Вернувшись в Харбин в 1924 г., архимандрит вновь был назначен строителем новой Казанско-Богородицкой обители, перенесенной в Новый Модягоу, где им были построены величественный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами великомученика Пантелеимона с правой стороны и Архистратига Божия Михаила - с левой; типография, келлии для многолюдной монастырской братии и больница имени покойного харбинского врача В.А. Казем-Бек. 4/17 августа 1924 г. архиепископом Мефодием было совершено освящение закладки Казанского соборного храма обители, а в декабре того же года состоялось освящение уже законченной церкви, в которой находились чтимые братией иконы Божией Матери: большая храмовая " Казанская " и две чудесным образом обновившиеся " Владимирская " и " Неопалимая Купина " . В Пантелеимоновском приделе хранилась чтимая икона великомученика Пантелеимона, присланная с Афона приснопамятным старцем-схимонахом Денасием (Юшковым). Монастырской типографией издавался духовно-нравственный журнал " Хлеб Небесный " , редактором которого в течение 10-ти лет являлся архимандрит Ювеналий, а затем эту должность занимали архимандрит Василий (Павловский) и известный церковный писатель, историк и певец харбинский - Е.Н. Сумароков. Среди многочисленной литературы, изданной обителью были: приложение к журналу " Детское чтение " , сборник " Рождественский благовест " , " Полный молитвослов с канонами и правилом ко Св. Причащению " , сборник " Надежда " с истолкованием молитвы Господней и 9-ти заповедей блаженств, " Песнопения Страстной и Пасхальной Седмицы и двунадесятых праздников с переводом их на Русский язык " , " Жития Святых " , " Христианская жизнь по Добротолюбию " , " Сердце человеческое. Опыт изображения духовно-нравственного состояния людей грешных и праведных " , " Краткий словарь иностранных слов Н.П. Покровского " , " Церковный энциклопедический словарь архимандрита Феодосия " , " Путь православного христианина в Царство Небесное " , " Краткий очерк возникновения, устроения и жизни обители " и мн. др. Кроме собственной типографии, обитель имела и другие мастерские: иконописную, столярную, переплетную, сапожную и портняжную.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

управляющим вновь восстановленной Иркутской и Читинской епархией (включающей Иркутскую, Читинскую области, Якутскую АССР, а с ноября 1948 г. и Бурятскую АССР ) был назначен архиепископ Ювеналий (Килин) (1875-1958, на кафедре 1948-1949). 16.02.35 г. он был рукоположен в епископа Синьцзянского (РПЦЗ), в октябре 1945 г. воссоединился с Московской Патриархией. Перед назначением в Иркутск около года занимал Челябинскую кафедру. «Все те, кто знал лично Владыку Ювеналия, всегда вспоминали его с особенным чувством. Это был, если можно так выразиться, Христианин с большой буквы: такой глубокой веры, простоты в общении, в быту, такой искренности, чистоты, высокого аскетизма и, прежде всего, какого-то потрясающего смирения» . Владыка ходатайствовал о возвращении мощей свт. Иннокентия, произвел некоторые административные перестановки. В частности, прот. Н. Пономарев в ноябре-декабре 1948 г. был последовательно освобожден от обязанностей благочинного, а потом и вовсе отправлен за штат (судя по всему, владыку Ювеналия о. Николай не устраивал с нравственной стороны). Вскоре архиеп. Ювеналий столкнулся с проблемой открытия Троицкого храма. Еще 11.04.1947 г. уполномоченный И. Голубев отправил в СДРПЦ все необходимые для открытия церкви документы. Но в связи с начавшимися переменами в церковно-государственной политике вопрос надолго «повис в воздухе». Не дождавшись ответа, 01.05.1948 г. верующие решились написать письмо И.В.Сталину, подробно изложив суть дела и испросив содействия, итогом которого явилось указание члена СДРПЦ И. И. Иванова «дополнительно проверить реальность восстановления здания силами верующих» . Но и в иркутском облисполкоме, и в отделе по делам архитектуры, и сам уполномоченный единодушно видели единственное решение проблемы в передаче храма общине верующих. Наконец, после очередных проволочек, 02.09.48 г. было получено разрешение об открытии прихода. В тот же день владыкой был назначен настоятель (свящ. Василий Репин) с немедленным предписанием начать ремонт, а И.

http://pravoslavie.ru/44165.html

После него с 1946 года по 1949 год, также недолго, всего по одному году, здесь служили настоятель, священник Владимир Шангин, Василий Византийский и Исидор Медников. Постепенно материальное положение прихода стало улучшаться, и вскоре появилась возможность провести капитальный ремонт храма. Но, несмотря на все усилия Иркутской епархии и прихожан поселка, храм продолжал оставаться бедным и убогим. Порой приходу трудно было обеспечить даже своего настоятеля, средств едва хватало только на отопление и самое элементарное содержание. В 1948 году Иркутская епархия вновь стала самостоятельной. В мае этого же года в Иркутск прибыл новый архиерей - архиепископ Ювеналий (Килин). Свое пастырское послушание он проходил на Дальнем Востоке. Затем, уже будучи архиереем, служил в Харбине, Шанхае и других центрах русской миссии в Китае. С 1947 года Владыка Ювеналий имел кафедры непосредственно в России: сначала в Челябинске, затем в Иркутске, Омске и Ижевске. Скончался он в 1958 году, а незадолго перед этим принял схиму в Иркутске - всего один год, но и за это короткое время приобрел глубокое уважение верующих иркутян. С 1949 по 1958 год Иркутскую кафедру возглавлял архиепископ Палладий (Шерстенников). Он был наделен большими административными и хозяйственными способностями и сумел достаточно укрепить приходы врученной ему обширной епархии. В 1949 году архиепископом Палладием настоятелем Свято-Никольского храма был назначен иеромонах Анатолий (Корнильев), он служил здесь более года, но при нем был произведен первый после восстановления капитальный ремонт храма. Коренной сибиряк, отец Анатолий пользовался любовью и уважением своих прихожан, которые до сих пор сохраняют о нем добрую память. После в сане архимандрита он являлся клириком Иркутского Знаменского кафедрального собора. С 1950 года по 1953 год в храме настоятельствовал священник Виктор Вахрушев. Он родился он в Забайкалье в 1876 году. Служил в разных храмах бывшей Забайкальской и Иркутской епархий. В Листвянку прибыл уже в преклонном возрасте и через три года скончался после полувека священства.

http://sobory.ru/article/?object=19759

Уходя, митрополит Сергий формально оставил за собой руководство Русской миссией. «Конечно, я знал и знаю, – сказал при этом митрополит Сергий, ...что с 1917года 7 ноября Миссия – это я один». Архипастырь отказался от переезда в Америку, куда его приглашали знакомые, и предпочел остаться в Токио. «Бог да благословит рождающуюся Ниппонскую Национальную Православную Церковь », – сказал митрополит, прощаясь с паствой. 222 Местная община выбрала своим главой священника Иоанна Оно. В январе 1941 г. иерархи РПЦЗ архиепископ Виктор (Святин) и епископ Иоанн (Максимович) направили митрополиту Анастасию телеграмму с просьбой благословить хиротонию епископа для Японии. Благословение со стороны митрополита Анастасия было получено. 223 4 апреля 1941 г. о. Иоанн Оно был пострижен митрополитом Мелетием (Заборовским) с именем Николай, а супруга будущего иерарха Вера Оно – епископом Димитрием (Вознесенским) с именем Елена. 6 апреля в Свято-Николаевском соборе Харбина митрополит Мелетий вместе с сонмом архиереев рукоположил архимандрита Николая во епископа Ниппонского и Токийского. 224 Свои пастырские обязанности епископ Николай выполнял до 1946 г., когда был вынужден уйти на покой как ставленник «военной партии». 225 Под контролем Японии оказались значительные территории Китая. В Маньчжурии, где в 1931 г. было создано государство Маньчжоу-Го, находились архиепископы Мелетий (Заборовский), Нестор (Анисимов) , епископы Димитрий (Вознесенский), Ювеналий (Килин). Последний, являясь епископом Синцзянским, не мог выехать в свою область, занятую Красной армией. В связи с этим епископ Ювеналий стал викарием Харбинской епархии с титулом Цицикарский. 226 Помимо Маньчжурии Японией были оккупированы районы Восточного и Южного Китая, где также находились православные приходы, окормляемые архиепископом Пекинским Виктором (Святиным) и епископом Шанхайским Иоанном (Максимовичем) . Некая напряженность в отношениях между Пекинской и Харбинской епархиями наблюдалась еще в 1920-х гг. Русская духовная миссия, существовавшая до революции и ставшая основой для Пекинской епархии РПЦЗ, считала свое положение в Китае приоритетным и всячески противилась вмешательству харбинских архиереев в свои дела. Харбинская епархия возникла в годы Гражданской войны, состояла в основном из русских эмигрантов, была более многочисленной и претендовала на ведущую роль в регионе. Неясны были и границы между Харбинской епархией и территорией Русской миссии. В связи с этим Архиерейскому Синоду приходилось неоднократно разбирать конфликты между архиепископом Харбинским Мефодием (Герасимовым) и архиепископом Пекинским Иннокентием (Фигуровским) и даже мирить их. 227 После смерти этих архипастырей в 1931 г. конфликт потерял свою остроту. Но проблемы все же остались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священномученик Андроник (Никольский) С 1913 года прадедушка, священник Константин Юмин, служил в Рождество-Богородицкой церкви заводского посёлка Добрянка Пермской губернии, в 59 верстах от губернского города Перми. Храм, где служил прадед, где молились его жена и дети, был замечательным – он имел три престола: Рождества Пресвятой Богородицы, Святого Александра Невского и Святителя Николая Чудотворца, а прихожан насчитывалось около 7 тысяч человек – из самой Добрянки и 16 ближайших деревень. Святынями храма были старинные «фамильные» иконы его благодетелей и строителей Строгановых, а также Евангелие 1606 года издания. При храме также имелись прекрасная духовная библиотека на 600 томов и каменная колокольня. Центр старой Добрянки и Рождество-Богородицкая церковь Все это после революции было уничтожено или разграблено. Тогда же расстреляли и прадедушку. С храма были сброшены кресты, снесены колокольня и купол, именные колокола с дарственными надписями отправлены на металлолом. В здании бывшего прекрасного храма открыли кинотеатр имени Ворошилова. Позднее здесь будет районный Дом культуры с танцевальным залом, буфетом и прочим. Чудесный город Харбин Прабабушка Ольга Григорьевна Юмина вместе с детьми поехала в Сибирь, а потом оказалась в Харбине. В этом русском городе на китайской земле долго сохранялись старые порядки еще царских времен – здесь словно законсервировалась дореволюционная русская жизнь. Здесь и поселилась Ольга Григорьевна с сыном Анатолием и дочерью Софьей, моей будущей бабушкой. Молодая вдова завела корову-кормилицу, и когда Софья вышла замуж и родила моего папу, Ольга Григорьевна снабжала их молоком, так что маленький папа звал ее «баба Му». В 1935-м году в Харбине был хиротонисан во епископа Синьцзянского дядя убиенного мужа Ольги Григорьевны, священномученика Константина Юмина, – архимандрит Ювеналий (Килин). Он также был строителем и настоятелем Казанско-Богородицкого мужского монастыря. Владыка Ювеналий заботился о семье своего племянника: его вдове и своих внучатых племянниках – Анатолии и Софье, моей юной бабушке.

http://pravoslavie.ru/141632.html

В эти грозные годы прадед был отправлен по службе в Тифлис – и пропал. Никаких известий о нем не было, и молодая прабабушка с сыном не знали, что случилось с дорогим и любимым мужем и отцом. Царская Россия, русский офицер О послушании и благодати, которую дарует Господь в ответ на это послушание Мне хочется поделиться еще одной историей о силе благословения духовника и родителей, о послушании благочестивым родителям и благодати, которую дарует Господь в ответ на это послушание. Мой дедушка, Ростислав Адольфович Ган, окончил гимназию в Харбине и Железнодорожное коммерческое училище КВЖД, в 1928-м году поступил в Харбинский политехнический институт, который и закончил в 1933-м году с дипломом инженера-строителя. Деду было недостаточно светского образования, его душа тянулась к духовному, и он даже смог одновременно с трудной учебой в политехническом институте закончить Харбинские пастырско-богословские курсы. Это были не простые курсы – они были признаны Архиерейским Синодом РПЦЗ как полноправное духовное высшее учебное заведение. Мой молодой дед окормлялся у архимандрита Ювеналия (Килина), будущего архиепископа Цицикарского, в те годы – с 1924 по 1936 – настоятеля Казанско-Богородицкого мужского монастыря. Позднее в одном из своих писем владыка писал о духовном сыне Ростиславе Гане: «Он крайне любил меня, слушал назидания и часто бывал на моих богослужениях, особенно на уставных, в обители Харбина». Архиепископ Цицикарский Ювеналий (Килин) Ростислав с молодых лет тяготел к монашеству, но он был единственным сыном Серафимы Николаевны Ган, и когда обратился к ней за благословением на поступление в Казанско-Богородицкий монастырь – прабабушка ему отказала. Сказала твёрдо: – Сын милый, твой отец пропал без вести. Ты должен продолжить род Ганов. Тогда дедушка отправился со своей скорбью к духовному наставнику, владыке Ювеналию, и стал сетовать, что мама не дает ему благословения на монашество. Мудрый владыка Ювеналий имел дар духовного рассуждения и, помолившись Богу, ответил духовному чаду так:

http://pravoslavie.ru/141632.html

В Казанско-Богородицкий монастырь стекалась уцелевшая братия Белогорья, других русских монастырей, а также разоренного Ново–Валаамского Свято-Троицкого Николаевского монастыря в Южно-Уссурийском крае, близ станции Шмаковка. Этот монастырь коротко называли Шмаковским, и братия подвизалась там в духе строгого подвижничества, по образцу Валаамского монастыря. Настоятель обители, архимандрит Сергий (Озеров), был делателем Иисусовой молитвы и благодаря молитве стяжал дары духовного рассуждения, горячей веры и любви Христовой. Несмотря на молодость, его почитали за старца, и обращались к нему за духовным советом даже те из пастырей, кто летами был много старше. В 1924-м году большевики разогнали братию Шмаковского монастыря, а его настоятель, архимандрит Сергий (Озеров), был гоним, неоднократно подвергался арестам, отбывал срок в лагере, и наконец, в 1937-м году был расстрелян. Иноки Шмаковской обители, перебравшиеся в Казанско-Богородицкий монастырь, спасли от поругания и вручили владыке Ювеналию некоторые святыни, в том числе ризу своего любимого настоятеля. Братия Шмаковской Уссурийской обители Архимандрит Сергий (Озеров), настоятель Шмаковского монастыря Судьба святынь Мой прадед, владыка Ювеналий (Килин), перед своим вынужденным отъездом в 1947-м году в СССР передал несколько хранимых у него святынь, в том числе епитрахиль преподобного Амвросия Оптинского, камилавку святого праведного Иоанна Кронштадтского, икону преподобного Серафима Саровского и ризу Шмаковского настоятеля, моему деду, протоиерею Ростиславу Гану. Владыка передал это все отцу Ростиславу, как своему духовному чаду, родственнику, известному священнику и просто человеку, которому он доверял. Была еще причина, почему владыка передал святыни – он хотел, чтобы они утешали русских людей на чужбине Тогда никто не знал, что ждет тех, кто возвращался в СССР, а многих ждали лагеря. Была еще причина, почему владыка Ювеналий передал святыни – он хотел, чтобы они утешали русских людей на чужбине, и чтобы они чувствовали связь с Россией.

http://pravoslavie.ru/142471.html

В июне 1945 г. Харбинский митр. Мелетий (Заборовский), его викарные епископы Хайларский Димитрий (Вознесенский) и Цицикарский Ювеналий (Килин) вместе с пребывавшим в Харбине Камчатским архиеп. Нестором (Анисимовым) обратились к патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой принять их под свое окормление. В авг. того же года глава духовной миссии в Китае Пекинский архиеп. Виктор (Святин) Софийский собор в Харбине. 1923-1932 гг. 2013 г. Софийский собор в Харбине. 1923-1932 гг. 2013 г. также отправил патриарху Алексию I прошение о принятии его в юрисдикцию Московского Патриархата. 26 окт. в Харбине, занятом после поражения в войне Японии советскими войсками, был подписан акт о воссоединении Харбинской епархии с РПЦ. 27 дек. 1945 г. был издан указ Свящ. Синода РПЦ о присоединении Харбинской и Пекинской епархий с их вик-ствами к Московскому Патриархату, а также об образовании Восточноазиатского митрополичьего округа, объединяющего Харбинскую епархию и православные приходы на территории Кореи. Временно управляющим митрополичьим округом в связи с тяжелой болезнью митр. Мелетия († 6 апр. 1946) был назначен архиеп. Нестор. Из-за политических разногласий среди рус. эмиграции в Православной Церкви в Китае произошло разделение. 10 мая 1946 г. Архиерейский Синод РПЦЗ возвел оставшегося в юрисдикции Зарубежной Церкви викарного Шанхайского еп. св. Иоанна (Максимовича) в сан архиепископа. Тем же указом была организована Шанхайская епархия РПЦЗ, существовавшая параллельно с Шанхайским вик-ством РПЦ. 11 июня 1946 г. указом патриарха Алексия I Восточноазиатский митрополичий округ был преобразован в Восточноазиатский Экзархат РПЦ с центром в Харбине. Тем же указом архиеп. Нестор был назначен патриаршим экзархом Вост. Азии с возведением в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского, а еп. Ювеналий перемещен в Шанхай (занимал викарную кафедру до янв. 1947). Цицикарским викарием стал еп. Никандр (Викторов). Пекинская духовная миссия оставалась в прямом подчинении Московской Патриархии. 22 окт. того же года определением Свящ. Синода РПЦ Пекинская епархия и Шанхайское вик-ство были включены в состав Восточноазиатского Экзархата, а Пекинский архиеп. Виктор, утвержденный в должности начальника духовной миссии в Китае, был поставлен в подчинение Восточноазитскому экзарху митр. Нестору.

http://pravenc.ru/text/1841143.html

Нужно также отметить, что со стороны Священного Синода, возглавлявшегося митр. Сергием, в адрес РПЦЗ не последовало каких-то более строгих наказаний. Более того, как было указано, запрещению подвергся не весь зарубежный епископат, а лишь восемь иерархов РПЦЗ. Никаких лишений священного сана, а тем более анафем по отношению к зарубежным иерархам не было. Канонические прещения, наложенные на зарубежных иерархов Московским Синодом, не были признаны другими Поместными Церквами, которые и в будущем сохраняли евхаристическое общение с русскими епископами-эмигрантами. Особую поддержку РПЦЗ традиционно оказывала Сербская Церковь, на территории которой действовали высшие органы управления Зарубежной Церкви. Хотя воссоединение РПЦЗ с Московским Патриархатом произошло лишь в 2007 г., однако и до этого времени были случаи возвращения в юрисдикцию Московской патриархии епископов РПЦЗ. В частности, в 1945 г. с Московским Патриархатом воссоединилось сразу несколько иерархов РПЦЗ: митрополит Мелетий (Заборовский), архиепископы Нестор (Анисимов) и Димитрий (Вознесенский), епископы Ювеналий (Килин) и Виктор (Святин). Владыки Димитрий, Ювеналий и Виктор были рукоположены в епископский сан в РПЦЗ в 1930-е гг. т.е. их хиротонии были совершены без санкции из Москвы. Тем не менее, к законности их рукоположений Московский Патриархат претензий не высказывал. Все они были приняты в общение в сущем сане. Митр. Мелетий, хотя и был рукоположен в епископа еще до революции, но в сан митрополита был возведен в 1939 г. по решению Архиерейского Синода РПЦЗ . Он был принят в общение с Московским Патриархатом как митрополит. Таким образом, в 1945 г. решения РПЦЗ о епископских хиротониях и о возведении иерархов в сан митрополитов по умолчанию были признаны в Московском Патриархате. Несмотря на то, что разрыв и административного, и молитвенного общения между РПЦЗ и Московским Патриархатом сохранялся более 70 лет, всё же Зарубежная Церковь всегда настаивала, что является частью Русской Церкви. Например, в принятом в 1956 г. Положении о Русской Православной Церкви Заграницей указывалось, что РПЦЗ – это «неразрывная часть поместной Российской Православной Церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти». В качестве основания для самоуправления в Положении указано Постановление Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 7(20) ноября 1920 г. 362) .

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/89...

Нужно также отметить, что со стороны Священного Синода, возглавлявшегося митрополитом Сергием, в адрес РПЦЗ не последовало каких-то более строгих наказаний. Более того, как было указано, запрещению подвергся не весь зарубежный епископат, а лишь восемь иерархов РПЦЗ. Никаких лишений священного сана, а тем более анафем по отношению к зарубежным иерархам не было. Канонические прещения, наложенные на зарубежных иерархов Московским Синодом, не были признаны другими Поместными Церквами, которые и в будущем сохраняли евхаристическое общение с русскими епископами-эмигрантами. Особую поддержку РПЦЗ традиционно оказывала Сербская Церковь , на территории которой действовали высшие органы управления Зарубежной Церкви. Хотя воссоединение РПЦЗ с Московским Патриархатом произошло лишь в 2007 году, однако и до этого времени были случаи возвращения в юрисдикцию Московской Патриархии епископов РПЦЗ. В частности, в 1945 году с Московским Патриархатом воссоединилось сразу несколько иерархов РПЦЗ: митрополит Мелетий (Заборовский), архиепископы Нестор (Анисимов) и Димитрий (Вознесенский), епископы Ювеналий (Килин) и Виктор (Святин). Владыки Димитрий, Ювеналий и Виктор были рукоположены в епископский сан в РПЦЗ в 1930-е гг., то есть их хиротонии были совершены без санкции из Москвы. Тем не менее, к законности их рукоположений Московский Патриархат претензий не высказывал. Все они были приняты в общение в сущем сане. Митрополит Мелетий, хотя и был рукоположен в епископа еще до революции, но в сан митрополита был возведен в 1939 году по решению Архиерейского Синода Он был принят в общение с Московским Патриархатом как митрополит. Таким образом, в 1945 году решения РПЦЗ о епископских хиротониях и о возведении иерархов в сан митрополитов по умолчанию были признаны в Московском Патриархате. Несмотря на то, что разрыв и административного, и молитвенного общения между РПЦЗ и Московским Патриархатом сохранялся более 70 лет, все же Зарубежная Церковь всегда настаивала, что является частью Русской Церкви. Например, в принятом в 1956 году Положении о Русской Православной Церкви Заграницей указывалось, что РПЦЗ — это «неразрывная часть Поместной Российской Православной Церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти». В качестве основания для самоуправления в Положении указано Постановление Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 7(20) ноября 1920 года

http://patriarchia.ru/db/text/5889683.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010