Велика была радость его по принятии Святого Таинства: когда воины и ближние люди вошли в его комнату и, горько рыдая, стали прощаться с ним, он восторженно им улыбался и уговаривал их радоваться, что он так скоро достигнет небесной своей отчизны. В полдень, в самый день великого праздника Пятидесятницы, 20 мая 337 года, император скончался. Страшный вопль скорби поднялся среди войска и народа, когда разнеслась весть о кончине Константина. Тело его было положено в золотой гроб и в торжественном шествии, в котором принимала участие вся армия, перенесено в Константинополь, где было положено в церкви Святых Апостолов, в гробницу, заранее уготовленную самим императором. Церковь , с благодарностью вспоминая его ревность к христианской вере, именует как его, так и мать его, царицу Елену, равноапостольными и празднует память их обоих вместе 21 мая. Креста Твоего образ на Небеси видев, и якоже Павел, звание не от человек прием, во царех Апостола Твой. Господи, царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, Едине Человеколюбце. X. Продолжение борьбы с арианством Святитель Афанасий Константину Великому наследовали три сына: Константин, Констанс и Констанций. Воцарение их сопровождалось ужасным делом – поголовным истреблением императорского рода: братья Константина, его племянники, все ближайшие его родственники были умерщвлены воинами, спаслось лишь двое малолетних его племянников: один из них, Галл, недолго оставался в живых, другому, Юлиану, суждено было сделаться отмстителем этого страшного злодеяния. Старший из императоров, Константин, который на долю свою получил Галлию, Британию и Испанию, был убит на войне уже в 340 году. Император Констанс, которому достались Италия и Африка, после смерти брата завладел всем Западом. Император Констанций царствовал на Востоке. Человек слабый и подозрительный, неумолимый в своей вражде, он много причинил бед Церкви своим неразумным вмешательством в дела ее. Он совершенно ошибочно считал себя глубоким богословом, и его невежество и тщеславие делали из него слепое орудие тех, кто умел подходить к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Злоупотребившие милосердием Георгия монофизитские монахини были отправлены в православные монастыри. Когда к власти ненадолго пришла Мартина, делавшая ставку на унию с монофизитами, она, узнав об этих событиях, направила Георгию указ, запрещавший эти действия и требовавший восстановления монофизитских монастырей. Указ Мартины вызвал возмущение у православного населения Африки, и Георгий, не считая его правильным, объявил послание подложным, за что и был отозван в Константинополь (Кулаковский 2004, Т. III, c. 164–165). Прп. Максим, который был духовно близок к Георгию (см. его письмо к нему – ep. 1), видимо, одобрял его действия, а в своих письмах к кубикуларию Иоанну, желая, вероятно, через него повлиять на двор, показывал всю пагубность этой ереси и отличие ее от православия. Эту полемику прп. Максима с монофизитами и сторонниками унии следует иметь в виду, т. к. в 641 г. она была для него не менее актуальной, чем полемика с новой ересью. Монофизитское присутствие было весьма существенным фактором церковно-политической жизни Византийской империи во многих местах, с которыми в этот период был связан прп. Максим: это и Александрия, куда были направлены многие его письма, и Северная Африка, где он проживал, и Кипр (вспомним дело предводителя кипрских монофизитов Павла Одноглазого). 281 Вопрос о наличии православных в Константинополе во время господства там еретиков темен, нам не приходилось встречать исследований на эту тему. Можно лишь предполагать, что они там были. Православным оказался прибывший из Константинополя на место префекта Георгия Григорий. С 641 г. в Константинополе находился и бывший духовный ученик свт. Софрония и прп. Максима префект Георгий. Трудно представить, чтобы он придерживался иных взглядов на ересь, нежели прп. Максим. При этом, как пишет Кулаковский, Георгий, вернувшись в Константинополь, получил пост магистра армии. В дальнейшем он был обвинен в заговоре против императора Константа, подготовленного другим высокопоставленным военным – Мануилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Римская провинция Африка , т.е. прибрежная полоса вокруг древнего финикийского города Карфагена, культурно и экономически связанная с Европой, была христианизирована во II в. Первое свидетельство о христианстве в Африке - латинские акты мучеников в Нумидии, датируемые 180 г. Очевидно, что христианство пришло туда намного раньше. В 200 г. Тертуллиан свидетельствует о глубокой христианизации всего региона. В его трудах мы находим ссылки на церкви в Африке Проконсуларис (Северный Тунис), в Бизацене (Южный Тунис), в Нумидии и Мавритании (Алжир). Именно ко времени Тертуллиана христианство в Африке было весьма распространено. Вновь вспомним его знаменитые слова: «Мы существуем только со вчерашнего дня, и, однако, мы наполнили все ваше: города, острова, крепости, муниципии, лагеря, трибы, курии, дворец, сенат, форум. Мы не оставили вам ничего кроме ваших храмов...» Происхождение первых миссионеров нам неизвестно. Рим был ближе всего к Карфагену, и связи ранних африканских христиан со столицей были весьма активными, хотя и не всегда дружелюбными. Но Карфаген вел оживленную торговлю с Ближним Востоком, так что миссионеры вполне могли прибыть и оттуда. В 200 г. многие африканские христиане были грекоязычными, причем они придерживались несколько других литургических обычаев, чем их латинские братья. Весьма вероятно, что именно в Африке были созданы первые переводы Евангелия на латинский язык. Скорее всего, для этих переводов использовалась простонародная (вульгарная) латынь. По всей видимости, переводилась Библия не за один раз, а кусками в разных местах, когда к этому вынуждали обстоятельства. Все эти переводы были собраны вместе к 400 г., когда появилась первая официально признанная латинская Библия. Ее официальный статус доказывается еще и тем, что Вульгата св. Иеронима (см. ниже) была встречена в штыки африканскими христианами. О Церкви в Испании, кроме предполагаемого путешествия св. Павла, мы знаем лишь из ссылок св. Иринея и Тертуллиана. Св. Киприан упоминает церкви в главных городах провинции: Леон, Асторга, Мерида и Сарагосса. В начале IV в. из канонов собора в Эльвире мы узнаем о повсеместном распространении Церкви в Испании и о серьезных нравственных проблемах многих ее членов. Возглавлявший собор епископ Осий Кордубский позже сделался церковным советником Константина и одним из самых влиятельных богословов своего времени.

http://sedmitza.ru/lib/text/434682/

Благодарная память африканеров о помощи русских во время англо-бурской войны и неофициальной поддержке императора Николая II нашла неожиданное продолжение в июле этого года. Накануне 100-летия расстрела царской семьи к нам обратились несколько человек, которые почитают царственных страстотерпцев. Они хотели прийти в сам день годовщины и возложить цветы перед их иконой в русском храме. Они действительно пришли, присутствовали на службе и на открытии фотовыставки о царской семье. И было видно, что для них это не просто формальность. В Йоханнесбурге я оставил частицу своего сердца Архимандрит Филарет (Булеков), настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского в ЮАР с 2000 по 2004 г.: Мои познания о месте моего нового служения, куда я был определен решением Священного Синода, были ближе к детской сказке, чем к реальной картине. Южная Африка — это страна, которая не похожа ни на что из того, что я представлял ­себе. Это очень развитая страна, с высоким уровнем науки, техники, образования, культуры, медицины, удивительно красивой природой. Люди поразительны своей открытостью. Эти определения касаются всех, вне зависимости от цвета кожи. С проявлениями агрессии мне в дальнейшем приходилось сталкиваться, но это не влияло на целостное восприятие страны. Время служения в приходе Преподобного Сергия Радонежского было самым интересным и важным периодом в моей жизни. Он навсегда останется моим первым приходом, моим первым опытом как настоятеля. Я попал в мир людей русскоязычных, наших соотечественников, которые окружили меня такой любовью и заботой, словно я был именно тот человек, которого они всю жизнь ждали. Никакой враждебности не было, хотя первое время я видел пристальный, внимательный взгляд этих людей, которые хотели посмотреть и понять — что это за современная церковная молодежь приезжает к нам из России, что будет говорить, делать этот молодой человек? Но довольно быстро они прониклись ко мне доверием и, чем могли, помогали мне. У нас сложился, можно сказать, семейный приход.

http://pravoslavie.ru/117142.html

Ин.5:46–47 И снова Иисус заявляет о Своем превосходстве над Моисеем в контексте противопоставления Своей божественной силы ограниченной силе пророков, предшествовавших Ему. 4. Давид называл Иисуса своим Господом. Необходимо вспомнить еще одного ветхозаветного пророка. Во время другого спора с иудеями Иисус, ответив на все их вопросы, просил их установить личность грядущего Мессии – чей Он сын? Они ответили: «Сын Давидов». На это Христос сказал: …как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? Мф.22:43–45 Иисус дал ответ в Своем откровении Иоанну на острове Патмос: «Я есмь корень и потомок Давида…» ( Откр.22:16 ). По прямой линии Он действительно был потомком Давида, но, будучи также вечным Сыном Божьим, одновременно являлся корнем и Господом Давида. Таким образом Он был более велик, чем Давид. Эти отрывки помогают понять, как величайшие пророки Ветхого Завета предвидели и чтили божественность Христа. Авраам радовался тому, что увидит Его день, Моисей писал о Нем, а Давид называл Его своим Господом. Все эти великие люди обращались исключительно к Иисусу как к грядущему Мессии, Который существовал прежде их всех, Который единственный мог дать воду живую и Который был их Господом и Спасителем. Используйте эти аргументы, когда отвечаете мусульманам, утверждающим, что Иисус был не более чем пророком, подобным тем, что жили до Него. 3.6 «Не плоть и кровь открыли это» Мусульманин: Покажите мне хотя бы одно место в Писании, где Иисус говорит: «Я есть Бог», и я поверю этому. Докажите мне, что Иисус был Сыном Божьим, и я соглашусь с этим. До сих пор все ваши аргументы были безосновательны. Почему вы не можете убедить меня? Я привел реальный разговор с мусульманином, произошедший в Дурбане (Южная Африка) много лет назад. Христиане, которые занимались евангелизацией среди мусульман, часто расстраивались и даже приходили в отчаяние из-за неспособности мусульман увидеть свет, даже если он светит им прямо в глаза. Я вспоминаю другой случай, когда двое нас, христиан, и семь мусульман сидели в доме мусульманина, поглощенные двухчасовым разговором на тему, был ли Иисус Сыном Божьим или нет. Я привел все доказательства, которые знал, и когда мы собирались уезжать и уже подошли к своим машинам, один из молодых мусульман сказал мне: «Вы знаете, я должен согласиться с вами. Кажется, Иисус действительно верил и учил, что Он – Сын Божий». Я был ободрен этим признанием, но тут молодой человек добавил: «Но, я думаю, Он ошибался». Иногда просто невозможно одержать победу.

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

Мы не располагаем к.-л. источниками сведений об апостольской проповеди в К., за исключением апокрифических текстов («Деяния Филиппа»), к-рые связывают начало христианства в К. с апостолами Филиппом, Симоном Кананитом, Иудой, Марком и Фотинией Самаритянкой (см. в ст. Фотина Самаряныня , мц., Виктор и Иосия , мученики). Визант. апостольские списки VI-VIII вв. (Псевдо-Дорофей, Псевдо-Епифаний) называют 1-м епископом К. ученика ап. Павла Епенета , зап. апокрифическая традиция - Крискента , поставленного ап. Петром, к-рый посещал К. дважды. Исторически достоверным 1-м епископом К. был Агриппин (1-я пол. III в.); он упомянут в одном из сочинений сщмч. Киприана Карфагенского. Древние церковные писатели ( Salvianus Massiliensis. De gubernatione Dei. VII 17//PL. 53. Col. 145) также относили образование христ. общины в К. к апостольской эпохе (впосл. эта т. зр. принималась Римской Церковью, о чем упоминали ее предстоятели Иннокентий I ( Innocent I, papa. Ep. 25. 2) и Григорий I Великий ( Greg. Magn. Ep. 1. 77)). Однако для утверждения древности Карфагенской кафедры они прибегали к своеобразному истолкованию канонических Деяний св. апостолов. Так, уже Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160 - после 220), описывая чудо Сошествия Св. Духа на апостолов, обращает внимание на то, что среди собравшихся в тот день в Иерусалиме были жители Ливии и Кирены , и предлагает понимать под ними жителей рим. пров. Африка ( Tertull. Adv. Iud. 7), к-рые вскоре и стали проповедниками христианства в К. О том же упоминал и блж. Августин в диспуте с донатистами в К. в 411 г. (Gesta collationis. III 23//PL. 11. Col. 1403). В Ep. 43. 7 он подчеркивал римское происхождение христиан К., в Ep. 52. 2 - восточное. Действительно, в К. переплелись 2 традиции, что отражает характер его отношений с Римом и одновременно с восточными центрами Средиземноморья. Как и среди вост. общин (Сирия, М. Азия), здесь преобладал обычай перекрещивания еретиков, литургия совершалась во время каждого церковного собрания. При этом литургическая традиция К. в основном ближе к римской; в ней особо выделяется поминовение ап. Петра. К нач. III в. христ. община К. была уже многочисленна и, по сведениям Тертуллиана, включала лиц разного происхождения, возраста и социального положения ( Tertull. Apol. adv. gent. 1; I dem. Ad Scapul. 2). Пунийская христ. эпиграфика вплоть до VI в. использует и лат., и греч. алфавит. В К. кроме эллинизированной иудейской общины была община греков - выходцев с Востока. В латинской редакции Мученичества Перпетуи и Фелицитаты (нач. III в.; BHL, N 6633) содержатся некоторые греч. заимствования и указание на беседу мц. Перпетуи с клириками на греч. языке, что показывает присутствие греков в К. и сильное влияние греч. Востока.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

Армия спасения имеет 2 территориальных подразделения: Кения-Запад и Кения-Восток, в общей сложности объединяет 150 тыс. чел. в 1360 общинах. Также в К. существуют 2 орг-ции сальвационистского толка, отделившиеся в 1966 г. от Армии спасения: Африканская церковь Вокофу (130 общин, ок. 20 тыс. чел.) и Всемирная церковь христианских воителей (10 общин, ок. 3 тыс. чел.). Адвентисты седьмого дня (АСД), начавшие деятельность в К. в 1906 г., имеют в стране 8 подразделений: Конференцию Озёрной Кении (523 общины, 74 904 чел.), Конференцию Центр. Кении (958 общин, 107 286 чел.), Конференцию Зап. Кении (747 общин, 90 тыс. чел.), Зону Кенийского побережья (148 общин, 14 379 чел.), Зону Центральной Ньянзы (230 общин, 33 413 чел.), Конференцию Ньямиры (481 община, 104 881 чел.), Конференцию Ранена (668 общин, 107 011 чел.), Конференцию Юж. Кении (605 общин, 148 295 чел.). Данные церковно-адм. единицы составляют Восточно-Африканскую объединенную миссию дивизиона Восточно-Центральная Африка Генеральной конференции АСД; на 2010 г. в К. насчитывалось ок. 682 тыс. адвентистов в 4360 общинах. В 1960 г. от АСД откололась группа из племени луо, создавшая харизматическую Церковь пророческого гласа, в нач. 10-х гг. XXI в. в ней состояло 1 тыс. чел. в 8 общинах. Пятидесятники входят как в организации, возникшие в результате работы иностранных миссий (в основном американских), так и организации местного происхождения. Наиболее широко представлены Ассамблеи Бога , классическими примерами к-рых являются такие орг-ции, как Пятидесятнические Ассамблеи Бога, основанные в 1910 г. миссионерами из Канады (5 тыс. общин, 500 тыс. чел.), от к-рых в 1960 г. откололись Евангельские ассамблеи Кении (120 общин, 15 тыс. чел.); Церковь полного Евангелия Кении, созданная миссионерами из финских Ассамблей Бога в 1949 г. (5 тыс. общин, 700 тыс. чел.) и Кенийские Ассамблеи Бога, вышедшие из состава международных Ассамблей Бога в 1967 г. (1,5 тыс. общин, 600 тыс. чел.). Созданное в 1944 г. амер. миссионерами Пятидесятническое евангелическое содружество Африки имеет в К.

http://pravenc.ru/text/1684185.html

«Поэтому ни одно, даже самое прекрасное из заявлений, содержащихся в этой Декларации Святого Престола, не может минимизировать далеко идущие и разрушительные последствия, возникающие в результате попыток узаконить такие благословения. Имея такие благословения, Католическая церковь становится если не в теории, то на практике пропагандисткой глобалистской и безбожной " гендерной идеологии " », – подчеркнули католические иерархи. «Как преемники Апостолов и верные нашей торжественной клятве по случаю нашей епископской хиротонии " сохранять залог веры в чистоте и непорочности, по преданию, всегда и везде соблюдаемому в Церкви со времен Апостолов " , мы призываем и запрещаем священникам и верующим Архиепископии Святой Марии в Астане принимать или совершать какие-либо формы благословения пар с неурегулированным статусом и однополых пар. Само собой разумеется, что каждый искренне раскаивающийся грешник с твердым намерением больше не грешить и положить конец своей публичной греховной ситуации (как, например, сожительство вне канонически действительного брака, союзу лиц одного пола) может получить благословение», – пишут авторы заявления. Они прямо обвиняют Папу Франциска, что он «не поступает прямо по истине Евангельской». И просят отменить разрешение благословлять пары с нерегулярным статусом и однополые пары. При этом, надо заметить, что перед нами позиция не просто одного архиерея, а целой католической епархии. Стоит также обратить внимание на реакцию католиков из Африки. Вышеупомянутый публицист Александр Вознесенский в своём тлг-канале отметил, что от мнения африканского епископата зависит сейчас очень много: «В большинстве стран Африки верующие (и не только католики) категорически не приемлют одобрение ЛГБТ. Это привело ранее к тому, что африканские епархии Англиканской церкви объявили бунт, когда началась легализация ЛГБТ. Неприятие ЛГБТ в Африке в целом ряде стран настолько высокое, что Франциску могут объявить, что такой понтифик им не нужен». Далее он сообщил, что Конференция католических епископов Малави (Юго-Восточная Африка) уже запретила реализацию ватиканского документа о благословении однополых пар. В двухстраничном заявлении от 19 декабря члены Епископальной конференции Малави (ECM) предложили «разъяснение декларации о пастырском значении благословений, " Fiducia Supplicans " и заявили, что они запрещают практику таких благословений в южноафриканской стране».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/21/ka...

Блж. Августин четко выкладывает христологический образ разумения Аввакумова пророчества. Кстати, любопытно, что «Феман», «юг» некоторые переводили в древности «Африка». Сам Августин, по мнению некоторых, не только родился и трудился в Африке, но и был африканцем. Африканец стал тем великим святым отцом и мыслителем, который заложил основу хрис­тианской европейской цивилизации. Да и основатель и создатель русской литературы и русского литературного языка тоже африканец (Александр Сергеевич Пушкин). Это уж не говоря о том, что и отец христианского монашества, авва Анто­ний Великий, тоже африканец. Святой Кирилл Александрийский также подробно толкует слова песни Аввакума, следуя предшествовавшим ему толкователям. Бог от Фемана приидет и Святый из горы приосененныя чащи. Эти сло­ва св. Кирилл относит как к Синайскому Богоявлению, так и к рождению Христа в Вифлееме. «Приидет, говорит, Бог из Фемана, из горы Фаран, или Хорив, то есть Тот, Кто древле явился отцам в самой южной пустыне на горе Хорив в виде огня 531 , Кто Сам древле изглаголал закон...» 532 . Это в Си­найском Богоявлении и шествии Израиля оттуда на север. О Христе св. Ки­рилл так толкует: «Бог из Фемана приидет, то есть из Вифлеема, который находится на юге; ибо действительный и истинный Бог, Единородное Слово Отца, соделавшись подобным нам, родился от Девы в Вифлееме» 533 . Что касается горы приосененныя чащи, св. Кирилл толкует на праотцев Христа: «Тенистою же и покрытою густою растительностию горою называет ради отцов, от которых, сказано, произошел по плоти Христос» 534 . Покры небеса добродетель Его и хваления Его исполнь земля. Эти слова св. Кирилл относит ко Христу, умаленному по отношению к ангелам и уничиженному среди людей, а Богом превознесенному. «Итак, хотя Он сделался очистительною жертвою, приняв чрез нас и ради нас че­ловечество, тем не менее есть Бог превыше всякой твари видимой, говорю, и невидимой; ибо покрывает небеса добродетель Его и земля будет полна хваления Его» 535 . И сияние Его яко свет будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Далее – Африка: это и массовые убийства христиан в Нигерии террористами «Боко Харам», и недавняя казнь 29 коптов в Ливии, и убийство в Кении 147 молодых христиан в университете Гарисса. «В Азии, помимо тяжелого положения христиан в Китае, мы знаем, что в Бирме (Мьянме) власти считают христиан диссидентами и их постоянно арестовывают, пытают и приговаривают к каторжным работам или убивают. В Северной Корее около четверти христиан этой страны живут в трудовых лагерях за отказ признать национальный культ страны. В северо-восточной Индии, в штате Орисса, христиане часто становятся жертвами погромов индусских фундаменталистов», – продолжил А. Салаконе. По его словам, проявляя гражданскую солидарность и религиозную ответственность в отношении гонимых христиан, нельзя «поднимать их на знамя борьбы против кого-либо», помня об их главном послании – это «выбор не уступать логике насилия и мести даже ценой собственной жизни», прощение и примирение. «Церковь помнит мучеников и не призывает к отмщению, но к памяти. Мы призваны не проклинать, но благословлять», – сказал протоиерей Александр Борисов. Он призвал к усиленной молитве за гонимых христиан и предложил включить эту молитву в чинопоследование литургии, как включена сейчас молитва о людях, страдающих на Украине в районах боевых действий. «Молитва – это не просто слова, но огромная духовная сила, которая может остановить волну насилия», – подчеркнул священник. Однако он не исключает, что мировое сообщество должно применить силу, чтобы защитить мирное население от террористов ИГИЛ и других подобных организаций. «Мы можем позволить гнать нас самих, но когда речь идет об угрозе другим – мирным жителям, женщинам, старикам и детям – приходится применять насилие», – отметил о. Александр. С этой позицией согласен протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. «Ответ на грубую силу и жестокость может быть только силой… Надо добиться того, чтобы христианские страны применили силу и волю в защите христиан», – сказал он.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010