Когда человек приписывает Богу личность, то это не значит, что он переносит на Бога свою человеческую особенность, как утверждает западно-восточная теософия, ставящая истину вверх ногами, а наоборот. Человек имеет личность, потому что Бог личен. Прямая зависимость образа человеческого от образа Бога видна из того факта, что потеря Божьего образа влечет за собою потерю и человеческого образа и человек превращается в демона. То же случилось и с ангелом, когда он потерял образ Божий: он потерял и ангельский образ и превратился в демона. Образ проявляется в человеке: 1) в разуме, так как ум богоподобен, по свидетельству всех древнецерковных писателей, 2) в совести, которую можно подавить, заглушить, но истребить нельзя, 3) в свободе воли, которая в выраженной человеческой личности непобедима, и 4) в чувстве личной ответственности. Демонское безобразное состояние характеризуется безумием, угасанием совести, рабством страстям и полной атрофией чувства ответственности. В рукописи, найденной среди трудов Бернарда Клервосского, говорится о проявлении образа в стремлении к миру (покою), восприятии истины и в любви. 21 В послеапостольские времена о «созерцании в себе образа Божия» говорит Афанасий Великий : «В нас есть Его отпечаток» 22 . Как и где созерцается образ? На этот вопрос отвечает Иустин Философ : «В духе человека есть око ума, позволяющее непосредственно зреть Божество» 23 . Западноцерковная наука в лице Августина подтверждает это: «Образ Троицы созерцается в уме человека» 24 . Созерцания образа Всемилостивый Бог снисходит к человеческой слабости и дает созерцать образ, или непосредственно или в образе Сына. Климент Александрийский , который удостоился лицезрения образа, говорит: «Логос есть образ (икон) Отца, а человек – образ Логоса. Логос есть принцип сверхчувственного познания, делает человека божественным… дает ему лицо (образ)» 25 . Ученик Климента Ориген расширяет мистический опыт своего учителя так. В главенствующем органе человека, в уме сердца, в игемоникон (hegemonikon по латыни principale cordis) есть место, где пребывает, где живет Логос-Христос, который является совершенным, просветляет их игемоникон для сверхчувственного знания всех вещей 26 . Здесь – алтарь внутреннего человека, откуда молитвы возносятся, как ладан 27 . Кто дает место Богу, в том Бог сеет семена Свои в игемоникон 28 , который обладает всеми высшими познавательными силами и может вместить тайны Боткин 29 , он потенциальный просветитель. А душа – оболочка игемоникон. Если ты стремишься к истине и мудрости в духовном напряжении, или к созерцанию Бога, то Иисус открывает твои глаза 30 , и ты воспринимаешь, как в бодрственном состоянии или как образ во сне 31 . И вообще христианство есть функция игемоникон, есть Я-религия 32 . Нужно беречь игемоникон от зла с помощью Логоса, зло помрачает игемоникон.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

И здесь у Иванова проступает следующее понимание: сотворение человека по образу Божьему устанавливает такой статус образа, согласно которому образ есть внутреннее предназначение вещей, не проектируемое вовне, в материальную форму. То есть до рождения Христа образа Божьего в человеке не было видно в прямом смысле. Принятие Богом «зрака раба», помимо всего прочего, кардинально изменило и статус образа. Отныне образ есть материальная форма, вполне самодостаточная, доступная чувственному восприятию и изображению в красках, главным образом на иконе. И можно выделить отдельный класс нерукотворных икон, которые носят прямую печать Христа, Его Лика. Образ, таким образом, претерпевает изменение и со стороны человека. То есть изобретение все новых технологий изображения реальности меняет контекст, в котором любые образы, включая и образы Бога, создаются и воспринимаются. Можно сказать, что даже Интернет (и особенно он) изменил икону так же, как в свое время ее поменяли портретная живопись, модернизм, религиозная философия образа. Смысл образа для нас переходит из его конкретной формы в возможность его воплощения. Образ есть залог медиации, посредничества между Богом и человеком и дар самого Посредника. Но тогда для нас важна не столько « печать» того или иного святого, сколько сама возможность печати, то есть запечатленность мира Богом. Главная мысль здесь состоит в том, что у Иванова появляется различие между состоянием образа до Христа и состоянием образа после Христа. Различие это, может быть, не в самих образах, но в статусе образа, в том, что образ уже несет залог будущего нашего воскресения не потому, что мы икона Божья, а потому что мы становимся творцами икон. Хоружий С.С.: То есть, раньше, до боговоплощения печати в образе быть не могло? Роберт Берд: Да, можно так сказать. Материальной печати не было, печати в материи. В эпоху, когда многие воспринимали мир как лес символов, внимание Иванова к материально запечатленным образам разделялось отдельными современниками. Наиболее близкую параллель можно усмотреть в понятии надписи у Ивана Бунина. В таких стихотворениях-эпитафиях как «Надпись на чаше» и «Надпись на могильной плите» Бунин выказал глубокое понимание особого резонанса слов, «врезанных в вещество». Самый знаменитый пример — стихотворение с первоначальным названием «В Альпах» — «Сонет на льдине». Это стихотворение хорошо иллюстрирует эту мысль.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

8.1.1. Понятие образа Божия в Ветхом Завете Образ, по которому был некогда создан человек, как " идеал " , как " икона " , не является результатом богословского или философского дискурса. Он есть достояние Откровения. Господу было угодно открыть одну из тайн бытия человеку. Человек должен знать, что он появился не как-нибудь, не случайно, не в ходе эволюции (понимаемой телеологически или спонтанно), а в результате дарования Богом Своего образа Своему творению. Тема образа, конечно, задана " шестодневом " : Быт.1:26: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему... Библейское поэтическое повторение, усиление ( " образ " и " подобие " ) смысла приобрело характер экзегетической проблемы: является ли это только усилением или это два смысла, открывающих перспективу - от " образа " к " подобию " . Следует иметь в виду, что тема образа почти не интересовала ветхозаветную антропологию. Лишь иногда мы встречаем повторение этой темы, но нигде не находим ее разработки: Прем.2:23-24: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего. Нам трудно себе представить, но древнееврейское богословие не могло опереться на понятие образа. Да и вообще глубина пропасти между божественным и человеческим разделяла сознание так, что ветхозаветная антропология почти не знала богоподобия. " В чисто еврейской букве, интерпретируемой из исторического редактирования Ветхого Завета, нет ничего (или почти ничего) для какого-нибудь религиозного богопознания или же антропологии, основанных на понятии образа Божия " - писал философ В.Н. Лосский. Только пришествие в мир Спасителя открыло человеку подлинный смысл образа. Это было подобно катастрофе: самые глубокие мыслители и еврейские богословы не могли принять мысль о столь тесном соединении. Как Бог мог дать человеку Свой образ? Как Он Сам мог в этом образе стать человеком? Сколько умов " сломалось " на этой мысли, которая, по словам апостола Павла, стала 1Кор.1:23: ...для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

– Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 605 и об.). 691 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 186. – В 1621 же году «подле того» (т. е. образа Св. Феодора) был «образ Успенья Пречистые Богородицы – большая пядница на золоте над дверьми, что ходят в предел к Феодору Стратилату. A подле Успенья образ Рожество Пречистые Богородицы на празелени, таковаж пядница» (Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 281 об.–282). 692 По словам описи 1621 года, на затворе северных дверей был писан «разбойник со крестом, на красках» (Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 287), а рядом с скверными дверьми у стены в киоте находился образ местный «Седмица на одной цке, на золоте» (Рукоп. Кирил. библ. л. 284 об.). 694 «Над северными дверми киот двойной, a в нем восмь образов пядниц: образ Воскресение Христово, образ Спасов Вседержитель, два образа Пречистые Богородицы Умиления, два образа Олексея митрополита, образ ярославских чудотворцов, все на золоте, образ Павла обнорского на красках. Ниже того киот резной на дереве золочен, а в нем образ Николы чюдотворца поясной на золоте, гривна серебрена витая золочена» (Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 284 и об.). 695 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 187 об.–189. – Из описи 1621 года можно вывести более определенное заключение, что табло, на котором находились перечисленные образа, было иконостасным, хотя самый состав их к тому времени был уже подновлен «В церкви ж по нижному тяблу над местными образы пядницы окладные на золоте на красках старые: над царскими дверми образ Вседержитель, образ Иванна Предтечи, образ Николы чюдотворца поясные..., образ Пречистые Богородицы Коневския... образ Рожество Пречистые Богородицы.., образ Николы чюдотворца поясной, три образы Спасовы Вседержителя..., четыре образа Пречистые Богородицы..., два образа Рожества Христова..., четыре образа Николы чюдотворца..., образ Воскресение Христово..., образ Чюдо архистратига Михаила да на той же цке пять святых..., образ Илья пророк.... да на той же цке пять святых, образ святые мученицы Пятницы..., образ Дмитрея прилуцкого..., образ Николы чюдотворца можайского .., образ Макария колявинского..., образ Пречистые Богородицы на красках на поле Кирил чюдотворец, образ Спасов Вседержитель..., образ Леонтия ростовского.., образ Пречистые Богородицы Одегитрия..., образ трех святых..., образ Николы чюдотворца, образ праотца Аарона, два образа Кирила чюдотворца, образ трех святых на одной цке..., образ Кирила чюдотворца» (Рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

У того ж образа шездесят пять крестов мужеских и женских малых и больших; в них три креста золоченых, у одного четыре королька по рошкам, да в них же крест невелик раковинной. У того ж образа золоченых копеек семьдесят три копейки. Да золотой угорской. (Л. 69 об.) Да ожерелейцо жемчюжное низано в шахмат. Да сорок семь пронизок серебряных. Образ Пречистые Богородицы да Николы Чюдотворца на одной цке, венцы серебряныя золочены басемныя; на том же образу четыре святых, у них венцы серебряны золочены басемныя ж. Образ Пречистыя Богородицы Умиление малая пядница невелика, обложен сребром басмою, золочен; у него по полям четыре камени винисы да два каменя бирюски; (Л. 70) венец серебрян сканной золочен, а в нем камень бирюза да по сторонам два жемчюга бурминских. У того ж образа пелена по бархоту черчатому, крест, и слова, и по полям травы низаны жемчюгом с дробницами серебряными золочеными . Образ Благовещения Пресвятыя Богородицы 102 невелик ветх , обложен сребром басмою, золочен; у него два венца серебряны золочены сканные, а в них два каменя виниски 103 да камень бирюза . У того ж образа пелена по черчатым дорогам, крест на пелене низан жемчюшком (Л. 70 об.) з дробницами; а та пелена ветъха. 105 А по сторонам пелена обложена бархатом черным, травы низаны жемчюгом . Образ Пречистые Богородицы Владимирския в киоти, обложен сребром в басму, золочен; у него венец и цата серебряны золочены басемныя; поднизь и ожерелье низано жемчюгом во рефидь. У того ж образа серьги одинцы жемчюжныя на серебре, золочены. Рясы жемчюжныя тройныя, посеретке и по концам камешки виниски и бирюски. Да крест серебрян золочен, с финифтом, на корсунское дело; у него по сторонам четыре жемчюшка. Да две прониски хрустальныя. (Л. 71) У того ж образа ладанка, на ней крест низан мелким жемчюшком по черчатому отласу. Образ Пречистые Богородицы Умиление, обложен сребром, золочен; оклад и венец серебряны золочены басемныя. У того ж образа цата серебряна золочена чеканная. У того ж образа икона Знамения Пречистые Богородицы серебряна золочена.

http://sedmitza.ru/lib/text/10239024/

Эти оба образа принадлежат к полноте образа Божьего в человеке. Во Святой Троице Отец рождает Сына и изводит Духа Святого, открывает Себя в едином и вечном акте ипостасного триединства. В человеке единоипостасном этот двойственный образ раскрывается как двуединство, как две возможности, два образа человеческого существа, из которых каждый в отдельности полностью его не выражает. Человек не есть только мужское или только женское начало, но он содержит в себе и то и другое, и притом не как пол, т. е. половинчатость, неполноту, но именно как полноту своего бытия. Посему Господь Иисус Христос, совершенный Бог и совершенный Человек, воистину вочеловечившийся и воспринявший все человеческое естество, во образе Своего Человечества соединяется нераздельно с Пречистой Матерью Своей, есть Сын не только по Божеству Своему, как Единородный от Отца, но и по человечеству, как Сын Матери, рожденный Ею от Духа Святого. Таким образом, в человеческом естестве мужское Его начало соединяется нераздельно с женским началом Богоматери, и полнота Божеского образа в человеке или, наоборот, человеческого образа в Боге выражается через двух, через «Нового Адама» и чрез «новую Еву». Как Бог Христос воспринял всю полноту человеческой природы для того, чтобы спасти ее и воскресить. В этом смысле говорится у апостола Павла: «несть мужеский пол, ни женский: вси бо едино есте о Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). Но полноту образа человеческой природы Он выражает лишь вкупе с Богоматерью, Которая посему и обрела Свое место в небесах рядом с прославленным человеческим естеством Своего Сына, так что прославлено и обожено (хотя и по–разному) не только мужское, но и женское естество. Здесь не может быть ни случайности, ни произвола, но одна лишь строгая и неуклонная онтология. Нужно благоговейно приникнуть к таинственному смыслу Успения Богоматери и небесного Ее прославления именно как Богоматери, Матери Богочеловека и постольку с Ним нераздельной. Нужно понять это единство не как акциденцию, или временное состояние, но как раскрытие и осуществление полноты человеческого образа в Богочеловеке и Матери Его, которое дается в любой Богоматерней иконе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Телепнево. Церковь Спаса Нерукотворного Образа (старая). Спасская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:1755. Год утраты:Не установлен. Адрес: Смоленская область, Вяземский район, село Телепнево. Координаты: 55.303524, 34.59053 Проезд:Церковное место рядом с храмом Спаса Нерукотворного. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Известно с начала XVI века как село Спас-Телепнево, вотчина князей Телепневых. Здесь находилась усадьба князя И.Ф. Телепнева-Овчина-Оболенского. В 1698 году в селе была построена деревянная церковь. В 1755 году на средства Маргариты Фёдоровны Коробановой была построена каменная церковь Спаса Нерукотворного. В 1860 году открыта церковно-приходская школа. В 1870 году в селе насчитывалось 51 дворов и 235 жителей. В начале XX века в селе уже было 370 жителей, конный завод А.Я. Липскерова. В настоящее время церковь и усадебный дом разрушены. В парке располагался пионерлагерь, разрушен в конце 20 века. Историческая справка (из Описания сел Юхновского уезда, 1872г.): " Церковь каменная, единопрестольная, во имя Спаса, Нерукотвореннаго образа. Построена в 1755 году вдовствоющею госпожею Маргаритою Феодоровою, дочерью Карабановою. Около оной церкви ограда каменная " . Источник: сайт В среднем течении реки Угра 16/29 августа ок. 1698 г . – деревянная церковь была освящена в честь Перенесения из Едессы (Одессы) в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. 18 октября 1698 г . – надпись в большом часослове, хранившемся в церкви, изданном в Москве 1688 года на обороте 134 листа против 18 числа Октября у края печати о построении церкви, сделанная ктитором господином Коробановым: «7206 года/1698 г . от сотворения мира обложена церковь Божия Спаса Нерукотвореннаго Образа в сельце «Ведерниках», что ныне село Спасское; подписал я стольник Феодор Михайлович Коробанов своею рукою, ради памяти детям своим». К середине XVIII века деревянная церковь обветшала и была разобрана. К 1755 г. на ее месте построена новая, с тем же престолом. При построении каменной церкви была выстроена и трапеза деревянная; колокольни же в то время построено не было, и колокола временно помещались возле церкви на деревянных столбах. В 1774 г. вокруг церкви Маргаритою Феодоровной Коробановой выстроена каменная ограда. В 1792-1800 гг. сын Маргариты Федоровны, надворный советник Петр Васильевич Коробанов провел работы по перестройке храма. Вместо бывшей дотоле деревянной трапезы была устроена каменная и к ней пристроена высокая каменная же колокольня. Вместо прежнего иконостаса, взятого из старой церкви, был поставлен новый вызолоченный на полименте с новыми иконами, кроме двух местных особенно чтимых – Спаса Нерукотворного Образа и Владимирской Божией Матери, которые остались от прежнего иконостаса и на которые он в то же время сделал серебряные вызолоченные ризы. Церковь покрыл белым листовым железом и купил три новых колокола на колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=45988

Из икон в настоящем храме замечательны: образ Спасителя. Об этом образе говорится в надписи на медной доске: «вместо этого оставшегося в Москве Спасителева образа который был в иконостасе церкви Владимирской Божией Матери списан сей святый образ с нерукотворенного образа, что в Москве в Новоспасском монастыре точная копия дока того образа мерою по сему иконостасу меньше о принесении и о чудесах сего образа зри ниже сего. В лето 7153 а в рождества 1645 месяца июля 12 дня в городе Хлынове при церкви Живоначальныя Троицы, которая ныне применована в Милостивого Спас, в паперти пред Нерукотворенным образом, а в котором году как тот образ написан и поставлен того неизвестно города Хлынова житель Петр Палкин, который слеп был три года молился внизапну прозре и от того времени от сего святого образа производились чудеса многая и несчетная по сем чудесем в царство благовернаго государя царя и великого князя Алексия Михайловича при патриархе Иосифе прислан с Москвы на Вятку царским повелением Московского Богоявленского монастыря, что за восточным рядом игумен Пафнутий взял тот нерукотворенный образ по принесении его в Москву сперва поставлен был в Кремле в соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы и потом в скором времени перенесен в монастырь Преображения Господня, что именуется на новом, а в котором году из вятки тот образ и в Москву принесен в записках не описано в лето 7156-1647 повелением предреченных царя и патриарха с помянутого чудотворного образа список сделан и в 7156 и 1648 месяца сентября тот список опущен на Вятку а для препровождения его до Вятки послан Московского Крестовоздвиженского монастыря игумен Варлаам и на Вятку… принесен того 7156-1648 году декабря в 17 день где ныне находится жители того града всякого звания люди и протчи окрестных стран случившихся в Москве за какими либо и делами не преминуют без поклонения и молебствия не исполнивши в домы своя не возвращаются и до дне такожде и Московския народы непрестанно приходят и молебствуют и в домы своя поднимают и всенощное бдение совершают 1788 а за написание означенного образа иконописцу дано 1054 и на оный же образ сделан венец серебряной чеканной весом 233 золотника с половиною по 22-ко золотник итого 51-ру, 37-ко … на 5-ру по 11 к. за укрепление оных в сребра дано 21-ру 50-ко за золото и за работу 13-ру 50-ко итого 91-ру 48-ко.

http://sobory.ru/article/?object=00050

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь довольно богата. Из св. икон замечательны: 1) Икона Спасителя; при ней надпись на медной доске: «Вместо того оставшагося Спасителева образа (который был в иконостасе церкви Владимирской Божией Матери) списан сей святый образ с Нерукотвореннаго образа, что в Москве в Новоспасском монастыре точная копия дска того образа мерою по сему иконостасу меньше, а принесен по чудесах сего образа, зри ниже сего… в лето 7153 в городе Хлынове при церкви Живоначальныя Троицы, которая ныне применована Всемилостиваго Спаса в паперти пред Нерукотворенным образом города Хлынова житель Петр Палкин, который слеп был три года, моляся, внезапу прозре и от того времени от сего Святого образа производились чудеса многая и неисчетная. По сим чюдесем в царство благовернаго Государя царя и великаго Князя Алексия Михаиловича, при патриархе Иосифе, прислан с Москвы на Вятку царским повелением московскаго Богоявленскаго монастыря, что за ветошным рядом, игумен Пафнутий, и взял тот Нерукотворенный образ. По принесении его в Москву сперва поставлен был в Кремле в соборной церкви Успения Пресв. Богородицы, а потом в скором времени перенесен в монастырь Преображения Господня, что именуется «на новом». А в котором году тот образ из Вятки в Москву принесен, в записках не описано. В лето 7155 повелением предреченных царя и патриарха с помянутаго чюдотворнаго образа список зделан, и в . тот список отпущен на Вятку, и для провождения его до Вятки послан московскаго Крестовоздвиженскаго монастыря игумен Варлаам, и на Вятку в Хлынов принесён того . декабря 17, где и ныне находится. Жители того града всякаго звания люди и протчие окрестных стран, случившися в Москве за каким-либо делом, не преминуют без поклонения и молебствия не исполнивши в домы своя не возвращаются и доднесь. Такожде и Московские народы непрестанно приходят и молебствуют и в домы своя поднимают и всенощное бдение свершают (1788), а за написание сего образа иконописцу дано 10 рублей, и на оной же образ зделан венец серебряной чеканной весу 233 1/2 золотника по 22 коп. золотник, каменьев на 5 руб. 11 коп., за укрепление оных в серебре 21 р. 50 к., за золото за работу 13 руб. 50 коп., итого 91 руб. 48 коп.».

http://sobory.ru/article/?object=00050

Образ Владимирской Божией Матери в надписи на медной доске о нем говорится следующее: вместо оставшегося чудотворного образа Владимирския Богородицы точное изображение и мера списана иконописцу дано за работу 12-ру и на оный образ сделан венец серебряной чеканной, и с короною за золото с работою 10-ру 20-ко, за камушки и за работу дано 16-ру за оплечье медное и с позолотой. На лицевой стороне образа находится следующая надпись: «1788 году чудотворного истинное изображение и мера с образа Пресвятыя Богородицы Владимирския обретающееся в царствующем граде Москве в городе Китае в углу, что у Никольских ворот в церкви списан в 1787 году декабря 1-го дня венец на оном образе положен серебряной позлащенный с короною убрус и повеском убранным каменьями». На обороте следующая надпись: «Истинное изображение и мера с чудотворныя иконы Владимирския Богоматери, которая обретается в царствующем граде Москве в церкви, что внутри Китая города у Никольских ворот и сей святой список послан от некоего христолюбца Переславской епархии Переславского уезда Залесскаго в село Иудино в новопостроенную каменную церковь Рождества Христова, которая сооружена суммою от христолюбивых дателей и иконостас куплен и со святыми иконами преждебывшей в вышеописанной же Владимирской церкви ценою за восемьдесят рублей…». Образ Рождества Христова в медной посребренной ризе; венец на главе Божией Матери серебряный, украшен короною, уложенною камнями. Во втором и третьем ярусах иконостаса изображения царей, пророков и апостолов перемещены из старого иконостаса, купленнаго в Москве. Запрестольный образ Божией Матери, неизвестно когда написанный, перенесен из прежней деревянной церкви. На ризе сего образа есть след. надпись: «сия риза построена 1735 года марта в 9 день села Иудина запрестольной Богородицы, весом 120 золотников рачением попа Василия Иванова, риза серебряная с позолоченными венцами». Образ Федоровской Божией Матери в модной позолоченной ризе. Надпись на нем следующая: «сей святый образ списан с чудотворного образа Пресвятыя Богородицы нарицаемого Федоровская яже во граде Костроме а явление того цельбоносного образа бысть в лето … году месяца августа ... день, празднование тому чудотворному образу и о явлении предложено в прологе марта 14 дня той самый чудотворный образ Пресвятыя Богородицы великому князю Василию Георгиевичу (неразб.)».

http://sobory.ru/article/?object=00050

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010