Морев Ф. Югская Дорофеева общежительная пустынь. Ярославль, 1894. Корсаков Г. Югская пустынь//Молога : история и судьба древней русской земли. Рыбинск, 1999. Вып. 4. С. 65-71.  Дополнение к церковному календарю на 2002 год. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2002. С. 35, 46-47.  Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Одигитрии Югской//Словарь книжников и книжности Древней Руси/РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). СПб,. 2004. Вып. 3 : (XVII в.), ч. 4. С. 579-581. Источник: ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова. Ярославский календарь на 2015 год. Продолжается реконструкция Стоялой улицы. Будут обновлены, как планируется, и фасады нескольких зданий. В том числе — бывшей часовни подворья Югского Дорофеева монастыря, что на перекрёстке Крестовой и бульвара Ушакова. После этого часовню планируют передать в ведение Рыбинской епархии — такое решение принято в администрации города Рыбинска. 16 июня — праздник Югской иконы Богоматери. И в этот день ежегодно на берегу Рыбинского водохранилища совершают Божественную литургию под открытым небом — недалеко от места, где находился затопленный в 30-е годы ХХ века Югский Дорофеевский мужской монастырь. Здание подворья Югского Дорофеева монастыря находится на пересечении улиц Крестовой и Стоялой – в том месте исторического центра, которое уже, как минимум, четыре столетия остается одним из самых оживленных в нынешнем Рыбинске и прежней Рыбной слободе. Строительство подворья связано с историей особого почитания чудотворного образа Югской иконы Божией Матери, в котором рыбинцы видели покровительство Царицы Небесной своему городу. Летом 1701 года, после того как в город была принесена из Югского Дорофеева монастыря эта икона, в Рыбинске прекратилось «моровое поветрие». И с этого же года Югскую икону стали приносить в Рыбную слободу (позднее — город Рыбинск) ежегодно в дни Петровского поста, а затем и дважды в год. В честь первого принесения чудотворного образа в Рыбинск была выстроена небольшая деревянная часовня — «для собрания в церковное той пустыни строение и для монахов непрестанного сбора». В 1735 году, когда в Рыбной слободе случился большой пожар, она сгорела, и «место часовенное оставалось незастроенным до 1743 года, когда по прошению игумена Иосафа с братией было дозволено ее восстановить. По доброхотству и усердию рыбинских граждан к Югской обители ей была предоставлена городская земля для устроения при часовне постоялого двора».

http://sobory.ru/article/?object=34875

Празднование древней Югской иконы Божией Матери совершили в Биробиджане г. Биробиджан, 16 июня 2014 г.      16 июня совершается празднование древней иконы Божией Матери Одигитрии, именуемой «Югская». Этот чудотворный образ явился в 1615 году схимонаху Псково-Печерского монастыря преподобному Дорофею и с тех пор благоговейно чтится верующим народом, сообщает сайт епархии.      В алтаре Благовещенского кафедрального собора г. Биробиджана хранится древняя чудотворная Югская икона Богоматери. Доску, на которой написан образ, специалисты датируют XVI веком. Икону украшает великолепная жемчужная риза начала XVIII столетия.      Накануне, 15 июня, перед началом всенощного бдения икона была изнесена архиепископом Биробиджанским и Кульдурским Иосифом из алтаря собора и возложена на украшенный цветами аналой на средине храма. Перед ней городским духовенством во главе с архиепископом Иосифом было совершено всенощное бдение с акафистом, который был исполнен хором на распев. Во время полиелея все верующие смогли приложиться к древнему образу, подошли в архипастырю под помазание освященным елеем и получили в благословение освященные у чудотворного образа иконки Богоматери Югской.      В самый день праздника явления чудотворного Югского образа не только прихожане соборного храма и жители Биробиджана, но и паломники из Хабаровского, Приморского краев, Амурской области и других мест собрались помолиться перед древней святыней о мирной, спокойной и благополучной жизни, - ведь эти дарования обещала источать от Своей иконы и веками подавала верным Пречистая Богородица. Божественную Литургию в сослужении духовенства, прибывшего со всех концов епархии, возглавил архиепископ Иосиф. Затем перед чудотворным образом состоялось молебное пение. Архипастырь обратился к молящимся со словом, в котором рассказал об истории явления Югского чудотворного образа и его почитании верующим народом.      В час дня, когда в этот рабочий день люди смогли прийти в храм во время обеденного перерыва, перед чудотворным Югским образом вновь архиепископом Иосифом и духовенством из разных приходов епархии был совершен молебен, на котором на сугубой ектении поминалось множество имен, - ведь мамы и папы, бабушки и дедушки специально пришли в этот день в храм, чтобы помолиться перед чудотворной иконой о здоровье и благополучии своих детей и внуков. 3/16 июня 2015 года православная Россия отметит знаменательный юбилей – 400-летие явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы, именуемого Югским. 16 июня 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/71512.html

Со словами благодарности обратился ко всем присутствующим митрополит Кирилл, сказав о радости от совместных молитв у древних святынь: «Люди всегда стремились и стремятся к тем, кто, как преподобный Дорофей Югский, имели огромную силу духа и, не взирая ни на какие житейские обстоятельства, совершали великие дела. И нам сегодня надо вдохнуть жизнь в наш народ, научиться жить в соответствии с Божиими заповедями, творя добрые дела. Тогда появится смысл в жизни, тогда мы будем понимать, что можем не только вспоминать об утерянных святынях, но и созидать веру в своих сердцах, чтобы она помогала созидать мир вокруг нас, возрождать нашу Родину». После Литургии архиереи отправились на корабле по Рыбинскому водохранилищу к месту, где стоял монастырь. Над местом, где ранее стояла обитель, было совершено молебное пение. В рамках празднования 400-летнего юбилея в Рыбинской епархии состоялись презентации книг, посвященных чудотворной иконе и обители, организованы открытые уроки, краеведческие встречи. В Рыбинском музее-заповеднике прошла выставка, посвященная Югской Дорофеевой пустыни. Югская икона Божией Матери, подобно Толгской иконе в Ярославле, считается хранительницей града Рыбинска и Рыбинской епархии. История образа восходит к 1615 году, когда на наше Отечество напали шведы и, разоряя города, церкви и монастыри, дошли до Пскова. В Псково-Печерской обители находился схимник Дорофей, пришедший сюда с Верхней Волги, из села Нижне-Никульского близ города Мологи. Молясь пред иконой Божией Матери, он услышал от Нее голос, повелевавший ему взять образ Богоматери Одигитрии и идти с ним к себе на родину. Настоятель Печерской обители архимандрит Иоаким не сразу отпустил подвижника, а лишь после того, как и сам сподобился видения Божией Матери. Возвращаясь в родные края, Дорофей хотел поставить икону в приходской Спасской церкви родного села, но в семи верстах от него, там, где сливаются реки Белая и Черная Юги, схимонах Дорофей остановился отдохнуть и, поставив икону на дереве, задремал. Когда он проснулся и собрался продолжить путь, то не смог сдвинуть икону с места. После нескольких бесплодных попыток Дорофей услышал голос, исходящий от образа: «Напрасно ты стараешься снять Мой образ. Я хочу, чтобы здесь сооружена была обитель для иноков. В ней да пребудет Мой образ и с ним Моя благодать».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

После кончины Дорофея священники села Никульского решили поставить принесенную им икону в своей приходской церкви. Они взяли ее и с крестным ходом перенесли в сельскую церковь. Однако Богородице не было угодно, чтобы Ее икона пребывала в селе Никульском. Поэтому, когда на другой день священники пришли в свою церковь, то иконы там не нашли. Отправились в келью Дорофея и там нашли ее стоящей на прежнем месте и с горящей перед нею свечой. Они взяли икону и поставили в приходской церкви, но она опять исчезла из храма и снова оказалась в келье старца Дорофея. Священники, не оставляя мысли поставить икону в приходской церкви, в третий раз пытались взять ее, но на этот раз какая-то невидимая сила удержала их. Видя безуспешность своих попыток, священники оставили икону в келье старца и более уже не покушались взять ее в свою церковь. Богомольцы по-прежнему стекались к иконе Богоматери, прося у Нее помощи и утешения в своих делах, а также исцеления от болезней. Богоматерь посылала многим исцеления и помощь по вере их. Вскоре о сих чудесах стало известно Ростовскому митрополиту Варлааму II, который, в свою очередь, донес о них патриарху Филарету. Последний, доложив о том царю Михаилу Феодоровичу, с его согласия послал Варлааму грамоту, в которой давал разрешение на устроение обители там, где пребывала чудотворная икона Богоматери, принесенная старцем Дорофеем. Обитель в скором времени получила основание. В ней была построена деревянная церковь во имя Успения Богоматери и кельи для желающих вести иноческую жизнь. Место для обители было пожертвовано благочестивыми боярами Димитрием Погожевым и Орестом Глебовым, которые отвели для нее землю на протяжении двух верст по реке Черный Юг. Новоустроенная обитель получила название Дорофеевой Югской, по имени старца Дорофея и реки Юга, а отсюда и сама чудотворная икона Богоматери, находящаяся в ней, стала называться Югской. Многие чудеса и исцеления совершились у сей иконы; они не прекращаются и доселе. Приведем некоторые из этих чудес. В 1654 году Рыбинскую слободу, впоследствии обратившуюся в город Рыбинск, посетила страшная моровая язва. Когда Югская икона Богоматери была принесена туда, язва сразу же прекратилась. В память этого чудесного избавления в начале XVIII-ro столетия было установлено совершать крестный ход с Югской иконой в Рыбинскую слободу.

http://sedmitza.ru/lib/text/440296/

I. Игумен Югской Дорофеевой пустыни Варфоломей Батюшка дражайший! Приехали Вы не на чужом, видно, основании здать! И не чужими трудами питаться, а свой положить. Святитель Игнатий В числе многолетних корреспондентов святителя Игнатия Брянчанинова находились два инока, Варфоломей и Алимпий, отношения с которыми еще раз свидетельствовали о постоянстве его «сердечных о Господе чувств». При этом отца Варфоломея можно включить в ряд тех монашествующих, судьба которых сложилась под непосредственным влиянием святителя Игнатия. Познакомились они в апреле 1829 г. в Брянской Белобережной Иоанно-Предтеческой пустыни Орловской епархии, куда два молодых послушника, Дмитрий Александрович Брянчанинов и Михаил Васильевич Чихачев, прибыли в надежде найти пристанище после вынужденного выхода из Площанской Богородицкой Казанской пустыни. Несмотря на недолгое их общение, отец Варфоломей произвел на Дмитрия Александровича самое благоприятное впечатление, которое он сохранил на всю свою жизнь (так же, как было с Павлом Петровичем Яковлевым, с Петром Дмитриевичем Мясниковым, будущим Угрешским архимандритом). Через месяц молодые люди переместились в Оптину пустынь, где еще раньше обосновался их старец, отец Леонид (Наголкин). Отсюда, из Оптиной пустыни и началась переписка Дмитрия Александровича – святителя Игнатия с Белобережскими знакомцами. В первых письмах Дмитрий Александрович рассказывал им об известных событиях своей жизни до возведения в сан архимандрита и назначения настоятелем Сергиевой пустыни. А уже в письме от 8 ноября 1836 г. архимандрит Игнатий советует отцу Варфоломею принять на себя настоятельство в Югской Дорофеевой пустыни Ярославской епархии. В это время в Петербурге находился на чреде архиепископ Ярославский Филарет (будущий Митрополит Киевский). По-видимому, архимандрит Игнатий рассказывал ему о положительных качествах отца Варфоломея и Архипастырь пожелал заполучить его в свою епархию 1 . Из писем видно, что отец Варфоломей обладал весьма нерешительным характером и был полон сомнений. Почти год пришлось архимандриту Игнатию убеждать его «не испортить нашего доброго начинания». Только к концу 1837 г. отец Варфоломей наконец решился и был назначен строителем Югской пустыни. Но к этому времени бывший архиепископ Ярославский Филарет был уже Митрополитом Киевским, а нового Владыку отец Варфоломей заподозрил в неблагожелательном к себе отношении и собирался писать прошение об увольнении. И снова архимандрит Игнатий, проявляя удивительное терпение и заботливость, взял на себя улаживание этого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Рыбинск. Домовая церковь Николая Чудотворца на бывшем подворье Югской Дорофеевой пустыни. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты На перекрестке улиц Крестовой, д.40 и Стоялой, д.6 следует обратить внимание на здание бывшего подворья Югской Дорофеевой пустыни. Жители Рыбной слободы пожертвовали пустыни землю для подворья, которое было построено монахами в конце XVII века. Это был деревянный постоялый двор для торговых людей. Подворье приносило хороший доход, но сгорело во время большого пожара 1797 года. Новое подворье – с часовней, лавками, жилыми комнатами – устроили на том же месте, значительно расширив владения пустыни. Церковная жизнь пустыни и подворья закончилось в 1920 году, и с тех пор не возобновлялась. Югская Дорофеева пустынь в 1941 году при строительстве рыбинской ГЭС и образования Рыбинского моря была затоплена. Сохранившееся здание подворья неоднократно меняло свой облик. Современный вид оно получило в 1905 году. Наиболее интересной частью ансамбля подворья является угловая, квадратная в плане часовня. Увенчанная главой на круглом барабане, она занимает важное положение в перспективе двух улиц и бывшей Торговой площади. Фасады часовни венчают значительные по размерам килевидные арки, опирающиеся на парные угловые полуколонны. В бывшем подворье в настоящее время располагаются магазины и жилые помещения. Югская Дорофеева общежительная пустынь была основана старцем Дорофеем в 1615 году на реке Юге. Располагалась пустынь в 17 верстах от Рыбинска (в то время ещё Рыбной слободы). www.2rybinsk.ru Подворье Югско-Дорофеева монастыря, располагавшегося в 17 верстах от города и взорванного во время строительства Рыбинского водохранилища, было основано в городе в 1798 г. Здание на протяжении XIX в. меняло свой облик. Современный вид оно приобрело в 1905 г., когда была устроена церковь святителя и чудотворца Николая. Убранство фасада главного дома включает карнизы сложного профиля. парные пилястры между окон и завершение парапета с кованными решетками. Наиболее интересной частью ансамбля является квадратная в плане часовня, расположенная на углу Торговой площади (Стоялой ул.) и Крестовой ул. Увенчанная главкой на круглом барабане, она занимает важное место в перспективе двух улиц, которое подчеркивается применением крупных декоративных элементов. Каждый фасад венчают значительные по размерам килевидные арки, опирающиеся на парные угловые полуколонны. Рядом стоящее здание по Стоялой ул. также в прошлом принадлежало монастырю, помещения нижнего этажа в нем сдавались в аренду местным торговцам.

http://sobory.ru/article/?object=08756

Будучи пламенным молитвенником, он возбуждал к молитве всех: «только и можно жить, говорил он, весело, избавиться от уныния и мрака душевного, избежать многоразличных искушений и бед человеку, как при усердной и частой молитве: воины, когда идут на войну – для ободрения себя песенки поют и играет музыка для них: и воинам Христовым, для оживления и мужества их, непременно нужна молитва , для духовного веселия и Псалтырь необходима. Чтоб натянуть ослабевшие от сухости канаты, для поддержания мачт, – их увлажняют водой; увлажь и ты расслабевшую от зноя страстей сухую твою душу молитвой со слезой; и ум твой укрепится для хранения тебя от мысленных и страстных ветров. Лучшее правило для молитвы, кроме Церковного, говорил он, – утомлять себя в ней до усталости. Каждый час непременно неотложно советовал полагать по несколько поклонов от 7 до 100, – сколько возможно по силам и обстоятельствам.» 3. Скорбные обстоятельства старца отца Адриана в Югской Пустыне Страдальческая жизнь старца в его полезное служение спасению ближних, непонятная для многих, и здесь, в Югской Пустыне, не были чужды нареканий, ложных мнений и странных толков на счёт его поведения. Не проникавшие в тайны жизни духовной собственным опытом, показывавшие один лишь образ благочестия, в самой же душе не укреплённые силою его, о жизни старца составляли понятие, недостойное благочестия Христианского, называли его сумасшедшим, всех близких к нему сведёнными им с ума, его самого ханжою, хвастуном, обманщиком, лакомкою, бесполезным для монастыря человеком, в избежание послушаний оного и всякого труда избравшим себе такой род жизни, – чтоб, для удовлетворения своим прихотям, только бы выходить за ворота и пить с Богомольцами чай. Стеснительное положение старца особенно усилилось, когда с отбытием Игумена Варфоломея в С.-Петербург, для исходатайствования отмены назначения Архимандритом в Соловецкий монастырь, определен был для управления Югскою Обителью из Адрианова монастыря известный нам отец C., который и теперь не оставлял применять к отцу Адриану строгие меры к стеснению его деятельности в отношении народа и соучастников его трудов подвижнических. С прибытием же отца Варфоломея из С.-Петербурга и с принятием им снова должности, положение старца получило прежнюю свободу в служении спасению людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

В 1771 г. вместе с другими городами России Рыбинская слобода снова была посещена моровой язвой. Жители ее обратились к настоятелю Югской обители с просьбой позволить им принести икону в их местность, на что и получили разрешение. Как только икона была принесена в слободу, язва сразу же ослабела, а потом и совершенно прекратилась. Благодарные жители Рыбинской слободы заказали сделать список с Югской иконы и поставили его в своем храме во имя Преображения Господня. Ежегодно на праздник Воздвижения Югская икона приносится в город Рыбинск, в воспоминание об указанном событии. Сюда же она переносится и после 5 июня и остается здесь до конца месяца. С 30 июня ее носят по окрестным селам и только к 12 августа возвращают в Югскую обитель. 20 августа она переносится в местечко Кой Тверской губернии и возвращается в обитель 7 сентября. 8 сентября она относится в г. Рыбинск и там остается до половины ноября. Сей чудотворной иконе Богоматери сначала (до 1786 г.) праздновали 28 июля, а затем стали праздновать в день принесения ее старцем Дорофеем на место Югской обители, т. е. 3 июня. 5 июня Игоревская икона 19 сентября 1147 года в Киеве был убит бывший великий князь Игорь Ольгович, во святом крещении Гавриил. Брат его Всеволод восхитил киевский престол у потомков Мономаха и при смерти передал его Игорю. Киевляне, не любившие Ольговичей, тайно предложили престол внуку Мономаха Изяславу. В происшедшей между ним и Игорем битве киевские бояре открыто предавались Изяславу. Игорь был наголову разбит и заключен в темницу. Вскоре он пожелал принять иноческое пострижение. «Давно, и в самом счастье, — говорил он, — хотел я посвятить душу мою Богу. Ныне в темнице и при дверях гроба могу ли желать другого!» Изяслав освободил его. Бессильного отнесли его в келью, где он пролежал восемь дней, как мертвый. Но после пострига он выздоровел и принял схиму. Между тем, брат Игоря Святослав, заступаясь за брата, выступил в поход против Изяслава. Тогда недоброжелатели Ольговичей подняли на него чернь, схватили его, безжалостно убили и влекли обнаженный труп его по улицам.

http://sedmitza.ru/lib/text/440296/

На эти годы – первую половину XIX века – пришелся расцвет Югской Дорофеевой пустыни. Хотя в начале XVIII века постройки монастыря все уже были каменными, однако они были небольшими и сдержанными по архитектуре. В то же время, может быть именно благодаря своей чудотворной иконе, Югская Дорофеева пустынь была единственным в округе монастырем, который не был закрыт в результате реформы Екатерины II, хотя и был лишен всех земельных угодий. Позднее именно здесь, в Югской обители взялись возрождать древние традиции общежительного устава. Навыки этого уклада принесли сюда иноки Саровского монастыря Анастасий, Гедеон и Дамаскин, позднее продолжившие возрождение общежительства в стенах Толгского монастыря и в Ниловой пустыни на Селигере. В середине XIX века здесь, на Юге, был выстроен единый монастырский архитектурный ансамбль, величием, гармонией и красотой не уступавший лучшим обителям Севера России. Настоятелями монастыря в те годы были игумен Варфоломей (Поповский), выходец из Брянской Белобережской пустыни, состоявший в переписке со святителем Игнатием Брянчаниновым, и архимандрит Поликарп (Тугаринов). Здание часовни подворья Югской Дорофеевой пустыни в Рыбинске это и своего рода памятник выдающемуся деятелю Русской Церкви архимандриту Поликарпу (Тугаринову), по инициативе которого это здание в 1877 году было перестроено в соответствии с проектом архитектора В.И. Озерецковского. Архимандрит Поликарп был многолетним участником, а затем руководителем одной из самых успешных миссий Русской Православной Церкви в Китае в 1838-1950 годах, которая в то время была, по сути, единственным представительством России на Востоке. Высокообразованный священнослужитель, он стал знатоком восточной культуры и успешным дипломатом. Письма отца Поликарпа из Китая сегодня опубликованы и представляют интереснейший материал для исследователей. По возвращении с Востока всю свою жизнь он провел в родном Ярославском крае, избрав для жительства Югскую Дорофееву пустынь, в которой он был настоятелем последние 30 лет своей жизни. Отметим при этом, что в то же время он исполнял обязанности благочинного рыбинского и мологского соборов, а также Мологского Афанасьевского и Рыбинского Софийского монастырей.

http://sobory.ru/article/?object=34875

Свингино. Часовня в память 400-летия Югской Дорофеевской пустыни. Часовня. Действует.   Год постройки:2015. Адрес: Россия, Ярославская область, Рыбинский район, д. Свингино Координаты: 58.114507, 38.610022 Проезд:За деревней Свингино, на берегу Рыбинского водохранилища Изменить описание Построена в год 400-летия основания Югской Дорофеевой пустыни , уничтоженной накануне заполнения Рыбинского водохранилища Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Свингино. Часовня в память 400-летия Югской Дорофеевской пустыни В 2015 году на берегу Рыбинского водохранилища, в месте, ближайшем к затопленной в 1941 году Югской Дорофеевой общежительной пустыни, что располагалась в свое время на берегу реки Юги, в память 400-летия явления чудотворной Югской иконы Божией Матери была поставлена часовня. А за несколько лет до этого – поклонный крест. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=51107

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010