Луи Дюшен (католик) Глава VI. Император Констант Наследники Константина. – Возвращение Афанасия. – Козни евсевиан: соперник Афанасия Пист. – Обращение к папе по александрийскому вопросу. – Вторжение Григория. – Афанасий в Риме. – Восточные епископы и папа Юлий. – Римский собор 340 г. – Отмена постановлений восточных соборов против Афанасия и Маркелла. – Констант – единый повелитель Запада. – Собор «на обновление (храма)» в Антиохии в 341 г. – Смерть Евсевия никомидийского. – Павел константинопольский. – Собор в Сардике; раскол на Востоке. – Переговоры. – Осуждение Фотина. – Возвращение Афанасия в Александрию. – Африканские дела. – Циркумцеллионы. – Миссия Павла и Макария. – Восстановление единства: собор при еп. Грате. У Константина было три брата, дети Констанция Хлора от Феодоры: Далматий, Юлий Констанций и Ганнибалиан. Несочувственно настроенные по отношению к императрице Елене, как это легко понять, они долго жили в удалении от двора. Сперва они жили в Тулузе, но в конце концов сблизились с императором и после смерти Елены достигли высоких почестей. Дельмаций в 333 г. был назначен консулом и даже облечен особым званием цензора, в силу которого ему пришлось разбирать обвинения, взведенные на Афанасия. Юлий Констанций в свою очередь получил в 335 г. почетное звание консула. О третьем, Гапнибалиане, ничего подобного не известно; можно думать, что он умер в молодости, во всяком случае ранее Константина. У Юлия Констанция было четверо детей – два сына и дочь от первого брака и сын от второго брака с Василиной. Этот последний стал впоследствии императором Юлианом; из других двух один, Галл, был кесарем в царствование Констанция. Эти дети были еще слишком малы в момент смерти Константина, чтобы он мог считаться с ними в своих распоряжениях относительно государственных должностей. Но два сына Далматия были старше. Один, тоже Далматий по имени, был назначен кесарем в 335 г.; другой, Ганнибалиан, был облечен властью вассального владетеля соседних с Арменией провинций под именем царя Понтийского. На место объединенной империи Константина опять выдвигалась тетрархия. На Западе Константину II была поручена Галлия, Британия и Испания; на Востоке Констанций с вассальным владетелем Ганнибалианом должен был управлять Малой Азией, Сирией и Египтом; Италия, Африка и области Верхнего Дуная были назначены Константу, третьему сыну Константина; все прочее до Босфора составило удел кесаря Далматия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К истории православного движения в закарпатском селе Великие Лучки Храм в Великих Лучках Крестьянское православное движение, подобное тому, что развивалось и крепло в закарпатском селе Иза в начале ХХ века , возникло также и в селе Великие Лучки возле Мукачева. В 1903 году в Великие Лучки из Америки вернулись уезжавшие туда на заработки Георгий Рубиш и Иван Газий. Они привезли с собой книгу священника Алексия Товта «Где искать правду?», которая была направлена против унии . Труд отца Алексия Товта имел большое значение для расширения православного движения. 10 июля 1903 года греко-католический епископ Юлий Фирцак направил папскому капеллану Василию Гаджеге письмо, в котором просил изучить книгу «Где искать правду?» и подготовить близкую к содержанию прокламацию, направленную против Православия . Спустя некоторое время была издана небольшая брошюра, под названием «Бери–читай!», без данных об авторе, тираже и годе издания. Книжица была написана народным языком в виде вопросов и ответов и разделялась на 16 параграфов. В ней анализировались причины православного движения среди русинов, давались советы верующим-униатам, как бороться с «этой опасной болезнью и победить ее». В письме от 19 декабря 1903 года к униатскому епископу мукачевский окружной начальник Ласло Горват писал, что в Великих Лучках сельский советник Андрей Попадинец обнаружил тайное собрание крестьян в доме Георгия Рубиша. Сельский советник сообщал, что разговаривал с Георгием Рубишем, и тот заявил, что хочет вырвать народ из нынешнего религиозного состояния и наставить его в «русской религии». У названного в письме крестьянина был проведен обыск и изъято следующее: портрет российской царской семьи, житие святого Василия Великого в московском издании, четыре книги, изданные в Сергиевском монастыре в России, периодические издания из Черновцов и России, книга Алексия Товта «Где искать правду?», 12 обрядовых книг киевского издательства, заявление о вступлении в Православную Церковь, подписанное 54 жителями Великих Лучек, образцы заявлений о выходе из унии, рукопись на русским языке . 28 декабря 1903 года епископ Юлий Фирцак просил мукачевского окружного начальника Ласло Горвата подавить в зародыше православное движение в Великих Лучках .

http://pravoslavie.ru/31208.html

С. Б. Сорочан Перечень позднеримских, византийских императоров, правителей Латинской, Никейской, Трапезундской империй, Мореи, Эпира, Фассалоники, Фессалии,Афино-Фиванского герцогства и Ахейского княжества Позднеримские императоры 171 Династия Константина Константин I Великий Флавий Валерий (306–337) Лициний (308–324) Валент (316) Крисп (317–326) Калоцер(333–334?) Делмаций (335–337) Константин II Флавий Клавдий (337–340) Констант I Флавий Юлий (337–350) Констанций (337–361) Деценций (350–353) Непоциан (350) Ветраний (350) Магненций Флавий Максим (350–353) Константин Галл (351–354) Сильван (355) Юлиан Флавий Клавдий (Отступник) (360–363) Иовиан Флавий Клавдий (363–364) Валентиниано-Феодосиевская династия Валентиниан I Флавий (364–375) Валент Флавий (364–378) Прокопий (узурпатор)(365–366) Марцелл (узурпатор) (366) Грациан Флавий (367–383) Фирм (узурпатор) (372–375?) Валентиниан II Флавий (375–392) Феодосий I Великий Флавий (379–395) Магн Максим (узурпатор) (383–388) Флавий Виктор (узурпатор) (384–388) Евгений Флавий (узурпатор) (392–394) Гонорий Флавий (395–423) Марк (узурпатор) (406–407) Грациан (407) Константин III Флавий Клавдий (407–411) Приск Аттал (узурпатор) (409–410, 414–415) Максим (узурпатор) (409–411, 420–422) Иовин (узурпатор) (411–412/413) Себастиан (узурпатор) (412–413) Констанций III Флавий (421) Иоанн (423–425) Валентиниан III Флавий Плацидий (424–455) Последние императоры Петроний Максим (455) Палладий (455) Авит (455–45б) Майоран (457–461) Ливий Север (461–465) Междуцарствие; империя под управлением германского вождя Рицимера (465–467) Прокопий Антемий (467–472) Олибрий Аниций (472) Глицерий (473–474) Юлий Непот (474–475) Ромул Августул (475–476) Императоры Восточной Римской империи – Византии Династия Феодосия Аркадий (сын Феодосия I Великого) (395–408, соправитель с 383) Феодосий II Младший (Каллиграф) (сын Аркадия) (408–450, соправитель с 402) Маркиан Флавий (450–457) Династия Льва Лев I Старший, или Фракиец (он же – Макелла – «Мясник») (457–474) Лев II Младший (сын Ариадны, дочери Льва I, и Зинона Исаврийца) (474, соправитель с 473)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уницы. Церковь Троицы Живоначальной. Автор: Архиповы Маргарита и Владимир Снято: 5 июля 2014 Добавлено: 18 июля 2014 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Уницы, от Твери 120 верст, от Кашина 25 верст. Церковь Троицкая, построена в 1738 году, деревянная, престола два: главный Святой Троицы, придельный Покрова Пресвятой Богородицы. Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1823 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Михаил Михайлович Соколов 35-ти лет, студент семинарии, в служении с 1886 года, священником с 1889 года, награжден в 1895 году набедренником. Псаломщик Юлий Антонович Веригин 24-х лет, в должности с 1895 года. Прихожан в сельце Уницкой Горке, в деревнях: Уницкой Горке, Языкове, Колабреве, Быкове, Гольневе - 125 дворов (410 мужчин, 494 женщины). В 1914 году служили: Священник Михаил Соколов 48-ми лет, окончил семинарию, на службе 29-ть лет, в Троицком храме 21 год. Псаломщик Юлий Веригин 38-ми лет, на службе 19 лет. В начале ХХ века строится ныне существующая каменная Троицкая церковь. Источник: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. 1901. Справочная книга по Тверской епархии. 1914. В 1907 г. деревянный храм сгорел от пожара, произошедшего из-за неисправности печных труб. В «Тверских епархиальных ведомостях» был опубликован рассказ отца Михаила о пожаре и о собрании прихожан, состоявшемся после. Было решено строить новый кирпичный храм, «а временно и поскорее – молитвенный дом с престолом для совершения литургии, так как другие церкви отдалены от прихода, и отсутствие церкви может привести к «одичанию» прихода, как выразился один из прихожан». Трогательно и поучительно такое мнение простых русских крестьян, «многие из которых плакали навзрыд, видя гибель своего родного храма». Не приходится удивляться и современному «одичанию» многих россиян, лишённых храма и христианского воспитания на протяжении многих десятилетий.

http://sobory.ru/article/?object=10768

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации XXIV. Хронологическое оглавление всего труда; также о его авторе Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов Здесь следует для подкрепления памяти кратко перечислить уже изложенные события, каждое под своим годом . В шестидесятом году до воплощения Господа Гай Юлий Цезарь первым из римлян пришел с войной в Британию и победил, но не смог закрепить свою власть. В году от воплощения Господа 46-м Клавдий, вторым из римлян пришедший в Британию, подчинил большую часть острова и также присоединил к Римской империи Оркадские острова. В году от воплощения Господа 167-м Элевтерий стал первосвященником Рима и управлял церковью со славой пятнадцать лет. Король Британии Луций прислал ему письмо, прося сделать его христианином, и добился желаемого. В году от воплощения Господа 189-м Север стал императором и правил 17 лет. Он перегородил Британию валом от моря до моря. В году 381-м Максим, сделавшийся императором в Британии, переправился в Галлию и там умертвил Грациана. В году 409-м Рим был сокрушен готами, после чего римское правление в Британии прекратилось. В году 430-м папа Целестин послал Палладия первым епископом к скоттам, верующим во Христа. В году 449-м Маркиан и Валентиниан семь лет совместно управляли империей. В то время англы явились в Британию по приглашению бриттов. В году 538-м, в тринадцатый день до мартовских календ с первого часа до третьего происходило солнечное затмение . В году 540-м, в двенадцатый день до июльских календ случилось солнечное затмение, и после трех часов в течение получаса были видны звезды. В году 547-м начал царствовать Ида , от которого берет начало королевский род Нортумбрии. Он оставался у власти 12 лет. В году 565-м священник Колумба прибыл из Скоттии в Британию для просвещения пиктов и основал монастырь на острове Ии.

http://sedmitza.ru/lib/text/440925/

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_49219.html 09 января 2008 Протоиерей Максим Козлов Рождество: календарный вопрос Источник:  http://www.taday.ru/text/28091.html Татьянин день Праздник Рождества Христова – древнейший христианский праздник и до 4 столетия существовал неразрывно с другим христианским праздником – Крещения Господня под общим наименованием Богоявления. Главное событие, вспоминаемое христианами в этот день, – пришествие Бога во плоти, превышающее разумение, Христа-человека как главного в этом событии. Это отражается и в богословском толковании этого дня Отцами Церкви, и в самом богослужении праздника Рождества Христова. раздник Рождества Христова – древнейший христианский праздник, и до 4 столетия он существовал неразрывно с другим христианским праздником – Крещения Господня под общим наименованием Богоявления. Главное событие, вспоминаемое христианами в этот день, – пришествие Бога во плоти, превышающее разумение, Христа-человека как главного в этом событии. Это отражается и в богословском толковании этого дня Отцами Церкви и в самом богослужении праздника Рождества Христова. Пришествие Бога во плоти исторически было явлено со всей очевидностью в двух событиях: в рождении Богомладенца Иисуса и Крещения Спасителя Иоанном на Иордане. Поэтому оба эти события праздновались в один день. Первоначальным основанием для празднования 6 января служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам – Христос – по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам – в шестой день первого месяца года, которому соответствовало 6 января. Но в середине 4-го столетия Папа Римский Юлий I установил праздновать Рождество 25 декабря, с тем чтобы противостоять языческому культу солнца и предохранить христиан того времени от участия в достаточно разнузданных увеселениях народа, которые были широко распространены. Примерно с 337 года в Константинополе, а за ним и в других частях христианского Востока Рождество начали праздновать 25 декабря. По мысли святых Отцов 3-4 столетия этот день более всего соответствует дню рождения Иисуса Христа. Кроме того, 25 декабря – это еще и зимний солнцеворот: после самых длинных ночей в году день становился длиннее, а ночь короче. То есть после самых темных дней года наступает перелом – умаление тьмы и прибавление света, что так естественно сочеталось с пониманием того, что принесло в жизнь человеческого рода Боговоплощение.

http://religare.ru/2_49219_1_21.html

А.Ю. Виноградов, П.В. Кузенков О Хронике Симеона Логофета Всемирная хроника как литературный жанр Жанр всемирной хроники (хронографии), в которой описываются события от сотворения мира и человека до современной автору эпохи, появляется в III в. по Р.Х. и принадлежит к числу оригинальных жанров христианской письменности. Конечно, опыты создания более или менее объемных хронологических сводов предпринимались уже в греко-римской античности, но только в христианском мировоззрении, с его универсализмом и эсхатологической историософией, появилась насущная потребность в составлении исторических трудов, в которых все события человеческой истории нанизывались бы на единую шкалу времени, устремленного к своему пределу (эсхатону). В качестве такой шкалы, или эры, вполне естественно было принять счет лет от сотворения мира (или Адама). Данные для построения единой хронологии черпались из Библии и трудов античных историков и хронографов. В ходе этой кропотливой работы особое значение приобретала мистическая хронологическая связь между сотворением Адама и явлением в мир Нового Адама – Христа, пришествие Которого в середине 6-го тысячелетия мира (аналога 6-го дня творения, когда был создан человек) знаменовало как бы обновление всего творения и начало финального этапа мировой истории. Уже первые христианские хронисты – Юлий Африкан и Ипполит Римский , творившие в первой половине III в., – зафиксировали в своих трудах мистическую концепцию «5500 лет от Адама до Христа» и «7 тысячелетних дней мира», в соответствии с которой открывалась перспектива приближающегося эсхатологического рубежа, связывавшегося в византийской традиции с «субботним тысячелетием» (6000–7000 гг. от Адама, то есть примерно 500–1500 гг. от Рождества Христова 1 ). Вариативность и фрагментарность библейской хронологии существенно усложняла задачу построения хронологических систем. В связи с этим, например, Евсевий Кесарийский , создатель наиболее древней из дошедших до наших дней и наиболее полной всемирной хроники (1-я четверть IV в.), вообще отказался от эры от Адама и в качестве сквозных систем отсчета принял счет лет Авраама, а также олимпиады и годы правления царей важнейших государств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возлюбленным и честнейшим сослужителям, епископам всей кафолической Церкви, Александр желает всякаго блага o Господе. Так как кафолическая Церковь составляет единое тело и по заповеди божественнаго Писания должна блюсти «единение духа в союзе мира» ( Ефес. 4:3 ), то нам надлежит посланиями извещать друг друга о событиях, случающихся у каждаго из нас, с тем, чтобы, страждет ли, или радуется один член, могли сострадать ему или сорадоваться и все прочие ( 1Кор. 12:26 ). В нашей стране появияись люди, идущие против закона, христоборцы, которые учат такому отступлению, какое по справедливости может быть признано и названо предтечею антихриста. Я хотел было молчать об этом, думая, что зло ограничится только одними отступниками, и всячески стараясь, чтобы слух о нем, распространившись по другим местам, не увлек в заблуждение людей простых. Но Евсевий, нынешний епископ никомидийский, вообразив, что на нем лежит все касающееся до Церкви (почему он и оставил Берит и устремил честолюбивые взоры свои на кафедру никомидийскую), и не встречая ни откуда противодействия себе, принял под свое покровительство сих отступников и разсылает повсюду в защиту их послания, чтобы простых и не искусных в вере увлечь в эту самую ужасную и христоборственную ересь; поэтому, помня написанное в законе, вижу необходимость прервать молчание и уведомить всех вас о случившемся у нас, чтобы вы знали и отступников и пагубное их еретическое учение, и не внимали тому, что будет писать Евсевий. Чрез сих отступников он хочет ныне осуществить давнее свое злоумышление, несколько времени им скрываемое: повидимому он пишет за них, но самое дело показываег, что так поступает он для своих честолюбивых целей. Отступниками у нас оказались: Арий, Ахилл, Аифал, Карпон, другой Арий, Сармат, Евзой, Лукий, Юлий, Мина, Елладий, Гаий, также Секунд и Феон, некогда называвшиеся епископами. Изобретенное и проповедуемое ими, противное св. Писанию, учение следующее: «не всегда Бог был Отцом; было время, когда Он не был Отцом. He всегда было Слово Божие, но получило бытие из ничего; потому что Бог , всегда существующий, сотворил Его несущаго из не сущаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Глава XIII. О послании к римлянам § 91. Краткие сведения об Апостоле Павле Св. Апостол Павел, до обращения Савл (вожделенный), евреин от еврей, происходил от колена Вениаминова ( Филип. 3 : 5,6) и родился в Тарсе, знаменитом городе Киликийском ( Деян.21 : 39), куда родители его, по сказанию бл. Иеронима, 169 удалились из иудейского города Гискалы, Предки его приобрели право римского гражданства ( Деян.22 : 26–28), которое, по свидетельству Диона Кассия, 170 Юлий Кесарь давал очень многим чужестранцам, и которое, по словам Иосифа Флавия, 171 Иудеи охотно покупали у корыстолюбивых римских правителей. Принадлежа к секте фарисейской, Савл тщательно был наставлен в законе отеческом при ногах Гамалиила в Иерусалиме ( Деян.22 : 3); и хотя фарисеи, по свидетельству Иосифа Флавия, 172 гнушались не только науками, но и самым языком необрезанных, однако из посланий Павловых очевидно, что он знаком был с греческими писателями; ибо приводит изречение Арата ( Деян.17 : 28), Менандра ( 1Кор.15 : 32) и Епименида ( Тит.1 : 12). Вместе с изучением наук Савл, согласно тогдашнему обычаю, 173 соединил упражнение в искусстве делания палаток (σκηνοποιος Деян. 18 : 3), так что впоследствии засвидетельствовал о себе: требованию моему и сущих, со мною послужисте руци мои сии ( Деян.20 : 34). Из училища Гамалиилова Савл вышел жарким ревнителем отеческих преданий ( Гал.1 : 14); это видно из участия его в убиении архидиакона Стефана ( Деян.7 : 58) и воздвигнутого за тем жестокого гонения на Церковь Иерусалимскую ( Деян.8 : 1,3; 6 : 10, 11). Дыша угрозами и убийством на учеников Господних и рассеяв их из Иерусалима, Савл испросил у синедриона письма к дамасским синагогам, дабы и тамошних христиан, связав, привести на суд в Иерусалим ( Деян.9 : 1,2). Так поступил Савл, потому что все, находившиеся по разным странам синагоги добровольно в делах веры подчинялись верховному судилищу иерусалимскому, 174 и Дамаск, наполненный иудеями, 175 предсавлял обширное поле усердию гонителя. Но когда он приближался к Дамаску, внезапно среди дня облистал его свет, превосходивший солнечное сияние, Путники упали на землю и Савл услышал глас на еврейском языке: «Савл, Савл! что ты меня гонишь? Трудно тебе идти против рожна ( Деян.9 : 5; 22 : 6,7; 26 : 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава пятая. Татиан апологет Причину скудости известий Евсевия о Мелитоне, епископе Сардийском, Гарнак видит в том, что Евсевий считал Мелитона не вполне православным. Но судьбы предания о другом современном Мелитону апологете – Татиане показывают, что еретичество церковного писателя не всегда служило помехою известности этого писателя. Татиан – гностик-энкратит. Несмотря на это до-евсевианское предание менее скупо на известия о Татиане, чем о некоторых современных ему апологетах с ортодоксальным направлением. Татиана знают Тертуллиан , св. Ипполит, св. Ириней, Климент Александрийский , Ориген и Юлий Африкан . Весьма вероятно, что апологией Татиана пользовался латинский апологет II в. Минуций Феликс 198 . Но особенно важно для нас то, что Евсевий дает о Татиане сведения более подробные, чем о Мелитоне. Видно, что историк сообщил об апологете все, что заслуживало упоминания. Не обходит Евсевий добрым словом заслуг Татиана, хвалит его „Oratio ad Graecos» („Речь к эллинам”) и ясно дает знать, что не все сочинения Татиана заслуживают порицания. На цитаты из сочинений Татиана Евсевий не скупится: во второй гдаве „Евангельских предуготовлены» („Prepa-rationes Evangel.») историк цитует восемь глав (31, 36–42) „Речи к эллинам”. Не позабыло еретика Татиана и после-евсевианское предание: его знают бл. Иероним, св. Епифаний, псевдо-Евстафий, бл. Феодорит Кирский , Руфин, автор „πομνηστικν», Софроний, составитель „Пасхальной хроники», св. Иоанн Дамаскин , Тимофей пресвитер, Никита Хониат , Иоанн Малала, Синкелл и многие другие 199 . Имя Татиана в чести в немецкой церкви и теперь 200 . Но обратимся к сведениям Евсевия о Татиане. Имя этого апологета Евсевий впервые упоминает в предисловии к „Хронике», на ряду с именами „ученейших” мужей – Климента Александрийского , Юлия Африкана , Иосифа Флавия и Иуста, засвидетельствовавших древность времени жизни Моисея 201 . В той же „Хронике» читаем под 2188 г. (171 по P. X.): „объявляется Татиан еретиком, от него – энкратиты» 202 . В армянском переводе „Хроники» нет этого известия; оно изглажено, потому что в Сирии Татиана не считали еретиком 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010