Новая Ладога. Собор Николая Чудотворца быв. Николо-Медведского монастыря. Добавить фотографии Киот с иконой Николая Чудотворца. К иконе вела система чугунных лестниц, построенная в XIX в. На фото видны последние ступени чугунной лестницы, сооружённой к киоту. Фотография С.М. Прокудина-Горского «Чудотворная икона Пр. Николая Чудотворца. Никольский собор», 1909 г. Елена Григорьева 1 июня 1909 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор быв. Никольского Медведского монастыря (упразднен в 1704 г.). Приделы: Успения, прор. Осии, прп. Андрея Критского, прав. Лазаря. Железная лестница пристроена в нач. ХХ в. для подъема паломников на второй этаж, где хранились святыни быв. монастыря. Никольский собор бывшего Медведовского (Никольского Медвецкого монастыря) в Новой Ладоге Никольский собор представляет собой простую плитную постройку, сохранившую, несмотря на позднейшие ремонты («починки») и переделки, черты, свойственные древнерусскому культовому зодчеству. Можно предположить, что описываемый собор был возведен новгородскими мастерами в XV—XVI вв., а типично московское крыльцо со всходом пристроено в XVII столетии. Традиционная схема положена в основание собора — четырехугольник с одним апсидным выступом с востока. Высота белокаменного здания составляет 21 м, ширина вместе с пристроенным в 1711 г. с севера приделом 20 м. В древности стены собора не были гладко оштукатурены, а представляли собой живописную неровную поверхность, обмазанную глиной и будто вылепленную народным скульптором. Суровую их простоту подчеркивали узкие бойницеобразные окна-щели, расширенные позднее. Внешний облик Никольского собора был сильно искажен в 1812 г., когда изящное позакомарное покрытие с полукружиями было заменено грубым четырехскатным, устроен придел у западного фасада и растесаны окна, ведущие в подвал-подклет. Тогда же в просторном интерьере, разделенном оштукатуренными столбами, был установлен резной трехъярусный иконостас. Несмотря на то, что многочисленные витые колонки, виноградные лозы и пальметки несколько перегружают иконостас, они являются образцом мастерства резчиков по дереву.

http://sobory.ru/article/?object=03541

Новая Ладога. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Фото С.М.Прокудина-Горского, 1909г.Церкви слева-направо: Спаса Нерукотворного Образа, Климента и Петра с колокольней, Иоанна Богослова с колокольней; Никольский собор ( " Никола-старая " )http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2000 Т. ?? Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Ранее входил в комплекс Николо-Медведского и Иоанновского монастырей. Первоначально освящен как храм св ап. Иоанна Богослова, ныне по приделу (1733 г.) именуется в честь Рождества Богородицы. Перестраивался в 1756, 1876 гг. Действует. Виднеющийся за собором блестящий купол принадлежит другому монастырскому храму - Никольскому, но он, к сожалению, пока весьма нефотогеничен... Реставрация идёт, но очень вяло. Первоначальное название храма - церковь Иоанна Богослова. Церковь построена в 1702 г. и первоначально принадлежала Николо-Медведскому монастырю, упраздненному в 1704 г. В 1733 г. к церкви пристроен придел Рождества Богородицы. Еще одна перестройка относится к 1756 году. Храм приобрел нынешний вид в результате сильной перестройки, произведенной в 1876 - 1877 гг. по проекту М.А.Щурупова. Церковь Иоанна Богослова была закрыта в 1935 г. Вновь действует с 1949 года. С 1954 года храм официально называется собором Рождества Богородицы (по приделу). Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб, " Лики России " , 2006, Н.В. Мурашова, Л.П. Мыслина. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Южное Приладожье. Кировский и Волховский районы. " Алаборг " , СПб, 2009, с. 174-176 Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Новой Ладоге раньше входил в состав комплекса Николо-Медведского монастыря. Изначально он был освящён как храм Иоанна Богослова, сейчас по названию придела, появившемуся в 1734 году, он именуется собором Рождества Богородицы. Эта церковь была построена в 1702 году как трапезный храм Николо-Медведского монастыря, всего лишь за два года до закрытия обители Петром I. По своей архитектуре она была похожа на трапезные храмы середины XVI века Новгородских Хутынского и Антониева монастырей. Немудрено, что приладожские земли принадлежали тогда Великому Новгороду. Известна и дата освящения церкви - 25 сентября. А вот придел в честь Рождества Богородицы был устроен в 1733-1734 гг. и освящён протоиереем Сергием 8 января 1734 года.

http://sobory.ru/article/?object=00126

Богослужения совершались регулярно, на церковно-славянском языке в соответствии с юлианским календарем и согласно церковному уставу. Но поскольку разногласия в общинах не прекращались, 24 декабря владыка принял решение снова попробовать послать в Хельсинки о.Михаила Славницкого для участия в общем собрании Никольской общины, которое было назначено на 30 декабря, о чем послал телеграмму Патриарху с просьбой о визе. 28 декабря 1952 г. митрополит выслал Патриарху также устав приходской общины, которым регулировалась жизнь Никольской и Покровской общин - для сведения ОВЦС. Патриарх ответил, что визу к 28 числу получить невозможно, и, таким образом, эта поездка прот.МихаилаСлавницкого в Финляндию не состоялась [lxxxii] . Необходимо было посылать в Хельсинки новую делегацию. Митрополит остановил выбор на авторитетном опытном пастыре, хорошо знавшем приходскую жизнь, прот. А. Медведском и выпускнике и преподавателе ЛДА, в совершенстве владевшем несколькими языками, о.М.Чубе, и хлопотал о визах для них, параллельно согласовывая вопросы поездки с митр. Николаем. В докладе Патриарху от 3 марта 1953 г. митрополит писал: «Имею честь почтительнейше представить Вашему Святейшеству рапорт протоиерея Александра Медведского от 23.II -1953 г. по вопросу воссоединения РПЦ с Православной Церковью Финляндии. Рапорт говорит о необходимости предварительного (до личной поездки делегации) выяснения основных вопросов, касающихся наших взаимоотношений с Финляндской Православной Церковью, и предлагает текст самих вопросов, которые повергаю на Ваше рассмотрение и окончательное решение. Со своей стороны я нахожу предложения о. Медведского заслуживающими серьезного внимания, и могу только просить об осуществлении их в возможно непродолжительном времени. Эта моя просьба вызывается необходимостью ускорить поездку о.Медведского для урегулирования продолжающихся в Никольской Общине несогласий в Церковном Совете, что Вы можете усмотреть из прилагаемого при сем (в копии) письма прот.ГеоргияПавинского от 13.II - 1953 г. Это письмо, вместе с тем, дает характеристику и всего состава причта, и возбуждает некоторые опасения относительно того, не кроется ли в оппозиционной группе скрытого намерения расстроить дела Православной Никольской общины вообще... В направлении такого рода уяснений мною даются особые директивы о. Медведскому. Очень желательно было бы получить, возможно скорый ответ на сие от Вашего Святейшества» [lxxxiii] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Медведь. Церковь Петра и Павла в казармах Карабинерских полков. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:Между 1824 и 1830. Архитектор: В.П. Стасов , Л.А.Дюбю Адрес: 174160, Новгородская обл., Шимский р-н, с. Медведь Координаты: 58.305626, 30.507703 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью «В 1818 году в Медведской волости Новгородского уезда создан округ военного поселения 1-го и 2-го карабинерных полков. В 1823 году началось строительство казарменного комплекса в селе Медведь. К 1 января 1826 года вчерне отстроили здание манежа, заложили фундаменты школы и госпиталя, завершили строительство половины ротных строений. Возведение комплекса растянулось более чем на десять лет. В 1827 году полностью завершилось строительство манежа, в 1830 году — Петропавловской церкви». Из очерка ведущего научного сотрудника Новгородского музея-заповедника Ильи Хохлова Большую известность село Медведь получило с февраля 1818 года, когда в Медведской волости Новгородского уезда были образованы округа военного поселения 1-го и 2-го карабинерных полков. Введение военных поселений связано с именем графа Аракчеева, который был любимцем Павла I, а затем и Александра I. Военные поселения создавались не столько для охраны государственной границы, сколько для экономии государственного бюджета... Большинство человеческих судеб и вся история села так или иначе на протяжении почти двух столетий связана с военным гарнизоном. Проектированием казарм в Медведе занимался архитектор В. П. Стасов, строительством, которое растянулось на два десятка лет, руководил генерал-майор А. Я. Фабр. Будучи центром волости Медведь развивался не только по военному направлению. В начале XIX века жители села Медведь (121 двор, 988 человек) кроме земледелия, охоты, добычи и переработки болотной руды занимались торговлей и ремеслами. Ежедневно по субботам здесь проводились обширные базары. Действовала церковь «Живоначальныя Троицы» с 1799 года, а с 1830 года при ней была штабная в гарнизоне – Петра и Павла.

http://sobory.ru/article/?object=29589

Отмечено 50-летие кончины протоиерея Александра Медведского февраля 2023 Отец Александр рассказал о жизненном пути батюшки, огромной его популярности при жизни и, к сожалению, почти полному забвению в наши дни, призвал верующих молиться о упокоении его души и выразил надежду, что найдутся энтузиасты, которые подробно восстановят жизненный путь пастыря, прозванного " питерским Златоустом " . Проповеди его верующие записывали и переписывали от руки, они и доныне могут храниться в петербургских семьях, особенно старых прихожан Никольского собора. Александр Медведский родился в селе Хвощино Лужского уезда Петербургской губернии в семье священника. Рукоположен во пресвитера в 1911 году. В 1911-1920 годы служил настоятелем Казанского храма поселка Сусанино , в 1921-1930 - в Спасо-Преображенском храме у Московских ворот, в 1930-1932 был настоятелем Князь-Владимирского собора . 17 февраля 1932 года был арестован и приговорен к трем годам заключения в Свирьлаге. В 1935-1946 годах проживал в городе Боровичи Новгородской области, затем вернулся в Ленинград. Двадцать лет до кончины отец Александр служил настоятелем Николо-Богоявленского собора. Его проповеди собирали сотни слушателей. Помимо должности настоятеля собора был председателем епархиального совета и благочинным храмов города. Был отмечен всеми церковными наградами, какие могут иметь священники, включая право ношения патриаршего креста, пожалованного Святейшим Патриархом Алексием I ко дню 50-летия служения. Отошел ко Господу 9 февраля 1973 года, в день памяти святителя Иоанна Златоуста . Статья о нем опубликована на сайте Спасо-Парголовского храма. ИА " Вода живая " , 09.02.23 Поделиться Упоминания в новостях 20 апреля 2024 3 марта 2024 25 февраля 2024 23 февраля 2024 28 января 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

1116 Взято из «Православный Вестник в Канаде»: Ежемесячный церковный печатный орган Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей. 1964. 8 (20). С.6. 1122 Крещение, которое производят бабушки, – не так уж распространено, особенно в городе.Да и крещение это всё-таки не то, что в церкви. Сама церковь к такому крещению относится с пренебрежением и осуждением. Для нас же важно и то, что в этом способе крещения родители, как правило, не участвуют, а совершают его старухи тайно сами и тайно от родителей. 1123 Этот тип церковного актива наиболее реакционен и опасен. Важно, чтобы на местах предпринимались меры по выявлению контингентов таких верующих и пресечению их деятельности. Наиболее успешно эти «путешественники-паломники» могут выявляться в местах паломничества. 1125 Конечно, бывают и такие «методы» антирелигиозной пропаганды, но в этом разделе своего доклада Медведский явно утрирует и выявляет своё личное отношение к атеистической работе и особенно к атеистам – недавно находившимся в стане церкви. Отсюда и инсинуации против Кузина и Петухова. Здесь проявляется неприкрытая злоба церковника. Но некоторые мысли Медведского нам нужно учитывать. 1126 Сравнение оригинальное, но не совсем верно отражающее действительность. На хорошо организованные атеистические лекции верующие ходят и слушают их с интересом. Возвращаться к диспутам, видимо, нет надобности, так как они мало чем себя оправдали, а вот вечера вопросов и ответов должны практиковаться шире. 1128 Такую интерпретацию обстоятельств разрыва Осипова с церковью я слышу впервые. Видимо, здесь много домыслов самого Медведского. 1130 31 Устные принципиальные указания И.В. Сталина о работе Совета по делам Русской Православной Церкви в ЦК КПСС)( а) Совет не решает, а обо всем докладывает и получает указания от правительства; б) Совету не представлять собой бывшего обер-прокурора, не делать прямого вмешательства в административную; каноническую и догматическую жизнь церкви и своей деятельностью подчёркивать самостоятельность церкви; в) председателю Совета установить такие отношения с патриархом, которые не давали бы церковному центру повода рассматривать председателя Совета как обер-прокурора. Обеспечить соответствующие встречи, приёмы, формы обращения с патриархом, которые могли бы быть использованы для соответствующего влияния; г) не смотреть в карман церкви и духовенства, так как это испортит отношения между Советом и церковным центром и другими руководящими деятелями церкви, и считать это компетенцией органов Министерства финансов; д) не делать «булавочных уколов» группам верующих и при рассмотрении вопроса об открытии церкви, хотя и регулировать, но не зажимать; е) Совету обеспечить, чтобы епископат являлся полновластным хозяином епархии и право архиерея распоряжаться церковными суммами; ж) не делать препятствий к организации семинарий, свечных заводов и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По материалам книги Ю.М. Гоголицына и Т.М. Гоголицыной «Памятники архитектуры Ленинградской области». - Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987 г. Главной святыней Никольского собора была чудотворная икона Николая Чудотворца. Ее расположение было необычным: на фасаде, на самом верху стены над алтарем. Для доступа к иконе была построена система металлических лестниц. Сама икона была установлена в большом киоте, укрывающем ее от непогоды. (Старую фотографию киота с иконой и лестницы см., например: http://ps-spb2008.narod.ru/mar_new_ladoga.htm; прошу прощения за ссылку на свой собственный сайт). В советское время икона и киот исчезли, а металлическая конструкция пришла в запустение и оказалась окружена густыми зарослями. В 2009 г. металлические лестницы приведены в порядок, заросли расчищены, и на прежнем месте вновь установлена икона Николая Чудотворца. (Киота в июле 2009 г. еще не было). Роман (Левшин), послушник. Староладожский Никольский мужской монастырь. СПб, " Алаборг " , 2007, с. 28 Новоладожский Николаевский собор находится при впадении Волхова в Ладожское озеро, в 17-ти саж. от реки. За собором и окружающим его кладбищем находится устье канала Александра II-ro, потом - слобода Загородье. С др. ст. к собору прилегает Климентовская церковь - Собор, вместе с церковью Иоанна Богослова, обнесен рвом и земляным валом, на котором в 1849 г. поставлена каменная часовня; кладбище обнесено с трех сторон земляным валом, на котором, в 1849 г. устроена каменная стена, окружающая кладбище со стороны реки. Площадь кладбища и ограды в 86½ сажень длины и в 42 сажени ширины. Обе соборные церкви были сооружены, когда здесь был Медведский монастырь, упраздненный в 1704 г. На 180 стр. книги Ратшина «О монастырях и церквах» сказано: Медведевский Староладожский мужской (монастырь) в Старой Ладоге. Обитель сия существовала прежде в Новой Ладоге, но - с которого времени, сведений нет, а в 1704 г. переведена в Старую в здание бывшего там Ивановскаго монастыря и впоследствии уничтожена; церковь же Николая Чудотворца обращена в соборную города Новой Ладоги. В этом храме есть иконы 14-го, 15-го и 16-го веков». Действительно, в соборном иконостасе есть две иконы, из коих одна сооружена, как видно по надписи, игуменом Медведского монастыря Леонидом, с братиею в 7010 (1502) г., а другая игуменом Феодосием в 7011 (1503) году. Николаевский собор, с приделом Успения, каменный, квадратный, в 2 этажа. Внизу кладовые. Придел устроен, в 1711 г. новоладожским купцом Петром Барсуковым.

http://sobory.ru/article/?object=03541

И вся площадь запела этот чудный гимн. Пели долго. Целый день шли молебны. Видел властей, трусливо приехавших и так же уехавших. Удалось заглянуть потом и в самый храм. Оказывается, что обновился не только купол, но и ряд икон внутри храма, между прочим, старенькая Плащаница, знакомая мне с детских лет. Очень любопытно, что под куполом, со вне, были нарисованы образа, и их совершенно выцветшие краски теперь сияли, как новые. Никогда мне не доводилось видеть такой реставрации. Конечно, епископ был пророком… Власти заставили ученых, профессоров Киевского университета, все «объяснить». Те, призвав на помощь «химию» и «физику», читали специальные лекции по этому поводу. Причт церкви пострадал, и очень жестоко. Газеты в течение двух недель изрыграли хулу, бесились… А храм сиял… В заключение могу передать вам рассказ моего компаньона по делам, еврея, квартира которого окнами выходит на церковную площадь. Он с непередаваемым на лице испугом, оглядываясь во все стороны, шепотом говорил мне: «Было 10½ часов вечера. Шел дождь. Вдруг в комнатах сделалось светло-светло. Я бросился к окну. Вижу над храмом яркое облако. «Пожар! — закричал я. — Церковь горит!» Потом вдруг все пропало. Стало темно. He верил своим глазам. Утром увидел золотой купол»…» Где еще можно найти сообщения о происходивших обновлениях? В судебных хрониках! Вверху листа — слово «Копия». Далее читаем: «ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ По делу о гр-нах Борисове Владимире, Сутокском Иване, Заозерском Никоноре, Шпехине Василии…» — всего 48 имен 10 . Кто же они, эти 31 мужчина и 17 женщин, судимые 12 августа 1925 года в Новгороде? И за что судимы они? «В конце 1924 года, — читаем в обвинительном заключении, — в Медведской и Самокражской волостях Новгородского уезда распространились слухи о происходящих чудесных обновлениях икон в пределах Ленинградской и Псковской губерний. Эти слухи привлекли на свою сторону религиозно настроенных граждан, которые начали паломничество в места обновления для осмотра икон и поклонения им. Такое паломничество привело к тому, что среди населения стали распространяться всевозможные слухи, имеющие под собой чисто контрреволюционную почву… Религиозный фанатизм распространялся с неимоверной быстротой, и эпидемия обновления икон начала поражать одну за другой деревни Медведской и Самокражской волостей Новгородского уезда».

http://azbyka.ru/chudo-obnovlenija

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск девятый. СПб., 1884 г., в типографии Департамента Уделов. С. 71-73 В первой половине XVI в. в Ново-Медведском монастыре воздвигли каменный Николаевский собор. Храм с некоторыми последующими изменениями сохранился до наших дней. Первоначальный его облик реконструирован архитектором Ольгой Гусевой при изучении собора в 1980-х гг. Строили его Новгородские мастера в лучших традициях новгородской храмовой архитектуры. Своды храма с открытым сквозным куполом опираются на 4 плитных столба. Алталь полукруглый с двумя окнами, имеет два боковых отделения, в правом из которых была ризница, в левом – жертвенник. Фонарь на сводах сквозной, на нем декоративный карниз в виде пятиугольников и одна луковицеобразная глава. В 1711 г. на средства новоладожского купца Барсукова к Никольскому храму с севера был пристроен придел во имя Успения Пресвятой Богородицы. В это же время была изменена форма крыши. Позже, в начале XIX в., с западной стороны было пристроено крытое крыльцо в традициях московской архитектуры. Оно имеет 13 плитных ступеней, ограждено стенами и соединяется с теремообразным входом на 4-х фигурных столбах. Окна в соборе первоначально были узкие, но для лучшего освещения храма в 1812 г. были растесаны. Также для увеличения внутренней площади были растесаны кирпичные столбы притвора. Еще одна, последняя переделка собора, была произведена в 1892 г. и заключалась в том, что в подклете, где раньше находились кладовые, был устроен третий придел во имя св. пророка Осии, Андрея Критского и праведного Лазаря. Придел был сооружен в память о чудесном избавлении от смертельной опасности императорской семьи 17 октября 1888 г. в Борках. С монастырских времен главной святыней Никольского собора был чудотворный образ святителя Николая, размещенный с наружной стороны на восточной стене храма над алтарной апсидой, на высоте 4-х саженей (ок. 8 м). Святой был изображен в рост с мечом в правой руке и храмом в левой, по так называемому в иконографии типу «Никола Можайский». Перед образом горела неугасимая лампада. . В 1870-х гг. к образу была пристроена винтовая чугунная лестница, завершающаяся широким балконом. Балкон с помощью 4-х чугунных столбов упирается в каменное плитное крыльцо. Архитектор этого изящного сооружения, предположительно, М.А. Щурупов. В 1859 г. образ Николая Чудотворца был одет в серебряную ризу с позолоченым венцом, работы известного ювелира Ф.А. Верховцева. Именно в таком виде запечатлел его известный русский фотограф С.М. Прокудин-Горский, путешествующий по Мариинской водной системе в 1909 г. Балкон, лестница, крыльцо и кружка для сбора денег сохранилась до наших дней, а сама икона бесследно пропала в годы атеизма.

http://sobory.ru/article/?object=03541

Шесть церквей близ Троице-Сергиевой Лавры около десяти лет были в ведении переяславль-залесского архиепископа Арсения. С уходом его на покой (27 мая 1752 г.) и назначением преемника ему по Лавре архимандрита Афанасия, московский архиепископ Платон (Малиновский), воспользовавшись тем, что архимандрит Афанасий не мог исполнять дела, подлежавшие «до архиерейской персоны», просил отписать к его Московской епархии 6 церквей и приходов близ Лавры, отданных в 1744 году в ведение архиепископа Арсения. Св. Синод 16 июня 1753 г. исполнил просьбу своего члена. 591 Таким образом, Переяславль-Залесская епархия вошла в свои прежние границы 1744 года. По окладным книгам бывшего Синодального Казенного Приказа за 1753 год Переяславль-Залесскую епархию составляли – Переяславль-Залесская градская и уездная десятина 64 цер. (?), Переяславль-Залесского уезда Залесский стан – 33 цер., Александровская десятина – 78 цер., Рузская десятина – 43 цер., Верейская десятина – 41 цер., Волоколамская десятина – 43 ц., Дмитровская десятина – 111 цер., Дмитровского уезда Троицкая Нерльская десятина – 17 цер., Дмитровского уезда приписной к Донскому монастырю Медведской пустыни – 3 церкви, Можайская десятина – 53 цер., Можайского уезда Гжатской пристани – 24 цер. До 1753 года в Переяславль-Залесской епархии состояла Троицкая десятина с 42 церквами. В Троицкой десятине значились вышеназванные шесть церквей вотчин Троице-Сергиевой Лавры, между прочим, на Копыльце в селах: Солнышкове, Аксенове, Лютине и Савинове. В 1753 году Троицкая десятина с 42 церквами по окладным книгам значится во Владимирской епархии. Шесть церквей в Троицких вотчинах, отписанные в 1753 году в ведомство архиепископа московского Платона, только в 1754 г. внесены в окладные книги по Московской епархии Радонежской десятины. 592 По всему видно, что переяславль-залесский архиепископ Арсений пользовался особыми привилегиями со стороны правительства. Не иным чем можно объяснить назначение к нему помощника, в лице архимандрита Троицкого Калязина монастыря Серапиона, возведенного в сан епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010