Наиболее ранним и полным из известных в настоящее время является цикл Сказания на 22 серебряных черневых дробницах на пелене XVIII в. к престолу Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК; Вилкова. 2001. С. 167-175; Вера и власть: Эпоха Ивана Грозного: кат. выст. М., 2007. С. 126-127). Состав сюжетов на дробницах свидетельствует о том, что при их создании была использована наиболее полная редакция «Сказания...», расширенная за счет Жития патриарха Германа К-польского и содержания «Послания трех восточных Патриархов императору Феофилу» (самая ранняя рукопись «Послания…» датируется IX в.; см.: Чудотворная икона. С. 421-435), в т. ч. собрание кратких сказаний о византийских чудотворных образах, в частности о 2 Нерукотворных образах Божией Матери, явленных в г. Лидде. Т. о. появились дублирующие друг друга сюжеты: обретение Нерукотворного образа Богоматери на столпе храма и явление Нерукотворного образа Богоматери в храме, построенном Энеем. В результате неоднократных переделок последовательность дробниц на пелене из Благовещенского собора была нарушена. Однако порядок можно восстановить благодаря, напр., «Римской иконе Божией Матери» из ц. свт. Григория Неокесарийского в Москве работы иконописцев Ивана Карпова, Федора Карпова Попова, Георгия Зиновьева и Симона Ушакова (1668, ГТГ; см.: Чинякова. 2009), где последовательно помещены 24 сюжета «Сказания...»: 1. Ласкание Пресв. Богородицы; 2. Моление Пресв. Богородицы на Елеонской горе; 3. Обретение на столпе в храме г. Лидды Нерукотворного образа Пресв. Богородицы; 4. Прение Энея с иудеями о посвящении нового храма; 5. Написание евангелистом Лукой образа Богоматери; 6. Обретение Нерукотворного образа Богоматери в храме, построенном Энеем; 7. Пресв. Богородица указывает место для храма; 8. Моление патриарха Германа перед Нерукотворным образом Богоматери в Лидде; 9. Написание списка на столпе с чудотворного образа для патриарха Германа; 10. Имп. Анастасий просит Германа стать патриархом; 11. Патриарх Герман запрещает Льву Исавру бороться с иконами; 12.

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

При этом он приводил ссылки и цитировал документы о почитании в г. Казани «новоявленнаго чудотворнаго Пречистыя образа Казанские» («Пречистыя Богородицы новоявленнаго образа»), а также указывал на источник, где КБМ - под 1672 г. - назывался «Пречистыя Богородицы Новоявленнаго Образа» девичим монастырём.(138) «Если московский Казанский собор в колокольных надписях назывался церковью новоявленного образа Пречистыя Богородицы Казанския, - разъяснял И.М. Покровский, - то и вообще все русские храмы, построенные во имя Казанския Богородицы (их особенно много строилось в XVII в.), можно назвать церквами " новоявленного образа " Казанския Богородицы или " явления " Казанския иконы Божия Матери, так как престолы их должны праздноваться 8-го июля или 22 октября, когда постановлено во всей России праздновать " Явлению иконы Казанския Богоматери " или " новоявленному ея образу " , остававшемуся в Казани».(139) Ещё один из «спорных» эпизодов был связан с событиями 1614 г., когда направленный против атамана И.М. Заруцкого (ум. 1614) и Марины Мнишек (ок. 1588 - 1614/1615) военный отряд под командованием князя И.Н. Одоевского (Меньшого) (ум. 1629) - посланный из г. Москвы и зазимовавший в г. Казани - вошёл в г. Астрахань «с образом Пречистые Богородицы новоявленные чудотворные иконы Казанские». О подготовке к его встрече сообщалось в датированной 1 июня 1614 г. «Отписке стрелецкого головы Хохлова воеводам князю Одоевскому и Головину, о распоряжениях, сделанных им для встречи их и приёма в Астрахани» и датированной 29 мая 1614 г. «Отписке воевод князя Ивана Одоевского и Семёна Головина стрелецкому голове Василью Хохлову, о порядке встречи и приготовлении им для постоя домов в Астрахани, и проч.», опубликованных в томе третьем сборника «Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею», напечатанном в г. Санкт-Петербурге в 1841 г.(140) При этом священник Н.А. Романский считал, что князь И.Н. Одоевский (Меньшой) взял с собой «Московскую» Казанскую икону Божией Матери, видя в её именовании в «отписках» подтверждение того, что именно она являлась явленной. И.М. Покровский же, в свою очередь, доказывал, что это была «Казанская» Казанская икона Божией Матери, взятая им из г. Казани. Документальных подтверждений ни того, ни другого не обнаружено. Доводы священника Н.А. Романского опирались на то, что образ характеризовался как «новоявленный чудотворный», и то, что отряд князя И.Н. Одоевского (Меньшого) изначально вышел из г. Москвы. А доводы И.М. Покровского - на «додумываниях» по поводу «возвращения» его в г. Казань и логических построениях, должных доказать, что означенный образ не мог быть «Московской» Казанской иконой Божией Матери.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

В алтаре: образ Божией Матери Цесарской стоящий за престолом в резной золоченой тумбе, украшенный серебром золоченым и жемчугом; образ Божией Матери Иверской древний, подарок купца Стрельникова в той же тумбе, украшенный резным золоченым серебром; образ Божией Матери Владимирской в отдельной тумбе с рукоятием, образ был в деревянной церкви запрестольным. Предалтарный иконостас резной золоченый в пять ярусов, современен времени построения храма. Царские врата с двойной резьбой золоченые с шестью клеймами: Благовещение Божией Матери и четыре Евангелиста. Над вратами в полукружии Тайная Вечерня. Местные образа по правую сторону царских врат: образ Вседержателя в 1827 году украшен чеканной серебряной золоченой ризой купцом Г. Медведковым; образ Божией Матери Владимирской украшен на подобии подлинной Владимирской иконы. Вокруг образа на особой деке изображен акафист Божией Матери, в трех клеймах избавление Москвы Божией Матерью от Тамираксака, внизу подпись: «писаны кондаки и икосы 1725 года»; образ Сретения Божией Матери Владимирской с историей перенесения образа Божией Матери из Владимира в Москву в 1395 году; образ Знамения Божией Матери; образ Иоанна Предтечи; образ Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев. Слева от царских врат: образ Божией Матери Казанской в 1829 году богато украшенный купцом Адрианом Саблиным; образ Воскресения Христова украшен в 1852 году прихожанами; образ Пресвятой Троицы с надписью: «писанъ сей образъ 1726 года W.T.”; образ Жен Мироносиц с надписью: «писанъ сей образъ 1724 года, писалъ Стефанъ Соколовъ»; образ Святого Николая Чудотворца с надписью: «1717 года написанъ сей образъ»; образ Трех Вселенских Святителей. Второй ярус: по центру над царскими вратами два Ангела, резные, держащие над вратами корону, а по сторонам на двенадцати деках Господские и Богородичные праздники. Над пономарской дверью - образ Божией Матери Неопалимая Купина с надписью: «1672 года, Марта въ 1-й день, писанъ сей образъ тщаниемъ и иждивениемъ Григорья, Федора и Петра Сусловыхъ, и отдана съ паю (съ обща) въ церковь къ Сретению Богородицы в казну». Третий ярус: по центру Господь Вседержатель, по сторонам на десяти деках предстоящие Божия Матерь и Иоанн Предтеча, два Ангела и четырнадцать Апостолов. Четвертый ярус: по центру Божия Матерь, сидящая на престоле, по сторонам на десяти деках Пророки. Пятый ярус: по центру Господь Саваоф, по сторонам на десяти деках Праотцы.

http://sobory.ru/article/?object=22229

III.95. Отчет сотрудника Национального музейного фонда о вывозе созданного М.В. Ломоносовым образа Нерукотворного Спаса из Николаевского Малицкого монастыря Тверской епархии 21 ноября 1918 г. В подотдел Национального музейного фонда Отчет о поездке в Николо-Малицкий монастырь 1010 близ Твери 16–21 ноября 1918 г. Согласно данного мне поручения, поездка имела целью осмотр и вывоз в хранилище Национального музейного фонда из Николо-Малицкого монастыря мозаичного образа Нерукотворного Спаса, исполнение которого приписывается М.В. Ломоносову. Вопрос о вывозе образа был поставлен по настоянию Д.Т. Яновича, который, неоднократно посещая монастырь, всегда интересовался этим образом и считал необходимым взять его из монастыря для помещения в музей. При выполнении указанной задачи Д.Т. Яновичем были даны мне подробные данные как о самом образе, так и о предстоящей работе для получения его из монастыря. Явившись в Тверской губерн[ский] исполком, я получил необходимые бумаги в Брянцевский волостной исполком и здесь, объяснив значение данного мне поручения, просил командировать одного из членов исполкома для присутствования при передаче образа. То же подробно объяснено было мною и настоятелю монастыря, подтвердив сказанное имеющимися у меня документами. После этого я получил согласие на передачу образа. Образ помещался в малой монастырской церкви, на правом клиросе, вокруг образа Божией Матери, среди мелких образков и крестов. Образ вынут настоятелем лично и передан мне, в чем мною была дана расписка с подписью присутствовавших при этом настоятеля монастыря и представителя исполкома Брянцевской волости СИ. Белякова. Соответствующая же подпись сделана мною и в монастырской описи. Мозаичный образ Нерукотворного Спаса работы М.В. Ломоносова представляет изображение Спасителя на плате, исполненном серо-белыми и оливкового тона камнями с перевязью на верхних углах красного карминного цвета. Фон вокруг плата коричневатый, мягкого оттенка. Лик розовый, светлый, волосы коричневого с оливковым отсветом тона; вокруг головы сияние из розовых и киноварно-красных камней. Связывающий камни цемент носит следы окраски, соответственно цвету камня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Потому, что, так же как слово в слогах возвещает, так то же самое представляют краски в написанном. Если кто не почитает икону Спаса Христа, да не увидит Его зрака во Втором Пришествии. Тоже и икону Пречистой Его Матери, и иконы святых Ангелов (написанные) так же, как их описывает словами Священное Писание, и кроме того, всех святых, почитаем и воздаем им честь. Те, кто этого не придерживается, да будут анафема» . Как видим, это правило, по существу, лишь сокращенно повторяет основные положения Ороса Седьмого Вселенского Собора. Однако здесь следует отметить два момента. Это прежде всего соборно выраженное утверждение, что пользу от образа получают все члены Церкви, независимо от их культурного уровня. Можно полагать, что это высказывание собора, который имел столь большое значение для Запада, было направлено против понимания образа лишь как «Библии для неграмотных, прочно утвердившегося на Западе со времени св. папы Григория Великого. И все же, несмотря на то что собор 869/870 года признан Римской Церковью восьмым Вселенским, такое понимание образа на Западе не было изжито и отчасти продолжает бытовать и до сих пор . Православному же Востоку такой взгляд на образ всегда был чужд. «Так же как и всякий человек, даже самый совершенный, — писал преподобный Феодор Студит, — нуждается в книге Евангелия, так же обстоит дело и с образом, который ему соответствует» . В конце правила собор выражается с большой силой: кто теперь не почитает икону Христа, тот да не увидит Его зрака во Второе Его Пришествие . Эта фраза представляет для нас особый интерес, так как она, по существу, передает основную истину иконопочитания, выраженную другими словами в Оросе Седьмого Вселенского Собора, где эсхатологический аспект образа, правда с меньшей выпуклостью, подчеркнут пророчеством Софонии (3, 14— 15). Видение Христа в его Второе Пришествие предполагает исповедание Первого Его Пришествия и почитание свидетельства этого Пришествия — образа Его Личности. И обратно: почитание образа есть залог и условие видения Его во славе Второго Пришествия.

http://sedmitza.ru/lib/text/440350/

В приделе Св. Иоанна Предтечи Господня местные иконы в серебреных же ризах с сребропозлащенными венцами. Храмовой образ Св. Иоанна Предтечи Господня, в золоченой рельефной в виде оклада дске. Внизу ея в клейме надпись: «Сей образ написася 1797 года, месяца Февруария 25 дня иждивением Коренного монастыря монахов ....(имена заглажены). В алтаре настоящей церкви запрестольный образ большого размера, на котором изображено распятие Господне с предстоящими. А в придельном алтаре образ Спасителя стоящего, а по сторонам его внизу группа коленопреклоненных апостолов, оклад серебреный, а на Спасителе риза и венец позолоченные, на полях большие камни жёлтого цвета в гнёздах, на нижнем поле вычеканена надпись: «Тщанием и усердием Александры и Марфы Веревкиных»; клеймо 1813 года. Чудотворная икона Знамения Божией Матери, (мерою: в вышину 9, а в ширину 6 вершков), как известно, бывает ныне лишь временно на месте своего первоначального явления и в это время помещается в вышеупомянутом боковом, нарочно для сего устроенном в виде иконостаса месте. Заимствуем описание сей иконы и бывших на ней царских украшений, из старинной описи Курского Знаменского монастыря 1667 года. Образ местной осмилистовой, Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Знамения, Чудотворной иконы, по искони вечному нарицанию Курская, на полях написан образ Господа Саваофа со пророки. У того чудотворного образа Пречистой Богородицы украшения: венец золот чеканный, в венце в челе камень яхонт лазорев, по сторонам два камени яхонты ж красные; у товож чудотворного образа Пречистыя Богородицы в челе жемчугу 34 зерна бурмицких, а около венца жемчугу 63 зерна, да ожерелье жемчужное низано по атласу; усерязи золотые, а в них в гнёздах два камени небольшие бирюзы, около усерязей 16 жемчужных зерен; две рязы жемчужные, а в них во шти (в 6-ти) плетенках в каменья место 9 прокладец, серебренных позлочены, тощие; у товож образа 3. П. Б. у предвечного Младенца Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа венец золот чеканный. У товож образа Пресвятыя Богородицы поля обложены золотом резным с чернью, а около тех золотых пол, на краях, жемчугу 121 зерно; на придельных полях товож Чудотворного образа Пресвятой Богородицы около Господа Саваофа и пророков оклад серебряный резной позлачен, около тех резных пол, жемчугу 254 зерна, а около всего образа приделанных около края полях, оклад серебряный чеканный позлачен; а около тех от крайних пол со всех четырёх сторон по краям, жемчугу 80 зёрен.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается преп. Иоанн Дамаскин, а в 787 г. Отцы Седьмого Вселенского Собора упоминают его несколько раз. Чтец константинопольского собора Святой Софии, именем Лев, присутствовавший на этом Соборе, рассказал, что во время своего пребывания в Едессе он поклонялся этому образу . В 944 г. византийские императоры, Константин Багрянородный и Роман I, купили Нерукотворный Образ у Едессы. Он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в храме Богоматери, называемом Фарос, и император Константин сам составил в честь Образа проповедь, в которой прославлял его как палладиум Византийской Империи. Вероятно, к этому же времени относится, по крайней мере в большей своей части, служба праздника, совершаемого 16 августа, в день, когда вспоминается перенесение Нерукотворного Образа в Константинополь. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 г. следы иконы теряются . Во Франции существует чудотворная икона Нерукотворного Спаса, которая в настоящее время хранится в ризнице собора города Лан. Икона эта считается балканского, может быть сербского, происхождения и относится к XII веку. В 1249 г. икона эта была прислана во Францию из Рима Яковом Пантелеймоном Тарциниусом, будущим папой Урбаном IV, своей сестре, игуменье цистерцианского монастыря . День празднования Нерукотворного Спаса отмечается как «от Едеса пренесение в Константинь град Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа, рекше святаго Убруса». Однако служба этого дня далеко не ограничивается памятью перенесения Образа из одного места в другое. Главное в ней — догматическое обоснование Образа и его содержание. Значение выражения «нерукотворный образ» следует понимать в свете Евангелия от Марка, гл. 14, ст. 58: Образ этот — прежде всего Сам Христос, воплощенное Слово, явленное «в храме Тела Его» (Ин. 2, 21). Со времени Его явления Моисеев запрет образа (см. Исх. 30,4) теряет смысл, и иконы Христовы становятся неопровержимыми свидетельствами воплощения Бога . Здесь не образ Бога, сделанный по домыслу человеческому, а подлинный лик ставшего Человеком Сына Божия, который Предание Церкви возводит к непосредственному соприкосновению с живым Его ликом. В день Нерукотворного Спаса Церковь почитает первую икону Бога, ставшего Человеком.

http://sedmitza.ru/lib/text/440326/

К этому кресту в позднейшее время приделаны восемь медных малой величины литых образов. Когда именно начаты эти приделки, неизвестно. При составлении описания Павло-Обнорского монастыря в 1810-х годах для Истории российской иерархи уже были у верхней части этого креста две припаянные иконки (два малых креста), см. История российской иерархи, том V, издание 1813 года, с.432. Следовательно, остальные шесть образов приделаны в новейшее время. Опишем этот крест с приделками в нынешнем его виде. Средний крест, данный преподобным Сергием Радонежским, есть восьмиконечный, длины четверть аршина, с выпуклыми краями; в середине его Распятие; по сторонам главы Распятого у края средней поперечины креста, надпись, – слева (от зрителя): «ЦАРЬ IC.», справа: «ХС. СЛАВЫ»; под правой рукой Распятого погрудные изображения Божией Матери и Марии Магдалины; под левой – таковые же Иоанна Богослова и Иосифа Аримафейского; над главой Распятого два парящие плачущие Архангела с надписью над ними: «МИХ. ГАВРИИЛ», под стопами Спасителя изображение Адамовой головы (в опрокинутом виде). У верхней части креста изображение Нерукотворного Образа и внутри его ушко, в которое продевался шнурок для ношения креста на шее. Приделаны к этому кресту следующие малые образа: а).над средней поперечиной креста справа (от зрителя) четвероконечный вышиной в один вершок крест с изображением Распятия и над ним Нерукотворного Образа; слева такой же величины крест, на котором в середине вместо Распятия изображён (по мнению Императорского Русского Археологического Общества, которое в своих известиях, том III, 1861 года, с.142, напечатало рисунок Павло-Обнорского креста с объяснением изображений на нём) святой мученик Никита, поражающий палицей диавола; по сторонам этого изображения два погрудные лика, вероятно, Божией Матери и Иоанна Богослова; в верхней части этого креста – Нерукотворный Образ; в нижней поясный лик Угодника Божия, с надписью «СЕРГ.». – У оконечностей средней поперечины большого креста припаяны малые, круглые, величиной с медную копейку, серебряные два образа, с изображением на одном Божией Матери, на другом Иоанна Богослова. Под средней же поперечиной справа и слева круглые же, величиной немного более двух вышеупомянутых, два образа: на одном из них Святая Троица (в виде трёх Ангелов), на другом – Знамение Божией Матери с кругострочным изображением начальных слов песни: «Честнейшую херувим и славнейшую воистину…» К нижней поперечине креста приделаны справа и слева два образа: один четвероугольный, вышиной полвершка, с поясным изображением Святого Николая Чудотворца, другой такой же величины, имеющий верхнюю часть закруглённую, с изображением мученика Никиты, поражающего палицей диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 . Владимирской Божией Матери. 9 . Казанской Божией Матери. 10 . Святителя Николая с мощами. Особенно же обращают на себя внимание по древности два шитых образа, поименованных и в описи 1701 года. 1) Образ Казанской Божией Матери, шит золотом и серебром по красному атласу. Вокруг образа вышит золотом и серебром тропарь «Заступница усердная...» Образ этот, неизвестно кем пожертвован; но по древности может быть отнесён к явлению иконы Казанской Божией Матери. 2) Образ Преподобного Никиты, шит шёлком, золотом и серебром по вишнёвому фону. Это вклад Царицы Анастасии Романовны, супруги Иоанна Грозного. Длина образа 1 аршин, ширина 3/4 аршина; вверху образа подпись, вышитая золотом и серебром: «Преподобный Никита Переславский чудотворецъ». Вокруг образа вышит древний тропарь и кондак, признаваемые творением Грозного (см. акафист ему). Тропарь этот отличен от употребляющегося ныне и читается так: тропарь, глас д: «Христову мученику тезоименит был еси Преподобне, многи подвиги и труды претерпел еси Христа ради, Его же ради вериги носил еси, блаженне: того ныне о нас моли, Никито Преподобне, душевныя наша и телесныя страсти уврачевати, иже верою и любовно почитающих присно память твою». На этом же образе написан кондак Преподобному Никите, употребляющийся ныне с малыми изменениями. Во глас и . «Христа ради от своих си 13 нуждную смерть претерпел еси: приходящих же с верою от честнаго ти (твоего) гроба подавши цельбы, о Никито Преподобне, молитвенниче о душах наших». Предметы, не относящиеся к святыням 1 . Серебряная домашняя посуда. а) 12 стаканчиков серебряных, весом в 1 фунт. г] б) 12 стаканчиков меньшей величины, весом 60 золотников. г] в) 6 маленьких серебряных чашечек с ручками 81 золотник г] 14 . 2 . Пушки, числом восемь. Вес пудов фунтов Длина аршин вершков В выстреле 282,4 кг] 2,5 версты 180 кг] 2 версты 016,2 кг] 2 ¼ версты 2 версты 2,5 версты 2 версты без надписи 1,5 версты Откуда эти пушки взяты – известия нет. Вероятно, они остались от нашествия поляков. В 1701 году пушки стояли на башнях, на ограде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

С началом Перестройки в конце 80-х годов в Советском Союзе началось возрождение церквей и либерализация власти к вероисповеданию. В Бердичев прибыли монахи Ордена Босых Кармелитов. В воскресный день 22 июля 1990 года в присутствии 6000 верующих, среди которых многочисленные гости из Польши, Литвы, Белоруссии, паломники из Житомира, Полонного, Гвоздавы, и почетных гостей — генерала Ордена Босых кармелитов отца Филиппа Саиндз де Баранди, профессора международного университета в Риме «Терезианум» о. Иесуса Кастеляно, главного постулятора канонизации о. Михала Махеека — впервые после многолетнего перерыва состоялись празднества по случаю годовщины коронации иконы Матери Божьей Бердичевской. Мероприятия состоялись на площади (внутреннем дворе) перед храмом, который на то время еще принадлежал государству. С этого времени возродилась традиция ежегодного паломничества к бердичевскому храму, в котором в свое время находилась икона Матери Божьей Бердичевской. В следствие этого перед обществом встал вопрос восстановления иконы взамен утраченной. После безрезультатных поисков оригинала образа Матери Божьей Бердичевской на территории Украины и Польши отец-провинциал Ордена Кармелитов Босых провинции Святого Духа осенью 1990 года постановил поручить создать новую икону, предназначенную для культа. Поручение приняла художница-живописец и реставратор Божена Муха-Совинская (Краков, Польша). Ранее она уже изготовляла такого рода копию Матери Божьей Снежной для монастыря в селе Черная (Западная Галиция, Польша), а также с помощью своего отца — художника Евгения Мухи — удачно провела реставрацию милостями известного образа Пресвятой Богородицы в Чернском санктуарии перед коронацией в 1988 году. Изготовление правдивой копии Матери Божьей Бердичевской было связано с большими трудностями. В частности, среди многочисленного количества репродукций и собранной иконографии не хватало цветного изображения оригинала. Все черно-белые изображения показывали Мать Божью Бердичевскую покрытой вышитым окладом, с короной на голове. Окладом прикрыты и цветовые соотношения и композиция всего образа. Единственным и очень ценным свидетельством стал подробное композиционное описание иконы, выполненное отцом Брониславом Яросинским, хранителем иконы Матери Божьей Бердичевской в 1921-1925 гг. После снятия чудотворного образа из алтаря, отделения оклада и короны, он очистил и закрепил его. Одновременно он сделал подробное описание цветовой композиции иконы.

http://pravicon.com/info-4047

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010