2 М. 1822. 3 М. 1832. 4 М. 1840. 5 М. 1851. 6 М. 1856. 7 М. 1880. 8 М. 1902. воспроизв. 1-го изд.: La Philocalie slavonne de Paissy Velitchkovsky. Reprod. anastatique intégrate de l’edition princeps: Moscou 1793/Soignée et presentée par Dan Zamfirescu. Bucarest 1990. 1187. 8 изд.: M. 2001. 1–2. Прил. 2. 526–533: Говорун С. Из истории «Добротолюбия " ]. 450 . Адриан, иером., подвижник Югской Дорофеевой пустыни. Руководство к духовной жизни или переписка с разными лицами в вопросах и ответах. СПб. 1861. М.; Рига 1995. 351. [Основа и частая тема поучений Адриана – «Добротолюбие». См. также о сем подвижнике: 9 .1319]· 451 . Говорун С. Н. Из истории «Добротолюбия»//ЦиВ 2001. 1(14). 262–295. 452 . Citterio Elie. La scuola filocalica di Paisij Velichkovski e la Filocalia di Nicodimo Hagiorito. Un confronto//AdB 7 .174). 179–207. 453 . Tachiaos A.-E. N. De la Philocalia au Dobrotoljubië la création d’un «Sbornik»//Cyrillomethodianum. 1981 5. 208–213. 454 . Tachiaos A.-E. N. Le rôle de la Philocalie grecque et slave dans les renouveaux spirituels du XVIII siècle//TO ELLHNIKON. Studies in Honor of Speros Vryonis, Jr. New Rochelle, N. Y. 1994. 2: Byzantinoslavica, Armenica, Islamica, the Balkans and Modem Greece. 86–108. 455 . Tachiaos А.-Е. N. La creazione della «Filocalia» e il suo influsso spirituale nel mondo greco e slavo//NS 9 .308). 227–249. 456 . Tarnanidis I. Les derniers créateurs de «Sborniki»//Cyrillomethodianum. 1981. 5. 214–217. См. также 9 .848. Серафим Саровский Прохор Сидорович Мошнин, 19.07.1759 – 2.01.1833, канониз. 19.07.1903, пам. 2 янв., 19 июля: НКС 2. 452–458; 3. 600–604 Жития и житийная литература 457 . [Сергий, иером.] Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка. М. 1839. [Здесь же помещены «Духовные наставления старца Серафима» – первая известная публикация, посвященная преп. Серафиму]. 458 . [Сергий, иером.] Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. М. 1841. [Первое житие преп. Серафима].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Думаю, не открою тебе большого секрета, если скажу, что православные, как, впрочем, и все люди, делятся на две группы. Одни из них могут добиться какой-нибудь цели в своей жизни только под строгим руководством своего наставника, другие достигают того же результата при минимальном внимании с его стороны. В духовной жизни значение наставничества очень велико. Однако, в какой степени духовное руководство необходимо для конкретного человека и какими методами оно должно по отношению к нему осуществляться, зависит от различных факторов. Имея все их в виду, опытный наставник в первую очередь обращает внимание на характерные особенности личности человека и на то духовное состояние, в котором он пребывает в данный момент времени. Так, знаменитый духовник Югской Дорофеевой пустыни иеромонах Адриан ( †1853) очень внимательно относился ко всем своим многочисленным духовным чадам. Особенно осмотрительно он давал им какие-либо наставления. Перед тем как что-либо посоветовать, отец Адриан старался выяснить, в каком состоянии находится душа человека. Свое наставление он давал только тогда, когда видел в человеке сердечное влечение и духовную подготовленность к его выполнению. Преподобный Антоний Оптинский , как ты уже знаешь, требовал от духовных чад очень точного исполнения своих наставлений. Однако всегда ли он поступал так? Нет, не всегда. Преподобный Антоний совсем по-другому относился к людям, которые недавно начали обращаться к нему за наставлениями или просили у него только один конкретный совет по волнующей их проблеме. «Никогда он не старался насильно убедить кого-нибудь; назидания свои предлагал не в виде заповеди, а более намеком или в виде дружелюбного совета; а если кто сделает возражение, то старец сейчас и замолчит. На вопросы посетителей своих почти никогда не отвечал прямо, и даже избегал таких вопросов, через которые бы открыто возлагались на него значение и ответственность наставника; а между тем искусно направлял общую беседу, так что в течение ее, говоря в третьем лице или рассказывая как будто про себя, он как бы мимоходом и обличал, и наставлял своих собеседников. Часто случалось, что только по выходе от старца посетитель, опомнясь, понимал, что какое-нибудь, как будто к слову сказанное, замечание прямо относилось к нему, к сокровенным его недоумениям и недостаткам, разрешало вопросы, которых старец не дал выговорить; а иному даже открывало и то, чего тот сам в себе прежде не замечал. Если кто некстати высказывал, что понимает мысль и намерение старца, то он тотчас заминал беседу и вел уже разговор о предметах житейских; вообще весьма боялся обнаружить духовные свои дарования и очень с немногими любил беседовать о предметах чисто духовных. Впрочем, с великою опытностью и мудростью умел различать, кому как говорить» 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

 Старец Адриан, иеромонах Югской Дорофеевой пустыни, однажды сказал своему юному духовному сыну, стремившемуся к христианскому совершенству: –  Андреюшко, я хотя неопытен в духовной жизни и не посвящен в ее тайны, но много начитан и богат познаниями о ней, которые и хочу передать тебе для делания твоего, к коему ты имеешь великое усердие. Оселок-то хоть туп, да бритву точит. Только, пожалуйста, будь терпелив, сноси мои немощи, слушайся меня во всем. Будет тебе великая польза от того, а мне утешение, ибо как горько было бы мне умереть, не передавши кому-либо моих познаний! 159 Советую тебе хорошенько запомнить пословицу про оселок! А то ведь иной раз гордость возносит нас в такие заоблачные дали, что мы начинаем считать себя острыми и тонкими, а нашего духовника недостаточно умелым, и даже тупым, чтобы нами руководить. Чаще же все обстоит совсем наоборот. Но даже если ты и на самом деле одарен талантами сверх всякой меры, без оселка тебе не обойтись! Если твой наставник в чем-то несовершенен, это не является причиной для того, чтобы уйти от него. Господь восполнит недостаток опытности, таланта и рассудительности твоего духовника, если увидит в тебе искреннее желание спасти свою душу. «Поистине, пишет авва Дорофей , если кто направит сердце свое по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет», пользы не получит 160 . Ты обязан испытывать особые чувства к наставнику, «который привел тебя ко Господу... во всю жизнь твою, ни перед кем не должен ты иметь такого почтительного благоговения, как перед ним» 161 . Для многих православных христиан духовники являются отцами, которые духовно родили их во Христе. Истинный духовник подобен апостолу Павлу, который писал своим духовным чадам: Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием ( 1Кор. 4:15 ). Между духовником и чадом существует теснейшая духовная связь. Крепче и возвышенней подобной связи человеку уже не найти, если он без веской причины оставит своего первого духовного отца. Не спеши менять духовника

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– Как же ты могла так оскорбить Господа? Слезы уважаемого всеми старца поразили  женщину. Он плакал о ее грехах так, как она сама не сокрушалась о них. Отойдя от аналоя, женщина сказала: – Приеду домой, перезимую, Бог даст, а весной телку продам, чтобы приехать сюда еще раз. Ты понимаешь, почему эта женщина не видела своих грехов и осознала их только с помощью глинского духовника? Нам всегда трудно смотреть на себя непредвзятым взором, беспристрастно видеть свои слабости и находить единственно верные решения личных проблем. Эгоизм, словно туман, мешает нашему внутреннему взору зреть неприглядную картину собственной души. Чтобы спасти душу, каждый из нас должен прежде всего вести борьбу с самим собой: со своей падшей природой, страстями и наклонностью ко греху. В этой борьбе нам жизненно необходим мудрый посторонний наблюдатель и наставник, который объективно и нелицеприятно вел бы нас к победе над самими собой. Именно таким наставником и был иеросхимонах Андроник. Расскажу тебе о другом подобном старце, жившем в XIX веке. Это иеромонах Адриан, известный духовник Югской Дорофеевой пустыни. К нему приезжали много образованных людей. Отец Адриан советовал им особенно усердно читать Священное Писание , прологи и жития святых. Он говорил: – Эти книги не красноречивы по-светски, но многоречивы для устроения нашего благополучия, и временного, и вечного. Часто гости жаловались ему на тоску. Рассказывали, что при множестве развлечений их душа испытывает постоянное томление. Беседуя с посетителями, отец Адриан объяснял, что при всей своей образованности они заглушают запросы духа служением плоти и миру. Имея благодатный дар убеждать людей, старец обратил к Богу сердца многих паломников. Вместо беспросветного уныния у них возникала тихая, добрая скорбь о своем недостоинстве и потере чистоты души. «Батюшка, писал ему один из гостей, вы такую отрадную поселили во мне грусть, что я, ехавши домой, до самой часовни плакал, и до сего времени грусть отрадная души моей не оставляет».         После беседы с отцом Адрианом многие из его посетителей прибегали к Таинству покаяния, начинали усердно молиться и читать духовные книги. Вскоре такие люди, на опыте познавая превосходство жизни во Христе над бессмысленным существованием, становились его прилежными учениками. Поручитель перед Богом

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Если имеет возможность, – дал бы. Н.И. и на то согласен: надобно ли так-то сделать? Полезно. Просят вас: нельзя ли вам их утешить своим советом? Утешение наше в Библии. П.Ф. хочется побывать в Югской пустыне? Будем ожидать. Ей хочется с старшею дочерью приехать помолиться и пользоваться с вами разговором? Рады будем. Не забудьте меня во св. своих молитвах? Уважающий Господа благоволением воспользуются. 225. 1852 года 8 октября. Старшим сыном содержится все семейство; а мать винит его же во всем, и по наговору сестры проклинает его? Неправедный молитвы Бог не приемлет. И лишает наследства домов? Возрастные должны наживать свое имение. Они ничего не желают, только боятся оставить несчастное семейство, если разделятся? Отделяться, разве по необходимой нужде. И чтобы чрез клятву родителей не дойти до такого же упадку? Живущим благочестиво мирская клятва не повредит. А вместе жить, не знаем как? Слушайтесь Прологов. П.Ф. желает побывать к вам и поговорить обо всем?, Я ныне на гостиницу ходить не смею. Семейство у них 5 братьев и три сестры: большой-то брат поэкономнее, а те и то и се? Друг друга тяготы носите и проч. Одна сестра замуж отдана: лет около 10 больше испорчена? Господь к смирению приводит; и так нужно Евангелие всемерно полюбить. И ей желательно приехать: можно ли? Святыя Обители изцеляют болезни телесныя и душевныя. 226. А.Г. 1849 года 25 мая. Батюшка, отец Адриан! Прошу ваших св. молитв и благословения? Господь благословит люди Своя миром. Я, не зная вас лично, дерзнула писать грешная: простите? Господь грешников кающихся прощает. Просилась я в Тихвин, домашние не отпускают? Не противьтесь злу. Очень для меня это грустно? Господи! Да будет воля Твоя, – а не наша! Унываю духом, верно недостойна быть у Царицы Небесной? Богу молись, да Его люби: так спасение-то и на место (дом) придет. Как вы присоветуете: не проситься ли еще? Испытай; учтивенько попросись, а не спорь, замолчи. Не грешно ли так оставить: помню, сказано: толцыте и отверзется вам? Богу молись, да ему повинуйся; так и будешь счастлива.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

LXXI 1853 года 6 марта. По милосердию Создателя, отец наш Варфоломей едет к нам по-прежнему хозяйствовать; помолитесь: теперь он в Москве. Для короткаго свидания (в случае нужды), с некоторыми особами осмеливаюсь иметь свидание покаместь (до прибытия батюшки нашего о. Иг. Варфоломея) на деревянной гостинице; и на каменной-то (Варфоломеевой), думаю, теперь уже можно бы (по-прежнему), но постеречься, кажется, лучше. LXXII 1853 года 16 марта. Об утверждении отца Игумена Варфоломея начальствовать в Югской Святой Обители по-прежнему, прочитан указ в 3 часу пополудни, в понедельник LXXIII Теперь лекарь принялся меня пользовать, и потому письмами заниматься покаместь не могу; а по сей причине все, даже до одной записочки, к вам возвращаю. Но мне теперь, при добродушии лекаречка очень спокойно. Не беспокойтесь: здешнее местопребывание для меня весьма приятно. Я с сего святаго места шелохнуться не хочу (развё уже погонят). Но при тем, Христа ради, поверьте; что я болен, не шутя. LXXIV 1855 года 20 июля. Последняя записочка батюшки о. Адриана, в которой он напоминает о своей близкой кончине. После этого ни разговоров, ни писем от батюшки не было и при: всяком обращении к нему, он всегда говорил: «Все что было, то прошло, а что будет – то пришло». Последни времена: сражайся и молись; Жених к тебе грядет: во одр твой не ложись! Се жених Грядет в полунощи и проч. Помни последняя твоя и во веки не согрешиши. С сего времени старец отец Адриан устроил себя в постоянном и неусыпном стоянии молитвенном день и ночь, не подкрепляясь ни пищею ни сном до самой смерти – 7 августа. Таинство странное вижу и преславное и проч. (Ирмос 9-й песни на Р.Х.). В последние дни жизни своей старец, живо созерцая тайну искупления чрез воплощение Бога – Слова, весь, чрез труд молитвенный, глубоко погружается в любовь Его, в полной надежде и великом дерзновении скоро, скоро узреть Его лицем к лицу во славе Небесной! Боголюбивая и дерзновенная душа его, полная лучших надежд, в последния минуты жизни временной, предвкушая как бы блаженство вечной, высказалась в следующих словах Боговидца Моисея:

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

с любовью молись ему именем Иисусовым поражая врага, – так и будешь покоен во вею жизнь свою». Потом Батюшка продолжал «во славу Божию и общую пользу не должно утаить: подобного рода мечты много времени и меня беспокоили: когда только я начинал молиться. – вдруг снимался потолок моей кельи, разрушались стены, разверзалась предо мною земля, представлялась мне бездна огненная, и в ней будто уж посажены грешники. – кто по шею, кто по пояс. кто по уши, а кто и весь погружен и мне оставалось местечка только на той половичке, на которой я стою и молюсь, да с неё то и меня хотят в ту огненную бездну стащить. При таковых страшных и томительных бесовских мечтаниях детская покорность Господу, Создателю своему при усердной молитве Иисусовой к нему н чтении приличных сему положению псалмов, спасали меня, от чего мечты и привидения исчезали, и я покоен был. И так, чтобы ни случилось с тобою, – какое либо привидение, страхование, мечта и что бы не показывали тебе демоны наяву или во сне, не робей и ничему не доверяй, отдайся с живою покорностью Божию попечению о тебе,. творя усердно и чисто молитву Иисусову; а если в таких случаях усердно не молиться, смиренно и чисто не ограждать ума именем Иисусовым, то пожалуй и с ума сойдёшь. – как это бывает со многими, доверившимся, гордости, разным демонским мечтаниям: смиренномудрие с усердною молитвою Господу и Царице Небесной великая защита от всех сетей вражьих». Таковою беседою старца Христианин тот, утешенный и облегчённый в искушениях своих, благополучно совершал течение своё, за св. молитвы старца, на всякое благое дело уготованный. Ещё некто, жалуясь на келейные томления уединения своего, говорил Батюшка помогите: что мне делать, – изнемогаю в уединении моем? Батюшка ему сказал: «что делать то брате, припоминай страдальцев, заключённых в темницах и оковах и всех многоразлично бедствующих, при этом понимай и себя преступником: так и будешь все охотно терпеть в уединении твоём. Для кого же написано: проидохом сквозь огнь и воду извел ны в покой? Нужно пройти чрез огонь всякого рода искушений, скорбей, томлений душевных – чтоб внити в Божий покой; здесь прибавлено и воду – стало быть и поплакать то здесь человеку неизбежно – чтоб порадоваться вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

«Библия, Четьи Минеи, и Прологи хоть не красноречивы (по светски-то), но многоречивы для устроения нашего совершенного благополучия и временного и вечного», говаривал старец людям светским образованным, которых удивление к старцу было столь велико, что они часто говорили: как умён этот монах, откуда почерпнул он столько познаний? Как будто он получил высокое образование в свете. А в обращении то, как искусен: как будто учился тому в кругу людей светских Умён этот монах, говорил некто, при встрече с написавшим сии строки: кто будет учиться у него, тот выучится понимать Бога и Его любить. Многие из светских людей, чрез беседы с старцем. переменив свои взгляды на монашество Православное и на отношение наук к вере, вполне убеждались, что светское образование, без просвещения в духе Веры Евангельской, может быть односторонне, в нем видится только одна суета, нисколько неудовлетворяющая самым главным потребностям души, глубоко в ней положенным в стремлении к своему Создателю. При всём светском образовании, говаривал старец, люди душевно и телесно понимают себя всегда какими то болезненными, неустроенными в своих путях, чего то всё жаждущими, ищущими и никогда не обретающими, – от того скука, грусть, тоска и томление душевное часто сопровождают их, – вот и наука им не помогает и не устрояет их благополучия душевного, а это все от того, что не хотят открыться врачу Единому и Единственному – своему Создателю. Для заглушения ж вопиющей в них совести, для облегчения тоски и грусти, свои познания светской науки употребляют на то; – чтоб изобретать чрез них много различные удовольствия жизни чувственной: театры, собрания, гулянья и многое другое, к чему светские, – хоть и образованные и многие учёные, – как ребята стремятся к зажжённой свечке; – для того, при высокой учёности, и хлопочут только о выгодах житейских, – чтобы здесь только на земле наслаждаться, совершенно забыв о своём назначении о Небе и своём Создателе и выходит, что они преследуют одну тень, а не самую действительность: Коль света мудрецы о суетах пекутся: что ж делают они? Челом о стену бьются! А в союзе с Богом быть и Бога понимать – есть лучше во сто крат, чем все науки знать и без Бога быть, говаривал старец. Иные из учёных господ, ещё говаривал старец умничаньем своим доходят до того, что, по гордости и неверию, не допускают ада, не понимая того, что начатки оного сами носят в себе. Пусть таковые беспристрастно спросят своей совести: можно ли какой-либо твари, особенно разумной, быть счастливою и благополучною без Бога, – своего Создателя? О, страшно и гибельно отпасть человеку от Господа, не руководясь Им во всех путях своих в святой Его Церкви, в Коей мы, как на безопасном и управляемом Мудрым и Всесильным Кормчим Иисусом Христом корабле, благополучно переплываем бурное море страшных бед и невзгод жизни временной к тихой пристани спасения вечного.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Бдение отца Адриана было удивительно: он почти не знал сна; в случае сильного изнеможения природы, для него достаточно было самого краткого сна, а иногда довольствовался одною дремотою. Ночи проходили у него в молитвенных подвигах и в разборе писем, присылаемых ему от разных лиц, и в писании на них ответов. Когда во время звона к утрени, это в 1 час ночи, нужно было кому либо отдавать ему письма, принесённые с вечера из Мологи, – он приносившему эти письма напоминал; «о, если бы вам выучиться по ночам меньше спать, тогда Господь, чрез бдение, даровал бы нам зрячий ум, самое тонкое чутье к впечатлениям предметов духовных и преприятнейшее ощущение духовной сладости о Господе». О необходимости молитвенных трудов всегда и всем говорил: «для человека – Христианина нет лучшего упражнения в жизни, как постоянная и усердная день и ночь молитва». По этому старцу любимое упражнение было труд молитвенный с земными поклонами. Об этом свидетельствовала одежда его и белье, буквально пропитанные потом. Рубашки, протираемые на плечах от упражнения молитвенного, чрез несколько дней должны были сменяться новыми. Приготовлением белья послужили старцу некоторые из усердных помещиков, а особенно замечательные своею благочестивою жизнью старушка Г.С. и Г.Н. Волоса на голове, увлаженные и свалявшиеся от пота, иногда представлялись как бы шапкой. Однажды спросил его некто Батюшка! Отчего у Спасителя был пот кровавый? Он сказал: «чрез две тысячи на третий земных поклонов пот будет, как-бы с желтиною, он то и называется кровавый; это уже испытано», хоть и не сказал кем, но приметно было, что это он испытал сам, Ощущение чрез обоняние потов его подвижнических благотворно действовало на всякого, кто по вере приближался к нему: проходил мрак и уныние в душе и возбуждалась любовь и охота к молитве, расположение и готовность к понесению трудов покаяния. В Церкви старец молился всегда почти земными поклонами; иногда от глубокого погружения в молитву так восхищался умом к Богу, что, будучи не в состоянии владеть телом, он, пробираясь по стенке и едва добравшись до дверей Церковных, скоро выходил из Церкви; при этом часто забывал на окне церковном камилавку, которую для удобнейшего совершения поклонов всегда снимал с себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Господь, видя пламенное усердие готовность в крепкую веру чистого сердцем подвижника отца Адриана для таковой жизни, всегда готовый исполнять волю боящихся Его, промыслительно устрояет ему путь совершенного безмолвия, чрез следующие два знаменательные случая, глубоко потрясшие богоязненное сердце люботрудного подвижника. 10. Отец Адриан удостаивается чудного откровения, при совершении им литий по улицам города Пошехонья, по случаю открывшейся там первой холеры В 1831 году, по случаю открывшейся в городе Пошехонье холеры, отец Адриан, уважаемый гражданами за добродетельную жизнь, приглашается ими для совершения литий по улицам города в умилостивление Господа, посетившего тогда народ Православный ниспосланием на него губительной болезни. Сердечно сочувствуя постигшему ближних великому горю, он не отказывается от этого предложения и вместе с ними, под открытым небом молится, проливая горячие слёзы об умилостивлении прогневанного Господа, – и здесь то, во время чтения Евангелия, открывается пред ним страшное, до глубины души потрясающее молитвенника, зрелище: некоторые из предстоящих в молении, имеющие быть жертвою губительной холеры, были показаны ему без голов. Таковым чудным явлением весь поражённый, весь потрясённый, пламенный молитвенник от страха едва удерживается на ногах, опускает из рук св. Евангелие и едва окончив молебствие, в глубоком трепете возвращается в свою келью и в слезах повергается пред Богом: да будет Он милостив к Своему созданию и да отвратит Свой гнев, на него движимый. Это чрезвычайное событие с отцом Адрианом тогда имело сильное влияние на умы современных ему граждан Пошехонья, потому что они сильно были поражены неожиданным испугом отца Адриана, когда выпало у него из рук св. Евангелие; а иные говорили, что Батюшка и сам не удержался на ногах. Об этом чудном откровении Божием сам отец Адриан рассказывал близкой ему по духу известной высокою жизнью старице Матроне Ивановне. С этих пор отец Адриан начал более и более уклоняться от людей и хозяйственных занятий по монастырю и в уединении погружается в безмолвную молитву и чтение Священного писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010