то, что она часто, несмотря на все свое согласие со Львом и Феодосием, цитирует имена авторов, которые отсутствуют у этих двух. Из других наблюдений ясно также, что автор ватиканского списка почерпал сведения не из Льва и Феодосия, а самостоятельно, как и они, перерабатывал один и тот же источник, именно, хронику Симеона. Своеобразная для автора история римских царей ясно указывает на литературный круг Малалы. В изложении императорского времени ватиканский список согласуется большей частью с Львом и Феодосием, но и здесь не без значительных отклонений. В виду сохранения весьма значительных отрывков Феофана, недостающих у Льва и Феодосия, хроника обещает быть важной и для критики текста этого автора. Исчерпывающее сличение Codex Vaticanus 163 с напечатанным текстом Льва, Феодосия и Псевдо-Полидевка еще стоит на очереди. Псевдо-Полидевк, Феодосий, Лев Грамматик и Симеон ценны для нас тем, что сохраняют важные древние фрагменты, особенно Секста Юлия Африкана . Издания: Лев Грамматик. Конец (813–948) издал впервые Combefis в СР 1655 вслед за Феофаном. – Повторено в CV 1729. Остальную часть хроники издал J. A. Cramer, Anecdota Parisina 2 (1839) 243–379. – Обе части соединил I. Веккег в СВ: Leo grammaticus, Bonn 1842. Текст здесь мало исправлен и совсем упущено из виду, что Ign. Hardt опубликовал уже раньше богатое собрание вариантов к Льву (в Neuer literar. Anzeiger 3 Jahrg. Halfte, Tubingen 1808, crp. 61–380); также; и издание Юлия Поллукса Ign. Hardt«a., откуда можно было бы дополнить начало Льва, не принято было Веккег»ом во внимание. Обстоятельные рецензии на изд. Веккег«а, L. Tafel, Gelehrte Anzeigen der bayer. Akad. 1854, июль–декабрь, исторический отдел, стр. 150–183. –Текст Веккег»а повторен в PG, CVIII, 1037–1164. Феодосий Мелитинский: Ed. pr. L. Tafel в Monumenta saecuIaria, изд. кор. бавар. Акад. Наук III отдел, ч. I, Monachii 1859. Отрывок из того-же самого мюнхенского кодекса, которым пользовался Tafel, издал Martin Orusius Aethiopicae Heliodori historiae epitome Francofurti 1584 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

—201— существовало 370 лет 196 ; и после него до шестнадцатого года Тиверия Цезаря 60 лет 197 . А от Артаксер- —202— кса 198 до времени Христа протекло семьдесят седьмин, если примем счисление Иудейское. Именно, от Неемии, который отправился строить Иерусалим в сто пятнадцатом году царства Персидского, он же двадцатый год царствования Артаксеркса и четвертый год восемьдесят третьей олимпиады 199 , до того времени, когда шел второй год двести второй олимпиады, а царствования Тиверия Цезаря шестнадцатый, насчитывается четыреста семьдесят пять лет, которые по еврейскому счислению составят четыреста девяносто. Евреи имеют обычай измерять годы по течению луны, и потому год у них имеет триста пятьдесят четыре дня, тогда как год солнечный состоит из трех сот шестидесяти пяти дней с четвертью. Отсюда видно, что солнечный год больше лунного на одиннадцать с четвертью суток 200 . Поэтому и Греки и Иудеи к каждому восьмому году прибавляют три добавочных месяца; потому что одиннадцать с четвертью дней, взятые восьмикратно, составят три месяца. Таким образом, четыреста семьдесят пять лет составляют пятьдесят девять восьмериц лет и три месяца. Из дополнительных к каждому восьмилетию трехмесячий составится пятнадцать лет —203— без немногих дней. Прибавив их к четырем стам семидесяти пяти, получим семьдесят седьмин» 201 . По поводу этого рассуждения Юлия Африканск ого о седьминах Данииловых заметим, что в настоящее время принято седьмины исчислять не лунными или еврейскими годами, а солнечными; и потому теперь принимаемое протяжение времени семидесяти седьмин больше принятого Юлием Африканск им на пятнадцать лет. Разность же между четырьмя стами семидесятые пятью солнечными годами, которые насчитал Юлий Африканский от двадцатого года царствования Артаксеркса до начала общественного служения Иисуса Христа, и четырьмя стами девяноста солнечными годами, которые насчитывают теперешние хронологи, станет понятною, если мы примем во внимание следующие обстоятельства. Во 1-х, двадцатый год царствования Артаксеркса Юлий относит к 444 году до Рождества Христова, между тем как новейшие хронологи, относят его к пятидесятым годам. Во 2-х, он полагает, что до начала общественного служения Иисуса Христа прошли все семьдесят седьмин, между тем как теперь допускается, что до этого времени прошло только шестьдесят девять седьмин.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Церковной истории». Используемый Е. метод наблюдения за апостольским преемством епископов, к-рый характерен для «Записок», как и вообще согласие Е. с Егесиппом в отрывках, цитируемых в «Церковной истории», указывает на то, что Егесипп оказал на Е. значительное влияние. Др. источник «Хроники» Е.- «Хронография» Юлия Африкана - был уже систематическим историческим исследованием ( Лебедев. 1898. С. 26), в к-ром автор провел параллель между 6 днями творения и 6 тыс. лет мировой истории. Более всего использовал Е. 5-ю кн. «Хронографии», посвященную событиям от возникновения христианства до нач. III в. Высказывалось мнение, что Е. почти дословно включил материал Африкана в свою «Хронику» без всяких ссылок, что якобы демонстрировало его научную нечистоплотность. В «Церковной истории» Е. всего дважды упоминает Юлия Африкана, хотя и называет его «немаловажным историком» ( Euseb. Hist. eccl. I 6; VI 31). Используя в своей «Хронике» материал труда Африкана, Е. выстроил свое произведение в совершенно иной манере; он обозначил приоритеты своего видения истории и освободился от хилиастических идей, к-рые, по-видимому, разделял Юлий Африкан. По мнению рус. ученых А. П. Лебедева и В. В. Болотова и зап. историков Церкви, в т. ч. современных, используя «Хронику» Африкана, Е. построил свою собственную теорию исторического развития христианства ( Лебедев. 1898. С. 34-37; Болотов. Лекции. Т. 1. С. 142-143; Gelzer. 1880-1885; Sirinelli. 1961. P. 412-453). Важнейшим источником исторических трудов Е. является Свящ. Писание. В «Церковной истории» содержится 93 цитаты из ВЗ и 110 - из НЗ. В 3-й книге ( Euseb. Hist. eccl. III 25) Е. перечисляет истинные книги НЗ, а также сомнительные и подложные книги. В общей сложности в «Церковной истории» он цитирует произведения 66 авторов, как христ., так и иудейских и языческих. Его доверие к значительной части источников объясняется благоговейным отношением к раннехрист. церковным писателям, из к-рых многие окончили жизнь мученически. Это же качество в новейшее время послужило причиной упреков Е.

http://pravenc.ru/text/187357.html

1000 ...я буду в беспокойстве... пока, наконец, он не сможет отвлечься и дать зарубцеваться своей ране... – Комментатор отмечает, что хотя многие письма Плиния написаны по поводу смерти разных лиц, сам он ни разу не написал утешительного письма (какое он советует написать Mapцeллuhy–V.16.10). 1002 ...Африканские, Ахейские, Нумантинские... – прозвания знаменитых римских полководцев: прозвание «Африканский» носили Публий Корнелий Сципион (ок. 235– 183 до н. э.), победитель Ганнибала (202 г. до н. э.), и Сципион Эмилиан (185–129 гг. до н. э.), взявший и разрушивший Карфаген (146 г. до н. э.); он же был назван Нумантинским после взятия Нуманции (в Испании в 133 г. до н. э.). Ахейским был назван Муммий, взявший и разрушивший Коринф (146 г. до н. э.). 1003 Марий (156–86 гг. до н. э.), Сулла (138–78 гг. до н. э.), Помпей (106–48 гг. до н. э.) – римские полководцы и государственные деятели. 1004 ...предлагаются преторские знаки... – Ср. VII, 29. Паллант был вольноотпущенником; Плиний сознательно называет его рабом (вместо бывшего раба, вольноотпущенника). Ниже – такое же преувеличение – Паллант назван преторием (т. е. бывшим претором), хотя дарование преторских украшений не означало права заседать в сенате (этим правом обладали претории). Тацит (Анналы XI, 38, 5) сообщает, что Нарциссу, вольноотпущеннику Клавдия, были дарованы сенатом квесторские украшения. 1005 ...заставить его носить золотые кольца... – золотое кольцо имели в это время право носить лица, занимавшие высокие должности, сенаторы и римские всадники. 1006 Представь себе Палланта, налагающего запрет... – Право налагать запрет на постановления сената имели народные трибуны. 1008 ...у статуи божественного Юлия, на которой он изображен в панцире. – Статуя Юлия Цезаря в панцире стояла на Юлиевом форуме. 1009 Тацит. – Об отношениях между Плинием и Тацитом см. VII.20.4; IX.23.3. Ср. также I.6.20; IV.13. 1011 Гипербат – риторическая фигура, состоящая в том, что члены предложения, тесно связанные между собой, разделены другими.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010