Αρχεο Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон: Служим, живем и трудимся на благословенной земле 3 Φεβρουαρου 2022 τος 11:29 В Русской Церкви Владимирская епархия — одна из самых старинных, архиерейская кафедра была учреждена здесь свыше восьми столетий назад. В интервью «Журналу Московской Патриархии» митрополит Владимирский и Суздальский Тихон вспоминает, как задолго до своего назначения сюда перевозил из Петушков в российскую столицу архив святителя Ковровского Афанасия, и рассказывает о собственном опыте миссионерства и делится мыслями, почему логика поступков святых далеко не всегда ясна и понятна их современникам ( 2, 2022 ,  PDF-bepcuя ). Наследники Андрея Боголюбского — Ваше Высокопреосвященство, мы беседуем под занавес юбилейного года святого благоверного князя Александра Невского. Имя этого угодника Божия сопутствует Вам практически всю жизнь. Вспомните, пожалуйста, момент, когда Вы о нем впервые услышали. — Как и для многих мальчишек моего поколения, Александр Невский — любимый герой детства, вошедший в жизнь с фильмом Сергея Эйзенштейна. Когда его показывали в кинотеатре недалеко от нашего воронежского дома, смотрел всегда, благо детский билет стоил гривенник, можно было себе позволить. А после демобилизации со срочной службы поехал в Троице-Сергиеву лавру к герою-фронтовику, защитнику Сталинграда архимандриту Кириллу (Павлову), который много лет окормлял нашу семью, и попросил благословения трудиться на каком-нибудь приходе. Тот подумал и говорит: нужен пономарь в Покровском храме Переславля-Залесского. И дал рекомендательное письмо к настоятелю протоиерею Иоанну Белякову. И вот я попадаю на Плещеево озеро, кинокад­ры с которым врезались в память с детства, — в город, где святой благоверный Александр Нев­ский появился на свет, был крещен и посвящен в воины. Меня, коренного воронежца, сильно поразило, что за советское время в городе уцелело больше четырех десятков храмов и пять монастырей! Оставалась действовавшей, правда, одна лишь маленькая Покровская церковь, и по праздникам вся площадь перед ней заполнялась людьми. Рядом резиденция правящего архиерея митрополита Иоанна (Вендланда) — простого, добродушного в общении. Владыка Иоанн благословил меня на подрясник (а позднее дал рекомендацию на поступление в Московскую семинарию ), и я начал прислуживать на приходе.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5893572...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл принял участие в торжествах по случаю 200-летия Кишиневско-Молдавской митрополии 7 сентября 2013 г. 21:32 7 сентября 2013 года в столице Республики Молдова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в торжественном акте по случаю 200-летия Кишиневско-Молдавской митрополии, который состоялся в Национальном дворце имени Н. Сулака. Визит Предстоятеля в  Православную Церковь Молдовы  приурочен к празднованию этой юбилейной даты. В торжественном собрании также участвовали  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир , члены официальной делегации, сопровождающей Предстоятеля Русской Православной Церкви: председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , председатель  Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерей Всеволод Чаплин , председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук; а также иерархи и многочисленные священнослужители Православной Церкви Молдовы. На мероприятии присутствовали  митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий , управляющий делами Украинской Православной Церкви  митрополит Бориспольский Антоний , викарий  Черновицкой епархии   епископ Хотинский Мелетий . В числе гостей торжественного мероприятия были Президент Молдовы Н.В. Тимофти, представители государственной власти и общественных организаций, посол России в Молдове Ф.М. Мухаметшин, многочисленные гости. Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Поздравив главу Православной Церкви Молдовы, высоких государственных деятелей и всех участников и гостей торжества с 200-летием учреждения Кишиневско-Хотинской епархии, Его Святейшество сказал: «Всякий раз, когда я соприкасаюсь с православным верующим народом Молдовы, я чувствую духовную силу, которая исходит из ваших сердец. Здесь действительно очень крепка вера, очень высока религиозность. И, несмотря на все тяжелейшие исторические обстоятельства, именно благодаря православной вере народа Молдовы сегодня мы имеем независимое государство, развитую национальную культуру, общество, которое сохраняет свою целостность, несмотря на наличие политического разнообразия и многих других факторов, разъединяющих его».

http://patriarchia.ru/db/text/3216660.ht...

Большемерные кирпичи красной глины из захаба Костромского Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря (найдены в результате археологических раскопок) 21 марта 2013 г. 14:39 В Государственном Историческом Музее демонстрируют раритеты первых Романовых В  Государственном историческом музее (ГИМ) открылась выставка «Романовы. Начало династии» — самый масштабный и полный экспозиционный проект юбилейного, 400-го года с момента избрания Михаила Федоровича Романова на российский престол. Практически все здешние экспонаты — оригинальные документы или мемориальные предметы, связанные с Романовыми XVII beka. А редкие исключения ничуть не менее интересны, поскольку иллюстрируют предшествовавшее воцарению Михаила Федоровича Смутное Время, да к тому же выставляются на широкой публике впервые. Выставочный зал ГИМа оформлен словно открытая книга, и форзацем, прологом к ней служит подлинная мерная икона святого благоверного царевича Димитрия из государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». Конечно, сын Ивана Грозного и Марии Нагой не имел никакого отношения к Романовым. Но его кончина в Угличе, официальную и множество неофициальных трактовок которой до сих пор жарко обсуждают, стала одной из ключевых предпосылок погружения страны в тьму Смуты. Рядом — оконница (светопрозрачная конструкция оконного проема) из Угличского дворца, любезно предоставленная Ярославским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. Следующая страница — широченный 15,5-метровый ряд-складень из 39 бумажных листов. Этот экспонат под названием «Стокгольмский свиток» приехал в Россию впервые. «Если быть точным, Королевский замок в Варшаве предоставил нам факсимиле этого свитка, — рассказывает один из авторов выставки старший научный сотрудник ГИМа Ольга Тесленко. — На нем изображена встреча королем Сигизмундом III своей невесты Констанции Австрийской под Краковом и их совместный торжественный въезд в город 4 декабря 1605 года. Для нас этот документ интересен тем, что в церемониальной процессии находился думный дьяк Афанасий Власьев. Он прибыл в Краков как официальный представитель Лжедмитрия I для участия в обряде заочного обручения с Мариной Мнишек, и эта процедура состоялась практически одновременно с королевской свадьбой. Стокгольмским этот свиток назвали в 1902 году после обнаружения в Королевском архиве шведской столицы, где он оказался в середине XIX века как военный трофей. В Польшу ему было суждено вернуться только в 1974 году».

http://e-vestnik.ru/culture/nachalo_dina...

Витебск. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор Карта и ближайшие объекты Храм был построен в середине 18 века и был главным храмом монастыря тринитариев (католики) в г. Витебске. После подавления польского востания в 1830-х годах монастырь был закрыт, а храм передан православной церкви. В советские годы храм был закрыт, а из прилегающих к храму помещений было сделано СИЗО (тюрьма). В 1989 году храм был возвращен правосланой церкви в разрушенном состоянии. К середине 90-х храм был полностью востановлен. Храму был присвоен статус собора, а немного позже он стал кафедральным собором. Здесь находится кафедра епископа Витебского и Оршанского Димитрия. При востановлени храма были сделаны серьезные изменения во внешнем облике храма: добавлен ложный купол над центральным нефом, скруглен центральный фронтон над входом (раньше он был треугольный) и добавлены дополнительные ярусы на боковых колокольнях. Здание нынешнего Свято-Покровского собора построено в 1821 г. В 1858 г. храм перестраивается. Издержки по перестройке взял на себя витебский купец 1-й гильдии и промышленник Григорий Волкович. Реконструкция была завершена в 1865 г. Произведенная перестройка принципиально не изменила архитектуру храма, но над входом появилась роспись Покрова Пресвятой Богородицы. Второй раз храм перестраивался в начале XX века (к юбилею 300-летия дома Романовых в 1913 г.), в результате чего был возведен третий купол над центральной частью храма, надстроены башни, треугольный фронтон заменен округлым, лучковым. В 30-е годы ХХ века храм постигла участь большинства православных святынь: его закрыли. Вновь, на краткое время, Свято-Покровская церковь была открыта во время Великой Отечественной войны - в 1941 г. Вот как описывал это событие его участник, ныне канонизированный на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года новомученик, архимандрит Серафим (Шахмуть): “...народ радуется открытию церквей, и в Витебске при открытии Свято-Покровской церкви народ до того был тронут, что весь зарыдал, и священники не могли служить, и был временный перерыв...”. В августе 1941 г. из местного антирелигиозного музея в храм перенесена великая святыня - мощи прп. Евфросинии, игумении Полоцкой. В храме они находились до 22 октября 1943 г., откуда после торжественно отслуженной литургии с молебном прп. Евфросинии были поездом доставлены в Полоцкую Софию, затем перенесены в Спасо-Преображенский (Евфросиньевский) женский монастырь. Во время войны здание Свято-Покровской церкви пострадало: был уничтожен второй ярус башен, разрушена крыша. Не ремонтировавшееся здание постепенно приходило в упадок, разрушаясь от воздействия погодных условий. Находясь в центре города, оно являлось немым укором горожанам, забывшим о своих духовных корнях.

http://sobory.ru/article/?object=03721

Вырица. Церковь Казанской иконы Божией Матери (в честь 300-летия дома Романовых). Казанская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Казанская церковь построена в 1912 г. в модном тогда дачном посёлке Вырица архитектором Апышковым и инженером Красовским (они же - авторы моста Петра Великого (Большеохтинского) в Санкт-Петербурге). Рядом - часовня преподобного Серафима Вырицкого, знаменитого многими чудесами и исцелениями и прославленного в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. В первые годы XX века стал быстро расти поселок при станции Вырица. В журналах тех лет можно встретить рекламы Вырицы, как красивого дачного места и предложения о покупке там участков под строительство дач. Поселок рос вправо от железной дороги, считая по направлению от города. Здесь в направлении на Сиверскую простирались земли князей Витгенштей... Участки раскупались быстро. Новый поселок представлял собой уютный уголок природы с сухой здоровой почвой, сосновым лесом и живописными берегами реки Оредеж. Поселок стал быстро застраиваться и заселяться. Подумали православные люди и о том, что поселку нужен и храм Божий. 2 августа 1912 года состоялось общее собрание жителей поселка, посвященное вопросу о будущем храме. Выяснилось, что в конторе князя Витгенштейна, ведавшей продажей участков, при первой разбивке земли был намечен и участок под храм по Ракеевской улице между Пильным и Майским проспектами. При осмотре участка представителями жителей он был признан неудобным. Более отвечающим своему назначению посчитали участок в центре поселка по Магистральному проспекту, угол Ракеевской улицы. К князю поехали в Петербург с просьбой о замене участка, отведенного под храм, другим, выбранным жителями. Владелец принял, выслушал представителей и обещал прислать письменный ответ, который вскоре был получен... Тогда был найден выход в учреждении особого Братства с определенным уставом. Такой устав выработали, и перед епархиальной властью было возбуждено ходатайство об учреждении в поселке «Княжеская Долина» Братства в честь иконы Казанской Божьей Матери, по построению храма в память 300-летия царствования дома Романовых...

http://sobory.ru/article/?object=00109

Главное чудо Сергия Радонежского — он сам Юбилей преподобного Сергия — важный рубеж для нашего народа и государства. 21 июля, 2014 Юбилей преподобного Сергия — важный рубеж для нашего народа и государства. Если бы не было преподобного Сергия, никогда не появилось бы и Святой Руси. Главная юбилейно-историческая дата этого года — 700-летие преподобного Сергия Радонежского, величайшего русского святого, сыгравшего ключевую роль в становлении российской государственности, в формировании национального духа. Удивительным образом именно в год всеобщих торжеств, посвященных преподобному Сергию, наше общество переживает новый подъем национального самосознания. Святейший Патриарх Кирилл, возглавивший масштабные празднества в честь преподобного Сергия, которые прошли на минувшей неделе в Сергиевом Посаде, в интервью «Эксперту» говорит о том, почему именно сейчас важно по-новому переосмыслить уроки, которые преподнес всем нам радонежский игумен — Ваше Святейшество, хорошо известно, что воинам, шедшим на Куликово поле во главе с князем Дмитрием Донским, духовная поддержка Сергия Радонежского была очень важна. Но почему? Когда читаешь сегодня у Ключевского о чувстве «нравственной бодрости, духовной крепости, которое преподобный Сергий вдохнул в русское общество», и о том, что этим настроением народ потом жил века, то ощущаешь, что от нас сегодняшних значение святого уже ускользает. И еще один часто возникающий вопрос: как можно объяснить участие в сражении монахов Пересвета и Осляби, которые, вообще говоря, отказались от мирской жизни и посвятили себя служению Господу ? — Чтобы понять и оценить это значение, вспомним исторический контекст. Две главные проблемы Руси первой половины XIV века — раздробленность и подчинение татаро-монгольским ханам. В ситуации противостояния князей друг другу невозможно было объединиться для преодоления ига. Народ прежде всего был озадачен проблемой выживания в этих крайне стесненных условиях. Но Варфоломей (будущий преподобный Сергий) уходит в глухой лес, будучи движим, с одной стороны, любовью к Святой Троице, с другой — болью о вражде и разделениях в родном народе. Как пишет автор его жития Епифаний Премудрый, первый делом Сергий поставил небольшой деревянный храм в честь Святой Троицы — «чтобы постоянным взиранием на него побеждать страх пред ненавистною раздельностью мира». Преподобный Сергий победил этот страх и помог всему русскому народу избавиться от «ненавистной разделенности», в которой народ оказался.

http://pravmir.ru/glavnoe-chudo-sergiya-...

«Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора» 30.11.2023 18:26:08 28 ноября 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира». Сердечно рад приветствовать всех вас, собравшихся на заседание Всемирного русского народного собора, на его юбилейную XXV сессию. В то время, когда создавался наш Собор, ему не обещали долгой жизни. Многие считали это неудачным опытом, который, несомненно, провалится в условиях многонационального государства или деградирует, объединив маргинальные силы квазипатриотического направления. Подобная ирония присутствовала в сознании некоторых политических и общественных деятелей, но затем все стало постепенно меняться, потому что уже с первого Собора стало ясно: Всемирный русский народный собор имеет потенциал, который оправдывает и оправдает его название. И сегодняшняя XXV сессия, несомненно, подводит определенную черту под этой четвертью века. У многих из нас, здесь присутствующих, юбилейная сессия вызывает определенные мысли, надежды, чаяния, а у кого-то, может быть, и некоторые опасения, потому что не все так просто в нашем мире. Но, с другой стороны, есть уверенность в абсолютной необходимости и важности такого явления, как Всемирный русский народный собор. За 25 лет, конечно, многое произошло. Мы видели и хорошее, и плохое, и, думаю, нам необходим честный разговор о том, чтó получилось, а над чем предстоит еще поработать, чтó требует некоей корректировки, когда речь идет о вопросах, имеющих большое стратегическое значение для жизни нашего общества, для духовного развития народа и укрепления всех сторон жизни нашего Отечества. К этим рассуждениям побуждает нас и тема нынешнего юбилейного Собора — «Настоящее и будущее Русского мира». Вспоминаю, как создавался этот общественный форум тридцать лет назад, в далеком 1993 году. В условиях всеобщей растерянности запрос на поиск неких объединяющих начал был чрезвычайно востребованным и актуальным.

http://radonezh.ru/2023/11/30/doklad-svy...

Единство Русской Церкви год спустя: ожидания, впечатления, размышления Год назад 17 мая 2007 года, в день Вознесения Господня, две части Русской Православной Церкви взошли на небеса, официально вступив в каноническое общение друг с другом. Тем самым в лице Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей вся многонациональная и многоязычная паства соединилась в объятиях Матери-Церкви. Разом Единая Русская Православная Церковь стала Церковью всемирной, простирающейся на пространстве не только от Бреста до Владивостока, но и от Амстердама до Алма-Аты, от Буэнос-Айреса до Байкала, от Канн до Курска, от Каракаса до Кишинева, от Кельна до Киева, от Монреаля до Минска, от Мюнхена до Москвы, от Нью-Йорка до Новгорода, от Сан-Франциско до Сочи, от Сиднея до Санкт-Петербурга. Изживая последствия трагических событий, происшедших 90 лет назад в 1917 г., Русь не только воссоединилась со своим прошлым, но и стала всемирной, универсальной. Меня просили написать о моих ожиданиях, впечатлениях и размышлениях после того солнечного московского дня. Вот они: Ожидания Я не думал в то время, что кто-то из нас по настоящему понимал, что мы делаем, мы не осознавали великого исторического значения Акта о Каноническом Общении, мы знали лишь то, что то, что мы делаем – абсолютно верно. Это была уверенность, которая быстро созрела в нас после августа 2000 г. и решающего Юбилейного Собора Патриаршей Церкви. Что касается моих ожиданий – у меня их не было. После моего 23-х летнего служения в качестве клирика Православной Церкви, я давно научился ничего не ждать, также как научился ничего не планировать. Есть такое известное высказывание, что если мы хотим чтобы Бог посмеялся, мы должны поведать Ему о своих планах. Возможно, это верно и в случае с ожиданиями. Мы не должны ничего ожидать, это Церковь должна ожидать от нас чего-либо. С другой стороны, если мы не должны ничего ожидать, мы можем надеяться. И мы надеемся на спасение, в какие бы ситуации не ставил нас Господь, и твердо надеемся на то, что Акт о Каноническом Общении послужит спасению многих.

http://pravoslavie.ru/1351.html

Закрыть itemscope itemtype="" > 1050-летию преставления святой равноапостольной великой княгини Ольги посвящается (†969-2019) 11.08.2019 634 Время на чтение 5 минут Величаем тя, святая равноапостольная великая княгине Ольго, яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую и свет веры Православныя народу своему предвозвестившую (величание св вел княгине Ольге). 24 июля 2019 года исполнилось 1050 лет со времени преставления святой равноапостольной великой княгини Ольги (†969). Празднование этой юбилейной даты поможет осознать роль праматери и просветительницы русского народа великой княгини Ольги в становлении государственности и Православия на Руси. Значение личности первой русской святой женщины, бабушки Крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира, очень актуально для воспитания нравственных качеств нашего народа и любви к Отечеству. Церковь и народ такими эпитетами называет свою любимую правительницу в акафисте ей: «...Заря утренняя, первоучительница и просветительница наша, праматерь русская, богомудрая, Церкви нашей украшение, величие наше и похвало, виновница нашего просвещения». Она - основание христианской нравственности, духовности, культуры и святости на Руси. Без княгини Ольги Русь не стала бы Великим государством и Святой Русью. И народ был бы другой. Велика ее миссия в духовно-нравственном становлении нашего Отечества. Родилась и выросла она в селе Выбуты Псковской области, на берегу реки Великой, была дочерью крупного воеводы, который владел переправой через реку Великую. По рождению святая великая княгиня Ольга - славянка, имя ее было - Прекраса. Впоследствии князь Олег, дядя князя Игоря Рюриковича, назвал ее Ольгой (Олег и Ольга - родственные имена, мужское и женское). Однажды ей пришлось перевозить на другой берег реки юного князя Игоря. Молодой красивой девушке не мог не понравиться молодой и красивый князь Игорь. Князь! Но Ольга, будучи еще язычницей, по закону совести жила, «...целомудрие яко зеницу ока блюла еси...», твердо отказала князю в мимолетной связи. Отказать князю - это смелость и уверенность в правде. Поэтому, он не смог забыть её. Вскоре она стала его верной женой и великой княгиней Киевской.

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Италии особенно не торопятся 19.07.2012 551 Время на чтение 4 минуты 7 июля в итальянском северном городке Канале-д " Агордо, что у границы с Австрией, прошла конференция, посвященная необычной истории. В 1978 году, 5 сентября, в Ватикане во время аудиенции у папы Римского Иоанна-Павла I скоропостижно скончался его гость, видный иерарх Русской Православной Церкви преосвященный Никодим Ленинградский, учитель нынешнего патриарха Кирилла. Скоропостижная смерть в Ватикане вызвала не только горечь, но и разного рода трактовки, особенно заострившиеся после произошедшей почти сразу же кончины и самого ватиканского главы. Понтифик Иоанн-Павел I остался загадочной фигурой - он управлял Католической Церковью всего лишь 33 дня, но вошел в ее историю как смелый реформатор и как «улыбающийся папа». Он родился в Канале-д " Агордо (провинция Беллуно), жители которого, понятно, гордятся таким земляком. В 2009 году там утвердился Фонд его имени - с целью способствовать изучению и пропаганде фигуры папы Иоанна-Павла I. В текущем юбилейном году, к 100-летию его рождения, Фонд задумал серию инициатив, в том числе конференцию, посвященную отношениям между папой Иоанном-Павлом I и митрополитом Никодимом. Известно, что Русская Церковь была тронута тем участием, которой проявил папа при организации траурных церемоний (он очень тепло посмертно вспоминал Владыку). Мэр Канале-д " Агордо господин Ринальдо Де Рокко послал приглашение в Санкт-Петербургскую епархию и ее предстоятель, Владыка Владимир, командировал в Италию протоиерея Александра Сорокина. Модератором встречи приглашен один из ее организаторов историк Михаил Талалай. Мы обратились к нему с вопросами: Михаил, как возник замысел такой необычной конференции? Два года тому назад я сопровождал в Риме директора паломнической службы «Радонеж» Ю.А. Минулина - на одну выставку, посвященную паломничествам по Италии. Юрий Ахметович, помню, задержался у одного стенда и обратил на него мое внимание. Это был стенд, рассказывавший о Канале-д " Агордо - месте, о котором я ничего прежде не знал. Поразили красоты окружающих Доломит. Рядом, кстати, знаменитая Кортина д " Ампеццо - горнолыжный курорт. Прежде, понятно, тут жили бедно, но теперь все изменилось. Вот в таких, тогда скромных, условиях 100 лет тому назад родился папа Иоанн-Павел I, 33-дневный понтификат которого остался загадкой XX века.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010