Например, по догадке св. Иринея, звериное число 666 образуется из сложения цифрового значения букв имени «Латеинос» или «Тетиан». Некоторые находили звериное число в имени Юлиана Отступника; позднее – в титуле Римского папы – «Викариус Филии Деи» («Наместник Сына Божия»), в имени Наполеона и т. д. Наши раскольники пытались вывести число 666 из имени патриарха Никона . Рассуждая об имени антихриста, св. Андрей говорит: «Если бы была необходимость знать его имя, Тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге». Если исследовать слова, то, по мнению св. Ипполита, можно найти множество имён, и собственных и нарицательных, соответствующих этому числу (ст. 18). Глава четырнадцатая. Приуготовительные события перед всеобщим воскресением и страшным судом: хвалебная песнь 144.000 праведников и ангелы, возвещающие судьбы мира Изобразив высшую ступень торжества дьявола через его слугу антихриста на земле, св. Иоанн обращает взор свой к небу и видит: «Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». Это те, «которые не осквернились с жёнами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошёл». В этом видении изображается Церковь , чистая невеста Христова, во время процветания империи зверя. Число 144.000 здесь имеет, по-видимому, то же значение, что и в 7 главе, стихах 2–8. Это – избранники Божии от всех народов земли, представленных образно в виде 12 колен Израилевых. То, что имя Отца агнца написано на челах их, означает отличительные качества их внутренней настроенности – нравственный характер и образ жизни их, всецелое посвящение их служению Богу. К ним присоединяется сонм играющих на гуслях «как бы новую песнь». Это – песнь о новом творении Божием, песнь об искуплении и обновлении человечества кровью Агнца Божия. Поёт эту песнь только искупленная часть человечества, а потому-то «никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырёх тысяч, искупленных от земли» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Но говорить он будет, " как дракон " , то есть богохульно, и плодом его речей будет безбожие и крайнее нечестие. Ради обольщения людей он станет творить " величия знамения " , так что и огонь сможет низводить с неба, а что особенно примечательно, " ему дано будет вложить дух в образ зверя, то есть антихриста, чтобы образ зверя говорил и действовал " . Но это будут не истинные чудеса, какие творит лишь Бог, а " чудеса ложные " (2 Сол. 2:9). Они будут состоять в ловкости, в обмане чувств и в пользовании естественными, но тайными силами природы, с помощью диавола, в пределах могущества его диавольских сил. Всем поклонившимся антихристу будет положено " начертание на правую руку их или на чело их " , подобно тому, как в древности рабы носили некогда выжженные знаки на лбу, а воины на руках. Владычество антихриста будет столь деспотичным, что " никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме тех, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его " . Чрезвычайная таинственность связана с именем антихриста и " числом имени его " . Об этом так говорит Апокалипсис: " Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть " . Много было употреблено усилий, еще с древних времен, дабы разгадать значение и смысл этих слов, но они не привели ни к чему положительному. Чаще всего делались попытки подыскать антихристово имя из сложения букв различного числового значения. Например, по догадке св. Иринея, звериное число 666 образуется из сложения цифрового значения букв, имени " Латеинос " или " Теитан " . Некоторые находили звериное число в имени Юлиана Отступника; позднее – в титуле Римского папы – " Викариус Филии Деи " ( " Наместник Сына Божия " ), в имени Наполеона и т. д. Наши раскольники пытались вывести число 666 из имени Патриарха Никона. Рассуждая об имени антихриста, св. Андрей говорит: " Если бы была необходимость знать его имя, Тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1421...

Нужно понимать, что даже достигнув победы на поле боя, враг не остановится, и не потому, что не хочет, а потому, что не может. Дьявол не может покаяться и смириться; он не может сменить ненависть на любовь и, поэтому, будет продолжать борьбу против Бога в сердцах человеческих. То, что сегодня происходит на юго-западной окраине России – лишь острая, открытая фаза этой войны. Нам не дано знать, сколько она продлится и будет ли действительно последней, об этом не знает никто, а только Отец Небесный (Мф. 24:36). Но не подобает тому, кто сотворен по Его образу и подобию, пассивно ждать наступления тьмы. Церковь призывает своих чад: « Будьте же бдительны и сберегите то, что вверил вам Господь, а для этого непрестанно бодрствуйте, ибо день тот «придет, как тать ночью» (Ездр. 8:29; 1Фес. 5:2) – ожидаемо, но неожиданно. Бдительность означает не только готовность к борьбе со злом, но и трезвую оценку происходящего. Главной проблемой современного человечества (в т.ч. и России) является отсутствие ясного, предметного идеала, определяющего цели и задачи деятельности. Точнее, таким идеалом провозглашается сам человек: утверждается могущество его разума, а личная свобода объявляется высшим божеством, в жертву которому можно принести абсолютно всё. Человечество вновь, как уже было не раз, пытается устроиться без Бога, говоря Ему: « Отойди от нас, не хотим знать путей Твоих!» (Иов. 21:14). Две тысячи лет назад идеалом европейского человечества стал Иисус Христос. Однако единство христианского мира было разрушено тем, говорит Достоевский, что « римское католичество... когда надо было... не задумавшись, продало Христа за земное владение. Провозгласив как догмат, “что христианство на земле удержаться не может без земного владения папы”, оно тем самым провозгласило Христа нового, на прежнего не похожего, прельстившегося на третье дьяволово искушение» (речь идёт о третьем искушении Христа: « Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”» (Мф. 4:8-10)), на царства земные: “Всё сие отдам тебе, поклонися мне!”». В результате, уверен писатель, в Европе повсеместно происходит « воскрешение древней римской идеи всемирного владычества и единения, которая никогда и не умирала в римском католичестве; это Рим Юлиана Отступника, но не побежденного, а как бы победившего Христа в новой и последней битве. Таким образом продажа истинного Христа за царства земные совершилась».

http://ruskline.ru/opp/2022/11/21/zadach...

Однако в православном каноне празднование дня памяти этого святого связано с легендарным событием, произошедшем, по преданию, полвека спустя после его мученической кончины, в правление императора Юлиана Отступника. По его приказу все продукты, продававшиеся на рынках Константинополя, стали окроплять жертвенной кровью, тем самым практически лишая христиан пропитания — решение вполне в духе этого экзальтированного императора-декадента, испытывавшего болезненное любопытство к оккультизму. Стремясь вернуть империю к язычеству, он не находил общего языка ни с языческими жрецами, ни с простыми людьми, которым его оккультные опыты казались опасным колдовством. Поэтому Юлиану хватило здравого смысла, пользуясь властью, не прибегать к прямому насилию над христианами, которых к тому времени среди горожан Азии и Сирии, Египта и Африки, Балкан и Италии было большинство. Он знал, что ответом на прежние гонения были мученичество и исповедничество и умножение числа христиан. Ученик блаженного Августина Павел Орозий писал: «Преследуя христианскую религию скорее хитростью, нежели открытым насилием, он старался побуждать людей больше наградами к тому, чтобы те отвергли Христа и приняли культ идолов, нежели принуждать пытками». Он увольнял христиан из армии и с государственной службы, лишил христианских клириков привилегий, дарованных им Константином, велел возвратить язычникам отобранные у них храмы, вернул из ссылки осужденных христианами еретиков, чтобы расколоть Церковь изнутри. Юлиан не запрещал христианам исповедовать свою религию, не подвергал их репрессиям за саму веру, но убийства христиан языческой чернью оставлял безнаказанными. Так что поставить константинопольских христиан перед выбором — умереть с голоду или фактически принять участие в языческом жертвоприношении — вполне в его характере. «…чтобы не соблазнить брата моего» Казалось бы, ну и что? Ведь утверждает же апостол Павел, что пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1 Кор 6:13), а об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого (1 Кор 8:4), и пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор 8:8).

http://foma.ru/pervaja-subbota-velikogo-...

Он зрел, обновленный, В чем сердца задача, И рвался к нам сонный, Рыдая и плача; В дневной же тревоге Земное начало Опять от дороги Его отвращало. Он помнил виденье, Но требовал снова Ему примененья Средь мира земного, Пока его очи Опять не смежились И мы, среди ночи, Ему не являлись; —13— И вновь он, преступный, Гнал замысл обратно, И мысли доступна И сердцу понятна Стремленья земного Была неудача, И наш он был снова, Рыдая и плача!» 29 И это еще ничего, если плач и рыдание, как результат разочарования в земной жизни, спасают нас, если страдания, которых мы могли бы избежать, опытно убеждают нас в существовании особых, порождаемых суетой, злостраданий и возвращают на забытый и давно указанный в христианстве путь добродетельной, до известной степени беспечальной, жизни... Еще хорошо, если мы, подобно пророку Варуху, который некогда жаловался Господу на то, что Он приложил скорбь к болезни его ( Иер.45 ), в то время как он мечтал о покое, услышим из своего сердца наставление, изреченное Богом Варуху: «ты говоришь: горе мне! ибо Господь приложил скорбь к болезни моей; я изнемог от вздохов моих, и не нахожу покоя»… «Ты просишь себе великого: не проси; ибо вот Я наведу бедствие на всякую плоть, а тебе вместо добычи оставлю душу твою», то есть, вместо претензий, какие ты ставишь жизни, ты сохранишь целость своего настроения, если «яснее представишь себе все это несчастье, все это бедствие, какое и здесь, и там, повсюду господствует в человеческом мире» 30 . Но ведь часто плач и рыдание страждущего по своей вине человека переходят в вопль мрачного отчаяния. История христианской церкви сохранила нам сказание о таком вопле императора Юлиана Отступника, который после целого ряда неудачных попыток восстановить пышный культ язычества, в виду расцветшего и окрепшего уже христианства, умирая, в битве с Персами, —14— воскликнул: «Ты победил меня, Галилеянин!» Как бы не звучало это: «Ты победил меня, Галилеянин!» – смысл этих слов очевиден: целым рядом прискорбных неудач и этой последней разящей меня раной Ты, Галилеянин, победил меня, привел меня к полному сознанию суетности моего тщеславия, за которое приходится расплачиваться тяжелыми страданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По поводу упрека со стороны Юлиана за неисполнение христианами ветхозаветного закона о пище св. Кирилл разъясняет истинно христианский взгляд на пищу. «Пища не приближает нас к Богу, ибо едим ли мы, ничего не приобретаем, не едим ли, – ничего не теряем». 600 «Всякая птица хороша, и ничего не следует отбрасывать; ибо все освящается словом Божьим и молитвою». 601 «Не то, что входит в уста оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хулы». 602 Неужели можно думать, что для очищения духа нужно только воздержаться от известной пищи? Христиане не думают так; они не отвергают никакой пищи, как нечистой, они боятся только преступлений – прелюбодеяния, жадности и т.п., которые действительно оскверняют душу. Если и христиане воздерживаются от пищи, и некоторые из них даже от нужной для тела, питаясь только хлебом, маслом и овощами, то не потому, что они считают ее нечистой, а чтобы обуздать похоть плоти и изощрять умственное зрение для созерцания истины. Отвергать некоторые роды пищи, как нечистые, нельзя еще и потому, что все сотворенное Творцом хорошо. Да и на самом деле, что дурного в том, что свинья не отрыгает жвачки, некоторые животные не имеют раздвоенного копыта и некоторые рыбы лишены чешуи и перьев? Но если в этом нет ничего дурного, то почему же Моисей воспретил животных и рыб с такими именно признаками к употреблению в пищу? В ответ на это св. Кирилл опять дает символическое истолкование упомянутых запрещений. В Св. Писании слово «нога» означает путь деятельности; двойное копыто указывает на многие пути добродетели; отрыгать же жвачку значит, отличаются ученостью. От человека требуется быть добродетельным и учить тому же других: «Кто совершит и научит, тот большим назовется в царствии небесном». 603 Рыбы, лишенные чешуи, обыкновенно живут на самом дне в грязи, – они изображают собой людей, погрязших в невоздержанности и тине сладострастия; а лишенные перьев плохо плавают и указывают также на людей развращенных, чревоугодников, прелюбодеев неспособных к выплыванию из зла. Ночные птицы означают людей неученых, живущих во тьме, врагов умственного света. От всех этих недостатков, которые открываются во внутреннем смысле этих запрещений, Моисей и хотел предостеречь. В христианстве нравственные заповеди даны прямо и так как образ потому оказался ужен не нужным, Бог и отменил его в известном видении ап. Петра. 604

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Прекрасной иллюстрацией к этому положению служит житие мученика Порфирия – память 15 (28) сентября. «Однажды праздновали день рождения императора Юлиана Отступника. Порфирий, как лицедей, должен был в театре насмеяться и надругаться над христианами. В ту минуту, как он с сею целию погрузился в воду и воскликнул: “Крещается Порфирий во имя Отца и Сына и Святаго Духа”, – он внезапно уверовал в истинного Бога и, выйдя из воды, начал открыто исповедовать Христа. За сие он был предан на страдания и усечен мечем» (Жития святых на русском языке. Кн.1. М., Синод тип. 1903, с. 306). Богу же принадлежит и успех катехизации до крещения и последующее воспитание человека после крещения. Об этом свидетельствует св. апостол Павел: «Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому даровал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий» (1 Кор. 3, 5–7). Новейшая история Церкви блестяще подтверждает слова ап. Павла. Кто был катехизатором у воина Евгения Родионова или у молодых строителей Комсомольска-на-Амуре? Разве только политработники? А между тем, выросшие и состарившиеся строители этого города вытребовали у безбожных властей разрешение на строительство в их городе храма, а Евгений Родионов за отказ изменить Христу претерпел мученическую кончину. А те миллионы жителей нашей страны, которые, заявляя о том, что они православные, обеспечили взрывной характер возрождения приходов и монастырей по всему лицу нашей страны? Кто их катехизатор? Только Бог! Хочется здесь же сказать о способе, которым Бог сохранил нашу веру. Многим из нас жилось трудно, и в крайней нужде люди, воспитанные в убеждении: «наука доказала, что Бога нет», в отчаянии – на всякий случай! – Ему молились и получали помощь. Сейчас некоторые мудрецы возмущаются: что это за вера, которая просыпается только при крайней нужде? Это, дескать, не вера, (или, по крайней мере, вера языческая). А я говорю, что это вера – и едва ли не самая лучшая – детская вера. Ведь дети с доверием просят у родителей чего им хочется. Иногда получают, иногда нет. Но дети верят, что родители желают им добра. «Кольми паче Отец ваш Небесный даст блага (вариант – Духа Святаго) просящим у Него» (Мф. 7, 9–11; ср. Лк.11,13).

http://ruskline.ru/analitika/2011/05/27/...

Произошли голоса и громы, и молнии, и землетрясение, и великий град. Они посланы, как средства отрезвления для могущих еще опомниться, и среди ужасов природы вспомнить Творца природы, воздать Ему славу и раскаяться в злых делах своих. Беседа 4. Знамения на небе. – Последняя история Святой Церкви на земле. – Последние события в царстве мира сего. «И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце, под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения» ( Откр. 12:1–2 ). Это история св. Церкви Христовой на земле в последнем периоде, когда воинствующая жена Агнца по любви к Нему переносит муки от гонителя своего – красного дракона. «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим» ( Откр. 12:3 ). Это ни что иное, как царство князя мира сего, действующего в сынах противления, т.е. в богопротивниках в роде человеческом. Они основывали во все исторические времена политические общества, достигавшие даже царственного величия но земле. Зло слишком обаятельно и имело массу поборников в роде человеческом во все исторические эпохи, начиная от столпотворения Вавилонского и до последней французской революции. Временно, благодаря христианству, оно немного затихло, а именно: в период от Юлиана Отступника до реформации; но затем опять вспыхнуло с прежней силой и пламень его разгорается все более и более, направляясь то прямо, то косвенно к окончательному истреблению христианского благочестия. «Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю». Уже и ранее выражалось мнение, что здесь речь идет не о том отдаленном он нас падении духов, которое совпало, быть может, с сотворением видимого мира, но об отделении от земной Церкви Христовой множества ее чад, которые повержены были на землю, т.е. церковные расколы на западе и на Востоке в 16 и 17 веках по Р. Х. Это удаление в материализм целой трети светоносителей духовных благ Церкви и есть начало того всеобщего на земле богоотступничества, которое св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

С точки зрения этого общего взгляда на ветхозаветный закон св. Кирилл и объясняет отношение христиан к ветхозаветным жертвам, обрезанию, закону о чистой и нечистой пище и т.д. Жертвы христиане отвергли совсем не потому что теперь не спускается огонь с неба и нет Иерусалима, в котором только велено было приносить жертвы; – заповеди о неприношении для жертвы огня чуждого и совершении жертв только в Иерусалим даны были с той целью, чтобы евреи не прилеплялись к иному богу, и самими евреями соблюдались не всегда, как это можно видеть из примера Авраама, Давида и Илии. Христиане отвергают кровавые жертвы потому, что Богу не может быть приятно убийство животных; Он ищет поклонения в духе и истине, и они приносят Ему духовную жертву, единственно Ему приятную, – добродетельную жизнь. Что Богу ненавистны кровавые жертвы, об этом можно найти свидетельство у самих учителей Юлиана. Так Порфирий отвергает кровавые жертвы и говорит, что они, принося не богам, а злым демонам, и что первобытный культ был чужд их. Известный делосский жертвенник назывался «жертвенником благочестивых», потому что на нем никогда не закалались животные. Если же Бог дозволил все-таки ветхозаветным людям приносить кровавые жертвы, то только потому, что они привыкли к ним в Египте. – Он знал, что для евреев тяжелы были бы высокие правила новозаветного закона и совершение только духовного культа. «Ты не слыхал и не знал об этом», говорит Бог еврейскому народу, «и Я не открыл ушей твоих, ибо Я знал, что ты вероломно отвергнешь». 592 Но допуская кровавые жертвы, Бог устроил так, чтобы в этих жертвах содержался и духовный культ. В них изображались новозаветные тайны, так что жертвы в образах приготовляли евреи к восприятию евангельской истины; с другой стороны, от приносящего жертвы требовались нравственно добрые дела, без которых жертвы теряли всякую силу. Об этом сам законодатель говорит через пророка Иеремию: «Когда они поститься будут, не услышу прошения их и если принесут всесожжения и жертвы не приму их»; 593 ибо сами по себе жертвы – ничто. «Возьмем», говорит св. Кирилл, «иудея, обрезанного и преданного жертвам, но в то же время нечестного, несправедливого и порочного, и не иудея, – необрезанного по плоти, не приносящего жертв, но святого, справедливого, не подверженного порокам и полного добродетелей, – второй, не лучше ли будет первого, хотя он и не приносит жертв?» 594 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Следует еще сказать, что помнить что-либо в течение длительного времени – непростая задача для человека, ибо ему по природе свойственно изменение, забвение и непостоянство. Чтобы помнить долго, необходимы труд, усилие, бодрствование.  «если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя…» – кажется, сардийские христиане не вняли предостережению Божию. Из истории известно, что во времена Юлиана Отступника многие из них легко возвратились к язычеству. Впоследствии город пришел в совершенный упадок и окончательно был  разрушен Тамерланом в 1402 году. Сейчас на его месте лишь развалины и неподалеку – небольшой турецкий городок.  4 Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны.  Несмотря на уклонение большинства от христианского пути, в Сардийской церкви сохранялся малый остаток праведников и подвижников, не отступивших от Бога и не осквернивших своих одежд грехом.  5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.  6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. «белые одежды» – означают победу, оправдание, спасение, прославление. См. также комм. на 2, 17. «и не изглажу имени его из книги жизни» – Господь не сказал: «Напишу в книге жизни», но: «Не изглажу», потому что христиане уже вписаны в книгу жизни при своем Крещении. 32 32 Об этом молится священник при совершении таинства.   Недостойных, однако, Христос может изгладить из этой книги.   «исповедаю имя его пред Отцем Моим» – подобное Господь говорит и в Евангелии (Мф. 10, 32). «имеющий ухо да слышит» – см. комм. на 2, 7. Как период истории Сардийская церковь предположительно соответствует Новому времени. Показанное на примере сардийцев несоответствие между благочестивой внешностью и реальной жизнью христиан было в эту эпоху очень ярко выражено, о чем имеются многочисленные свидетельства духоносных людей XVIII – XIX вв. Например, в письмах святителя Игнатия Брянчанинова читаем следующее: «В религиозном отношении наше время очень трудно: разнообразное отступничество от православной веры приняло обширный размер и начало действовать с необыкновенною энергиею и свободою». И еще: «Не от кого ожидать восстановления христианства! Сосуды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищницах благочестия и благодати… Милосердие Бога длит и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющие или сгнившие достигают полноты тления». При всем при том общество Нового времени старалось сохранять благочестивую внешность и продолжало в силу инерции считать себя христианским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010