С.И. Четверухин От редакции Со дня выхода первого издания этой книги прошло более пятнадцати лет. С течением времени открывались все новые и новые сведения, факты, позволяющие расширить жизнеописание старца Алексия (Федора Алексеевича Соловьева; 1846–1928). С появлением в 1995 году первой книги, материал для которой предоставили Сергей Ильич и Ольга Сергеевна Четверухины, дала о себе знать живущая в Москве правнучка иеросхимонаха Алексия – Марина Георгиевна Осколкова, хранительница семейных реликвий, составившая архив, в котором собрано многое из того, что связано с именем ее знаменитого прадеда. Марина Георгиевна помогла исправить некоторые даты, уточнить кое-какие сведения, учтенные в последующих изданиях. Кроме того, она предоставила материал о сыне старца Алексия – своем деде Михаиле Федоровиче, его семье и взаимоотношениях старца и его родных, что, безусловно, обогатило повествование, привнесло новые штрихи и краски в жизнеописание, позволило более зримо представить атмосферу тех дней, ощутить драматизм революционной смуты и всего того, что с этим было связано. Второе издание было дополнено воспоминаниями о старце его родных, а также примерами, подтверждающими высоту его духовных дарований. К тому времени, в августе 2000 года, на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви иеросхимонах Алексий, Зосимовский затворник, был причислен к лику святых, что также нашло отражение в расширенном, более полном, повествовании о нем. А в марте 2002 года Святейший Синод постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века одного из авторов этой книги протоиерея Илию Четверухина с установлением дня его памяти 18 декабря. Настоящее, третье, издание – это плод совместных усилий Ольги Сергеевны Четверухиной и Марины Георгиевны Осколковой, продолживших поиск новых документов, свидетельств, расширяющих и уточняющих жизнеописание старца и близких ему людей, среди которых есть и те, кто теперь прославлен в лике святых. Составитель книги Сергей Ильич Четверухин умер в 1999 году в возрасте 89 лет, оставив по себе добрую память у родных, надеемся, и у читателей. Предисловие составителя

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Скачать epub pdf Выдающимся иерархом Русской Церкви в середине XVI веке был митрополит Московский Макарий († 1563; память 30 декабря). Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, иконописец и просветитель. Можно говорить, что середина XVI века может быть названа временем митрополита Макария 1 . Как глава Церкви он созвал знаменитые Соборы в Русской Церкви в 1547, 1549 годах, на которых было прославлено множество русских святых, «новых чудотворцев», как их тогда называли 2 . Кроме того, в течение своей жизни он постоянно общался с подвижниками-современниками, которые позднее были причислены Русской Церковью к лику святых 3 . Прошло немало времени, и в 1988 году, в дни празднования тысячелетия Крещения Руси, святитель Макарий был канонизован. Прославление святых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года открыло новую страницу в истории канонизация святых в Русской Церкви. Среди канонизованных в наши дни святых новомучеников и исповедников есть подвижники, подвизавшиеся значительно раньше, которые расширяют лик святых современников митрополита Макария. Среди них преподобная Елена, первая игумения Новодевичьего монастыря (†1547; память 18 ноября). К их числу следует отнести и святителя Суздальского Варлаама. Он родился, очевидно, в правление Великого князя Василия III (1505–1533). Его отец скончался в монашеском звании – инок Александр, мать, очевидно, – Ксения 4 . Будущего святителя при Крещении назвали Василием 5 . Его монашеский путь начался в Стефано-Махрищском монастыре. Здесь ранее подвизался его прадед – иеромонах Серапион, который помнил преподобного Стефана Махрищского († 1406; память 14 июля) и составил о нем первоначальные записи. Старец Серапион рассказывал об основателе обители своему внуку. Монашеский постриг будущего святителя совершил, очевидно, игумен Иона, который более тридцати лет управлял обителью. После его кончины в 1557 году Махрищским настоятелем был поставлен игумен Варлаам. В то время в монастыре было около шестидесяти человек братии. В день памяти преподобного Стефана, 14 июля 1557 года, игумен Варлаам благословил трапезнику монаху Симеону использовать все монастырские запасы продовольствия, чтобы накормить богомольцев. Чудесным образом все были накормлены. Таким образом, начало настоятельства нового игумена, совпавшее по времени с голодом на Руси 6 , ознаменовалось дивной помощью обители от ее святого основателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Соборное слово X Всемирного Русского Народного Собора (Москва, 4–6 апреля 2006 года) 6 апреля 2006 г. 12:34 Соборное слово принято заключительном пленарном на заседании Юбилейного X  Всемирного Русского Народного Собора . Мы, участники X Всемирного Русского Народного Собора, объединившего более полутора тысяч представителей государства, Русской Православной Церкви и других традиционных религиозных общин, делового мира, науки, культуры, образования, здравоохранения, военнослужащих, общественных объединений из 72 регионов России и многих государств ближнего и дальнего зарубежья, — обращаемся к соотечественникам. Вновь и вновь свидетельствуем: вера определяет нравственную традицию народа, его духовную жизнь, его созидательный труд, пути его культурного творчества. Она является той духовной силой, без которой нельзя подходить к решению проблем, остро переживаемых современным обществом. Не случайно наш Собор избрал тему «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке». Россия была, есть и будет великой державой, имеет самобытную историю и традицию. Наше богатое духовное и культурное наследие должно стать органической составляющей будущего развития страны. Россия стремится к стабилизации общественной жизни. Опыт мировой истории свидетельствует о том, что залогом устойчивого развития и общего благополучия является поступательное движение с опорой на все то лучшее, что есть в национальном историческом наследии. Не случайно и то, что одним из главных предметов обсуждения на Соборе стал вопрос о правах человека. Современная Россия оказалась невольной восприемницей идей и норм, во второй половине ХХ века повлиявших на систему международного права, но недостаточно адаптированных к условиям многих обществ. Собор принимает Декларацию о правах и достоинстве человека, в которой свобода как ценность связывается с различением добра и зла, нравственным выбором, традиционной моралью. Мы убеждены, что сегодня православные христиане и все наши соотечественники должны делать все от них зависящее для защиты прав тех, кто страдает от унижения и несправедливости. Прежде всего это касается нынешних и потенциальных жертв терроризма, экстремизма и агрессивного национализма, тех людей, чьи религиозные и национальные чувства подвергаются оскорблению. Мы призваны обратить особое внимание на права молодых военнослужащих. Наша забота должна также простираться на детей, стариков и инвалидов, находящихся в социальных учреждениях, и на лиц, пребывающих в местах лишения свободы.

http://patriarchia.ru/db/text/103233.htm...

Фото: " Православие 2000 " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР: МЕД ИЛИ ЛЬНЯНОЕ МАСЛО? ИНТЕРВЬЮ С ЕПИСКОПОМ МАКСИМИЛИАНОМ. ЧАСТЬ 1. Поздно вечером, 14 августа, после принятия Архиерейским Собором решения о канонизации Царской семьи нам удалось побеседовать с епископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом. Владыка рассказал о своих впечатлениях от Собора и поделился некоторыми размышлениями о проблемах, поставленных перед архиереями.   Владыка, сегодня Собор принял поистине историческое решение, давно ожидаемое церковным народом, - решение о канонизации Царской семьи. Вам посчастливилось не только присутствовать при этом, но и принимать участие в этом великом событии. Как это происходило? Для ответа на этот вопрос хотелось бы вспомнить Архиерейский Собор 1997 года, на котором обсуждался вопрос о канонизации Царственных мучеников. Тогда уже были собраны материалы и тщательно изучены. Некоторые архиереи говорили, что надо прославлять Государя-императора, другие призывали к обратному; большая же часть епископов занимала нейтральную позицию. В то время решение вопроса о канонизации Царственных мучеников, вероятно, могло бы привести к разделению. И Святейший принял очень мудрое решение. Он сказал, что прославление должно быть на юбилейном Соборе. Прошло три года, и я, беседуя с теми архиереями, которые были против канонизации, видел, что их мнение изменилось. И колеблющиеся стали за канонизацию. На нынешнем Соборе было единодушное решение данного вопроса. Удивительное единодушие в принятии решения. Чем Вы это объясняете? Во-первых, мудрой политикой Святейшего Патриарха. А во-вторых, очень убедительным докладом председателя синодальной Комиссии по канонизации митрополита Ювеналия. В его докладе была сформулирована квинтэссенция большой и грамотной работы членов Комиссии. В чем проявилась эта грамотность - ведь Комиссию порой и критикуют? Я полагаю, что критикуют люди, которые недостаточно глубоко знакомы с работой этой Комиссии. Сравните ее работу с решением Зарубежной Церкви: они взяли и канонизировали всех, кто пострадал с Императорской семьей - а там и католики, там и лютеране.

http://pravoslavie.ru/guest/maximilian.h...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад митрополита Солнечногорского Сергия, Управляющего делами Московской Патриархии, о деятельности Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата в межсоборный период (1997-2000 гг.) Ваше Святейшество! Досточтимые собратья архипастыри - участники Освященного юбилейного Архиерейского Собора! Немногим более трех лет отделяют нас от деяний последнего Архиерейского Собора, проходившего в1997году в Москве. В общественном сознании эти годы будут неразрывно связаны с дестабилизацией в сфере политики, финансово-экономическим кризисом 1998 года, военными событиями в Чечне, увеличением числа беженцев и беспризорников, ростом безработицы и преступности. Контрастное расслоение общества на богатых и нищих - это еще одна примета нашего времени. К сожалению, указанные мною явления современной общественной жизни характерны не только для России, но и для большинства бывших союзных республик. Однако несмотря на разного рода сложности, связанные с социально-экономическим развитием государств СНГ и Балтии, Русская Православная Церковь продолжала осуществлять свое служение миру и обществу, предлагая нуждающемуся человеку материальную помощь так, чтобы она не унизила его и не превратила его лишь в повод для благодеяния, а помогла бы ему выйти из бедственного положения, пробуждая в нем достоинство личности. С благодарением Богу можно констатировать, что деятельное милосердие в Русской Православной Церкви даже в самое тяжелое для нее время не угасало. Более того, " при Господнем содействии " (Мк. 16, 20) сегодня отмечается многообразный и ободряющий рост диаконического служения, свидетельством чего является деятельность Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, епархиальных отделов церковной благотворительности, многочисленных монастырей, приходов, братств, сестричеств и церковных каритативных организаций.

http://sedmitza.ru/lib/text/429367/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад председателя отдела по делам молодежи Московского Патриархата Архиепископа Костромского и Галичского Александра Ваши Преосвященства! В декабре 2000 года Священный Синод, реализуя определение Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о совершенствовании миссионерской и духовно-просветительской работы в молодежной среде, образовал Отдел по делам молодежи Московского Патриархата. Перед новообразованным Отделом были поставлены следующие основные задачи: 1. Осуществление организационной деятельности с целью реализации Концепции православного молодежного служения Русской Православной Церкви во всех епархиях. Содействие созданию епархиальных Отделов по делам молодежи и координация их работы. 2. Вовлечение молодежи в церковное служение. 3. Организация взаимодействия с общественными и государственными институтами, заинтересованными в воспитании детей и молодежи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей Православия. 4. Проведение Всецерковного Съезда православной молодежи и иных общецерковных мероприятий. 5. Организация информационно-издательской деятельности Отдела. Председателем Отдела по делам молодежи был утвержден архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев) , заместителем председателя стал архимандрит Геннадий (Гоголев) , ректор Костромской духовной семинарии. Прежде чем перейти к рассказу о деятельности Синодального Отдела по делам молодежи, хотел бы отметить, что на протяжении всего периода работы, во всех своих начинаниях, мы ощущали благосклонное внимание и деятельную поддержку Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II, без мудрого руководства которого нам не удалось бы совершить очень многого. За истекший период времени в соответствии с поставленными задачами Отделом по делам молодежи были осуществлены следующие мероприятия:

http://sedmitza.ru/lib/text/429562/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 г. Заседание Священного Синода 17 августа 2004 г. Фото С. Власова 17 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, которое проходило в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке. Открывая заседание, Святейший Патриарх Алексий, в частности, сказал: – Я сердечно приветствую членов Священного Синода. Мы должны были собраться перед днем преподобного Сергия Радонежского, но по обстоятельствам, независящим от нас, собрались перед праздником Преображения Господня. На сегодняшнем заседании нам предстоит рассмотреть довольно много вопросов, связанных с предстоящим Архиерейским Собором. На прошлой наделе я встречался с Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, которого проинформировал о предстоящем Архиерейском Соборе, о том, что на нем мы подведем итоги четырех лет, прошедших со времени последнего Юбилейного Архиерейского Собора, наметим дальнейшие пути на будущее: как жить и служить, осуществлять свою миссию в Русской Православной Церкви. Владимир Владимирович просил от его имени приветствовать членов Священного Синода и пожелал всем крепости и здоровья. На проходящее сегодня заседание не смог приехать постоянный член Синода Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, а также по болезни отсутствует Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года ЖУРНАЛ 30 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ О проведении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, имеющего быть 3-8 октября с.г. в г. Москве. ПОСТАНОВИЛИ: Предложить на утверждение Архиерейского Собора:

http://sedmitza.ru/lib/text/429529/

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #6d85ec1d3f Закрыть Благочестивого генералиссимуса в святые Общественники Кубани объединились для прославления Суворова в лике местночтимых святых Николай Каклюгин   08:14 16.10.2023 876 Время на чтение 19 минут Источник: Попечение 5 октября 2023 года в Краснодаре на площадке православного молодежного кафе «Сретение», что у Храма Рождества Христова в микрорайоне Юбилейном, состоялась одна очень знаковая встреча. На ней в деталях обсуждалось подписанное 39 руководителями общественных организаций Краснодарского края обращение к митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Григорию о причислении генералиссимуса Александра Васильевича Суворова к лику местночтимого святого Екатеринодарской и Кубанской епархии Русской Православной Церкви. По ее итогам завершена подготовка обращения к губернатору (главы администрации) Кубани. Сначала небольшая историческая справка. Александр Васильевич Суворов (1730 – 1800) – выдающийся русский полководец, один из немногих всенародно признанных национальных героев России. За свою долгую службу с 1748 по 1800 годы великий полководец награжден всеми из существующих на тот момент (!!!) орденами Российской империи, вручавшимися мужчинам. В его наградном списке орден Святого Апостола Андрея Первозванного, орден Святого Георгия всех трех степеней, орден Святого Владимира, орден Святого Александра Невского, орден Святой Анны, Мальтийский крест (орден Святого Иоанна Иерусалимского), он дважды обладатель Золотого оружия «За храбрость», приравниваемого к знакам воинского отличия. Кроме того, он – обладатель семи иностранных орденов: австрийского ордена Марии Терезии, прусского Ордена Черного орла, прусского Ордена Красного орла, баварского ордена Святого Губерта, сардинского ордена Святого Благовещенья, савойского ордена Святых Маврикия и Лазаря, французского ордена Кармельской Богоматери и Святого Лазаря Иерусалимского.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/16/blagoc...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «С этим святым связана вся история города на Неве» Открылись торжества, посвященные 300-летию перенесения мощей св. Александра Невского 09:27 06.12.2023 103 Время на чтение 4 минуты Фото: mitropolia.spb.ru 5 декабря 2023 года, в канун дня памяти благоверного великого князя Александра Невского, в храме Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, посвященном святому князю, у исторической раки с его мощами наместник обители епископ Кронштадтский Вениамин в сослужении братии монастыря совершил молебен. Этим богослужением дан старт юбилейному году 300-летия перенесения мощей благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург., сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии . В рамках торжеств в Святодуховском центре открылась выставка главного художника Военно-исторического артиллерийского музея Евгения Емельянова «Александр Невский: воин и святой», которая продлится до 24 декабря.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/06/s_...

Varia К сорокалетию русского студенческого христианского движения 612 Духа не угашайте... 1Фес.5:19 В октябре истекшего года исполнилось сорок лет с зарождения в Пшерове (Чехословакия) Русского студенческого христианского движения, которое когда-нибудь будет оценено как одно из самых значительных явлений в русской религиозной истории XX века. В такой короткой юбилейной заметке я не собираюсь излагать ни истории Движения, ни его «идеологии». Для писания истории еще не наступило время, что же касается «идеологии», то сам этот термин мне кажется теперь, на исходе четырех десятков лет, чуждым подлинному духовному лику Движения. Об «идеологии» в Движении всегда много говорили и спорили, в нем всегда шла борьба идей, но в том-то и вся сила и жизненность Движения, что оно не поработило себя ни одной из них, осталось внутренне свободным от типичных для нашего времени всепожирающих «идеологизма» и партийности. Нет, не в идеологии, а в чем-то гораздо более глубоком правда и значение Движения, и об этом я хочу кратко «засвидетельствовать» в эти юбилейные дни. Правду эту можно выразить словами апостола Павла: «Духа не угашайте». Сорок лет, прожитые Движением, совпадают с самыми страшными годами в истории Церкви, России и всего мира. И страшное в них было не только открытое торжество зла, не только кровь и страдание миллионов людей, но и то, как это зло отравляло собой и тех, кто выдавал себя за борцов против него. Многим стало казаться, что преодолеть большевизм можно только внутренне «обольшевичившись», только ненавистью и угрозами, только пафосом отрицания и обличения. И вот в этой атмосфере апокалипсического испуга и всяческого «духогасительства», в этой внутренней измене тому, что составляло силу и величие русского Православия в канун революционного обрыва, Движение сумело сохранить радостную веру в то, что «свет Христов просвещает всех» и что свет этот «светит и тьме его не объять». Из этой веры оно и родилось. Кучка студентов-эмигрантов, создавших Движение, прошедших через «испепеляющие годы» революции и Гражданской войны, пришли к Церкви не как к «утешению» или сладостному воспоминанию о прошлом, а как к источнику творческого и духовного преодоления ядов, отравлявших умы и сердца. Не испуг, не ненависть, не одно голое отрицание, а вера во всепобеждающую и целительную силу Христовой истины, той истины, познание которой, по словам Христа, делает нас свободными, – вот что было от начала и осталось навсегда вдохновением Движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010