381. Образ Божьей Матери Грузинской с мощами святых, имена которых означены. Внизу оклада надпись: «1707 года написал сей святый образ Божьей Матери, мерою и начертанием, каков в Черногорском монастыре, именуемая Грузинская, Кирилл Уланов с сыном Иваном». 385. – Божьей Матери Иверской в золотой ризе, по борту которой надпись: «Сей образ Пресвятой Богородицы Иверской состроися лета 7210–1702 августа в 27 день, подаянием добрых людей, тщанием и труды грешного диакона Евмениа по смерти его в Иверском монастыре постави; а кто его себе удержит и ему Бог судит в последний день, яко Дафану и Авирону, их же земля пожре». 401. Образ серебряный створчатый, на одной стороне его Знамение Божьей Матери, а на другой вставлен крест с мощами. 403. Образ Божьей Матери Феодоровской в серебряном вызолоченном окладе, украшенном жемчугом и каменьями. Внизу образа надпись: «Сей святый образ, списан с чудотворного образа Пресвятой Богородицы, нарицаемого Феодоровская, еже в граде Костроме. Явление того цельбоносного образа бысть в лето 6747 (1239) августа в 16 день. Празднование тому чудотворному образу и о явлении предложено в прологе марта в 14 день. Явись той святой образ чудотворный благоверному великому князю Василию Георгиевичу, рекомому Квашне, Костромскому и Галицкому, сыну благоверного великого князя Георгия Ярослава Владимирского, правнуку же благоверного великого князя Александра Невского». 404. Образ Благовещения Пресвятой Богородицы написан масляными красками на медной доске. На обороте его надпись: Sanchia von Urbina 1526 grafl Algoni». Взят из Эрмитажа в 1825 году. 415. Образ Божьей Матери Тихвинская в золотой ризе, с крестиком, в котором частицы риз Спасителя и Божьей Матери. На обороте образа надпись: «этим образом Государыня Императрица Мария Феодоровна благословила Государя Императора Александра Павловича в день Его крещения 20 декабря 1777 года. А крестик возложен тогда же на Его». Принят 1827 года из комнат Императрицы Елисаветы Алексеевны. 436. Образ великомученицы Варвары и преподобномученицы Евдокии с частями мощей за грузинской надписью «Поднесен в 1827 году Государю Императору Имеретинским князем Спиридоном Явшилем, предок коего князь Симеон». Явил сию икону вывез из Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Хощу бо зд быти и чюдеса творити. И умолю о тобе всемилостиваго и человеколюбиваго владыку Христа Сына Божия – да подарует ти венець царствиа небеснаго, и жен твоей, и сынови твоему». 192 Благоврный князь Федоръ Юрьевич возбну от сна, и устрашися от таковаго видниа, и нача помышляти в тайнем храме сердца своего, яко страхом обьят бысть. И не повда ни единому страшнаго видния, и нача помышляти: «О великий чюдотворець Николае, како умолиши о мн милостиваго Бога – да сподобит мя венца царствиа небеснаго, и жене моей, и сынови моему: аз бо ни браку сочтася, ни плода чреву не имх». И вскоре иде во стртение чюдотворнаго образа, яко же ему чюдотворец повел. И прииде предреченое мсто, и увиде издалече от чюдотворнаго образа, яко свт неизреченый блистаяся. И припаде къ чюдотворному Николину образу любезно сокрушеным сердцем, и испущая слезы от очию, яко струю. И приа чюдотворный образ, и принесе во область свою. И вскоре посла всть ко отцу своему великому князю Юрью Ингоревичю Резанскому, и веля ему поведати приход чюдотворнаго образа Николина изъ Корсуня града. Великий князь Георгий Ингоревич услыша приход чюдотворнаго Николина образа, и возблагодари Бога и угодника его чюдотворца Николу, яко пости Богъ люди своих, и не забы дло руку своею. Князь велики взя собою епископа Ефросима Святогорца, и вскоре поиде во область сыну своему князю Федору Юрьевичю. И увид от чюдотворнаго образа великиа и преславны чюдеса, и радости наполнися о преславных чюдесех. И создаша храм во имя святаго великаго чюдотворца Николы Корсунскаго. И святи ю епископъ Ефросин, и торжествовав свтло, и отъиде во свой град. Не по мнозе же лтех князь Федоръ Юрьевич сочтася браку, и поят супругу от царьска рода именем Еупраксю. 193 И помал и сына роди имянем Иоана Посника. Въ лто 6745. Убиен бысть благоврный князь Федоръ Юрьевич Рзанский от безбожнаго царя Батыа на рек на Воронежи. И услыша благоврная княгиня Еупракса царевна убиение господина своего блаженаго князя Федора Юрьевичя, и абие ринуся ис превысокаго храма своего и сыном своимъ со князем Иваном Федоровичем, и заразишася до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта концепция света утвердилась в византийской эстетике практически до конца её истории. Другой важной и близкой к свету модификацией и реализацией прекрасного в византийской эстетике выступал цвет, воспринимавшийся византийцами как материализованный свет . Цветной свет и блеск мозаик в храмах при соответствующем колеблющемся освещении создавал необыкновенный эстетический эффект цветовой атмосферы, в которой совершалось храмовое действо. Цвет в византийской культуре играл, после слова, одну из главных ролей. В отличие от слова с его семантической определенностью (имеется в виду слово вне структуры поэтического текста), цвет, благодаря синестезичности и ассоциативности его восприятия, являлся могучим возбудителем сферы сверхсознательного и, следовательно, оказывался важным гносеологическим фактором. Цветовые структуры живописи способствовали углубленному восприятию неформализуемого знания, на что обращали внимание и сами византийские мыслители. Сверхразумный дух символизма Все аспекты теории образа и символа, намеченные Филоном и раннехристианскими мыслителями, активно развивали и первые византийские отцы церкви. У Афанасия Александрийского проблема образа поднимается прежде всего в связи с тринитарной проблематикой. Ипостаси Троицы находятся относительно друг друга, по его мнению, в состоянии образного уподобления. Сын является «всецелым образом и сиянием» Отца, а Дух — образом Сына (Ер. ad Serap. I 16; 20). При этом образ по своей сущности понимается Афанасием идентичным, тождественным (в его терминологии — «подобным») архетипу. Полемизируя с еретиками он проводит такое «доказательство»: Дух есть и именуется образом (εκν) Сына; Сын не является тварью (κτσμα), следовательно не может быть тварью и образ Сына. «Ибо каков образ, таким по необходимости должен быть и тот, чей это образ» (I 24). Сын (образ) единосущен (μοονσιος)Отцу (архетипу), ибо он подобен ему и рожден им (ibid. II 5). Подобие и «сродство» служат в глазах Афанасия доказательством единосущное образа с архетипом. Под подобием же он имеет в виду сущностное тождество, которое в свою очередь служит мерой полноты и полноценности образа. «Ибо если не имеет подобия по сущности, то конечно неподобен; а неподобное не может быть образом. (…) Если Сын неподобен Отцу по сущности, то образ недостаточен и неполон, и сияние несовершенно» (De synod. 38). Аналогичное понимание образа и подобия, перенесённое на произведения изобразительного искусства, должно было привести и привело к отрицанию возможности живописно-пластического изображения духовных сущностей, т. е. лежало в основе иконоборческой эстетики. У Афанасия мы находим и другое понимание образа, когда речь заходит, например, о библейских текстах. В связи с невозможностью «истолковать словами и даже постигнуть мыслью» сущность Троицы Св. Писание дает нам такие «образы», в которых она изображается просто и понятно (ДЕр. ad Serap. I 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Были ли в алтаре образа, опись 1601 года умалчивает 732 . Но так как боковые приделы в Преображенской церкви заходили за линию главного иконостаса и таким образом вместе со своими отдельными иконостасами составляли как бы части алтаря, то образа этих приделов могли быть рассматриваемы и как его иконопись. Древнее устройство иконостаса правого 733 из этих приделов во имя св. Николая, для нас, впрочем, недостаточно ясно из описей 1601 и 1621 годов, так как они поскупились на указания о местонахождении некоторых икон. Приводим подлинный слова: «В пределе у великого чюдотворца у Николы: двери царьские и столпцы и сень, на них написаны святые, на золоте. В деисусе образ Спасов на престол, а по сторонам 8 образов на золоте. Но правую сторону царских дверей: образ месной Николы чюдотворца, на золоте; образ Николы чюдотворца в деянье, оклад и гривна и венец серебрян золочен басмян, все строено при Леониде; образ Николы чудотворца стоячей, оклад и гривна серебраны, золочены, басмянные, венец сканнои, с винифты на подзоре; 14 образов на золоте да 2 образа на красках (над деисусом? или вне иконостаса?) да в киоте 4 образы на красках» 734 . Возможно, что все эти образа были распределены по таким же ярусам, какие существовали и на иконостасе придела св. Ирины (см. ниже). Пред деисусом (см. опись 1621 года) висело шестишенданное паникадило (см. описи 1601 и 1621 г.), а пред образом (местным, см. опись 1621 года) св. Николая стояла в деревянном подсвечнике поставная, писанная красками свеча 735 . Эти предметы были «монастырские старые», т. е. были сделаны не на заказ, а заимствованы братиею из казны. Такого же «строения» в 1601 году были и священные вещи, находившиеся в придельном алтаре: три образа – 1) Пресвятой Богородицы, 2) св. Алексия митрополита и 3) св. Зосимы и Савватия (а в 1621 году кроме того – 2 образа Пресвятой Богородицы), престол, оболоченный крашениною, а с лица – «пристежною» пеленою из червчатой камки с золотными кругами (и белым миткалинным крестом, «средник бархат зелен рыт», См. опись 1621 года), крест деревянный позолоченный, сосуды деревянные (в 1621 году – оловянные) и евангелие в десть печатное, крытое гладким темнозеленым бархатом, с медными евангелистами 736 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Действительно, как бы в удостоверение истинности обещания святителя, немедленно начались чудеса от образа его. Недалеко от этого места, при той же реке Улейме, находилось селение Дубровское. Крестьяне его, встретив случайно старца Варлаама, сидящего при образе, и услышав от него о дивных делах иконы, тотчас же привели к нему многих болящих, и они после молитвы перед образом и молебствия святителю, благодатию Христовою и заступничеством святого Николая исцелились. После того как святитель таким образом выразил свое желание всегда оставаться на указанном им месте, старец не осмеливался уже касаться образа и уходить отсюда. Окрестные жители начали приносить ему сюда все необходимое, немедленно сделали ему келью из леса, окружавшего это место и, наконец, поставили и часовню при самой дороге в Ростов, для молящихся пред чудотворным образом святителя. Тогда Варлаам, совершив молебное пение пред образом, снова простер руки к нему, чтобы перенести его в новопостроенную часовню, и теперь уже без всякого усилия снял образ и поставил на приготовленном месте. В этот день святитель Божий снова явил много чудес от своего образа над болящими, даруя им в различных их недугах исцеление. Так разнеслась отсюда великая слава о чудотворном образе среди всего окрестного населения. Донесено было о нем и князю Андрею Васильевичу Угличскому. С радостью принял князь весть об этой милости Божией, дарованной его краю, и сам прибыл в уединение к чудотворному образу для поклонения ему. Здесь во время благодарственного молебна Угоднику он удостоился сам быть свидетелем того, как многие молившиеся с ним болящие по вере своей и молитве сделались совершенно здоровыми. Тогда князь пожелал, чтобы на месте пребывания образа был построен храм имени святителя. Немедленно он известил о своем желании архиепископа Ростовского Иоасафа. Привлекаемый славой чудотворного образа, владыка сам захотел видеть его, прибыл в Углич и на реку Улейму к дивной иконе в 1464 году и также был свидетелем многих чудотворений от нее. Почтив чудный образ всенощным бдением и торжественным молебствием, с радостью благословил он новоначальное иноческое место и, похвалив христолюбивого князя и граждан за усердие к построению обители на месте пребывания образа, после священнодействия в Угличе, возвратился в Ростов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Крест аспид черчат, обложен сребром, глава серебряна. Икона невелика, обложена сребром сканью, золочена; в средине вставлено стекло зеленое. Икона невелика раковинная, обложена серебром, золочена; на ней образ мученицы Христовы Варвары, созади мученик Георгий. Да на гойтане десять крестов серебряных мужеских и женских, в них пять крестов золоченых . (Л. 67 об.) Пятнатцеть пронизок серебряных. Три королька. Да сто дватцеть копеек серебряных золоченых. У того ж образа во облаце Спасов образ, у Спаса венец и цата серебряна золочена резная, в венце два камени виниски да две раковины, а в цате камешек сердоличной черчатой да две раковинки. Цата серебряная золочена басемная. Крест серебрян тощей. Восмь крестов серебряных невелики. Да восмь пронизок серебряных не золоченых. А стоит тот образ в киоти древянном (Л. 68) за слюдою; перед тем образом подсвешник жестяной, поставлен в большей церкви у правого крылоса. Другой местной образ мученика Христова Аврамия, писан на празелени, в киоти древянном; венец и цата серебряны сканные, с финифтом, в венце камень виниса да два камени взмазни. У того ж образа ожерелейцо жемчюжное, низано мелким жемчюгом в шахмат. Крест синолойной древянной, обложен сребром гладью, ветъх. Да на гойтане дватцеть два креста серебряных больших и малых мужеских и женских. (Л. 68 об.) У того ж образа во облаце Спас, у Спаса венец серебрян золочен, с финифтом, сканной; цата серебряна золочена резная; а поля у того образа не обложены. Ныне стоит тот образ в паперти у передних дверей в киоти древянном, ветх. Да в пределе на гробу образ великомученика Аврамия круглой, писан на краске, молящей, во облаце Господь Вседержитель со архангелы. У образа великомученика Аврамия венец и цата серебряны резныя золочены, в венце и в цате восмь каменей: камень червец, три каменя бирюзы, да камень (Л. 69) хрусталь, да два королька красных. У того ж образа крест аспид зелен, обложен сребром сканью; на нем Распятие золочено. Другой крест аспид черчат, обложен сребром гладью, с перевитьми, глава золочена.

http://sedmitza.ru/lib/text/10239024/

8.3. Черты образа Божия Наконец, выяснив общие положения учения об образе Божием в человеке, мы можем рассмотреть конкретные черты этого образа. Они по-разному понимались и весьма многообразно. " В скольких смыслах говорится " по образу " ? В смысле разумном, и мышления, и свободы, и потому что ум рождает умное слово и изводит дух, в смысле начальствования " (Преподобный Иоанн Дамаскин) 8.3.1. Целостность образа в человеке " В человеке ясно познаются признаки образа Божия - не в чертах тленного тела, но в благоразумии духа, в справедливости, умеренности, в мужестве, мудрости, учении и во всей сумме добродетелей, которые Богу присущи субстанционально, а в человеке могут существовать через труд и подражание Богу " (Ориген) " Образ Божий усматривается во всем естестве человеческом (...) По Образу сотворен человек - это всецелое естество... " (Святитель Григорий Нисский) " Образом Божиим является весь человек " (Оливье Клеман) Целостность образа следует понимать двояко: во-первых, как качественную характеристику, во-вторых, как количественную. Согласно первому пониманию, все естество в человеке несет на себе печать образа Божия, кроме греха, разумеется. Согласно второму, образ Божий дан не только Адаму, но всему происшедшему от Адама роду человеческому. " Посему все естество, простирающееся от первых людей до последних, есть единый образ Сущего " (Святитель Григорий Нисский) 8.3.2. Духовность Конечно, в первую очередь образ Божий познается как духовные способности человека. Сюда входят и умственные, и сердечные способности, и добродетели. " Умное и словесное естество души, одно только обладает и умом, и словом, и животворящим духом. Только оно одно больше, чем ангелы, было создано Богом по Его образу. И этого изменить нельзя, хотя бы даже оно и не знало своего достоинства, и не чувствовало и не действовало достаточно Создавшего его по Своему образу " (Святитель Григорий Палама) Более того, именно душа, вся целиком, со всеми своими душевными и дарованными ей духовными качествами, лучше всего выражает образ Божий в человеке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

·       «Адам не имел возможности общения с равной ему по тварному статусу личности, в котором мог бы узнавать и познавать себя и свою тварную относительность». ·       « Бог по образу ипостасного рождения Сына и изведения Духа творит в природе Адама иную личность, иное ипостасное бытие, взятое от него, но не рожденное, а сотворенное подобно ему, пребывая в личностном общении с которым он мог бы не только узнавать и познавать себя, но и все творение, ипостасью которого теперь был не только он, но и она, взятая от него, но приведенная в бытие общим для них Творцом». ·       « Так образ Божий в человеке пришел в полноту Триипостасного образа бытия Творца». ·       «Таким образом, отметим, что образ Божий в человеке есть не только личностный образ его бытия, но и диалогичная направленность личности в любви к Богу и другим сотворенным Богом личностям». ·       « Вне отношений единства любви с Триипостасным Источником и Основанием нашего личностного бытия человек ниспадает в «ипостась биологического существования»». ·       « Но образ личностного бытия в человеке до конца уничтожен быть не может. Диалогичность, лежащая в его онтологической структуре, не может быть утрачена в результате разрыва личностных отношений любви с Первообразом, но происходит искажение образа Божия в человеке вследствие изменения личностной ориентации человека, его диалогической направленности». ·       « Несмотря на то, что человек, отвергнув завет любви с Творцом себя, утратил тот аспект образа Божия, который присущ «вышним» (Иоан. 8, 23) и, по слову В. Н. Лосского, проявляется «как основа особой связи человека с Богом», вследствие чего ниспал в «ипостась биологического существования»; другой аспект образа Триипостасного Творца личностного бытия остался присущ, как сам образ бытия, и «нижним» (Иоан. 8, 23). Диалогичность личности, сотворенной по личностному образу бытия Святой Троицы, как здесь уже говорилось, не может быть утрачена, но грех нарушает ее благую для человека ориентацию на истинный Источник жизни. И как бы глубоко человек не пал в свою природу, сам факт разделения единого человека на два различных образа ипостасного бытия, мужчины и женщины, является залогом сохранения личностного, диалогичного образа бытия».

http://bogoslov.ru/article/1584651

Слово I. Златоустого: должни есми братиявсегда простившего долгу помнити. Слово: егда себе Христос Бог наш прияти благоизволи свою матерь. Поучение: многа различна торжества со праздницы человеческое житие украшают. Епифания иеромонаха обители Каллистратовы: о воистину истинной Богородице и Приснодеве Марии мнози проповедаша пророцы. Андрея иерусалимлянина архиеп. критского: елико же вас Богородична сего честного приясте храма. Пение на всечестное успение Пречистыя Владычицы; сложися Максимом иноком Ватопедским: пети усердствуя Богородицы пространне царствующия. Слово Симеона Метафраста (историческое от рождения до Успения Богоматери): подобаше воистину девица яко же сама Бога к человеком приити хотяща. 16 день. Слово о принесении нерукотворенного образа из Едеса в Царьград: времени же окружившуся в той месяц. Слово о написании второго образа Господа нашего I. Христа в Панеаде граде: Ирод вторый брат Филиппов и изыде от града Севаста. Принесение нерукотворенного образа от Едесса в Царьград: подобаше о том мало побеседовати о самоблагодати Бога. Послание Авгаря царя к Господу. Отписание Господа нашего I. Христа. Слово о пречистем и нерукотвор. образе: прежде убо превечное и присносущное Божественное Слово. В той же день о принесении Христова пречистого Нерукотвор. Образа от Едесса в Константин град: понеже убо преже мала беседовахом. Константина Порфирородного повесть (история Нерукотвор. Образа): не убо един сам непостижим бе сприсносущный Отцу Бог. Об обретении нерукотвор. Образа в Камулианех, списан иже во св. отцем нашим Григорием, еп. Нисским: Господь наш I. Христос праведный истинный Бог. 18 день. Житие и мучение свв. чудотворец и бессребреник Флора и Лавра: добре учит ны ап. Павел глаголя безпрестани молитву деяти. 19 день. Мучение св. и великого мученика Андрея Стратилата: Царствующу Максимиану царю римскому и в кумирех Божество держащем. 21. Слово похвально ап. Фаддею: отнележе убо испаде естество рода человеча от блаженного пребывания. Житие Авраамия смоленского: О пречистый Царю, Отче и Сыне и Св. Душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

е. практически механический отпечаток, аналогичный фотоснимку. Последующая живописная традиция только размножила это документальное изображение Христа. Поэтому-то иконы и служат в глазах иконопочитателей важным доказательством воплощения Сына Божия, т. е. доказательством христологического догмата. Не случайно окончательная победа иконопочитания в Византии празднуется Церковью как «Торжество православия» в первое воскресение Великого Поста. Феодор Студит Дальнейшее углубление теории образа мы находим у крупнейшего мыслителя VIII– IX в. преподобного Феодора Студита (759–826 гг). В работах, посвященных защите религиозных изображений, он развивает многие из положений Иоанна Дамаскина и отцов VII Вселенского собора, дополняя их новой аргументацией, делает акцент на целом ряде новых положений. При этом его рассуждения касаются и теории образа в целом, и живописных изображений, и концепции иконы в частности. Свое понимание образа Феодор основывает на теории символических образов псевдо-Дионисия. Приведя цитату из «Ареопагитик» о том, что с помощью «чувственных образов мы возводимся, насколько возможно. к божественным созерцаниям», Феодор отмечает, что образом у Дионисия называется и жертвенник, и миро, и церковные украшения, и «все, что бывает видимо в таинственном священнодействии» (Refut. poem. 18) 438 Интересно, что для обозначения литургических образов, или символов, Феодор использует тот же термин, что и для о означения живописных изображений – εκν, но в своих работах практическ нигде не акцентирует внимание на том, что изображение наделено силой или энергией архетипа, т. е. что оно тождественно литургическому образу (подробнее о нем см. в гл. 9 данного раздела). Преподобный Феодор, как и другие иконопочитатели, неоднократно ссылаясь на Дионисия, с одной стороны, и приравнивая иконы к разнообразным предметам культа – с другой, тем самым свидетельствует, что им безоговорочно принимается и общая теория символического образа автора «Ареопагитик», и теория литургического образа, разработанная в процессе культовой практики. Однако не они привлекают его внимание и не их использует он в качестве главного аргумента в защиту икон. Свою апологию антропоморфных изображений, а следовательно, и обоснование важнейшего христианского догмата божественной икономии он строит, как это ни парадоксально, опираясь на идеи неоплатонизма. Теорию изображения Феодор по существу основывает на плотиновском учении о «внутреннем эйдосе» (τ νδον εδος), хотя не употребляет этого термина и, по вполне понятным причинам, не упоминает имени Плотина. Применительно к предметам видимого мира и произведениям искусства под «внутренним эйдосом» Плотин, как мы по мним, имел в виду идеальный визуальный прообраз предмета. «Внешний вид здания, – писал он, – если удалить камни, и есть его внутренний эйдос» (En. I 6, 3). Эта идея лежит и в основе всех рассуждении Феодора о соотношении видимого образа (изобразительного) и первообраза.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010