Само возникновение русской интеллигенции явление двойственное противоречивое. Что же такое интеллигенция? Это же не какая-то там изначально оппозиционная сила, это плод могущественной Российской империи, это результат реформы Петра Великого. Как показал Георгий Петрович Федотов, целое столетие интеллигенция шла с царем вместе против народа, чтобы затем пойти с народом против царя, а в итоге – и против царя, и против народа. Вот в этой формуле все сказано, и мировоззренчески тоже там, так сказать, то же самое прослеживается: и отношение к официальной религии, и все что угодно. – Михаил Александрович, в завершении нашей беседы вопрос: какие Вы видите осевые пространства русской идеи, вокруг которых могло бы быть построено интегральное мировоззрение, интегральная мировоззренческая система? – Актуальным, просто инструментально актуальным пространством является евразийство. Сам Запад нас выталкивает на Восток, в Азию, введением разного рода санкций и мнимой «отмены» всего русского – русского спорта, науки, культуры, искусства и т.д. Запад не покупает нашу нефть и газ, зато покупают ее Китай, Индия и так далее. И вот это направление становится для России особо актуальным, это путь в сторону глобального Юга, где живет большинство человечества. Это большая часть населения земного шара, кстати. – Есть еще Африка – континент-тайна. – Есть еще Африка. Вспоминается известная бардовская песня: «У них первый был вопрос о свободе Африки, а потом уж про меня в части разное». В Африке помнят антиколониальную роль России. Сейчас буквально идет сдача позиций Франции в Африке. Франкофонную культуру насаждали и что-то делали действительно в области образования, и, несмотря на это, Францию буквально сейчас вышвыривают из Африки, а их место занимает Россия. Вот освобождаются те зоны, где, я думаю, будет прибавляться влияние нашей мягкой силы – изучение русского языка, русской культуры и др. Я много раз бывал в Китае, я это вижу, причем с каждым разом я вижу конкретные результаты. И сейчас получается, что Китай – единственная великая страна, которая постоянно посылает нам студентов. Я сам научный руководитель двух китайских диссертаций, их авторы работают очень хорошо в системе высшего образования.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/15/mirovo...

Давайте посмотрим на него внимательнее и выясним, чему оно учит нас, а также – что еще более существенно, – чем мы можем откликнуться и помочь ему. II. Движущие силы Какие факторы воздействуют на людей столь разных наций и континентов в их движении к Православию? 1. Корни Поиски собственных корней стали нормой для современного человека. В России этот процесс очевиден; он связан с национальным возрождением русского народа после шести с лишним десятилетий безбожия и разрушения русских святынь. Возвращаясь к прошлому, которое скрыто сегодня безбожной властью, человек неизбежно открывает для себя Православие. Примерно то же самое, хотя и в меньших масштабах, происходит сегодня и в Греции. Молодежь, отвергая западное влияние, отравляющее греческое общество вот уже более ста лет, обращается к православному прошлому Греции, и в первую очередь к центральному устою православной жизни – к монашеству. Но Африка?.. Какие могут быть православные корни у африканцев? Однако, сколь бы это нас ни удивляло, Православие – вместе с другими христианскими исповеданиями – распространяется в Африке быстрее, чем где бы то ни было, и в недалеком будущем Африка, возможно, станет ведущим христианским континентом и по количеству верующих, и в еще большей степени по качеству их веры. Тертуллиан , знаменитый церковный писатель древности (кстати, африканец по происхождению), заметил, что душа человека по природе своей – христианка. Это подтверждается той энергией, с которой некогда языческие африканские племена обращаются сегодня к христианской вере, которую к югу от Сахары проповедуют не больше ста лет. И если римо-католицизм и различные формы проте стантизма находят себе здесь много приверженцев, то те, кто ищет подлинные корни христианства, обнаруживают Православную Церковь . Возможно, вам незнакома история двух англиканских семинаристов из Уганды: еще в 20-х гг., изучая историю Церкви, они пришли к заключению, что именно Православие представляет собою «истинную древнюю веру», от которой произошли все современные западные исповедания и секты. В наши дни церкви Уганды, Кении и других стран Восточной Африки служат примером плодотворных поисков Православия. Не получая почти никакой помощи извне, они раскрылись в полноте православной веры, избежав тех ловушек, в которые попадают многие новообращенные православные Запада. Ниже об этом пойдет речь более подробно.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/a...

После вознесения Христа на небо Его апостолы разошлись по всему миру с проповедью, и не та Азия, где лежит родина Иисуса Христа, не столь близкая к Иуде Африка восприняли евангельскую весть так глубоко, как приняли ее юные народы Европы, которые через десять веков от Рождества Христова почти все без исключения исповедовали Христа, между тем как и поныне почти вся Африка и Азия, кроме европейских поселенцев, погружены в тьму разных заблуждений. Одною из последних земель в Европе, просвещенной крещением, была Русская земля, и ее-то молодому народу Господь судил стать великим избранником его, и этой земле готовилось великое и дивное имя «Святой Руси». И вот отчего эта земля называется святою. Бывшие раньше великие государства задавались лишь земными целями — славы, внешнего благополучия и силы. А русский народ так глубоко воспринял кроткое учение Христа, с главною его заповедью любви, что во всю жизнь, во все стороны жизни этого народа проник собою дух Христов. И не внешнее величие, а повиновение Христу, не земная слава, а Божья правда, не стремленье к завоеваниям, а настроение теплой любви к другим народам, — вот чего ищет и хочет Россия. Многомиллионный народ, всей громадою своей строящий из себя здание неделимой русской Церкви, — многомиллионный народ, каждый гражданин которого ищет Христа и который весь, в целом, единодушно и единомышленно ищет спасения души всем своим миром: вот что такое Россия. И как свят тот путь, которым достигает спасения отдельный человек, так свят и тот путь, которым ведет к заветной цели Господь доверившийся Ему русский народ. Тяжкие испытания терпят обыкновенно на земле Божьи избранники, и па этом пути очищаются дурные их стороны, вырабатывается беспредельная преданность воле Божией; все мелкое, суетное сходит с души, — и она развивается к добру в этой суровой, но великой школе. Таков же был путь, пройденный и Россией. Через два века по принятии христианства она подвергается страшному монгольскому игу. Но именно во время этого трехвекового бедствия на развалинах гордой, самоуверенной, празднующей вечный праздник п раздробленной Киевской Руси, вырастает чудесами Божьими смиренная, тихая, цельная Московская Русь. И эта Русь крепче Киевской. И не сломить уже ее никакой силе, пока живо в душе русского народа то, что сложило эту Русь: вера в Бога.

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

были казнены Монтан, Лукий, Флавиан и др. мученики Карфагенские (BHL, N 6009). Со времени гибели имп. Валериана (260) до начала гонения имп. Диоклетиана (303) о к.-л. гонениях на христиан в К. неизвестно. Церковь К. в IV - 1-й трети V в. Донатистский раскол (см. также в ст. Донатизм ). Гонения имп. Диоклетиана (303-305), особенно свирепствовавшие на Востоке и в Риме, коснулись К. в меньшей степени. К этому периоду относится исповедничество святых Агилея, карфагенского диак. Катулина и еп. Феликса из Тибиуки. Малое число пострадавших в К. дало основание П. Монсо ( Monceaux. 1905. P. 50) полагать, что в Африке действовал только 1-й эдикт имп. Диоклетиана и Максимиана Геркулия против христиан 303 г., предписывающий уничтожение христ. мест собрания, церковной утвари и священных книг. Известно, что так было при их соправителе имп. Констанции I Хлоре в Галлии ( Lact. De mort. persecut. 15), однако Африка находилась под упр. Максимиана Геркулия. Тем не менее проконсул Африки Ануллин, сохранивший этот пост и при имп. Константине I Великом (312-337), мог смягчить действие эдиктов в К., ограничиваясь официальными отчетами о том, что вся Африка исполняет их. Позднее, после возникновения донатистского раскола, обе церковные партии обращались к Ануллину за разрешением противоречий, следов., он не имел репутации гонителя христиан. Это предположение подтверждается и тем фактом, что донатистский раскол возник не из-за вопроса об отпавших, а из-за проблемы традиторов (лат. traditores, от tradere - выдавать, передавать), т. е. лиц, во время гонения выдававших властям, добровольно или по принуждению, церковные книги и утварь. В центре споров оказался епископ К. Мензурий. Как прежде свт. Киприан, еп. Мензурий категорически выступал против добровольного мученичества, а также осуждал тех, кто посещали исповедников в темнице, тем самым раздражая власти ( Aug. Breviculus collationis cum donatistis. III 13. 25//PL. 43. Col. 638-639). Согласно эдикту, епископ сам должен был выдать церковные книги.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

Каковы границы сложившихся объединений или будущих церковных округов? Установить с точностью это невозможно, так как нам почти неизвестны обычные соборы этой эпохи. Существуют в науке предположения: одно, которое считает, что церковные объединения следовали административным делениям Римской империи; второе, которое считает, что церковное деление было более независимо и следовало исторически-этническому делению Римского государства, не совпадающему в тот период с административным. Однако ни те, ни другие для исследуемой эпохи – времени формирования церковных общин – не могут привести решающих доказательств в пользу своих предположений XLIX . Если исходить из последующих фактов – из эпохи Никейского собора, то бесспорно, что процесс образования церковных округов не был абсолютно тождественен , а это в свою очередь не позволяет применять единый принцип деления на церковные области. Совершенно естественно предполагать, что в период образования церковные объединения не были устойчивы – центр объединения мог перемещаться от одной общины к другой, и границы объединения могли так же меняться. В разных местах налицо были разные условия объединения, так что центральная община могла объединить всю гражданскую провинцию или часть ее или даже несколько провинций. Исследованные нами соборы могут лишь отчасти вскрыть картину совершающегося объединения, так как некоторые из них не были обычными соборами, а экстраординарными. Вне всякого сомнения, что для Италии – средней и южной – единственным объединяющим центром был Рим. В Северной Африке Карфаген занял аналогичное с Римом положение, так как и там не было другого центра, который мог бы конкурировать с ним. Собор Агриппина объединил всех епископов провинции Африка, т.е. епископов Проконсульской Африки и Нумидии. Это показывает, что в начале II века существовала в северной Африке тенденция к объединению общин в пределах тогдашней римской провинции, хотя провинция Африка этнографически была далеко не однородна. Если эта тенденция довольно ясно нашла свое выражение на соборе Агриппина, то практически вряд ли дело обстояло таким образом, что общины Проконсульской Африки и Нумидии в одинаковой мере были связаны с Карфагеном. Связи Карфагена с общинами проконсульской Африки были теснее, чем связи его с общинами Нумидии. Таким образом, в Северной Африке существовало как бы два рода объединения – одно более узкое, другое более широкое.

http://azbyka.ru/cerkovnye-sobory-i-ix-p...

Ок. 45% населения - приверженцы местных анимистических верований, 39% - мусульмане (в основном жители внутренних районов). Христианство исповедуют 14,3% населения: к католицизму, самой многочисленной конфессии, относятся 11,5%, протестантов - 0,8, независимые африкан. церкви (НАЦ) - 2%. Ок. 1,5% верующих не причисляют себя ни к одной религии. Численность атеистов в Г.-Б. не превышает 0,1%. Католическая Церковь в Г.-Б. состоит из 2 еп-ств: Бисау, во главе к-рого стоит еп. Жозе Камнате на Биссин, и Бафата, управляемого еп. Карлушем Педру Зилли. Всего в Г.-Б.- 29 приходов, 76 священников, 75 монахов, 127 монахинь, общее число католиков - ок. 150 тыс. чел. Англиканская Церковь представлена в Г.-Б. одной общиной (280 чел.), к-рая относится к диоцезу Гамбия и Рио-Понгас пров. Зап. Африка, возглавляемому еп. Соломоном Тилевой Джонсоном. Евангелическая Церковь Гвинеи-Бисау является самой старой протестант. конфессией страны и насчитывает 8500 чел. в 65 приходах. Пятидесятники представлены Ассамблеями Бога (4 общины, 300 чел.). Адвентисты седьмого дня принадлежат к Объединенной миссии Сахель, входящей в состав дивизиона Западно-Центральная Африка. Всего миссия имеет в Г.-Б. 2 прихода с общим количеством прихожан 2100 чел. Новоапостольская церковь, начавшая деятельность в Г.-Б. в 1970 г., насчитывает более 25 тыс. приверженцев в 72 приходах. Свидетели Иеговы имеют в Г.-Б. 4 общины с общим числом адептов ок. 100 чел. Ислам в наибольшей степени распространен в вост. и юж. частях страны среди народностей сонинке, фула, суса, биафада, диола и др., число его приверженцев растет и в зап. части страны. Бисайские мусульмане - сунниты маликитского толка, большая их часть принадлежит к суфийским тарикатам кадирия и тиджания. Народность фульбе в основном мусульмане-сунниты, они издавна были активными распространителями ислама среди соседних народов. Португ. колонизаторы опирались на поддержку фульбе в борьбе против бисайского национализма. Г.-Б. состоит в Организации исламской конференции и получает помощь от Саудовской Аравии, Кувейта и Ливии.

http://pravenc.ru/text/161795.html

Константин V, 719–775, византийский император с 741 г., из Исав- рийской династии. Проводил политику иконоборчества, закрыл множество монастырей 88 Константин IX Мономах, ок. 1000 – 1055, византийский император с 1042 г. Возвел монастырь Святого Георгия, при котором были устроены странноприимные дома для престарелых и убогих. Незадолго до его смерти Христианская Церковь окончательно раскололась на Православную и Католическую 137 Косма и Дамиан, + 284, христианские святые мученики, родные братья. Были врачами, за исцеления не требовали вознаграждения, кроме веры в Иисуса Христа, за что их прозвали бессребрениками. Были убиты врачом-язычником из зависти за то, что исцелили императора Карина 103,104, 129, 159 Криспина, + 304, святая великомученица родом из Тагоры (диоцез Африка, ныне Алжир). Пострадала за исповедание христианской веры в г. Тебесса (Африка). На допросе проконсулом Африки заявила, что от рождения не приносила жертв языческим богам и ежедневно молится только Господу Иисусу Христу. За отказ исполнить 4-й эдикт императора Диоклетиана была обезглавлена по приказу проконсула 5 декабря 304 г. В византийской базилике в г. Равенна ее изображение помещено рядом с изображениями других великомучениц 77 Крывелев И. А., советский ученый-религиевед, отличавшийся «воинствующим атеизмом» 116 Ксист I (Сикст I), + между 124–128, епископ Рима с 114/117 г. За годы своего понтификата издал несколько постановлений, в частности запретил касаться священных сосудов кому-либо, кроме священников. По одной из версий, претерпел мученическую кончину 49 Нулжинский Григорий Иванович, этнограф, историк XIX в. Вместе с отцом, известным украинским интеллектуалом, издавал в Харькове журнал «Благовест», автор работ «Святогорская Успенская общежительная пустынь в Харьковской епархии», «Бетлейки» об истории чудотворных и чтимых икон (например, Балыкинской иконы Божией Матери) и др. 180 Лампрехт Карл, 1856–1915, немецкий историк, автор 14-томной «Истории Германии», в которой исследовал историю развития немецкого общества от древних германцев до 1900 г. Отдавал приоритет изучению социальной психологии («культурно-исторический синтез») 15

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4) " Сын человеческий пршиед убо обрящст ли (си) веру на земли? ( Лук. 18:8 ). Донатисты говорили: «этими словами Господь возвещает отпадение церкви». Августин замечает: «эти слова относятся к малому числу верующих и указывают на то, что совершенство веры так тяжело, что даже и у святейших людей, как Моисея, найдётся нечто такое, за что они трепещут или могли трепетать. В тексте сказано: на земле! Следовательно, по всей земле! А Африка не на земле ли? Разве о какой другой земле сказал Господь? Следовательно, и в Африке Господь найдёт мало верующих, следовательно и между вами 385 ». 5) Возвести ми, егоже возлюби душа моя, где писеши, где почиваеши в полудне ( Песн. 1:6 ). Донатисты говорили: в этом месте указывается на наше общество – африканское, так как Африка имеет географическое положение на полдне, на юге. Августин замечает на это: «вопрос этот сделан церковью жениху своему, но церковь во всех четырёх странах света. Если это место нужно объяснить географически, то я имею лучшее объяснение: некоторые верующие с той стороны моря идут в Африку, где они, увидавши донатистов, страшатся, как бы не попасть в руки перекрещенцев и спрашивают Господа Иисуса: кто те, которые живут на полдне, где ты пасёшь и почиваешь, то есть где те, которые имеют любовь и не разрывают единства? Ещё справедливее это место относить к Египту, который лежит южнее северной Африки; собственно там солнце делает полдень. Но я желаю дать этому месту другое объяснение. По Исаии ( Ис. 58:10 ) полдень в писании означает свет мудрости и огонь любви. Следовательно, где мудрость и любовь, там и церковь » 386 . Наконец донатисты думали, что вода, истекшая из тела Господа, означает крещение. Тело Христово есть церковь ; а так как они составляют церковь, то они должны крестить всех, приходящих к ним. Августин замечает на это: «сначала нужно ещё доказать, что это место относится к крещению. Но если и допустим это, то оно может служить прямым доказательством против вас. Смотрите. Вода вытекла из тела Христа от копья гонителя. Следовательно, от копья раскола вода крещения потекла из церкви, так что и вы имеете истинное крещение».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-d...

Как сегодня, так и в древности жизнь космополитического мегаполиса отличалась чрезвычайным развращением нравов. Князь Евгений Трубецкой пишет: «Родина блаженного Августина, Северная Африка, являет собою яркий образец этого раздвоившегося общества. Здесь противоположные настроения усиливаются страстной и впечатлительной африканской природой. Африка в занимающую нас эпоху — страна контрастов: здесь мы находим крайний аскетизм, соседствующий с самым грубым развратом, племенную религиозность рядом со всевозможными чувственными эксцессами» [IV]. Ссылаясь на свидетельство одного из современников блаженного Августина, Трубецкой отмечает: «Тот же Сальвиан приходит в ужас от антирелигиозности африканского общества, не исключая и христиан, которые смешивают христианский культ с языческими, приносят жертвы идолам, а потом приходят к христианским алтарям. Характерная черта африканцев — их ненависть к монахам и подвижникам. Монах, пришедший случайно в Карфаген, подвергался проклятьям, насмешкам и оскорблениям. Апостолы могли с большей безопасностью входить в языческие города, говорит Сальвиан, чем монахи в христианский Карфаген. Общество, как видно из этого описания, двоится между аскетизмом отдельных подвижников, гонимых в пустыню всеобщей ненавистью, и разнузданным развратом масс» [V]. Omcюдa становится понятным мнение Августина о человечестве, как о massa damnata, сборище осужденных на мучения ада, которое многие исследователи ставят ему в вину до сих пор. Митрополит Питирим (Нечаев) цитирует высказывания Августина о проблемах своей паствы: «Они — христиане, но " легче вынести идолов из храма, чем выбросить их из человеческого сердца " (In Ps. 98; 138). В трудные минуты они молятся Юпитеру, Марсу или карфагенской " Небесной богине " (In Ps. 62); заболев, обращаются к чародеям и гадателям, все носят языческие амулеты, все справляются с таблицей счастливых и несчастливых дней, составленной астрологами. Они наполняют церковь шумом и гамом и устраивают в ней возмутительные скандалы (письма 124-126), они пьяницы и развратники (Sermo, 252)» [VI].

http://patriarchia.ru/db/text/1342024.ht...

Отмечу, что именно Африка южнее Сахары имеет все шансы в будущем стать первым по числу христиан регионом планеты. Статистика свидетельствует, что при сохранении существующей тенденции уже через 25-30 лет количество африканских христиан может превысить их число в Европе и Латинской Америке вместе взятых. А Эфиопская Церковь — третья по величине христианская община мира и самая крупная в Африке — общее число ее верующих более 65 миллионов человек, примерно 2/3 населения Эфиопии. В то же время Африка лидирует по запасам полезных ископаемых, необходимых для индустрии современных высоких технологий. За них ведется ожесточенная борьба, которую выгодно маскировать под конфликты на религиозной и иной почве. Несколько лет назад в Эфиопии пришло к власти новое Правительство во главе с Премьер-министром Абием Ахмедом Али. За короткий срок ему удалось добиться позитивных изменений. Самое заметное — заключение мирного договора с соседней Эритреей, что положило конец более чем 20-летнему конфликту между двумя государствами. За это А.А. Али был удостоен Нобелевской премии мира. Эфиопия начала играть активную роль в международной политической жизни. И это не по нраву тем, кто привык рассматривать Африку лишь в качестве своей колонии и источника дешевого сырья. — Ставка была сделана на дестабилизацию внутренней ситуации? И были использованы этнический и религиозный факторы? — Да. Сначала были обострены имеющие место противоречия между амхара и тыграями с одной стороны и оромо — с другой. Оромо стали требовать политических перемен и выступать против амхара и тыграев — произошел межэтнический конфликт. По стране прокатилась серия протестных акций оромо. Но что характерно, почти сразу же эти протестующие начали громить храмы Эфиопской Церкви и творить те зверства, о которых я упомянул в начале. Незадолго до этого были закуплены и розданы погромщикам десятки тысяч новых мачете — основных орудий убийств в Африке. Поводом для агрессии послужили провокации (сейчас это уже доказано). Крупнейшая из них — в конце июня этого года, когда в Аддис-Абебе был убит известный музыкант и активист движения оромо Хачалу Хундесса. И экстремистски настроенные представители этого народа стали устраивать погромы, обвиняя в случившемся другие этнические группы. Но только при чем здесь Церковь и христиане? Почему они стали объектами атак?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5699634...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010