При сих преимуществах, старец, за высокое подвижничество в кротости и смирении Христовом, удостоен был и чрезвычайных дарований от Господа. Ум его был проницательный, быстрый, сообразительный, основательный, память в высшей степени острая и твёрдая. Изучивши св. Писание и чтением, и опытами своей жизни, он глубоко проразумевал, чрез букву, сокровенный, духовный смысл его: Писания св. Отцов и Вселенских Учителей знал с глубокою отчётливостью. Познания его о жизни Христианской и её опытах к духовному совершенству, как и мудрые рассуждения о вещах Божиих и человеческих удивляли многих учёных, вступавших с ними в разговор. На замечания некоторых: Батюшка! Откуда это вы почерпнули столько знания обо всем как будто вы жили не в монастыре, а где-нибудь в столице? – старец отвечал: «полюбите Бога, так и будете все знать: Он Один есть источник всякого знания и премудрости». Несомненно также, что Господь даровал ему видеть как бы в книге, жизнь человека от первых дней его возраста, что доставляло ему возможность в настоящем предупреждать опасности и указывать на случаи, имеющие быть вперёд, давать мудрые, соответственные устроению и способностям каждого советы и указывать пути к достижению высокой цели спасения. О даре его прозорливости свидетельствуют тысячи людей, им благодетельствованных. Память о нем живёт в городах: Бежецке, Рыбинске. Мологе, Пошехонье, Ярославле и во всех окрестных этих городов селениях, где многие из жителей сподобились испытать многие опыты его дивной прозорливости. Нужно ли говорить о новоустрояемой в Бежецке (Тверской губернии) Общине, где каждая из девиц этой Общины. обязанная своим духовным направлением попечению старца, (была свидетельницею чудных и высоких дарований и многоразличных знамений облагодатствованной души его, явленных каждой из них в укрепление на пути совершеннейшей чистоты и непорочности. Боголюбивое Общество девиц всякого звания, собранное здесь под кровом Царицы Небесной, да будет в укрепление веры нашего рода, всегда верно своему высокому избранию и назначению оправдать собою мудрую науку Богопросвещённого старца отца Адриана. 3. Обращение старца с людьми разного звания

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Примечание. Есть великие и пламенные души, которые обозревая картину страданий человеческих на земле, во всех её видах, подкрепляемые живою верою и возбуждаемые любовью с глубочайшим смирением добровольно испытывают себя во всякой скорби, болезни, лишениях, бедах, какие только существуют в человечестве, – чтобы, познав на опыте свойство всякой скорби, живее сочувствовать страждущим. Добровольное страдание некоторых избранных Христиан служит для человечества светом и доказательством, что Вера непобедима и выше всех превратностей, бед, болезней и всякого рода скорбей, какие только поражают человека на земле; что они, необходимы для его очищения и спасения вечного: «настрого помни», говаривал отец Адриан одному молодому человеку, решавшемуся избрать путь подвижнический для спасения «не поживший здесь в скорби и страданиях в рай не войдёт. Благим Богом промыслительно устроено: добровольные страдания Боголюбцев по вере, любви и признательности, из подражания Господу, пострадавшему за нас, подкрепляют слабый дух невольных страдальцев. Таким образом умников мира да не соблазняют добровольные страдания, труды, и многоразличные скорби Боголюбцев они решаются на них для нас же немощных, – чтоб, если, когда ни будь вас постигнет какая-либо беда или горе, а их никто не минует, – у таких чудных врачей нашлось опытом дознаное лекарство для вас! Только добровольное страдание пустынное могли научить таковой любви, как некто говорил: если бы возможно было мне взять у прокажённого его тело, а ему отдать своё, я охотно б согласился на то (Авва Агафон); ещё говорил некто из подобной истинной любви в покое не пребывает: она действует всегда или страдает. Что может быть назидательнее. целительнее для совершенного благополучия человека, как повествования о Подвигоположнике искушённом по всяческим, и Его верных слугах; Мучениках, Преподобных и всех Блаженных по вере Страдальцах и их мудрой, опытами и действительною жизнью оправданной науке? (Замечания и мысли странника, по случаю болезни отмороженных ног отца Адриана.)

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Примером совершеннейшей чистоты и приличным с любовью вразумлением отец Адриан возбуждал в душе каждого, приближающегося к нему грешника искреннее покаяние и любовь к жизни целомудренной. Многие, умилившись его душеполезными беседами и вразумлениями. оставляли жизнь греховную, по привычкам мирским, и искренно полюбили жизнь подвижническую или в монастырях, или в уединении среди мира. или в странничестве, поддерживая духовное общение с старцем во всю жизнь свою или чрез личные свидания с ним. Отчаивающимся в спасении, по глубокому сознанию своей греховности. он указывал путь и предлагал действительные средства к исправлению. Л.А.О. (ныне) монахиня С Рыбинского Софийского Монастыря говорила: когда я в первый раз пришла к старцу в эти минуты обуревали меня помыслы недоверия и отчаяния во спасении; он отечески, умилённым взором смотря на меня, сказал: Господи что ся умножиша стужающии ми и проч. а на мысли отчаяния присовокупил: вкусите и видите яко благ Господь! Подобные опыты его отеческой попечитсльности оправдывались и над многими другими. Малодушных подкреплял, усердных в делании духовном поддерживал к возбуждению их ревности, предлагая многоразличные из жизни святых примеры, а часто и из своей собственной, хотя по глубокому смирению всё высказываемое из своей жизни, к назиданию других, собственно к себе не относил, говоря будто о слышанном от кого нибудь или читанном, но всегда, везде и во всем в собственном лице своём служил как бы живою книгою для всех ищущих спасения. Некто от падения греховного впавши в малодушие я сомнение о своём спасении говорил старцу: Батюшка! победился от греха стыдом и отчаянием: теперь не знаю, что и делать? Старец в утешение ему говорил: «понесение стыда, – уменьшение наказания за грехи; да. не принявши горького, не видеть и сладкого. Не малодушествуй: в Прологах и Четиих Минеях примеров много; припоминай себе, что несть грех , побеждающий человеколюбие Божие. Прошу принять моё посильное доброжелательство тебе молись и трудись, Алфавит подкрепит. Подобных примеров старческого попечения к восстановлению падших было бесчисленное множество, и многие из них ободрённые и восстановленные старцем вели впоследствии строгую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Келейные, поражаемые такими трудами старца. из сострадания к нему просили, – чтоб он отдохнул, или прилёг. Из послушания отец Адриан в первую ночь прилёг только часа на два, а после никак не соглашался на предложения и просьбы их подкреплять себя каким-либо отдыхом. Просили его по крайней мере присесть, – он отвечал «нельзя». Все труды старца, его поступки, слова я вообще его положение были особенно поразительны и замечательны: в это время взор у него был необыкновенно светел, на лице выражались то радость, то умиление, то страх, и при таких переменах нельзя было смотреть на него без особенного благоговения: старец как будто все ожидал какого-то великого и знаменитого Гостя, к чему располагал и келейных своих. Они же, по малодушию, не понимая его приготовления в небесные селения, часто убеждали его подкрепляться пищей. На всякую их о сем убедительную просьбу, он всегда отвечал: «не надо бы: это все было, да и прошло, а что будет, то пришло». Батюшка, говорили ему келейны,е если не хотите покушать. так, хоть присядьте, – «и этого нельзя», отвечал старец. В неусыпном стоянии день и ночь старец молился всё земными поклонами, а утомившись, продолжал те же поклоны, стоя на коленях; отдохновением от поклонов было для него чтение стихословий из Духовного Алфавита Димитрия Ростовского . Земные поклоны были так многочисленны, что келейные начали было считать их, но в этом не могли успеть. Один раз до того истомил себя поклонами, что и встать не в силах был, упал на бок, и келейный взявши подушку, подложил ему под голову; но старец, полежавши несколько минут, опять стал делать поклоны и в таком же количестве, как и прежде, так что келейные, не дождавшись окончания его труда молитвенного, заснули. По окончании молитвы, старец, разбудивши их, спросил: «слышали ли вы в продолжение этой ночи пение?» В это время лице у старца было необыкновенно выразительно, светло и он во всем показывал такую бодрость и свежесть, что никак нельзя было предполагать в ней какой-либо болезни, приближавшей его к исходу в вечность; в таком необыкновенном положении старец устроен был до самого конца своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Сколько старец был озабочен попечением о больных – это можно видеть из собственноручной его записки. Проскомидия шестинедельная, просфоры каждый день подавать при начатии обедни, по свечке за Престол, Богородице всех скорбящих водосвятный молебен, – воду сию пить, просфоры кусочек употреблять каждодневно натощак, чтение Псалтири, благотворительность нуждам Церковным и людским, душеполезное чтение, молитва , пост, уединение, покорность к Богу; а всего лучше, при этом, очистить душу от грехов св. Исповедью, а причащение Св. Таин зависит от усмотрения Духовника. Для очищения желудка принимать слабительное, (можно, если хочешь, и домашнее); пищей не отягчаться; похлёбки должны быть из муки, крупы; хлеб или белый, или с белым простой по полам; похлёбка одного рода на весь день, а на другой день другого рода, и так на каждый день новую, а все таки одной; по утрам полезно пить сырые воды, нехолодные, процеженные сквозь полотенце, штофа по два, а хорошо бы и потри, поклонов земных полагать в сутки четыре ста, а если бы и более, – полезнее бы, Иисусову молитву творить со вниманием и усердием, креститься и кланяться не спешно и со всевозможным благоговением, чтением Псалтири утешаться каждодневно. Всеобщее лекарство: Библии , Прологов и Четьи-Минеи слушать – о, это великое бы счастие при благоговении к Богу!» Пользуясь таковыми пособиями и советами старца, все ему преданные дивное получали облегчение от болезней душевных и телесных. i) Попечение об усопших из записок старца Сорок обеден. Проскомидия: шестинедельная и годовая, просфоры, вино, свечи, масло, ладан. Псалтирь, благотворительность нуждам церковным и людским, чтение, молитва , пост, уединение, покорность Богу. Слово моё скудно описать попечения старца, и повествование слишком будет пространно, – чтобы исчислить многие благодеяния, оказанные его Богопросвещённым умом, молитвами и отеческим вниманием к народу и его нуждам. Целые города, селения, многие монастыри и общества верных во многих местах нашего Русского населения прославляют дивные опыты его любви Христианской и отеческой попечительности в Православных собраниях своих, между коими, во славу дивного во Святых Своих Бога, память в Бозе пучившего старца отца Адриана священна! 4) Наука старца отца Адриана для всех родов подвижничества Православного

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Чудны и удивительны были труды его странствования! По рассказам очевидцев, ему сопутствовавших в это время, он показал дивные опыты многотрудной жизни страннической, – молился в лесах, в полях, а в зимнее время в стороне от дороги голыми руками копал в глубоком снегу ямы, в которых, по обычаю, молился до усталости. Дорогою на лошадь не садился, a всегда шёл сзади, или спереди, часто уклоняясь в сторону для молитвы. Вместо тёплой одежды нагревался он молитвою с земными поклонами, от которой он чувствовал в себе необыкновенный жар, от чего комнатный, тёплый воздух был для него удушлив. Бывало, рассказывали сопутствовавшие ему, мы, озябшие дорогою, добравшись до квартиры, скорее спешим в комнату на печь, а Батюшка, наш труженик всегда оставался на дворе, и там где нибудь в уголке до тех пор упражнялся в поклонах, что в комнату придёт весь уже в поту, и всё время пребывания в квартире проводил в душеспасительных беседах, вникая обстоятельно в положение хозяев, даровавших нам ночлег. Правил строгого поста и воздержания монашеского, к коим издавна себя приучил, он и здесь не оставлял; избегая всякого рода яств, приготовляемых в домах мирских, он, по своему обычаю, питался хлебом с водою, с квасом, или с чаем. Искусно умел держать себя мудрый старец за столом. когда приглашаем был к трапезе где либо вместе с семейными: отведав предлагаемой к столу пищи, он мудро отклонял всякую мысль любопытных на счёт своего строгого воздержания и, увлёкши своих собеседников живым словом назидания, их самих заставлял забыть о пище, таким образом и старец в семейные, насыщенные приятными, живыми, душеполезными беседами полусытые выходили из-за стола. Такому искусству он учил и странников, просивших у него совета – как управлять собою в странничестве в отношении питания. При таких опытах высокого странничества, истинный монах вполне являл себя светом для мирян. Пример жизни в слово его, оживляемое опытным рассуждением и любовью, были действенны для всякого, к кому приближался отец Адриан. Истинный подражатель любви Иисуса Христа и точный исполнитель Его правил Евангельских, он при трудах высокого самоотвержения показал здесь дивные опыты любви Христианской и глубочайшего смирения в отношении своих ближних: приезжая в какое либо селение или город, квартиру искал себе в таком дому который, по нравственности или каким либо другим недостаткам, был в худой славе, или пользовался презрением между жителями того селения или города, По нескольку дней, a если в городе и недель, проживая в этом доме, он примером, словом и молитвами производил такое влияние на судьбу членов семейства этого дома, что они к крайнему удивлению своих сограждан делались примерными по жизни и полезными деятелями в жизни общественной.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Побродивши около монастыря и все осмотревши, мы уже возвращались обратно, когда ударили к поздней обедне. Колокол более чем в 1 000 пудов и звон очень хорош. Колокольня высокая, нового построения и на новом месте; прежняя была, говорят, несравненно лучше, Растреллиевской архитектуры, но настоятелю, игумену Варфоломею, почему-то рассудилось ее разобрать и вместо нее поставить эту на другом месте, и эта стоила 40 000 рублей, которые собирали по копейкам и более 10 лет строили. Обедню соборно служил настоятель; встречи почему-то ему не бывает, а ему просто подают у церковных дверей мантию, и он начинает входную. Пение придворное, как и за всенощной. Я расспрашивал, когда утратилось столбовое пение, которое так прилично и свойственно общежительным обителям, но никто не сумел ответить на мой вопрос. Народу в церкви было посредственно; видно, что обитель не очень посещаема богомольцами. После обедни все служащие ходили к настоятелю и потом все пошли в трапезу. Пречистой не носят, и братья ходят без мантий. В трапезе два стола по обе стороны, середина пустая и на ней аналой для чтения в виде кафедры огромного размера. Накрыто было на 12 блюд, следовательно, на 48 человек и, в том числе сидевших за столом, был какой-то из мирян богомольцев. Пречистую раздробил сам настоятель. Отец-архимандрит Поликарп, человек уже не молодых лет, как видится, весьма благонамеренный, много лет находившийся при миссии в Китае, человек ученый, прекрасно усвоивший китайский язык. Он получает 1 600 рублей ежегодной пенсии от правительства за свои миссионерские труды. Возвратившись в Россию, он долгое время жительствовал в Югской пустыни на покое, а когда скончался его предместник, игумен Варфоломей, то был избран братией в настоятели, что было в 1864 году. Каково его управление, мне совершенно неизвестно, но весьма достойно сожаления, что он не пользуется своим знанием китайского языка: сколько бы он мог принести пользы отечеству, переводя с китайского на русский язык и с русского на китайский. Вместо него быть настоятелем нашлось бы немало старцев-подвижников, знакомых с монашеством, но едва ли кто-нибудь из монашествующих мог бы заменить его в ученых трудах, доступных ему. Так всегда бывает, когда человек, уклонившись от своего истинного назначения, идет путем не вполне ему свойственным: не делает того, что мог бы делать хорошо и лучше других, а то, что делает, выходит очень нередко весьма посредственным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

При этом, часто сам почти и стакана не выпивал: незаметно за разговорами скрывал свое воздержание. Когда же кто приносил ему что-либо из гостинцев, он или отсылал на братию, или раздавал беднякам. Но, чтобы не огорчать почитавших, для вида отведывал из принесенного. Временами, он постился подолгу; и раз выдержал и сорокадневный пост без всякой пиши. Будучи строгим постником, о. Адриан был и нестяжателен. Денег он у себя не держал, а все получаемое от богомольцев или раздавал бедным, или отдавал настоятелю. Высоко ставя милостыню для спасения мирян, относительно монахов он высказывался, что они в жертву вместо милостыни должны отдавать себя Богу совершенно. В келлии он ничего лишнего не держал, а порою и в самонужнейшем себя стеснял, выбрасывая вещи свои за оконце, которые по распоряжению настоятеля ему, однако же, немедленно возвращали. Свой взгляд на монашеское келейное нестяжание о. Адриан выражал в таких словах: Что такое монах? Монаху, как солдату во время сражения не нужно давать ничего лишнего в келлию. Этого еще много, когда скажут: поставь ведро с ковшом в углу, пей, по пророку, воду, да измыет утробу твою. Да поклоны клади, да на мантию гляди, чтобы она с креста-то не спускала, и научала бы ежечасно умирать, а упование и жизнь те в Боге обретать». Будучи сам нестяжательным, о. Адриан и родным своим не давал ничего из того, чем ему служили почитатели, отдавая все в обитель и бедным. Родные на это обижались; просили за них о. Адриана и знакомые ему дворяне. Но инок был верен своим обетам. И в разъяснение своего образа действий так говорил: «от мертвеца и нитки не посмеют пожелать, а монах для мира мертвец! Притом, я не враг моим родным, чтобы через монастырские вещи вносить огонь в их дом: ихние-то вещи пожжет монастырское. Когда сестра со слезами просила чего-либо у него, о. Адриан, сострадательно указывая на безрукавную курточку, сказал: «что ты выпросишь у мертвеца? У меня ничего нет, кроме вот этой одежды». Так дай на память хоть ее. Он отдал, но прибавил: «дать-то я, пожалуй, и дам тебе, да она принесет тебе огонь, хотя не в дом, а в снопы на поле». И что же? На другой день у этой женщины сгорел овин со снопами! В келлии о. Адриана был только один его крашенинный подрясник и мантия, да книги, и он никогда не закрывал своей келлии, когда выходил из нее. С молодости соблюдший себя в целомудрии, он до последних сил боролся с плотью и нередко пешком хаживал в Пошехонье для молитвы у чтимого им образа Спасителя. В одну из таких отлучек он отморозил себе ноги и долгое время пробыл для излечения у своих знакомых. На ногах у него вскоре, как их оттерли, появились волдыри, началась сильная ломота, опухоли: потом открылись раны. Около шести недель пробыл для лечения о. Адриан в Пошехонье у соборного дьякона. Все время болезни он был в самом радостном состоянии духа; его речи были поучительны тем, кто за ним ухаживал, но еще более поучал он безропотным и радостным перенесением недуга.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Немного прошло времени, как добродетели Андрея стали очевидны и всей братии. Андрей в феврале 1821 г. был окончательно причислен к братству и 22 июля того же года посвящен в стихарь. Вскоре он был сделан расходчиком. Эту должность Андрей проходил со старанием и разумно. Он смотрел на монастырское имущество, как на достояние Божие, и употреблял рассудительно, осторожно, в случаях только действительной надобности. Да и вообще, он смотрел на все потребное к жизни, как на Божий дар, и говаривал по этому поводу так: «чтобы не оскорбить Владыку, всяческих Создателя, милостиво на тебя призревшего дарованием тебе потребного к жизни – благодари Его разумным, в очах Его, с страхом обращением с вещами, давая каждой место по ее назначению. Смотри, человек, какая тебе честь. Создатель пригласил тебя быть участником с Собою в управлении и распоряжении вещами мира сего видимого. Смотри же – не посрами такого высокого призвания: будь мудр и совершен в путях своих, в отношении дел и вещей, тебе вверенных. Когда будешь все, тебе дарованное к обеспечению жизни твоей, считать не своим, а со страхом разумно пользоваться, как слуга Царским – никогда ни к чему не пристрастится твое сердце. Давай каждой вещи назначение совестливое, по намерению Божию. Тогда дивно испытаешь на себе великие милости Божии и ощутительно поймешь Его попечительное промышление о всей твари. 4 апреля 1826 г. Андрей был пострижен в монашество и наречен Адрианом в честь преподобномученика Адриана; пострижение совершил игумен Константин; вся братия при этом глубоко была умилена неподдельным смирением и благоговением постриженника, и не могла стоять без слез во время глубоко умилительного чина пострижения. С пострижением в иночество, Адриан еще более усилил свои подвиги. В молитве он был почти неусыпным: нередко сутки напролет он проводил в молитве, а Псалтирь всю сполна вычитывал ежедневно. Пост он держал строгий. От молитвенного напряжения и поста очень исхудал, был бледен и сух. А, когда знавшие с состраданием просили его умерить подвиги, он говорил: «теперь только нам и готовиться к смерти, пока силы есть; придет время – и рады бы, да некогда будет, или не в силах будем». В то же время, он по-прежнему разделял с братией и все послушания по обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В другой раз, служа молебны в г. Пошехонье, во время холеры, он видел всех, кто имел умереть, без голов. Но такие видения непосильны были для изможденного тела подвижника. Суровая брань болезненно отражалась и на его теле. То, что у других мужей-подвижников скрывала или пустыня, или уединенная келлия, при их более преклонном возрасте и меньшей заметности такой борьбы и напряжения, у о. Адриана совершалось на глазах всей братии малой обители. Он переживал все скорби и страхования, какие по учению отцов приходится переживать борцам духовным. Неудивительно, что часто он, вследствие глубочайшей самособранности, бывал внешне как бы рассеян; не слыхал, что ему говорили; молчал, вздрагивал, трепетал, казался глубоко озабоченным. Порою, по ночам выбегал из келлии и, томимый духом злобы, искал утешения и подкрепления в молитве на паперти церковной, на снегу; подолгу не спал и т. д. Старца его о. Иннокентия уже не было в живых. Настоятель о. Рафаил, как сам потом признавался, долго не понимал о. Адриана и вообще, не был искусен в вопросах духовной брани; это был только хороший, скромный, добрый, обыкновенный инок – хозяин обители. Тем более не понимала переживаний о. Адриана в его духовной брани препростая братия и неудивительно, что его сочли больным белой горячкой. Освободили о. Адриана от служения и от должности казначея. Соболезнуя ему, о. игумен, в сердечных заботах о нем, предложил его родным и знакомым взять его на время к себе – для лучшего и скорейшего излечения. Поэтому о. Адриана сначала взял к себе его дядя, диакон с. Михайловского, Василий Михайлов, у которого он пробыл девять дней; большую часть времени он проводил на чердаке дома в молитве и молчании. Отсюда его перевезли в Пошехонье, где он жил у своего знакомого Ивана Буренина. Этот добрый человек лучше других понял страдальца. Он поместил его в отдельной комнате и ничем не мешал его уединению. Инок проводил время в молитве, чтении слова Божия, при строгом посте. Он впоследствии с особенною любовью вспоминал про это время.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010