Православие в Алжире Храм блаженного Августина. Аннаба Местоположение : Северная Африка; граничит на западе с Марокко, а на востоке – с Тунисом, с севера омывается Средиземным морем. Вторая по величине территории страна на африканском континенте. Площадь : 2 381 740 км 2 . Численность населения : 32 930 091 человек (по состоянию на июль 2005 года). Официальный язык : арабский. Краткая история страны. Самым первым государством на территории современного Алжира была основанная берберами в III веке до Р. Х. Нумидия. В I веке до Р. Х. она становится частью Римской империи. В V по Р.Х. веке сюда вторгаются племена вандалов, которые спустя столетие были разбиты войсками византийского императора святого Юстиниана Великого. В VII веке страну захватили арабы. С X века в Алжире правят местные династии – Фатимиды, Альморавиды и Альмохады. В XVI веке испанцы оккупировали северные африканские порты и обложили Алжир данью; это вынудило местную знать передать страну под власть султана Османской империи. В начале XIX века Франция захватила север Алжира, превратив почти на полтора века страну в свою колонию (официально – с 1834 года). К 1930 году здесь проживало уже около 5 млн. европейцев. В 1954 году в Алжире вспыхнула национально-освободительная война, в результате которой в июле 1962 года страна стала независимым государством, провозгласившим официальной религией ислам, что привело к массовому исходу европейцев и немусульман. После отмены результатов выборов 1991 года, по которым к власти должны были прийти радикальные мусульмане, в стране разгорелась гражданская война (1992–1998), унесшая жизни свыше 100 000 человек. Только к 2000 году правительству удалось подавить и расформировать Исламскую армию спасения, небольшие отряды которой до сих пор продолжают действовать и устраивать теракты. Религия : мусульмане – 99 %, христиане и все прочие – 1 %. Православие. Христианство стало распространяться здесь во II веке, когда страна была провинцией Римской империи. Значительная часть городского населения приняла Христову веру, однако донатистский раскол бербера-христианина Доната (IV век) ослабил местную Церковь, и число христиан среди берберов стало снижаться. Самым знаменитым святым отцом Церкви, родившимся на территории современного Алжира, был блаженный Августин (354–430). Здесь, в древнем г. Тагасте (ныне – Сук-Ахраст), жила и его мать, святая Моника. Святительской кафедрой блаженного Августина был город Иппон (ныне – Аннаба). Кроме того, с этой частью Африки связаны имена Тертуллиана (II век), святого Киприана Карфагенского (III век), святой Юлии Карфагенской (V век) и др. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛЬЦЕР [нем. Gelzer] Генрих, нем. историк Церкви, византинист (1.07.1847, Берлин - 11.07.1906, Йена). Сын швейцар. историка И. Г. Гельцера (1813-1889). Учился в ун-тах Базеля (1862-1866) и Гёттингена (1867-1868) у Я. К. Буркхардта и археолога Э. Курциуса. С 1869 г. преподавал в базельской гимназии. В 1871 г. совершил вместе с Курциусом поездку в М. Азию. С 1873 г. экстраординарный профессор в Гейдельберге; в 1878 г. приглашен на кафедру классической филологии и древней истории в Йенский ун-т. С 80-х гг. XIX в. Г. стал заниматься византиноведением и историей христ. Востока. Этим темам посвящены его главные труды: монография о первом христ. хронисте Юлии Африкане (III в.) и о его влиянии на визант. хронографическую традицию; издания географического трактата Георгия Кипрского (нач. VII в.) и Жития свт. Иоанна V Милостивого, патриарха Александрийского, написанного Леонтием из Неаполя Кипрского (VII в.). Исследования Г. положили начало растянувшейся на мн. десятилетия работе по изданию и классификации списков епископских кафедр правосл. Патриархатов (т. н. Notitiae episcopatuum). Большое значение имеют его труды по греч. и визант. эпиграфике. В 1899 г. вышла работа Г., посвященная становлению в Византии военно-адм. структуры фем. Путешествия на Балканы, в Грецию и в М. Азию (1899-1903) позволили Г. собрать богатый материал по исторической географии Византии, а также установить контакты с правосл. богословами и иерархами (в это время он начал работу над докторской диссертацией по теологии в ун-те Гисена). Впечатления от поездки Г. выразил в популярных очерках «Духовное и мирское с турко-греческого Востока» (1900) и «Со Святой горы и из Македонии» (1904). Нереализованными остались его планы по созданию обобщающей истории Византии. С 1892 г. Г. был сотрудником ж. «Byzantinische Zeitschrift». Разносторонние интересы и фундаментальное классическое образование в сочетании с неутомимой творческой активностью снискали ему славу универсального специалиста по истории Византии. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР СЕВЕР Имп. Александр Север. Гравюра (Goltzius Н. Vivae imperatorium. 1557) Имп. Александр Север. Гравюра (Goltzius Н. Vivae imperatorium. 1557) [лат. Marcus Aurelius Severus Alexander; наст. имя Бассиан Алексиан] (1.10.208, Арка Кесария, Финикия, совр. Ливан - 18.03.235, под Майнцем, Германия), рим. император (222-235), последний представитель династии Северов, сын сирийца Гессия Марциана и Юлии Маммеи. В 221 г. Бассиана усыновил его двоюродный брат, имп. Гелиогабал, и А. С. сделался его соправителем под именем Марка Аврелия Александра, а затем, после солдатского мятежа,- единоличным государем, правда во всем покорным воле матери. В отличие от склонного к деспотизму предшественника А. С. стремился к восстановлению престижа и компетенции рим. сената. Характерный для правления Северов религ. синкретизм достигает при А. С. своего апогея, выразившись, в частности, в терпимом отношении к иудеям и христианам (Scr. Hist. Aug. Vita A. S. XXII 4). Евсевий Кесарийский сообщает о многих христианах при дворе и в семье А. С. (Euseb. VI 28). Юлий Африкан посвятил А. С. свои «Вышитые пояса» (Κστοι), а св. Ипполит - труды о воскресении. В Антиохии аудиенции у А. С. и Юлии Маммеи удостоился Ориген . В домашнем храме А. С., возможно, находилось изображение Христа наряду с изображениями Аполлония Тианского , Авраама , Орфея и др. (Vita A. S. XXIX 2). В Палатинском дворце и в общественных сооружениях он повелел поместить изречение, услышанное им от христиан: «Не делай другому того, чего не хочешь самому себе» (Vita A. S. LI 7-8; ср. Мф 7, 12; Лк 6, 31). В свете подобных свидетельств маловероятны сообщения поздних актов о мученичестве святых Цецилии , пап Урбана I , Каликста I, Калопеда и Астерия, Мартины именно в правление А. С. В войне с Персией (232) А. С. лично руководил войском, остановив продвижение Сасанидов в Месопотамию. Во время похода в Германию (234 - нач. 235) он вместе с матерью пал жертвой мятежа, поднятого буд. имп. Максимином. Ист.: Scr. hist. Aug. L., 1979. Vol. 2. P. 178-313 (рус. пер.: Элий Лампридий. Александр Север//Властелины Рима: Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. М., 1992. С. 151-182). Лит.: Bihlmeyer K. Die «syrischen» Kaiser zu Rom (211-235) und das Christentum. Rottenburg, 1916. S. 68-166; Jard é A. Études critiques sur la vie et la règne de Sévère Alexander. P., 1925; Зелинский Ф. Ф. Римская империя. СПб., 1999. С. 359-364. Н. Ф. Усков Рубрики: Ключевые слова: |
Читаю утром на днях: «Айза раскрыла новые подробности ссоры Гуфа и Юлии». Кто такая Айза и кто такой Гуф с Ю. Королевой, я знать не знаю и знать не хочу! Но куда скроешься от сообщений о том, что «Ушастая красавица Африкантова слила в Сеть скабрезные фото своей соперницы Мусульбес». Неужели? Какой пассаж! Даже Правда.ру не избежала этого искуса звездохроники и умиляется воспоминаниями Максима Галкина о его школьной учительнице, напомнив только в конце этой своей статейки, что Галкин «признан Минюстом РФ иноагентом». Почему же, несмотря на все позорные юридические пометки на репутации беглых звезд, осевших в Израиле, США и других странах на ПМЖ, нам ежедневно сливают о них информацию? Зачем вообще нам нужна вся эта хроника похождений иноагентов за границей? Потому, что за нее платят их продюсеры? Или у нас столь могущественны промоутеры, пробивающие в шоу-бизнес очередных «звезд» по давно опробованной на Западе и перенятой в РФ методике? О событиях на Украине у нас меньше пишут, чем обо всей этой эстрадной шушере. Очевидно, что государство и его надзорные органы утратили контроль над российским информационным полем, а это в условиях даже частичной мобилизации и военных действий даже в рамках СВО прямо угрожает нашей национальной безопасности. Внедряясь в российские СМИ, в телевидение в первую очередь, агентура влияния Запада и международного сионизма активно использовала либеральную оппозицию в России, которая сформировалась еще в период становления советского диссидентства после известной закрытой речи Хрущева на ХХ съезде КПСС. И если патриархи этого движения, такие как писатели Владимир Максимов, Андрей Синявский, его жена Мария Розанова, и другие властители умов той поры отрицали русофобию, выступая за сохранение Русского народа и российской государственности, то современные лидеры российских либералов – это сплошь русофобы и космополиты, которые своей родиной считают не Россию, а США, страны Евросоюза и Израиль. Координаты их симпатий, политической и этнической принадлежности можно определить по направлениям начавшейся с год назад «алии протеста» звезд российского шоу-бизнеса, журналистики и литературы, т. |
Sanctus. P. 123-135; Idem. Origines. P. 24-49). К IV в. относятся древнейшие христ. календари - перечни местных мучеников с указанием дней памяти и мест погребения. Самый ранний известный календарь происходит из Рима. Он сохранился в составе Хронографии 354 г. (Альманах Филокала) вместе с пасхалией и перечнем Римских епископов (Каталог Либерия; см. ст. Liber Pontificalis ). Рим. календарь состоит из 2 частей: «Depositio episcoporum» (букв.- «погребение епископов») и «Depositio martyrum» (букв.- «погребение мучеников»). В 1-й части в календарном порядке приведены дни памяти 12 Римских епископов - от Луция I (253-254) до Юлия I (337-352) - с указанием мест их погребения. В «Depositio martyrum» перечислены дни памяти мучеников, похороненных на пригородных рим. кладбищах, и почитавшихся в Риме африкан. святых (Перпетуя и Фелицитата (7 марта), мч. Киприан Карфагенский (14 сент.)). Указаны также значимые для римских христиан праздники Рождества Христова (25 дек.) и Кафедры апостола Петра (22 февр.). Календари были составлены не позднее 354 г. (дата создания Хронографии), но более точная датировка остается предметом дискуссий. По мнению Л. Дюшена и И. Делеэ , первоначальная версия календаря относится к понтификату Мильтиада (311-314), но позднее в список праздников вносили дополнения ( Duchesne. 1885. P. 142; MartHieron. P. XLVIII-L; Delehaye. Origines. P. 260-261). Др. исследователи датируют календарь либо нач. IV в., либо 336 г., когда к первоначальному тексту «Depositio episcoporum», как считается, было добавлено поминовение папы Римского Марка (см.: Pietri Ch. Roma Christiana: Rech. sur l " Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311-440). R., 1976. Vol. 1. P. 127, 315, 617; Salzman. 1990. P. 42-47; Aigrain. 2000. P. 14-17). Однако рукописные разночтения не позволяют сделать вывод о том, что поминовение Марка отсутствовало в первоначальном тексте (Das Kalenderhandbuch. 2014. Bd. 2. S. 517). Т. о., календарь мог быть составлен позднее, при Юлии I. |
Настоятель протоиерей Александр Рябков вручил детям сладкие подарки. +++ Детский пасхальный праздник воскресных школ Кировского благочиния состоялся 23 апреля в храме святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры (Путиловском) . Настоятель протоиерей Владимир Гончаренко приветствовал гостей и рассказал о работе, которую проделали учащиеся приходской воскресной школы, готовя этот праздник. Каждая из воскресных школ благочиния представила свои номера: дети читали стихи, пели песни, посвященные празднику Пасхи, и танцевали. " Пасха - центральный праздник Церкви, и мы должны всегда возгревать и хранить пасхальную радость в наших сердцах, - сказал благочинный Кировского округа, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери у Красненького кладбища протоиерей Валерий Дорохов . - Сейчас воскресные школы расходятся на каникулы, а в сентябре все школы благочиния с радостью будут ждать своих учеников " . Детям были вручены грамоты, а преподавателям - благодарственные письма. Состоялось праздничное чаепитие. Пасхальный концерт состоялся 23 апреля в доме молодежи " Атлант " . Его организовали клирики и прихожане Спасо-Преображенского собора при поддержке администрации Калининского района. Концерт открыл глава района Сергей Петриченко словом поздравления с праздником Пасхи. Среди зрителей были семьи воинов СВО и прихожане храмов округа. Учащиеся воскресной школы под руководством режиссеров Олеси и Валерия Осиповых сыграли спектакль про мудрого царя. Родительский хор под управлением Юлии Серковой, соблюдая традиции Церкви, познакомил слушателей с пасхальной радостью народов мира. Помимо песни на русском языке " Главный праздник " прозвучал тропарь Пасхи на арабском. А молитва " Отче наш " на африканском языке суахили стала настоящим сюрпризом, так как исполнялась под аккомпанемент ударника-кубинца. Живое звучание конг (этнические барабаны) позволило прочувствовать дыхание христианства на другом континенте. Одним из участников был Театр детского танца " Ярославна " . Дебютантом концерта стал детский литургический хор воскресной школы блаженной Ксении Петербургской при храме Тихвинской иконы Божией Матери на Гражданке . |
ситуации в Антиохии сказалась на раннем формировании и развитии местной церковной организации. На основании посланий преемника Евода на Антиохийской кафедре сщмч. Игнатия Богоносца можно заключить, что 3-степенная иерархия во главе с епископом, наделенным верховной властью, оформилась в Антиохии раньше, чем в др. древних центрах христианства. Угроза, исходившая от докетизма, соседство многочисленных иудейских общин, опасность гонений делали консолидацию особенно необходимой. Список первых епископов Антиохии сохранился в «Хронике» Евсевия Кесарийского, основным источником для к-рого в этой части являлись сведения Секста Юлия Африкана . Нет оснований сомневаться в аутентичности их имен, хотя о них самих почти ничего не известно, за исключением сщмч. Игнатия Богоносца, претерпевшего кончину в Риме при имп. Траяне (ок. 107). Среди его ближайших преемников - свт. Феофил (2-я пол. II в.), апологет, автор многих сочинений ( Евсевий. Церк. ист. IX 24), первым из христ. богословов использовавший слово «Троица» для обозначения трех Божественных Лиц. В споре о Пасхе принимал участие следующий епископ Максимин , занимавший престол около года. Его преемник свт. Серапион (кон. II - нач. III в.) боролся с монтанизмом ( Евсевий. Церк. ист. V 19). Серапион поставил Палута 1-м епископом Эдессы , столицы гос-ва Осроена (ок. 202). Эпоха гонений (III-haч. IV в.) Ок. 232 г. по приглашению Юлии Маммеи, матери имп. Александра Севера , Антиохию посетил известный богослов Ориген , пытавшийся убедить императрицу в превосходстве христ. веры над др. вероучениями ( Евсевий. Церк. ист. VI 21). Гонения имп. Максимина (с 235 по 238), направленные в первую очередь против предстоятелей Церквей, по-видимому, не коснулись Антиохийского еп. Зевина , предстоятельство к-рого продолжалось до правления имп. Гордиана III . Одним из выдающихся епископов Антиохии III в. был сщмч. Вавила . Особенную известность ему принесла твердость в отношениях с имп. Филиппом Арабом , открыто симпатизировавшим христианству. На Пасху 244 г. |
—364— с папой). Фальсификатор же распространяет правило на всю церковь и существенно усиливает влияние папы в судебных процессах, предоставляя почти все его усмотрению, и в то же время стремится придать им высший церковный авторитет, усвояя их первому вселенскому собору. Хотя подделка произведена была в Риме, но автором ее был африканец. На Африку, как родину фальсификатора, указывают многие характерные черты его работы. Так самая внешняя форма правил создана по образцу африканских соборов, не имеющему аналогий в греческих правилах: правило вносится председателем или членом с предложением, не благоугодно ли будет собору принять его, и затем утверждается общим голосом собора: «все сказали: благоугодно». Затем, по своему содержанию, многие правила имеют в виду нестроения именно африканской церкви, как напр. частые искательства «в военном лагере (при дворе)» и образованы по примеру постановлений карфагенских соборов. И самая подделка, наконец, была вызвана сношениями папы с африканской церковью и назначалась для Африки 1153 . Впрочем, свой окончательный вид (теперешний) каноны Сардикийские получили позднее эпохи Иннокентия I-ro; изданные сначала под именем Никейских они не могли иметь в своем тексте прибавок, ставящих их в связь с Сардикийским собором, как-то упоминания о папе Юлии в 3 кан. и ссылки на Грата, еп. Карфагенского в 18 пр. Эти прибавки внесены позднейшим редактором, желавшим самым содержанием правил подтвердить их происхождение от собора 343 г., когда невозможность приписывать их Никейским отцам сделалась ясной для всех, и оказались настолько удачны, что в течение многих веков держали в заблуждении христианский мир и науку. II. Рассмотрим теперь, что отвечает Тернер, защитник подлинности правил Сардикийского собора, на изложенные сейчас доводы Фридриха. Рассказав кратко историю первого появления Сардикийских правил на Карфагенском соборе 419 года и отме- —365— тив недоумения, вызванные ими тогда, Тернер согласно с Фридрихом признает, что запутанность исторического предания об этих правилах давно уже вызывала некоторое недоверие или сомнение в них в умах всех, кто имел случай заниматься ими, и выражает удовольствие по поводу того, что за разъяснение этого вопроса взялся человек столь известной учености, как Фридрих. «Мы можем быть уверены, что вопрос, поднятый им, поставлен надлежащим образом, и, если мы не согласимся с окончательным результатом его исследования, мы все-таки должны быть благодарны ему за тот материал, который он сгруппировал по своему вопросу. И мы увидим сейчас, предупреждает Тернер своих читателей, что заподозренную им подлинность Сардикийских канонов гораздо легче поддержать чрез раскрытие тех трудностей, какие соединены с его взглядом, чем положительными доказательствами, которые уже по силе особенностей вопроса не могут быть изобильными». |
Источники действительно подтверждают в этот период активизацию антихристианских выступлений народа, отмечают факты упрощения судебного разбирательства, розыска и принятия анонимных доносов, но сохранение прежнего характера наказаний. В начале правления Марка Аврелия (ок. 162) в Риме пострадали мученица Фелицита и 7 др. мучеников, которых традиционно считают ее сыновьями. Через несколько лет по доносу Кресцента префектом Рима Юнием Рустиком был осужден мученик Иустин Философ , организовавший в Риме христианскую огласительную школу. Вместе с ним пострадали 6 учеников, среди них была женщина по имени Харито. Гонение коснулось Церквей и в других местах Римской империи: подверглись преследованию христиане Гортины и прочих городов Крита, был замучен предстоятель Афинской Церкви Публий. В Малой Азии в проконсульство Сергия Павла (164-166) мученически скончался епископ Сагар Лаодикийский; был казнен епископ Фрасей Евменийский, а в Апамее-на-Меандре — Гай и Александр Евменийские; в Пергаме пострадали Карп, Папила и Агафоника . При императоре Коммоде (180–192) Для Церкви наступили более спокойные времена. Этот император,в отличие от своего отца Марка Аврелия, мало интересовался государственными делами. Проявляя равнодушие к политике, он оказался менее непреклонным гонителем христиан, чем иные представители династии Антонинов. В начале его правления (ок. 180) в Проконсульской Африке пострадали первые христианские мученики в этой провинции. 12 христиан из маленького г. Сциллий в Нумидии, обвиненных в Карфагене перед проконсулом Вигеллием Сатурнином, твердо исповедали свою веру, отказались совершить жертвоприношение языческим богам и поклясться гением императора, за что были осуждены и обезглавлены. При императоре Септимии Севере (193–211) Гонения начались с 202 г. Септимий был пунийцем из пров. Африка. В его происхождении, а также во влиянии на него 2-й супруги Юлии Домны, дочери сир. жреца из Эмесы, усматривают причины новой религиолзной политики Римского государства. В первое десятилетие правления Септимий Север терпимо относился к христианам. |
S. 439; Anast. Bibl. ер. 15. P. 436). Между тем, в записке Роже Шалонского речь идет как раз о появлении острова там, откуда папа Юлий изнес мощи. Стало быть, по мысли Шт. Альбрехта, легенда о папе Юлии была призвана объяснить паломникам, которые обладали теперь свободным доступом к раке, не имея нужды дожидаться чуда отступления вод, как произошла перемена. Основание для датировки легенды о папе Юлии Шт. Альбрехт усматривает в показании архидиакона Феодосия в его сделанном в первой трети VI в. описании Святой Земли (в котором есть неожиданный экскурс о свято – климентовском культе в Херсоне), что к раке святого плывут на кораблях. Следовательно, заключает историк, работу анонимного херсонского автора над легендой надо отнести к V в., то есть примерно к тому же времени, когда в Херсоне стало известно «Мучение свт. Климента». Тот факт, что героем легенды стал не кто – либо, а именно папа Юлий, объясняется желанием херсонитов «иметь не только древнюю, но и очищенную от арианской ереси историю» (Albrecht 2010. S. 162–163), ведь Юлий считался активным поборником никейского исповедания и противником Ария (Jaffe 1. Р. 31–32). К гипотезе Шт. Альбрехта надо отнестись со всей серьезностью: она впервые предлагает логичное объяснение загадочной записке Роже Шалонского. В то же время изложенное построение не лишено изъянов, и главный из них – неоправданно ранняя, на наш взгляд, датировка предания о пребывании папы Юлия в Херсоне. В самом деле, terminus ante quem, извлекаемый немецким исследователем из свидетельства Феодосия Африканского, представляет собой явную натяжку. Стоит просто привести слова Феодосия in extenso, чтобы понять, насколько их смысл далек от того, который вкладывает в них автор разбираемой гипотезы. Сделаем это: «Город Херсон, который лежит у Понтийского моря; там был умучен господин Климент. 96 Сему господину Клименту на шею привязали якорь, и только в день рождения его все, народ и священники, поднимаются на корабли и, когда они прибывают туда, море иссыхает на шесть миль, и там находится сама рака, над ней натягивают шатер, и поставляют алтарь, и в течение восьми дней там служат обедни, и Господь совершает там множество чудес. Там изгоняются бесы. Если же кто из одержимых сумеет дотянуться до самого якоря и дотронется до него, тотчас же избавляется» 97 (Theod. De situ. Cap. 12. P. 143). Итак, на кораблях плывут вовсе не к острову, о каковом совсем нет речи, а к тому месту на берегу, откуда уходит море в день памяти святого. В остальном описание соответствует положению дел, как оно представлено в «Мучении» и «Чуде», хотя ни текстологически, ни содержательно, как легко убедиться, не восходит к ним. Вывод оказывается прямо противоположным сделанному Шт. Альбрехтом: если полагаться на данные Феодосия 98 , остров свт. Климента образовался не ранее примерно середины VI столетия 99 . |
| |