Обновленный в 1877 г. храм освящен 9-го октября. Из предметов церковной утвари замечательны: 1) напрестольный сребропозлащенный крест с мощами новгородских святых – дар Александро-Невского иеромонаха Евфимия в 1807 г. 2) Восьмиконечный, сребропозлащенный крест, вложенный в местную икону, изображающую Страдания Господа. В числе св. мощей тут есть часть мощей «младенца, Христа-ради избиенного». 3) Деревянный восьмиконечный крест с надписью: «Снята сия мера Животворящего Креста Господня в Крестном монастыре, гречески именуемом Ставрос, что на Океан море, на Кии 60 острове, который снят мерою в Иерусалиме, с того самого креста и Животворящего Древа Господня, на нем же изводи плотию пострадати Христос, нашего ради спасения. Лето от воплощения Божия слова 1715, августа месяца». Длина креста 4 арш. Он помещен в зимнем храме. 4) Икона св. Троицы в сребропозлащенной ризе, вложенная в икону дванадесятых праздников и страданий Господа. Икона, говорят, принадлежала Троицкому монастырю, бывшему в Лесной Сароцкой пустоши; из пустоши перевезена в Тихвинский монастырь, а оттуда перевезена, местным протоиереем Лебедевым, в Ладогу и была встречена с крестным ходом. 5) Древняя местная икона св. Иоанна Богослова «с чудесами», написанная по усердию игумена Леонида с братией, в 7010 (1492) г. 6) Икона « Символ веры » с следующею надписью: «Лета 7011 (1493), марта 2-го дня, написана сия св. икона – исповедание православной Христовой церкви, по обещанию Никольского Медведского монастыря игумена Феодосия, с братией». 7) Икона св. Николая в ризе, с позлащенными венцами, работы Верховцева. В правой руке угодника – меч, а в левой – храм. Икона поставлена на наружной восточной стене собора. В кружку перед нею собирается до 250 руб. в год. 8) Икона Нерукотворенного Спаса, в бронзовом окладе «со створами». По сторонам лика Господа изображены св. Николай и Георгий. Внизу надпись: «Благословение новоладожской дружины от дворян новоладожского, шлиссельбургского и царскосельского уездов, при участии новоладожских купцов, мещан и крестьян ведомства государственных имуществ 1855 г.».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Село Рогожа находится в 175 вер. от Петербурга и в 13 от Ладоги, на левом берегу реки Сяси, в 2 верстах от Ладожского озера. Происхождение имени «Рогожа» объясняют следующим преданием: За 170 лет на месте села был бор, принадлежавший монастырю Саввы Вишерского. Для хозяйства и для сбора податей, на реке Сяси, при устье реки Валгомы, жил монах, обязанный бесплатно перевозить чрез реку Сясь. Однажды, в бурную и дождливую ночь, когда монах лежал уже на постели, он услышал голос: «перевези меня». Когда монах не хотел встать с постели, он услышал слова: «перевези, а не то я на рогоже перееду». Побуждаемый как бы повелением свыше, монах вышел из избы и увидел, что на рогоже плывет, на ту сторону реки, образ собора Пресвятой Богородицы. На другой день монах нашел там образ. В память этого-то события и построена церковь во имя собора Пресвятой Богородицы, а село названо «Рогожею». Но предание относит это событие ко временам очень недавним, но церковь существовала здесь раньше 1582 года. В писцовых книгах «Обонежской Пятины, Заонежской половины, писма Ондрея Васильевича Плещеева и подьячего Семейки Кузмина, 7091 г., при описании погоста Богоявленского на Сяси, сказано: «В Богоявленском же погосте, на Никольской земле Медведцкого монастыря, на реке на Сяси, церковь Пречистые Богородицы без пенья». Что тут разумеется Рогожская церковь, видно из имен здешних деревень, там упоминаемых, как то: большая и меньшая Опока, Судинье, Отова, Пульницы. И что туг разумеется не Успенская в Сясьских Рядках церковь, видно из дальнейших слов того же описания: «Никольского ж Медведцкого монастыря Рядок на речке на Сяси Межутки, а в нем двадцать два двора пусты, а жили в нем крестьяне не пашенные и рыбные ловцы; разошлись от войны безвестно в девяносто в первом году». О церкви здесь не говорится, тогда как в других местах указаны не только церкви, но и места, где они стояли. Да и самое население Рядков относит свою церковь к началу 18-го столетия и, притом, не Успения, а Алексея человека Божия. Из приведенного отрывка писцовых книг видно также, что местность Рогожского и смежного с ним Успенского прихода принадлежала не Савво-Вишерскому, а Никольскому Медведскому монастырю; и вообще в погостах по Волхову, начиная с Михайловского-на Сяси, и во всех, вотчины, исключая владений Митрополита Новгородского, принадлежали местным Ладожским монастырям, а из Новгородских только Радоговскому. Нужно прибавить еще, что в описаниях погостов – Солецкого, Городищского и Вороновского, упоминаются многие монастыри Новгородские, а о Саввовишерском не говорится.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

XVI в. проявляются черты, свойственные новгородской архитектуре 2-й пол. XV в. Так, напр., церкви св. Климента (1519) и свт. Николая в Папоротне (вероятно, 1522) имеют деревянные перекрытия подцерковья, объемно-пространственное решение этих построек и детали декоративного убранства также напоминают новгородские храмы XIV-XV вв. Если облик ц. св. Климента был во многом задан особенностями храма-предшественника, то храм в Папоротне сознательно ориентирован на архитектуру сер.- 2-й пол. XV в.: это 2-этажная постройка с доминирующей вертикальной осью и фасадами, богато украшенными орнаментальными поясами. Новгородские черты преобладают и в храмах ап. Филиппа и свт. Николая на Нутной ул. (1526), Успения Колмова мон-ря (1527-1528), свт. Николая Медведского мон-ря в Нов. Ладоге (вероятно, 20-е гг. XVI в.). Т. о., новгородская архитектурная школа, развитие к-рой было прервано в 70-х гг. XV в., и в следующем столетии продолжала служить источником, откуда зодчие заимствовали определенные архитектурные формы. Подцерковье, ставшее отличительной особенностью новгородской архитектуры XV в., в XVI в. появилось в большинстве построек, при этом летописи свидетельствуют о том, что в нек-рых случаях новгородцы не перестраивали храмы целиком, а устраивали перекрытие подцерковья в построенной ранее церкви. Иной характер имеют монастырские соборы - Спасо-Преображенский в Хутынском мон-ре (1515) и Успенский в Тихвине (1507-1515), а также Успенская ц. в Ивангороде (вероятно, 1507-1508). В отношении тихвинского собора летописец прямо свидетельствует о работе итальянского мастера, не называя его имени; собор в Хутынском монастыре и Успенская ц. в Ивангороде могут быть связаны с работой итал. зодчих, что было отмечено в ходе анализа архитектурных форм и конструктивных особенностей. Спасо-Преображенский собор в Варлаамиевом Хутынском мон-ре. 1515 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Спасо-Преображенский собор в Варлаамиевом Хутынском мон-ре. 1515 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Спасо-Преображенский собор в Хутынском мон-ре, 5-главый 6-столпный 3-апсидный с повышенными подпружными арками, построен мастерами, к-рые в 1508-1512 гг.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛУЖСКИЙ ОЛЬГИНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Храм во имя равноапостольной великой княгини Ольги в Луге. Фото нач. XX века Храм во имя равноапостольной великой княгини Ольги при реальном училище приюта принца П.Г. Ольденбургского в Луге (разобран в 1960-е годы) Деревянная Ольгинская церковь находилась на южной окраине города, на Лангиной горе, при развилке Киевского и Медведского шоссе. Она входила в комплекс построек загородного отделения Детского приюта принца П. Г. Ольденбургского. 31 мая 1900 года попечительский совет приюта обратился к лужскому городскому голове И.В. Якшинскому с просьбой предоставить приюту землю в городе Луге для его загородного отделения. Лужская городская дума ответила согласием, предложив безвозмездно отвести для приюта земельный участок площадью свыше 55 га " между рекой Лугой и Двинским шоссе за артиллерийскими казармами " . Также участок земли был пожертвован приюту и владельцем имения Естомичи генерал-майором А.А. Пешковым. Выделение земли городской думой сопровождалось условием организации при отделении приюта " среднего учебного заведения, которое могли бы посещать и приходящие ученики из города Луги " . Открытие лужского отделения приюта принца П. Г. Ольденбургского состоялось 1 октября 1900 года. Участок отделения приюта застраивался по плану, утвержденному 13 мая 1903 года. На углу с дорогой на село Медведь возвели корпус для детей младшего возраста в комплексе с отдельным зданием детского сада, музыкального зала, бельевой и музея. В глубине парка отвели место для воспитанников старшего возраста, лазарета, бани, мастерских. Место под училищную церковь вначале выбрали в восточной части парка, на берегу реки Луги. Его даже успели освятить. Однако осенью 1902 года храм решили строить на Успенской улице (ныне - проспект Володарского), на участке, полученном от мануфактур-советника К.Я. Паля. Взамен Палю предоставили часть парковой территории.

http://drevo-info.ru/articles/13678240.h...

Луга. Церковь Ольги равноапостольной при реальном училище приюта принца П. Г. Ольденбургского. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь во имя св. равноапостольной княгини Ольги при реальном училище приюта принца П.Г. Ольденбургского, деревянная, 1904 г., арх. А.И. фон Гоген и И.А. Претро. Закрыта в 1923 г., действовала в 1942–1945 гг., разобрана в 1960-е гг., подвальная часть сохранилась. Деревянная Ольгинская церковь находилась на южной окраине города, на Лангиной горе, при развилке Киевского и Медведского шоссе. Изящная архитектура этой как будто бы миниатюрной церкви открывала знакомство с одним из самых красивых уголков города, до сих пор сохранившего остатки своего былого паркового великолепия. Церковь входила в комплекс построек загородного отделения Детского приюта принца П.Г. Ольденбургского. ...Внук Павла I Петр Георгиевич Ольденбургский (1812–1881) вошел в историю России своими заслугами на ниве просвещения, здравоохранения и особенно беспрецедентно крупномасштабной благотворительной деятельностью. По его инициативе в стране построено 496 благотворительных учреждений, на нужды которых он отдал свыше миллиона личных сбережений. Он являлся основателем русского общества международного права, попечителем ряда средних и высших женских образовательных учреждений, общин сестер милосердия, больниц, детских санаториев и т.д. Особой частью благотворительной деятельности принца Петра Георгиевича стала организация Детского приюта, устав которого окончательно утвердили в 1857 г. Приютскому заведению придан характер технической школы со своими мастерскими. Программа мужского обучения была доведена до курса училища. 31 мая 1900 г. Попечительский совет приюта обратился к лужскому городскому голове И.В. Якшинскому с просьбой предоставить приюту землю в г. Луге для его загородного отделения. Лужская городская дума ответила согласием, предложив безвозмездно отвести для приюта земельный участок площадью свыше 55 га «между рекой Лугой и Двинским (ныне – Киевским. – А.Н., О.Н. ) шоссе за артиллерийскими казармами». Участок земли был пожертвован приюту и владельцем имения Естомичи генерал-майором А.А. Пешковым. Выделение земли городской думой сопровождалось условием организации при отделении приюта «среднего учебного заведения, которое могли бы посещать и приходящие ученики из города Луги».

http://sobory.ru/article/?object=37251

Председатель Облисполкома Еремеев, Горисполкома Ильин. По словам Ильина, Новгород разрушен на 70 %, а если считать и подземные учреждения (водопровод, канализация и т.п.), то - на 90 %. 7-го утром на машине «Вездеход» быстро проехали прямо в Валдай, где были в 10 ч[асов] утра (выехали в 7 [асов] утра ). Остановились в Доме крестьянина. Обедал в гор[одской] столовой. Нашли свящ.Листова (?) и еще свящ. Строганова, сорганизовали ядро для двадцатки - Рамыкин Вас.Мих., Орлова А.М. и др. Осмотрели кладбищ[енскую] Петропавловскую церковь. Ремонт порядочный, но верующие взялись быстро выполнить. Сов[етским] органам дал директиву Кушнарев, те все-таки долго молчали и только теперь подвиглись.... Осмотрели за озером Иверский монастырь с хорошо сохранившимися храмами. Там инвалидный дом, госпиталь и большое подсобное хозяйство. Местность оч[ень] красивая. 8-го вечером на машине выехали в Боровичи и ночью, около 2-х часов, приехали и поместились в гостинице - очень приличной. Здесь осмотрели кладбищенскую Успен[скую] церковь, видели о. А.Медведского, наметили ядро двадцатки - Веткин И.Г. и несколько женщин. Ремонт небольшой и скоро можно восстановить богослужения. О.Медведский - человек очень энергичный и надежный. Из Боровичей, где провели 9 и 10 сентября, выехали в 9 утра в прямом вагоне на Ленинград через ст. Угловку, где была пересадка, ждали с 11 до 4 часов дня. К сожалению, вагон бесплацкартный, было тесно, грязно, холодно. Приехали в Ленинград 12-го утром, в 17.30. В Ленинграде был уже Митрополит Алексий. Я встретился с ним в Никольском соборе за литургией, был у него. Поговорили - я о путешествии, он рассказал о московских новостях. После Воздвижения, 3 октября, созывается сессия Синода. Затем, в ноябре 14-22, будет съезд епископов для предсоборного совещания. Самый Собор церковный назначается на 22-31 января года. 12 октября.[...] 11-го был у Уполномоченного; порешили все дела; решили поездку в Вильно и в Таллин; но за ночь перерешили и сегодня я уже командировал Шишкина в Вильно, Тарасова - в Таллин, написал инструкцию и послал телеграмму М[итрополиту] Алексию о командировке для выявления положения церк[овных] дел в Прибалтике.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/12/...

Увидев умершим брата своего, Иоанн очень испугался и, не зная, что ему делать в таком случае, скрылся как младенец в печи за дровами, которые заранее были в нее положены для просушки, по случаю дождливой осени. Возвратившись вечером с работы своей и нашедши мертвым младшего сына своего, отец и мать горько плакали и рыдали. Когда же они нигде не могли отыскать и старшего сына своего, то еще более усилили свои рыдания, чем и привлекли в свой дом родственников и соседей своих, которые, уверившись в действительности печального события, много удивлялись и горевали с родителями, так что все едва наконец несколько поуспокоились. После сего мать, по обычаю, зажгла в печи дрова, не ведая и не думая о том, что за ними скрывается сын ее. Когда дрова в печи прогорели, и Варвара заглянула в нее, то увидела там своего сына, который был уже мертв, но совершенно цел и невредим от огня. Всеблагой Господь, призирающий с высоты своей всевидящим оком своим на все живущее на земле, зная незлобие и невинность сих младенцев, восхотел в них прославить имя Свое, почтив нетлением нескверные и непорочные тела их и сопричислив их к лику святых Своих, – одного, как неповинно убитого, а другого, как принявшего за убийство мученическую от огня кончину. Услышавши крик и плач своей жены Варвары, Исидор, муж ее, тотчас поспешил к ней и, увидев так же, как и она, сына своего, лежащего в печи мертвым, но целым и невредимым от огня, исполнился страха и ужаса. Почему к плачу и крику своей жены присоединил и он свой вопль великий. На этот вопль опять собрались родственники и соседи, которые, смотря на такое преславное чудо, весьма дивились и славили Бога, сотворшего оное. А так как весть об этом чуде быстро и далеко разнеслась, то имя Божие начало прославляться и в других местах. Оплакав, наконец, детей своих, Исидор и Варвара облекли их в погребальные одежды, положили во гробы и по христианскому обряду предали тела их земле при их приходской церкви во имя Святителя и чудотворца Николая, что в Медведском погосте. Спустя несколько дней после погребения отроков Иоанна и Иакова, гробы их явились плавающими на одном малом озерке, состоящем в двух поприщах (или верстах) от Менюжского монастыря. И вот как это явление огласилось. Окрестные поселяне, имевшие обыкновение охотиться в лесах на птиц и зверей, однажды отправились на таковую охоту утром с тем, чтобы, как и прежде, возвратиться с нее домой вечером. Но, заблудившись в лесу и не могши никак отыскать дороги к дому, не только вечером того дня, но и на другой день не вернулись домой, оставаясь в лесу. Продолжая и на третий день отыскивать там дорогу, охотники пришли, наконец, к упомянутому озерку и увидели в нем плавающими два гроба. Убедившись по внимательном осмотре в том, что это те самые гробы, в которых так недавно были погребены Иоанн и Иаков, охотники начали умолять святых отроков об указании им пути или дороги, и вдруг глазам их представилась небольшая тропинка, по которой они и дошли до жилищ своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

     От увядания провинциальный российский городок могут спасти инвестиции, новые предприятия и новые рабочие места. Наверно, неплохо позаботиться о хороших дорогах, больницах и школах… Всё это верно. Однако настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы в Новой Ладоге протоиерей Алексий Волков считает, что русскую глубинку может «вытянуть» интерес к истории и возрождение религиозной жизни. Именно для этого он помогает в создании при храме музея приходской жизни. Россия, вытерпи варваров Дорога, ведущая к храму Рождества Пресвятой Богородицы в Новой Ладоге — это проспект Карла Маркса, центральная улица города. На протяжении нескольких кварталов жилые дореволюционные дома чередуются с уже опустевшими, с зияющими пустыми глазницами окон, частью заколоченными досками. От одного дома остался только фасад, и на этом фасаде — мемориальная табличка штаба Ладожской военной флотилии. Наконец — два подряд заброшенных храма: церковь Спаса Нерукотворного Образа и церковь святых Климента Римского и Петра Александрийского. В храмы можно зайти, посмотреть. Кое-где на стенах хорошо сохранились фрески, отчего в полуразрушенном здании еще неуютнее. Кто-то написал красным на алтарной стене: «Россия, вытерпи варваров». Помимо этого пронзительного призыва других вандальных надписей нет, кроме одной на внешней стене, и ту в спешке закрасили наполовину. В Новой Ладоге слишком мало подростков, чтобы ожидать изобилия граффити. Действующий собор Рождества Пресвятой Богородицы (с XVI века известный как собор Иоанна Богослова, новое имя прижилось после постройки придела двумя столетиями позже) — чуть дальше, за каменными воротами и петровских времен земляным валом. Эта церковь была построена в 1702 году как трапезная Николо-Медведского монастыря, всего лишь за два года до закрытия его Петром I. Сегодня территория упраздненной еще 300 лет назад обители — единственное не пустующее святое место в городе. Здесь у ворот гостей встречают крупные прикормленные коты. Поодаль от собора — пристройка для работников, где есть, в числе прочего, библиотека с раритетными книгами трехсотлетней давности. В Рождество-Богородицком храме и разместился музей приходской жизни — с согласия и при активной помощи настоятеля протоиерея Алексия Волкова. Инициатор открытия музея и экскурсовод, краевед Татьяна Чурова рассказывает:

http://pravoslavie.ru/101844.html

В Апреле 1963 года всем архиереям был разослан правительственный указ. В нём духовенству и старостам предписывается не допускать детей школьного возраста к Причастию. Предписывается при нужде силой удалять детей из церкви. Предвидится, что эта попытка удаления детей из церкви вызовет сильное сопротивление верующих. Невский Архив. М.-Спб. 1995. С. 155–156. 1116 30. Из доклада протоиерея А. Медведского Ленинградскому уполномоченному Совета по делам РПЦ Г.С. Жаринову Конфиденциально 19 Ноября 1963 Представляя настоящий доклад о положении Церкви в Ленинграде, согласно Вашему предложению, считаю долгом оговориться, что настоящий труд является плодом личных наблюдений и размышлений, так что его мысли и выводы не имеют абсолютной ценности и предлагаются лишь к Вашему сведению для лучшего понимания сложившейся в настоящее время церковной обстановки. Для большего удобства содержание доклада распределено по рубрикам, в которых отражены различные аспекты церковной жизни. Богослужение Учитывая современную ситуацию, богослужение в Никольском соборе совершается, хотя и в соответствии с установленными традициями, но без излишней помпезности. Исключения делались для служений ленинградского митрополита и богослужений с участием иностранных делегаций. Как бывший наш митрополит Пимен, так, по-видимому, и настоящий митрополит Никодим являются любителями обстановочного богослужения и за отсутствием иной церковной деятельности придают ему чрезвычайное значение, то есть его внешней торжественности. В остальное время богослужение в соборе значительно упрощено: прекращены соборные служения акафистов и сокращено их количество (понедельник, вторник и пятницу акаф. не служатся). Литургии по воскресным дням служатся не соборно, а одним священником по недостатку духовенства, необходимого в эти дни для совершения треб. Церковный звон ограничен самыми необходимыми моментами и производится не более 10–15 минут 1117 , чтобы не мешать занятиям находящихся поблизости учреждений и учебных заведений, да и для церкви он утратил практическое значение, так как слышен лишь на небольшое расстояние и не может оповещать народ о начале богослужения и его торжественных моментах, и является сейчас лишь отражением далёких традиций. Проповедь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из приведенного отрывка писцовых книг видно также, что местность Рогожского и смежного с ним Успенского прихода принадлежала не Савво-Вишерскому, а Никольскому Медведскому монастырю; и вообще в погостах по Волхову, начиная с Михайловского — на Сяси, и во всех, вотчины, исключая владений Митрополита Новгородского, принадлежали местным Ладожским монастырям, а из Новгородских только Радоговскому. Нужно прибавить еще, что в описаниях погостов Солецкого, Городищского и Вороновского, упоминаются многие монастыри Новгородские, а о Савво-Вишерском не говорится. Первая здешняя церковь была деревянная, в виде продолговатого четвероугольника, с 5 дер. куполами на плоской крыше и с отдельной колокольней. Она 15 апр. 1834 г. сгорела со всем имуществом, кроме колокольни и сундука с деньгами. Прихожане, прося разрешения построить новую каменную церковь, представили на этот предмет оставшуюся от пожара сумму в 1,000 р. асс. и обязались, в течении 5 лет, платить по 5 р. асс. с ревизской души (душ было 300), что составило бы, в 5 лет, сумму в 7,500 р. асс. Причту они обязывались платить, ежегодно, по 300 р. асс. Кроме того, прихожане заявили, что в этом деле они нашли жертвователя Петербургского 1 гильдии купца Михаила Давыдовича Ертова, имевшего здесь дровяную биржу. На прошение их дана следующая резолюция: “Поелику Село Рогожские прихожане, к тому, чтобы приходская их церковь была самостоятельною, имеют усердное желание, ибо не только, на производство причту своему, каждогодно, по 300 р. обязались актом, засвидетельствованным в волостном правлении, но желают ныне выстроить, в оном селе, вместо сгоревшей, деревянной, вновь каменную церковь, следовательно, при таковом усердии их к построению оной церкви, епархиальное начальство не может не согласиться на оное прошение их, по тому только одному, что, они в обязательстве своем о производстве 300 р. не присовокупили условия насчет сбора помянутых денег, дабы отказом не охладить их усердия и не подать случая к умножению раскола, который, и без того, в Новоладожском уезде сильно умножается, а потому, дозволяя им, согласно представленному ими плану и фасаду, приступить к построению помянутой церкви, под надзором благочинного, священника местного, церковного старосты и архитектора, предписать духовному правлению, дабы оно допустило до построения означенной церкви не прежде, как по представлении Рогожскими прихожанами дополнительного обязательства, также, где следует, засвидетельствованного, о сборе помянутых денег, к представлению их, куда следует, в свое время 26-го июня 1834 г.” 2-го августа того же года прихожане, согласно требованию начальства (преосвященного Венедикта), дали дополнительное обязательство, в котором высказывали, что в случае неплатежа Рогожскому причту, 300 р.

http://sobory.ru/article/?object=01266

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010