Блаженный Феофилакт под Рахилью понимает весь город Вифлеем. Рахиль, плачущая о детях своих, – это и символ безутешного горя о погибших детях (потерянных для иудаизма), которое сводит и саму мать их (то есть ветхозаветную церковь ) в могилу. Жизнь Рахили, жены патриарха Иакова, оборвалась внезапно между Вифлеемом и Иерусалимом, так и жизнь Господа Иисуса Христа – от Вифлеема (рождение) до Иерусалима (распятие). Этим евангелист Матфей как бы подсказывает нам, что не напрасно погибли Вифлеемские младенцы, за Него они умерли, и страдали, но это нисколько не спасло еврейский народ от духовной смерти, нечувствия Христа (Мессии). И далее мы читаем: Мф.2:19 . «По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте». Как известно: смерть грешников люта! Блаженный Феофилакт так описывает смерть царя Ирода: «Горькую кончину имел Ирод, извергнув свою злую душу горячкою, болью в животе, зудом, кривизной ног, гниением срамного члена, порождавшим червей, одышкою, дрожанием и судорогой членов» . Сразу же сказав о смерти тирана, апостол Матфей говорит о призыве к освобождению: Мф.2:19–20 . «…се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца». Смерть тиранов, эксплуататоров и политических злодеев всегда оборачивается радостью для народа Божия. Известно, что святитель Василий Великий молился о смерти римского императора Юлиана Отступника. Следовательно, наша молитва за властей, если они нечестивы, ускорит их гибель, а если они благочестивы, продлит их правление. Сказано: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих…» ( 1Тим.2:1–2 ) Конечно! Молитва – это доброе дело, но для нечестивых тиранов и эксплуататоров собственного народа она может оказаться началом их погибели. Сказано: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12:20–21 ). Таким образом, наши молитвы, которые есть «благоухание Богу в спасаемых и в погибающих», то есть кающихся, для нераскаянных грешников – «запах смертоносный на смерть» ( 2Кор.2:17–16 ). Посему усилим наши молитвы за правителей и властей, при их благочестии эти молитвы принесут им благословение, равно как и при их злочестии принесут им смерть и проклятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Если слушатели Иисуса были внимательны и вдумчивы, то должны были понять, что владелец виноградника — Бог, Владыка всех народов, — ждет от Своей смоковницы, народа еврейского, плодов, то есть веры в посланного к ним Мессию, покаяния и добрых дел. Приходит к концу уже третий год общественного служения Сына Человеческого, а смоковница все еще не дает плода; срок этот весьма достаточный для того, чтобы узнать, способна ли смоковница к плодоношению, уверует ли народ еврейский в посланного ему Избавителя, покается ли и начнет ли жить по воле Божией, принося достойные плоды покаяния. Поэтому, не имея уже надежды на исправление закоснелых в своем упорстве евреев, Хозяин виноградника произносит суд над бесплодной смоковницей: « Сруби ее, — говорит Он Виноградарю, Иисусу Христу, — на что она и землю занимает? (Лк. 13, 7). Оставь без внимания этот жестокосердый народ! Отвергни его! Место его займут иные народы, которые уверуют в Тебя и будут творить волю Мою! Но добрый Виноградарь просит отсрочить исполнение этого приговора, думая, что, при чрезвычайных мерах с Его стороны, этот народ, быть может, и даст ожидаемые от него плоды; время срубить бесплодную смоковницу, отвергнуть избранный народ, еще не ушло: оставь ее и на этот год; если же не принесет плода, то в следующий год срубишь ее (Лк. 13, 8—9)». Излюбленная Владельцем виноградника смоковница все-таки не дала плода; евреи не только не раскаялись, но распяли Христа, и за то над ними исполнился суд Божий: храм их, единственное место, где они, по закону своему, могли приносить жертвы Богу, разрушен; дерзкая попытка римского императора Юлиана Отступника восстановить его оказалась бесплодным покушением отменить последствия заслуженного евреями приговора; разрушен и город их, и сами они рассеяны по всей земле, и с тех пор скитаются, как отверженные, не имея отечества. Исцеление скорченной женщины Во время пребывания Своего в Галилее Иисус вошел в субботний день в синагогу и совершил там чудо: исцелил женщину, которая восемнадцать лет была скорчена и не могла выпрямиться. Присутствовавшие при этом фарисеи молчали, но начальник синагоги высказал негодование и, обращаясь к народу, сказал, чтобы приходили исцеляться в другие шесть дней недели, но не в субботу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Еще хорошо, если мы, подобно пророку Варуху, который некогда жаловался Господу на то, что Он приложил скорбь к болезни его ( Иер. 45 ), в то время как он мечтал о покое, услышим из своего сердца наставление, изреченное Богом Варуху: «ты говоришь: горе мне! ибо Господь приложил скорбь к болезни моей; я изнемог от вздохов моих, и не нахожу покоя…». «Ты просишь себе великого: не проси; ибо вот Я наведу бедствие на всякую плоть, а тебе вместо добычи оставлю душу твою», то есть, вместо претензий, какие ты ставишь жизни, ты сохранишь целость своего настроения, если «яснее представишь себе все это несчастье, все это бедствие, какое и здесь и там, повсюду господствует в человеческом мире» 23 . Но ведь часто плач и рыдание страждущего по своей вине человека переходят в вопль мрачного отчаяния. История христианской церкви сохранила нам сказание о таком вопле императора Юлиана Отступника, который после целого ряда неудачных попыток восстановить пышный культ язычества, в виду расцветшего и окрепшего уже христианства, умирая, в битве с персами, воскликнул: «Ты победил меня, Галилеянин! Как бы не звучало это: «Ты победил меня, Галилеянин!» – смысл этих слов очевиден: целым рядом прискорбных неудач и этою последней разящей меня раной Ты, Галилеянин, победил меня, привел меня к полному сознанию суетности моего тщеславия, за которое приходится расплачиваться тяжелыми страданиями». Так побеждает Галилеянин и всех тех, кто забывает Его призыв к успокоению от житейской суеты, а вместе с этим и от порождаемых ею злостраданий. Скорбь и отчаяние часто выпадает на долю их! Здесь мы прерываем нить наших суждений по вопросу о религиозно-философском отношении к действительности, а в зависимости от этого и к страданиям. По смыслу сказанного каждый христианин, навыкающий благоразумно разбираться во всех своих житейских стремлениях, воспитывает в себе через это чувство свободы от настойчивых и тяжёлых требований суетной мирской жизни, а это отдохновение от погони за житейскими выгодами и есть истинно-философская свобода или успокоение от злострадания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

И далее мы читаем: «По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте» (Мф. 2: 19). Как известно, смерть грешников люта! Блаженный Феофилакт так описывает смерть царя Ирода: «Горькую кончину имел Ирод, извергнув свою злую душу горячкою, болью в животе, зудом, кривизной ног, гниением срамного члена, порождавшим червей, одышкою, дрожанием и судорогой членов». Сразу же сказав о смерти тирана, апостол Матфей говорит о призыве к освобождению: «се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (Мф. 2: 19–20). Наша молитва за властей, если они нечестивы, ускорит их гибель, а если они благочестивы, продлит их правление Смерть тиранов, эксплуататоров и политических злодеев всегда оборачивается радостью для народа Божия. Известно, что святитель Василий Великий молился о смерти римского императора Юлиана Отступника. Следовательно, наша молитва за властей, если они нечестивы, ускорит их гибель, а если они благочестивы, продлит их правление. Сказано: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» (1 Тим. 2: 1–2). Конечно! Молитва – это доброе дело, но для нечестивых тиранов и эксплуататоров собственного народа она может оказаться началом их погибели. Сказано: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12: 20–21). Таким образом, наши молитвы, которые есть «благоухание Богу в спасаемых и в погибающих», то есть кающихся, для нераскаянных грешников – «запах смертоносный на смерть» (2 Кор. 2: 16). Посему усилим наши молитвы за правителей и властей: при их благочестии эти молитвы принесут им благословение, равно как и при их злочестии принесут им смерть и проклятие. Словами: «ибо умерли искавшие души Младенца» – Ангел показывает, что погиб не только нечестивый правитель, но и все его (Ирода) пособники. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Из этого места мы видим, что не только Ирод, но и священники, и книжники в то же самое время замышляли убийство Господа».

http://pravoslavie.ru/93278.html

И народ, который был в храме, вышел к нему навстречу с великою радостью, славословя Бога за смерть дракона. И видел я, что те голуби все вошли в гнезда свои». И старец, рассказывая нам об этом видении, плакал и говорил: «Знаю, сыны, что сатана готовится поднять великое гонение на Церковь. Но молитесь и просите Господа, чтобы Он удалил гнев того проклятого дракона от народа Своего». 28. Св.Мар Авген в царствование Юлиана Отступника    Спустя немного времени почил победоносный царь Константин; и воцарился после него Констанций, брат его, (?) немалое время; но и он приложился к отцам своим; и после него воцарился нечестивый Юлиан, проклятый змей, и поднял он великое гонение на все церкви; и после этого верный Иовиан остановил и утишил его от гонения, бывшего против христиан, говоря ему: «Сперва надо нам идти и победить противников; а после того ты сделаешь все, что хочешь». И послушался тот его совета и взял войско и отправился в Персию. И когда он достиг города Нисибина, епископ и те, которые были с ним вместе, вместе с другими людьми вышли было от него и поселились в одной пещере. И много дней провели в Нисибина его войска, и взошел к нам верный Иовиан, и пришел он в ту расселину, в которой жил Мар Авген; и постучал в двери его келий и вошел к нему, и не было при святом никого кроме двух учеников его. Вся же братия были рассеяны под деревьями и скалами; и молились и служили и просили милостыни у Господа, чтобы Он устранил силу нечестивца от Своей святой Церкви.    И после того как Иовиан приветствовал старца и присел ненадолго, он умолял старца выйти из этого своего жилища и укрыться от нечестивца в каком-нибудь месте, ибо тот беззаконник знал о св. Мар Авгене и слышал о чудесах, которые сотворил Господь рукою его; с давнего времени он грозил святому и говорил: «Как только дойду я дотуда, приведу его и назначу ему муки и заставлю его принять бедствия и жестоко умерщвлю его. И посмотрю, придет ли Христос спасти его от муки моей!» Ибо он слышал, что многих святой научает христианской вере, и скрежетал зубами на него.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Итак, ситуация гонений, и сам Иоанн, автор этой книги. Церковь отождествила его с Иоанном Богословом, но в тексте повествования он просто о себе говорит как о рабе Божьем Иоанне. Итак, как открывается эта книга: Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну . Итак, события этой книги должны развернуться вскоре. Когда это — вскоре? Для Бога всякое время близко: может быть, это произойдет в самое ближайшее время, для кого-то это может быть в течение жизни, может быть, это увидят наши внуки и правнуки, но готовыми нужно быть уже сейчас. Свойство этой книги — что то, что описано, может сбываться несколько раз как любое пророчество. Мы смотрим на гонения: это могут быть и гонения Домициана, это могут быть и гонения Юлиана Отступника, это могут быть и гонения в советское время, это могут быть будущие гонения перед наступлением последних событий. Иоанн говорит о том, что, вот то, что он получил: Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко. То есть когда мы обращаемся к этой книге, мы получаем блаженство, получаем благословение от Бога, и радость, и счастье — это то, что должно нас наполнять: не страх, не ужас, как некоторые воспринимают Апокалипсис, а действительно радость и благословение. Иоанн семи церквам, находящимся в Асии Вот это адресат этой книги: книга написана не вообще кому-то, не внешним людям, она написана именно верующим, которые, по-видимому, не просто знакомы, но находятся под духовным попечением Иоанна, находящегося в заключении. И вот он не может с ними говорить лицом к лицу, но обращается к ним и предлагает им свое письмо. Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа Он говорит о том, что люди, которые сейчас переживают гонения, люди, которые сейчас могут страдать и сомневаться в вере, особенно в свете того, что их духовный учитель находится в заключении, — это люди, которые предназначены к Царству, это люди, которые предназначены к тому, чтобы вместе с Господом наследовать эту землю, и для них действительно один Царь — только это Христос, а все остальные, можно сказать, — это узурпаторы.

http://blog.predanie.ru/article/i-byl-ya...

Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» Так, защищая себя от клеветников, Павел с неохотой писал коринфянам в 57 г., незадолго до своего самого долгого и трудного заключения в тюрьмах Кесарии и Рима и за семь лет до своей мученической кончины. Он был «отовсюду притесняем, но не стеснен; в отчаянных обстоятельствах, но не отчаивался; гоним, но не оставлен; низлагаем, но не погибал». Его служение с начала до конца было одной непрерывной битвой. Павел воплощает в себе Церковь воинствующую, «наступающее и побеждающее христианство». Он был unus versus mundum в гораздо более высоком смысле, нежели Афанасий Великий, боровшийся с арианской ересью и имперским язычеством Юлиана Отступника. Однако Павел никогда не чувствовал себя несчастным, но был исполнен радости и мира. Из римской тюрьмы он увещевал филиппийцев: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь». Во всех стычках с внешними и внутренними врагами Павел «все преодолевал» благодатью Божьей, которой для него было достаточно. «Ибо я уверен, — пишет он римлянам торжественным слогом победного гимна, — что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». И в его предсмертных словах также звучит уверенность в победе: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его».   § 33. Миссионерское служение Павла Общественная жизнь Павла, начиная с третьего года после обращения и до мученической кончины (40 — 64 г. по Р.Х.), продолжалась четверть столетия и включала в себя три великих миссионерских путешествия (не считая кратковременных предприятий), пять посещений Иерусалима и по меньшей мере четыре года тюремного заключения в Кесарии и Риме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Между тем возможно и такое неверие, которое всегда было чуждо веры, или которому предшествовало лишь равнодушие или скептицизм (сомнение). След., богоотступничество есть измена вере. Для примера можно указать на Юлиана Отступника и на тех христиан, которые во времена гонений отрекались от Христа из страха ли мучений, или ради мирских выгод. Но бывают примеры отступления от веры и в мирные времена. Тяжесть этого греха изображает ап. Павел, когда говорит в послании к евреям: невозможно – однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (6:4–6). Тот же апостол предостерегает от греха богоотступления, когда говорит: бодрствуйте, стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь ( 1Кор. 16:13 ). Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни, говорит Сам Господь в книге Апокалипсис (2:10). Надежда, ее свойства С верой христианской самым тесным образом связана христианская надежда. Если вера есть уверенность в «невидимом», т.е. в том, что существует Творец и Промыслитель мира и что искупление человеческого рода совершено Сыном Божиим, то надежда есть уверенность в «желаемом и ожидаемом», т.е. в том, что цель творения мира и искупления человека будет достигнута, и высшее благо будет осуществлено. А цель творения и искупления есть совершенство всего и соответствующее ему счастье. Поэтому предмет надежды есть, во-первых, совершенство и счастье каждого из нас, в во-вторых, совершенство и счастье всех других людей и всего мира. В частности, предмет надежды есть освобождение от греха и смерти, беспрепятственное раскрытие всех сил человеческого существа, полное соединение человека посредством св. Духа со Христом Спасителем и Богом-Отцом. Этот предмет самым совершенным образом изображается апостолом Павлом в посланиях к коринфянам и римлянам. Здесь говорится что, как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке...

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

«Мои по духу», – отвечал Вавила. «Есть ли у вас мать?» – спросил царь отроков. «Есть, – отвечали они, – но мы любим Вавилу больше матери, потому что он заботится о спасении душ наших». Отыскали мать Христодулу. Та сказала, что отроки – ее дети, но она отдала их Вавиле, чтобы он привел их в Царство Небесное. Царь приказал бить мать, детей же начал ласкать, а потом бить за непослушание, наконец, вместе с Вавилою, и, привязав к дереву, жечь огнем. «Что пользы, что отдаешь себя и детей на смерть? – сказал царь Вавиле. – Ты позаботился бы, чтобы они не погибли в цвете юности». Св. мученик отвечал: «тебе, царь, следовало бы заботиться о пользе своего государства и бороться со врагами своего народа, а ты гонишь и мучишь нас, неповинных ни в чем». Царь разгневался и приказал отсечь головы всем четверым мученикам. Это было в 251 г. По повелению Юлиана отступника, мощи свв. мучеников были удалены из Дафны, где покоились. Но во время отшествия мощей молния пала на храм идола Аполлона и обратила его в пепел. II. В житии св. священномученика Вавилы мы видели, братия, высокий образец почитания духовных пастырей: св. братья отроки: Урван, Прилидиан и Епполоний отвечали, как вы припомните, мучителю, что они любят своего духовного наставника – св. епископа Вавилу, более матери, потому что он заботится о спасении их душ! Да научит пример этих свв. отроков-мучеников и всех нас почитать наших духовных пастырей, ибо они пекутся о спасении душ наших. И слово Божие, и учение отцов Церкви, и жизнь святых научает нас этой истине. а) Слово Божие подробно определяет, в чем должно выражаться почитание духовных наставников. Верующие должны принимать их, как посланников Божиих . «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Кор. 4–1), учит апостол Павел. Христиане должны внимать и следовать их наставлениям : «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно», – учит тот же великий апостол (Евр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Мы располагаем также косвенным свидетельством от Юлиана Отступника, римского императора в 361–363 г., который был одним из самых даровитых древних противников христианства. В своём труде, направленном против христиан, он пишет, что «Иисусу... поклоняются уже около 300 лет, хотя за Свою жизнь Он не совершил ничего достойного славы, если не считать исцеления хромых и слепых и изгнания бесов в деревушках Вифсаиде и Вифании...» Император невольно признаёт за Христом чудотворные способности. Возражения критикам «Если чудеса воспринимаются органами чувств, – подчёркивает Бернард Рамм, – то о них могут говорить свидетели. Если свидетельские показания убедительны, то они, в записанном виде, равноценны опыту очевидца этих чудес». И действительно, многие чудеса были совершены Христом при очевидцах. Они поддаются открытому исследованию. Скептики могут изучать их, как им угодно. Разберём, например, библейский рассказ о воскрешении Лазаря. Согласно тому же Бернарду Рамму, «Если воскрешение Лазаря было реально засвидетельствовано Иоанном, а затем он описал его в Евангелии, ещё находясь в здравом уме и трезвой памяти, то в юридическом смысле этот рассказ равноценен нашим собственным впечатлениям». Враги Христа не отрицали воскрешения Лазаря. Вместо этого они постарались как можно скорее убить Христа, покуда за Ним не пошёл весь народ ( Иоан. 11:48 ). Таким образом, и враги Иисуса, и Его друзья признавали за Ним чудотворные силы. Однако враги считали, что эти силы Он получил от дьявола ( Матф. 12:24 ), а друзья – что от Бога. В ответ на обвинения врагов Христос сказал: «...всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» ( Матф. 12:25–26 ). Чудеса Христа подтверждены свидетельствами. От них нельзя отмахиваться из-за того, что нам известно о подозрительных языческих чудесах. Некоторые чудеса подложны, но это не означает, что таково вообще всё чудесное.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010