3. На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием. 4. Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров. 5. И, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские. Плыть нам: дееписатель отсюда снова начинает повествовать как спутник апостола и – так до самого прибытия Павла в Рим. Нам: дееписатель разумеет Павла, себя и упомянутого во 2-м ст. Аристарха, который сопровождал апостола в этом путешествии. – В Италию: именно в главный город римской империи – Рим, для суда перед императором, как требовал Павел. – Павла и некоторых других узников: греческое выражение означает – узников другого рода, т.е. не-христиан, заключенных в узы, но заключенных в узы за другого рода преступления, мнимые или действительные. – Сотнику Августова полка: что такое это за Августов полк, определить точно невозможно, за недостатком точных исторических данных, но это едва ли тот полк, который прежде дееписатель назвал италийским и который стоял в Кесарии ( Деян.10:1 ); разность названий не позволяет признать единство их. Может быть это был отряд одного из полков лейб-гвардии Нерона, бывший по какому-либо случаю на востоке и из Кесарии возвращавшийся теперь в Италию, каковым возвращением и воспользовался Фест для препровождения по его конвоем узников в Италию, или может быть – бывший некоторое время в распоряжении иудейского прокуратора вместе с другими римскими полками (см. прим. к Деян.25:23 и Деян.10:1 ), или то был может быть только конвой с сотником во главе, нарочито наряженный из воинов этого полка для сопровождения узников в Италию. Сотнику этого полка, именем Юлию, переданы были Павел и другие узники под его ответственность должностную и в его распоряжение во время пути до Рима. Адрамитский корабль: Адрамит – приморский город в малоазийской провинции – Миссии, недалеко от Троады и Асса (см. прим. к Деян.16:7–8 ; Деян.20:5–6 ); корабль, вероятно, был купеческий, хозяин которого имел жительство в Адрамите.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Апологетические заметки XV Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 26 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 Может ли неверующий быть нравственным? Как сообщают из Британии, известный атеистический проповедник Ричард Докинз со товарищи создаёт атеистический лагерь для молодёжи — в противовес множеству уже давно работающих христианских лагерей. Многие — в том числе собратья-атеисты — упрекают Докинза в том, что лагерь будет заниматься ровно тем, в чём он сам обвиняет христиан — индоктринацией детей в рамках определённой идеологии. Докинз на это возражает, что его цель — научить детей мыслить логически и научно, а не внушать им какие-либо готовые идеи. Если бы это было так, это было бы замечательно; в самом деле, дискуссиям о религии часто не хватает логики, умения отличать обоснованные суждения от необоснованных. Это относится, увы, и к самому Докинзу — и в его лице мы видим, как разум и логика отступают перед лицом одной, но пламенной страсти — но не только к нему. В родных палестинах дело обстоит не лучше — поэтому споры о религии в СМИ часто выглядят скорее выплесками эмоций, чем серьёзным анализом происходящего. Одна из болезненных тем — соотношение религии и нравственности. Может ли неверующий человек быть нравственным? Разумеется; Священное Писание говорит о явных нехристианах: ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим 2:14,15). Писание приводит примеры добрых дел, совершённых язычниками — например, упоминается человеколюбивый сотник Юлий (Деян 27:3) и жители Мальты, оказавшие апостолу Павлу и его спутникам немалое человеколюбие (Деян 28:2). Нравственное чувство — не свидетельство принадлежности к Церкви; это свидетельство принадлежности к человеческому роду. Бог есть Творец и Хранитель всех человеков — тех, кто знает Его, тех, кто Его не знает и даже тех, кто Ему противится. Сама проповедь покаяния имеет смысл только тогда, когда люди в состоянии понять, что согрешили — когда у них есть совесть, обличающая их в грехе.

http://pravmir.ru/apologeticheskie-zamet...

В первый же год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господнего, которое было сказано устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и прочее». Из этих слов понятно, что халдеи разорили Иудею не так, как ассирийцы, которые прислали в Самарию других поселенцев, но оставили совершенно пустую землю, пока через 70 лет сюда вновь не вернулись иудеи. С этим согласен и Иосиф, который писал в книге древностей, что Храм, Иерусалим и вся Иудея в течение 70 лет оставались опустевшими. Вновь перечисляя царей Вавилона, – если только он действительно так писал и в кодекс не вкралась ошибка, – он получает почти сто лет от разрушения Иерусалима до разрушения Халдейского царства. Так, он пишет, что после Навуходоносора, который по свидетельству Священного Писания жил ещё 25 лет после разрушения Иерусалима, правил его сын Евилмеродах, 18 лет. После него правил сын Евилмеродаха Хегесар, 40 лет. Ему наследовал его сын Лабосордах, 9 месяцев. Когда же он умер, власть перешла к Валтасару, который зовётся также Набоан. Когда он правил уже 17 лет, Вавилония была захвачена Киром, царём персов, и Дарием, царём мидийцев». И продолжает: «Дарий, сын Астиага, разрушил Вавилонскую империю вместе со своим родственником Киром; ему шёл 62-й год, когда был взят Вавилон. Впрочем, греки зовут его другим именем. Он также, взяв пророка Даниила, привёл его к себе в Мидию и оказал ему величайшие почести». Сам Даниил так вспоминает об этом Дарии: «В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода мидийцев, который царствовал над царством Халдейским, я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о которых было слово Господне к пророку Иеремии, что 70 лет исполнятся над опустошением Иерусалима». Евсевий в книге времён насчитывает от разрушения Иерусалима до начала правления Кира, царя Персидского, 30 лет, а Юлий Африкан – 70 лет. Далее, Иероним в изложении пророка Даниила говорит следующее: «Евреи передают такого рода легенду вплоть до 70-го года, когда по словам Иеремии должен исполниться срок пленения народа иудейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

В связи с этим вспомним толкование известного места Книги Откровение «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13:18) профессором Московской Духовной Академии Алексеем Осиповым. Он, ссылаясь на ветхозаветную цитату: «Весу в золоте, которое приходило к Соломону в один год, было шестьсот шестьдесят шесть талантов золота» (2 Пар. 9:13) говорит о том, что сатанинское число Апокалипсиса – это символ служения человека материальному, стремление не к Богу, но к злату, власти и грехам, которые через них можно получить. Фразу «Мы любим деньги и власть» можно было бы выбить на фамильном гербе Иродиадов. Рассмотрим же, к чему их привели жажда наживы и жажда власти. Основателем династии был Ирод Первый, прозванный Великим. Он происходил от хананейского народа идумеев, потомков Исава, населявших южную Иудею. Ирод не был евреем. Его отцом являлся идумеянин Антипатр, которого возвысил римский император Юлий Цезарь. Он поставил Антипатра правителем еврейских земель. Позже эту власть унаследовал его сын Ирод. Ирод в своем роде был действительно великим человеком и талантливым политиком. Он умело балансировал между римской властью и евреями, пытаясь погасить любую вспышку гражданской или освободительной войны. Этими войнами, восстаниями, революциями была полна еврейская история его времени. Ирод спасал народ от голода, боролся с чумой. При нем отреставрировали Иерусалимский храм. В общем-то, было сделано много хорошего. Но у него был главный недостаток и страшный порок. Он страстно любил власть и себя на троне этой власти. Ради нее он никого не щадил. Даже собственную семью. Он умертвил свою жену еврейку Мариамну, на которой женился, пытаясь добиться расположения иудеев, казнил своих старших сыновей Аристовула и Александра. Это позволило римскому императору Августу резонно заметить: «Лучше быть свиньею Ирода, чем его сыном!» И, конечно, избиение четырнадцати тысяч еврейских младенцев из-за маниакальной подозрительности в том, что среди них есть Мессия-Царь, Который отберет у Ирода трон.

http://pravoslavie.ru/109735.html

Видение мужа-македонянина и путешествие в Македонию (Деян.16:9—11) Деян.16:9. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. Деян.16:10. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там.    В видении Апостолу Павлу предстал «некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам». Может быть, это был ангел народа македонского в образе мужа. Македония была в то время большой областью греко-римской империи, прилегавшей с северо-запада к так называвшемуся тогда Эгейскому морю, ныне Архипелагу. Македонянин не высказывает, в чем именно им нужно помощь, но это ясно: человечество без Христа обречено на гибель и в этом отношении находится в беспомощном состоянии. Проповедать Христа неведущему Его народу — это и значит помочь ему освободиться от ожидающей его погибели. Апостолы так и поняли это приглашение и «положили» отправиться в Македонию. Здесь Дееписатель впервые говорит «мы» и таким образом с этих пор включает себя в число спутников Святого Апостола Павла. В этом тоне он продолжает рассказывать, с некоторыми перерывами, уже до конца, как свидетель-очевидец повествуемых событий. Отсюда можно заключить, что святой Лука именно в Троаде стал спутником Апостола Павла. Деян.16:11. Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь, Деян.16:12. оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней.    Отправившись из Троады, проповедники прибыли в Самофракию , остров на Эгейском море, к северо-западу от Троады, в 38 римских милях (около 55—60 верст) от берега Фракии, находившейся уже в Европе. Отсюда на другой день они прибыли в Неаполь , приморский город при Стримонском заливе, причислявшийся тогда к Фракии. Это был первый Европейский город, в котором высадился святой Павел со своими спутниками (ныне Кавалла). Оттуда, не останавливаясь в этом городе, они направились в Филиппы, уже македонский город. Он лежал недалеко от Неаполя к северо-западу в 13—14 верстах; построен он был Филиппом, Царем Македонским, отцом Александра Великого, на месте деревни Крениды. Юлий Цезарь устроил там римскую колонию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Деян.18:9 .  Го­с­по­дь же в виде­нии ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, «В видении...» – не во сне, хотя и «ночью», а именно «в видении», в бодрственном состоянии (ср. Деян.16:9 ). Возможно, что под влиянием тягостного чувства и опасений открытого возмущения иудеев апостол думал оставить Афины или ослабить проповедь, подобно Иеремии ( Деян.20 и д.). Посему Господь и воодушевляет его, заповедуя «не бояться» и «не умолкать» и обещая Свою помощь и заступление. Деян.18:10 .  ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе. «У Меня много людей в сем городе». Под этими людьми, коих Господь называет Своими, разумеются не только обратившиеся уже к Нему и известные Павлу, но главным образом (ср. Ин.10:16, 11:52 ) имеющие обратиться к Нему, предоставленные к вечной жизни в этом городе ( Деян.13:48 ). Деян.18:12 .  Между тем, во время про­консуль­ства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи единодушно на Павла и при­вели его пред судилище, «Во время проконсульства Галлиона в Ахаии». По римскому разделению провинций, Ахаия обнимала всю собственно Грецию со включением и Пелопоннеса. Сначала, как сенатская провинция, она управлялась проконсулами; потом же, при Тиверии, сделавшись императорскою, стала управляться прокураторами. Но Клавдий опять отдал ее сенату и под управление проконсулов. В описываемое Дееписателем время (53–54 годы по Р. X.) проконсулом Ахаии упоминается Юний Анней Галлион, брат известного философа Сенеки, воспитателя Неронова, умерший так же, как и Сенека, от руки Нерона. Фамилия Галлион принята им от усыновителя своего – ритора Л. Юния Галлиона, прежде же того он назывался Юлий Анней Новат. По отзыву брата его Сенеки, это был весьма мягкий, честный, человеколюбивый и опытный правитель, что согласно и с рассказом дееписателя. Деян.18:13 .  говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону. «Чтить Бога не по закону» – глухое выражение, имеющее в виду указать, вероятно, на деятельность Павла, как вообще на нечто разрушительное для законов и, в частности, для закона Моисеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян 26:1–5; 12–20 21 мая, св. царю Константину. Деяния святых Апостолов, зачало 50А В те дни, когда решено было отплыть нам в Италию, то передали и Павла и некоторых других узников сотнику, по имени Юлию, из когорты Августовой. Сев на Адрамитский корабль, которому предстояло плыть вдоль берегов Асии, мы отчалили. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники. И на другой день мы пристали в Сидоне; и Юлий, человеколюбиво обращаясь с Павлом, позволил ему пойти к друзьям и воспользоваться их усердием. И отправившись оттуда, мы плыли под прикрытием Кипра, потому что ветры были противные; и переплыв море, омывающее берега Киликии и Памфилии, мы пристали в Мирах Ликийских. И там сотник, найдя Александрийский корабль, плывущий в Италию, посадил нас на него. Немало дней, медленно плывя, мы едва дошли до Книда. Так как ветер не позволял нам идти дальше, мы пошли под прикрытие Крита со стороны Салмоны, и с трудом, плывя вдоль Крита, пришли мы в некое место, называемое Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея. Но, так как протекло немало времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел убеждал их, говоря им: “Мужи, я вижу, что плавание это будет с бедой и большим ущербом не только для груза и для корабля, но и для нашей жизни”. Но сотник больше доверял кормчему и начальнику корабля, нежели тому, что говорил Павел. А так как пристань не подходила для зимовки, то большинство было за то, чтобы сняться оттуда и, если бы было возможно добраться, перезимовать в Финике, пристани Критской, защищенной с юго-запада и с северо-запада. И когда подул легкий южный ветер, они, подумав, что получили желаемое, подняли якорь и поплыли вдоль Крита, держась берега. Но вскоре обрушился на Крит ветер, поднимающий смерчи, называемый Эвракилон. И так как корабль захватило, и он не мог противиться, мы отдались ветру, и нас носило. Пронесшись мимо некоего островка, называемого Клавда, мы едва оказались в силах справиться с лодкой. Подняв ее, они пользовались канатами, обвязывая корабль.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Для чего евангелистами приведены родословия праведного Иосифа, если Спаситель по плоти произошел только от Пресвятой Девы? Ведь оба евангелиста, доходя в родословиях до Иосифа, показывают, что он не был отцом Иисуса: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» ( Мф. 1: 16 ); «Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали , Сын Иосифов…» ( Лк. 3: 23 ). Ответ прост: Иосиф и Пресвятая Богородица принадлежали дому Давидову. Протоевангелие Иакова говорит, что Мария происходит «из племени Давидова». Прп. Ефрем Сирин указание Евангелия от Луки «из дома Давидова» ( Лк. 1: 27 ) относит и к Иосифу, и к Марии 95 . Брак единственной дочери, наследницы состояния родителей, мог быть заключен только с близким родственником (см.: Числ. 36: 8 : «И всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из племени колена отца своего, чтобы сыны Израилевы наследовали каждый удел отцов своих»), при этом муж дочери становился юридическим сыном ее отца. Таким образом, семьи праведного Иосифа и Девы Марии имели один корень, поэтому и приведение родословия праведного Иосифа (а традиции составлять женские родословия в Израиле не было) убедительно свидетельствует, что Иисус – «Сын Давидов» ( Мф. 1: 1 ; см. также: 2Тим. 2: 8 ; Рим. 1: 3 ). Чем можно объяснить различия в родословиях? Епископ Кассиан (Безобразов) отмечает, что принятие в канон Евангелий с несовпадающими родословиями доказывает, что для христиан конца I – начала II века эти различия не были проблемой 96 . В IV веке, по свидетельству епископа Евсевия Кесарийского , этот вопрос уже беспокоил многих христиан: «Так как евангелисты Матфей и Лука передают родословную Христа по-разному, то немало верующих считает, что они противоречат одна другой, и каждый, не зная истины, изо всех сил старается придумать объяснение этих мест» 97 . Но первое письменное объяснение и попытка согласования родословий Христа зафиксированы еще в конце II века. Ученый римлянин Юлий Африкан (160–240 г.) в письме к Аристиду 98 сообщает, что знаком со сродниками Христа и от них узнал о причинах расхождений в родословиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Защищая права животных, вегетарианцы, как говорится, хватили через край… Взгляд Святой Церкви на брак (по поводу ложных воззрений гр. Л. Толстого) …в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак. 1Тим. 4:1–3 Граф Л. Толстой в своих недавних произведения («Крейцерова соната», «Послесловие к ней», «Юлий и Памфил») допускает лишь такой брак, в котором муж относится к жене своей только как к сестре. Это и есть, по нему, настоящий христианский брак: «Церковные же учения, незаконно называющие себя христианскими, потеряли истинный идеал целомудрия, данный Христом, и взамен этого попытались установить такой брак, в котором и плотская любовь признается законной; но это лишь церковный брак, а не христианский: христианского, в таком смысле понимаемого брака не может быть, ибо он противен учению Христову». Цель настоящей статьи – показать, что учение Святой Церкви о браке неизмеримо выше учения графа Толстого о том же предмете и что воззрение первой, а не второго, есть воззрение христианское… Брак как нравственный союз мужчины и женщины допускает и граф Толстой, но он не понимает его во всей глубине и полноте: в христианстве брак не только нравственная связь, но и благодатный союз, таинство: тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь ( Еф. 5: 32 ); союз мужа и жены в христианстве есть образ таинственного, благодатного союза Христа с Церковью… Другая сторона в браке – физическая. Граф Толстой со всей беспощадностью нападает на эту сторону; в браке он признает только одну нравственную сторону: единство идеалов, подвигов, духовное сродство, плотская же любовь не должна иметь места в нем. Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф. 5: 28 ) – эти слова Спасителя, по взгляду Толстого, относятся не к чужой, посторонней женщине, а преимущественно к жене. Целомудренный, настоящий брак это тот, в котором муж смотрит на свою жену только как на сестру… Правда, чрез это прекратится род человеческий, так как невозможно продолжаться без естественного рождения, но дело в том, что ему незачем продолжаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

И будет теснить тебя во всех жилищах твоих, пока во всей земле не разрушит высоких и крепких стен твоих, на которые ты надеешься, он будет теснить тебя во всех жилищах твоих, во всей земле твоей, которую Иегова, Бог твой, дал тебе» 76 . Каждая подробность этого пророчества, хотя оно и служит только введением к другим, вполне исполнилось. Отдаленность страны римлян, быстрота их похода, самая эмблема их могущества 77 , неизвестность их языка, их воинственная наружность, беспощадная жестокость, и безжалостное грабительство, которым они подвергали, без всякого различия иудеев и их собственность, едва ли могли быть представлены в выражениях, более изобразительных 78 . Веспасиан, Адриан и Юлий Север водили часть своих армий от Британии к Палестине, которые составляли крайние точки римского мира. Орел был изображен на знаменах их армий, величайшая деятельность и поспешность были употреблены для покорения Иудеи. Римляне были народ свирепого вида и племя, совершенно отличное от изнеженного азиатского войска. В Гадаре и в Гамале, во многих местах римской империи и неоднократно в самом Иерусалиме, иудеев убивали без различия возраста и пола. Жители были порабощены и изгоняемы, все их имущество конфисковано, а царство израильское, превращенное вначале в провинцию римской империи, сделалось, наконец, частной собственностью императора. По всей земле иудейской каждый город был осажден и взят, высокие и укрепленные стены городов были снесены до основания. Но пророк входит в подробности, в высшей степени возмущающие человеческое чувство, указывающие на крайнюю бедность и несчастье, на последнее бедствие, к которому отчаянье может быть доведено голодом, и на последний предмет предсказания, который мог быть произнесен человеком: «И ты будешь есть плод чрева своего, плод сынов своих и дочерей своих, которых Иегова, Бог твой, дал тебе, будешь есть в тесноте твоей и в осаде твоей, в которой стеснит тебя враг твой. Муж изнеженный и живший между вами в великой роскоши безжалостным оком будет смотреть на брата своего, на жену недра своего и на оставшихся детей своих, которые останутся у него, и не даст ни одному из них плоти детей своих, которых он ест, потому что у него не осталось ничего в стеснении и в осаде, в которой стеснит тебя враг твой во всех жилищах твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010