Ответом на это от отца Адриана мне было: «о, сударыня! теперь только нам и готовиться к смерти то, – пока силы есть; придёт время и рады бы, да некогда, или не в силах будем»! Чудно и назидательно терпение мужественного подвижника! Что скажут беспечные, отлагающие попечение о душе своей к старости? 8. Отцу Адриану поручается должности Казначея Примерное служение отца Адриана св. Обители, по её бедному положению, доставляет признанное благодетельным, начальству случай утвердить его в должности Казначея, на которую и объявлен ему был Июля 6 дня 1831 года указ в братской трапезе Игуменом Рафаилом. С каким расположением сердца принята была им эта должность, – Бог весть: только впоследствии времени, для назидания одному из, своих близких под его руководством избравшему путь жизни подвижнической, особенно когда ему приходила мысль о избрании какой либо должности, для спасения душевного, старец говаривал: «при должности казначея я чуть было совсем не сошёл с ума», – под сими словами разумея своё решительное и непреклонное намерение избрать путь блаженных или юродивых; но должность эту, обременявшую его пламенно восходящий к своему Создателю дух, проходил он не долго. вскоре, по воле Божией. при его собственном желании и стремлении к совершенству подвижническому, судьба подвижника изменяется, отношения его к монастырю и его братин принимают совершенно иной вид. 9. Отец Адриан, по примеру св. Отцов, стремится к совершеннейшему безмолвию Многоразличными трудами иночества душа отца Адриана, укрепившись в любви Божией жаждет совершеннейшего безмолвия, в котором бы, отложивши всякое попечение о человеческих вещах и о всем, касающемся устроения жизни внешней, работать в едине Единому Богу и в подражание святым затворникам и пустынножителям в совершенстве духовного делания, день от дня распаляясь любовью к Нему, услаждать и пленять душу в созерцании Его вечной славы, доступное одним душам чистым, претерпевающим для того всякий труд, лишение и скорби уединения, при неотступной борьбе с противными духами злобы.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Сколько семейств доселе благословляют память в Бозе почившего отца Адриана. Сколько приятных воспоминаний оставил по себе во многих семействах, удостоенных его посещения и отеческого внимания! Сколько назидательных рассказов о его высоких добродетелях слышится между многими, к кому только приближался этот истинный друг человечества! Сколько добродетелей посеяно им в сердцах верующих, до кого только доходило назидательное слово старца мудрого. Во многих городах и селениях, в семействах Христианских, между любителями добродетели, память об этом чудном деятеле просвещения духовного до селе священна, и мудрые его советы старческие, живо напечатлённые на их благоговейных сердцах и точно ими выполняемые, просвещают во всех путях их многотрудной жизни временной. Какое слово достаточно описать его труды, лишения, скорби и опыты любви к заблудшим собратьям по вере во время примерного его странствования? Старец, искушённый опытами, был мудрым руководителем всякого, кто решался для спасения душевного и преуспеяния в жизни духовной посвятить себя странничеству. Во славу Божию, с великою пользою для Обители и многих Православных собратий своих из мирян, выполнив поручение, возложенное отцом Игуменом, отец Адриан как корабль, полный груза многоразличных добродетелей, возвращается в Обитель, как бы в пристань, и здесь, в стенах её, с неутомимостью опять принимает на себя труды истинно полезной деятельности для духовного просвещения всех к нему обращающихся, щедро и с любовью делясь с ними сокровищами богатства духовного: подобно многим святым, сидя в келье, многую пользу творил и образом добродетельного жития своего в душеспасительными поучениями, которыми наслаждались все отовсюду к нему приходящие, и мудрыми писаниями, в разные места им рассылаемыми всем ищущим от него пользы душевной. День от дня влияние старца на временную судьбу людей для спасения вечного делается обширнее, и слава о нём идёт громче и далее. В некоторых городах и селениях целые семейства, преимущественно жители города Бежецка оказывали ему особенное расположение, любовь и готовность, под руководством его, пожить евангельски, во славу Божию и спасение души своей. С великою приятностью души своей, старец отзывался о добродетелях некоторых из граждан этого города: «о какую радость видит здесь юрод; в шумном граде ныне Лот». Некоторые и из духовных лиц сего города были близки к старцу и пользовались его советами. Духовное влияние старца отчасти простиралось и на городскую Богадельню, замечательную своим благоустройством и обильными способами для семьи людей убогих, недужных и злостраждущих.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Небесный Врач, – наш Создатель, из любви к Своему созданию, даровал ему (человеку) этот видимый мир, обильный всякими потребностями жизни, как-бы Аптеку какую для больного человечества, а наблюдать то за лекарствами поставил опытных врачей, – со вниманием всю свою жизнь, под руководством Св. Духа, изучивших природу свою, для возвращения ей потерянного, чрез страсти и грехи, совершенства. св. Апостолов и св. Отцов: – Они то, чистейшие и опытнейшие по жизни, в совете своём, по повелению Божию и в память важнейших событии Божия попечения о нас, и учредили посты, предписав нам обращать строгое внимание не только в отношении количества пищи, но в известное время и качества, – как необходимое средство к очищению души тела от грехов и спасению вечному, а, если не послушаем сих опытных врачей нашего душевного здравия и чудных вождей к благополучию, то, подобно непослушным врачу больным, умрём, как чрез них же нам Господь сказал: душа, питающаяся пространно (своевольно) жива (заживо) умерла. Для чего Чистейший из чистейших Сам Господь постился? Для того, чтобы примером Своим указать вам потерянную дорогу в рай! По примеру Их хорошо бы ошибки тут не было б, не робко приучаться к посту и во всю свою жизнь без него ведь, и спастись то нельзя! Господь, чрез Церковные заповеди о посте, не испытывает ли и нас в покорности Себе, как когда-то испытывал Адама, дав ему в раю заповедь о посте. Коль хочешь возвратиться в потерянный Адамом рай живи по Адамову, – как он был до падения верен заповеди о посте, – тогда спасение несомненно и для тебя. О, на это необходимо обратить всякому Христианину, коль хочет он быть счастлив и достигнуть рая, строжайшее внимание! Вольничать и умничать против предписаний Церковных, в отношении поста, страшно, душепагубно, – это лжемудрие не православное! Здешние жизнь наша коротка и дана для обучения в покорности Богу и Св. Его Церкви Апостольской к благополучию вечному, а мы будем вольничать и умничать, на пустые прихоти и слова тратя силы и время; облегчится ли этим скорбное наше странствование? О нет, нет! За призрение-то и здесь многоразличные беды и скорби постигают нас, а там ожидают нестерпимые наказания в Аду.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Изучив свою природу многоразличными опытами строгого воздержания и поста и изведав благотворное их влияние на усовершенствование в немощном теле духа он с любовью и с живейшим участием в деле спасения своих ближних предлагает каждому мудрые советы к устроению природы чрез благоразумное питание. Желающему спасения непременно нужно, говорил старец, чрез умеренный пост, приобрести чистоту мыслей и лёгкость тела, чтоб оно было способно ко всякому делу, во славу Божию особенно к молитве. Людей, избравших жизнь девственную убедительно упрашивал отставать от сладостных и умножающих в теле мокроты, кушаний, особенно похлёбок разного именования, а пользоваться или хлебом с водою, по силе и свойству телосложения, или, по немощи, с чаем, а в случае особенного изнеможения, употреблять какую либо постную похлёбку одного сорта или именования. Пищу называл он не иначе, как лекарством, а употребление её пользованием изнемогающего от трудов тела; и потому если предстояла кому-либо нужда подкрепить себя пищей или питием, то всегда говорил: «поди, полечись;» a если из своих рук что-либо давал, то говорил: «возьми полечись». Пост называл царицею добродетелей в производил его от слова: пусто на столе и в себе. Даже мирским людям указывал на воздержание как на источник всякого благополучия в здравия, с любовью советуя держаться во всем умеренности. Изучив собственную природу во всех её частях, при просвещённом благодатью уме, он своими опытами советами благодетельно действовал на здоровье других, врачевал больных, восстановлял силы слабых, приучал тело многих к высоким подвигам благочестия, сделав их способными к перенесению всяких трудов разрушительного влияния стихий. Всех, посвящавших себя науке подвижничества христианского под его руководством старец как бы обязывал есть хлеб весом, и потому каждый из них имел у себя вески и употреблял хлеб с весу; в случае же неимения весков, мелко раздробив оный, измерял чрез какой либо сосуд, только бы вместимость его соответствовала определенному количеству веса.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Для научения смирению некоторым из дворянских особ, пришедших к старцу учиться духовной жизни, старец поручал послушания. приличные только людям простого звания: посылал жать, поручал должность прислуги и многое другое, принадлежащее низшему классу людей. соответственно этому заставлял иных носить и одежду смиренную. Чрез труды послушания и многоразличные поручения от старца, будто превосходившие иногда пределы жизни обыкновенной, мудро испытываема и укрепляема была вера многих, искавших совершенства её: вера испытывается в опасностях, сказал некто из святых ( Исаак Сирин ), Ни бурные тёмные ночи, ни страшные бури и морозы, ни слабость здоровья, ни страх диких зверей, ни огорчения, ни преследования от людей легкомысленных и умников мирских ни что опасное, по мнению людей не возрождённых для добродетели, – не могли ослаблять мужества, охлаждать рачения и препятствовать решимости и готовности. под руководством опытного вождя. смело идти на встречу всем опасностям жизни временной, – для благополучия в вечной. За св. молитвы старца, бурная тёмная ночь, исполнявшим, для испытания веры, какое либо поручение от него, казалась приятным светлым днём; ненастные погоды и морозы не обременяли и не охлаждали рачения его послушников; слабые телом оказывали непобедимое мужество и неутомимость во всяком делании, указываемой старцем для оживления и укрепления их души; многие и в женском теле являли дивные опыты самоотвержения, крепости и мужества в опасностях жизни временной, в нуждах её и в неусыпном рачении на пути добродетели: для некоторых, воспитываемых в добродетели под руководством старца, строги были посты, продолжительны молитвы, многочисленны поклоны и неусыпны бдения, скудость потребных, – и все, за его св. молитвы, выносилось благодушно, рачительно и с великими победами немощей естества человеческого. Преданных и верных старцу сердец, на пути. при встрече волков и других зверей, страх не побеждал, и они смотрели на зверей, как на кротких овец, призывая на помощь молитвы старца, оставались совершенно и всегда мужественны и невредимы в таковых опасностях: это случалось со многими, ему преданными, особенно при переходе в ночное время болота, лежащего между Мологой и Югскою Обителью. Совет старческий из Слова Божия: не противтеся злу, неизгладимо носим был в сердце ему покорных и они, при всех неприятностях. огорчениях от людей бесстрашных и легкомысленных, являли всегда примерную кротость, перенося все с мужеством и долготерпением: ни бесприютность, ни гонения от родных, ни скудость в потребных не останавливали в доблестном течении на пути добродетели под руководством старца решившихся переносить все трудности оного, к достижению совершенства добродетели. Таковые примеры совершенного послушания во славу Дивного во святых своих Бога, открывались в наше время под мудрым руководством опытного старца, в Бозе почившего отца Адриана. б) Советы старца отца Адриана монашествующим

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Старец отец Адриан с похвалою отзывался и о многих других рабах Божиих, проходивших многотрудный и страдальческий путь в этом тяжелом роде подвижничества. Путь юродивых старец считал самым трудным: много таковым приходится до совершеннейшего успокоения переносить трудов, скорбей душевных и телесных, и всякого рода лишений и огорчений от людей и от бесов. Одному молодому человеку, просившему благословения у старца на путь юродства, старец сказал: «сказал ты, что хочешь сойти с ума; но скажи: с какого ты ума-то сойдешь! Наживи прежде ума, да тогда и сходи с своего ума на Божий ум: ведь и без того мы сошли с Божьего-то ума на мирской и свой непокорный ум! Странничество и юродство не у всех, избравших оные, говорил старец, бывают справедливы: много из таковых есть волков в овчей одежде; под кафтанами странническими и под личиною юродства не всегда скрывается ум христианский; сказано: мнози лжепророцы изыдоша в мир и, испытывайте духи. Часто враг приражается и к чистым по жизни, но гордым по уму, – какового искушения сохрани нас, Господи! Библия , Добротолюбие, Четии-Минеи и Прологи раскрывают глаза христианам». Старец имел друзей, доблестно проходивших путь добродетели и в трудах жизни пустынной, по примеру древних пустынножителей, чтимых св. Церковью . Об одном из таковых в назидание своих близких, во славу Божию, с приятностью рассказывал старец: знаю одного дивного мужа нашего времени, который с 7 лет избран на чудный подвиг пустынный. Священник, у которого воспитывался этот дивный отрок, усмотрев в нем призвание Божие к духовной жизни, потому что он с этих лет постоянно пребывал в посте и молитве, давал ему полную свободу и средства к просвещению его боголюбивой души. С этою целью он устроил для него комнату на чердаке дома (светлицу), где, при чтении книг, в посте и молитвах, неисходно пробыв до 13 лет, он скрылся от священника и доселе проводит жизнь чудную, скитаясь в лесах, пустынях и пропастях земли Русской, не имея себе постоянного крова и жилища. Одежду иногда носил сплетенную из кореньев своими руками. Пищу доставляет ему земля своими произрастениями. К селениям не приближался. До сих пор хранимый чудным Богом, он благополучно покрывается Им от взора любопытных людей. Об имени этого чудного раба Божия старец не напомнил, чей священник покровительствовал ему для подвижничества пустынного и где он скрывается, не сказал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Здесь прибавлено: и воду. Стало быть – и поплакать здесь человеку неизбежно, чтобы радоваться вечно. О, брате! Если бы ты знал какими страхованиями, бедами, сетями бесовскими, невыносимыми страшилищами наполнен воздух?! Так что, если бы человек прозрел в это, то едва бы мог остаться в живых. Но все это от нас скрыто благим Промыслом Господа, по Его милости. Днем нам светит солнышко, ночью – луна и звездочки, – какая утеха. Таковые-то искушения и сети, скрытые сатанинским ухищрением в воздухе, непременно должны коснуться всякого. И тогда человеку бывает томительно, тяжело. И в такой скорби он повергается пред Господом, ища Его Милости и покровительства, как дитя у маменьки! И ему бывает легко. Поэтому-то и заповедано: бдите и молитеся, да не внидете в напасть. Итак, брате, терпя, потерпи для Господа, благодаря Его за все милости к нам, коих для кротких п покорных Ему сердец у Него бездна многая. Ведь не избежать же нам адских томлений от бесов, если не решимся потомиться здесь ради Господа и добродетели – где кому определено, а тебе в уединении с Добротолюбием». Когда о. Адриан жил у сродника диакона, страхования бесовские на него были самые разнообразные. Бесы нападали на него с шумом, свистом, вихрями; быстро бросались на него полчища демонов в виде кровожадных зверей, гадов ядовитых, змей, в виде полков воинов на огненных колесницах; бросали в него множество камней. Порою же, как сам говорил, все у него утаскивали. «Вот и молиться-то мне не дают, говаривал он тогда своим, – все разбирают, все разрушают, все поднимают и тащат из-под меня: ни сесть, ни лечь, ни встать не дают». Порою же закрывали от него слова книги, которую хотел он читать; или наводили непреодолимый сон при его намерении почитать. «Полтора года, говорил о. Адриан одному близкому ему по духу брату, попущением Божиим, я ждал себе от диавола смерти с часу на час. Во все это время он приставлял к шее моей остро отточенный топор, злобно угрожая срубить мне голову, если я не отстану от молитвы и чтения. Однако, укрепляемый Господом, я, забыв о всех удобствах для тела, живя зимой в холодной келлии, находил единственное утешение и укрепление в молитве Иисусовой, с поклонами, имея другом своим в скорби Добротолюбие».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Его милостей для сердец кротких и покорных Ему бездна многая». Давая обращавшимся к нему священникам, диаконам и инокам каждому, по его личному устроению, советы, о. Адриан по вопросу об обеспечении духовенства выражался так: «священник, если будет учителем и усерден в деле душевного спасении своей паствы, не будет иметь у себя нужды ни в чем. Усердные прихожане, его же примером и словом наученные уважать добродетель, будут на руках его носить, и при самом бессилии в старости, он чудно будет ими успокоен. Так промыслительно устроено Господом для христианских сердец». Прихожанам же, когда заходила речь о пастырях, старец говорил: «любите, уважайте, берегите вы своих священников. Доставляйте им все нужное к содержанию. Покупайте им книги, чтобы они, не развлекаясь нуждами телесными, читали и рассказывали бы вам из книжек, вами им купленных, и, взамен вашего обеспечения их телесных нужд, обеспечивали бы вас в деле спасения душевного, по вашим недосугам, и своими молитвами, и поучениями. Если же что они сами делают несправедливо, на это не глядите, а слушайте, что они говорят, и это исполняйте на деле». Родителям старец особенно настойчиво советовал воспитывать детей в страхе Божьем, водить чаще в храм и научать чтению слова Божия. «Для кого же, говаривал старец, писаны священные книги? Они дарованы Духом Святым, собственно, для нас, чтобы чрез них приобретали мы благополучие. О, страшно ответите пред Господом вы, родители, не прилагающие по своей беспечности попечения о просвещении детей ваших в духе христианского благочестия. Если бы захотели да порадели, то это во всяком звании и состоянии было бы возможно. Что за родители христианские, кто предоставляет детям все потребное для тела, о душе же их нисколько не радят? И рождать, и питать умеют и язычники, и скоты. У нас же воспитание должно быть в недрах православной Церкви, под руководством Библии». Крестным же родителям говаривал: «если поручились за детей при св. крещении, то крепко держитесь вашего поручительства; если вы крестные, то и сами будьте на кресте, и детям указывайте на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это – вражия мечта из зависти христианскому доброму твоему началу в благочестивой жизни! Ты думай о себе так, и понимай себя так, как если бы ты сейчас родился и знать никого и ничего не хочешь, кроме своего Создателя; все забудь, будто не жил и не делал ничего ни хорошого, ни худого, а только сейчас начинаешь жить. И в самой детской покорности отдайся душой и телом в распоряжение Господа! Так, в простоте сердца молись Ему с любовью, именем Иисусовым поражая врага. И будешь ты покоен во всю свою жизнь! В славу Божию и общую пользу не должно утаить, что подобного рода мечты много времени и меня беспокоили, когда только начинал я молиться. Вдруг снимался потолок моей келлии, разрушались стены, разверзалась предо мною земля, представлялась мне огненная бездна: в ней будто уже посажены грешники: кто по шею, кто по пояс, кто по уши, кто весь погружен. А мне оставалось местечка только на той половичке, где стоял и молился. Да и с той меня хотели стащить в огненную бездну. При таких страшных бесовских, томительных мечтаниях детская покорность Господу Создателю своему, при усердной молитве Иисусовой, чтение соответствующих этому положению псалмов – спасали меня, от чего мечты разлетались, и привидения исчезали... Таким образом, что бы ни случилось с тобою, какое-либо привидение, страхование, мечта, что бы ни показывали тебе демоны наяву или во сне – не робей, ничему не доверяй, отдайся с живою покорностью Божию попечению о тебе, твори усердно и чисто молитву Иисусову. А, если в таких обстоятельствах не молиться усердно, смиренно и чисто, и не ограждать ума именем Иисусовым, то можно и с ума сойти. Смиренномудрие с усердной молитвой Господу и Царице Небесной – великая защита от всех сетей вражиих». Жаловавшемуся на томление в келейном уединении, старец говорил: «что делать, брате?! Припоминай страдальцев, заключенных в темницах и оковах, и всех многоразлично бедствующих. При этом, себя считай преступником. Так и будешь все охотно терпеть в уединении. Для кого же написано: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой? Нужно пройти через огонь всякого рода искушений, скорбей, томлений душевных, чтобы войти в покой Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Строгая жизнь инока, его рассудительное слово, постнический внешний вид, – все это невольно располагало к нему сердца людей. И неудивительно, если народ потянулся к нему за советами и благословением, что, в свою очередь, не могло не отразиться и на материальном благосостоянии обители. Бедная обитель стала получать большие средства и, по мысли Адриана, прежде всего, была устроена гостиница для приезжающих. Потом, по совету о. Адриана, пламенно почитавшего преподобномученика Адриана, его почитатели, с благословения настоятеля обители, обновили и колодец Преподобного, устроили часовню над источником, и с той поры, по молитвам о. Адриана, многие больные стали у этого источника получать исцеления от своих недугов. В июле 1831 г. о. Адриан был сделан казначеем обители и некоторое время с пользою для обители проходил эту должность. Но это дело было не по душе пустыннолюбивому иноку. Он, служа людям словом и примером, ясно видел нужду в большем самоочищении и тяготился хозяйственными делами. Он жаждал полнейшего уединения. Его дух, предочищенный постом и молитвою, зрел быстро, но быстро же усиливалась и брань вражия. Враг, не победив инока путем злобы человеческой, выступил против него уже явно пред умным, очищенным постом и молитвою, взором подвижника с своими страхованиями. Утончивший плоть, целомудренный и самособранный, о. Адриан видел явно духов злобы и мужественно боролся с ними. Но – дух бодр, а плоть немощна: если духом инок в силах был вести брань с диаволом, то плоть его не выдерживала такого напряжения. В пустыню уйти ему совершенно и скрыться от людей не пришлось, а потому, всю брань тяжелую он переживал, находясь среди братии. Правда, Господь укреплял Своего избранника благодатными видениями. Так, раз он в течение трех дней был в восхищении: и лицо его сияло неземною радостью. Он как бы спал, и никак его разбудить не могли. Только на третий день он пришел в себя и, сколько его не спрашивали, не решился открыть ничего, только умолял всех усерднее молиться Царице Небесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010