Во время япон. оккупации Шанхая (с 1937), когда погибли 2 руководителя рус. эмигрантского комитета, возражавшие против подчинения японцам, И. объявил себя временным главой русской колонии, сохранил ее самостоятельность во внутренних делах. Несмотря на опасности военного времени, продолжал навещать нуждавшихся. Организовывал сбор пожертвований для пострадавших от боевых действий. В 1938 г. участвовал во II Всезарубежном Соборе и Архиерейском Соборе РПЦЗ в г. Сремски-Карловци (Югославия). Отказался в отсутствие др. правосл. архиереев из Китая принять предложение Архиерейского Синода о создании самостоятельной Шанхайской епархии, к-рую должен был возглавить. Во время отсутствия И. в Шанхае его замещал Синьцзянский викарный еп. Ювеналий (Килин ; впосл. архиепископ). После возвращения И. в Шанхай еп. Ювеналий стал его помощником, исполняя должность настоятеля Николаевского храма (до 1940). В заключительные месяцы второй мировой войны, когда связь с Зап. Европой была полностью прервана, у рус. правосл. архиереев в Китае возникли сомнения в продолжении существования Архиерейского Синода РПЦЗ. 26 июня 1945 г. пребывавшие в Сев.-Зап. Китае Харбинский и Маньчжурский митр. Мелетий (Заборовский) , архиепископы Камчатский Нестор (Анисимов ; впосл. митрополит) и Хайларский Димитрий (Вознесенский) и Цицикарский еп. Ювеналий (Килин) обратились с посланием к новоизбранному Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой принять их под свое окормление. Архиереи также отправили письма главе Русской духовной миссии в Китае Китайскому и Пекинскому архиеп. Виктору (Святину) и И. с призывом последовать их примеру и признать Патриарха Алексия как законного главу Русской Церкви. В письме архиеп. Виктору И. предложил ввести поминовение за богослужением имени Патриарха Алексия при продолжении возношения и имени Предстоятеля РПЦЗ митр. Анастасия (Грибановского) . В авг. того же года архиеп. Виктор отправил Патриарху Алексию I телеграммой прошение за своей подписью и подписью И. (без его согласия) о принятии Русской духовной миссии в Китае в юрисдикцию Московского Патриархата (удовлетворено 27 дек. 1945).

http://pravenc.ru/text/468963.html

Священномученик Варлаам Белогорский Спустя годы В 1900-м году послушник Иван Килин примет монашеский постриг с именем Ювеналий, в 1902-м году будет рукоположен в иеромонаха, позднее назначен настоятелем и строителем Фаворской Спасо-Преображенской пустыни от Белогорского монастыря, потом возведен в сан игумена, затем архимандрита, станет благочинным всех мужских и женских монастырей Пермской епархии, а спустя годы хиротонисан во епископа Цицикарского. Владыка Ювеналий (Килин) Его духовный друг, послушник Георгий Кузнецов, примет монашеский постриг с именем Серафим в 1903-м году, будет рукоположен в иеромонаха в 1905-м году, потом станет игуменом Серафимом, скитоначальником Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря. Это тот самый игумен Серафим (Кузнецов), который в страшные годы Гражданской войны будет сопровождать гробы Алапаевских мучеников в Пекин и в труднейших обстоятельствах сумеет перевезти честные мощи преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и ее келейницы, инокини Варвары, из Пекина в Святую Землю, где и сам проведет остаток своих дней. Игумен Серафим (Кузнецов) Гробы с телами Алапаевских мучеников в кладбищенском храме Преподобного Серафима Саровского в Китае Епитрахиль Оптинского старца Амвросия Но пока есть еще время, и они, все трое, – молодые, полные ревности по Бозе, – совершают несколько паломнических поездок – в 1898-м, 1903-м, 1907-м годах – в Валаамский и Саровский монастыри, а также в Глинскую, Софрониеву, Оптину и Тихонову Пустыни, Троице-Сергиеву, Киево-Печерскую и Почаевскую лавры. Во время этих паломничеств белогорские иноки встречались со многими подвижниками благочестия, ныне прославленными в лике святых. Мой прадед имел счастье беседовать с Оптинскими старцами. В Оптиной пустыни им подарили епитрахиль преподобного Амвросия Оптинского. Алексей Зеленин, Белогорский монастырь, 1913 год Чудесная икона преподобного Серафима Саровского В 1903-м году все трое участвовали в Саровских торжествах. Бабушка рассказывала мне, что владыка Ювеналий делился с ней, своей любимой внучатой племянницей, историей о том, как он принимал участие в поднятии из могилы гроба преподобного Серафима Саровского. Гроб перенесли в алтарь собора, там его вскрыли и совершили омовение мощей преподобного.

http://pravoslavie.ru/142471.html

В 1947 г. Владыка Ювеналий был вынужден уехать в СССР, где был определен епископом Челябинским. Приехав в Москву, он услышал о кончине архиепископа Димитрия (Вознесенского), родителя будущего митрополита Филарета, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, и немедленно направился в Ленинг рад на его отпевание и погребение. В 1948 г. Владыка Ювеналий был возведен во архиепископы и назначен Иркутским Преосвященным, а через год - на Омскую кафедру, где был первым возглавителем этой епархии после ее восстановления. Будучи архиепископом Омским, Владыка совершил переложение святых мощей митрополита Тобольского Иоанна в новую раку. Духовенство Омской епархии до сих пор помнит Владыку как духоносного старца. В 1952 г. Владыка был переведен на Ижевскую и Удмуртскую кафедру. В 1955 г. награжден правом ношения креста на клобуке. Недавно автором этих строк была получена запись разговора Владыки с уполномоченным Совета по делам РПЦ по Омской области от 8-го июля 1949 г., в которой читаем следующее: " Ювеналий неоднократно повторял, что он сейчас занят составлением " научного " труда на тему " История христианских проповедей " для соискаяния " ученой " степени кандидата богословских наук... Установлено, что Ювеналий привез с собой антисоветскую церковную литературу, но случаев распространения ее, пока, не обнаружено. В узком кругу церковников Ювеналий неодобрительно отзывается о колхозах. Систематически выключает радио, говоря при этом, что по радио он может слушать только церковные богослужения, что он и делал, находясь за границей " . Последняя кафедра Владыки, как уже было отмечено, была Ижевская и Удмуртская. Как рассказывает бывший келейник Владыки Ювеналия, протоиерей Николай Соловьев, перед смертью Владыка просился уйти на покой по немощи. Патриарх упрашивал остаться управлять кафедрой, даже предлагал митрополию, но архиепископ Ювеналий говорил, что служит не ради чинов и что монашество для него главнее. Предчувствуя кончину, Владыка просил архимандрита Петра (Семеновых) из Троице-Сергиевой Лавры, которого он знал по Харбину, постричь его в схиму, что он и сделал, дав ему при этом имя Иоанн в честь Иоанна Богослова. Владыка показывал уполномоченному по делам Ижевской епархии РПЦ и иным лицам место, где он хотел быть погребен. Это было внутри собора слева, и высказал свое желание, чтобы после его похорон построить придел и освятить престол в честь апостола Иоанна Богослова. Надо сказать, что уполномоченный Аркадий Аркадьевич, несмотря на свою должность, был верующим человеком, в его доме висели иконы, горела лампадка, и он очень любил и поддерживал Владыку, который его и обратил к вере.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

– Ростислав, нужно слушать мать! Давай-ка я познакомлю тебя со своей внучатой племянницей, Софьей Юминой. Это дочь моего племянника – убиенного за веру священника Константина Юмина. Храм, где Господь благословил моих деда и бабушку на супружескую жизнь 9 февраля 1936 года Ростислав Ган и Софья Юмина венчались в Свято-Алексеевском храме в Модягоу (район Харбина). Не могу удержаться, чтобы не сказать несколько слов об этом храме, где Господь благословил моих деда и бабушку на супружескую жизнь. Это был чудесный трехпрестольный храм: главный престол во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского, правый придел во имя Святителя Иннокентия, митрополита Иркутского, левый посвящен иконе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Приход был одним из самых многолюдных в Харбине и состоял из почти двух тысяч верующих. В те годы при храме работала бесплатная чайная для бедных, где ежедневно пили горячий чай с хлебом до 200 человек. Свято-Алексеевская церковь в Модягоу, Харбин «Большой молитвенник-подвижник, идейный пастырь, великий проповедник» Через 5 дней после свадьбы, 15 февраля 1936 года, в праздник Сретения Господня, владыка Ювеналий (Килин) рукоположил дедушку в диаконы, а на следующий день – в сан священника. Так что вместо медового месяца дедушка служил священнический сорокоуст – 40 литургий 40 дней подряд. В те годы люди ставили интересы Церкви выше личных. Вместо медового месяца дедушка служил священнический сорокоуст – 40 дней подряд Протоиерей Ростислав Ган служил настоятелем многих храмов в разных городах Китая. В одном из своих писем владыка Ювеналий (Килин) так характеризовал моего деда-священника: «Ныне он большой молитвенник-подвижник, идейный пастырь, великий проповедник, особенно полюбивший писания святителя Феофана Затворника Вышенского, выучивший почти наизусть его творения богодуховные». Вот цитата из одной проповеди деда: «Господь силен всё претворить во благо, лишь бы было только наше доброе собственное желание и проснулась наша собственная совесть. А в совесть почаще нужно заглядывать, и особенно, и больше всего, нужно бояться того, чтобы кого-либо не обидеть в жизни. Нужно помнить и то, как мы часто неправильно судим о других людях и иногда истолковываем их действия в худшую сторону, а не в лучшую».

http://pravoslavie.ru/141632.html

Через некоторое время опять стали докучать Роману помыслы о возвращении на Родину. Он снова пошел к помощнику благочинного. «Ну, если уж ты так хочешь, то поезжай», — сказал тот ему, отпустив на этот раз без всякого сожаления, поскольку братии в обители было много. По воспоминаниям отца Петра, одних только сапожников, которые шили обувь монахам, было 200 человек. И Роман отправился на Соловки. Но резкая перемена климата сказалась на его здоровье — через полгода он заболел. На шее образовался нарыв большого размера. Врачи вскрыли его, и натекло полмиски гноя. «Вам здесь не по климату, — сказали ему соловецкие лекари. — Отправляйтесь в среднюю полосу России». Роман направился в Свято-Николаевский Белогорский монастырь Пермской епархии, где примерно в 1912-м году был пострижен в монашество с именем в честь святителя Петра Аргосского, чудотворца. Позже его рукоположили во иеродиакона в том же монастыре. Хиротонии совершил епископ Пермский и Соликамский Палладий (Добронравов). Белогорский Свято-Николаевский монастырь славился очень строгим уставом, основанным на уставе и традициях Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Практиковалось ежедневное открытие помыслов старцу и безусловное послушание ему. Старцем являлся преподобномученик архимандрит Варлаам (Коноплев), настоятель монастыря, окормлявшийся у святого праведного Иоанна Кронштадтского и обращавшийся также за советами к преподобному Гавриилу Седмиезерскому (Зырянову). Были в обители и другие старцы. Архиепископ Ювеналий (Килин) В 1909-м году началось устройство при Белогорском монастыре, в Осинском уезде Пермской губернии, Преображенского скита (Фаворская Спасо-Преображенская пустынь), который возглавил игумен Ювеналий (Килин), в будущем архиепископ. К нему и начал обращаться за духовными советами отец Петр, перейдя в этот скит. С тех пор и до самой смерти владыки Ювеналия продолжалось их тесное духовное общение и дружба. В 1918-м году насельники Белогорского монастыря и его скитов подверглись репрессиям: в августе, после ряда обысков и арестов, были убиты 34 монаха, в том числе преподобномученик Варлаам (Коноплев). Еще в июне был убит священномученик Андроник (Никольский) , архиепископ Пермский и Кунгурский, а в декабре того же года расстреляли епископа Феофана Соликамского, священномученика.

http://pravoslavie.ru/150424.html

В 20-х годах минувшего столетия Архиепископ Японский Сергий (Тихомиров), возведенный в сан митрополита в 1931 г., назвал г. Харбин " храмолюбивым " , ибо период архипастырского служения Преосвященного Мефодия отличался большим храмостроительством: 22 храма, включая и при училищах, а к концу его жизни в епархии было 46 церквей и две монашеские обители. За время своего управления Харбинской епархией им были созданы благотворительный отдел при епархиальном совете, епархиальное попечительство о бедном духовенстве, Приют - " Дом-Убежище " с бесплатными аптекой и амбулаторией, призревавший свыше 140 насельников; по приходам устроены богословско-миссионерские курсы и душеполезные собеседования, обращено внимание на благолепие и единообразие церковных служб, созваны пять епархиальных собраний клира и мирян, привлечены многие к делу церковному, написаны много назидательных посланий и церковно-богословских сочинений: " По поводу церковных нестроений " , " К вопросу о созыве так называемого Вселенского Собора " , " О живой церкви " , " О знамении обновления свв. икон " , " Тайна Воскресения Христова " , " Обличительное слово против нечестивого сборища, именующего себя " Живой Церковью " и мн. др. В октябре 1929 г. Архиепископ Мефодий, в связи с 35-летием епископства, возведен постановлением Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви в сан Митрополита. Скончался Владыка 15/28-го марта 1931 г. в день Похвалы Божией Матери. В том же году Заграничным Синодом Преосвященный Мелетий (Заборовский) назначен Архиепископом Харбинским и Маньчжурским, который и возглавил хиротонию Архиепископа Ювеналия, совершенную в Казанско-Богородицком монастыре. Итак, приступим к жизнеописанию почившего Архиепископа Ювеналия: Высокопреосвященнейший Архиепископ Ювеналий, в миру Иван Кельсиевич Килин, родился в апреле 1875 г. от церковных родителей, происходивших из крестьян Вятской губернии. С раннего детства он имел тяготение к Церкви и монастырской жизни. Эту любовь отрока к Божественному прививала ему благочестивая мать, многократно рассказывавшая о своих паломничествах по святым местам Руси, как вспоминал приснопамятный Владыка в своей речи при наречении во епископы: " Религиозное домашнее образование и воспитание я приобрел благодаря благочестивой родительницы своей, которая в отроческих летах сама вместе с бабушкой - девицей была на богомолье по святым обителям - в Соловках, в Сарове, Тихвине и других местах России.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Цицикарский Ювеналий (Килин) 05.11.2004 492 Время на чтение 18 минут Прежде чем приступить к жизнеописанию приснопамятного Архиепископа Цицикарского Ювеналия (Килина), строителя и настоятеля Казанско-Богородицкого монастыря в г. Харбине, приличествует написать несколько слов о Харбинской епархии, в пределах которой находился этот чудный монастырь. Протоиерей Аристарх Пономарев пишет: " После революции поток беженцев широкой волной ринулся в Северную Маньчжурию. Облик Харбина совершенно изменился. Русское население увеличилось в несколько раз. Вместе с беженцами и войсковыми частями прибыло много духовенства. Большинство этого духовенства отступило с Белой армией из Волжского и Каменского районов, с Урала и из Сибири, состоя в войсковых частях военными священниками, меньшинство покинуло родные пределы вместе с беженцами. В феврале 1920 г. в Харбин прибыл Архиепископ Оренбургский и Тургайский Мефодий (Герасимов) и августе того же года Епископ Читинский и Забайкальский Мелетий (Заборовский). Среди беженцев не мало было и крупных церковно-общественных деятелей. Владивостокской епархиальной власти, в ведении которой находилась полоса отчуждения Китайской Восточной железной дороги (КВжд), было уже трудно уделять достаточно внимания церковным делам Маньчжурии. Ход событий в Приморьи не мог давать места каким либо надеждам, что этот последний оплот белого движения долго продержится: политическое положение его было крайне неустойчиво и тревожно. Вся область кишела красными партизанами и превратилась в театр военных действий. Сношения с Владивостоком не редко прерывались. В Харбине же были налицо все условия для нормальной церковной жизни. Вполне естественно, что к началу 1922 г. в руководящих церковных и общественных кругах Харбина зародилась мысль о необходимости в целях нормального течения церковной жизни Маньчжурии создания Харбинской епархии. Эту мысль одобрил и присоединился к ней бывший тогда Управляющим КВжд инженер Остроумов, обещавший материальную поддержку со стороны дороги. Совместно с ним группой православных людей было возбуждено ходатайство перед Священноначалием за границей об учреждении Харбинской кафедры с местопребыванием епископа в Харбине и о назначении на таковую Архиепископа Оренбургского и Тургайского Мефодия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

В том же году поступил в Харбинский политехнический институт на инженерно-строительный факультет. Параллельно он учился на Харбинских богословских курсах. Духовным наставником Ростислава был архимандрит Ювеналий (Килин), настоятель Казанско-Богородицкого мужского монастыря в Харбине. До эмиграции отец Ювеналий подвизался в Белогорской мужской обители Пермской епархии, прозванной народом «Сибирским Афоном». Отец Ювеналий был ближайшим помощником настоятеля архимандрита Варлаама (Коноплева). Он сопровождал будущего преподобномученика Варлаама и игумена Серафима (Кузнецова) в их паломнических поездках по монастырям Российской империи, Афона и Святой земли, неоднократно служил и встречался с праведным Иоанном Кронштадтским. Впоследствии отец Ювеналий поддерживал большую переписку с русскими святогорцами. Будучи редактором духовно-нравственного журнала «Хлеб Небесный», выпускаемого типографией Казанско-Богородицкого монастыря в Харбине, отец Ювеналий печатал в нем статьи и проповеди афонских подвижников, их письма и воззвания, отрывки из их дневников, сообщения о состоянии святогорских обителей, о торжествах и литургической жизни монастырей. В 1936 г. на Сретение владыка Ювеналий рукоположил отца Ростислава  во диаконы, а на следующий день – во пресвитеры. В том же году отец Ростислав прибыл в Шанхай для служения настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского при коммерческом училище. Здесь же он преподавал Закон Божий и математику. В то время епископом Шанхайским, викарием Русской Духовной Миссии в Пекине, был святитель и чудотворец Иоанн (Максимович), с первой встречи полюбивший молодого иерея. Помимо молитвенного общения за богослужениями в кафедральном соборе, отец Ростислав много времени проводил со святителем и беседовал с ним на святоотеческие и церковно-исторические темы. В 1938 г. отец Ростислав был переведен в Тяньцзин. Провожая отца Ростислава, святитель Иоанн говорил: «С его отъездом я теряю кусочек своего сердца».     Этот скучный и однообразный Афон   – Несмотря на все радости, испытываемые о. Ростиславом в семейной жизни и пастырском служении в одном из самых больших приходов Русской Зарубежной Церкви, мой дед активно искал монашеского безмолвия, о чем свидетельствует письмо священноархимандрита Иустина, игумена Пантелеимонового монастыря, написанное 21 марта 1956 г.:

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=2414

Глубоко умилительные личные советы и письменные назидания подвижников старцев Афонских и Российских монастырей, - например, старца Гавриила и других старцев подвижников - смиряли и подкрепляли мой немощной дух и не допускали глубоко падать в бездну греховную, среди бурного житейского моря " . Интересно отметить, что отец Ювеналий принимал участие в омовении мощей преподобного Серафима при их открытии в 1903 г. В том же году отец Ювеналий, по благословению епископа Пермского Иоанна, был назначен архимандритом Варлаамом заведующим и строителем Белогорского подворья в г. Перми, где среди многоразличных крупных строений воздвиг и Златоустовскую церковь. В 1910 г. переведен в Архиерейский Дом г. Перми и назначен экономом оного. Будучи экономом, в конце 1911 г. иеромонах Ювеналий, с большим интересом насладившись рассказами видного Камчатского миссионера и сослужителя своего в г. Харбине, иеромонаха Нестора (Анисимова), " горел святым воодушевлением и желанием ехать в далекую холодную Камчатку " , но вместо этого, ходатайством епископа Пермского Палладия и постановлением Святейшего Правительствующего Синода, был избран в феврале 1912 г. первым игуменом и строителем общежительной Фаворской Спасо-Преображенской Пустыни. Здесь отец Ювеналий слушал миссионерские курсы под руководством А.Г. Кулешова и прославился ревностным храмостроительством; в 1912 г. был закончен Спасо-Преображенский собор, а в 1915 г. были воздвигнуты Казанская домовая церковь и летний Кресто-Воздвиженский храм. 19-го июля 1912 г., в день памяти преподобного Серафима Саровского, в Петроградской Благовещенской церкви Синодального подворья епископом Палладием возведен в сан игумена. В 1915 г. новым священномучеником Андроником, архиепископом Пермским, назначен на должность благочинного всех монастырей Пермской епархии, а в июне следующего года - возведен во архимандриты. В связи с мученическим убиением в 1918 г. святителя Пермского Андроника, архимандрита Варлаама и других священнослужителей, отец Ювеналий совместно с несколькими монахами-белогорцами скрывался от гонений со стороны большевиков (в Белогорской обители было расстреляно свыше 400 монашествующих). По заповеди Христовой: " Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой " (Мф. 10, 23), архимандрит Ювеналий в 1919 г. переехал в Читу, а 1920 г. оказался в Харбине. Прибыв в Харбин, он был назначен настоятелем Успенского храма и заведующим нового русского кладбища. В 1922 г., с благословения архиепископа Харбинского и Маньчжурского Мефодия, им был основан мужской монастырь на Крестовском острове, что в окрестностях Харбина, но в том же году был командирован в Сербию, где был настоятелем одной из мужских обителей Сербской Православной Церкви. За время отсутствия отца Ювеналия в монастыре настоятельствовал иеромонах Нифонт.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

113        Территория на северо-востоке современного Китая, являющаяся бассейном рек Ган, Дербул и Хаул и ограниченная с севера Амуром, с юга и востока – Сунгари, с Запада – Аргунью. На западе, севере и востоке эта территория граничила с землями Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск. Большая часть русского населения бежала сюда из Сибири и Приморья после 1922 г. 115        Только с 1922 по 1945 г. в Маньчжурии было построено 48 православных храмов, в том числе 23 в Харбине. По другим данным, в период с 1917 по 1924 г. в том же Харбине возвели 13 церквей. Во всех храмах Маньчжурии служили около 460 священников (Мелихов Г. В. Российская эмиграция в Китае (1917– 1924 гг.). М., 1997. С. 67). 116        Митрополит Мефодий (Герасимов, 1856–15/28.3.1931) – после окончания Казанской Духовной Академии (1882) принял монашеский постриг (1886). Хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии (2.6.1894). Епископ Забайкальский и Нерчинский (24.12.1898); Томский и Алтайский (20.12.1912); Оренбургский и Тургайский (30.7.1914). Возведён в сан архиепископа (1918). В эмиграции (1919). Архиепископ Харбинский и Маньчжурский (1920). Возведён в сан митрополита (1929). 117        Впоследствии в архиерейский сан в качестве викариев Харбинского митрополита были посвящены протоиерей Николай Вознесенский (епископ Хайларский Димитрий), архимандрит Ювеналий (Килин) (епископ Цицикарский) и протоиерей Леонид Викторов (епископ Никандр). Архиепископ Ювеналий (Иоанн Кельсиевич Килин, 1875– 28.12.1958) – поступил в Белогорский Свято-Николаевский монастырь близ Перми (1896). Заведовал Белогорским подворьем в Перми (1904). Строитель Спасо-Преображенской Фаворской пустыни (1909). После революции и гражданской войны настоятель Казанско-Богородицкого монастыря в Харбине в сане архимандрита. Хиротонисан во епископа Синьцзянского (16.2.1935) с пребыванием в Урумчи. Военная обстановка не позволила ему проехать в Синьцзян. Выехал в Пекин, где исполнял различные поручения Православной Миссии. Вернулся в Харбин (1940). Епископ Цицикарский (май 1945). Воссоединился с Московской Патриархией (октябрь 1945). Епископ Шанхайский (1946). На покое (январь 1947). Епископ Челябинский и Златоустовский (12.5.1947); Иркутский и Читинский (3.6.1948). Архиепископ Омский и Тюменский (21.2.1949); Ижевский и Удмуртский (31.7.1952). Скончался, приняв схиму с именем Иоанн. Архиепископ Никандр (Викторов, 16.8.1961) – хиротонисан во епископа Цицикарского, викария Харбинской епархии (22.9.1946). Епископ Харбинский и Маньчжурский, управляющий Восточноазиатским экзархатом (1952); Курский (7.2.1956); Архангельский и Холмогорский (1956). Архиепископ (25.2.1957). Архиепископ Ростовский и Новочеркасский (16.3.1961).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010