Строя церковь святителя Николая ратного, Корнилий призывал скоропослушливого молитвенника на охранение обители. И не мнил он, что придет время, и его самого позовут на этот же подвиг. Башня, построенная им, стала церковью, и престол во имя преподобномученика Корнилия стал десятым Божиим престолом в обители уже в XX веке. В освящении этой церкви участвовали и мы с вами в 1986 году, в преддверии великого торжества Русской Церкви — 1000-летия Крещения Руси. Особой жизнью живет Церковь в мире. Над славой Божией не властно ни время земное, ни вражьи силы. Труды, и поты, и кровь, пролитые в XVI веке, проросли в XX веке церковью Божией. Сорок один год игуменствовал преподобномученик Корнилий, четыре столетия молитвой незримо присутствовал в жизни обители, а сколько веков стоять ему на страже обители до архангеловой трубы — ведомо лишь Богу. Вместе со святым игуменом трудился в обители сподвижник и друг преподобномученика Корнилия старец Вассиан — муж ученый. Какими подвигами испросил и он у Бога для себя венец мученический, неведомо. Кратко о нем воспоминание в летописи. Явно же нам то, что подвигом жизни своей стал он неразлучен со святым игуменом и в вечности, приняв мученическую кончину 20 февраля 1570 года, в один день с преподобномучеником Корнилием. Воспитался в Псково-Печерском монастыре преподобный Дорофей. Будучи в 1615 году уже схимником, он вышел из обители по зову Божию, чтобы на новом месте, на земле Ярославской, посеять драгоценное семя истинной духовности, полученное им в родном монастыре, и основать новый монастырь — Югско-Дорофеевскую обитель — духовное чадо Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря. Господь же прославил Дорофея Югского преподобием как плод Псково-Печерской обители. Преподобный иеросхимонах Лазарь прозорливый постригся в монашество в Псково-Печерском монастыре в 1785 году и подвизался в нем безвыходно до самой своей кончины. Строго подвижническая жизнь старца под покровом смирения вполне известна только Богу, но дар прозорливости он не мог скрыть и от людей. Слава Божия выражалась во всей жизни преподобного Лазаря. И угас он на девяносто первом году жизни, в 1824 году, с «упованием, исполненным бессмертия».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3259...

Так от нас, людей последнего века, нашедших в старчестве как определенной церковной дисциплине полную меру разрешения своих насущных жизненных вопросов, не должно быть сокрыто и то, что этот же путь смиренного послушания и преданности воле старца есть путь, ведущий и к полноте духовной созерцательной жизни, могущей быть совершенной под покровом непАдательного смирения, покаянного мудрования о своих судьбах, так же как о судьбах всего мира и человека.   Часть III. Приложения Приложение I . Из писем Ивана Ивановича Троицкого Иван Иванович Троицкий (Спасский по отцу ) родился 21 июня 1828 г. в семье священника села Любегощь (Тверская губ.). В 1845 г. он закочил Тверскую Духовную семинарию; отклонив требования родных жениться и определиться на приход, он служит домашним учителем. В 1850 г. Иван Троицкий становится ближайшим учеником старца Адриана Югского, который, не благословив его поступать в монастырь («Тебе здесь не дадут свободы для истинного пути, а Бог готовит тебя для многих скорбных сердцем»), – стал готовить его к подвигу странничества. После смерти отца Адриана в 1853 г. за советом к Ивану Ивановичу обращаются многие духовные дети старца, с которыми у него завязывается обширная переписка. В 1861 г. он издает письма старца, позднее участвует в составлении его жизнеописания. В 1860-х гг. деятельно помогает в организации женских монастырей в Рыбинске и Бежецке, во главе которых стояла духовная дочь отца Адриана, а в числе монахинь было много духовных детей Ивана Ивановича. «Великий раб Божий» скончался в Москве 25 июня 1897 г., похоронен на городском кладбище г. Бежецка. При участии И. И. Троицкого изданы: Руководство к духовной жизни старца Адриана Иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, – или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами. Т. 1–2. СПб., 1861 (частично переиздано: М. – Рига, 1995); Сказания о жизни и подвигах старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой общежительной пустыни. Собрано из достоверных источников, – рассказов очевидцев, близких старцу, и записок разных лиц, преданных старцу, – тщанием Настоятельницы Бежецкой Благовещенской Общины, лично знавшей Старца, Монахини Софии. М., 1885.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

За озером, на два поприща от обители, стоял монастырский скотный двор, и жившие там служители приходили иногда за благословением к преподобному. Они упросили дозволить им соорудить на другом месте новую для него келию, ибо первая много пострадала от огня и воды. Долго не соглашался пустынножитель, но должен был уступить их усердию. Со слезами оставил он первое, им самим устроенное жилище, которое, несмотря на тесноту, казалось ему пространнее царского чертога. Близ нового жилища ископал он себе глубокую яму и часто в нее спускался для сокрушенной молитвы. Однажды пребыл в ней всю Четыредесятницу без пищи, питаемый благодатию Божиею. Был в обители Кожеезерской добродетельный инок, который посещал блаженного Никодима в его пустыни; любил его старец, ради его смирения. Игумен Авраамий послал сего инока управлять монастырскою волостью на реку Онегу. Никодим просил прислать оттуда ему несколько удиц, и тот, исполнив повеленное по усердию к старцу, завязал в плат, кроме удиц, еще несколько серебряных денег. Присланный постучался в келию старца, но, прежде нежели принять от него плат, преподобный по духу прозорливости велел развязать узел. Оставив деньги, он взял одни лишь удицы; такова была его нестяжательность. Господь сподобил его дара чудес еще при жизни. Пришли в обитель Кожеезерскую в 1635 г. помолиться Спасу и Пречистой двое из поморских жителей – Кириак Козлов и Иван Пешков – и рассказали братии, что в весеннее время вышли они в море из реки Варзуги и долго их носило бурею между льдов, так что уже отчаивались в жизни, ибо нигде не могли пристать к берегу от плавающих льдин. Многих святых призывали они на помощь, чтобы спастись им от потопления, вспомянули и блаженного старца Никодима; и, когда, истомившись от последних усилий, впали как бы в забвение, представилось им, что пришел в их ладью старец и говорит: «Знаете ли Хозь-Югского Никодима, которого призвали себе на помощь?» Сказав сие, старец стал на корму и начал управлять ладьею, говоря: «Не бойтесь, чада, но все упование возложите на Бога и на Пречистую Богородицу, Она спасет вас». Ладья находилась еще за два поприща от берега, но при управлении чудного кормчего, надвое разделялись пред ним льдины, оставляя широкий проток наподобие реки; и так благополучно достигли они берега. Явление сие было еще за девять лет до кончины блаженного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Переходя из кельи в кельи, по случаю возложенного на меня послушания, у одной сестры я увидела на столе книгу: изречения и наставления иеромонаха Адриана, югского подвижника. Я попросила себе почитать, и в малое свободное время вписала себе кое-что на память. Что это за дивный муж! Второй отец Серафим Саровский . Имел такой же дар прозорливости; и к нему за наставлениями прибегало множество людей разного сословия. Имел также многих учениц – девиц, из которых потом составилось целое общество в Рыбинске и устроился монастырь под именем Софийского». «Ко мне приезжала дарованная мне Господом благодетельница и навезла мне разных сластей – меду, варений, смокв, конфект, и я, не евши давно сладкого, как ребенок тому обрадовалась, и угостилась как нельзя лучше, хоть после немало себя за то бранила; а медом по праздникам продолжаю еще лакомиться». «Напрасно вы думаете, что я с пользою читаю отеческие книги. Знать и исполнять – две вещи весьма различные; в этом-то горе мне бедной, что я по лености и беспечности своей не исполняю того, что знаю. А при вступлении в монастырь, как добрая и на стенке в келье наклеила много заметок из писаний св. отцов себе в правило и воодушевление; и между тем, как далеко-далеко отстою от этих мудрых и спасительных советов! И за то придется отдать отчет Господу. Раб, ведавший волю Господина, и не исполнивший ее, биен будет много ( Лк.12:47 )». «Справедливо замечание святых отцов, что совершенное спокойствие возможно для человека лишь тогда, когда в сердце нет никого, кроме единого Бога. Не могу я приложить к себе этого правила. Как быть равнодушною к тем лицам, которым я так много обязана? И как не чувствовать благодарности и преданности к таковым людям? Эти два чувства, слившись во едино, живут в душе моей, хотя она паче всего стремится к Богу. Думаю, однако, что это непогрешительно, – и человек без чувств благодарности перестал бы быть человеком. Содержа должные чувства к орудиям Божиих к нам благодеяний, Бога самого ими чествуем. Часто размышляю о сем и сознаюсь, что никогда не приходила к заключению, чтоб должна была в этом делать в себе какую-либо перемену или отмену».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В качестве ярких примеров самостоятельной русской традиции старчества можно назвать преподобных Василиска Туринского и Зосиму Верховского , а позднее – иеромонаха Адриана Югского , преподобную Ардалиону (Игнатову) и, конечно, преподобного Серафима Саровского 512 , а также других, менее известных подвижников. При этом самобытность этой традиции не означает, что между ее представителями и последователями школы преподобного Паисия или даже самим молдавским архимандритом не было никаких контактов 513 2 . Здесь нужно различать (как это делается в случае с современниками преподобного Сергия) учеников преподобного Паисия и его «собеседников»: первые были духовными учениками старца, а вторые находились с ним в духовном общении, но не были собственно его послушниками. Русское старчество XIX века: новое или святоотеческое? «Народность» русского старчества Старчество как христианская аскетическая практика появилось в древности, но в каждую историческую эпоху приобретало особенные, только ему свойственные черты. Выше мы видели, что появление некоторых исключительных для восточно- христианского старчества черт (в частности, появление наставника-мирянина и белого священника) имело место внутри русской аскетической традиции в XIX веке. Чем же можно объяснить эту особенность русского старчества этого периода? Впервые эта проблема со всей отчетливостью была поставлена В. И. Экземплярским . Русское старчество, писал он, не похоже на восточное, оно слишком вдвинуто в мир, слишком связано с ним: «Наше старчество едва ли не с первых дней своего появления в России вступило на самостоятельный новый путь, и явилось не столько монашеским, сколько народным. Старцы [Оптиной пустыни] – отцы и советчики для всего русского народа, и только в очень ограниченной мере – для иночествующих» 514 . Эта «народность» осознавалась как главная особенность русского старчества XIX-XX веков. Но оставался вопрос о причине такого активного «выхода» русского старчества в мир, а также о том, являлось ли это его достоинством или, напротив, изъяном.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Подвизался он сначала в Адриановой пустыне, а с 14-го февраля 1851 года в Югской (Рыбинского уезда), где и скончался 7 августа 1853 года. Предсмертная болезнь его была с 5 июля до 7-го августа, и во все эго время он ничего почти не ел. В день смерти, около полудня, «лег правильно на койку, сложил на персях свои руки и с младенческой улыбкой скончался». Пользуясь в своей местности огромной известностью, Адриан имел обширную переписку с лицами, обращавшимися к нему за наставлениями. «Многими трудами и скорбями достигший таинства ведения и откровений Божьих, – пишет лично знавший его протоиерей Покровский, – он изведанную опытом науку спасения распространял и между мирянами, чем послужил спасению многих тысяч. К нему обращались люди всех званий и состояний, всякого пола и возраста, и каждый, по мере духовной потребности и приемлемости, получал вразумление и утешение. Значительная доля его великого служения заключается в переписке, которая была так обширна, что поглощала у о. Адриана большую часть времени». Эта переписка, состоявшая большею частью из лаконических, иногда в стихах, поучений и советов, почитателями его издана в двух томах в С.-Петербурге в 1861 г., под названием «Руководство к духовной жизни старца Адриана, иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды христианской жизни, переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами». В 1862 году напечатаны еще в Петербурге «Достопамятные события жизни, назидательные изречения и келейные записки старца Адриана, подвижника Югского». Первая книга издана Софийским Рыбинским женским монастырем, а вторая – протоиереем посада Дубовки Иоанном Покровским. (Венгеров, Словарь; Геннади, Словарь; Филарет, Обзор; Ярослав, епар. вед. 1874 года 33; 1881 г. 18). Александров Александр Александрович Александров Александр Александрович , священник села Морозова Даниловского уезда. В Ярославской семинарии окончил курс в 1848 году; умер в 1881 году.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

54 . Горский Александр, протоиерей. Неизданные места из «Дневника». Публ. священника А. М: Белорукова. – БВ, 1914, 9/10, с. 367–423. Примеч. ред., с. 367. 55 . Горский Александр, протоиерей. Разные случаи, бывшие по молитвам митрополита Филарета. Публ. П. Н. Каптерева . – БВ, 1914, 9/10, с. 365–366. Примеч. ред., с. 365. 56 . Гумилевский Илия, священник. Служба и акафист святителю Ермогену, Патриарху всея Руси. – БВ, 1916, 9, с. 3–26. 57 . Дело о несостоявшейся канонизации Сильвестра Обнорского. Переписка и документы. Сообщ. П. К[аптерев]. – БВ, 1915, 10/12, с. 545–562. Предисл. без подписи. Примеч. священника Павла Флоренского, с. 547. 58 . Евсевий, архиепископ Могилевский. Письма к А. В. Горскому. – БВ, 1914, 10/11, с. 534. Примеч. ред., с. 534. 59 . И. Магистерский диспут в имп. Московской Духовной Академии. – «Московские ведомости», 21 мая 1914, 116. 60 . Игнатий, епископ (Брянчанинов). Изречения, извлечённые из писем его к монахам. Сообщ. иеромонах Игнатий (Садковский). – БВ, 1913, 4, с. 703–723. Примеч. без подписи, с. 703. 61 . Игнатий, епископ (Брянчанинов). Письма к разным лицам. [Вып. I]. Сообщ. иеромонах Игнатий (Садковский). – БВ, 1913, 6, с. 195–226; 7–8, с. 488 – 519 9. с 1–32; 10, с. 221–229; 11, с. 437–475. То же. Сергиев Посад. 1913. Примеч. без подписи, с. 1. 62 . Игнатий, епископ (Брянчанинов). Письма к разным лицам. [Вып. II]. Сообщ. М. Н. Новоселов, Е. Лебедев. – БВ, 1914, 1, с. 5–12; 2, с. 238–253; 3. с. 429–449; 4, с. 633–649; 1917, 2, с. 179–237. То же. Сергиев Посад, 1917. Примеч. священника Павла Флоренского, с. 91, ред., с. 119. 63 . Игнатий, епископ (Брянчанинов) Поучение в Неделю о самарянине. Сообщ. М. Н. Новоселов. – БВ, 1914, 5, с. 1–5. Примечание без подписи, с. 1. 64 . Игнатий, епископ (Брянчанинов). Поучение о спасении. Сообщ. Μ. Η. Новоселов. – БВ, 1914, 1, с. 1–4. 65 . И. Д. Кончина праведника... югского иеромонаха Адриана (+ 1853). – БВ, 1917. 1, с. 74–76. 66 . Из хозяйственной истории «Богословского вестника» за 25 лет. – БВ, 1916, 10/12 г

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Первое счастье человека в том, чтобы родиться в благочестивом православном семействе или воспитываться под руководством благочестивых наставников. 1089. Как избавиться от злых помыслов? Лучшего способа нет, как изгнать злые памятования памятованиями добрыми… Как много в этом случае помогает заучивание на память мест Священного Писания – и сказать нельзя (свт. Феофан Затворник ). 1090. Перемена места приближает ли к нам Бога? Перемена места не приближает к нам Бога. Однако удобное место дает много удобств для спасения. Так, когда спросили старца Адриана Югского : «Где удобнее спастись?», – то он ответил: «В городе около монастыря, под руководством духовного отца, с книгой Добротолюбия ». 1091. Можно ли воспользоваться возможностью и высвободиться из-под теснот, когда есть способ устраниться от них? «Тесноты от Бога… терпим и благодарим. Но если под руками есть способы устраниться от них, и это от Бога, то никакого нет греха воспользоваться ими и высвободиться из-под теснот» (свт. Феофан Затворник ). 1092. Какие это есть три уединения? Меня старец мой учил: «Сначала приучаться вообще не выходить из келлии, затем мыслями не выходить за келлию, а в келлии заниматься чтением Божия Слова, молитвой, богомыслием, рукоделием… Потом, – говорит, – занимай себя тем, что внутри происходит. Наконец, укройся, – говорит, – в сердце и сиди там один с Господом, отгоняя мысли, как мух и комаров (свт. Феофан Затворник ). 1093. Как вести себя с еретиками? Не дружи с еретиками, не ешь и не пей с ними, не сопутствуй им в дороге, не входи ни в дом, ни в собрание их. 1094. Есть ли разница – согрешить намеренно или по увлечению и немощи? Величайшая разница – согрешать намеренно, по расположению к греху, и согрешить по увлечению и немощи при расположении благоугождать Богу. Величайшая разница – проводить греховную жизнь, и претыкаться по причине немощи, по причине греховной заразы, шествуя по пути Божию (свт. Игнатий Брянчанинов) . 1095. Власть, начальство – от Бога ли? Учреждение власти есть дело Божие, а то, что к ней допускаются люди порочные, которые пользуются властью не так, как должно, зависит от испорченности людей (свт. Иоанн Златоуст ). 1096. Как преуспеть в добре?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Маврикия. Павла (отсек себе руку). Пустынника Иоанна, слепец. Строителя Коневского иеромонаха Адриана, в схиме Алексия 28/3 1812 г. Ординского игумена Серапиона и его сподвижников: иеромонахов Иринарха и Гавриила. Блаженного Феодора. Память их 30 декабря. Первоначальников Флорищевой пустыни. Пустынножителей Мефодия, Варлаама, Менандра, Иоанна и митрополита Илариона (Суздальский). Помер 14 дек. 1708 г. Священо-иерея Гавриила † 30/12 1855 г. Монахини Серафимы и блаженной монахини Херувимы † 5 октября 1884 г. Поговорка ее «Матушь а матушь» Каменского Успенского монастыря. Киево-Печерского схимонаха Михаила. † 23/12 1815 г. 96 1/2 лет от роду. Старцев: Паисия и Феодора. Протоиерея Матфия, Гомелевский, Рыбинский. Р.Б. Иоанна. (Путилов похоронен в г. Мологе за алтарем кладбищенской Всехсвятской церкви.) Р.Б. Андрея и Марии, родители святителя Иоасафа. Димитрия и Даниила, дедушки святителя Иоасафа. Старца Иерофея. Похоронен у Троицы на кладбище г. Тутаев. Р.Б. Александра. Михайлович Крайнев, странник. † 10 декабря 1889 г. Из жизнеописания отечественных подвижников 18–19 веков, книга за декабрь месяц. Москва 1910 г. Издание Русского Пантелеймонова монастыря. Царствие им Небесное, и вечный покой и их святыми молитвами нас, Господи, помилуй. Иерея Никиту, иерея Георгия и рабу Божию Анастасию (дед и родители митрополита Киевского Филарета). Помяни, Господи, убиенных в 1609 г. иноков Толгского монастыря 15 монахов и 31 послушников. Помяни, Господи, Югского старца Адриана. Схимонаха Вассиана. Раба Божия Иоанна Евфимовича, помер 15 окт. 1906 г. 104 годов от рождения близ Вышнего Волочка. Монахиню Антонию. Схимонахиню Пелагию. Елену, Параскеву. Иосифа. У Пятницы на Бору. Монахиню Евстолию. Монахиню Сарру, она затушила подожженные фитили французами в 1812 г. и предотвратила этим взрыв Ново-Девичьего монастыря, померла 18 марта 1840 года. Иеросхимонаха Анатолия. Благоговейный, жил в Глинской пустыни. Он говорил так: «Сластолюбивых Бог не слушает», помер 30 ноября 1860 года. Монаха Авеля, прозванный прорицателем. Вся жизнь его прошла в тюрьмах. Помер в арестантской камере Суздальского монастыря 29 ноября 1831 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

В качестве ярких примеров самостоятельной русской традиции старчества можно назвать преподобных Василиска Туринского и Зосиму Верховского, а позднее — иеромонаха Адриана Югского, преподобную Ардалиону (Игнатову) и, конечно, преподобного Серафима Саровского , а также других, менее известных подвижников. При этом самобытность этой традиции не означает, что между ее представителями и последователями школы преподобного Паисия или даже самим молдавским архимандритом не было никаких контактов . Здесь нужно различать (как это делается в случае с современниками преподобного Сергия) учеников преподобного Паисия и его «собеседников»: первые были духовными учениками старца, а вторые находились с ним в духовном общении, но не были собственно его послушниками. См., например, Кучумов В.А . Русское старчество//Монашество и монастыри в России. XI-XX века: Исторические очерки. М., 2002. С. 229. Правда, в русской дореволюционной историко-богословской науке высказывались (со ссылкой на жития святых) и мнения об общераспространенности старчества в Древней Руси. Однако это происходило без необходимой аргументации. См.: Смирнов С.И . Древнерусский духовник. М., 1913. С. 26, прим. 5; ср.: Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. С. 9. Смолич И.К . Жизнь и учение старцев: (Путь к совершенной жизни)//Русское монашество, 988-1917. Жизнь и учение старцев. Приложение к «Истории Русской Церкви». М., 1999. С. 391. Так, монахиня Игнатия (Пузик) высказывала мнение о том, что старчество, как метод духовного трезвения, всегда существовало в недрах русского монашества: и в момент его рождения в киевских пещерах, и во время его расцвета в лесах Северной Фиваиды. Между тем, ее произведения не могут восприниматься как научные труды с их точностью языка и последовательностью аргументации. Ценность ее книг в том, что - это духовные размышления человека, который с молодости был воспитан старческим руководством, своего рода самооткровение традиции старчества. См. Монахиня Игнатия. Старчество на Руси. М., 1999. С. 30 и сл. Цит. по: Памятники литературы Древней Руси. XIV-cepeдuha XV века/Вступит. статья Д.С. Лихачева ; сост. и общая ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева . М., 1981. С. 382. Отметим, что таким же постоянством в исповедании помыслов отличался преподобный Досифей, ученик знаменитого аввы Дорофея. Можно предположить (хотя явно в тексте жития это не сказано), что этот эпизод с частым исповеданием помыслов создавал у читателей жития определенную параллель между аввой Сергием, его послушником Феодором и аввой Дорофеем и его верным учеником Досифеем. Тем самым преподобный Сергий оказывался в одном ряду с великими наставниками христианского Востока. См.: Памятники литературы Древней Руси. XIV-cepeдuha XV века. С. 352-358. Смолич И.К . Жизнь и учение старцев. С. 403.

http://bogoslov.ru/article/448381

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010