Вообще надо сказать, что почти каждый абзац этой великолепно изданной книги пересыщен ложью и пропагандой. Что ни утверждение, то – неправда. А для придания ей видимости достоверности, привлекаются иностранные граждане самых разных положений, которые побывали в Союзе, которых “на славу” здесь угощали и которые благодарно отдают свои голоса в пользу советско-патриархийной пропаганды. Тут вам и православные патриархи, и инославные представители, которые якобы своими глазами видели (?) свободу, в условиях которой живет Русская Церковь . Этот “конек” преданно служил службу советской власти и Патриархии до недавнего времени. Всю эту ложь покрывал своим патриаршим омофором патриарх Алексий. Соблазненные такой массированной и авторитетной пропагандой, возобновленной после диоклетиановых гонений 30-х годов, во время и после войны многие заграничные архиереи и священнослужители вернулись на Родину, получили кафедры и приходы и поневоле должны были вписаться (и вписались, в разной, правда, степени) в советскую систему. Среди них: епископ Иоанн (Лавриненко), вернулся из Чехословакии в 1945 году; епископ Алексий (Пантелеев), вернулся из США в 1946 году; митрополит Вениамин (Федченков) , вернулся из США в 1947 году; епископ Антоний (Васильев), бывший Сан-Францисский и Калифорнийский, вернулся из США в 1952 году; митрополит Серафим (Лукьянов), вернулся в 1954 году из Франции; архимандрит Мстислав (Волонсевич), вернулся из Западной Германии в 1955 году; епископ Феодор (Текучев), бывший Сан-Францисский и Калифорнийский, вернулся из США в 1956 году. Из Китая в разное время вернулись в Советский Союз: митрополит Нестор (Анисимов) , архиепископ Виктор (Святин), архиепископ Ювеналий (Килин), архиепископ Никандр (Викторов), архимандрит Гавриил (Огородников) и даже архиепископ Димитрий (Вознесенский), отец будущего главы Зарубежной Церкви, митрополита Филарета. Некоторые, доверчивые ко лжи и советской пропаганде, “оплатили” эту доверчивость годами заключения и самой жизнью. Одна из первых послевоенных попыток сказать правду о действительном положении Церкви в Советском Союзе принадлежит скромному вятскому мирянину Борису Талантову и двум московским священникам, о. Глебу Якунину и о. Николаю Эшлиману, которые в 1965 году выступили с открытым письмом. Примечательна реакция патриарха Алексия на эти выступления: он издал особый указ, которым обязал архиереев следить, чтобы в епархиях не распространялись “открытые письма”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1943-1948 гг. Иркутская кафедра находилась под управлением Новосибирского и Барнаульского архиеп. Варфоломея (Городцова) . В мае 1943 г. было получено разрешение на открытие единственного в регионе храма - Крестовоздвиженской ц. в Иркутске. В 1943-1948 гг. решением Совета по делам РПЦ в Иркутской обл. верующим было возвращено 17 церквей, из к-рых действующими стали 15: Троицкую ц. в Иркутске (использовавшуюся под планетарий) и Успенскую ц. в с. Барлук (использовавшуюся как клуб) общинам не передали из-за противодействия местных властей. В 1943-1947 гг. были восстановлены следующие приходы: в Иркутске - Крестовоздвиженский (май 1943), Михаило-Архангельский (июнь 1945) и Знаменский (окт. 1945, являлся кафедральным собором в 1949-1999), в Тулуне - Николаевский (май 1945) и Покровский (июнь 1946), в Тельме - Казанский (дек. 1944), в Верхоленске - Воскресенский (1945), в Зиме - Николаевский (март 1945), в Листвянке - Николаевский (окт. 1945), в Буре - Петропавловский (март 1946), в Черемхове - Николаевский (июль-авг. 1946), в Слюдянке - Николаевский (дек. 1946), в Бодайбо - Христорождественский (окт. 1946), в Нижнеудинске - Николаевский (июнь 1946), в пос. Суетиха (ныне Бирюсинск) - Иннокентиевский (июнь 1947). Помимо названных приходов в ведении Иркутского архиепископа к нач. 50-х гг. XX в. состояли 2 прихода в Читинской обл. и 2 прихода в Бурят-Монгольской АССР. С 1945 г. в Иркутской епархии действовала свечная мастерская. Восстановление церковной жизни в регионе позволило Свящ. Синоду 3 июня 1948 г. воссоздать Иркутскую епархию, к-рую возглавил вернувшийся из Харбина архиеп. Ювеналий (Килин 1948-1949). Архиеп. Ювеналий разделил епархию на 2 благочиннических округа: 1-й и 2-й Иркутские. Указом от 1 янв. 1949 г. он присвоил иркутской Знаменской ц. статус кафедрального собора. При архиеп. Ювеналии ежемесячно выходил «Бюллетень церковной жизни Иркутской епархии». Частыми были поездки архиепископа по епархии, активизировалась проповедническая деятельность духовенства. Церковь во имя блж. Ксении Петербургской в пос. Юрты. Фотография. Нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Мы бесчестны, хотя бы никто не бесчестил нас, – и прокляты, ибо прокляти, говорит пророк,уклоняющиися от заповедий Твоих ( Пс. 118, 21 ). Не всем принадлежит терпеть бесчестие за имя Христово, не всем, но только святым и чистым, как я сказал; дело же подобных нам людей есть с благодарностью принимать бесчестие, исповедуя, что справедливо терпим за худые дела наши. Окаянная та душа, которая, зная свои нечистые дела и видя, что достойно терпит то, что терпит, сидит и, обманывая совесть свою, сплетает помыслы, говоря: он мне то и то сказал, бесчестил меня и поносил, наветуя сама на себя и сама заменяя для себя место демонов. Ибо, что бывает у художников, тоже случается и с душою. Как там, главный мастер, преподав ученику искусство, оставляет ученика потом работать самого по себе и не имеет более нужды сидеть подле него, а только по временам надсматривает за ним, не разленился ли или не испортил ли дела, – так и демоны, если увидят душу покорною и легко принимающую злые помыслы, предают ее сему сатанинскому искусству и не считают уже нужным сидеть подле нее, будучи в уверенности, что ее самой одной достаточно к навету против себя, – только по временам приходят посмотреть: не разленилась ли она». Преп. Иоанн Кассиан – Три побуждения заставляют людей подавлять страсти, именно: страх геенны мучения в будущем, или боязнь строгости законов в настоящем; надежда и желание получить Царство Небесное; наконец, любовь к добродетели или добролюбие. Что страх заставляет гнушаться скверны зла, о сем говорится в Притчах:Страх Господень ненавидит неправды (8, 13). Что надежда также удерживает от увлечения страстями, о сем сказано: Не прегрешат вси уповаюши на Него ( Пс. 33, 23 ). О любви же сказано, что она даже не боится падения греховного: любы николиже отпадает ( 1Кор. 13, 8 ). Посему апостол все дело спасения заключил в стяжании этих трех добродетелей, говоря: Ныне же пребывают вера, надежда, любы: три сия. Вера, нарушая страх будущего суда и мучений, отклоняет нас от скверны страстей; надежда, отторгая ум наш ожиданием небесных воздаяний, заставляет презирать все плотские удовольствия; любовь, огнем своим воспламеняя в нас любовь ко Христу и к преспеянию в духовных добродетелях, побуждает с совершенною ненавистью отвращаться от всего, что противно им.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Илия Екдик – Нет ничего страшнее памяти смертной и дивнее памяти Божией; та вселяет спасительную печаль, а эта исполняет духовным веселием. Ибо пророк Давид поет: помянух Бога и возвеселихся ( Пс. 76,4 ), и премудрый учит: поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши ( Сир. 7, 39 ). Благ Царствия, сущего внутрь нас, миролюбивое око не видело, и честолюбивое ухо не слышало, и на сердце, лишенное Духа Святого, не восходило то. Они суть залоги благ, какие имеют быть дарованы праведным в будущем Царстве Христовом. Кто не наслаждается здесь сими плодами Духа, тот не может сподобиться наслаждения ими и там. Преп. Симеон Новый Богослов – Кто вселит в глубине сердца своего страх Суда, тот является на зрелище мира как некий осужденник, закованный в цепи. Почему пребывает объят страхом, как бы был схвачен палачом немилостивым и влеком на место казни, не думая ни о чем другом, кроме страданий и терзаний, какие имеет претерпеть от мук в вечном огне. Это чувство мук хранится неизгладимо в сердце его страхом, породившим его, и вместе с ним не дает ему заботиться о чем-либо человеческом, так как он всегда находится в таком состоянии, как бы был повешен на крест и чувствовал во всей силе болезни и страдания крестной смерти, – что и не попускает ему ни внимать лицу чьему-либо, ни думать о чести или бесчестии человеческих. От всей души почитая себя достойным всякаго презрения и бесчестия, и внимания не обращает он на поношения и унижения, какие ему делают. Преп. Никита Стифат – Огнем откроется последний день и огнем будут испытуемы дела каждого, говорит св. ап. Павел ( 1Кор. 3, 13 ), прилагая при сем, что чьи дела по существу нетленны, каковые он внутрь себя отложил в созидание свое, те пребудут посреде огня нетленными, и не только не сгорят, но еще соделаются блестящими, очистившись совершенно от малых каких-либо пятен. А чьи дела тленны по веществу, каковые он, как бремя, на себя возложил, те, возгоревшись, сгорят и оставят его в огне ни с чем. Дела нетленные и пребывающие суть: слезы покаяния, милостыня, сострадание, молитва , смирение, вера, надежда и всякое дело, в видах истинного благочестия содеваемое, – кои, и когда живет человек, созидаются в нем во святой храм Богу, и когда умирает, отходят с ним и сопребывают с ним нетленными вовеки. А дела, в огне истлевающие, как для всех явно, суть: сластолюбие, славолюбие, сребролюбие, ненависть, зависть, воровство, пьянство, досаждение, осуждение и всякое дело, телом совершаемое по похоти или гневу. Все такие дела, и когда живет человек, разжигаясь похотью, тлеют вместе с ним, но не сопребывают с ним, а быв истреблены огнем, делателя своего оставляют в огне на нескончаемую во веки веков муку.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

– Вторая, лень, держа владычественныи ум, охватывает, как плющ, всю душу и плоть и все естество наше делает ленивым, расслабленным, как бы параличом разбитым. Отгоняются они, хотя прежде блаженного бесстрастия не побеждаются в конец, когда душа в молитве получает силу Духа Святого, которая, подав ей отраду, крепость и глубокий мир, обвеселяет ее в сердце успокоением от тиранства их. Блудная страсть – начало, госпожа и царица сластей, преимущая сласть сластей и спутница ее леность; чрез них привзошли к нам, бедным, в жизнь все страсти. НЕОСУЖДЕНИЕ Преп. Исаак Сирин – Никого не суди, не обличай, не поноси, даже и крайне худых по жизни своей. Распростри одежду твою над падающим и покрой его. И без дела не выходи из двери келлии, чтобы не знать худых дел человеческих, а тогда, в неведении ума своего, во всех увидим людей святых и добрых. – Когда начинает кто при тебе пересуждать брата своего, ты не слушай его, а потупь лицо свое. Как скоро сделаешь это, и пред Богом и пред ним окажешься осторожным. Преп. Нил Синайский – Начало спасения есть самого себя осуждение. – Будем внимать себе – тогда не станем осуждать других, ибо в нас самих много такого, за что осуждаем других. – Вразуми согрешающего, но не осуждай падающего, ибо последнее есть дело злоречивого, а первое – желающего исправить. Авва Дорофей – Смущать, осуждать и вредить чье дело, как не бесовское? И вот мы оказываемся помощниками бесов на погибель свою и ближнего. Отчего так? Оттого что нет в нас любви! Ибо любовь покрывает множество грехов ( 1Петр. 4, 8 ). Святые не осуждают согрешающего и не отвращаются от него, но сострадают ему, скорбят о нем, вразумляют, утешают, врачуют его как больной член и делают все, чтобы спасти его. Преп. Антоний Великий – Если увидишь, что брат согрешил, не презирай его, не отвращайся от него и не осуждай его, ибо иначе сам впадешь в руки врагов твоих. – Не осуждай никого из смертных, чтобы Бог не возгнушался молитвами твоими. Преп. Максим Исповедник – Не должно ли ужаснуться, вострепетать и прийти в исступление умом, что, когда Бог Отец, не судя никому, суд весь даде Сыновы ( Ин. 5, 22 ), Сын же вопиет: Не судите, да не судими будете ( Мф. 7, 1 ); не осуждайте, да не осуждены будете ( Лк. 6, 37 ), подобно и апостол: Прежде времене ничтоже судите, дóндеже приидет Господь ( 1Кор. 4,5 ), и еще: имже бо судом судиши друга, себе осуждаеши ( Рим. 2, 1 ), когда говорю, это так есть: люди, оставя плакаться о своих грехах, взяли суд из рук Сына, и сами, как бы безгрешные, судят и осуждают друг друга! Небо ужасается сему и земля трепещет.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

– Встаньте вокруг меня и будете Церковью , ибо я верую, что Церковь живая лучше и благоприятнее для Бога, чем построенная из дерева или камня. Когда затем все обступили Лукиана, он сказал: – Совершим литургию и причастимся Божественных Тайн. Ученики спросили его: – Где же мы, отче, положим хлеб для совершения Святых Тайн! – У нас нет здесь стола. Он же, возлежа связанный, лицом кверху, сказал: – Положите у меня на груди, и будет живой престол живому Богу. Так, в темнице, на груди святого совершилась Божественная литургия, со всеми надлежащими молитвами – чинно, как подобает, и все сподобились причаститься Святых Божественных Тайн. УТЕШЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЕ Блаж. Диадох – Если душа неколеблющимся и немечтательным движением воспламенится к любви Божией, влеча в глубину сей неизреченной любви и самое тело, – в бодрствовании ли то или при погружении в сон воздействуемого святою благодатию подвижника, между тем как душа совершенно ни о чем другом не помышляет кроме того одного, к чему возбуждена, – то ведать надлежит, что это есть действо Святого Духа. Будучи вся преисполнена приятными чувствами от неизреченной оной Божественной сладости, она и не может в ту пору помышлять ни о чем другом, а только чувствует себя обрадованною неистощимою некою радостию. Если же при таком возбуждении ум восприимет колебание некое сомнительное или нечистое какое помышление и если при сем Святым Господним именем будет пользоваться для отвращения зла, а не паче по одной любви к Богу, то ведать надлежит, что обещание то – от прельстителя и есть только призрак радости. Св. Василий Великий – Неизреченны всецело и неописанны молниеносные блистания Божественной красоты; ни слово не может выразить сего, ни слух вместить. Наименуем ли блеск денницы или светом луны, или сиянием солнца – все это недостойно к уподоблению славы и в сравнении с истинным светом далее отстоит от него, нежели глубокая ночь и ужаснейшая тьма от полуденной ясности. Если красота сия, незримая телесными очами, а постижимая только душою и мыслию, озаряла кого-либо из святых и оставляла в них невыносимое уязвление желанием, то, возмущенные здешнею жизнью, говорили они: увы мне, яко пришельствие мое продолжися ( Пс. 119,5 ) разрешитися и со Христом быти ( Фил. 1, 23 ) много паче лучше; тяготясь сею жизнью, как узилищем, сколько были неудержимы в стремлениях к Богу те, у коих коснулось души Божественное желание. По причине ненасытимого желания созерцать Божественную красоту, они молились о том, чтобы зрение красоты Божией простиралось на всю вечную жизнь. БОГОСЛОВСТВОВАНИЕ (СОСТОЯНИЕ СОЗЕРЦАНИЯ)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

73 Архимандрит Варлаам (Коноплев) (1858–1918) прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских в 2000 году. 74 По вопросу, имел ли отец Константин только мантийный постриг или схимнический, существуют разные мнения. Наиболее убедительными нам представляются сведения о том, что он был тайно пострижен в схиму. Об этом свидетельствуют: 1. Духовная дочь старца, монахиня Евпраксия (Антонова). Она утверждает, что ей говорили об этом как сам отец Константин лично, так и митрофорный протоиерей Михаил Кукарин, который неоднократно его исповедовал, причащал и, единственный из свердловского духовенства, близко с ним общался. 2. Духовная дочь старца, А. П. Карамышева, много лет помогавшая ему в переписке с разными лицами. Она говорит, что отец Константин точно был иеросхимонахом, но схима была тайная, поэтому отпевали его как иеромонаха. Кроме того, она свидетельствует, что преподобноисповедник Кукша знал о схимническом постриге отца Константина и говорил об этом, кроме нее, другим людям. 3. Архимандрит Ипатий (Сыромятников). Он утверждает, что ему сообщил о схиме отца Константина родной брат последнего. 4. Протоиерей Анатолий Кривоногов, чья мать долгое время духовно окормлялась у отца Константина. Он свидетельствует, что в их семье всегда поминали его как иеросхимонаха, и он считал, что это известно всем. 76 Архиепископ Ювеналий (Килин) (1875–1958). В 1894–1910 годах подвизался в Свято-Николаевском Белогорском монастыре, будучи долгое время келейником и близким учеником архимандрита Варлаама (Коноплева). В 1946–1947 годах возглавлял Шанхайскую кафедру, в 1947–1952 годах последовательно находился на Челябинской, Иркутской и Омско-Тюменской кафедрах. Верующие до сих пор помнят Владыку как духоносного старца. Многие стекаются к его гробнице в Ижевском кафедральном соборе и с верою обращаются к его молитвенному предстательству, чувствуя благодатную помощь. Несколько лет тому назад архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай совершил обретение его честных останков, при котором было обнаружено, что тление не коснулось его тела.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Шевалев Владимир Евгеньевич, врач. Ученик В. П. Филатова. В Украинском институте глазных болезней им. акад. В. П. Филатова руководил отделением. С 1965 по 1978 был Главным офтальмологом Министерства здравоохранения УССР. «Заслуженный деятель науки УССР». Шишкина Александра Титовна. Много лет помогала святителю Афанасию и другим узникам посылками и письмами. Проживала в пос. Болшево под Москвой. Штрандтман Василий Николаевич (род. 1877), государственный деятель. В апреле 1919 г. правительством А. В. Колчака назначен посланником в Королевстве СХС (с 1929 г. Югославия). В 1920–1930 гг. в Белграде, занимался вопросами оказания помощи российским беженцам. Начальник управления по делам российских эмигрантов. До 1934 г. уполномоченный РОКК в Югословии. Шустин Василий Васильевич (1886–1968), протоиерей. В молодости был близок к о. Иоанну Кронштадскому и к Оптинским старцам. Участвовал в первой мировой войне, служил в белой армии. С 1920 г. в эмиграции. В Югославии преподавал физику в кадетском корпусе в г. Белая Церковь . В 1930 г. рукоположен во иерея. 30 лет был настоятелем прихода в Алжире. Юань Шикай (Юан-ши-кай) (1859–1916), президент Китая с 1912 г. Военный диктатор. Ювеналий (Килин Иван Кельсиевич; в схиме Иоанн (1875–1958), епископ. В 1920 г. эмигрировал в Харбин. С 1921 г. настоятель Кладбищенского храма и смотритель кладбища в Харбине. С 1922 г. строитель и настоятель Казанско-Богородицкого монастыря в Харбине. В январе 1923 г. прибыл в Сербию, был настоятелем мужского монастыря (Витовница). В 1935 г. хиротонисан во епископа Синьцзянского. С мая 1941 г. епископ Цицикарский и настоятель Казанско-Богородицкого монастыря в Харбине. В октябре 1945 г. воссоединился с Московской Патриархией. С 1946 г. епископ Шанхайский. В январе 1947 г. прибыл на Родину и до июня этого же года пребывал на покое в Псково-Печерском монастыре. С 1947 г. епископ Челябинский и Златоустовский. С 1948 г. архиепископ Иркутский и Читинский. С 1949 г. Омский и Тюменский. С 1952 г. Ижевский и Удмуртский. Перед кончиной принял схиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Помню, была у меня встреча с епископом Афанасием (Евтичем), который после подписания Акта о каноническом общении в 2007 году специально приехал в Нью-Йорк — поблагодарить митрополита Лавра. Я его отвез в Джорданвилль и по дороге мы беседовали. Коснулись и вопроса о причащении, и владыка сказал, что для подготовки к причащению Церковь дает нам суточный круг богослужений. И этого вполне достаточно, чтобы подготовиться надлежащим образом. Я думаю, иногда мы, священники, слишком много берем на себя, когда кого-то отлучаем или говорим, что надо подождать. Помню, как в день моего рукоположения в сан священника отец рассказывал, как у дедушки — о. Ростислава — был в Харбине друг — архимандрит, собрат монастыря, который возглавлял мой двоюродный дедушка владыка Ювеналий (Килин). Этот архимандрит отлучил от причастия одного человека, и на следующее утро, когда он мог бы причаститься, тот человек умер. Монах сильно страдал после этого от угрызения совести. Дедушка его, как мог, поддерживал. Однако, из-за сильных переживаний архимандрит запил и вскоре скончался. Дедушка после этого решил никого не отлучать от причастия. Считал, что полезнее будет давать епитимию, чтобы человек поработал над собой с желанием исправиться. Думаю, нам следует иметь перед собой пример святого Иоанна Предтечи: он готовил людей к пришествию Христа, призывал их к покаянию. Но когда Христос пришел, когда Он начал свое общественное служение, он отошел в тень. Так и мы, когда видим, что Христос действует в жизни человека, должны отходить в тень и давать Богу место действовать, потому что не мы, а Бог спасает людей. Относительно исповеди в пост, праздничные и Святые дни. В Слове Огласительном на Пасху свят. Иоанн Златоуст призывает всех насладиться богатством веры и пиром благости Господа. И там же он говорит: Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. То есть на Светлой Неделе исповедь уже неуместна. Я помню, как старые священники Зарубежной Церкви с амвона говорили: «Вам Церковь дала 40 дней покаяния, а на Страстной неделе надо созерцать Страсти Господа нашего, а Воскресение Христово и Светлая неделя — это уже сплошное ликование, когда надо наслаждаться тем, что Господь для нас совершил».

http://pravmir.ru/protoierejserafim-gan-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @9613@ Подпись к иллюстрации: Владыка Ювеналий (Килин) Размер файла: 84.14 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 14.09.2013 11:26:50 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/9613.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010