Лысково. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1753 году тщанием Преосвященного Льва, епископа Воронежского и Елецкого. Здание каменное, с каменной же колокольней в одной связи. Обнесено железной решеткой на каменных столбах. Престолов три: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери; правый – в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова; левый – в честь свт. Иоанна Златоустого. В приходе до революции 1917 г. имелось две церковно-приходские школы - для мальчиков и для девочек. Они были построены в 1898 г. на средства прихожан. В 1916 г. здесь училось 15 мальчиков и 30 девочек. В 20-30-е годы ХХ века в Казанской церкви служил архиепископ Александр (Щукин). 30 октября 1937 года он был расстрелян. На Юбилейном Соборе в 2000 году архиепископ Александр (Щукин) был причислен к лику святых. Богослужения в храме прекратились по причине отсутствия священника в 1939 году. По просьбе общины верующих служба в Казанском храме разрешена с 14 июня 1943 года. В конце 1940-х годов в Казанской церкви служил епископ Лысковский Иов (Кресович), викарий Нижегородской епархии и предшественник нынешнего епископа Силуана (Глазкина). http://lisk-3.cerkov.ru/ Кирпичная церковь, выстроенная в 1753 г.. Бесстолпный четверик, увенчанный небольшой главкой, с двухпридельной трапезной и двухъярусной колокольней в стиле классицизма. Приделы в трапезной Иоанна Богослова и Иоанна Златоуста. Закрыта в 1939 г., но в 1943 г. открыта вновь и более не закрывалась. В XVI-XVII в.в. здесь находился мужской Казанский монастырь, упразднённый в 1764 г. История церкви начинается задолго до её строительства. В писцовых книгах 1624-1626 гг. есть сведения о двух монастырях, построенных в Лыскове. Один – девичий, в нём храм Рождества Пресвятой Богородицы. Там было 15 келий, в них жили игуменья Таисия и простые старцы. А другой монастырь – мужской – Пресвятой Богородицы Казанская,на речке Сундовике, в нём церковь во имя Казанской Божией Матери. Церкви в обоих монастырях были вначале деревянные.

http://sobory.ru/article/?object=07828

О праздновании юбилея святого Александра Невского рассказали в " Интерфаксе " июня 2021 Пресс-конференция, посвященная празднованию дня рождения святого Александра Невского в Александро-Невской лавре , прошла 9 июня в пресс-центре " Интерфакс - Северо-Запад " .  Празднования, приуроченные к одной из возможных дат рождения великого князя - 12 июня 1221 года, - пройдут 11 и 12 июня: состоится открытие выставки икон святого из храмов Санкт-Петербургской митрополии и конференция " Святой Александр Невский. Вопросы канонизации и церковного почитания " . Первый заместитель председателя городского комитета по культуре Федор Болтин отметил, что 800-летие со дня рождения святого Александра Невского - не рядовое событие. Комитет по культуре принимал участие в первом мероприятии юбилейного года - выставке в парке " Россия - моя история " , которая сейчас путешествует по регионам России. Утвержден план городских празднований, подписанный губернатором, но туда все время добавляются новые инициативы. День рождения святого совпал с празднованием Дня России, что способствовует укреплению духовного единства страны. На созданном к юбилею сайте размещена информация обо всех событиях программы. Логотип празднования узнаваем в городе. Торжества будут способствовать повышению интереса к истории России и деятельности святого. Наместник лавры епископ Кронштадтский Назарий подчеркнул, что выверенную дату празднования дня рождения великого князя предложила Российская академия наук, и она совпадает с церковной традицией: 30 мая, по новому стилю - 12 июня. К этому дню и подготовлена выставка.  " Отличительная особенность выставки - иконы, которые находятся в храмах города, - сказал владыка. - Они намоленные, может быть, не столь значительны с точки зрения искусства, но слышали мольбы о помощи и видели слезы радости, когда исполнялось просимое. В свое время Министерство культуры поддержало идею сделать выставку икон святого на федеральном уровне, но, к сожалению, государственные музеи идею не поддержали.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Опыт раздвоенности РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_28576.html 19 апреля 2006 Протоиерей Виктор Потапов Опыт раздвоенности Христиане недостаточно ценят самое главное – церковное единство Источник:  http://religion.ng.ru НГ-Религии В Сан-Франциско с 6 по 14 мая текущего года будет проходить IV Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ожидается, что в ходе заседаний Собора будет окончательно определена официальная позиция РПЦЗ по вопросу о сближении с Московским Патриархатом (МП). Заметим, что сближение Церквей считают своевременным не только представители МП, но и российские государственные деятели. Так, президент РФ Владимир Путин не раз во время встреч с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и с Предстоятелем РПЦЗ митрополитом Лавром (Шкурлой) говорил о том, что воссоединение Церквей – " дело государственной важности " . В Московском Патриархате главной задачей процесса сближения считают не только установление евхаристического общения (возможности совместно совершать литургию и причащаться), но и установление полного административного единства. Среди иерархов и духовенства РПЦЗ этот сценарий вызывает споры, равно как и вопрос о сохранении Зарубежной Церковью собственности. Кроме того, в сознании ряда представителей РПЦЗ за годы разделения Церкви прочно укоренился стереотип, согласно которому Московский Патриархат являлся " пособником сталинского режима " . Несмотря на однозначно сформулированное в " Социальной концепции РПЦ " положение, согласно которому Церковь может отказать власти в поддержке, " если власть принуждает верующих к отступлению от веры " , преодоление стереотипа остается затруднительным. Своим мнением относительно перспектив восстановления церковного единства и роли IV Всезарубежного Собора в этом процессе с читателями " НГР " делятся известные деятели РПЦЗ – протоиереи Виктор Потапов и Игорь Шитиков. " Мы все чада Русской Церкви. Будем же уклоняться от соблазнов явного и тайного зла, воюющего на нас... Об этом молимся мы – пастыри на Архиерейском Соборе юбилейного года, понимая всю ответственность за Церковь. Молимся о полном нашем единомыслии, в котором заключаются сила и правда Церкви " .

http://religare.ru/2_28576_1_21.html

Остальные материалы СЩМЧ. ИЛАРИОН. СЛУЖБА И ЖИТИЕ Составлено митрополитом Иоанном, Санкт-Петербургским и Ладожским Память священномученика Илариона, архиепископа Верейского, определено совершать дважды в год: 15/28 декабря, в день мученической кончины, и 27 апреля/10 мая, в день церковного прославления. далее... Ровно 80 лет назад, 5 июля 1923 г., свмч. Иларион освятил храм Сретенского монастыря, оскверненный обновленцами. Этим было положено начало искоренению обновленческого раскола. Тогда же святитель был возведен в сан архиепископа и стал наместником Сретенской обители. Исторические документы донесли до нас подробности событий той далекой эпохи. далее... Он исполнял обязанности лесника и жил в самом здании часовни. Впоследствии оно было разобрано на дрова, и место постройки заросло лесом (до наших дней сохранились только задернованные фундаменты). Установленный крест, таким образом, отмечает не только место разрушенной святыни, но и еще одну географическую точку на Соловках, связанную с памятью святителя Илариона. далее... Глубокий ученый-богослов, пламенный проповедник, ревностный служитель алтаря Господня, талантливый администратор, мудрый архипастырь и бескомпромиссный защитник Церкви и православных догматов - таков образ святителя Илариона, увенчавшего свое земное служение подвигом мученичества и исповедничества. Канонизация архиепископа Илариона как местночтимого святого была совершена 10 мая (27 апреля ст. ст.) 1999 года в московском Сретенском монастыре Святейшим Патриархом Алексием, а общецерковное его прославление состоялось на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. далее... Жизнь полна идолов; на каждом шагу встречаем теперь и идолов, и идолопоклонников. Правда, вы не увидите идолов каменных, золотых и серебряных. Грубого идолопоклонства в наш просвещенный век и странно было бы искать. Но идолопоклонство тонкое, часто бессознательное, прикрывающееся именем служения истинному Богу, — такое даже более опасное идолопоклонство снова грязной волной разлилось по лицу земли. Проявления этого идолопоклонства весьма различны, но все они равно печальны и горестны для мира христианского.

http://pravoslavie.ru/5816.html

От издателей Среди многочисленных забот, которыми живет сегодня Русская Православная Церковь , особого внимания достойны вопросы миссионерства и христианского просвещения. Знаменательно, что на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года была совершена канонизация не только Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, но и двух подвижников нашей Церкви, просиявших в трудах апостольского просвещения народов нашего отечества. Это известные труженики Алтайской Духовной миссии преподобный Макарий (Глухарев), основатель миссии, и продолжатель его дела святитель Московский и Алтайский Макарий (Невский) . Со времени их канонизации следовало бы ожидать появления многочисленных книг, содержащих исследования об их миссионерской деятельности, эпистолярном и гомилетическом наследии. Нельзя сказать, что таких книг не появилось вовсе, но число их столь мало, что смело можно утверждать: современное церковное общество мало уделяет внимания подвигу этих святых и тому вкладу, который они внесли в созидание и расширение нашей Святой Церкви на территории России и, в частности, Алтая. Данное собрание проповедей святителя Макария Московского лишь отчасти может восполнить образовавшийся пробел. Труд по полному выявлению и публикации всего комплекса документов, относящихся к обстоятельствам жизни и служения преподобного Макария, равно как и святителя Макария, еще ждет своих делателей и займет немало времени. Нынешняя публикация основана на издании «Полное собрание проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, посланий, воззваний и наставлений) Макария, митрополита Московского и Коломенского, за все время служения его в архиерейском сане (1884–1913)» (Сергиев Посад, 1914. 1136, XX стр.) и дополнена рядом проповедей, опубликованных после 1913 года. Случаи, когда проповедь перепечатывается из этого сборника, не оговариваются специально; если же проповедь взята из другого источника, то он указывается в примечании. Кроме того, издатели посчитали необходимым дополнить публикуемое гомилетическое наследие рядом статей и переводов святителя Макария об Алтае, миссии и миссионерах. Особый интерес могут представлять его ранние дневниковые записи, а также ряд писем, полученных от обер-прокурора Святейшего Синода Константина Петровича Победоносцева .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

По поводу предстоящего празднования столетнего юбилея Московской Духовной Академии I Приближается знаменательная юбилейная годовщина одного от высших духовно-учебных заведений, существующих в России. Все мы, бывшие и настоящие воспитанники нашей almae matris, нашей родной и дорогой Императорской Московской Духовной Академии, готовимся встретить этот праздник достойным образом. 1-ое Октября текущего года, храмовой праздник в Академии, в честь Божией Матери, по случаю чудного и спасительного Ее Покрова, совпадает ныне с другим праздником, праздником столетнего юбилея существования Академии в стенах древней Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, куда она переведена была в 1814 году из Москвы, из древнего же здания, находившегося на Николаевской улице при Заиконоспасском монастыре и именовавшегося Славяно-Греко-Латинскою Академиею. Столетие Академии – этот вековой период ее существования на одном и том же месте – имеет, конечно, полное право на празднование, как освященный еще в древности, в Ветхом именно Завете период времени, как истинный юбилейный год или, лучше сказать, двойной юбилей, принимая за юбилейную дату период времени в пятьдесят лет. Для ученого учреждения, какова именно Духовная Академия, этот период времени является, конечно, не особенно продолжительным и большим. Бывают учреждения, которые в пять раз более переживали времена исторического своего существования. Такова, напр., Св. Троицкая Сергиева Лавра, пятисотлетие которой праздновалось на наших глазах и на нашей памяти двадцать два года тому назад. Но первая столетняя годовщина существования Московской Духовной Академии и пребывания ее в стенах знаменитой Лавры должна быть, по нашему мнению, отмечена особенно тщательным образом: ибо последующие столетние же годовщины ее не так уже трудно будет отмечать по этой первой, являющейся для нее как бы вехой, указывающей дальнейший ее исторический путь. Надеемся, что все ученые силы Академические, к предстоящему юбилейному празднованию совокупно и единомысленно придут к какому-либо заключению по поводу этой высокой миссии Духовной Академии, возложенной на нее и состоящей не в том только, что она просуществовала так или иначе сто лет на свете и выпустила целый ряд воспитанников из своих стен, разошедшихся потом по разным поприщам жизни, духовной и светской, – но и в том, что она находилась бок о бок с Лаврою Преп. Сергия и прожила вместе с нею все это время мирно и спокойно и, главное, благоплодно и благотворно в духовно-нравственном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

Преосвященный Вениамин – уроженец Курской губернии, сын священника о. Николая Платонова; в мире носил имя Василия. Образование Василий Николаевич Платонов получил в Курской духовной семинарии и Киевской духовной академии, где в июне 1845 г. окончил курс учения по первому разряду и в январе 1846 г. удостоен степени магистра. Службу Василий Николаевич начал с должности помощника ректора по учебной части, т. е. преподавателя богословских наук в родной ему семинарии – Курской, назначенный на эту должность определением Духовно-учебного Управления от 24/29 сентября 1845 г. Будучи профессором семинарии Курской, Василий Николаевич, вследствие прошения своего, в июне 1848 г. был пострижен в монашество, с именем Вениамина, а в августе месяце того же года инок Вениамин рукоположен был сначала в иеродиакона, а потом в иеромонаха. В декабре месяце 1851 г., профессор Курской духовной семинарии иеромонах Вениамин Платонов , определением Св. Синода, перемещен был в Литовскую духовную семинарию на должность инспектора и профессора по классу логики, психологии и латинского языка. Здесь о. Вениамин, в январе I860 г., по определению Св. Синода, за отлично-усердную службу, возведен в сан архимандрита, с присвоением ему лично степени настоятеля третьеклассного монастыря. В декабре 1859 г., о. архимандрит Вениамин перемещен Св. Синодом на должность инспектора и профессора богословских наук в Казанскую духовную академию, а в марте месяце 1864 г. – на должность ректора и профессора богословских наук в Харьковскую духовную семинарию и назначен настоятелем Старо-Харьковского Преображенского монастыря; в то же время, на основании устава духовных консисторий, он должен был вступить в исполнение обязанностей члена Харьковской духовной консистории. Должность настоятеля монастыря и члена консистории о. Вениамин в 1867 году должен был оставить, по силе требований нового устава духовных семинарий, высочайше утвержденного 14 мая 1867 года; но в должности ректора и преподавателя Харьковской семинарии он пробыл по июнь месяц 1872 г. 24 июня 1872 г. высочайше утвержден был всеподданнейший доклад Св. Синода о бытии ректору Харьковской духовной семинарии, архимандриту Вениамину епископом Сумским, виварием Харьковской епархии и 30 июля, того же года, о. архимандрит Вениамин хиротонисан был во епископа. Епископом Сумским Преосвященный состоял до 9 апреля 1883 г., когда состоялось высочайшее утверждение всеподданнейшего доклада Св. Синода о бытии ему епископом Кинешемским, виварием Костромской епархии. – За служебные отличия Преосвященный имеет ордена: св. Владимира 2-й и З-й степени, св. Анны 1-й ст., 2-й ст. с императорской короной и 3-й ст.; кресты имеет: магистерский, наперсный, жалуемый Св. Синодом пресвитерам и наперсный в память войны 1853–1856 гг. Орден св. Владимира 2-й степени Преосвященный получил за свою отлично-усердную пятидесятилетнюю службу пред своим юбилейным торжеством. Отроду Преосвященному 78 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МИХАИЛ НОВОСЕЛОВ И ЛЕВ ТОЛСТОЙ Евгений Семенович Полищук, заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии 27 января 2015 Тема моего доклада лишь отчасти связана со Львом Николаевичем Толстым – больше я буду говорить о его ученике Михаиле Александровиче Новоселове, ныне – святом мученике Михаиле. Он был прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся в 2000 году, когда было одновременно прославлено более тысячи других новомучеников Русской Церкви. Обычно процесс канонизации начинается с почитания подвижника церковным народом, собираются сведения о его жизни, факты посмертных чудес, а затем правящий архиерей направляет собранные материалы Высшей Церковной власти. После установления, что в жизни подвижника нет ничего, что препятствует канонизации, а также проверки подлинности чудес Высшая Церковная власть принимает решение о его местном или общецерковном почитании. Но в советское время о погибших от рук большевиков мучениках было мало что известно, а с момента падения коммунизма, когда архивы КГБ отчасти открылись, прошло еще слишком мало времени, чтобы извлечь оттуда и опубликовать документы, говорящие о подвигах героев веры. Вот почему об их жизни и трудах в церковном народе еще мало известно. Недавно Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 года принял даже специальное определение «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», в котором указывалось на необходимость изучать их подвиги, проводить посвященные их памяти конференции, вести соответствующую просветительскую работу в СМИ, в учебных заведениях и т.д. Священноначалие Русской Церкви пошло даже на такое нововведение в месяцеслове календаря, как добавление к именам мучеников их фамилий, чтобы не было путаницы – ведь с учетом канонизированных уже после Собора 2000 года в календаре появилось около полутора тысяч новых имен.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Святитель Московский и Алтайский Макарий (Невский; 1835–1926) как проповедник Протоиерей Максим Максимов, член Синодальной комиссии по канонизации святых, клирик Московской епархии Доклад на XX Международных Рождественских образовательных чтениях 24 января 2012 года Аудиофайл Часть 1 Аудиофайл Часть 2 24 января 2012                          Протоиерей Максим Максимов,                       член Синодальной комиссии по канонизации святых, клирик Московской епархии     СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ И АЛТАЙСКИЙ МАКАРИЙ (НЕВСКИЙ; 1835–1926) КАК ПРОПОВЕДНИК Среди многочисленных забот, которыми живет сегодня Русская Православная Церковь, особого внимания достойны вопросы миссионерства и христианского просвещения. Знаменательно, что на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года была совершена канонизация не только Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века, но и двух подвижников нашей Церкви, просиявших в трудах апостольского просвещения народов нашего Отечества. Это известные труженики Алтайской Духовной миссии преподобный Макарий (Глухарев), основатель миссии, и продолжатель его дела святитель Московский и Алтайский Макарий (Невский). В 2011 году издательством «Булат» при непосредственном участии членов Синодальной комиссии по канонизации святых выпущен в свет четырехтомный сборник «Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения» святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Алтайского. Опубликованное гомилетическое наследие дополнено рядом статей и переводов святителя Макария об Алтае, миссии и миссионерах; также опубликованы его ранние дневниковые записи и ряд писем, полученных от обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева. Вниманию участников конференции предлагается доклад о проповеднических трудах равноапостольного просветителя Алтая святителя Московского Макария (Невского). Вся жизнь его была служением Богу. Промысл Божий провел его от нищеты и забвения (он был восьмым ребенком в бедной семье причетника) до кафедры Московского святителя. И на всем протяжении этого пути святитель неустанно нес крест миссионера-проповедника.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Русский Дом 2001. Первые плоды покаяния ПРАВОСЛАВИЕ.RU       РУССКИЙ ДОМ 8,  2001 ПЕРВЫЕ ПЛОДЫ ПОКАЯНИЯ В августе прошлого года в сонме Новомучеников Российских в чине страстотерпца был прославлен наш последний император Николай Александрович Романов. Русская Православная Церковь подошла к этой акции с большой ответственностью, без ненужной спешки и в то же время с пониманием того, что долго затягивать это дело тоже нельзя. Не дав вовлечь себя в бушевавшие вокруг этого вопроса страсти, она скрупулезно изучила все материалы, обращая внимание при этом также на чудеса и знамения, которые особенно обильно стали являть себя начиная с годовщины убийства венценосного мученика 17 июля 2000 года, когда на крестном ходе из портрета царя полилось благоуханное миро. Только убедившись, что Николай Второй не был повинен ни в Кровавом воскресении, ни в других инкриминированных ему преступлениях (во всех этих случаях он был подло " подставлен " недостойным его окружением, которое он сам охарактеризовал горькими словами: " кругом измена, трусость и обман " ), Церковь на Юбилейном Архиерейском Соборе совершила акт канонизации. Серьезность церковного отношения к канонизации Государя диктовалась важностью принимаемого определения. Соборное православное мышление, более глубокое, чем ум любого отдельного человека, понимало, что это определение должно вызвать какие-то положительные изменения в нашей жизни. И вот прошел год. Это, конечно, очень немного, но все-таки мы можем задать себе вопрос: наметились ли за это время какие-то сдвиги в нашем бытии, есть ли хотя бы их начатки? Для удобства анализа рассмотрим последовательно три сферы, в которых после канонизации царя могло что-то произойти: сферу мистических явлений, сферу общественного сознания и сферу реальной жизни - говоря философским языком, онтологию, психологию и прагматику. 1. В области сверхъестественного результаты прославления Государя полились прямо-таки потоком, причем в буквальном смысле этого слова. Полупроницаемая пленка, отделяющая наш мир от соседствующего с ним потустороннего бытия, не выдержала резко усилившегося напора " оттуда " , и многочисленные изображения царя начали покрываться каплями миро, менять цвет, становиться более четкими, окрашиваться кровью и даже появляться там, где их никогда не было и не могло быть (о последнем феномене было рассказано в предыдущем номере нашего журнала).

http://pravoslavie.ru/rusdom/200108/13.h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010