Глава 2. Римская империя в IV столетии 1. Наследники святого Константина Перед кончиной императора Константина его сыновья и племянники правили как цезари в разных префектурах: старший сын Флавий Клавдий Константин – в Галлии, Флавий Юлий Констанций – в префектуре Восток, младший Флавий Юлий Констант – в Италии, племянник Далмаций – в Иллирике, а его брат и одновременно зять почившего императора Ганнибалиан в выделенном из Восточной префектуры Понтийском диоцезе, обладая пышным восточным титулом «царя царей». 4 сентября 337 г. войска провозгласили августами сыновей Константина Великого : Константина II, Констанция II и Констан­та: «Находящиеся в военных лагерях... войска, – по словам Евсе­вия Кесарийского, – узнав о смерти василевса... решили никого не признавать римскими автократорами кроме детей его, и вско­ре положили всех их называть не кесарями, а августами – име­нем, которое принимается за величайший и самый высший сим­вол верховной власти» 136 . Все трое были воспитаны как христиане, при этом Констанций, как выяснилось вскоре, склонялся к ари­анству, в то время как два других брата были приверженцами Никейского символа. Сразу после кончины святого Константина в армии распро­странился слух, что, умирая, он держал в руках пергамент, на котором было написано, что его отравили и что виновники отрав­ления – его единокровные братья Юлий Констанций и Далмаций. Утверждали также, что в предсмертной записке Константин призывал сыновей к отмщению за него. Епископ Никомидийский Евсевий клятвенно подтвердил справедливость обвинения, не постеснявшись тем самым набросить тень на искренность хри­стианского обращения им же крещенного в канун кончины импе­ратора. Вероятным соучастником Евсевия в распространении клеветы был средний сын Константина Великого Констанций, который первым из братьев прибыл в Никомидию с восточной границы, оставив там армию, готовившуюся к войне с Ираном, и распоряжался траурными церемониями. Взбудороженные солдаты, совершая, как им представлялось, справедливое возмездие, учинили избиение мнимых отрави­телей вместе с их потомками. Жертвой суда линча пали Юлий Констанций вместе со своим старшим сыном, а также Далмаций с сыновьями: цезарем Далмацием и царем Понтийским Ганнибалианом. Затем были убиты сенаторы и консулярии Флавий Оптат и Попилий Непоциан, женатые на единокровных сестрах Константина Великого Анастасии и Евтропии, префект прето­рия Аблавий, дочь которого Олимпия была помолвлена с млад­шим сыном почившего императора Константина Константом. Из мужского потомства Констанция Хлора, кроме трех новых авгу­стов, в живых остались лишь младшие сыновья Юлия Констан­ция Галл и Юлиан, а также сын Непоциана и Евтропии, носивший имя отца, пощаженные, очевидно, из-за своего нежного возрас­та – они все трое были еще детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И все это прикрывается какими-то научно необоснованными гипотезами о душе, Страшном Суде, мытарствах и прочей ерунде. А у нас в эксклюзивной психотерапии четко определено: мы не душой занимаемся, а психикой. Причем тут теория о грехах и будущей загробной жизни души, когда мой пациент сегодня мучается? Где же подлинное человеколюбие? Я мимо больного пройти не могу, не имею права. Даю лекарство стопроцентно помогающее, а не кормлю какими-то слащавыми поповскими сказочками. Да и вообще, все попы - лицемеры. В глаза красивые слова говорят, а за глаза? Представляешь, мне на днях один попик собственноручно компромат на Филимонова предоставил. Тот, понимаете ли, душу открыл, а поп его сдал. " Сиди, дескать, чадо, перевоспитывайся в зоне " . И тебя, Юлий Юрьевич, попы сдадут, не моргнув глазом. - Так что же тебе, Князь, компромата этого мало, чтобы с врагом твоим рассчитаться? Доктор закатился заливистым женоподобным смехом: - Мало... - давился он от смеха. - Мне мало! Аха-ха-ха-ха! Да, дорогой Юлий Юрьевич, компромата мне мало. Компромат - это детский лепет. Липа! Все можно опровергнуть при желании. А вот аргументы твоих людей неопровержимы. В этом и сила. О-хо-хо-хо-хо... - Хватит ржать, доктор! - Замоскворецкий стукнул кулаком по креслу. - Я подумаю. - Опять сомнения, Гамлет ты мой? " То be or not to be? - вот в чем вопрос " ! А завтра с психическим припадком снова ко мне прибежишь. - Я сказал, подумаю! - угрожающе рыкнул Замоскворецкий. - Ну мир, мир. Думай, Юлий Юрьевич. Когда надумаешь, а ты обязательно надумаешь, дай знать. Кстати, завтра не забудь, у Саши Мальцева презентация новой коллекции мод. Ты как " крыша " просто обязан там быть, а то они тебя бояться перестанут. Да и выбор красавиц там роскошный. Так что до завтра, Юлий Юрьевич. Глава тридцатая Приговор Устроившись на ночь в гостиной, Влас дождался, пока мама и Анжела ушли спать, и принялся за чтение страниц дневника Василисы. Сохранившиеся записи начинались со дня, когда Василиса впервые встретилась с Власом, и кончались последним днем ее жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2105...

И сам Юлий Мюллер не приводит никаких доказательств в пользу довременного существования человека, которое составляет существеннейший пункт в его теории и поэтому должно быть твердо обоснованно. Он приходит к признанию довременного существования человека, выходя из того положения, что грех должен происходит из свободы человека. Но так как этой свободы, говорит он, невозможно приписать человеку в его настоящем временном бытии, то необходимо признать довременное существование человека, где и произошло его самоопределение ко греху. Таким образом Юлий Мюллер приходит к признанию довременного существования человека только потому, что считал невозможным приписать человеку свободу в его настоящем временном бытии, но не потому, что он имел твердые данные, указывающие на это довременное существование человека. Можно отрицать у человека свободу в его настоящем временном бытии, но делать отсюда непременно заключение к довременному существованию его решительно нет никакого основания. Итак, довременное существование человека, в котором произошло самоопределение последнего ко греху, не обосновано твердо у Юлия Мюллера, а потому и признать его нет никакого основания. Если же мы признаем происхождение греха из довременного самоопределения человека так, как признает это Юлий Мюллер, то мы должны будем отсюда прийти к такому выводу, который идет решительно вопреки желанию Юлия Мюллера. Утверждая происхождение греха из довременного самоопределения человека, этим самых Юлий Мюллер старался избежать признания необходимости греха и желать представить его делом совершенно свободным. Но нам кажется, что при допущении довременного самоопределения человека ко греху, он не избегает признания необходимости последнего. По мнению Юлия Мюллера, человеческие духи, существующие в довременной области, пали совершенно независимо друг от друга, исключительно только вследствие своего самоопределения. Признавая такого рода падение, спросим теперь: все ли человеческие духи пали в довременном существовании, или только некоторые из них? Если мы допустим, что все, без исключения, человеческие духи пали в довременном существовании вследствие своего самоопределения, то такое явление будет для нас в высшей степени удивительным и приведет нас к признанию, что в основании падения духов лежит не исключительно только самоопределение, а что-то такое еще, чтò невольно влекло их к падению, иначе сказать, к признанию необходимости падения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

932 Диктатор — должностное лицо в Риме, наделенное высшими чрезвычайными полномочиями на срок не более шести месяцев. В первый раз Цезарь получил полномочия диктатора осенью 49 г. до н.э., во второй раз — после победы при Тапсе (на десять лет); в 44 г. решением сената Юлий Цезарь был провозглашен пожизненным диктатором. 933 Этнарх — правитель области, в данном случае Иудеи. 934 Консул — высшее должностное лицо в Римской республике. На каждый год народное собрание избирало двух консулов. Гай Юлий Цезарь был консулом в 59 г., 48 г., 46 г. и 44 г. до н.э. Он отказался от присвоенного ему в 45 г. десятилетнего консульства. 935 Это постановление относится к 44 г. до н.э., так как пятое консульство Цезаря приходится на этот год. 936 Легат — в данном случае скорее всего чиновник из канцелярии наместника либо заместитель командующего армией. 937 Парос — один из островов Кикладской группы в Эгейском море. Остров Делос также находится в этом архипелаге. 938 Марк Антоний и Юлий Цезарь были избраны консулами на 44 г. до н.э. Поскольку Юлий Цезарь был убит в марте этого года, то коллегой-консулом Марка Антония стал Публий Корнелий Долабелла (избираемый в таких случаях консул назывался консулом суффектом). 939 Квесторы ведали финансовыми делами, их учетом. В военных походах они сопровождали консулов. 940 Т.е. 11 апреля. 941 Т.е. 9 февраля. 942 Азия — территория бывшего Пергамского царства в Малой Азии, ставшая римской провинцией в 129 г. до н.э. 943 Леней — название месяца в одном из местных календарей Малой Азии. Соответствует дистру в сирийско-македонском календаре. 944 Календы — в римском календаре первое число месяца. За двенадцать дней до октябрьских календ — 20 сентября. 945 Это римские консулы 49 г. до н.э. 946 Военный трибун — римский офицер (в легионе было от четырех до десяти трибунов). 947 Народный трибун — римский магистрат, избиравшийся только из плебеев как защитник их прав и интересов. Он имел право вето на решения магистратов, мог опротестовать решение сената. Пропретор — бывший претор, назначенный наместником провинции после окончания своей претуры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

Однажды ноябрьским днем 1998 года трое ребятишек младшего школьного возраста возвращались из школы домой. По дороге они играли и смеялись. Естественно, что немного и баловались. Дорога шла мимо небольшого озерца. Вдруг все трое оказались в воде, а так как не умели плавать, то сразу же пошли ко дну. Дети, шедшие следом за несчастными и видевшие, что произошло, подняли отчаянный крик. Юлий был неподалеку. Услышав крики, он тотчас же бросился на помощь. Прибежав к месту разыгравшейся трагедии и поняв, в чем дело, Юлий в мгновение ока скинул с себя одежду и бросился в воду спасать ребятишек. Увы, озеро оказалось чрезвычайно глубоким, Юлий не смог достать дна и вызволить ребятишек. Он сам едва-едва не утонул. Ах, как он сокрушался, что его усилия не дали никаких результатов! Тем временем вокруг собралось много народа. Родители несчастных детей, придя на место, стали плакать и просить молодежь вытащить их детей из воды. Сами они не умели плавать. Сердце в груди Юлия разрывалось от горя и сострадания при виде отчаянья родителей. Он не выдержал и вновь бросился в воду, чтобы еще раз попытаться вытащить из воды если уж и не живых детей, то хотя бы их тела. Он пытался вновь и вновь достать до дна, но тщетно. Вконец обессилев, он хотел было уже выбираться на берег, но… Он изнемог настолько, что сам пошел ко дну. Он утонул, утонул, пытаясь вытащить детей из воды. Характерная деталь: те, кто был с ним знаком, кто знал его чувства и характер, говорили потом, что он, вероятно, во что бы то ни стало хотел спасти детей сам, хотя бы и ценой собственной жизни. Вот каково было устройство его самоотверженной души. Вскоре к месту трагедии подошел один хорошо обученный военный и извлек на сушу тела детишек и Юлия. Можно представить, какая сцена тут разыгралась! Боль и скорбь переполняли всех. Видя перед собой мертвое тело Юлия, настоящего героя, который хотел ценой собственной жизни спасти других, никто не мог поверить в то, что его уже нет в живых. Вот таким был Юлий, который в 28 лет закончил историю своей жизни, жизни, исполненной любви к ближнему, служения людям и самопожертвования.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Он приводит в примечаниях следующие доказательства неподлинности родословных: « Юлий Африканск ий, – говорит он, – предполагает, что это были родственники Иисуса, которые, найдя убежище в Батании, пытались воспроизвесть свои родословные (стр. 240). Он ссылается при этом на Евсевия (кн. I, гл. 7). Мы не можем поверить, чтобы Ренан читал то, что написал этот писатель третьего века, так как он никогда не осмелился бы написать ничего подобного. Мы более склонны верить в его незнание, чем в самое невозможное бесстыдство. Что говорит на самом деле Юлий Африканск ий? Объяснив также, как и мы сделали это раньше, родословные, приведенные свв. Матфеем и Лукой, автор этот говорит, что такое объяснение было дано ему родственниками Иисуса, которые при этом же дали ему все сведения о своих предках: «Родственники нашего Спасителя, – говорит он, – из желания ли показать благородство своего происхождения, или просто с целью уяснить дело, передали нам этот рассказ». Этот рассказ главным образом заключается в передаче того, что мы говорили о родословных списках знатных фамилий, сожженных Иродом, и о преданиях, сохранившихся в семействах. Большая часть сожженных списков, по словам родственников Иисуса, заключала в себе генеалогии их фамилий, переданные евангелистами. Весь рассказ относится к родословным и имеет целью разъяснить их; он был передан в третьем веке христианской эры, ибо был сообщен Юлию Африканск ому, жившему в эту эпоху. Самые же родословные были известны с первого века, ибо Евангелия, по словам самого Ренана, были составлены и закончены до конца первого века. Юлий Африканск ий не выдает рассказ, сообщенный ему родственниками Иисуса, за бесспорный во всех отношениях, но говорит: «Так ли происходило дело или иначе, верно то, что нельзя было найти более легкого и более удовлетворительного разъяснения родословных, чем то, которое они дали». И на таком-то свидетельстве основывается Ренан, говоря, что « Юлий Африканск ий предполагает, что это были родственники Иисуса, которые пытались воспроизвести родословные!».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Другой противник Синезия – Юлий – был человеком несколько иного типа. Он имел жену, которую Синезий очень уважал. Юлий по корыстным соображениям противился всем начинаниям Синезия в пользу Пентаполя. Синезий гордится его враждой, считая ее явственным признаком своей правоты 132 . Этот Юлий был сильным человеком в Пентаполе. По словам Синезия, его дурная, но волевая натура взяла верх даже над Андроником. Юлий поднялся высоко за счет своих сограждан и имя его произносили с проклятием лучшие люди края. Мы не можем разобраться в справедливости этих обвинений, так же, как и понять сущность тех споров, которые возникали внутри курии, – например, причины потери Синезием дружбы Авксентия, который поссорился из-за политических вопросов с неким Савватием и присоединился к партии умершего Фая 133 . В Киренаике конца IV в. было очень развито сутяжничество. Упоминания о судах и судебных тяжбах постоянны у Синезия, причем важно отметить, что в противоречии со своей общей политической тенденцией, направленной на всяческое укрепление позиций рабовладельческого государства, Синезий неприязненно относится к судам. Мораль судей и адвокатов, по его мнению, оставляет желать многого. Он употребляет все усилия, чтобы отговорить своего друга Пилемена от вступления на путь адвокатуры. Он утверждал, что нет другого средства разбогатеть на судебной деятельности, как только отбросив всякую справедливость – божескую и человеческую, и превратившись из почтенного человека в хитрого обманщика 134 . Синезий сообщает, что суды всегда переполнены и многие процессы начинаются по несправедливым поводам. Только когда усиливались военные затруднения, судебные тяжбы несколько утихали и Синезию даже приходилось заботиться об адвокатах, оставшихся безработными. Так в письме 59, он сообщает Анисию: «Тот, которому я вручил это письмо, хотя и философ в душе, но ритор по профессии. И пока был у нас Анисий, и Пентаполь оставался цел, то и он работал у нас. А когда после твоего отъезда время нас предало неприятелям и приостановило всякое отправление правосудия, он решил плыть к другому форуму, где продажный язык, товар ритора, делает оратора знаменитым. Поэтому обеспечь ему дружбу человека, управляющего таким народом. И призываю в свидетели бога, закрепившего твою и мою дружбу, он возблагодарит тебя тем, что ты у него попросишь, когда он вернется по завершению дела» 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Надвигались страшные зимы 19–20 годов. Тут не до Середы, не до литературы. Только бы не погибнуть! Среда к этому времени понесла уже большой урон: умер Леонид Андреев, умер и Сергей Глаголь, и Тимовский. Иван Бунин уехал на юг. Я в Москву лишь наезжал, из деревни. Юлия Алексеевича встречал, но не часто. Ни «Русских Ведомостей», ни «Вестника Воспитания» уже не существовало. «Юлий» был грустен, недомогал. Пальто его совсем обтрепалось, шапочка также. Из Михайловского флигелька его выжили. Что сделали со Св. Цецилией? Вероятно, сожгли в печурке (но она ведь, и есть Дева-Мученица). Как и все, жил он впроголодь. В 1920 году, когда я перебрался вновь в Москву, здоровье Юлия Алексеевича было уже совсем неважно. Нужен был медицинский уход, лечение, правильное питание… — в тогдашней-то голодной Москве! После долгих хождений, обиванья порогов его устроили в сравнительно приличный дом отдыха для писателей и ученых в Непаломовском. Там можно было жить не более, кажется, шести недель. (Место, где написана известная и, в своем роде замечательная, «Переписка из двух углов» Вяч. Иванова и Гершензона — тоже памятка русских бедствий). Раза два ему срок продлили, но потом пришлось уступить место следующему, перебраться в какой-то приют для стариков в Хамовниках. Я был у него там в теплый июньский день. «Юлий» сидел в комнате грязноватого особняка, набивал папиросы. На железных кроватях с тоненькими тюфячками валялось несколько благоделенских персонажей. Мы вышли в сад. Прошлись по очень заросшим аллеям, помню, зашли в какую-то буйную, глухую траву у забора, сидели на скамеечке и на пеньке. «Юлий» был очень тих и грустен. — Нет, — сказал на мои слова о брате, — мне Ивана уже не увидеть. Этот светлый московский день с запущенным барским садом, нежными облаками, с густотой, влагой зелени, с полуживым Юлием Алексеевичем, остался одним из самых горестных воспоминаний того времени. Через несколько дней «Юлий» обедал у меня в Кривоарбатском. Обедал! В комнате, где жена стряпала и стирала, где я работал, а дочь училась, он съел тарелку супа и, правда, кусочек мяса.

http://azbyka.ru/fiction/moskva-zajcev/

Это у них самое тяжелое наказание: кто таким образом отлучен, тот считается безбожником и преступником, все его сторонятся, избегают встреч и разговоров с ним, чтобы не нажить беды, точно от заразного, как бы он не домогался, для него не производится суд, нет у него права на какую-либо должность». (Гай Юлий Цезарь …) Собственно говоря, о власти друидов можно продемонстрировать то что последнее и самое масштабное восстание, трансальпийских галлов Верцингеторига против Цезаря, было начато по инициативе племени кернутов, на чьей земле и находилось место священных собраний друидов. (Гай Юлий Цезарь …) Как пишет Цезарь, во главе друидов стоял верховный друид и в определенные времена друиды собирались на заседания в освященное место в стране кернутов, которая считалась центром Галлии. Друиды не принимали участие в войнах и не платили податей. (Гай Юлий Цезарь …) Как пишет Цезарь, галлы были чрезвычайно набожны, и эта набожность выражалась, прежде всего, в том, что люди, пораженные тяжелыми болезнями и подвергающиеся на войне или в других обстоятельствах опасности, дают обет принести человеческие жертвы, чем у галлов ведали друиды. (Гай Юлий Цезарь …). Согласно Цезарю (книга 6 XVI), у галлов были и личные и общественные жертвоприношения. Цезарь описывал, как некоторые племена делали огромные чучела из прутьев наполняемые животными, людьми, которых поджигали снизу и люди заживо сгорали. При этом в жертву приносили не только преступников, но и как пишет Цезарь, невинных людей. В современной Ирландии до сих пор сохранился обычай создания огромного чучела из прутьев, называемого Викерменом, и сжигания его, но между тем еще в V-VI веках в него помещали людей и жертвовали их сжиганием. О размахе человеческих жертвоприношений у кельтов красноречиво говорят результаты раскопок только одного храма в Рибемонте, где археологи нашли более 10000 человеческих костей, из которых друиды строили башни. Археолог Рудольф Райзер назвал эти башни «самыми ужасными памятниками в истории». О человеческих жертвоприношениях кельтов можно встретить описания и у других римских историков.

http://ruskline.ru/opp/2023/01/12/kelty_...

119 Так же как и Климент Александрийский , Секст Юлий Африкан создавал хронологическую систему, объединившую священную историю, начинающуюся с Адама, с языческим прошлым. Уже Юлий Африкан предложил не только опыт по синхронизации священной и языческой истории, доказывавшей временное превосходство христианства над язычеством, не только попытался облечь христианский универсализм в историографическую форму, закладывая тем самым фундамент для создания универсальной христианской истории, но и определил хронологическую логику мировой истории. Отталкиваясь от аллегорического толкования библейского рассказа о шести днях творения, 120 Юлий показал в своей «Хронике», что мировая история, которая должна продлиться шесть тысячелетий, прошла уже 5500-летний рубеж. 121 Именно эта «хронология» всеобщей истории стала основой для исчисления времен в раннесредневековых латинских мировых хрониках. 122 Вслед за Юлием Африканом в 234/235 г. собственную «Хронику» завершает Ипполит Римский , также писавший на греческом языке. «Хроника» Ипполита была направлена на решение вполне конкретной задачи, а именно на опровержение распространенной еще в III в. веры в близящийся конец света. С помощью хронологических подсчетов Ипполит, так же, как Юлий Африкан , использовавший идею шести тысячелетий, стремился доказать, что его современники не станут свидетелями окончания шестого тысячелетия и, вместе с тем, конца света. 123 Сочинения Секста Юлия Африкана и Ипполита Римского подготовили появление в 278 г. знаменитой «Хроники» Евсевия Кесарийского . «Хроника» Евсевия состояла из двух частей. Первая включала в себя очерк мировой истории, начиная с истории восточных царств (Халдейского, Ассирийского, Мидийского, Персидского, Лидийского) и заканчивая историей Римского государства. Вторая ее часть, «Каноны», представляла собой сборник синхронистических таблиц основных событий политической истории от Авраама до Константина Великого . 124 Как и для его предшественников, для Евсевия было важно представить языческое и иудейское прошлое в рамках единой хронологической системы, что, в свою очередь, подготавливало новое понимание мировой истории, интерпретацию основных фактов прошлого разных народов с провиденциалистской точки зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010