6 окт. 1943 г. Е. прибыл в Ростов-на-Дону и вступил в управление епархией. 31 дек. постановлением Свящ. Синода ему было указано именоваться «Ростовским и Таганрогским». Е. также было поручено «разрешать дела по Сталинской области» (ныне Донецкая обл. Украины). В Ростовской епархии за время нем. оккупации было открыто 243 церкви (в начале войны действовал только 1 храм). С весны 1944 г. началась постепенная гос. регистрация фактически действовавших приходов. Всего к концу войны было зарегистрировано более 50 приходских общин. В июне 1944 г. ростовский кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы официально был передан верующим. Здания храмов, как правило, находились в разрушенном состоянии. Так, в Рождественском соборе были повреждены кровля, живопись стен, утрачены иконостасы, разрушена колокольня, на хорах не было пола и перил. Восстановление церковных зданий осуществлялось силами верующих. Е. был участником Поместного Собора РПЦ 1945 г. , избравшего Патриархом Алексия I (Симанского). С 16 окт. по 29 нояб. 1945 г. возглавлял делегацию Московской Патриархии, направленную в занятую советскими войсками Маньчжурию для переговоров с правосл. архипастырями, находившимися в Китае. 26 окт. Харбинский митр. Мелетий (Заборовский) , Камчатский архиеп. Нестор (Анисимов) , Хайларский архиеп. Димитрий (Вознесенский) и Цицикарский еп. Ювеналий (Килин) подписали в Харбине акт о воссоединении с Московской Патриархией. 8 нояб. 1945 г. в г. Оломоуце (Чехия) состоялось епархиальное собрание Чешской епархии, принявшее решение просить Сербскую Православную Церковь отпустить вдовствующую после мученической кончины в 1942 г. еп. сщмч. Горазда (Павлика) Чешскую епархию из своей канонической власти и благословить ее переход в подчинение РПЦ. С 10 по 14 янв. 1946 г. делегация Чешской епархии находилась в Москве, где проходили переговоры c Патриархом Алексием I. 14 янв. Патриарх подписал «Определение об условиях приема Чешской Православной Церкви в состав Московской Патриархии». В нем говорилось о создании на территории Чехословакии Экзархата Московской Патриархии с правами автономии в том объеме, к-рый был предусмотрен Уставом Чешской правосл. епархии 1929 г. Однако назначение в Чехословакию экзарха Московской Патриархии признавалось возможным лишь после получения согласия на это Сербской Православной Церкви. 20 марта 1946 г. Синод Сербской Церкви постановил, что «Патриарх Московский и всея Руси Господин Алексий может сейчас направить своего епископа в Чехословакию, дабы он временно принял церковные дела местной православной епархии, поскольку наша Сербская Православная Церковь ныне не может этого сделать». 5 апр. Свящ. Синод постановил назначить Е. экзархом Московской Патриархии с титулом «архиепископ Пражский и Чешский» с местопребыванием в Праге. В состав Экзархата были включены все правосл. приходы на территории Чехословакии, в т. ч. рус. приходы, ранее руководимые еп. Сергием (Королёвым) .

http://pravenc.ru/text/189719.html

во Франции – митрополит Серафим (Лукьянов) в Китае – архиепископ Виктор (Святин) и епископ Иоанн (Максимович) в Маньчжоу-Го – митрополит Мелетий (Заборовский), архиепископ Нестор (Анисимов) , епископ Димитрий (Вознесенский), епископ Ювеналий (Килин) в Северной Америке – митрополит Феофил (Пашковский), архиепископ Леонтий (Туркевич), архиепископ Арсений (Чаговец), архиепископ Виталий (Максименко) , архиепископ Тихон (Троицкий), архиепископ Иероним (Чернов), архиепископ Иоасаф (Скородумов), епископ Вениамин (Басалыга), епископ Макарий (Ильинский), епископ Алексий (Пантелеев) в Южной Америке – архиепископ Феодосий (Самойлович). Определить точное количество приходов РПЦЗ не представляется возможным по целому ряду причин. Первая из них – склонность представителей Русской Зарубежной Церкви преувеличивать свою значимость. Например, согласно официальному перечню, предоставленному в Архиерейский Синод в 1933 г., в Северной Америке было 62 прихода РЦПЗ, однако архиепископ Никон писал о 80 приходах, функционировавших на североамериканском континенте в то время. 103 Другой трудностью является неопределенный юрисдикционный статус некоторых приходов Русской Зарубежной Церкви. Так, настоятель русского храма в Салониках протоиерей Иоанн Турский считал себя клириком РПЦЗ, хотя официально подчинялся местной епархии Элладской Церкви. 104 Были и противоположные случаи, когда священники, формально находившиеся в подчинении РПЦЗ, считали себя в ведении других Поместных Церквей. Подобное положение было, например, в Свято-Троицкой церкви в Белграде, перечислявшей взносы не в Архиерейский Синод РПЦЗ, а Сербской Церкви. 105 Еще одно препятствие для определения точного количества приходов состоит в отсутствии четких границ между такими понятиями, как «община» и «приход». По всему миру была рассеяна масса небольших русских общин. Их было немало например, в отдаленных уголках Южной Америки, в Азии и Африке. Общины не имели своих храмов и священников. Последние посещали местных эмигрантов достаточно редко. Например, протопресвитер Константин Изразцов, руководивший русскими приходами в Южной Америке, сообщал, что некоторые отдаленные русские общины он мог посещать только один раз в пять лет. 106 С другой стороны, бывали случаи, когда полноценные русские приходы пользовались храмами других Поместных Церквей. Так, некоторые русские приходы в Болгарии (в Рущуке, Варне, Пернике, Цареброде) не имели своего помещения, а члены этих приходов посещали храмы Болгарской Церкви. 107

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В эти годы, вошедшие в историю как период хрущевских гонений, Церковь лишилась 5 духовных семинарий, 40 монастырей, а также более 5500 храмов. Массовый размах приобрела и атеистическая пропаганда. Хрущевское правление было ознаменовано вступлением Русской Церкви во Всемирный совет церквей, приходской реформой, превратившей настоятеля из главы прихода в наемника приходского совета, а также ограблением Церкви путем резкого увеличения налогов. Кадровый состав Русской Церкви также постепенно менялся и в 19501960-е гг. был уже иным, чем до войны. Не склонные к компромиссам священнослужители в большинстве своем были уничтожены. При этом число архиереев и священников Русской Церкви пополнилось за счет представителей обновленческого раскола, перешедших в Московский Патриархат в 1940-е гг. Постепенно уходили пережившие лагеря иерархи-исповедники, такие как митрополит Антоний (Романовский) (†1962), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) (†1961 ), епископ Вениамин (Милов) (†1955) и епископ Афанасий (Сахаров) (†1962). Умирали и не запуганные репрессиями иерархи-реэмигранты – архиепископы Сергий (Королев) (†1952), Ювеналий (Килин) (†1958), Никандр (Викторов) (†1961). 825 В 1962 г. не стало и митрополита Нестора (Анисимова) . Новые хиротонии теперь жестко контролировались государством, отсеивавшим кандидатов, которые могли создать властям какие-либо проблемы. Конечно, у властей случались и «недосмотры», однако они были скорее исключением, чем правилом. В целом же ведущие посты в Русской Церкви доставались только проверенным людям. Например, выдвижение митрополита Никодима (Ротова) состоялось по прямому указанию госбезопасности. «КГБ считал бы целесообразным на должность председателя отдела внешних церковных связей назначить архимандрита Никодима Ротова», – говорилось в записке председателя КГБ СССР А. Шелепина. 826 При своей враждебности к Церкви государство стремилось использовать ее как орудие советской агитации. В соответствии с решениями самого ЦК КПСС иерархи должны были активно «бороться за мир», а также брать на себя «разоблачение антисоветской пропаганды». 827

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В июне 1945 г. в Московскую Патриархию обратились с просьбой о принятии в общение иерархи Зарубежной Церкви из Маньчжурии – митрополит Мелетий (Заборовский), архиепископ Нестор (Анисимов) , архиепископ Димитрий (Вознесенский) и епископ Ювеналий (Килин). 423 Ранее, 22 июня 1934 г., двое из этих архиереев – митрополит Мелетий (тогда архиепископ) – и архиепископ Нестор (тогда епископ) были запрещены в священнослужении митрополитом Сергием (Страгородским) , 424 а двое других иерархов были рукоположены в РПЦЗ. В октябре 1945 г. в Маньчжурию прибыла делегация Московской Патриархии в составе епископа Ростовского и Таганрогского Елевферия (Воронцова) и священника Г. Разумовского . 26 октября в покоях митрополита Мелетия, к тому времени тяжело больного, был составлен акт о присоединении маньчжурских епископов к Московскому Патриархату. Акт «был подписан спокойно и радостно», все были приняты в своем чине, и о совершении над кем-либо таинства присоединения к Московскому Патриархату через покаяние ничего не говорилось. 425 После разгрома Японии в советское посольство обратился и архиепископ Виктор (Святин). Архиерей заявил о своем признании Советского государства и желании подчиниться Патриарху Алексию. В письме к последнему иерарх свидетельствовал, что в подчиненных ему приходах поминают Московского Патриарха. Прибыть в Харбин на подписание акта о воссоединении архиепископ Виктор не смог, однако в своей телеграмме на имя митрополита Мелетия засвидетельствовал, что «всецело и безоговорочно» присоединяется к Русской Церкви. 426 Имеются сведения, что епископ Елевферий предлагал принять архиепископа Виктора через покаяние, однако документов, подтверждающих, что такой чин совершался, пока не выявлено. Во всяком случае, сам епископ Елевферий подходил к вопросу формально и считал возможным ограничиться свидетельством о покаянии архиепископа Виктора от его духовника. 427 Некоторое время склонялся к переходу в Московский Патриархат и епископ Шанхайский Иоанн (Максимович) . По свидетельству епископа Димитрия (Вознесенского), епископ Иоанн высказался за каноничность избрания Патриарха Алексия. 428 Святитель отказался от подчинения Патриарху лишь после получения в сентябре 1945 г. телеграммы от митрополита Анастасия. Узнав, что Архиерейский Синод продолжает действовать, епископ Иоанн снова признал над собой его власть. 429

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЙ ЭКЗАРХАТ РПЦ, создан указом Патриарха Алексия I 11 июня 1946 г. преобразованием Восточноазиатского митрополичьего округа, образовавшегося после воссоединения с РПЦ в дек. 1945 г. Харбинской епархии и включившего приходы Китая и Кореи. Центром Экзархата стал Харбин, поскольку в Харбинской епархии жила многочисленная рус. диаспора. Кроме того, с авг. 1945 по май 1946 г. Маньчжурия, центром к-рой является Харбин, была оккупирована советскими войсками. Экзархом В. Э. стал ранее исполнявший обязанности временно управляющего Восточноазиатским митрополичьим округом архиеп. Петропавловский и Камчатский Нестор (Анисимов) , возведенный в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского. Тем же указом еп. Ювеналий (Килин) , бывш. вик. Харбинской епархии, получил назначение на Шанхайскую викарную кафедру, а кафедральному прот. Леониду (см. Никандр (Викторов) ) по пострижении в монашество определено быть викарием экзарха с титулом «епископ Цицикарский». 22 окт. 1946 г. Свящ. Синод утвердил в должности начальника Русской духовной миссии в Китае архиеп. Виктора (Святина) , к-рый находился по епархиальным делам в юрисдикции Экзархата, а по делам миссии - в личной юрисдикции экзарха. Этим же определением Пекинская епархия и ее Шанхайское вик-ство вошли в состав В. Э. На территории Китая, т. о., сформировались 2 церковных центра - Экзархат в Харбине и миссия в Пекине. Архиеп. Нестор (Анисимов). Фотография. 40-е гг. ХХ в. Архиеп. Нестор (Анисимов). Фотография. 40-е гг. ХХ в. Во время япон. оккупации и гражданской войны в Китае (1932-1949) правосл. Церковь на канонической территории В. Э. понесла большие потери: часть храмов, особенно на линиях КВЖД, была утрачена, мн. священники подверглись репрессиям. Трудное положение сложилось в Корее, поскольку ее юж. часть в то время входила в зону амер. оккупации и глава Корейской духовной миссии архим. Поликарп (Приймак) подвергался преследованиям со стороны амер. и южнокорейской властей, пытавшихся отторгнуть миссию от РПЦ.

http://pravenc.ru/text/155366.html

Канунников Максим Григорьевич (послушник Максим) Капитон, святой мученик (Ин Капитон) Карасов (Красов) Геннадий Адрианович (протоиерей Геннадий) Караулов Кирилл Александрович (р. Б. Кирилл) Каргопулов Степан Иванович (р. Б. Стефан) Кармилов Валентин Михайлович (протодиакон Валентин) Карпов Василий (протоиерей Василий) Касаткин Александр Алексеевич (протоиерей Александр) Качан Петр (иеромонах Порфирий) Квятковский Михаил Евграфович (р. Б. Михаил) Келохов Василий Симеонович (р. Б. Василий) Киклович Николай Григорьевич (протоиерей Николай) Килин Иоанн Кельсиевич (архиепископ Ювеналий) Кислицин Владимир Александрович (р. Б. Владимир) Китаева Елизаевета Алексеевна (послушница Елисавета) Кичий Лука Иосифович (р. Б. Лука) Кияшко Георгий Васильевич (иерей Георгий) Клерже Георгий Иосифович (р. Б. Георгий) Климент, архиепископ (Перестюк Андрей Адамович) Климовских Сергей (монах Серафим) Клопов Тимофей Григорьевич (протоиерей Тимофей) Клярович Иоанн Максимович (иерей Иоанн) Ковалев Захарий Игнатьевич (иерей Захария) Ковалев Михаил (р. Б. Михаил) Козлов Георгий Павлович (иерей Георгий) Козловский Леонид Васильевич (р. Б. Леонид) Козловский Николай Фомич (р. Б. Николай) Кокорева Ольга Андреевна (игуменья Руфина) Кокорин Константин Гордеевич (р. Б. Константин) Колосов Владимир (протоиерей Владимир) Колчев Николай Иванович (иерей Николай) Колчин Иван Андреевич (р. Б. Иоанн) Колыгин Василий Александрович (р. Б. Василий) Кольцов Иоанн (р. Б. Иоанн) Комарова Маргарита К. (р. Б. Маргарита) Комаровский Николай Михайлович (р. Б. Николай) Кононов Мефодий Егорович (р. Б. Мефодий) Консадский Ксенофонт (иерей Ксенофонт) Константин, архимандрит (Зайцев Кирилл Иосифович) Константин, иеросхимонах (Семерников) Константин, послушник (фамилия не установлена) Коптев Иван Никандрович (р. Б. Иоанн) Коптеров Николай (иерей Николай) Копырин Иоанн (иерей Иоанн) Коренева Маргарита Александровна (р. Б. Маргарита) Корн Василий Григорьевич (протоиерей Василий) Корнакова (игуменья Ирина) Коровин Марин Александрович (протоиерей Марин)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лукин Евгений Палович (1885–1967) – протоиерей. Член епархиального Совета, до 1952 г, секретарь Лениградского митрополита. С 1951–1962 настоятель Князь-Владимирского собора в Ленинграде. С 1962 г. за штатом. 1149 Сергий (Ларин С.И., 1908–1967) – архиепископ. В 1930 г. окончил Богословский обновленческий институт. С 1933 г. монах Тихвинского мон. Арестован ОГПУ в 1933 г., получил условное заключение. В 1935 г. служил в Пантелеймоновской церкви г. Ленинграда, вновь арестован и осуждён за дачу взятки к 3 годам заключения. Освобождён досрочно. Служил в московских обновленческих храмах. С 1941 г. занимал последовательно кафедры Звенигородскую, Ташкентскую. В 1943 г. принёс покаяние и принят в Московскую Патриархию монахом. С 1944 г. занимал различные кафедры, последняя из которых Ярославская и Ростовская. С 1962 г. магистр богословия. 1150 Вениамин (Федченков И.А., 1880–1961). С 1919–1920 г. еп. Белой армии и флота. Подготовил Карловацкий Собор. С 1927 г. включён в клир Московской Патриархии, с 1933 г. экзарх Патриархии в США. В 1946 г. получил советское гражданство. С 1947 г. занимал кафедры Рижскую и Латвийскую, Ростовскую и Новочеркасскую, Саратовскую и Балашовскую. В 1958 г. уволен на покой с пребыванием в Псково-Печерском монастыре, где и скончался в 1961 г. 1151 Иоанн (Лавриненко, 1899-?) – архиепископ. В 1920 г. эмигрировал с Белой армией в Турцию. Служил в Виленской еп. С 1931 г. магистр богословия Варшавского университета. С 1935 г. в юрисдикции Московской Патриархии. С 1941 г. занимал последовательно кафедры Ковельскую, Брестскую и Кобринскую, Полесскую и Брестскую, Карлсбадскую, Пермскую, Алма-Атинскую, Челябинскую, Костромскую. С 1961 г. проживал на покое в г. Херсоне. 1152 Ювеналий (Килин И.К., 1875–1958) – архиепископ. С 1896 г. послушник Белгородского монастыря. С 1916 г. архимандрит. В 1919 г. уехал на Дальний Восток и в 1920 г. эмигрировал в г. Харбин. Создатель и настоятель Казанско- Богородицкого мон. в Харбине. С 1935 г. еп. Синьцзянский, с 1941 г. еп. Цицикарский. В 1947 г. переехал в СССР. С 1947 г. последовательно занимал кафедры Челябинскую, Иркутскую, Омскую, Ижевскую. Перед смертью принял схиму с именем Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Харбин архимандрит Ювеналий (Килин) возвратился в феврале 1924 года. Он был назначен настоятелем монастыря в поселке Новый Мадегоу, в котором устроил типографию и больницу. Иеромонах Петр (Семеновых) не вернулся вместе со своим другом в Харбин, а отправился на Афон. С этой поездкой связано второе явление отцу Петру Пресвятой Богородицы. Он вышел во двор и увидел в воздухе большую Казанскую икону Пресвятой Богородицы На праздник Казанской иконы Божией Матери отец Петр служил. После литургии, придя в комнату, он прилег отдохнуть, и ему представилось видение: он вышел во двор и увидел в воздухе большую Казанскую икону Пресвятой Богородицы. После этого отец Петр понял, что должен вернуться на Святую Гору. Попрощавшись с отцом Ювеналием, он отправился в путь, и на корабле, по дороге в Константинополь, с ним произошел удивительный случай. К нему подошел молодой матрос и сказал: — Вот, ты такой молодой, а поп. Что же, в Бога веруешь? — Верую, — отвечал отец Петр. — А я не верую. — Подожди, уверуешь. И совсем скоро случилась на море буря. Судно бросало по волнам, и тогда в урагане он услышал матроса, который держался за мачту на палубе и кричал издалека: — Батюшка! Я верую теперь в Бога! Вот так, молитвами отца Петра, Господь привел этого человека к вере. Добравшись до Константинополя, батюшка понял, что средства у него практически закончились, а нужно было где-то ночевать, питаться и ехать дальше, на Афон. И тогда отец Петр взял крест и Евангелие, надел епитрахиль, поручи и встал на рынке, предлагая проходящим мимо отслужить для них панихиду или молебен. Так он заработал немного денег и отправился в путь дальше. Но на Святой Горе его не приняли, так как опасались «советских монахов». По дороге обратно корабль снова накрыла сильная буря, и в конечном итоге судно буквально выбросило на остров Аргос. В этом был виден особый Промысл Божий, ведь в монашестве батюшка получил имя святого Петра Аргосского. Отдышавшись, несколько человек пошли в церковь. Там они встретили местного архиерея, а тот не только благословил их на дальнейшее путешествие, но и вынес хлебы для них и для других пассажиров корабля.

http://pravoslavie.ru/150424.html

«Уж на что был у нас особенный иеродиакон Софроний (Кузин) , он и то все время исповедовался у отца Петра. Также у него исповедовались архимандрит Наум (Байбородин) , архимандрит Николай (Самсонов) », — вспоминал келейник старца игумен Косма (Алехин). Архимандрит Петр (Семеновых) Отец Петр старался удовлетворить духовные нужды всех. Говорил, что монах должен иметь у себя настольной книгой «Вопросы и ответы» преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Известно, что у отца Петра исповедались епископы Питирим (Нечаев) и Филарет (Вахромеев). Также исповедались у него многие известные архиереи, священнослужители и даже светские люди того времени. Согласно рассказу архимандрита Кирилла (Павлова), архимандрит Петр (Семеновых) принял в лаврской гостинице Исповедь маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского. Не оставлял отец Петр и пение на клиросе. Бывало, братия на клиросе начинали разговаривать. Батюшка, имея особую ревность по Богу, мог в назидание крючком своего посоха зацепить за шею разговаривающего и вывести его из храма. Свято-Троицкая Сергиева лавра. Фото 1962 года Здесь, в Троице-Сергиевой обители, архимандрит Петр сподобился третьего видения Пресвятой Богородицы — в келлии ему явилась Владимирская икона Божией Матери. Сейчас на этом месте располагается паломнический центр. В келлии ему явилась Владимирская икона Божией Матери. Сейчас на этом месте располагается паломнический центр В декабре 1958 года в Ижевске отошел ко Господу архиепископ Ижевский и Удмуртский Ювеналий (Килин), приняв накануне своей кончины великую схиму. Между ним и архимандритом Петром была договоренность, что если один из них будет приближаться к кончине, то другой пострижет его в схиму. Отец Петр, испросив благословение у Святейшего Патриарха Алексия I, приехал в Ижевск и постриг архиепископа Ювеналия в схиму с именем Иоанн. После его кончины батюшка составил некролог, опубликованный в «Журнале Московской Патриархии». 24 декабря 1969 года отец Петр в последний раз исповедовал Святейшего. Это был день памяти святого Даниила Столпника. Тогда батюшка исповедовал и Даниила Андреевича Остапова — личного помощника и секретаря Патриарха Алексия. А Великим постом он уже заболел и не мог исповедовать Святейшего, поэтому к Патриарху направили отца Кирилла (Павлова). Рассказывали, что после Исповеди у отца Кирилла Святейший сказал, обратившись к своему секретарю: «Данилушка, в лавре монахи есть хорошие, дай-ка мне икону Спасителя». Патриарх Алексий благословил отца Кирилла иконой Спасителя, после чего батюшка вернулся в лавру, а Святейший в Лазареву субботу, 17 апреля 1970 года, скончался.

http://pravoslavie.ru/150424.html

Камчатского Нестора (Анисимова). При Доме Милосердия имелись приют для девочек-сирот и престарелых женщин, иконописная мастерская. Чуть позже был создан «Дом-убежище митрополита Мефодия» для вдов, сирот и престарелых из духовного звания. Средства собирались от концертов, лотерей и сбора пожертвований. Действовал «Серафимовский приют» для мальчиков-сирот и «Серафимовская столовая», в которой бедные могли получать обеды за символическую плату, а неимущие — бесплатно. Они были созданы по инициативе еп. Хайларского Димитрия (Вознесенского; стал епископом в 1934 г.). Особенно отличался в деле благотворительности викарий Пекинской епархии, еп. Ханькоуский Иона (Покровский). Им были созданы низшее и высшее начальные училища с бесплатным обучением, бесплатные столовая, амбулатория и библиотека для духовного просвещения местного населения, детский приют. Владыка Иона также издавал листки духовно-нравственного содержания и читал курс лекций на Харбинских богословских курсах. В 1925 г. еп. Иона, в возрасте тридцати восьми лет, скоропостижно скончался. В день его погребения в Маньчжурии были закрыты все торговые предприятия, а на отпевании присутствовали даже иноверцы. 13 сентября 1996 г. Синод РПЦЗ определил свт. Иону считать угодником Божиим в Лике Святых, в земле Российской просиявших. В 1920-х гг. в Харбине был основан Казанско-Богородицкий монастырь, настоятелем которого стал архим. Ювеналий (Килин). К 1928 г. он организовал при монастыре типографию и ежемесячное издание хорошо известного харбинцам религиозно-нравственного журнала «Хлеб Небесный». В 1935 г. он был возведен в сан епископа и до осени 1946 г. оставался в Харбине, пока вместе с архиеп. Димитрием (Вознесенским) не был отозван в Москву. К 1930 г. в Маньчжурии было уже более 80 православных церквей, в самом Харбине их было 26. Началось строительство величественного Софийского храма — украшения Харбина. В целом в Харбине было 15 средних учебных заведений и 6 высших школ, действовали Высшие пастырско-богословские курсы, позднее преобразованные в Богословский факультет, 25 специальных технических и ремесленных школ, братства, скаутские и другие молодежные союзы, которые помогали организовать жизнь русских.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010