Спасение возможно и среди мира, если только будем жить, сколько возможно подражая жизни святых». (Достоп. событ. о. Адриана подвижника югского. Спб. 1862 стр. 41 – 43). Кроме устных наставлений монахи оставили бесчисленное множество писаний, в которых верущие могут находить наставления в вере православной. Большая часть писаний св. Отцев, уважаемых Церковью , принадлежат инокам. И у нас в России сколько потрудились иноки в писании для назидания православных! Это всегдашние памятники иноческих трудов в пользу веры и благочестия. Устройство училищ Иноки заботились не только о распространении, но и об утверждении веры и благочестия, содействовали сему не только наставлениями, но и образованием и воспитанием детей в училищах при монастырях. Сии училища первоначально появились в монастырях Пахомия Великого в Египте. Монахи первоначально принимали сирот бесприютных по примеру Иова ( Иов. 29:12 ), который был отцом сирот. Василий Великий излагает и правила для училищ монастырских (прав. 15. т. 5. Москв. 1848 г. стр. 132–134). Обучение детей было соответственно цели воспитания их в вере и благочестии, заставляли детей учить наизусть изречения св. писания; вместо басен рассказывали им повествования о чудных делах Господних, вразумляли их изречениями из притчей и награждали за удержание в памяти священных слов и предметов. Из сих училищ вышло много людей отличных. Св. Златоуст, сравнивая училища гражданские с училищами в монастырях, свидетельствует, что из мирских училищ выходило столь же мало добрых воспитанников сколько худых из монастырских (см. против. порицат. монаш. 3). Обличая современное небрежение родителей о христианском воспитании детей, говорить: «и худо не то одно, что они внушают детям противное заповедям Христовым, но и то еще, что нечестие прикрывают благозвучными именами, называя частое посещение конских ристалищ и театров светскостью, славолюбие величием души, дерзость – откровенностью, расточительность – человеколюбием, несправедливость – мужеством. При таком воспитании, живя среди соблазнов, с ранних лет увлеченный в рабство страстям, может ли юноша освободиться от них, когда все толкают его в бездну порока, все погружают его глубже и глубже, когда сами родители и словом и примером распаляют страсти и извращают в его душе понятие о добре и зле, как бы боясь, чтобы он, услышав от других настоящее название добродетелей и пороков, не избежал от заразы» (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Кого только ни поминает архимандрит Павел! Даже загадочное лицо русской истории старца Феодора Кузьмича, о котором ходят легенды, что это никто иной, как император Александр I. «Помер 20 января 1864 года в 8 ¾ часов вечера, – с удивительной точностью указывает отец Павел. – Похоронен в Алексеевском монастыре г. Томска. Его молитвами помилуй нас, Господи». «О упокоении... Р.Б. Андрея и Марии, родители святителя Иоасафа; Димитрия и Даниила, дедушки святителя Иоасафа. Старца Иерофея. Похоронен у Троицы на кладбище г. Тутаева Помяни, Господи, Югского старца Адриана. Схимонаха Вассиана. Раба Божия Иоанна Евфимовича, помер 15 окт. 1906 г. 104 годов от рождения близ Вышнего Волочка Схимонахину Пелагию, Елену, Параскеву, Иосифа у Пятницы на Бору. Монахину Евстолию. Монахину Сарру, она затушила подожженные французами фитиля в 1812 г. и предотвратила этим взрыв Новодевичьего монастыря. Померла 18 марта 1840 года. Помяни, Господи, старца Варнаву. Подвизался в Брянских лесах, помер от побоев, нанесенных разбойниками». «Вот ради этих покойничков вроде бы надо и пожить, кто их помянет? – пишет о. Павел. – В городах батюшки перегружены, а в селах батюшек всё меньше и меньше, вот, пожалуй, и пожить да попоминать ищо надо». «Последняя староста церкви села Правдино Мария Петровна Гаганова; умерла 2-го мая н/с 1978 года. Царство ей небесное». Читая этот бесконечный список имен, уходящий, словно журавлиный клин, в небеса, вдруг на чистой странице видишь четкие, написанные по старой орфографии, батюшкины строки: «По смерти моей Бога ради прошу вписать и мое имя в сей синодик. Священник Павел Груздев. Нам венцы готовятся. I. П». «I. П.» – сокращенно или же Павел, потому что «игумен» пишется с начальной «И», а значит, эта запись отца Павла сделана не позднее 1966 года, когда он был возведен в сан игумена. И до того неоспоримо это блеснувшее, как молния, прозрение – «Нам венцы готовятся» – среди поминальных строк батюшкиного синодика, что и ты, озаренный на мгновенье, словно прошиблен этой молнией до глубины сердца...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

   Строя церковь святителя Николая ратного, Корнилий призывал скоропослушливого молитвенника на охранение обители. И не мнил он, что придет время, и его самого позовут на этот же подвиг. Башня, построенная им, стала церковью, и престол во имя преподобномученика Корнилия стал десятым Божиим престолом в обители уже в XX веке. В освящении этой церкви участвовали и мы с вами в 1986 году, в преддверии великого торжества Русской Церкви — 1000-летия Крещения Руси.    Особой жизнью живет Церковь в мире. Над славой Божией не властно ни время земное, ни вражьи силы. Труды, и поты, и кровь, пролитые в XVI веке, проросли в XX веке церковью Божией.    Сорок один год игуменствовал преподобномученик Корнилий, четыре столетия молитвой незримо присутствовал в жизни обители, а сколько веков стоять ему на страже обители до архангеловой трубы — ведомо лишь Богу.    Вместе со святым игуменом трудился в обители сподвижник и друг преподобномученика Корнилия старец Вассиан — муж ученый. Какими подвигами испросил и он у Бога для себя венец мученический, неведомо. Кратко о нем воспоминание в летописи. Явно же нам то, что подвигом жизни своей стал он неразлучен со святым игуменом и в вечности, приняв мученическую кончину 20 февраля 1570 года, в один день с преподобномучеником Корнилием.    Воспитался в Псково-Печерском монастыре преподобный Дорофей. Будучи в 1615 году уже схимником, он вышел из обители по зову Божию, чтобы на новом месте, на земле Ярославской, посеять драгоценное семя истинной духовности, полученное им в родном монастыре, и основать новый монастырь — Югско-Дорофеевскую обитель — духовное чадо Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря. Господь же прославил Дорофея Югского преподобием как плод Псково-Печерской обители.    Преподобный иеросхимонах Лазарь прозорливый постригся в монашество в Псково-Печерском монастыре в 1785 году и подвизался в нем безвыходно до самой своей кончины.    Строго подвижническая жизнь старца под покровом смирения вполне известна только Богу, но дар прозорливости он не мог скрыть и от людей. Слава Божия выражалась во всей жизни преподобного Лазаря. И угас он на девяносто первом году жизни, в 1824 году, с «упованием, исполненным бессмертия».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Какое право имеем мы думать про Каиафу, что он идиот и негодяй? Он спрашивает Христа: Ты ли Сын Божий? – Иисус отвечает: да, такой же, как и ты и все люди (так по смыслу рационалисты толкуют ответ Спасителя). И вдруг Каиафа видит в этом богохульство! Чтобы так толковать вопрос Каиафы и ответ Спасителя, надо быть не только очень плохого мнения о Спасителе и Каиафе, но, кроме того, совершенно игнорировать элементарнейшие данные о природе человека вообще. Рационалисты, разумники, споткнувшись о «сверхъестественное», представили всё дело «противоестественным», – что с точки зрения Разума и разумности гораздо хуже. Сверхъестественное не отметает естественное, а только превосходит его, противоестественное нарушает и отвергает естественное в принципе. —73— И если можно членов Церкви назвать людьми, верящими в сверхъестественное, то рационалистов по всей справедливости можно назвать людьми верящими и проповедующими противоестественное. Для члена Церкви Иисус и его дела сверхъестественны. Для рационалиста Иисус и Его дела противоестественны. И если бы рационалисты хоть капельку подумали, им стало бы ясно и очевидно (например, Гарнаку), что они проповедуют противоестественного Иисуса. Беда именно в том, что они не думают, а только рассуждают. Вот от этого и предостерегает нас Церковь и её учение. А чтобы не быть голословным и не витать в облаках, укажу вам как на пример утверждения и проповеди «противоестественного», на слова Добролюбова 165 (стр. 30, II выпуск Всемирного Единения). Если слова не суть проповедь противоестественного, то в них нет никакого смысла, что вам легко увидеть, если попробуете передать своими словами. Где тонко, там и рвётся! Всего хорошего. Крепко жму вашу руку. Д. Хилков И.Д. [Автор не установлен]. Кончина праведника: Кончина югского иеромонаха Адриана († 1853 год) 166 —74— С 5 июля прежде началась необыкновенная робость, потом устроил себя в безмолвии, ничего не отвечая, —75— кроме самого нужного, или показывал себя как будто ничего не понимающим, а лицом был как будто с кем занявшись рассуждением, или во внимании строгом, ожидая наказания за великое преступление.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Часть III. Приложения Приложение I . Из писем Ивана Ивановича Троицкого Иван Иванович Троицкий (Спасский по отцу 242 ) родился 21 июня 1828 г. в семье священника села Любегощь (Тверская губ.). В 1845 г. он закочил Тверскую Духовную семинарию; отклонив требования родных жениться и определиться на приход, он служит домашним учителем. В 1850 г. Иван Троицкий становится ближайшим учеником старца Адриана Югского , который, не благословив его поступать в монастырь («Тебе здесь не дадут свободы для истинного пути, а Бог готовит тебя для многих скорбных сердцем»), – стал готовить его к подвигу странничества. После смерти отца Адриана в 1853 г. за советом к Ивану Ивановичу обращаются многие духовные дети старца, с которыми у него завязывается обширная переписка. В 1861 г. он издает письма старца, позднее участвует в составлении его жизнеописания. В 1860-х гг. деятельно помогает в организации женских монастырей в Рыбинске и Бежецке, во главе которых стояла духовная дочь отца Адриана, а в числе монахинь было много духовных детей Ивана Ивановича. «Великий раб Божий» скончался в Москве 25 июня 1897 г., похоронен на городском кладбище г. Бежецка. При участии И. И. Троицкого изданы: Руководство к духовной жизни старца Адриана Иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, – или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами. Т. 1–2. СПб., 1861 243 (частично переиздано: М. – Рига, 1995); Сказания о жизни и подвигах старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой общежительной пустыни. Собрано из достоверных источников, – рассказов очевидцев, близких старцу, и записок разных лиц, преданных старцу, – тщанием Настоятельницы Бежецкой Благовещенской Общины, лично знавшей Старца, Монахини Софии. М., 1885. Жизнеописание и письма И. И. Троицкого см. в: Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. С приложением краткого его жизнеописания и двух портретов. Вып. I (1882). Шамордино, 1913; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. II. 1881 и 1883 гг. Шамордино, 1914; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. III. (1871–1897). Шамордино, 1915.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

От времен преподобных Антония и Феодосия печерских и до ныне монастыри служат примером добродетельной жизни и прибежищем для всех, ищущих духовного совета и назидания. Вся история Русской Церкви свидетельствует о сем. И в наши времена сколько пользовались советами и назиданиями старцев Серафима саровского , Филарета новоспасского, Филарета глинского , Георгия задонского , Феофана новоезерского, оптинских Леонида и Макария и югского Адриана! Кроме трех первых, они не только устно назидали и утешали, но и оставили драгоценные письма, которые могут служить руководством для всякого ищущего спасения. Так отец Адриан со слезами убеждал приходящих к нему к покаянию и к исправлению жизни: «пожалейте себя и меня; я с вами теряю время не из выгод каких, но из христианской любви к вам, дабы вы спаслись. Я готов, говорит он, всем вам в ножки поклониться и слезно умолять вас: исправляйтесь, исправляйтесь, пожалуйста, начинайте обращаться к своему Создателю, миритесь с Ним, полюбите труды покаяния, сколько есть сил у вас, доколе мы будем гнить в страстях, не боясь вечных мук в аду? О, братие, страшно впасти в руце Бога жива! Он долго ждет; да ведь и бить-то больно будет за презрение то! или вас пугают труды и скорби ради очищения души? Все равно, от невоздержания и жизни изнеженной, ведь, мы болезней-то неминуем-же, а смерти ни как не избежим. Так лучше же с честью умереть заранее телом греху, чтобы ожить для Бога душой! Если будем избегать трудов и скорбей ради Господа и спасения души своей: ведь и в аду-то не слаще будет за безпечность. Начинайте, с болезнью сердца прошу, начинайте, пожалуйста, ваше исправление, начинайте жизнь благочестивую (духовную): право будет хорошо, и перемене жизни сердце ваше обрадуется! Не слушайте, пожалуста, тех, которые по безпечностп и неверию говорят: спасались люди только прежде, а ныне это невозможно. О, поверьте, не верьте этому. Церковь Христову врата адовы не одолеют до скончания века. Всегда и на всяком месте силен Бог спасти от всей души к Нему обращающихся с покаянием в усердных и частых молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Он закончил Тверскую духовную семинарию и желал посвятить себя монашеству. Но родные требовали, чтобы он женился и определился на приход. Это заставило Ивана Троицкого покинуть родной дом и какое-то время служить домашним учителем. В 1850 году он стал ближайшим учеником старца иеромонаха Адриана Югского . Однако старец не благословил его поступать в монастырь, сказав: «Тебе здесь не дадут свободы для истинного пути, а Бог готовит тебя для многих скорбных сердцем». В этих словах мы слышим суровый приговор тому положению, что существовало во многих русских монастырях синодального периода. С этого момента И.И. Троицкий жил под непосредственным руководством отца Адриана, ежедневно приходя в монастырь и встречаясь со старцем. После смерти наставника за советом к Ивану Ивановичу стали обращаться многие духовные дети старца, с которыми у него завязалась обширная переписка. В этот период Иван Иванович вел образ жизни, который сам называл странническим. У него не было своего дома, и несколько раз в год он менял место жительства, переходя от одних духовных детей к другим. Очевидно, так в особых условиях своей жизни он стремился реализовать обет нестяжания. В 1860-х гг. он помогал в организации женских монастырей в Рыбинске и Бежецке, во главе которых стояла духовная дочь отца Адриана, а в числе монахинь было много духовных детей Ивана Ивановича. Похоронен был «великий раб Божий» на городском кладбище города Бежецка . Как видим, И.И. Троицкий — это опытный духовный наставник, прошедший школу послушания, в своем личном подвиге ориентированный на монашество. Лишь непростые обстоятельства его жизни и современной ему церковной действительности не позволили Ивану Ивановичу принять постриг. Таким образом, приведенные примеры старцев снова возвращают нас к самой сердцевине старческого руководства: подлинный старец — это прежде всего опытный духовный руководитель, лично прошедший по пути духовного восхождения и способный поделиться этим опытом с другими. Если старец удовлетворяет этому, главному условию, то в принципе нет и не может быть никаких других формальных, внешних требований , которые могли бы быть предъявлены к нему.

http://bogoslov.ru/article/442197

В Шипилово на Преображение Господне приезжали монахи из Югского Богородицкого монастыря, что в Рыбинском уезде, с Югской чудотворной иконой Богоматери. Икону встречали потом во многих деревнях уезда. Из Углича в июле месяце ходили с иконой Покрова и преподобного Паисия. Было принято в этих краях, когда люди управятся с яровой, идти куда-нибудь на богомолье: в Рыбинский Софийский монастырь, в Югский и в другие святые места, которых на Ярославщине, как и повсюду в России, было много. Мать Синклитикия тоже ездила с Космой в монастыри, и однажды старец одной обители пророчествовал о ее сыне: «Какая ты счастливая! Сын твой родился не только для вашего спасения, но для спасения очень многих людей». В одном из видений в детстве о. Косма услышал голос: «Родился не от рода сего». «А я думаю, – вспоминал о. Косма, – как же так – не от рода сего? Значит, я плохой? И слышу голос: «Нет, ты Божий». Пророчествовала о будущем служении о. Космы и блаженная старица Ксения (Красавина Ксения Степановна), жившая неподалеку от деревни Дуплино. Ее открытые голубые глаза ничего не видели, но сердце было зрячим. Поэтому возле ее дома в селе Ларионовка всегда было много людей, желавших получить ее духовный совет. Родилась она в Мышкинском уезде, ее все знали и любили за доброту и мудрость. Около тридцати лет она прожила в землянке, как затворница, питаясь сухариками, а когда их не было, теребила мох и ела его. Жаждущие ее помощи приезжали за ней из разных мест и увозили к себе пожить, чтобы многие люди имели возможность получить духовную поддержку блаженной старицы. За это гонители веры ненавидели ее, преследовали, сажали в застенки, где она претерпела издевательства и поношения. Однажды тюремные начальники, глумясь над ее святостью, подали ей жареную ворону: «Вот мы курочку тебе приготовили». Старица ответила им: «Ворона летала, летала и Ксении на тарелочку попала. Кушайте сами». Умерла блаженная старица Ксения 14 августа 1940 г., не дожив два года до ста лет. Веря в молитву праведницы, многие люди приходили во время войны и приходят по сей день на ее могилку получить помощь свыше.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamonto...

Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 203 об.–204. – К 1621 году распределение икон в трапезе подверглось крупным переменам и дополнениям. «В трапезе в деисусе образ Спасов на престоле по сторонам два архангила на той же цке, а по сторонам три образа на красках, образ местной Успение Пречистые Богородицы на золоте, около ево по обе стороны образы местные седмица на золоте. С правую сторону месного образа Успения: образ Воскресение Христово, образ Благовещенья Пречистые Богородицы, образ Кирила чюдотворца в деянии, писаны все на золоте. По левую сторону месного образа Успения: образ пядница болшая, на ней писано причта о Воплощении Господни и заклание агнцу и соборы святых отец на красках, образ месной Живовачалные Троицы да Сергие чюдотворец на одной цке на золоте, образ всех святых на золоте Над дверми, что ходит из трапезы в церковь Введения Пречистые Богородицы: образ Пречистые Богородицы со апостолы, Сергиево виденья, на золоте болшая пядница, ветх, да образы на одной цке трие святителие вселенские Василей Великий, Григорей Богослов, Иван Златауст да три святители московские Петр и Алексей, Иона да архиепискупы Александрейский Афонасей великий и Кирил на золоте. По левую сторону дверей, что ходят из трапезы в церковь Введении Пречистые Богородицы; образ местной Распятие Господне, образ Спасов Умовение ногам святых апостол, образ Усекновения честния главы Иванна Предтечи, образ Собор архистратига Михаила и Гаврила и прочих безплотных сил..... По той же стене в углу: образ Спасов нерукотворенный в деянии, болшая пядница на золоте. В трапезе з около столпа пядницы на золоте и на красках: образ Живоначалная Троица на золоте, образ Пречистые Богородицы Одегитрие на поле Кирил чюдотворец на золоте, два образа Пречистые Богородицы Одегитрие на поле Кирил чюдотворец на красках, два з образа Пречистые Богородицы Сергиево виденья на золоте, три образа Кирила чюдотворца, один на золоте, а два на красках, два образа Дмитрея прилуцкого на золоте, два образа ярославских чюдотворцов на золоте, два образа соловецких чюдотворцов на золоте, три образа Леонтия ростовского чюдотворца, два на золоте, а трете(й) на красках, образ Иванна Богослова да ученика его Прохора на краске, образ Никиты великомученика на краске, образ Варлама хутынского на краске. И всех образов около столпа на трех сторонах двитцетъ одна пядница, да на том же столпе позади на четвертой стороне образ Пречистые Богородицы Одегитрие в затворы на золоте, по полям и на затворех писаны многие святые» (Рукоп. Кир. библ. 73–1312, д. 300 об,–305).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В западных епархиях почти всё зажиточное население принадлежит к не Православным вероисповеданиям, а, следовательно, духовенство Православное более других епархий нуждается в экстренных средствах содержания. Потому, особенное будет благодеяние для сего духовенства, если воспоследует милостивое соизволение Государя Императора на это увеличение земляного участка, – что, кажется, и не будет затруднительно, так как к сему склоняется г. министр государственных имуществ и II отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, судя по бумагам, при указе приложенным. Мне остаётся только присовокупить, что если признается нужным увеличить земной священнический участок по епархии Подольской, то это ещё нужнее по епархиям Литовской, Минской и Белорусским, так как здесь земля гораздо худшего качества, а следовательно, доставляет меньшие средства пропитания. Комитету по перестройке в Православную церковь по-августианского в Вильно костёла, от 22 июня за 1755, об устройстве в сей церкви иконостаса по составленному плану Для Церкви, устраиваемой из бывшего августианского костёла, составлен епархиальным архитектором по моим указаниям план иконостаса. Этот план, мною утверждённый и собственноручно помеченный, препровождается при сём в строительный комитет. За сим предлагаю оному комитету об устройстве иконостаса по тому плану войти в условия с Виленскими мастеровыми, а о написании икон снестись и условиться с находящимися в С.-Петербурге академиком Горбуновым и художником Васильевым, с которыми по моему поручению имел уже личное предварительное соглашение член комитета кафедральный протоиерей. Образа для иконостаса должны быть следующие. На царских вратах Благовещение, а внизу четыре евангелиста, по два на образе, над царскими же вратами Тайная вечеря – 5 образов. Возле царских врат Спаситель и Богородица – 2 образа. На северных и южных дверях св. апостолы Пётр и Павел – 2 образа. Над ними небольшие круглые 2 образа царя Давида и царя Соломона. Крайние местные 2 образа храмовый первоапостола России святого Андрея Первозванного и святого Иосифа Обручника. Над царскими вратами 1 образ снятие с креста Господа нашего Иисуса Христа. Возле сего образа по обе стороны, 2 образа равноапостольных св. Владимира и святые Ольги. Над боковыми дверями в верхнем этаже 2 образа св. Александра Невского и св. Сергия Радонежского чудотворца. Крайние 2 образа верхнего этажа, на одном святые Антоний и Феодосий Печерские , а на другом св. Алексий и Пётр, митрополиты Московские. Запрестольный большой 1 образ взятия на небо Пресвятые Богородицы. На верху, вместо всевидящего ока, 1 нерукотворенный образ с надписью: такова имамы Первосвященника. Сверх того, написать и поставить по левую сторону иконостаса в особом киоте 1 образ святых бессребренник Косьмы и Дамиана, на память бывшей Православной церкви во имя сих святых вблизи ныне устраиваемой Церкви св. Андрея Первозванного. Всего 23 образа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010