(По Далю и книг: «Свет Божий»). 2. Обзор земного шара I. План, изображающий какую-нибудь страну, называется картой. Поверхность же всего земного шара можно изобразить только на шаре. Такой шар, на котором изображена поверхность всего земного шара, называется глобусом. Когда же хотят изобразить земной шарь на бумаге, то его изображают не иначе, как по частям. Для этого чертят два круга и на каждом из них изображают одну какую-либо половину земного шара. Такие карты называются картами полушарий. Полушария бывают – северное и южное, II. Суша на поверхности земного шара представляется огромными островами, окруженными со всех сторон водой; между этими огромными островами находится еще множество малых островов. Все огромное пространство воды на поверхности земного шара составляет один нераздельный океан , по частям этого океана дают разные названия: одну часть называют Атлантическим , другую Тихим , третью Индийским , четвертую Северным-Ледовитым, пятую Южным-Ледовитым океаном. Части же этих океанов, лежащие вблизи материков, называются морями. Например, у нас в России Балтийское море составляет часть Атлантического океана, Белое часть Северного Ледовитого океана. III. На восточном полушарии находятся четыре части света: Европа, Азия, Африка и Австралия. На западном же полушарии находится пятая часть света – Америка, которая разделяется на северную и южную. В Европе больше, нежели во всех других частях света, распространено христианство  и образование. В Азии находится известная всякому христианину страна Палестина , в которой родился, жил и страдал Господь наш Иисус Христос и откуда учение Христа распространилось по всему свету; в Палестине же находится дорогой для каждого христианина город Иерусалим , с храмом гроба Господня. В Африке находится известная нам из священной истории ветхого завета страна Египет. Америка стала известна жителям Европы после Азии и Африки, а потому ее называют новым светом Европу же, Азию и Африку – старым светом. Мы живем в старом свете; меньшая часть нашего государства находится в Европе и называется Европейской Россией остальная же часть России: Сибирь и Туркестан, находится в Азии и называется Азиатской Россией.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

— Я хотел  бы обратить Ваше внимание на то, что  Русская Православная Церковь — это не Церковь Российской Федерации. У нас сегодня нероссийского епископата больше, чем российского. Русская Православная Церковь осуществляет свою спасительную миссию в соответствии с великой традицией Вселенского Православия на территории многих стран, так же, как и древние Патриархаты — Константинопольский, Александрийский, в юрисдикцию которого входит вся Африка, Антиохийский, в юрисдикцию которого входят Ближний Восток и Средний Восток. Даже небольшой численно Иерусалимский Патриархат находится на территории Израиля, Палестинской Автономии и Иордании. Поэтому, когда  мы говорим о патриотизме, мы имеем в виду не патриотизм граждан Российской Федерации, хотя и его тоже. Мы имеем в виду патриотизм любого члена нашей Церкви по отношению к тому государству  и к тому этносу, с которым он себя отождествляет. Вот этим христианский, церковный патриотизм отличается от национализма. Патриотизм всегда сбалансирован христианским универсализмом. Национализм ничем не сбалансирован. Христианский  универсализм дает человеку такую сильную  нравственную мотивацию, что его любовь к своему народу, его верность своему государству всегда сбалансирована тем, что мы можем называть общими человеческими ценностями, но не в либеральном, а в христианском их понимании. Поэтому наш призыв к патриотизму распространяется и на Украину, и на Беларусь, и на все другие страны — не буду их сейчас перечислять, их много. Что касается модели церковно-государственных отношений, речь идет не о модели отношений Русской Церкви и Правительства Российской Федерации, хотя и об этом тоже. Может быть, эту модель нам легче отрабатывать, потому что центр Церкви находится в Москве. Но речь идет и о модели отношений на Украине, и о модели отношений в других странах, где большинство народа является православным и находится под омофором Патриарха Московского. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые в 2000 году, — это не документ для использования лишь в рамках Российской Федерации. Его принимали все, в том числе и епископат Украинской Православной Церкви. Сегодня против этого документа не выступает ни один богослов в Поместных Православных Церквах. Он принят практически всей православной полнотой без какого-то особого обсуждения. Мы не встречаем критики в адрес этого документа и той модели церковно-государственных отношений, которая в нем предлагается.

http://patriarchia.ru/db/text/702122.htm...

Если размышлять в категориях модной в наше время теории противостояния цивилизаций, то западноевропейская цивилизация смогла одержать верх и затем покорить почти всех. Была покорена и превращена в колонию Индия, полуколонией стал Китай. Могущественная Османская империя утратила большую часть своих владений. Владения султана в Северной Африке и на Ближнем Востоке стали европейскими колониями. Вся Африка была разделена между европейскими державами. Южная и Северная Америка, Австралия. Лишь одна цивилизация устояла под натиском западноевропейских завоевателей – Восточно-Христианская. И хотя рухнула под ударами османов Византия, были покорены и попали под власть Османской Порты или Австро-Венгрии Греция и Болгария, Сербия, но устоял оплот этой цивилизации – православное Русское царство. После державного подвига императора Петра Великого Россия в полной мере смогла принять на себя служение Византии – Восточной Римской империи. Неслучайно государь Петр Алексеевич Московское царство преобразовал в империю. С тех пор и бродят в Европе фальшивки о «завещании Петра I», в котором русский царь якобы замышляет завоевание Европы. Русский писатель Владимир Ильин очень точно заметил, что Европа могла бы смириться с существованием в России оптинских старцев, но не могла смириться с тем, что одновременно с оптинскими старцами в России были сормовские пароходы и самолеты Сикорского. После гибели Второго Рима, Византии, Московское Великое княжество стало прикровенным Третьим Римом. Государь Иоанн Васильевич, венчавшись 17-летним юношей на царство, сознательно принял служение византийских императоров. Но Московское царство стало империей именно в царствование государя Петра Алексеевича, третьего царя из династии Романовых. И Российская империя несла свое служение в мире достойно. Погибла в 1917 году Российская империя – и мир познал страшнейшую мировую войну, ужасы Освенцима и Гулага, Хиросиму. Советский Союз, возникший в границах царской России, тоже называли империей. Мы видим, как после развала и распада СССР в мире возникают постоянные конфликты: война на Балканах, Ирак, разгул терроризма. Уходит из мировой жизни международное право и торжествует «право сильного». Одна страна, лишь себя называющая современной империей, считает, что имеет право устанавливать во всем мире свой порядок. Новый мировой порядок. И в этом «новом мире», как и при Карле XII, некоторые политики мечтают разделить Россию на ряд отдельных небольших государств.

http://radonezh.ru/2022/06/10/gosudar-im...

К этому присоединяется и следующее соображение. Монтанисты, на сторону которых перешел Тертуллиан , не сокращали, а, наоборот, удлиняли предпасхальный пост. И так как он защищал их практику, то скорее мог найти достаточные побуждения увеличить срок обычного в церкви поста, чем сократить его. Ввиду этого совершенно непонятно, каким образом некоторые 6 решаются утверждать, что молчание Тертуллиана о четыредесятнице доказывает ее существование в римской церкви в конце II и начале III в. Если Тертуллиан в противоположность кратковременному церковному посту стремился оправдать продолжительный пост монтанистов, то он должен был бы сослаться на подобную практику, раз она при нем где-нибудь существовала. И само собою понятно, что в таком случае он не мог обойти молчанием римскую церковь , если бы она предписывала поститься сорок дней. Ее практика была бы для него лучшим средством обезоружить противников монтанистов. Таким образом, показания Тертуллиана о кратковременном церковном посте не подлежат сомнению и оспариванию. Отмеченной им практики держалась латинская Африка, а так как она находилась в самом близком общении с римскою церковью, то и последняя, по всей вероятности, следовала тому же порядку. Показание Тертуллиана совпадает с свидетельством Иринея и в другом отношении. По словам последнего, некоторые из современных ему христиан постились более двух дней. То же самое явление отмечает и Тертуллиан. Защищая продолжительный пост монтанистов от возражений противников, он говорит, что и они увеличивают его срок сравнительно с предписаниями Писания и Предания. «Вот я вижу вас, замечает он, постящимися сверх тех дней, в которые был отнят жених». Таким образом, к двум законным дням поста при Тертуллиане присоединялись еще и другие; но сколько именно, он не указывает. Можно лишь думать, что даже самый продолжительный срок поста не превышал недели. В пользу этого говорит тот факт, что с такими размерами он выступает в позднейших Тертуллиана документах III в. Первое место среди них занимает сирийский памятник III в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Откровение Господа обещает легко сокрушить их вековую закоснелость и упасти ко спасению страхом Божиим. «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками. И будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего» ( Откр. 2:26–27 ). «И дам ему звезду утреннюю» ( Откр. 2:28 ). Это, вероятно, значит то, что русской Церкви даруется свет Христов, просвещающий всех, дабы ввести его в держимые во власти дракона страны, не свет иезуитского папизма или протестантского отступничества от св. Церкви, а истинный свет Христов, свет восточно-кафолического православия. Не по пустому проводится старанием Российского государства великий азиатский путь и вдоль его протягивается жемчужная цепь (храмы Божии вдоль Сибирской Линии), на которую, по пророчеству Захарии ( Зах. 4:10 ): «Радостно смотрят очи Господа, которые объемлют взором всю землю». Мы стоим на рубеже XX столетия, быть может, последнего в шеститысячном периоде созидания св. Церкви. Если это так, то последняя проповедь Евангелия всему миру должна совершиться вскоре. Виднеются и признаки предстоящего просвещения язычников. Последние века особенно характеризуются тем, что окончательно довершается пророчество Ноя об Иафете. Из великого потомства его – Европейцы начали сильно стремиться в закрытые для них шатры Симовы (Азия) и к окончательному подчинению себе поселений Хамовых (Африка). Несостоятельность азиатской и африканской культуры сказывается сильнее прежнего, а превосходство христианского мировоззрения яснее и яснее обнаруживается в своем величии перед немощью религиозного эгоизма языческих вероучений. Остается только сожалеть, что мусульманство и иудейство (за малым исключением) до того отяготело в чувственности и корыстолюбии, что духовного возрождения принять не могут, как падшие духи, ожесточившиеся в гордости, самолюбии и злобе. Эти два ожесточенные врага Имени Христова соединяются в своих ожиданиях земного царства лжепророка и иудейского лжемессии (махди и антихрист).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Такое мировоззрение интерпретируется в постмодернизме как сознание традиционалистское и причисляется по этому признаку к фашизму 394 . Признаком фашизма в этой модели является и «неприятие модернизма» 395 . Таким набором словесных подмен и знаков в общественное мнение внедряется идеологема тождественности любой «традиционной» религии и фашизма. Однако фашизм в этих новых знаковых раскладах есть вовсе не тот, который реально означает идею сверхчеловека («белокурая бестия») и национальной исключительности и ассоциируется с военной агрессией, оккупационными режимами и концлагерями: здесь слово лишено своей сущности и более не обозначает собой никакой реальности. Оно — симулякр, чучело, пугало, которым новые идеологи стращают народы. Весьма вероятно, что новые гонения на Церковь начнутся именно под лозунгами борьбы с фашизмом… Более сомнителен и второй признак фашизма — «неприятие модернизма». Как раз наоборот — именно модернизм (футуризм, конструктивизм) оказался созвучным и фашизму, и большевизму. Самый яркий пример такой связи являет судьба основателя и главы итальянского футуризма Ф. Маринетти, который всю жизнь был фашистом и ещё в 1909 году в «Манифесте футуризма» сформулировал идеи, полностью поддержанные идеологией национал-социализма. Да и среди отечественных футуристов-лефовцев были не только партийцы, но и работники ЧК. ЛЕФ был самым радикальным течением русского модернизма, более чем созвучным духу большевизма (общеизвестное «Сбросим Пушкина с корабля современности!» и «Не торгуйте Лениным, — как писал журнал “ЛЕФ” сразу после смерти вождя, ратуя за неприкосновенность его образа, — не печатайте его портретов на плакатах, на клеёнках, на тарелках, на кружевах, на портсигарах») 396 . Утверждение Эко ещё и потому лишено смысла, что современные фашиствующие группировки, в частности Национал-большевистская партия Э. Лимонова, опираются на поддержку рок-богемы и пополняют свои ряды за счёт рок-музыкантов, а также модернистских и постмодернистских художников и писателей: сам «Эдичка», покойный лидер «Поп-механики» С. Курехин, «Егор» Летов (рок-группа «Че данс»), Сергей Бугаёв — «Африка», прозаик Алексей Цветков, идеолог воинствующего гомосексуализма журналист Ярослав Могутин и т. д. Новое мифотворчество

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

Женой Юстиниана была Феодора. Про нее мы можем с уверенностью сказать, что она была низкого происхождения, так что Юстиниану перед свадьбой пришлось издать специальный закон, разрешающий неравные браки. Феодора была умной и волевой женщиной и стала советницей Юстиниана в государственных делах. 2) Завоевания Юстиниана Великого: Юстиниан Великий мечтал восстановить Римскую империю в ее границах до Великого переселения народов. Воспользовавшись ослабление варварских королевств, Юстиниан в 533 г. начал войну против вандалов в Африке, остготов в Италии и вестготов в Испании. Африка и часть Испании были довольно быстро покорены византийской армией, а вот война в Италии продолжалась с 535 по 554 г . Заподозрив своего лучшего полководца Велисария в измене, император отозвал его из Италии, перестал присылать подкрепления. Рим с окрестностями несколько раз переходил от византийцев к остготам. Когда Италия была все-таки завоевана, она была совершенно разорена войной. Никогда Византия не владела столькими территориями, как при Юстиниане. 3) Внутренняя деятельность Юстиниана: Юстиниан желал дать Империи единую веру и единые законы. К VI веку древнее римское право обросло неимоверным количеством новых законов. Римские юристы написали к ним множество толкований, противоречащих одно другому. Насущной потребностью государства стало составление официального сборника действующих законов и толкований к ним. Эта работа была поручена дворцовому квестору Трибониану. Эрудиция и работоспособность этого юриста и его комиссии скоро принесла плоды: в 529 и 534 годах были выпущены первое и второе издания «Кодекса Юстиниана», в который были включены все законы Империи, упорядоченные по разделам. Для удобства изучения права были составлены Институции – учебник для начинающих юристов. Для прославления Православия в Константинополе был построен храм с самым большим в мире куполом – Храм Святой Софии. Посещение этого великолепного храма оказывало такое воздействие на посещавших его, что русские послы докладывали св. князю Владимиру: «Не знаем, где побывали – на небе или на земле».

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Ты лучше здесь живи и здесь проповедуй. Это Иоанн Кронштадтский хотел ехать в Японию проповедовать Евангелие, а потом осмотрелся — елки зеленые, какая Япония!.. Тут нищие, тут проститутки, тут ссыльные каторжники, тут беглые матросы, тут бабы многодетные с пьющими мужьями, с ума сошедшие от горести, тут босиком ходят зимой, тут без пальто ходят зимой, тут есть нечего, тут аспирина нет элементарного для больного. Какая Япония, куда еще ехать — вот тут Япония, тут Африка, тут Индокитай… Но это интересная мысль, на самом деле. Вот бы мы были великие мудрецы, если бы мы хотя бы какими-то мелкими партиями посылали из нашей огромной Родины студентов, выучившихся на разные гуманитарные или технические профессии, а ещё бы мы по дороге бы их обогатили православной верой. Так они бы понесли ее туда, к себе домой — это было бы очень интересно. Я к чему. Нужно ставить перед собой некоторые сверхзадачи. То, что кажется фантастикой, сегодня на самом деле не фантастика, это реальность завтрашнего дня. Как только мы ставим перед собой задачу, как только мы формулируем ее — как только формулируем перед собой четкую задачу, считайте, что мы уже начали ее реализовывать. У нас еще нет ни плана — ни перспективного, ни стратегического, ни пошагового, у нас нет финансирования, людей, но задача озвучена, и она уже начинает исполняться. Скажите мне, кто был в Москве, например, в советские годы: кто-нибудь из вас мог поверить, что там, где бассейн на метро «Кропоткинская», что там будет храм Христа Спасителя опять стоять? Никто не верил — епископы не верили, митрополиты не верили, монахи не верили — какой храм, о чём вы говорите, не будет там храма — там бассейн. Был храм — нет храма, теперь бассейн, какой теперь храм? А вот поедьте и посмотрите. Храм стоит? — Стоит. Тогда это была чистая фантазия. Фантазия людей, которые верили в то, что Бог нас не оставил, и что начинаем новый виток нашей истории, новую страницу. То есть фантазия одного поколения — это бетон и металл второго поколения, это уже ощутимые вещи следующих поколений.

http://azbyka.ru/fiction/nash-vek-tyutch...

167 Раскол, происшедший на сентябрьском соборе 359 г. в Селевкии, был расколом внутри арианской партии. Большинство на нем составляли умеренные ариане, которые столкнулись с новообразовавшейся партией акакиан от Акакия Кесарийского . Акакиане допускали только то сходство между Сыном и Отцом, которое существует между земными детьми и родителями. Цитируемый ниже Сократом акакианский символ веры II.40 характерен отрицанием и единосущия и подобосущия Отца и Сына. В борьбе с акакианами умеренные ариане объединились с ортодоксами на общей платформе — Никейский символ без термина «единосущный». Лидеры акакиан были низложены. 168 Лидия — римская провинция на западе Малой Азии. 169 Митилены — остров в восточной части Эгейского моря. 170 Германикия — город в провинции Евфратская Сирия. 171 На Константинопольском соборе 360 г. произошло резкое усиление позиций партии акакиан, которые добились низложения некоторых лидеров умеренного арианства. В то же время на соборе был осужден и лидер аномеев Аэций Феодорит II. 27—28 . После Константинопольского собора акакиане в союзе с радикальными арианами Евдоксий повели широкое наступление на своих противников. 172 Ульфила ок.311-ок.383 — распространитель христианства среди готских племен. Выходец из Каппадокии, он был назначен Евсевием Никомидийским епископом Никополя в Нижней Мезии . Ульфила дал готам алфавит и перевел на староготский язык Библию. 173 речь идет о епархиях, расположенных на территории диоцеза Африка провинции Мавритания, Нумидия и Проконсульская . 174 Пергам — город на западе Малой Азии. 175 Феодорит рассказывает, что Мелетий Антиохийский был низложен на Антиохийском синоде после проповеди в присутствии Констанция II II.31 . 176 То есть к лидерам умеренных ариан. 177 В ереси духоборов можно увидеть прообраз будущих ожесточенных споров о статусе третьего лица Троицы — Св. Духа. Однако до Второго Вселенского собора 381 г. этот вопрос не будет вызывать большого внимания, в частности, со стороны никейских отцов. С V же века он станет одним из основных в теологических дискуссиях, особенно между католиками и православными.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Вскоре после этих событий скончался император Константин. Незадолго перед своей смертью на Пятидесятницу 337 г. Константин был крещен Евсевием Никомидийским. В гробу он лежал в белой крещальной рубахе. Похоронили его в построенном им городе — Константинополе — в храме 12 апостолов, где находились символические гробницы 12 учеников Христовых с их мощами. Отсюда и происходит его почетный титутл — равноапостольный; в дальнейшем его стали присваивать просветителям народов: св. Нине, просветительнице Грузии, свтт. Кириллу и Мефодию, учителям славян, свтт. благоверным князю Владимиру и княгине Ольге, крестившим Русь, и т. д. 4. Константин планировал, что Империя вновь станет тетрархией, как во время Диоклетиана. Он разделил ее между своими тремя сыновьями и племянником. Однако армия отказалась принять этот план, начался бунт, в ходе которого были убиты все родственники Константина мужского пола, кроме двух маленьких мальчиков — Галла и Юлиана. Три сына Константина разделили империю между собой. 21-летнему Константину II достался Запад, 16-летнему Констанцию — Восток и младшему — 15-летнему Констансу — Центр (Италия и Северная Африка). В 340 г. разразилась война между Константином II и Констансом, Константин был убит, и Констанс стал западным императором. В 350 г. он был убит узурпатором Магнентием. Констанс был православным, Констанций — арианином. Летом 337 г. сосланные Афанасий, Маркелл и другие попытались вернуться на свои кафедры, однако Евсевий Никомидийский, переехавший к тому времени в Константинополь и имевший громадное влияние на Констанция, назначил на их кафедры новых епископов и организовал такую травлю, что они вынуждены были бежать. В 340 г. они прибыли в Рим, где папа Юлий (337–52) принял их в евхаристическое общение, созвал собор и полностью оправдал. Это поставило серьезную проблему: в глазах восточных епископов Афанасий и Маркелл были соборно осуждены. Какое право имел папа их принимать? Папа утверждал, что его кафедра имеет право действовать как высший апелляционный суд. На Востоке это утверждение было абсолютно неприемлемым. Афанасий и Маркелл со своей стороны говорили, что их соборное осуждение было неправомочным, так как их обвинители сами были еретиками, что, естественно, также не признавалось восточными епископами.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010