Надежда Васильевна Смирнова, вдова смотрителя Старорусского духовного училища, однажды в рынке увидала, как одна женщина, чуть не со слезами, умоляла Федора Федоровича взять от нее несколько копеек, которых он не хотел брать, и потом, чтобы отвязаться от нее, взял их, но сейчас же бросил на землю. Это ее очень поразило – она сама хотела дать ему пятачок, но после этого не посмела ему предложить его, боясь, что и ее деньги бросит на землю. Не успела она немного отойти от того места, как догоняет ее Федор Федорович и говорит: «ведь, ты хотела дать мне копеечку, – дай же!» – «Да я боялась, Федор Федорович, что ты бросишь ее». – «Нет, твоя – трудовая, я Богу ее отдам!» Та, конечно, с радостью ему дала. Старорусский купец Ефим Быков однажды подарил Федору Федоровичу шубу и шапку. После ухода Федора Федоровича, стало жаль ему шапки, так как она была новая и ценная, что он и высказал жене своей. На другой день приходит к ним Федор Федорович с шапкой в руках; надевает ее на голову отца со словами: «мне жарко в ней!» и сейчас же вышел из комнаты (Рассказ сына, старор. купца Мих. Еф. Быкова). Сын старорусского купца Василий Семенович Тычкин рассказал про себя такой случай из дней своей молодости. У меня был хороший голос, и я был певчим в хоре Троицкой церкви. Однажды, под какой-то праздник я бражничал с друзьями целую ночь. Утром, полупьяный возвращаюсь домой и на улице встречаю Федора Федоровича; подходит он ко мне и говорит так грозно, что у меня весь хмель из головы вышел: «не смей, поганый, сегодня в церковь идти!» – С этого времени я стал бояться Федора Федоровича и всегда со страхом с ним встречался. (Рассказ диакона Медведской церкви, Новгор. уезда, Ал. И. П-ского). Однажды в рынке Федор Федорович бросил грязью в кадку с творогом, привезенным для продажи одной крестьянкой. Крестьянка закричала и забранилась на него. Но окружающие, зная, что Федор Федорович ничего не делает без цели, тем более – никого не обижает, крикнули городового, который недалеко находился, и попросили его освидетельствовать творог. Оказалось, при осмотре, что в нем находилась огромная, издохшая крыса. (Рассказ повара Старор. монастыря отставного солдата Михаила, очевидца этого события).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По церковному управлению здешние православные сперва подчинялись новгородскому митрополиту или его викарию. С учреждением духовных правлений, часть приходов, ближайшая в Петербургу, подчинена была староладожскому духовному правлению, а приходы, лежавшие далее к северо-западу – тихвинскому духовному правлению. Ныне приходы подлежат духовной консистории и разделены на четыре благочиния. Всех приходов, с находящимися в Новой Ладоге, считается 56; из них – два единоверческих. Новоладожский Николаевский собор Новоладожский Николаевский собор находится при впадении Волхова в Ладожское озеро, в 17-ти саж. от реки. За собором и окружающим его кладбищем находится устье канала Александра -го, потом – слобода Загородье. С др. ст. к собору прилегает Климентовская церковь . Собор, вместе с церковью Иоанна Богослова, обнесен рвом и земляным валом, на котором в 1849 г. поставлена каменная часовня; кладбище обнесено с трех сторон земляным валом, на котором, в 1849 г. устроена каменная стена, окружающая кладбище со стороны реки. Площадь кладбища и ограды в 86 сажень длины и в 42 сажени ширины. Обе соборные церкви были сооружены когда здесь был Медведский монастырь, упраздненный в 1704 г. На 180 стр. книги Ратшина «О монастырях и церквах» сказано: «Медведевский Староладожский мужской (монастырь) в Старой Ладоге. Обитель сия существовала прежде в Новой Ладоге, но – с которого, времени, сведений нет, а в 1704 г. переведена в Старую в здание бывшего там Ивановского монастыря, и впоследствии уничтожена; церковь же Николая Чудотворца обращена в соборную города Новой Ладоги. В этом храме есть иконы 14-го. 15-го и 16-го веков». Действительно, в соборном иконостасе есть две иконы, из коих одна сооружена, как видно по надписи, игуменом Медведского монастыря Леонидом, с братией в 7010 (1502) г., а другая игуменом Феодосием в 7011 (1503) году. Николаевский собор, с приделом Успения, каменный, квадратный, в 2 этажа. Внизу кладовые. Придел устроен, в 1711 г. Новоладожским купцом Петром Барсуковым. Алтари обеих церквей полукруглые. Высота храма, с куполом, 10 саж., ширина храма, с приделом – 8 саж. длина, с алтарем – 10 саж. Длина крыльца – 4 саж. ширина – 1 саж. Храм построен из плиты, верхние своды – из кирпича, нижние – из плиты и кирпича. Стены выложены «сплошною» кладкой из продолговатого кирпича. Стены снаружи гладкие; южная стена с выпущенными углами из плиты; такие же углы есть и по средине; кровля шатровая, на 4 ската, крыта железом и выкрашена медянкой. Фонарь на сводах сквозной. На фонаре карниз, в виде пятиугольников, с двумя внизу ножками. Луковицеобразная глава обложена белой жестью. Крест деревянный, осмиконечный, также обитый жестью. В Николаевском алтаре 2 окна, в приделе – 2; в предалтариях – по 2 окна. Окна, прежде узкие, расширены в 1812 г. при обновлении храма. В окнах железные решетки. Двери одни, с запада: внешняя дверь железная, внутренняя деревянная, со стеклами. Крыльцо, в 13 ступеней, ограждено кирпичными стенами и покрыто железной кровлей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Во 2-х, в числе 180 ликов, сохранившихся в стенных фресках, из русских святых встречаются только св. Борис и Глеб, чего не могло быть в позднейшие века, когда Новгород и Киев прославились множеством Угодников. Несомненно вообще, что в 1483 г. храм уже существовал, что видно из надписи на старинном колоколе. Антиминс Никольского храма освящен и подписан митр. Никанором в 1849 г. При церкви хранится и старый антиминс, холщовой, величиною в четверть аршина. Он найден в 1850 году, во время перестилки пола, под индитиею, прикрепленным к верхней доске его 4 железными гвоздями. На антиминсе изображен седмиконечный крест с тростью и копием. Подле креста слова: Царь Славы. И. Хр. ника. По сторонам антиминса – надпись, показывающая, что храм освящен в 1618 г., при Михаиле Феодоровиче, при Новгородском митр. Исидоре, Гостинопольского монастыря черным попом Ионою, да с диаконом Медведского монастыря Леонидом. Никольский храм имеет одну грушевидную главу, поддерживаемую 4 столбами. Пол храма выстлан, в 1850 г., Путиловской плитой. Он возвышается над землею на 4 аршина; под полом, вероятно, были кладовые. Алтарь – полукруглый. Престол, сперва кирпичный, заменен в 1850 г. деревянным. Длина алтаря 2 саж., ширина 2 саж. Паперть сперва была длиною в 1 саж. 2 арш. и 3 вершка. Между храмом и папертью была каменная, с двумя, в восточной стороне ее, углублениями, назначенными для седалищ; между углублениями, в средине стены, была деревянная дверь из паперти в храм. Крыльцо в церковь было деревянное, с деревянною, внутри его, лестницею и примыкало к средине южной стены паперти, а в средине северной стены была дверь на колокольню. В 1833 г. стена, отделявшая храм от паперти, снята, и паперть удлинена на 3 саж. и 12 вершков. В 1845 г. сделана каменная колокольня; в 1851 г., вместо деревянного крыльца, у южной и северной стены вновь пристроенной паперти, приделаны крыльца каменные, с каменными же, внутри их, лестницами. В алтаре 4 окна, в храме – 6, в паперти – 5. Алтарь и храм внутри украшены фресками, по голубому полю.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Кроме часовни во имя Пр. Илии, находящейся в селе Криницах и построенной на месте прежней церкви, есть еще следующие часовни: на юго-запад от села, в полутора верстах от церкви – во имя Воздвижения; на пути в Новую Ладогу, в полуверсте от церкви, также во имя Воздвижения; в Немятове, во имя Тихвинской Божией Матери, часовня, построенная в 1859 году, с благословения еп. Агафангелла, на место прежней, деревянной, пришедшей в ветхость часовни. Попечительство существует с 1872 г. Председатель его купец Щепотин, члены – жители Новой Ладоги. Кроме постройки дома для причта, попечительство заботится о приходской школе, тратя на нее до 100 р. в год. Всего попечительством собрано денег 3,329 р. 18 к. Май 1884 года. Священник Михаил Покровский. Успенский Сясьский погост Успенский Сясьский погост или «Сясьские Рядки» находится в 157 верстах от Петербурга и в 11 от Новой Ладоги. Успенским назван по церкви, а Сясьским по реке Сяси. Село расположено при впадении Сяси в Ладожское озеро. Правая сторона села называется церковною, левая – Успенскою потому, что празднует Успению. При селе два канала: Сясьский и Свирский, и два почтовых тракта: Ярославский и Архангельский. Сясьские рядки прежде принадлежали к Рогожскому приходу. Царевич Алексей Петрович, сын Петра В. построил здесь деревянный храм во имя Алексея человека Божия и, пока храм строился, почти безвыездно жил в Сясьских рядках. Но построенная им церковь едва ли была первоначальною, потому что самое село «Сясьские рядки» существовало под другим именем еще в 1582 году. О нем в писцовых книгах говорится: «Никольского Медведского монастыря рядок па реке на Сяси Межутки, а в нем 22 двора пусты, а жили в нем крестьяне непашенные и рыбные ловцы; разорились от войны безвестно в девяносто в первом году». До построения церкви жители, за отдаленностью церкви Рогожской, молились в часовне, находившейся в полуверсте от деревни. По устройстве церкви часовня уничтожена, а иконы из нее перенесены в церковь . Устроенная Алексеем Петровичем церковь сгорела в 1807 году: иконостас, антиминс и утварь вынесены. Иконостас помещен в паперти церковной, а иконы – в храме; антиминс возложен на престол придельного алтаря, во имя Алексия человека Божия; об освящении церкви, построенной Царевичем, рассказывают, что когда, пред началом крестного хода вокруг церкви, священноначальствующий спросил Царевича, как идти, по солнцу, или против, то Царевич долго думал, и крестный ход остановился. Наконец князь, махнув рукой, сказал: «как велит царь»; крестный ход совершили против солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Старое Чирково. Церковь Иоанна Воина. Иоанно-Воинская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Село Старое Чирково расположено в 25 километрах к северо-западу от Павловки у речки Кислей-Кадады. К северу от села за речкой начинаются дремучие бескрайние леса. Основано поселение в конце XVII века. В 1695 году стольник С.Г. Чирков из Алатырского уезда подал Петру I челобитную с просьбой выделить ему четверть земли. Следуя указу Петра I, Приказ Казанского двора отписывает: «За Саратовским - де уездом в дикой степи ниже речки Донгуса на речке Кададе есть порозжее мельничное место и порозжие сенные покосы между речками Кадады и Елань Кадады, и что то мельничное место дать ему в поместье…». До 1704 года новое поселение, основанное на землях, принадлежащих Чиркову, называлось Никольское, вероятно, по построенной здесь церкви во имя Святителя Николая. В 1704 году в селе была выстроена новая церковь во имя Иоанна Крестителя, а село стало зваться Чирково, по имени первого владельца. В XIX веке и в начале XX века село относилось к Хвалынскому уезду Саратовской губернии. Село было волостным центром. Собственники – Четеков, Махотин, Шагаев, Новиков, Ховрин, Сабуров, Яковлев, государственные крестьяне. В 1862 году в селе было 163 двора с 1353 жителями. В 1911 году в Старом Чирково насчитывалось 313 дворов, 1996 жителей, Иоановская церковь, школа, были развиты гончарный, кузнечный, портняжный и плотницкий промыслы. В 1996 году в селе проживало 550 человек, преимущественно русские. Сохранившаяся в селе Старое Чирково деревянная церковь была построена, судя по архитектурным особенностям, в конце XIX – начале XX века. В местном пожарном депо находится медный колокол, снятый с церковной колокольни. Этот колокол весом в 12 пудов (198 килограммов) был изготовлен в 1908 году на заводе саратовской купчихи Олимпиады Ивановны Медведской. На колоколе сохранились изображения святых и религиозный текст, написанный церковно-славянской вязью. Деревянная церковь стоит в центре села Чирково среди вековых деревьев.

http://sobory.ru/article/?object=43467

Перед возвращением мощей святителя Феодосия Черниговского в Чернигов в 1946 году они несколько месяцев хранились в раке в Николо-Богоявленском морском соборе, где с тех пор осталась частица его мощей . За время войны собор был серьезно повреждён обстрелами и бомбардировками, и был окончательно восстановлен лишь к 1953 году. Вероятно в этот период нижний левый придел святителя Димитрия Ростовского был переосвящён во имя двух святителей - Димитрия Ростовского и Феодосия Черниговского. В 1940-1950-хх годах число прихожан храма неуклонно росло. С осени 1958 года начались так называемые " хрущевские гонения " . Была проведена чистка епархиального духовенства и изгнаны самые бескомпромиссные священники, в том числе несколько из Николо-Богоявленского собора. О жизни собора в этот период подробно говорит доклад настоятеля протоиерея Александра Медведского Ленинградскому уполномоченному Совета по делам РПЦ Г.С. Жаринову от 19 ноября 1963 года. В докладе говорится, что богослужения совершаются без излишней помпезности, хотя и в соответствии с установленными традициями. Сокращено количество акафистов, а литургии по воскресным дням совершаются не соборно, а одним священником по недостатку духовенства. Проповедь также сокращена, и даже не всегда по воскресным дням имеет место быть, потому что проповеди должны представляться для проверки, что требует затрат времени. Подавляющее число прихожан составляли престарелые женщины в возрасте от 45 лет, мужчин же не более 10%, а молодежи нет и 1 %. В 1970 - 1980 годы деятельность собора не выходила за рамки богослужебной жизни. Церковная жизнь в Ленинграде активизировалась только в преддверии празднования тысячелетия Крещения Руси в 1988 году. В Никольском соборе ежедневно крестилось по нескольку десятков человек, а число прихожан значительно выросло. Духовенство получило возможность осуществлять духовно-просветительскую, миссионерскую и благотворительную деятельность. Современная жизнь собора Санкт-Петербургский Николо-Богоявленский морской собор, нач. XXI в. Собор открыт ежедневно с 6.30 до 22.00 часов.

http://drevo-info.ru/articles/24292.html

Она кивнула мне головой и сказала: — Да, Егорушка, вас не расстреляют, а через 10 лет мы с тобой увидимся. Видение окончилось, и я опять очутился возле глухой стены, но в душе моей была Пасха! Я поспешил в камеру и сказал: — Дорогие мои, благодарите Бога, нас не расстреляют, верьте слову священника (я понял, что и купец и матушка говорили о всех нас). Великая скорбь в нашей камере сменилась неудержимой радостью, мне поверили, и кто целовал мои руки, кто плечи, а кто и сапоги. Мы знали, что будем жить! Прошла ночь, и на рассвете нас перевезли в пересыльную тюрьму. Оттуда я попал в Бки, а вскоре по амнистии был освобожден и жил последние годы при Даниловском монастыре; шестеро же моих соузников стали моими духовными детьми. Через несколько лет меня вновь арестовали и выслали сюда, в Каратюбу, где мы сидим сейчас с тобой вместе и беседуем. (Сборник “Непридуманные рассказы”) Сотни и тысячи чудес в начале 1920-х годов В начале 20х годов нашего века свершилось множество чудес. Известны многие факты, как рвалась, истлевала или сгорала ткань, осыпалась краска, которыми безбожные большевики пытались скрыть от народа чудотворный образ святителя Николая на Никольской башне Московского Кремля. Начало 1920х годов изобиловало случаями явлений и обновлений икон. Образ Казанской Божией Матери являлся на оконном стекле избы в одном из подмосковных сел. Особенно массовый характер чудесные обновления приняли в пределах Петроградской и Псковской губерний. Обновились иконы Старо- русской Божией Матери в Спасо-Преображенском монастыре (город Старая Руса), Владимирской Божией Матери в часовне деревни Овчинкино Астриловской волости. Признавали это даже сами богоборческие власти. Вот строки из официальных документов: “Эпидемия обновления икон начала поражать одну за другой деревни Медведской и Самокражской волостей Новгородского уезда”; “Вообще… в ряде волостей Новгородского и Старорусского уездов обновилось столько икон, что подсчитать их точно при данных условиях является работой весьма трудной.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-ch...

15 июня архимандрит Серафим написал о выходе Требника Болгарскому Синоду, отметив: «Одновременно отдельной посылкой препровождаю один экземпляр полного Требника в четырех частях, печатание которого мы недавно закончили. Хотя нам и не хватило на издание его средств, ассигнованных в свое время священным Синодом (300 000 лева, ассигнованных в ноябре 1943 года мы так и не получили), мы, тем не менее, на первом листе на память потомству напечатали, что Требник напечатан “великодушной помощью Болгарския Православныя Церкви ” . Требник нашего издания, по содержанию, полнее даже Великого Требника и является самым полным из всех, напечатанных в последнем столетии. Он содержит в одной книге все последования встречающиеся в современной богослужебной практике, конечно, русской. Мы слыхали, что здание св. Синода в Софии разрушено. Вероятно, погиб и книжный склад. Поэтому, если у Болгарской Церкви теперь ощущается недостаток в богослужебных книгах, мы с радостью и охотой готовы выслать из наших запасов нужное число книг, конечно бесплатно. Для выбора прилагаем каталог, а образцы книг имеются в 6 июня 1944 г. часть напечатанных книг уже вывезли из обители в арендованное помещение школы села Слатин (вблизи города Зволина). В этот день Духовный собор решил в случае эвакуации оставить в обители лишь местного уроженца игумена Игнатия (Чокину) и трудников: Юрия Германа, Ивана Микитку и Ивана Куперта. 11 июля было принято решение создать подворье в Братиславе в арендованном с помощью адвоката Медведского помещении. 20 июля было решено, что сигналом для начала эвакуации станет взятие советскими войсками Перемышля, при этом в монастыре останутся игумен Савва, монах Владимир, послушник Афанасий и трудники-миряне. В этот день также решили отправить в Братиславу ковчег с частицей мощей свт. Пантелеимона и ковчег с крестиками и частью мантии прп. Евфросинии Полоцкой. Наконец, 29 июля Духовный собор постановил через два дня покинуть обитель ввиду взятия . 31 июля 1944 г., в соответствие с указанием митрополита Анастасия, «в случае прихода большевиков, взяв с собой главные святыни, всей братии уходить всеми возможными путями», большая часть насельников покинула монастырь прп. Иова. В числе уехавших были и уроженцы Ладомировой, в том числе Василий Шкурла, на которого 28 октября 1944 г. одели подрясник. Настоятель обители архимандрит Серафим, объясняя принятое решение, писал: «Оставаться было немыслимо, ибо почти вся печатная деятельность братства была направлена против безбожников, следовательно, против .

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

Тела детей похоронили у приходской ц. свт. Николая в Медведском погосте, но через нек-рое время оба гроба были обнаружены заблудившимися в лесу охотниками на Святом оз. (Каменное, Каменское оз., близ совр. дер. Менюши). Священники и жители окрестных погостов отправились к озеру, взяли гробы и принесли к Никольской ц. Однако явившиеся во сне охотникам отроки потребовали, чтобы их тела были погребены в пустынном месте «на Менюше, где в мимошедшия времена бысть монастырь». Так и было сделано, над могилой была поставлена часовня. В Сказании сообщается, что у могилы И. и Иоанна происходили исцеления: «Всемилостивый же Господь Бог даде сим за невинность их дар чудотворений, ибо всякими болезнями одержимии людие, с верою ко гробам их притекающии, исцеление и здравие получаху». Рассказывается об исцелении не названного по имени псковского монаха, к-рый, выздоровев, отправился просить подаяние на создание церкви и возобновление Менюжского мон-ря. В позднейшей агиографической традиции этот монах был отождествлен с Макарием (Головиным), строителем в Троицком Менюжском монастыре в 1668-1684 гг. ( Строев. Списки иерархов. Стб. 127; см. Макарий, прп., Менюжский). После того как монастырь был обустроен, в царствование Иоанна V и Петра I Алексеевичей, при Новгородском митр. Корнилии (1674-1695), по свидетельству Сказания, мощи И. и Иоанна были свидетельствованы и обретены нетленными. По-видимому, тогда состоялась канонизация братьев (в нач. XIX в. архим. Амвросий (Орнатский) писал, что в Троицкой менюжской ц. посвященный И. и Иоанну придел существовал «с неизвестного времени» - ИРИ. Т. 5. Стб. 65). Автор Сказания объясняет прославление братьев-младенцев тем, что один из них был невинноубиенным, а второй - мучеником: «Бог... видев беззлобие и невинность отрочат сих, восхоте прославити святое Свое имя в них, вчинив их во святых Своих, почтив нескверныя и непорочныя младенческия телеса их нетлением, оваго яко неповинно убиеннаго, оваго же, яко мучением, огнем за убийство скончавшагося». Следует подчеркнуть, что в почитании И. и Иоанна мотив братоубийства не отмечается и оба младенца почитаются равно. Г. П. Федотов приводит рассказ об И. и Иоанне в качестве доказательства тезиса: «С особенным религиозным благоговением русское благочестие относится к младенцам, погибшим насильственной смертью» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 212). Однако своеобразие сюжета заставило авторов ряда справочных изданий не сообщать обстоятельства гибели детей либо приводить ничем не подтверждаемую версию, что «младенцы-мученики были умерщвлены злодеями» (см., напр.: Описание о российских святых. С. 46, 140).

http://pravenc.ru/text/200323.html

После сего, мать, по обычаю, зажгла в печи дрова, не ведая и не думая о том, что за ними скрывается сын её. Когда дрова в печи прогорели и Варвара заглянула в нее: то увидела там сына своего, который был уже мертв, но совершенно цел и невредим от огня. Всеблагий Господь, призирающий с высоты своей всевидящим оком своим на все живущее на земле, зная незлобие и невинность сих младенцев, восхотел в них прославитъ имя свое, почтив нетлением нескверные и непорочные тела их и сопричислив их к лику святых своих, – одного, как неповинно убитого, а другого, как принявшего за убийство мученическую от огня кончину. Услышавши крик и плачь своей жены Варвары, Исидор, муж её, тотчас поспешил к ней, и, увидев также, как и она, сына своего лежащего в печи мертвым, но целым и невредимым от огня, исполнился страха и ужаса, почему к плачу и крику своей жены присоединил и он свой вопль великий. На этот вопль опять собрались родственники и соседи, которые, смотря на такое преславное чудо, весьма дивились и славили Бога, сотворшего оное. А так как весть об этом чуде быстро и далеко разнеслась: то имя Божие начало прославляться и в других местах. Оплакав, наконец, детей своих Исидор и Варвара облекли их в погребальные одежды, положили во гробы и, по христианскому обряду, предали тела их земле при их приходской церкви во имя Святителя и чудотворца Николая, что в Медведском погосте. Спустя несколько дней после погребения отроков Иоанна и Иакова, гробы их явились плавающими на одном малом озерке, состоящем в двух поприщах (или верстах) от Менюжского монастыря. И вот как это явление огласилось. Окрестные поселяне, имевшие обыкновение охотиться в лесах на птиц и зверей, однажды отправились на таковую охоту утром с тем, чтобы, как и прежде возвратиться с неё домой вечером; но, заблудившись в лесу и не могши никак отыскать дороги к дому, не только вечером того дня, но и на другой день не вернулись домой, оставаясь в лесу. Продолжая и на третий день отыскивать там дорогу, охотники пришли, наконец, к упомянутому озерку и увидели в нем плавающими два гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010