Не менее важно, чем исповедание помыслов, непосредственное воздействие на ученика живого образа руководителя, более опытного в духовной жизни. На это проницательно указал В.И. Экземплярский: «Главная наука состоит, быть может, не столько в словах и наставлениях старца, сколько в его делах, во влиянии живой личности» . Поэтому непременной чертой подлинного старческого руководства, считал киевский исследователь, было совместное жительство наставника и ученика в одной или соседних кельях. По той же причине и число учеников у древних старцев было небольшим и не превышало двух-трех человек . Созерцание старца в качестве образца христианской жизни, постоянное откровение помыслов, приучавшее воспринимать указания руководителя как голос собственной совести, — все это углубляло изначальное внутреннее родство душ учителя и ученика. Об этом родстве проникновенно пишет монахиня Игнатия , это родство как величайшая ценность было осознано всеми выдающимися школами русского старчества. Особенно ярко это выражалось в тех ласковых наименованиях, что не стеснялись употреблять в отношении своих руководителей ученики старцев, а иногда и сами наставники. Так, круг старца Адриана Югского называл «опытного и духовного руководителя» нянюшкой . Быть матерью для братии призывал своего гостя-игумена преподобный Серафим. Матерью и мамашей вслед за ним именовала старца зосимовская традиция . Правильные отношения старца и ученика со временем превращали их в духовную семью, которую невозможно разрушить ни в этом веке, ни в будущем . Свод изречений святых отцов см.: Экземплярский В.И . Старчество//Дар ученичества. Сборник/Сост. П.Г. Проценко . М., 1993. С. 177-187 и сл. Варфоломей (Ремов), архиепископ . в 4-ю годовщину по кончине старца схи-игумена Германа]/Подготовка текста, публикация, вступительная статья и примечания А. Л. Беглова //Альфа и Омега. 1998. 4(18). С. 130. Экземплярский В.И . Старчество. С. 152, 154, 185, 206, 214 и др.; Пастырство монастырское, или старчество/Подготовка текста, вступительная заметка и примечания А. Л. Беглова и П. Б. Сержантова //Альфа и Омега. 1999. 2(20). С. 173-184; Игнатия, монахиня . Старчество на Руси. М., 1999. С. 19-29. Ср. Экземплярский В.И . Старчество. С. 164 и сл.

http://bogoslov.ru/article/445195

Интерьер центральной части собора дополняло величественное трехъярусное паникадило, весившее 50 пудов. Оно имело вид роскошно раскинувшегося куста, в густоте узорчатых ветвей которого размещались сто пять шандалов со свечами, поддерживаемые позлащенными «ангелами» с распростертыми крыльями. С южной и северной стороны главного алтаря размещались придельные храмы: правый — во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла и Святого пророка Илии, левый — во имя иконы Божией Матери «Знамение» и Святого благоверного князя Михаила Тверского. Оба придела имели трехъярусные, во всем одинаковые иконостасы, вызолоченные на полимент и по местам украшенные позлащенною резьбою. Но не только внешним благолепием был известен Рыбинский собор. Здесь пребывали и местночтимые святыни. Перед правым клиросом главного алтаря стоял древний массивный деревянный крест, особенно чтимый местными жителями, по преданию раньше находившийся в часовне на окраине города. Изображение Распятого Спасителя имело терновый серебряный, вызолоченный венец с жемчужною пронизкою, а «препоясание» — из чистого жемчуга. Перед левым клиросом находился серебряный, весом более пуда киот с образом Югской Божией Матери в жемчужной ризе с алмазною звездой. В летнее время этот киот вместе с образом уступал место чудотворным иконам, приносимым в Рыбинск из Мологи, Ярославля и Югского монастыря. За левым клиросом Петропавловского придела находилась киота с несколькими мелкими иконами, врезанными в одну позлащенную деку — эта икона была в походе Рыбинской дружины во время войны 1853-1856 гг. и по окончании войны пожертвована в собор. Трудные времена для собора начались после октябрьского переворота. Созданный в 1926 году союз воинствующих безбожников в план антирелигиозной кампании включал как главный пункт закрытие соборных храмов. 28 ноября 1929 года Рыбинский Окружной Исполнительный комитет выносит постановление о закрытии Спасо-Преображенского собора в городе Рыбинске и переоборудовании его под зернохранилище. В декабре 1929 года принимается решение о сносе крестов с собора и утилизации колоколов. Из тринадцати колоколов было разрешено оставить на колокольне четыре, предназначенных для обслуживания башенных часов. В 1931 году за неуплату налогов закрывается старый Никольский собор, и в нем размещаются на некоторое время склад и контора межрайбазы Потребсоюза, позднее здание разобрали. После закрытия Спасо-Преображенского собора в его помещениях хранили зерно, а в цокольном этаже овощи. В 1933 году здание переоборудуется под речной вокзал с рестораном и залами ожидания. Еще через два года начинается разборка пятиглавия — сносятся центральный купол и боковые барабаны.

http://sobory.ru/article/?object=01819

В посл. четв. XIX в. в Югской Дорофеевой пуст. создавались деревянные резные иконы Д. (частные собрания в Москве и Ярославле). Фигура преподобного, стоящего на одном колене, в рясе, короткой мантии и невысокой скуфье, с окладистой бородой и длинными прядями волос, с лучеобразным позолоченным нимбом, икона Божией Матери в сиянии из тонких лучей, облачный сегмент в левом верхнем углу вырезаны из дерева. Крона дерева составлена из коротких еловых или др. веток. Детали композиции укреплены на фоне из серебристой или окрашенной в мягкий зеленый цвет фольги и помещены в киот с орнаментированной рамкой (тисненая фольга и тонкие спирали из древесной стружки). На оборотной стороне киота подобной иконы (ЯХМ) находится датированная надпись чернилами: «…племяннику пошехонскому куп[цу?] Антонию Васильевичу и племяннице Марье Дмитриевне Серебряковым от родного дяди… [Юг?]ской Дорофеевской пустыни казначея иеромонаха Флавиана посылается сия икона Божией Матери февраля 19 дня 1889 года. Югская Дорофеева пустынь». В кон. XIX - нач. XX в., очевидно, по заказу Югской Дорофеевой пуст. в Ростове были изготовлены живописные эмали с изображением Д. Типичным примером является небольшая финифтяная икона в металлическом окладе с характерными штампованными херувимами по углам (частное собрание, Ярославль) - молящийся святой представлен справа, среди деревьев с необычными пирамидальными кронами, а также образок того же времени (1000 Jahre Orthodoxe Kirche in der Rus, 988-1988: Russische Heilige in Ikonen museen der stadt Recklinghausen. Recklinghausen, 1988. S. 110-111). В виде традиц. иконы в раме и деревянном киоте оформлен финифтяный образ Д. кон. XIX - нач. XX в. (ГМЗРК) - центральная и 4 угловые эмалевые дробницы с избранными святыми размещены в тонко проштампованном орнаментированном окладе из фольги ( Федорова М. М. Из новых поступлений//СРМ. 2000. Вып. 11. С. 243-244). Редкой иконографической особенностью является изображение Д. в рост, стоящим перед иконой. Лит.: Морев Ф. С., прот. Югская Дорофеева общежит. пустынь. Ярославль, 1894. С. 7-12; Рус. чудотворная икона: О Тебе радуется: Иконы Богоматери XVI-XIX вв./ЦМиАР. М., 2000. С. 364-367. Кат. 68; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея/РИАХМЗ. М., 2005. С. 99-101. Кат. 33; Полушкина Л. Л., Хохлова И. Л. Паломнические реликвии из Югского мон-ря//Правосл. паломник. 2007. 3(34). С. 70-75.

http://pravenc.ru/text/180249.html

За богослужением молились настоятельница Казанского женского монастыря г. Ярославля игумения Екатерина (Гаева), настоятельница Мологского Покровского монастыря с. Быково игумения Феодорита (Маркова),  настоятельница Иоанно-Мариинского женского монастыря  Ставропольской епархии  игумения Иоанна (Лихоманова), настоятельница Софийского женского монастыря г. Рыбинска игумения Серафима (Бубенова), а также глава Рыбинского района А.Н. Китаев, представители властей и многочисленные паломники. Богослужение совершалось под открытым небом у поклонного креста, установленного в память Югской Дорофеевой пустыни на берегу рукотворного Рыбинского моря в полутора километрах от места, где была обитель. По окончании богослужения архипастыри в сослужении духовенства совершили славление перед Югской иконой Божией Матери. Епископ Вениамин поблагодарил помощников и волонтеров, которые помогли организовать празднование в честь 400-летия Югской обители. Обращаясь к молившимся за богослужением, он отметил: «Это место напоминает о дивном и благодатном событии, которое совершилось 400 лет назад. Преподобный Дорофей, остановившись недалеко от этого места, стал здесь подвизаться, и Пресвятая Богородица явила много чудес на этом месте. К сожалению, монастырь затоплен, человеческими руками была разрушена эта великая святыня. Но мы надеемся на помощь Божию и Покров Царицы Небесной, к Которой мы обращаемся и молимся, чтобы Она не оставила нас». Митрополит Пантелеимон поздравил всех с юбилеем, с празднованием 400-летия явления Югской иконы и основания Югского Дорофеевского мужского монастыря. «Мы совершили Божественную литургию напротив того места, где находился Югский мужской монастырь, основанный 400 лет назад. Мы храним память об этом святом месте, храним память о всех святынях, оказавшихся под водой Рыбинского моря. Эти воды как бы закрыли святость Руси, которые явили своими трудами и подвигами подвижники благочестия Церкви Русской. Эта святость, как и сама вера, стали утверждаться на Руси начиная со времени святого равноапостольного князя Владимира».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Я словами отца Павла неоднократно таких людей ставил на место. Такие поучения в двух-трех словах и составляют основу нашего отношения к жизни. Пока на память что-либо приведешь из прочитанного... А тут: «Не бойся десять праведни­ков выгнать, бойся одну паршивую овцу или волка в стадо запустить» — и все становится на свои места. Во многих случаях слова отца Павла, не понятые сначала, потом давали свои плоды как семена. Можно много прочитать, все это в памяти, может быть, отложится, но будет грузом, который тащишь, которым можно пользоваться, чтобы показать свои знания, но никак нельзя применить этот багаж. А слова отца Павла часто были кратки и всегда полезны. Например, по поводу того, нужно или нет интересоваться врагом рода человеческого. Стало очень много книг выходить о мире демонов, и очень многие стали интересоваться. Книги эти читались как романы. И у меня тоже интерес к этому был: врага, мол, надо знать. Отец Павел четко все расставил на свои места: — Мы ленимся о Боге узнать, а туда лезем. Игумен Иоанн (Титов), наместник Борисоглебского монастыря Фото: А. Поспелов/Православие.Ru Все так просто. В двух словах. Если мы туда лезем, то и получаем. Если мы всматриваемся в бездну, то и бездна всматривается в нас. Не лезь, не смотри туда, а смотри на Бога, смотри туда, куда святые зовут. Поразили меня несколько случаев со святынями, которые благословил мне отец Павел еще задолго до своей смерти, а потом, казалось, об этом забыл. За полгода, а может быть, и больше, до смерти отец Павел благословил мне икону преподобного Дорофея Югского, которая была написана в Мологском монастыре, где одна из его тетушек была старшей над иконописцами. Отец Павел однажды взял эту икону и сказал: — Это вот тебе. Потом посмотрел и добавил: — Надо бы, конечно, ее подреставрировать, — и поставил опять себе на столик. Потом говорит: — Ну, ничего, подреставрируешь. Через какое-то время отец Павел, глядя на Шестоковскую икону Божией Матери, написанную на холсте, которая была прибита на стену перед его коечкой в сторожке, сказал: — Вот у отца Евстафия есть Шестоковская, у отца Григория есть, это — тебе.

http://pravoslavie.ru/136677.html

В начале XVIII в. вместо деревянного храма возвели два каменных. Тогда же были построены каменные корпуса братских келий. В 1793 г. началось сооружение собора во имя Живоначальной Троицы (Троицкий или Свято-Троицкий собор; освящён в 1811 г.). Он представлял собой четырёхстолпное двусветное здание, завершённое пятью восьмигранными барабанами и по архитектурному облику близкое к собору Казанского монастыря Ярославля. Именно здесь под спудом покоились мощи основателя монастыря прп. Дорофея Югского. В XIX столетии хозяйство обители значительно разрослось. В 1817-1828 гг. на средства помещицы Веселицкой возведена однопрестольная и однокупольная тёплая церковь иконы Божией Матери Молченская (Молченская церковь), служившая храмом монастырской богадельни. Её формы повторила церковь Николая Чудотворца (Никольская), сооружённая в 1836-1842 гг. Они заменили соответственно северо-восточную и юго-восточную башни монастырской ограды. В 1846 г. освящена каменная пятиглавая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (начало строительства - 1839 г.). Поставленная на цокольном этаже и увенчанная пятью декоративными куполами, она была тёплым храмом обители. В 1839–1857 гг. возведена четырёхъярусная колокольня. К середине XIX в. эти постройки вместе с каменной оградой с башнями образовали единый архитектурный ансамбль в стиле классицизма. Вне обители располагались три каменные гостиницы для приезжих богомольцев, баня, амбары, конный двор, кузница, плотина для задержания при монастыре воды и монастырский сад. В начале XX в. Югская Дорофеева пустынь принадлежала к числу самых богатых и благоустроенных обителей епархии, сильнейших в России подвижнических центров. После Октябрьской революции монастырь был закрыт, а ценности изъяты. В 1920 г. здесь разместили детскую коммуну, в 1930-х гг. обитель передали под жильё Волгостроя. Большинство жилых и хозяйственных построек вне её периметра, а также земельные массивы окрест монастыря перешли во владение совхоза " Юга " . Разрушен при затоплении Рыбинского водохранилища в апреле 1941 г.

http://sobory.ru/article/?object=34875

48. Иоанн Кронштадтский, св. прав. Творения: в 6 т. М.: Оранта, 2006. 49. Паисий Святогорец, старец. Слова: в 5 т. М.: Святая Гора, 2010. 50. Кирилл Александрийский, свт. Творения: в 3 ч. М.: Паломник, 2000 – 2002. 51. Георгий, затворник Задонский. Творения. М: Паломник: Правило веры, 1994. 52. Кирилл, архиеп. Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: Синодальная библиотека Московского Патриархата,1991. 53. Григорий Синаит, свт. Творения. М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 1999. 54. Петр Дамаскин, прп. Творения. М.: Правило веры, 2009. 55. Исидор Пелусиот, прп. Творения: в 2 т. М.: Издво свт. Игнатия Ставропольского, 2000 – 2001. 56. Нил Синайский, прп. Творения. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. 57. Димитрий Ростовский, свт. Жития Святых: в 12 т. Ковчег, 2010. 58. Великие русские старцы. Жития, чудеса, духовные наставления. М.: Ковчег, 2008. 59. Никон (Рождественский), архиеп. Православие и грядущие судьбы России. М: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. 60. Троицкие листки. Полное собрание. М: Издво православного прихода Казанской иконы Божией Матери в Ясенево, 2002. 61. Ефрем Святогорец, архим. Жемчужины подвижнической мудрости. М: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. 62. Иларион (Троицкий), сщмч. Творения: в 3 т. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. 63. Старец Гефсиманского скита. Жизнеописание старца-затворника Гефсиманского скита, иеросхимонаха Александра. М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского прихода храма Сошествия Святого Духа, 2000. 64. Благословенная душа. Жизнь, труды и подвиги преподобного Парфения Киевского. М.: Синтагма, 2008. 65. Руководство к духовной жизни старца Адриана Югского. М.: Благовест, 1995. 66. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия: в 2 ч. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. 67. Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII – XIX веков. Козельск: Изд-во Свято-Введенской Оптиной Пустыни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

(Из «Достопамятных изречений» иеромонаха Адриана, подвижника Югского) 393. Братья и сестры Святая Церковь тридцатого октября вспоминает страдания священномученика Зиновия и сестры его, мученицы Зиновии. Они родились в Каппадокийском городе Егее от благочестивых родителей, которые воспитали их в Законе Господнем. Рано они остались сиротами, но добрые наставления родителей уже укоренились в них, и они решили раздать свое богатое имение бедным и жить лишь для служения Богу. Господь принял жертву их, и Зиновий получил от Господа дар чудотворений: молитвой и возложением рук он исцелял больных. Скоро чудеса и добродетели прославили его по всей области, и христиане Егейские возвели его в епископа. Святой Зиновий ревностно наставлял паству и словом и примером святой своей жизни. Но вот, вспыхнуло страшное Диоклетианово гонение, – в город Егей был прислан царский сановник для того, чтобы склонить христиан к отречению от веры и предавать непокорных казни. Многие из христиан прославились мученической смертью за Христа. Призвали к допросу и святителя Зиновия. «Мне незачем с тобой долго беседовать, – сказал ему языческий сановник, – вот тебе жизнь или смерть: жизнь, – если поклонишься богам нашим, смерть, – если не поклонишься, выбирай!» – «Жизнь без Христа и есть смерть, – отвечал епископ, – смерть же телесная, Христа ради, есть вечная жизнь. Хочу умереть здесь и жить вечно со Христом». – «Увидим, поможет ли тебе Христос твой?» – сказал сановник, и велел жестоко бить епископа. Что всего поразительнее здесь, это – братская любовь, соединившая воедино сердца брата Зиновия и сестры его Зиновии, это – единомыслие умов и сердец их. Что делает брат, то делает и сестра. Брат идет страдать за Христа, и сестра туда же. Вот образец, как братья и сестры должны себя вести по отношению друг к другу. Особенно должны поучиться этому там, где много братьев и сестер. Но, нужно сказать правду, редко они растут в полной любви и согласии, – ссоры, друг на друга жалобы, нехотение послужить друг другу, – вот что большей частью бывает в больших семействах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Родился Косма 22 октября 1885 года в деревне Дуплино Мышкинского уезда Ярославской губернии. По своему воспитанию он был человек «некнижный и простой». С малых лет он вместе с родителями, Иоанном и Синклитикией, братьями и сестрами крестьянствовал. Умел делать все: и грабли мастерить, и лапти плести. Когда умирали в их семье младенцы, Косма делал им гробики и крестики. Он не любил, чтобы ему прислуживали, но всегда сам хотел помогать всем. «Я услужу, — говорил он, — спрячусь и радуюсь, и молюсь». На нем исполнились слова Господа: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (Мф 20:28). Четыре зимы ходил Косма в церковно–приходскую школу в селе Шипилове, находившуюся рядом с очень красивым пятипрестольным храмом Иоанна Предтечи, в котором пели и читали на службах школьные учителя и дети священников. В храме имелся престол святых бессребреников Космы и Дамиана. В зимнее время, в метель, церковный сторож звонил в колокол каждый час, подавая знак заблудившимся путникам. В Шипилово на Преображение Господне приезжали монахи из Югского Богородицкого монастыря, что в Рыбинском уезде, с Югской чудотворной иконой Богоматери. Икону встречали потом во многих деревнях уезда. Из Углича в июле месяце ходили с иконами Покрова и преподобного Паисия. Было принято в этих краях, когда люди управятся с яровой, идти куда-нибудь на богомолье: в Рыбинский Софийский монастырь, в Югский, и в другие святые места, которых на Ярославщине, как и повсюду в России, было много. Мать, Синклитикия, тоже ездила с Космой в монастыри, и однажды старец одной обители пророчествовал о ее сыне: «Какая ты счастливая! Сын твой родился не только для вашего спасения, но для спасения очень многих людей». В одном из видений в детстве о. Косма услышал голос: «Родился не от рода сего». «А я думаю, — вспоминал о. Косма, — как же так — не от рода сего? Значит, я плохой? И слышу голос: " Нет, ты Божий " ». Пророчествовала о будущем служении о. Космы и блаженная старица Ксения (Красавина Ксения Степановна), жившая неподалеку от деревни Дуплино. Ее открытые голубые глаза ничего не видели, но сердце было зрячим. Поэтому возле ее дома в селе Ларионовка всегда было много людей, желавших получить ее духовный совет. Ее все знали и любили за доброту и мудрость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Строя церковь святителя Николая ратного, Корнилий призывал скоропослушливого молитвенника на охранение обители. И не мнил он, что придет время, и его самого позовут на этот же подвиг. Башня, построенная им, стала церковью, и престол во имя преподобномученика Корнилия стал десятым Божиим престолом в обители уже в XX веке. В освящении этой церкви участвовали и мы с вами в 1986 году, в преддверии великого торжества Русской Церкви — 1000-летия Крещения Руси. Особой жизнью живет Церковь в мире. Над славой Божией не властно ни время земное, ни вражьи силы. Труды, и поты, и кровь, пролитые в XVI веке, проросли в XX веке церковью Божией. Сорок один год игуменствовал преподобномученик Корнилий, четыре столетия молитвой незримо присутствовал в жизни обители, а сколько веков стоять ему на страже обители до архангеловой трубы — ведомо лишь Богу. Вместе со святым игуменом трудился в обители сподвижник и друг преподобномученика Корнилия старец Вассиан — муж ученый. Какими подвигами испросил и он у Бога для себя венец мученический, неведомо. Кратко о нем воспоминание в летописи. Явно же нам то, что подвигом жизни своей стал он неразлучен со святым игуменом и в вечности, приняв мученическую кончину 20 февраля 1570 года, в один день с преподобномучеником Корнилием. Воспитался в Псково-Печерском монастыре преподобный Дорофей. Будучи в 1615 году уже схимником, он вышел из обители по зову Божию, чтобы на новом месте, на земле Ярославской, посеять драгоценное семя истинной духовности, полученное им в родном монастыре, и основать новый монастырь — Югско-Дорофеевскую обитель — духовное чадо Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря. Господь же прославил Дорофея Югского преподобием как плод Псково-Печерской обители. Преподобный иеросхимонах Лазарь прозорливый постригся в монашество в Псково-Печерском монастыре в 1785 году и подвизался в нем безвыходно до самой своей кончины. Строго подвижническая жизнь старца под покровом смирения вполне известна только Богу, но дар прозорливости он не мог скрыть и от людей. Слава Божия выражалась во всей жизни преподобного Лазаря. И угас он на девяносто первом году жизни, в 1824 году, с «упованием, исполненным бессмертия».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010